Конспект урока что такое текст тема текста 5 класс разумовская
Урок развития речи в 5-м классе на тему «Что такое текст?»
Ход урока
1. Речевая разминка. Реализация домашнего задания
Начнем разминку с подготовленного дома “бинома фантазии”, тренирующего воображение, развивающего речь. Итак, чей “бином фантазии” будет интересней сегодня? Рука – береза. Сочиняя “биномы фантазии”, вы придумывали маленькие тексты. А что такое текст? Сегодня на уроке мы попытаемся выяснить это.
2. Формирование новых понятий, умений, навыков
1. Повторение понятия текста
Задание 2: Пронумеруйте предложения. Можно ли поменять их местами? Почему?
Повадился медведь в деревню ходить. Чуть стемнеет – косолапый тут как тут. Решили охотники поймать зверя. Привезли они ловушку, мёдом обмазали, зерна насыпали. А Мишка всё съел и был таков.
Задание 3: Прочитайте запись. Почему её трудно читать? Найдите границы предложений.
Однажды мальчик и дельфин купались в море и играли друг с другом вдруг мальчик оказался верхом на дельфине тот не сбросил седока и взял направление к берегу.
2. Индивидуальное задание: сообщение ученицы о красной строке.
Задание: послушайте сообщение и запишите в тетрадь, что такое красная строка, зачем она нужна. (Красная строка – это отступ в начале строки, с помощью которого выделяем каждую новую часть, т.е. новую мысль)
3. Упражнение “Понаблюдайте”
а) Работа с учебником. § 100
Задание: прочитайте материал учебника и ответьте на вопросы. Какая группа предложений является текстом? Почему нельзя назвать текстом два других высказывания? Что такое текст?
б) Устное лингвистическое изложение по видимому тексту.
Задание: прочитайте два определения и § 100 , найдите общие признаки текста. Расскажите, что такое текст. Чем отличается текст от предложения? Запишите признаки текста и запомните их.
Текст имеет свои черты, не свойственные предложению. Отдельные части текста объединяются не только союзами и союзными словами, но и другими средствами: использованием синонимов, местоимений или повтором одних и тех же слов, некоторых словосочетаний и предложений.
Текст – это цельность и завершённость, а предложения часто этими свойствами не обладают.
Содержание текста – это описание фактов, событий, места действия и времени протекания этого действия, рассуждения автора, движения сюжета и т.п. Текст – это выражение основной мысли, идеи произведения. Текст может быть и очень большим (например, роман), и очень маленьким (например, справка).
Энциклопедический словарь юного филолога. Языкознание
Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений, порядок слов в предложениях, интонация и др.
В тексте предложения связаны не только общей темой, нои определённой идеей, основной мыслью.
Тема – это то, о чём говорится в тексте.
Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан.
Е. Никитина. Русская речь. 5 класс
3. Беседа по содержанию прочитанного
4. Знакомство с опорной схемой.
Расскажите о тексте, опираясь на схему
(Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Смысловая связь осуществляется благодаря тому, что предложения в тексте объединены темой. Это единство темы поддерживается лексикой на одну тему, повторами, однокоренными словами, синонимами, наличием заголовка. Тема – это то, о чём говорится в тексте. Но в тексте выделяется самое главное. Это основная мысль – то, что говорится о данной теме.
Грамматическая связь создаётся благодаря определённому порядку предложений, порядку слов, интонации, трёхчастной структуре.)
5. Работа с текстом
Задание: прочитайте небольшой рассказ Валентина Катаева.
В лесу стоял старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришёл старик с мешочком, кряхтя, поклонился пню и побрёл дальше.
Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.
Возгордился старый пень и говорит деревьям:
– Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка – поклонилась, пришли девочки – поклонились, пришёл старик – поклонился. Ни один человек не прошёл мимо меня, не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.
Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.
Рассердился старый пень и ну кричать:
– Кланяйтесь мне! Я ваш царь!
Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую берёзу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:
– Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опёнки. Да и тех не находят. Давно уже всё обобрали.
7. Работа с текстом
Членение текста на микротемы и составление плана. Определения стиля речи
Текст делится на абзацы – микротемы. Когда мы пишем изложение, то всегда составляем план. Теперь вы будете знать, что в плане столько пунктов, сколько микротем.
4. Итоги урока
Понравился ли вам рассказ – притча В.П. Катаева? Имеет ли он отношение к нам? Что нового о тексте вы узнали на уроке?
Конспект урока с презентацией «Тема текста»(5 класс)
Выбранный для просмотра документ ТЕМА ТЕКСТА.doc
Конспект урока развития речи по русскому языку в 5 классе
Левицкая Светлана Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Тема урока: «Тема текста».
Цель: сформировать у учащихся понятие темы текста (узкая и широкая); формировать умение соотносить тему и содержание высказывания.
Цыплят по осени считают.
Мы идем по мягкому, разноцветному ковру осени.
Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Стаи журавлей летят косяками на юг.
— Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.
2.Объяснение нового материала. Актуализация знаний, связанных с новой темой.
— Есть ли что-то общее у данных предложений? /Они об осени./
— Если в этих предложениях говорится об одном, значит, это текст? /Нет/
— Докажите это. Вспомните, что можно назвать текстом, какие условия должны обязательно выполняться.
-Текст состоит из предложений, связанных по смыслу и расположённых в определенной последовательности. Последовательность предложений соответствует последовательности событий (действий, ситуаций), которые описаны в тексте.
— Текст можно озаглавить. Можно ли придумать один заголовок для данных предложений?
-Что должно быть отражено в заглавии текста?
Сформулируйте, что такое тема текста, на ваш взгляд.
( формулируют, дают ответы)
Сравните, ваши определения с записанным определением на закрытой части доски. (Тема текста – это то, о чём (или о ком) в нем говорится). Занесите это определение в тетради.
3.Этап исследования, усвоения и закрепления полученных знаний.
Выполним задание № 1.
1.Возможно ли из данных предложений составить текст?
Если да, то представьте окончательный вариант, назовите его тему, озаглавьте и запишите в тетради.
Оно чуть помедлило, словно запутавшись в ветвях деревьев, и вдруг выкатилось на простор золотым колесом с огненными спицами. Над соседним лесом показался краешек солнца. Луг весь засверкал, заискрился, слепя глаза тысячами разноцветных, переливающихся огоньков.
Скажите, прочему у нас получались разные варианты тем, чем они отличны друг от друга? (солнце, золотое колесо, восход солнца и др.)
— У кого-то более короткая тема, состоящая из одного слова, у кого-то в тему, кроме существительного, включено прилагательное и т.д.
Правильно, потому что темы текста бывают узкие и широкие. Рассмотрим запись, выполненную на закрытой части доски.
Широкая (Первый день зимы.)
Запись схемы и примеров тем в тетради.
Выполним задание №2.
2.Сопоставьте данные темы. Определите, какие из них уже.
Летом в деревне. В ночном. Последние дни летнего отдыха в деревне.
Обратимся к материалу задания №3.
3. Из предложенных тем выберите широкую, в которую бы входили все остальные, узкие темы.
Осенью на нашей речке.
Последние осенние цветы.
Осеннее утро в роще.
Моя рябина поздней осенью.
Учащиеся доказывают свою точку зрения, в виде кластера заносят темы в тетради.
Теперь вы как исследователи разобрались в учебном материале, давайте перейдем на самостоятельный, творческий уровень и обратимся к заданию №4.
4. Самостоятельно подберите и запишите три узкие темы к широкой.
1) Зимние развлечения.
3) Любимый уголок природы.
Варианты, предложенные учениками:
1.Катание на коньках.
2.Лыжная прогулка по лесу.
2.Раннее утро в моем саду.
3.Разнообразие цветов в моем саду.
3)Любимый уголок природы:
А теперь мы обратимся к исследованию сочинения одного ученика, посмотрим, образцовое ли оно. Задание №5 на листах.
5 . Прочитайте сочинение ученика.
Кони в золоте лучей.
Летом мы со старшим братом были у бабушки в деревне. Брат в прошлом году окончил техническое училище и теперь работает на заводе. Осенью он пойдет в армию, а потом будет учиться в институте.
Однажды на рассвете мы отправились на рыбалку. Пришли на место. Закинули удочки. Но я смотрел не на поплавок, а на то, как у другого берега ребята купали лошадей. Искупали, сели на них верхом и поскакали по крутому берегу реки. В это время появилось солнце! Было так прекрасно: кони в золотых лучах солнца!
Они скакали, едва касаясь копытами земли. Их хвосты и гривы развевались на ветру и казались золотыми…
Несколько минут я стоял как завороженный, хотя кони были уже далеко.
Клев в то утро был отменный. Бабушка нашим уловом была довольна.
Назовите тему его сочинения.
Укажите в тексте предложения, которые не помогают раскрытию темы. Опустите их при повторном чтении.
Сравните оба варианта. Какой вам больше нравится? Почему?
Четко сформулируйте и запишите ответ на вопрос нашего исследования: что же значит уметь писать и говорить на тему? (В тетрадях для конспектов)
— зачитывают формулировки, корректируем их. ( Высказывание надо строить так, чтобы каждое предложение в нем помогало раскрытию данной конкретной темы ).
Как вы думаете, в повседневной жизни при общении это правило сложно соблюдать?
Так может и не нужно?
(варианты ответов учеников). Необходимо соблюдать, чтобы не переключать внимание слушателя или читателя от того, что его интересует, о чём он спрашивал. Надо подчинять свой речевой продукт (текст) теме, чтобы тебя понимали, хотели общаться, адекватно воспринимали.
А сейчас, чтобы выявить знания, полученные в результате нашего исследования, мы разгадаем кроссворд.
Вопросы к кроссворду:
То, из чего состоит любой текст. (предложение)
Что состоит из предложений, связанных между собой по смыслу? (текст)
Любому тексту можно дать… (заглавие)
Это то, о чём говорится в тексте. (тема)
Написать сочинение-миниатюру на одну из тем:
Очень полезная игра.
Уяснить для себя, чем они отличаются, правильно раскрыть выбранную тему.
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме » Текст «
урока по русскому языку в 5 классе по теме «Текст» учителя русского языка и литературы МБОУ «Баратаевская средняя школа» г Ульяновска
Журавлевой Людмилы Вячеславовны
Цель деятельности учителя
Углубить знания учащихся о смысловой и грамматической цельности текста, его строении; ознакомить со способами связи предложений в тексте.
Урок развития речи, «открытия» нового знания.
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие текст ; уметь определять признаки текста.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентносного опыта / приобретенная компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные : осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.
Методы и формы обучения
Наблюдение за языковыми явлениями, эвристический метод; развитие исследовательских навыков, конструирование, индивидуальная, групповая, фронтальная работа.
Учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х ч. / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др. – М.: Просвещение, 2017 г.
Здравствуйте, ребята! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас. Записываем в тетради
Актуализация опорных знаний путем постановки проблемного вопроса: Почему записанные на доске предложения образуют текст?
Быстро наступает вечер в глухом лесу. Скрылось за деревьями вечернее низкое солнце.
Ещё не спят, кормятся в лесу птицы.
Вот на стволе дерева уселся красноголовый чёрный дятел. Он звонко долбит сухое дерево. Далеко слышен в вечернем тихом лесу торопливый стук дятла.
Что такое текст? (Это предложения, связанные по смыслу и с помощью языковых средств)
Можно ли озаглавить данный текст? (Озаглавить можно «Дятел в вечернем лесу»)
Что же отражается в заглавии? (В заглавии отражается тема текста)
А какова основная мысль данного текста? (Далеко слышен в вечернем лесу торопливый стук дятла – в этом предложении отражена основная мысль данного текста)
Определение темы урока детьми
Как вы думаете, какова же будет тема нашего сегодняшнего урока? («Тема, основная мысль и структура текста»).
Работа с учебником (открытие новых знаний)
Самостоятельно изучите материал учебника на стр.34 и ответьте на следующие вопросы по записанному на доске тексту:
Какие четкие границы имеет текст? (Текст имеет начало и конец)
Как разделен данный текст? (Данный текст разделен на абзацы)
Что содержит каждый абзац? (Каждый абзац содержит микротему)
Формулирование правила, его запоминание, отработка и закрепление.
Применяя дополнительные знания о тексте, выполняем упражнение 68.
На ваших столах тексты. Прочтите.
На склоне небольшого пригорка нашего села стояла молоденькая берёзка. У берёзки была нежная и светлая атласная кожица. Куда не глянешь, всюду одни льды. Я стал вглядываться в узкую полоску воды, которую разрезал во льдах наш корабль. Играя, ветер весело пересчитывал на берёзке изумрудные листочки. Конь бьётся, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать верёвку. Корабль замедлил ход и остановился. Пришлось спустить шлюпку и вернуться к льдине, на которой лежал белёк – детёныш тюленя. А конь этот оказался не простым. Да и парень тоже не промах – ещё крепче верёвку натянул.
— Докажите, что прочитанное можно назвать текстом? (Текстом назвать нельзя, т.к. нет смысловой связи)
— Попробуйте вычленить из данного отрывка 3 текста, обратите внимание на лексику, грамматические формы слов, смысл. Для удобства подчеркивайте строки текса карандашами разных цветов. Можно эту работу делать в паре.
На склоне небольшого пригорка нашего села стояла молоденькая берёзка. У берёзки была нежная и светлая атласная кожица. Играя, ветер весело пересчитывал на берёзке изумрудные листочки.
Куда не глянешь, всюду одни льды. Я стал вглядываться в узкую полоску воды, которую разрезал во льдах наш корабль. Корабль замедлил ход и остановился. Пришлось спустить шлюпку и вернуться к льдине, на которой лежал белёк – детёныш тюленя.
Конь бьётся, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать верёвку. А конь этот оказался не простым. Да и парень тоже не промах – ещё крепче верёвку натянул.
— Докажите, что перед вами текст.
1 ряд – первый текст («Берёзка»)
2 ряд – второй текст («Белёк»)
3 ряд – третий текст («Заарканил»)
— Сделайте вывод, какими признаками должен обладать текст. (Должно быть тематическое, смысловое единство. Предложения должны быть связаны не только по смыслу, но и грамматически. Должно быть стилистическое единство)
Прочитайте, продолжите рассказ.
Купались мы на реке вместе с папой. Папа плавал очень хорошо. Он переплыл на другую сторону и стал звать к себе Джека. Пёс в это время играл с нами. Но как только услыхал папин голос…
Домашнее задание (по выбору учащихся).
Упр. 68, составить таблицу «Признаки текста»
Упр. 69, составить таблицу «Признаки текста»
В конце урока дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
На уроке я работал активно / пассивно
Своей работой на уроке я доволен / не доволен
Конспект урока русского языка для 5 класса «ТЕМА ТЕКСТА»
Конспект урока русского языка для 5 класса
Цели: показать, как в сочинении должна раскрываться тема; развивать умение соотносить тему и содержание высказывания; развивать понятие узкой и широкой темы.
Оборудование: учебники русского языка для 5 класса.
УМК : Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова.
I. Проверка домашнего задания.
II. Определение темы текста . (слайд № 3)
Учитель читает стихотворение, опустив его название.
Проехал грохот грома,
И снова все молчит.
А миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро
По всем зеленым листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По ведрам и по лейкам
Пролетный дождь стучит.
С о о б щ е н и е у ч и т е л я: каждый текст создается на определенную тему. Тема текста – это то, о чем (или о ком) в нем говорится. Очень часто тема текста отражается в его заглавии.
III. Работа с текстом. (слайд № 5)
Кони в золоте лучей
Летом мы со старшим братом были у бабушки в деревне. Брат в прошлом году закончил техническое училище и теперь работает на заводе. Осенью он пойдет в армию, а потом будет учиться в институте.
Однажды на рассвете мы отправились на рыбалку. Пришли на место. Закинули удочки. Но я смотрел не на поплавок, а на то, как у другого берега ребята купали лошадей. Искупали, сели на них верхом и поскакали по крутому берегу реки. В это время появилось солнце! Было так прекрасно: кони в золотых лучах солнца!
Они скакали, едва касаясь копытами земли. Их хвосты и гривы развевались на ветру и казались золотыми…
Несколько минут я стоял как завороженный, хотя кони были уже далеко. Клёв в то утро был отменный. Бабушка нашим уловом была довольна.
– Удачно ли озаглавлен текст?
– Укажите в тексте такие предложения, которые не помогают раскрытию темы.
– Где можно расширить повествование?
– Какое из предложений является ключевым, раскрывающим тему?
IV. Выполнение упражнения 80.
V. Сообщение учителя. (слайд № 6)
Каждое слово имеет значение в раскрытии темы. Например, темы «Снег» и «Первый снег» – близкие, но разные. Высказывание нужно строить так, чтобы каждое предложение в нем помогало раскрытию темы.
Темы бывают узкие и широкие. Широкая тема может включать в себя несколько узких. Но и узкая тема может быть рассмотрена в работе.
«Зима», «Первый снег», «Один день в зимнем лесу», «Последние капризы зимы».
Задание 2. Подберите и запишите узкие темы к широкой «Ученье свет, а неученье тьма».
Домашнее задание: упражнение 81 или написать сочинение-миниатюру по данному началу: «Однажды летом…» (осенью, зимой, весной).
Урок русского языка в 5 классе «Что такое текст. Тема текста. Основная мысль текста»
Урок русского языка в 5 классе.
Тема урока: Что такое текст. Тема текста. Основная мысль текста.
Тип урока: повторение изученного.
Предметные: умение оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия речевого общения.
Метапредметные: участие в коллективном обсуждении проблем, аргументирует собственную позицию, доказывает её, убеждает других.
Познавательные УУД – самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; анализируют единицы языка; строят логическую цепь рассуждений;
Коммуникативные – владеют способами разрешения конфликтов: выявляет, идентифицирует проблему, находит и оценивает альтернативные способы разрешения конфликтов, принимает решение и реализует его.
Личностные – умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и приятия, адекватная самооценка учебной деятельности, осознание границ собственного знания и незнания, стремление к речевому самосовершенствованию, развитию творческих способностей.
Оргмомент. Мотивация. Проверка домашнего задания.
Два ученика выходят к доске. Остальные пишут в тетради сами.
Выпишите пары одинаково произносимых слов. Составьте с этими словами словосочетания. Обозначьте в них орфограммы. Какое слово лишнее?
Сделайте фонетический разбор слов смешные, яркость.
Охарактеризуйте звуки: [л], [э], [ж].
Сейчас я раздам бумажки с предложениями (см. приложение 1). Можно ли их связать? Или они сами по себе?
Через поляны, через душистый сосновый бор и весёлые берёзовые перелески вьётся лесная тропинка. Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке. Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут деревья и меняются времена года. Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка.
Что у нас получилось? (текст) А что такое текст?
Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически
Есть заглавие (можно ли озаглавить текст про тропинку? И что отражается в этом заглавии? Тема)
Предложения связаны грамматически.
Идея (основная мысль)
Найдите в тексте про тропинку главную мысль ( Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка).
Части текста: вступление (начало), основная часть, заключение (конец текста).
Тема текста – то, о чем говорится в тексте. Часто отражена в его заголовке.
Задание: определить тему текста упр. 38 (кот).
Домашнее задание: упр. 42 (с. 19), фонетический разбор слов «якорь», «смех», «вперед».
Через поляны, через душистый сосновый бор и весёлые берёзовые перелески вьётся лесная тропинка.
Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке
Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут деревья и меняются времена года.
Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка.
Через поляны, через душистый сосновый бор и весёлые берёзовые перелески вьётся лесная тропинка.
Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке
Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут деревья и меняются времена года.
Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка.