критерием адекватности понимания музыкального текста служит что
Адекватность музыкального восприятия
Вопросу адекватности восприятия музыки уделяли внимание следующие авторы: Медушевский В.В. [11], Теплов Б.М.[18], Бочкарёв Л.Л. [5].
Предметом адекватного восприятия, как утверждает В.В.Медушевский [11, с 53], может быть лишь само музыкальное произведение. Однако в музыкальном произведении содержание воплощено в очень обобщенной форме, кроме того оно вариантно функционирует в рамках множественных исполнительских трактовок, каждая из которых обладает значительной степенью самостоятельности. Всё это создаёт трудности адекватного восприятия музыки, даже если предметом оценки оказывается лишь само произведение, безотносительно к композиторскому замыслу, воплощенному в названии или программе.
Объективное эмоциональное содержание произведения и его субъективное переживание слушателем, эмоциональное состояние под влиянием слушания музыки, прежде всего, взаимосвязаны. В.Медушевский верно подмечает, что именно музыка лучше всех прочих искусств обладает способностью моделировать вкладываемую в произведение эмоциональную ситуацию: «Однако среди других искусств музыку выделяет особая сила непосредственного эмоционального воздействия, ее способность не просто описать ситуацию чувства, но как бы «изнутри» воспроизвести его» [11, с.79]. Далее ученый подробно анализирует указанное «эмоциональное состояние». Прежде всего, отмечает соотнесение его с имеющимися в мозгу центрами «удовольствия» и «неудовольствия» (оппозиция положительного/отрицательного). Говорит о мгновенной подготовке организма к формированию требуемого эмоционального состояния: «Соответственно этой задаче одновременно с рождением знака эмоции наступает целый комплекс изменений в организме — повышается или снижается скорость психических или физиологических процессов, меняется тонус, степень напряжения. Комплекс изменений охватывает все специфические стороны жизнедеятельности — дыхание, движение, речь, восприятие, мышление, поведение. Эмоции активизируют восприятие, либо, наоборот, тормозят его, ограничивая контакт с окружающим. Все эти целостные комплексы изменений, будучи зафиксированы в глубинах памяти, и составляют суть наших интуитивных знаний об эмоции. Активизируясь в процессе слушания, они обеспечивают постижение эмоционального характера музыки» [11, с.85].
Необходимо учитывать и социально-культурные условия бытования музыки. Эмоции, объективно заложенные композитором в музыкальном произведении, слушатель может воспринять сравнительно адекватно, если ему знаком музыкальный стиль, возможно, известно и само сочинение, а также его исполнитель. На наилучших, самых успешных концертах классической музыки так и происходит: слушатель приходит с определенным ожиданием, непрерывно откликается на каждый эмоционально-выразительный нюанс исполняемого произведения, передает свой импульс артистам на сцене, зал и музыка сливаются воедино.
Роль эмоций в процессе музыкального восприятия бесспорна. Кроме того композитор в некоторой степени способен влиять, с помощью средств музыкальной выразительности, на эффект оказываемый музыкой на слушателя, закладывая в музыкальное произведение определённые чувства и эмоции. Тем не менее, это не всегда удаётся в полной мере. Музыкальное переживание, его сила и интенсивность сугубо индивидуальны, что зависит не только от психофизиологических особенностей индивида, как уже было отмечено в первой главе, но и от черт его личности.
Заключение
Искусство требует ответа, побуждает к известным действиям и поступкам. Музыка побуждает нас к чему-либо, действует на нас раздражающим образом, но самым неопределенным, то есть таким, который непосредственно не связан ни с какой конкретной реакцией, движением, поступком. В этом видим мы доказательство того, что она действует просто катартически, то есть проясняя, очищая психику, раскрывая и вызывая к жизни огромные и до того подавленные и стесненные силы. Действие музыки сказывается неизмеримо тоньше, сложнее, путем, так сказать, подземных толчков и деформаций нашей установки. Оно может сказаться когда-нибудь совершенно необыденно, хотя в немедленном действии оно не получит своего осуществления.
Моя точка зрения заключается в том, что я вижу роль музыки в оказываемом ею терапевтическом и исцеляющем психику эффекте. Музыка способна вызывать в человеке очень глубокие и сложные чувственные переживания, выходящие за рамки простого настроения, эмоционального фона и восемь базовых эмоций. Но я не поддерживаю подхода, разделяющего эмоции на жизненные и эстетические. Я полагаю, что музыка не создаёт, не генерирует в человеке чувств и эмоций не присущих ему, но может вызвать переживаний неведомых слушателю ранее. На мой взгляд, для глубокого восприятия музыки необходим личный чувственный опыт. Наши музыкальные предпочтения, на мой взгляд, зачастую бессознательны и, как мне кажется, во многом основаны на потребности в высвобождении и переживании своих собственных чувств. То есть мы выбираем музыку, соответствующую нашему психическому состоянию и тем эмоциям, которые преобладают в нас на данном этапе жизни. Переживаем вслед за певцом и композитором радость, блаженство, печаль, тоску, смятение…
В результате проделанной работы, были получены ответы на вопросы, поставленные в рамках задач исследования, выделим основные тезисы.
1. Экспериментальными данными подтверждается влияние, оказываемое музыкой на психофизиологические процессы, протекающие в организме слушателя. Музыка способна усилить метаболизм в теле, влияет на ритм сердечных сокращений, ускоряет дыхание, влияет на биоритмы, таким образом, даёт физическую основу для генезиса эмоций.
2. Большая роль в преобразовании музыкальных звуков в эмоциональные переживания отводится гипоталамусу, который так же выполняет в организме роль регулятора биологических ритмов и одновременно является «носителем» так называемого «центра удовольствия». Когда все биоритмы тела строго синхронны, человек себя великолепно чувствует и находится в состоянии близком к блаженству. Представляется возможным предположить, что люди любят и стремятся к частым прослушиваниям музыки в силу тяги к «правильным» синхронным ритмам, заложенным в музыкальных произведениях.
3. Установлена связь между музыкальными ритмами и биоритмами человеческого мозга. Сделано предположение, что, сильные музыкальные переживания возникают у индивида в момент резонанса музыкального биоритма произведения и доминирующего биоритма его мозга, что предположительно может так же являться и основой музыкальных предпочтений индивида. Ритмы человека способны сонастраиваться с музыкальными ритмами. Этот феномен получил название «эффект навязывания ритма». Наиболее сильно он выражен у индивидов, чья нервная система характеризуется как слабая, что позволяет предполагать у данных индивидов способность к более сильным и тонким музыкальным переживаниям, большую предрасположенность и любовь к музыке в целом.
4. Восприятие и воздействие музыки тесно связаны с эмоциональной сферой человека. Восприятие музыки идет через эмоции, но эмоциями не кончается, переходя в процесс осмысления.
5. Каждое музыкальное произведение имеет свой характер и темперамет, чувства заложенные в него автором. Тем не менее восприятие не всегда адекватно считывает посылы, заложенные автором.
6. На восприятие музыки оказывают значительное влияние индивидуально личностные характеристики слушателя. Такие как: психическое и эмоциональное состояние, степень новизны музыкального стиля для слушателя, индивидуальные предпочтения, степень музыкальной грамотности. Темперамент слушателя так же способен оказывать некоторое влияние на процесс восприятия, тем не менее прямой и сильной связи в результате проведённого эксперимента обнаружено не было.
7. На мой взгляд, роль музыки в оказываемом ею терапевтическом эффекте, который основан на высвобождении и переживании чувств слушателя.
Несомненно, тема «Влияние музыки на человека» представляет интерес для дальнейшего более детального исследования. Например, интересно исследовать особенности выбора и восприятия индивидами определённых музыкальных стилей, а так же трансового эффекта «клубной» музыки и др.
Литература
1. Ананьев Б.Г. «Опыт экспериментального изучения влияния музыки на поведение. – Вопросы науки о поведении ребёнка и взрослого», Владикавказ, 1928
4. Блум Ф., Лезерсон А., Иофстедтер Л. «Мозг, разум и поведение» — М.: Мир, 2006г.
5. Бочкарев Л.Л. «Проблема адекватности восприятия музыки». // Музыкальная психология и психотерапия 2007 №3
7. Выготский Л.С. «Психология искусства», изд. «Искусство», Москва, 1986г.
8. Иванов-Борецкий М. «Материалы и документы по истории музыки». Т.1. М., 1934.
10. Марахасин В.С,.Цехановский В.М «Эксперименты по восприятию музыки в аспекте физиологии»// «Творческий процесс и художественное восприятие», изд. «Наука», 1987 г.
12. Милнер П.Ф. «Физиологическая психология»./ Пер. с англ., М.: Мир, 1973.
13. Петрушин В. И. «Моделирование эмоций средствами музыки». //Вопросы психологии 1988 №5.
15. Петрушин В.И. «Психологические модели отражения действительности».// Музыкальная психология и психотерапия 2008 №4.
16. Петрушин В.И «Психология музыкального восприятия».//«Музыкальная психология и психотерапия» 2007 №2.
17. Ражников В. Г. «Партитурная транскрипция» // Вопросы психологии 1980. № 1.
Адекватность восприятия музыки
1 Даже для характеристики постоянства на уровне жанра, который проходит сложный путь исторической эволюции, Е. В. Назайкинский предлагает воздерживаться от употребления категории «константность». Е. В. Назайкинский использует категорию константность для характеристики эволюции средств музыкальной выразительности не только с целью решения собственно психологических проблем, но и специфически теоретических проблем — в последнем случае категория константность совершенно обоснованно приобретает социальный смысл, оправданный самой логикой и задачами музыковедческого исследования [208].
примеру. В Российском Институте культурологии и Киевской консерватории было проведено исследование, посвященное изучению факторов, влияющих на степень адекватности музыкального восприятия. Композиторам разных стран было предложено написать программные произведения на заданные темы, отражающие различные эмоции и психические состояния человека: «меланхолию», «отчаяние», «восторг», «тревогу», «размышление» и др. Испытуемым-слушателям и экспертам-музыковедам предлагалось определить программу произведений, предъявлявшихся в определенной последовательности, пользуясь шкалой с набором из 50 наименований различных эмоций и психических состояний. Из предложенного списка необходимо было выбрать 2—4 определения, соответствующих эмоциональному содержанию предъявляемого произведения и выделить кружком то, которое, по их мнению, наиболее адекватно отражает программу. Оказалось: многим композиторам не удалось адекватно воплотить заданную экспериментатором программу: по мнению большинства слушателей и экспертов-музыковедов, в их произведениях были воплощены не те эмоции, которые фигурировали в названии. В данном случае неадекватные композиторскому замыслу оценки содержания сочинения слушателями не следует расценивать как проявление неадекватности слушательского восприятия. Неадекватным, напротив, было воплощение замысла некоторыми композиторами. Как совершенно справедливо утверждает В. В. Медушевский [192], предметом адекватного восприятия может быть лишь само музыкальное произведение. Однако в музыкальном произведении содержание воплощено в очень обобщенной форме, кроме того оно вариа-нтно функционирует в рамках множественных исполнительских трактовок, каждая из которых обладает значительной степенью самостоятельности. Все это создает трудности адекватного восприятия музыки, даже если предметом оценки оказывается лишь само произведение, безотносительно к композиторскому замыслу, воплощенному в названии или программе. Вот почему проблема адекватности восприятия музыки долгое время была краеугольным камнем на только музыкальной психологии, но и музыкальной эстетики, музыкознания.
1 В современную эпоху эти трудности связаны с увеличением вариативности восприятия благодаря действию средств массовой коммуникации, интенсивно распространяющих и тиражирующих музыку разных народов.
120______________________________Бочкарев Л. Л.
Музыка, как и любое другое искусство, в первую очередь глубоко воздействует на человека, но и «на вершине самого верхнего пласта идейное содержание музыкальных произведений передается не прямо, а опосредованно — через логически организованный поток настроений, идей, «чувствуемых мыслей». [256,с.141]. Контуры теоретического решения проблемы эмоционального познания намечены в работах Б. М. Теплова, Е. В. Назайкинского, С. X. Раппопорта, Г. С. Тарасова, В. Д. Остроменского, В. В. Медушевского, Э. А. Орловой. Однако неизученных вопросов гораздо больше, чем исследованных: не вскрыты законы восприятия динамики эмоциональных явлений в музыке, не раскрыты в сравнительном плане эмоционально-психологические и соматические возможности различных музыкальных стилей, музыкальных языков различных культур, недостаточно известны индивидуальные особенности и условия адекватности восприятия музыки. Некоторые из этих вопросов явились предметом наших экспериментальных исследований, частично представленных в настоящей главе. Каковы же психологические предпосылки адекватности восприятия и переживания музыки? Все факторы, влияющие на процесс адекватного развертывания музыкально-слуховой деятельности, можно разделить на две группы: внешние и внутренние. Первые связаны с особенностями музыкального языка, характером интерпретации, самой ситуацией восприятия, вторые обусловлены личностными особенностями и психическими состояниями слушателей. Остановимся вначале на анализе внешних факторов, важнейшим среди которых является сложность музыкального языка.
Музыкальное содержание и адекватное восприятие
Музыкальное содержание и адекватное восприятие
В ситуации художественного восприятия, а значит и музыкально-критической деятельности, участвуют две стороны: личность воспринимающего и художественное явление, в нашем случае – музыкальное произведение, музыкальное исполнение и т. п.
Как видим, подобные размышления связаны с поиском содержания музыкального произведения, делающего его носителем духовной ценности. Причем подход к смысловому значению произведения с позиции оценочной, на которой основывается музыкальная критика, далеко не однозначен. Он обусловлен, кроме того, конкретной целью критического выступления и теми ценностными критериями, которые эту цель поддерживают. А сами ценностные критерии, как помним, многомерны и исторически подвижны.
Множественность аспектов в приводимом высказывании, которое, по словам автора, не охватывает всех возможных подходов и произвольно в последовательности их преподнесения, позволяет уточнить несколько важных моментов:
во-первых, то, что за каждым из них стоит система запросов и критериев, с позиции которых соответствие этим запросам оценивается;
во-вторых, что подобные аспекты (как и другие возможные, но не названные) содержательны, то есть они имеют самое непосредственное отношение к пониманию смыслового значения произведения;
в-третьих, что содержание произведения само образует сложную систему, составляющие которой определяются ценностными запросами воспринимающего.
Все это позволяет подойти к главному выводу:
Смысловое значение произведения, которое стремится воспринять и оценить музыкальная критика, существует не само по себе как постоянная и неизменная данность художественного текста, реализованная в совокупности технических средств; и не как форма воплощения авторского замысла, поскольку художественный результат не тождествен идее, его породившей. Оно существует только в постижении.
Когда Пушкин утверждал (по отношению к литературной критике), что «судить художника следует по законам, им самим над собою признанным», имелась в виду именно подобная взаимосвязь произведения и адекватного восприятия. Ту же мысль можем встретить у М. Бахтина, говорившего, что «понять – значит перестроить мышление». Очевидно, перестроить сообразно той культурной норме, той логике, которые исследуемое художественное явление породили.
Но культура, как известно, не застывший организм, она неоднородна, многослойна и, главное, пребывает в непрерывном развитии и преобразовании. Исторический музыкальный процесс отражается не только в эволюции композиторского мышления, которая прослеживается в сравнении музыки разных времен и стилей, не только в эволюции исполнительских прочтений, ной в эволюции музыкально-критических «пониманий».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
§ 2 Восприятие цвета
§ 2 Восприятие цвета Вообразите, что все цвета исчезли из окружающего мира, и мы видим его только серо-белым. Какая унылая, однообразная и непривычная картина получится! Оказывается, как много в нашей жизни значит цвет! 18. В. СЕРОВ. Девочка с персиками. Фрагменты Любой
Понимание музыки и музыкальное образование
Понимание музыки и музыкальное образование Многое свидетельствует о том, что человечество движется к общему упадку культуры, который влечет за собой и упадок музыки, поскольку она является важной составляющей нашей духовной жизни и как таковая может выражать только
Ощущение и восприятие
Ощущение и восприятие Для того чтобы разобраться в различиях и сходстве процессов ощущения и восприятия, необходимо понять, как эти процессы осуществляются в нашем зрительном анализаторе, представляющем собой единую целостную систему, связывающую глаз и мозг. Через
35. Музыкальное искусство в эпоху Просвещения
35. Музыкальное искусство в эпоху Просвещения Музыкальное искусство можно поставить наравне с театром и литературным искусством. На темы сочинений великих писателей, драматургов писались оперы и другие музыкальные произведения.Развитие музыкального искусства прежде
Восприятие импровизации
Восприятие импровизации Художественный уровень импровизации (а значит, и уровень таланта импровизатора) определяется, в частности, степенью адекватности передачи ею динамики физиологических и психических ритмов первичного «феноменального поля» импровизатора, его
Восприятие и действие
Восприятие и действие «Чистого» восприятия не бывает. Восприятие всегда порождает реакцию. И наше дело — дать ход реакции или затормозить ее. Эта неразрывность, органическая связь восприятия и реакции является одним из основных законов творческого состояния актера.И
Музыкальное толкование последней строки
Музыкальное толкование последней строки Даргомыжский выделяет 8-ю строку стихотворения специфическим способом: он гармонизует мелодию (такт 15) редкоупотребимым аккордом особого строения (альтерированная субдоминанта), семантические возможности которого
Музыкальная критика и музыкальное искусство
Музыкальная критика и музыкальное искусство Процесс самоидентификации музыкальной критики как оценочной мысли о музыке в первую очередь наталкивается на сакраментальный вопрос: зачем она нужна искусству? Что их связывает? Пребывает ли музыкальная критика в роли
Музыкальное творчество
Музыкальное творчество Первая группа – музыкальное творчество – включает в себя всю художественную продукцию, создаваемую в процессе функционирования музыки. Музыкальное творчество в своих разных ипостасях – стержень музыкального процесса, основная ценность в
II МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО – ГЛАВНЫЙ ОБЪЕКТ МУЗЫКАЛЬНОЙ КРИТИКИ
II МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО – ГЛАВНЫЙ ОБЪЕКТ МУЗЫКАЛЬНОЙ
4.2. Музыкальное восприятие
4.2. Музыкальное восприятие Музыкальное восприятие – творческий акт. Таковым его сделал длительный опыт музыкально-художественной деятельности человека, постепенно формировавший слушателя как самостоятельную фигуру. В историческом процессе эволюции музыкальной
5.2. Музыкальное произведение (сочинение музыки) как объект рецензирования
5.2. Музыкальное произведение (сочинение музыки) как объект рецензирования Для музыкально-критических подходов музыкальное произведение и музыка в сегодняшнем понимании – синонимы: первое является единичным проявлением второго. Оценка отдельного сочинения как бы
5.3. Музыкальное исполнительство как объект рецензирования
5.3. Музыкальное исполнительство как объект рецензирования Музицирование – исполнение музыки – наиболее привлекательное, понятное и доступное проявление музыкального искусства. Круг «творцов» в этом виде творчества максимально широк. Он включает в себя
автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование адекватного музыкального восприятия в процессе вузовской подготовки учителя музыки
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Молоствова, Ирина Евгеньевна, 1998 год
Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДЕКВАТНОГО
1.1. Музыкально-психологические проблемы адекватного музыкального восприятия
1.1.1. Музыкальное восприятие и музыкальное мышление в аспекте познавательной деятельности
1.1.2. Музыкальное произведение как центральный объект коммуникативной деятельности
1.1.3. Особенности функционирования элементов музыкального языка (лингвистический аспект)
1.2. Музыкально-педагогические проблемы формирования адекватного музыкального восприятия музыки
1.2.1. Критерий адекватности в восприятии музыки
1.2.2. Психолого-педагогические условия формирования адекватного восприятия музыки
Глава 2. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕОРИЯ МУЗЫКИ», НАПРАВЛЕННОГО НА ФОРМИРОВАНИЕ
АДЕКВАТНОГО ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ
2.1. Проблема историко-сталевого подхода к преподаванию элементарной теории музыки
2.1.1. Ведущие тенденции в современном музыкально-теоретическом образовании.
2.1.2. Проблемы использования историко-стилистического подхода в преподавании ЭТМ современные взгляды).
2.2. Историко-стилевой подход к построению методики преподавания ЭТМ.
2.2.1. Виды деятельности на занятиях элементарной теории музыки
2.2.2. Основные положения методики преподавания курса
ЭТМ, опирающейся на принцип историзма
Глава 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
АДЕКВАТНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ
3.1. Цели, задачи, структура эксперимента
Iф 3.2. Содержание и основные направления экспериментальной методики обучения
3.3. Результаты эксперимента
Введение диссертации по педагогике, на тему «Формирование адекватного музыкального восприятия в процессе вузовской подготовки учителя музыки»
В ряду современных задач музыкально-педагогического образования одной из актуальных является формирование личности педагога-музыканта, обладающего тонким вкусом, глубоким знанием теории и истории музыки, развитым художественно-эстетическим мышлением. Требования, предъявляемые современным обществом к учителю-музыканту, заключаются в необходимости выработки у школьников системы художественных представлений, взглядов, критериальной шкалы эстетических ценностей, способствующих истинному пониманию явлений музыкального искусства как современности, так и прошедших веков.
Исследователи, определяя необходимые условия полноценного музыкального познания, затрагивают многообразные стороны перцептивной деятельности слушателя: ассоциативно-чувственную (А.Ашха-руа-Чолокуа, В.П.Бобровский, Е.Назайкинский, Р.А.Тельчарова и др.), интеллектуально-мыслительную (В.С.Лаврентьев, М.Тараканов, В.Д.Остроменский), музыкально-речевую (В. Медушевский, Л.Б.Пере-верзев, С.Раппопорт, А.Сохор и др.), интерпретирующую (Л.Кадцын, А.Г.Костюк, Е. Ручьевская и др.).
Музыковедческие исследования по данной проблеме обогатили знания об особенностях, условиях формирования адекватного музыкального восприятия. Вместе с тем, малоисследованными остаются вопросы приложения полученных научных выводов к практике преподавания конкретных музыкальных дисциплин. Так, проблема формирования адекватного музыкального восприятия в процессе обучения учителя музыки не являлась до настоящего времени объектом специального исследования.
В процессе музыкально-педагогического обучения важную роль играют музыкально-теоретические дисциплины, изучение которых должно быть направлено на становление и развитие художественного мировоззрения, целостного музыкально-творческого мышления студентов. Современные взгляды на методику преподавания данных дисциплин характеризуются утверждением приоритета эстетического начала, что способствует установлению тесного взаимодействия абстрактно-логических и содержательных представлений, а следовательно, подходу к полноценному постижению различных музыкальных явлений.
В научно-методической литературе отражены соответствующие поиски и находки в курсах гармонии [3. С. Воскерчьян, 49; Н.С.Гуляницкая, 57; С.М.Зарухова, 64], анализа музыкальных произведений [Г.С.Алфеевская, 6; Г.Л.Михайлова, 127; М.И.Ройтерштейн, 169; Ю.Н.Холопов, 213], сольфеджио [Т.Бондаренко, 29, 30; Н.М.Гарипова, 51; Т.Енько, 62]. Однако, необходимость художественно-эстетического подхода к изучению курса элементарной теории музыки (ЭТМ) педагогами-музыкантами, как правило, только констатировалась. Элементарная теория музыки в настоящее время остается наименее разработанной частью цикла музыкально-теоретических дисциплин как в содержании, планировании, так и методике преподавания. Между тем курс ЭТМ открывает данный цикл; получаемые здесь знания являются базой, на основе которой осуществляется дальнейшая учебная деятельность студентов. В связи с этим содержание, методика преподавания должны отвечать современным тенденциям, общим для музыкально-теоретического образования в целом.
Число научно-методических работ по обучению ЭТМ весьма незначительно. Основополагающее значение в разработке методики преподавания данной дисциплины принадлежит А.Л.Островскому [142].
Важные методические положения обозначены в работе М. А. Этингера [228]. Особого внимания заслуживает исследование Н.М.Гариповой [51]. В нем находит реальное воплощение заявленный в программе А. Л. Островского художественно-эстетический подход к теоретическому обучению. Однако, в целом в литературе отсутствуют разработанные научно-методические основы формирования адекватного музыкального восприятия в музыкально-педагогическом образовании; не определена программа курса ЭТМ, направленная на развитие способности к адекватному постижению музыки, ее структура; не выявлены наиболее эффективные виды деятельности при становлении полноценного восприятия в условиях обучения элементарной теории музыки.
Теоретическая и методическая неразработанность в музыкальной педагогике проблемы формирования адекватного музыкального восприятия в преподавании ЭТМ определили актуальность исследования: выявление педагогических условий формирования адекватного музыкального восприятия в процессе подготовки учителя-музыканта в курсе ЭТМ.
Гипотеза исследования. Положительный результат в формировании адекватного музыкального восприятия в курсе элементарной теории музыки может быть достигнут на основе:
— историко-стилевой перспективы при изучении музыкальных явлений, включенных в курс;
— тесной взаимосвязи абстрактно-логических и содержательных представлений через стимулирование художественно-творческой деятельности студентов;
— специальных навыков аналитико-синтезирующей, музыкально-речевой деятельности при восприятии музыкальных явлений.
1. Раскрыть теоретические основы адекватного музыкального восприятия и охарактеризовать основные факторы, способствующие его формированию и развитию.
2. Выявить педагогические условия становления полноценного восприятия музыки в курсе ЭТМ в процессе обучения будущего учителя-музыканта.
3. Разработать дидактическую модель формирования адекватного музыкального восприятия в курсе элементарной теории музыки.
4. Определить содержание курса ЭТМ, основанного на историко-стилевом подходе.
5. Опытно-экспериментальным путем проверить основные положения и практические рекомендации по формированию адекватного музыкального восприятия в процессе обучения элементарной теории музыки учителя музыки.
Методологической основой исследования явились: теория познания, общепсихологическая концепция деятельностного характера восприятия (Б.Г.Ананьев, С.Н.Беляева-Экземплярская, А.А.Леонтьев, В.Максимов, М.С.Старчеус, М.Б.Тимченко и др.), основные положения педагогики высшей школы (С.Архангельский, Ю.К. Бабанс-кий, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, С.Смирнов и др. ), психолого-педагогические основы музыкального обучения (Э.Б.Абдуллин, Л.Г.Ар-чажникова, Л.А.Рапацкая, Г.М.Цыпин и др.), положения музыкознания об историзме и роли социокультурного фактора в познании явлений действительности (В.П.Бобровский, Л.А.Мазель, М.Михайлов, А.Н.Сохор и др.), идеи о музыкально-семантической организации музыкального сообщения (М.Г.Арановский, В.Медушевский, Г.Орлов, С.Раппопорт, Н.Г. Салмина и др.).
Методы исследования. В соответствии с целями исследования использовались: теоретический анализ психолого-педагогической, музыковедческой, музыкально-методической литературы по теме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта, рассмотрение учебников, учебных пособий, учебных планов и программ по курсу ЭТМ; целенаправленное педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ полученных результатов.
База исследования. Опытно-экспериментальное исследование проводилось в период с 1991 по 1997 гг. на базе педагогического факультета Мордовского государственного педагогического института им.М.Е.Евсевьева со студентами-музыкантами.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Адекватное музыкальное восприятие является неотъемлемым, качеством познания искусства музыки.
2. Историко-стилевой, социокультурный подходы к рассмотрению музыкальных явлений есть определяющие факторы адекватного восприятия музыки.
3. Опора на аналитико-синтезирующую художественную деятельность в процессе обучения элементарной теории музыки является важнейшим условием формирования способности к адекватному восприятию музыки.
4. Разработанная модель формирования адекватного музыкального восприятия в курсе ЭТМ, основанная на установлении тесного взаимодействия логических и художественно-эстетических представлений, способствует развитию музыкального мышления студентов-музыкантов.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые в дидактике музыкального образования выявлены условия формирования адекватного музыкального восприятия в обучении элементарной теории музыки в системе подготовки учителя музыки, спроектирована и обоснована модель становления полноценного восприятия музыки, создан комплекс дидактических средств развития данной способности в курсе ЭТМ.
Теоретическая значимость состоит в следующем: определены содержание и структура адекватного музыкального восприятия; выявлены психолого-педагогические условия и модель формирования адекватного восприятия музыки в процессе обучения будущих учителей элементарной теории музыки;, разработаны и теоретически обоснованы методические подходы к формированию адекватного музыкального восприятия в обучении элементарной теории музыки; создана программа стилистически ориентированного курса ЭТМ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные теоретические положения дают возможность в современных условиях совершенствовать процесс профессиональной подготовки учителя музыки. Разработанная методика преподавания элементарной теории музыки на основе принципа историзма, в которой ключевые знания являются фундаментом, способствует улучшению качества знаний студентов, развитию музыкального мышления, познавательно-творческого отношения к музыкальному искусству.
Разработанные в диссертации методические положения обладают широкой амплитудой действия и могут быть использованы в преподавании элементарной теории музыки на разных уровнях музыкального образования, а также в процессе изучения других музыкальных дисциплин.
Апробация результатов исследования: основные результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры научных основ образования, кафедры теории и истории музыки и музыкальных инструментов МГПИ им.М.Е.Евсевьева, на внутривузовских (Саранск, 1992-1997), региональных (Саранск, 1996), межвузовских (Москва, 1997) и всероссийских (Саранск, 1997) научно-практических конференциях, нашли отражение в изданных работах автора. Достоверность результатов подтверждена опытно-экспериментальной работой на педагогическом факультете МГПИ им.М.Е.Евсевьева.
Заключение диссертации научная статья по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)»
В профессиональном образовании студентов-музыкантов важное значение имеет становление личности будущего учителя музыки, его художественно-эстетического отношения к явлениям искусства музыки, развитого музыкального мышления. В этом процессе формирование адекватного музыкального восприятия играет определяющую роль. В настоящем исследовании проблема формирования адекватного восприятия музыки решается на материале преподавания курса элементарной теории музыки, изучаемом на начальном этапе обучения студентов-музыкантов. Обобщение теоретических и экспериментальных результатов настоящего исследования позволяет сделать следующие выводы:
1. Адекватное музыкальное восприятие является неотъемлемым качеством познания музыкального искусства и включает в себя познавательно-творческий аспект.
3. Среди педагогических условий функционирования модели формирования адекватного музыкального восприятия в процессе обучения будущего учителя музыки важнейшими являются следующие:
— установление в процессе обучения тесной взаимосвязи абстрактно-логических и ассоциативно-чувственных (образных) представлений при определяющей роли последних;
— раскрытие логики данной конкретной языковой системы, порождающей музыкальные тексты, при опоре на музыкально-речевую деятельность;
— формирование ориентировочной основы в восприятии компонентов музыкального сообщения на основе создания в памяти студентов семантически осознанного интонационно-знакового багажа;
— образование внутренних личностно-психологических предпосылок. включающих в себя художественно-эстетическую потребност-но-мотивационную сферу, познавательно-творческое отношение к явлениям музыкального искусства;
— целенаправленная организация учебной деятельности, активизирующая контекстный характер постижения музыкального содержания.
4. Выделенные педагогические условия явились фундаментом для выработки целостной методики преподавания курса элементарной теории музыки, ориентированного на формирование адекватного музыкального восприятия. Разработанная автором программа, включающая музыкально-эстетический и историко-стилистический блоки, воплощает идею об определяющей роли ключевых знаний, являющихся операционным инструментарием познания музыкальных явлений.
5. Важнейшей целью педагогического руководства изучением элементарной теории музыки является интенсивное формирование у студентов навыков профессионального анализа содержания музыкального произведения, опирающихся на осмысление выразительной функции и роли в целостном художественном объекте составляющих его компонентов. Большое значение в достижении этой цели имеет активная художественно-практическая деятельность студентов (анали-тико-синтезирующая и творческая).
Исследование подтвердило, что в результате целенаправленного педагогического воздействия, связанного с формированием способности к адекватному восприятию музыки, эффективно развивается музыкальное мышление. Оно связано с восприятием музыкального произведения как художественного сообщения, в котором студенты-музыканты выделяют смысловые звуковые формы, грамматические и синтаксические закономерности их организации. Результаты проведенного исследования подтвердили правильность выдвинутой гипотезы и эффективность использования разработанных методических подходов к преподаванию курса ЭТМ.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Молоствова, Ирина Евгеньевна, Саранск
6. Алфеевская Г. С. Формирование системных знаний о музыке в процессе анализа музыкальных произведений // Музыковедческая подготовка школьного учителя. М.: МГПИ, 1984.1. С.29-35.
19. Барсова И.А. Специфика языка музыки в создании художественной картины мира // Художественное творчество. Л.: Наука,1986. С.99-116.
27. Бобровский В. О переменности функций музыкальной формы. М.: Музыка, 1970. 226 с.
40. Бучило Н.Ф. Художественное восприятие. М.: Знание, 1989.- 63 с.
89. Концепция подготовки специалиста-учителя музыки на музыкальных факультетах высших учебных заведений. М.: МПГУ, 1995.
100. Лаврентьев B.C. К вопросу о восприятии музыкального образа // Развитие музыкального восприятия школьников. М., 1971.- Вып.2. С.33-42.
165. Рихтер Э.Ф. Элементарная теория музыки.- Спб., 1870. 32 с.
166. Розин В.М. Исследование музыкальной реальности и выразительных средств музыки // Выразительные средства музыки. Красноярск, 1988. С.6-26.
168. Ройтерштейн М. И. «Микрокосмос» Белы Бартока как школа воспитания ладового слуха // Музыкальная культура и личность.- Владимир: ВГПИ, 1987. С.34-42.
169. Ройтерштейн М. С доверием к музыке // Сов. музыка. 1988.- N 3. С. 62-65.
176. Сидорова Е. Об историческом подходе в методике исследования музыки // Проблемы историзма и современные методы исследования в искусствознании и музыкознании. Горький, 1981.
195. Тельчарова Р.А. Музыка и культура.- М.: Знание, 1986.- 64 с.
222. Шахназарова Н. Интонационный словарь и проблема народности.- М.: Музыка, 1966. 74 с.
225. ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВК И УЧИТЕЛЯ—МУЗЫКАНТА
226. Цель Объект Содержание (педагогические задачи)1 1 1 1
227. Формирование активного познавательно-творческого отношения к музыкальному искусству
228. Процесс вузовской музыкально-теоретической подготовки учителя музыки1. Знания Умения Навыки
229. Эстетические: о категориях стиля, жанра, образа и т.д.
230. Музыкально-исторические: об исторически сложившихся стилях й направлениях, их мировоззренческих и ценностных установках
231. Музыкально-теоретические: о логике музыкально-языковой системы, ее синтаксисе и грамматике
232. Художественно-критические: о связи текущего художественного процесса и языковых норм эпохи, индивидуального стиля; о критериях ценности МП1. Сокращения:
233. МП музыкальное произведение;
234. МВС музыкально-выразительные средства
235. Анализ художественно-образного содержания МП
236. Комплексное рассмотрение МВС
237. Выявление семантических значений МВС
238. Установление взаимосвязи между МВС и образным содержанием МП1. Способы деятельности
239. Обобщение и систематизация сведений об эпохе (конспект, реферат)1. Восприятие музыки1. Лекции1. Практические занятия1. Анализ музыки1. Самостоятельная работа
240. Творчество (сочинение, импровизация)
241. Зыделение МВС в контексте МП и рассмотрение их смысловых значений
242. Понятинно-логическое и художественно-образное мышление
243. Оценочная и интерпретирующая деятельностьО