кучияк павел васильевич биография

История улицы Павла Кучияка

Лето. 1997 год. Во дворе нашей школы праздник улицы имени Павла Васильевича Кучияка, и посвящён он был 100-летию со дня рождения основоположника алтайской литературы. Было много гостей, были дети и внуки Павла Васильевича, старожилы улицы, выставка умельцев. Наш клуб «Поиск» также оформил на выставку материал о Кучияке, из того что имели.

И вот тогда Зоя Сергеевна Казанцева нам посоветовала написать историю своей улицы.

Что же нам удалось узнать по истории нашей улицы? Какой она была, как называлась, какие люди жили на этой улице? Почему улице присвоено имя П.В. Кучияка?

И только в конце 70-х, а точнее в 1978 наконец-то положили асфальт, и наша улица преобразилась. Теперь я живу по улице П. Кучияка №88.

Кормина Мария жила рядом с Дедиными в маленькой избушке, а из жердей и палок построили сарай. Там держали корову. Жила эта женщина очень бедно. В то время в город приехал молодой художник Запрудаев с матерью, жить было не где, и Кормина их пожалела, приняла к себе в избушку пожить, трудно представить, где они там спали все.

Дедина Мария Сергеевна, мать Алексея Корниловича строила вашу школу, она была в той бригаде, которая строила все школы и Дом советов.

Улица Карагужинская была такая грязная, что Морозова Е.И. шла в школу за домами по горам, потом в избушке у Начинавых снимала те грязные сапоги, одевала туфли спускалась в школу.

В 60-е годы улицу засыпали гравием и постелили деревянные тротуары. И, наконец, в 1978 году на улице положили асфальт.

В 1939 году на окраине города вступила в строй вновь построенная школа №8. А по улице им. П.В. Кучияка ходят сегодня автобусы №3, 117, 121, 122.

Источник

Вся его жизнь – увлекательное путешествие

17 марта исполнится 115 лет со дня рождения известного в республике поэта, прозаика, актера и драматурга, члена Союза писателей СССР Павла Васильевича Кучияка.
Это был разносторонне одаренный человек: певец, актер, импровизатор, собиратель народного творчества, писатель. Пожалуй, нет жанра, в котором он не оставил бы заметного следа. Им созданы прекрасные образцы лирической поэзии, поэмы, очерки, рассказы, повести.

кучияк павел васильевич биография. Смотреть фото кучияк павел васильевич биография. Смотреть картинку кучияк павел васильевич биография. Картинка про кучияк павел васильевич биография. Фото кучияк павел васильевич биография

Кстати, если вы любите путешествовать и читать о путешествиях, рекомендуем вам канал на Дзен о путешествиях, где вы найдете интересные маршруты и много полезных советов.

кучияк павел васильевич биография. Смотреть фото кучияк павел васильевич биография. Смотреть картинку кучияк павел васильевич биография. Картинка про кучияк павел васильевич биография. Фото кучияк павел васильевич биография

Основоположник алтайской литературы

Павел Кучияк родился в 1897 году в горном урочище Куюм (ныне – село Куюм Чемальского района). Детство и юность прошли в нищете и нужде. После Октябрьской революции работал в комитете бедноты агитатором, секретарём. Два года учился в Школе духовной миссии, в 1925 – 1926 годах – в Коммунистическом университете трудящихся Востока в Москве, где познакомился с образцами художественной литературы, изучил теорию марксизма-ленинизма, расширил свой политический кругозор. Там же он начал писать. В 1932 году создал свою первую пьесу «Борьба», а в 1933-м – рассказ «Железный конь» и опубликовал реалистическую поэму на алтайском языке «Арбачи» о нелегкой доле алтайской женщины.
Вернувшись в Горный Алтай, Павел Кучияк стал агитатором и пропагандистом. Несколько лет руководил Красной юртой-передвижкой. С 1931 года преподавал в областной совпарт-школе. Летом 1933-го вместе с известным сибирским писателем Афанасием Коптеловым, собиравшим материал для своего романа «Великое кочевье», объездил все аймаки Горного Алтая. Под его влиянием П. Кучияк написал первые рассказы и пьесы. В них автор разоблачал врагов советской власти и открывал глаза беднякам на социалистическую новь. В 1934 году он был избран делегатом на Первый съезд советских писателей, по окончании которого в числе других сибирских писателей был принят Максимом Горьким.
В том же году П.В. Кучияк совместно со сказителем Табы Юдоковым написал получившую широкое признание поэму-легенду «Зажглась золотая заря» – о В.И. Ленине, трудной судьбе родного народа, неустанно ищущего свое счастье. Благодаря Павлу Васильевичу народ узнал о ставшем впоследствии знаменитым народном сказителе Алтая Николае Улагашевиче Улагашеве. При участии П. Кучияка были изданы образцы алтайской народной поэзии «Алтай-Буучай», «Малчы-Мерген», «Алтын-Тууди» и другие. Он является также автором повестей «Аза-Ялан», «Тайчи», пьес «Оролор», «Чейнеш», «Два гвардейца», украсивших репертуар Национального театра.
Большое значение писатель придавал сбору и исполнению устного народного творчества алтайцев. О нём в народе говорили: «Возьмёт в руки ружьё – он охотник, перо – писатель, возьмёт топшур – певец».
Был период, когда Павел Кучияк работал актером и литературным работником областного Национального театра. Написал шесть пьес, одна из них – «Чейнеш» (1938) – посвящена событиям Гражданской войны в Горном Алтае. «Первые гости» – это его автобиографическая работа.
Центральной темой творчества П. Кучияка является становление нового человека. С большой достоверностью писатель показал и трудность этого пути, и его историческую закономерность. «Вся жизнь Павла Кучияка, – пишет А.Л. Коптелов, – была большим и увлекательным путешествием: из дымной юрты – в светлый дом, из глухого урочища – в город, из среды неграмотных охотников – в среду советских писателей, из семьи язычников – в большую семью передовых народов мира, из мглы и мрака тесной долины – на вершину современной культуры».
В Великую Отечественную войну писатель просился на фронт, но каждый раз признавался негодным по состоянию здоровья. Тогда брался за перо и продолжал писать стихи, посвящённые героям войны, своим родным, которые были на фронте. Сыновьям он отвечал письмами-стихами. Болезнь подкосила здоровье П.В. Кучияка, сердце его не выдержало – он умер 2 июля 1943 года в Горно-Алтайске, так и не дожив до Победы.
Прошло много лет, но значение работ П. Кучияка становится всё весомее. Об этом свидетельствуют издания произведений писателя, статьи и исследования о его жизни и творчестве, воспоминания тех, кто знал его, любил и гордился его дружбой.

М.А. ЯКОВЛЕВА, (Календарь юбилейных и памятных дат РА, 2012 год).

История улицы им. Павла Кучияка

Информация об истории улицы им. П.В. Кучияка была собрана учащимися школы №8 города Горно-Алтайска. Данные материалы основаны на воспоминаниях и рассказах старожилов этой улицы, родственников писателя, на литературе по истории города.
Как удалось выяснить, улица им. Павла Кучияка называлась сначала Карагужинской, возможно, потому, что раньше люди ходили по ней в село Карагуж. Деревянные домики, расположенные вдоль дороги, были маленькими. На их фоне заметно выделялась школа (ныне – МОУ «СОШ №8 г. Горно-Алтайска»), находившаяся на этой улице на самой окраине города. Об этом академик, доктор педагогических наук, профессор из Москвы В.А. Сластёнин, выпускник 1945 года данной школы, рассказывал: «Когда в конце Карагужинской улицы строилась новая школа, нам, колхозным мальчишкам и девчонкам, она казалась гигантским сооружением».
В письме выпускницы Л.А. Киреевой, окончившей школу №8 в 40-х годах, говорится: «…Помню ещё, что по этой улице, где-то ближе к потребсоюзу, жил сказочник Кучияк. Мы, ребятишки, бегали к нему слушать истории про зайцев, лисиц, медведей, волков и всяких птиц».
Старожил города Р.Т. Киреева вспоминает: «Жили мы в те годы по ул. Карагужинской, 75. Улица наша была грязной: по ней гоняли табуны, коров, возили сено, солому. Весной всё таяло, превращаясь в навоз и грязь. Это месиво было от забора до забора, поэтому ходить можно было только в резиновых сапогах. Об автобусах даже и речи не было. Праздником было, когда засыпали дорогу гравием и построили деревянные тротуары, год точно не помню, но примерно в конце 40-х – начале 50-х».
На месте, где сегодня стоит школа №8, жил С.И. Табакаев – труженик колхоза «Трудовик», а ещё был дом Поповых. Напротив находилась контора. Организатором и первым председателем колхоза был Фёдор Тимофеевич Сластёнин.
В 1939 году на окраине города ввели в эксплуатацию здание образовательного учреждения. Интересен и другой факт, найденный школьниками: «В 1928 году журналистка З. Рихшер, приезжавшая на Алтай, в предисловии к журналу «Алтай» в рубрике «От автора» писала: «…Здесь записано только то, что я видела в те незабываемые годы. В Ойротии нет городов. Столица области – большое село Улала. Какая бы ни стояла погода в Бийском округе, в северной части Горного Алтая, в Улалинском районе дня не проходит без дождя. …Когда въезжаешь в село Улала, раскинувшееся в низине и окружённое горами, то будто погружаешься вместе с бричкой в грязь. Их свойство – никогда не просыхать, даже в самую жаркую пору улицы непроходимы… Центр Улалы начинает принимать вид уездного города, но улалинский коммунхоз ещё не добрался до окраин села и дворов, по-прежнему утопающих в навозе. Нет и водопровода. Люди пьют воду из Улалы и Маймы, и потому многие болеют».
Трудно поверить в то, о чём рассказывают и пишут в своих воспоминаниях старожилы города и выпускники школы.
В наши дни улица Павла Кучияка, где расположена школа №8, выглядит совершенно иначе. Она заасфальтирована, имеются пешеходные тротуары, построены новые красивые дома, по ней ходит несколько маршрутных автобусов.

Подготовлено по материалам Интернет-сайта МОУ «СОШ №8 г. Горно-Алтайска».

Воробей, или Собачье Ухо

Страницу подготовила Марина ТУРКУШЕВА.

Источник

Кучияк Павел Васильевич (Kuchiyak Pavel).

По датам рождения
Родившиеся в январе
01020304050607
08091011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Родившиеся в феврале
01020304050607
08091011121314
15161718192021
22232425262728
29

Родившиеся в марте
01020304050607
08091011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Родившиеся в апреле
01020304050607
08091011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Родившиеся в мае
01020304050607
08091011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Родившиеся в июне
01020304050607
08091011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Кучияк Павел Васильевич.

5 марта 1897 ( 1897-03-05 )

Куюмская долина, Бийский уезд, Томская губерния

2 июля 1943 ( 1943-07-02 ) (46 лет)

Российская империя, СССР

поэт, прозаик, драматург

пьеса, рассказ, стихотворение

Павел Васильевич Кучияк родился 5 марта 1897 года в Куюмской долине (ныне Республика Алтай) в семье шамана. Два года учился в школе при православной духовной миссии. После революции обучался в Коммунистическом университете трудящихся Востока (Москва).

После окончания Коммунистического университета вернулся в Ойрот-Туру.

Первая поэма Кучияка, «Арбачи», была опубликована в 1933 году. Он записывал фольклор за Н. Улагашевым и переводил его на русский язык. В 1932 году Кучияком была создана первая в алтайской литературе пьеса: «Борьба». Всего им было написано 6 пьес. Среди них выделяется «Чейнеш» (1938) о Гражданской войне на Алтае. Эти пьесы стали основой алтайского национального театра. Также Кучияк является автором ряда рассказов, стихов, переводов.

Источник

Кучияк, Павел Васильевич

Кучияк, Павел Васильевич (5 марта 1897 — 2 июля 1943) — алтайский поэт и драматург. Считается зачинателем алтайской советской литературы.

Павел Васильевич Кучияк родился в 1897 году в Куюмской долине (ныне в Республике Алтай) в семье шамана. 2 года учился в школе при православной духовной миссии. После революции обучался в Коммунистическом университете трудящихся Востока (Москва).

Первая поэма Кучияка, «Арбачи», была опубликована в 1933 году. Он записывал фольклор за Н. Улагашевым и переводил его на русский язык. В 1932 году Кучияком была создана первая в алтайской литературе пьеса: «Борьба». Всего им было написано 6 пьес. Среди них выделяется «Чейнеш» (1938) о Гражданской вонйе на Алтае. Эти пьесы стали основой алтайского национального театра. Также Кучияк является автором ряда рассказов, стихов, переводов.

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Кучияк, Павел Васильевич» в других словарях:

КУЧИЯК Павел Васильевич — (1897 1943) алтайский писатель. Произведения о судьбе алтайского народа: поэмы Арбачи (1933), пьесы, в т. ч. Чейнеш (1938), рассказы. Лирические стихи … Большой Энциклопедический словарь

Кучияк Павел Васильевич — [5(17).3.1897, Куюмская долина на Алтае, ≈ 2.7.1943], алтайский советский поэт, драматург. Зачинатель алтайской советсой литературы. Учился в Коммунистическом университете трудящихся Востока в Москве. В 1932 написал первую на Алтае пьесу «Борьба» … Большая советская энциклопедия

Кучияк Павел Васильевич — (1897 1943), алтайский писатель. Произведения о судьбе алтайского народа: поэмы («Арбачи», 1933), пьесы, в том числе «Чейнеш» (1938), рассказы. Лирические стихи. * * * КУЧИЯК Павел Васильевич КУЧИЯК Павел Васильевич (1897 1943), алтайский… … Энциклопедический словарь

КУЧИЯК Павел Васильевич — (1897—1943), алтайский советский писатель, сказитель, собиратель фольклора. Пьесы «Борьба» (1932), «Чейнеш» (1938). Поэмы «Арбачв» (1933), «Зажглась золотая заря» (1934, совм. с Д. Юдаковым). Пов. «Аза Ялан» (1940). Рассказы.■ В горах Алтая … Литературный энциклопедический словарь

Кучияк, Павел Васильевич — Род. 1897, ум. 1943. Алтайский прозаик, поэт, драматург. Произведения: «Арбачи» (поэма, 1933), «Чейнеш» (пьеса, 1938) и др … Большая биографическая энциклопедия

Кучияк — Павел Васильевич [5(17).3.1897, Куюмская долина на Алтае, 2.7.1943], алтайский советский поэт, драматург. Зачинатель алтайской советсой литературы. Учился в Коммунистическом университете трудящихся Востока в Москве. В 1932 написал первую… … Большая советская энциклопедия

Кучияк П. В. — КУЧИЯ́К Павел Васильевич (1897–1943), алтайский писатель. Поэма Арбачи (1933), пьесы, в т. ч. Чейнеш (1938), рассказы, лирич. стихи … Биографический словарь

Горно-алтайские языки — Горно алтайская (центрально восточная) Таксон: подгруппа Ареал: Алтай Число носителей: 65 тыс. Классификация … Википедия

Источник

Поэт, прозаик, драматург

Павел Васильевич Кучияк стал творцом не только своей индивидуальной истории, а также истории своего народа. Он внес большой вклад в развитие культуры и национального искусства алтайского народа. Он был человеком, объединившим в себе многогранный талант, – поэтом, прозаиком, драматургом, сказителем, актером, певцом и музыкантом.

Кучияк жил в своё время. И именно оно, моловшее через жернова истории человеческие судьбы, подарило нам одного из своих талантливейших сыновей, вскормленного, воспитанного и любимого народом. Кучияк так и не успел дописать первый алтайский роман «Адыйок». Свою недолгую жизнь (всего 46 лет) он всю без остатка посвятил своему народу. Человек, который при рождении не получил имени, позже вписал его в Большую советскую энциклопедию, его имя присвоено улицам в селах Чепош, Шебалино и городе Горно-Алтайске, республиканскому Национальному драматическому театру и премии, ежегодно присуждаемой талантливой студенческой молодежи.
Родившись на рубеже XIX и XX веков, П.В. Кучияк пережил вместе со своим народом Первую мировую войну, Февральскую буржуазно-демократическую революцию, Великую Октябрьскую социалистическую революцию, Гражданскую войну, установление советской власти на Алтае, построение социалистического общества, период политических репрессий 30-х годов и Великую Отечественную войну. Эти исторические события определили существенные моменты его жизненного пути и стали вехами биографии. Всё происходившее в то время имело для П.В. Кучияка своё особое человеческое измерение.
В конце XIX – начале XX века Горный Алтай представлял собой отсталую колониальную окраину царской России с патриархально–феодальным укладом. Большая часть коренного населения вела кочевой образ жизни. Оседлые алтайцы занимались земледелием и животноводством. 17 марта 1897 года в семье шамана Чочуша в селе Чепош Чемальского района родился сын. Шел год Кабана – неблагоприятный, по алтайскому календарю, для новорожденных, обрекающий их на суровую жизнь. Так как старшие братья и сестры П.В. Кучияка умерли вскоре после своего рождения, мать Адимаш дала младенцу отталкивающее имя, чтобы злые духи не обратили на него внимания. Мальчик очень долго носил обидное имя Ийт–Кулак, что значит «Собачье ухо».
Именно в детство уходят истоки творческой одаренности и таланта Павла Васильевича Кучияка. Совсем еще маленький мальчик выделялся цепкой памятью, пересказывал небольшие сказки, легенды, услышанные от отца или других рассказчиков. В семи–восьмилетнем возрасте он хорошо произносил шаманские моления, благословения к перевалам гор, ко всему Алтаю. В девятилетнем возрасте, рассказывая сказку «Сартакпай», имитировал не только речь и движения, но также отчаянный крик героя, когда мост неожиданно рушится. Рассказывая сказку «Шелковая кисточка», разыгрывал все роли, какие есть в произведении. При этом всегда следил за выражением лиц зрителей: реагируют ли они на его рассказ.
После смерти отца Павла взял на воспитание дедушка Капшай Кучияков. Детство будущего писателя прошло в нужде, с десяти лет дед отдал мальчика пасти овец. Через два года, решив сделать внука священником, он отвез его к отцу Василию Апанаеву с просьбой окрестить его и обучить грамоте. Кучияк долго сопротивлялся уговорам принять христианскую веру, но желание научиться читать и писать взяло верх. Часть времени он проводил у деда по линии матери Шонкора Шунекова, известного сказителя в долине Куюм. От него он впервые услышал поэтические сказания о могучих алтайских богатырях, легенды о Сартакпае-строителе, сказки о Башпараке, Ескюс-Ууле. Обладая феноменальной памятью, Ийт–Кулак повторял сказания слово в слово, каждое из которых его дед пел под аккомпанемент топшура в течение нескольких ночей. Отличной сказительницей была и бабушка Баргаа (сестра Шонкора). В ее сказках, пословицах и поговорках, поражающих тонкой наблюдательностью и предельной краткостью слова, был отражен многовековой опыт познания народом окружающей жизни. Раскрыв перед ребенком богатую кладовую народной мудрости, Шонкор и Баргаа зажгли в нем искру любви к поэтическому слову. В 12 лет гортанным пением (каем) мальчик уже воспроизводил такие сказания, как «Ескюс-Уул», «Келер-Куш», и умело сопровождал исполнение игрой на топшуре. К 15 годам он стал достаточно известным.
В июне 1916 года царское правительство объявило мобилизацию инородцев на тыловые работы в прифронтовую полосу. Девятнадцатилетний Кучияк, едва окончивший два класса церковно-приходской школы, вместе с другими алтайцами впервые выехал за пределы Горного Алтая и попал в белорусские леса под Бобруйском. В этой поездке мир перед ним раскрылся в масштабе большой страны. Он был поражен необъятностью русской земли. С тыловых работ вернулся домой в 1917-м и поселился в деревне Чепош, где работал лесорубом, бондарем и сапожником, одновременно вёл маленькое хозяйство, состоявшее из ячменного поля, пасеки, овец, лошадей и кур. Мировые события его не волновали. О том, что происходит в Сибири и даже на Алтае, он имел самое смутное представление. О Великой Октябрьской социалистической революции П.В. Кучияк узнал только через полгода. Газет в то время у него не было, в Чемал он почти не ездил, а из новостей, которые доходили до Чепоша, было трудно что-нибудь понять. И хотя он слышал о большевиках, сибирских автономистах, движении «Каракорум», Колчаке, чехах, однако не понимал, чего они хотят и почему борются друг с другом.
В 1918 году началась гражданская война. Кровавая мясорубка втягивала людей чаще всего без их желания и даже несмотря на сопротивление, нередко все решали обстоятельства. Многое, например, зависело от того, под чью мобилизацию попал человек, каково было отношение тех или иных властей лично к нему, семье, от чьих рук погибли родственники и друзья. Немалую роль сыграли особенности региона, национальные, религиозные и другие факторы. Это были тяжелые годы для алтайцев. Горный Алтай представлял одну из окраин России, куда стекались остатки разбитой белой армии. Кучияк был мобилизован Каракорумской управой и в качестве обозника некоторое время находился при белогвардейских войсках. В 1920 году он добровольно сдался частям Красной армии. После короткого допроса командир Красноармейского отряда отпустил его домой, сказав, что ему нужно немного поучиться и понять, что Советы за таких, как он.
1920 – 1924 годы были переломными в жизни П.В. Кучияка. Идеи нового времени внесли существенные изменения в судьбу каждого алтайца. В 1923 году Павел Васильевич постепенно приобщился к общественной жизни и, как единственный грамотный человек на селе, был избран секретарем комитета бедноты, членом президиума сельского Совета. Кучияк сделал свой жизненный выбор и никогда не изменял ему. Впоследствии основными темами его произведений были становление советской власти, социалистические преобразования сельского хозяйства и коренные изменения в быте и культуре алтайцев.
В 1925 году областной комитет партии направил Кучияка на учебу в Коммунистический университет трудящихся Востока. Это были годы изучения русского языка, постепенного освоения общественно-политических знаний, знакомства с сокровищами мировой литературы – произведениями Пушкина, Гоголя, Чехова, Толстого, Горького, Маяковского. К этому времени относится первый поэтический опыт П.В. Кучияка.
Возвратившись в родные края, Кучияк возглавил красную юрту-передвижку (агитбригаду), организованную для обслуживания населения отдаленных аймаков – Улаганского, Кош–Агачского. Трудно переоценить значение этой работы в гуще народа, давшей возможность будущему художнику слова не только практически применить полученные в Москве знания, но и обогатить, расширить свой общественно–политический кругозор. Кучияк оказался непосредственным участником огромных преобразований в Горном Алтае. На его глазах вместо одиноко разбросанных кочевых стойбищ вырастали деревни со школами, больницами и клубами, организовывались колхозы.
В 1934 году в биографии Кучияка произошло знаменательное событие: он стал делегатом Первого всесоюзного съезда советских писателей. Вместе с другими писателями–сибиряками побывал в гостях у М. Горького на Малой Никитской улице. Впечатления от этой встречи Павел Васильевич сохранил на все годы своей жизни. Съезд писателей положил начало его плодотворной и разносторонней творческой деятельности.
С этого времени Кучияк от стихов переходит к созданию прозаических произведений. Весьма примечательно, что он выступает во всех жанрах прозы, являясь автором рассказов, очерков, повестей и незавершенного автобиографического романа. В центре внимания его прозаических произведений находится тема нового человека.
Он грезил искусством. «Моя мечта – создать алтайский национальный театр. Ездить по самым далеким урочищам, аилам. Там еще камы-шаманы бьют в барабаны и по мозгам людей. Пусть все, самые бедные и дикие, узнают силу нашего театра, нашей правды», – так говорил Кучияк своим московским друзьям-писателям в 30-х годах.
В 1936 году в области появился свой национальный театр-студия, который испытывал недостаток в национальном репертуаре. Павел Васильевич целиком посвятил свое творчество становлению сценического искусства алтайского народа. Он стоял у колыбели алтайской драматургии. В совершенствовании художественного мастерства ему всегда помогала русская литература. Он перешел на постоянную работу в театр, где заведовал литературной частью, писал пьесы, переводил на алтайский язык произведения русских драматургов и одновременно являлся ведущим актером, создавая запоминающиеся колоритные сценические образы. Скоро он приобрел большую популярность и известность.
Кучияк активно занимался сбором, переводом на русский язык и пропагандой алтайского устного народного творчества. Возможно, это нравилось далеко не всем. Любопытный разговор произошел в то время по телефону между новосибирским писателем А.Л. Коптеловым и одним из секретарей Горно–Алтайского обкома партии:
– Я тут задержал контрреволюционную книжку Кучияка.
– Павла Кучияка? Насколько я знаю, у него нет такой книги. Тут какое-то недоразумение.
– Вот передо мной листы. Всё было подготовлено к печати под названием «Алтын–Тууди».
– «Алтын-Тууди»? Это весьма ценное… Да. Да, я не оговорился, очень ценное народное сказание.
– Бросьте. Я алтаец. И мне больше знать, что народное, а что подделка. Для меня ясно: Кучияковская «стряпня». Кучияк писал. Я приказал рассыпать набор. Вот так.
Продолжением этого разговора стало чудовищное обвинение на одном высоком собрании и разоблачительный доклад на трех полосах в местной газете, после выхода которой его могли арестовать люди в голубых фуражках. Утром, прочитав статью, Кучияк успел исчезнуть из города и почти год занимался творчеством в Подмосковье в доме Литфонда. Постепенно волна репрессий шла на убыль. Только после того, как все обвинения были сняты, П.В. Кучияк вернулся на Алтай.
В январе 1941 года Павел Васильевич, полный творческих сил, приступил к осуществлению своей заветной мечты – созданию крупной работы о жизни своего народа. Он начал писать алтайский роман. От его первой заметки в газете до первых глав «Адыйока» прошло всего несколько лет. Для такого быстрого творческого роста одного лишь таланта было бы мало. Требовалась упорная работа, и он трудился неустанно. Роман пришлось отложить из-за начавшейся в июне 1941-го Великой Отечественной войны. Он так и не успел закончить начатое.
П.В. Кучияк хотел попасть на фронт, но в военкомате ему дважды отказали. 28 июня 1941 года он писал в письме своей старшей дочери Полине: «Я сегодня держу перо, но могу в любой момент заменить перо на штык и быть с вами рядом – бить фашистов. Я глубоко понимаю, что меня вывели на светлую дорогу советская власть и Коммунистическая партия большевиков. Из малограмотного меня сделали советским писателем, доверили мне большевистское перо».
В годы войны Павел Васильевич много работал в театре. Основная тематика его произведений – героизм земляков на фронте и в тылу. Театр в то время много гастролировал, внося свой вклад в общее дело Победы. Однажды П.В. Кучияк давал концерт для студентов и преподавателей Московского педагогического университета имени К. Либкнехта. Он исполнял знаменитое «Путешествие по Горному Алтаю». Профессор Б.А. Грифцов после концерта восторженно сказал: «Я очень долго жил в Италии и Франции… Изъездил все знаменитые театры Европы, но подобного выступления нигде не встречал».
В 1943 году Павла Васильевича не стало. в последнюю ночь дома смертельно больной Кучияк, лежа в постели, исполнял героический эпос «Маадай Кара». Он умер через несколько дней в городской больнице, его истощенный голодом организм не справился с болезнью.

Нина Ляшко, правнучка П.В. Кучияка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *