курляндская 49 история дома
город Санкт-Петербург, улица Курляндская, д.49
Оценки дому от жильцов
Всего оценок | Средн. балл | Общий рейтинг | |
ТСЖ (УК) | 0 | 0 | 0 |
Инфраструктура | 0 | 0 | |
Дом (комфорт) | 0 | 0 | |
ЖК | 0 | 0 | |
Застройщик | 0 | 0 |
Паспорт здания
Дополнительное описание:
город Санкт-Петербург, улица Курляндская, д.49.
, не выбран, дом, построен в 1875-1876 году
Калинкинский пивоваренный завод. Здание солодовни
Здание солодовни Калинкинского пивоваренного завода
Комплекс зданий и сооружений Калинкинского пивоваренного завода
Здание построено в кирпичном стиле, характерном для производственных построек второй половины 19 века. Солодовня строилась в две очереди: в 1875 и 1876 гг. по проекту Э. Г. Юргенса.
В северо-восточном квартале завода, где расположена солодовня, были сконцентрированы кладовые, ледники, погреба для хранения сырья. Сооружение ледников выполнено по проекту арх. Э. Г. Юргенса в 1873-1876 гг.
В огромном кирпичном шестиэтажном доме № 49 с четырехэтажными боковыми флигелями размещается солодовенный цех ордена Трудового Красного Знамени производственного объединения пиво-безалкогольной промышленности имени Степана Разина (административное здание на улице Степана Разина, дом № 9). Предприятие было основано в 1795 г. купцами Кроном и Казалетом и называлось Калинкинским медо-пивоваренным заводом. 21 мая 1923 г. решением Петроградского Совета ему было присвоено имя Степана Разина.
(из статьи П. Антонова «Блокнот агитатора» 1985/05
Угол Курляндской ул. и ул. Степана Разина.
Памятник градостроительства и архитектуры (Регионального значения).
Солодовня Калинкинского пивоваренного завода
Дата создания: 1872-1874 гг.
Полный адрес: Санкт-Петербург, Курляндская ул., 49.
Номер в реестре: 781711205610005.
Доп. описание улицы Курляндской
Курляндская улица— улица в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Проходит от Дровяной улицы до улицы Степана Разина параллельно Обводному каналу.
Названа по существовавшей в Российской империи Курляндской губернии.
Лофт «Риццорди» (Санкт-Петербург)
Лофт Rizzordi Art Foundation:
Телефон: +7 (812) 702-90-62.
www.rizzordi.org
Калинкинский пивоваренный завод. Здание солодовни.
Здание построено в кирпичном стиле, характерном для производственных построек второй половины 19 века. Солодовня строилась в две очереди: в 1875 и 1876 гг. по проекту Э. Г. Юргенса.
В северо-восточном квартале предприятия, где расположена солодовня, были сконцентрированы кладовые, ледники, погреба для хранения сырья. Сооружение ледников выполнено по проекту арх. Э. Г. Юргенса в 1873-1876 гг.
В огромном кирпичном шестиэтажном доме № 49 с четырехэтажными боковыми флигелями размещается солодовенный цех ордена Трудового Красного Знамени производственного объединения пиво-безалкогольной промышленности имени Степана Разина (административное здание на улице Степана Разина, дом № 9). Предприятие было основано в 1795 г. купцами Кроном и Казалетом и называлось Калинкинским медо-пивоваренным заводом. 21 мая 1923 г. решением Петроградского Совета ему было присвоено имя Степана Разина.
Сейчас лофт RIZZORDI ART FOUNDATION — это огромное выставочное здание бывшей солодовни, которую построили еще в 1875 г по проекту архитектора Э. Юргенса. Все пространство лофта занимает два последних этажа завода.
Уже много лет здание солодовни не использовалось. В этом году организаторы начали проводить реконструкцию, которая не разрушает стиль пивоварни, а наоборот восстанавливает и сохраняет его.
Внутри — это два больших зала, с бетонным полом, балками и серым потолком. В самом лофте резко пахнет солодом и слышится шум из действующих соседних цехов. И если на выставке Глеба Косорукова звук шахт специально создавали для большей реалистичности, то со звуком цехов в RIZZORDI ART FOUNDATION можно не стараться — он уже есть. Однако к открытию организаторы хотят сделать качественную изоляцию.
Как заброшенные здания превращаются в арт-пространства
В последние годы в Петербург пришла радостная тенденция: двери заброшенных исторических зданий все чаще открывались для горожан. Так появились «Ткачи» (Ткацкая фабрика им. Анисимова), «Этажи» (Смольнинский хлебозавод), «Контур» («Ленполиграфмаш») и многое другое.
Фото: Сергей Ермохин
«Ленинград Центр»
В здании бывшего кинотеатра «Ленинград» у Таврического сада открылось культурное пространство с театральным залом и выставочной галереей. В основе концепции центра — связь с разными периодами истории здания, сочетание «светскости» и демократичности.
В начале ХХ века по всей Европе распространилась мода на масштабные светские выставки. В Петербурге организацией таких экспо-мероприятий занималось Императорское российское общество садоводства. Для него в 1914 году рядом с Таврическим садом на Потемкинской улице был построен выставочный павильон. Проект павильона был выполнен гражданским инженером Н.Н. Игнатьевым, а строительство было поручено инженеру Э.Ф. Рыдзевскому. Здание соответствовало самым современным по тем временам требованиям: огромный стеклянный фонарь над главным выставочным залом, специальные пандусы для выгрузки тяжелых кадок с растениями, помещения для лекций. В мае 1914 года здесь разместилась Международная юбилейная выставка садоводства под патронажем Николая II. Все три года, вплоть до закрытия в 1917 году, павильон был точкой притяжения для самых разных слоев петербуржцев.
Во время революции здесь размещался бронебатальон, защищавший Смольный, позже бывший павильон заняли гараж и склады. Здание постепенно разрушалось. Наконец, в 1959 году, его решили перестроить под кинотеатр. Автором проекта реконструкции стал Илья Чашник. «Ленинград» оборудовали панорамным экраном в большом кинозале и новейшей для Советского Союза системой стереофонического звука. Он стал одним из пяти кинотеатров во всем Союзе, куда попадал «нулевой метр»: здесь давали все премьеры до начала основного проката.
Также здесь проходили кинофестивали, приезжали звезды, за билетами то и дело выстраивались очереди. Так продолжалось вплоть до развала Советского Союза: в 90-х годах появились технически оснащенные доступные «мультиплексы», с которыми «Ленинград» уже не мог конкурировать. Постепенно жизнь здесь остановилась, здание снова оказалось заброшенным.
Фото: Сергей Ермохин
«Ленинград Центр»: с 2014
Новая жизнь. Реставрировать здание кинотеатра для создания в нём нового общественного пространства был приглашен испанский архитектор Рикардо Бофилл, известный урбанист, работавший в Мадриде, Барселоне, Париже. Рикардо Бофилл специализируется на реконструкции исторических зданий под современные цели: наполняя их новым содержанием, он оставляет фасады в контексте города.
Внешний облик бывшего кинотеатра сохранен: лишь дополнена террасами мансардная крыша. Была проведена гигантская работа по укреплению фундамента. Бофилл избавился от некоторых межэтажных перекрытий и, таким образом, воссоздал павильонную внутреннюю экспозицию.
Фойе и театральная зона. При входе гостей встречает панорамная стена — самая протяженная видеостена в Европе. Изогнутой формой она напоминает нам о крупнейшем кинотеатре Ленинграда.
За театральное направление в «Ленинград Центре» отвечает режиссер Феликс Михайлов. По двум сторонам зрительного зала — два бара, Черный и Белый, декорированные Валентином Юдашкиным. Зал был также спроектирован Рикардо Бофиллом. Главная гордость — это сцена: она оснащена 36 подъемными столами, видеоэкранами, с помощью которых здесь можно воплощать сложные современные замыслы. Здесь установлена система кинетических люстр, уникальная для Петербурга: множество люстр могут принимать любые формы и цвета, являясь полноправными участниками действия. Первым, кто стал использовать в своей работе кинетические элементы, был художник Марк Фишер, известный постановками в Цирке дю Солей. Он и вдохновил куратора Феликса Михайлова на эту идею. В зале можно показывать и кино, но пока главное представление здесь — это шоу «Иллюзио», созданное специально для этого пространства.
На третьем этаже центра располагается малая сцена: технократическая площадка, где планируется давать различные экспериментальные постановки. Организаторы планируют приглашать сюда театры «без крыши», а также — показывать здесь одноактные балеты хореографа Веры Арбузовой.
Фото: Сергей Ермохин
Галерея. О том, что здание когда-то было павильоном, нам напоминает дизайн выставочного пространства. Это просторные залы, наполненные светом. Сейчас в галерее проходит выставка «Сто лет, сто зим», посвященная истории Таврического сада, с которым тесно связана судьба здания.
«Внимательно изучив летопись здания на Потемкинской, я поняла, что мы будем снимать кино. В составе творческой команды работают молодые профессионалы: режиссёры, операторы, сценаристы и звукорежиссеры. Все пространство выставки стало киноэкраном, на котором разворачиваются события различных этапов жизни этого легендарного здания. Книги-столы, на которых разложены архивные материалы, напоминают об одном из лучших читальных залов в городе. Коллаж из изображений лиц в окнах – это зрители, современники здания, наверняка не раз посещавшие его. Потоки голоса, читающего историю с листа, в которые попадает посетитель – это символический образный информационный коридор, который проводит аудиторию сквозь столетие», – рассказывает Оксана Бондаренко, куратор галереи «Ленинград Центра».
На выставке гостю предоставляется свобода действий: можно стоять под так называемыми «звуковыми душами» и слушать стихи Набокова, можно надеть наушники и узнать что-то об истории, можно рассматривать фотографии или зависать перед видео.
Сотрудники центра рассказывают, что к ним приходит много пожилых людей — в основном, это жители ближайших улиц. Они прекрасно помнят кинотеатр «Ленинград»: кто-то рассказывает, что познакомился здесь с женой, кто-то начинает искать себя на фотографиях… Сначала многие настроены скептически: «что это тут понастроили?» Но потом, пообщавшись с сотрудниками, все изучив, они смягчаются и остаются довольны. Кураторы призывают посетителей вместе пополнять архив «Ленинград Центра»: приносить фотографии, рассказывать, вспоминать.
Арт-подвал Филармонии им. Д.Д.Шостаковича
Было: Пока в здании на углу Итальянской и Михайловской улиц жизнь била ключом (здесь гремели балы Дворянского собрания, выступали с концертами Лист, Вагнер, Берлиоз. ), подвалы его пустовали. В Первую мировую войну здесь был лазарет, а затем они снова пришли в запустение: там располагались коммуникации, трубы, в некоторых местах было по колено воды.
Стало: Привести в порядок подвалы и сделать там арт-пространство предложил маэстро Юрий Темирканов. Осенью 2014 года подвалы открылись для публики: «Я рад, что освоили подвал. Огромные площади пустовали в самом центре города, а теперь мы приглашаем туда слушателей: на лекции, выставки, камерные концерты».
Лофт Rizzordi
Стало: В 2011 году несколько верхних этажей заняло выставочное пространство — лофт Rizzordi площадью 4000 кв.метров. В лаконичном и брутальном интерьере сохранены массивные металлические элементы каркаса, окна-бойницы, скрепляющие скобы, завершения вентиляционных шахт. Как отметил в интервью «МР» художник Анатолий Белкин, пространство сохраняет в буквальном смысле дух места – легкий запах пивного солода. Реконструкция площадки еще в процессе: предполагается, что скоро, кроме галереи, там разместится кинозал, творческие мастерские, медиатека, лекционная аудитория, книжный магазин, кафе.
Chaliapin ArtFlat
Было: В трехэтажном особняке на Петроградской стороне в 1914 году поселился Федор Шаляпин. В те годы художественная интеллигенция отдавала предпочтение этому району Петербурга. Неподалеку жили писатели Максим Горький и Леонид Андреев, художник Борис Кустодиев, актер Юрий Юрьев, оперный певец Дмитрий Смирнов. Шаляпин прожил здесь вплоть до 1922 года, когда квартиры начали нещадно уплотнять.
В последующие годы помещение постепенно приходило в удручающее состояние. Это была обычная ленинградская коммуналка с закопченными потолками, «ожогами» от буржуек на паркете, с обоями, свисающими со стен, и вереницами электрических счетчиков по стенам.
В 60–х было принято решение о создании музея Ф. И. Шаляпина, и в 1975 году экспозиция была открыта для посетителей. Однако в то время имя Шаляпина не фигурировало в названии, официально музей именовался «Русским оперным театром». На вывеске имя Шаляпина появилось уже в годы перестройки с подачи Раисы Горбачевой.
Стало: В 2014 году Музей театрального и музыкального искусства (филиалом которого является Дом-музей Шаляпина) представил новую многофункциональную площадку. Первый этаж музея был адаптирован под творческое пространство Chaliapin ArtFlat площадью 120 кв. метров. В центре внимания кураторов — новое искусство в самых разных его проявлениях.
Современный дизайн, световое и звуковое оборудование, мультимедийный проектор и экран — здесь есть все для воплощения самых разных идей. Сейчас здесь проходит выставка «Джаз в квадрате», посвященная 50-летию ленинградского джаз-клуба «Квадрат»: в экспозиции — музыкальные инструменты и фотографии, а также в программе — концерты, мастер-классы, лекции.
Большая Морская, 5
Было: Величественное здание было построено по заказу Совета Азовско-Донского банка архитектором Федором Лидвалем в 1909 году. Банк процветал здесь до 1917 года, когда был ликвидирован. Чего здесь только не успело побывать в 20-х – 30-х годах: Ленинградская областная контора Торгбанка, сберегательная касса, учреждения промышленности цветных металлов (Главмедь и Главцинкосвинец), Управление хлебопечения, Главкондитер, Ленкультторг, Военторг. После реставрации в 1947 году здесь открылась Междугородная телефонная станция, а затем — Центральный переговорный пункт. В 1964 году здесь состоялся первый разговор между Ленинградом и Москвой посредством автоматической телефонной связи, и начал работать первый в СССР монетный междугородный телефонный автомат. Ещё одним новым опытом стала передача фототелеграфным способом макета вёрстки газеты «Правда» из Москвы в Петербург: по макету отпечатали тираж. Телефонная станция активно работала в 70-х и 80-х годах. В 2002 году переговорный пункт на Большой Морской был закрыт.
Стало: До того, как здесь расположился Центр развлечений «Большая Морская, 5», помещения несколько раз меняли назначение. Так, еще недавно первый этаж занимал просторный пивной бар «Балтика-Брю». Теперь под крышей бывшего банка — Музей иллюзий, Дом Великана, Стеклянный лабиринт, Сад тропических бабочек и Контактный зоопарк. Прогуляться по петербургским крышам, погладить енота и спастись от зомби предлагают и взрослым, и детям. По словам арт-директора проекта Татьяны Титовой, многое из исторических интерьеров удалось сохранить.
Нетронутыми остались потолки начала прошлого века и стеклянные витражи, которые когда-то использовались для освещения. Остался оригинальным мраморный пол здания. В Доме великана можно наблюдать незакрытый ковровым покрытием его оригинальный рисунок. Изначально здесь был один большой «операционный» зал и помещения поменьше. В отдельном малом зале разместился зоопарк, остальное пространство было разбито перегородками на четыре зоны: Музей иллюзий, Дом великана, Сад бабочек и Стеклянный лабиринт.
наб. Обводного канала, 223-225
Фабрика занимает территорию от Обводного кан. до Курляндской ул.
Куп. книга
на 1897 г. С. 120
1-я гильдия
часть фирменного бланка
начала ХХ в. из архива Gerhardi
(добавил Риэлтор)
Список фабрик и заводов
Российской Империи. 1912 г.
( Добавил- miraru1. )
май 1957 г.
ЦГАКФФД СПб Ар 198926
* см. ниже
* Вид на здание хлопчато-бумажной фабрики «Веретено» (набережная Обводного канала, д. 223/225). Места съёмки: Ленинград г.
Автор съёмки: Федотов Павел Васильевич
Главное здание состоит из центрального (в глубине двора) и двух боковых симметричных корпусов. Крупные широкие окна и узкие простенки отвечают функции и придают фасаду строго конструктивный характер. Черты позднего классицизма отчетливее заметны в павильоне проходной-конторы, увенчанной легкой ротондой с тонкими колоннами и парящей фигуркой Меркурия. Фабрика была построена почти одновременно с окончанием Обводного канала.
В 1836-1838 гг. работы по строительству велись под руководством арх. Н. Я. Анисимова. В 1897 г. был надстроен шестой этаж. (М.С. Штиглиц. Промышленная архитектура Петербурга в свете «индустриальной археологии». СПб., 2003.)
Ленинрадская государственная хлопкопрядильная фабрика «Веретено» управления «Ленглавхлоппром» Министерства легкой промышленности РСФСР
Постановлением Президиума ВСНХ от 4 марта 1919 г. Российская бумагопрядильная мануфактура, основанная в 1835 г., была национализирована и включена в состав Петрохлопка. В 1920-1925 гг. фабрика была законсервирована, в 1925 г. возобновила работу и переименована в бумагопрядильную фабрику «Веретено». С января 1966 г. в ведении Управления «Ленглавхлоппром». 10 февраля 1993 г. зарегистрировано АООТ (ныне ОАО) «Веретено». (spbarchives.ru 18.03.2015 v3p1s4 )
1918: Российская бумагопрядильная мануфактура, Владелец Общество Российской бумагопрядильной
мануфактуры, Годъ возникновенія предпріятія 1835, Обводный канал, 183
(Списокъ фабрично-заводскихъ предпріятій Петрограда, апрель 1918 г. Петроградъ. 1918, С. 3, № 33)
1940: «Веретено», хлопкопрядильная фабрика, Обводный кан. 181-183 (ВЛ на 1940. С. 170.)
Ясли №167, Обводный кан. 181/183. (ВЛ на 1940.С. 419.)
Ясли №178, Обводный кан. 181/183. (ВЛ на 1940. С. 419.)
Детский сад №20, пр. Газа 21. (ВЛ на 1940. С. 333.)
Между 1940 и 1965 годами нумерация домов по Обводному (нечетная сторона) резко изменилась.
1976: Детский сад Ленинского р-на № 42, Обводный кан., 223-225. (Краткий справочник ЛГТС-1976″, С. 85).
1988: Ясли-сад Ленинского р-на № 42, наб. Обводного кан., 223. ([ 125 ], С. 557).
В 2001 г. включён КГИОПом в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность» (252)
Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения на основании распоряжения комитета по государственному контролю использованию и охране памятников истории и культуры №10-22 от 21.07.2009 г.
Жилой дом Экспедиции заготовления государственных бумаг модерн (Кириков)
Центр стандартизации и метрологии и СКБ НПО «ВНИИМ им. Д. И. Менделеева»
Центр испытаний и сертификации «ТЕСТ-Санкт-Петербург»
Часовня во имя св. рвнп. князя Владимира
Центр испытаний и сертификации «ТЕСТ-Санкт-Петербург»
В шестиэтажном с боковыми семиэтажными ризалитами доме № 1, построенном в 1914-1915 гг. для нужд экспедиции заготовления государственных бумаг (ныне фабрика «Гознак»), с 1967 г. работает Ленинградский центр стандартизации и метрологии и СКБ ордена Трудового Красного Знамени научно-производственного объединения «ВНИИМ имени Д.И.Менделеева» (главное здание находится на Московском проспекте, дом 19 ).
(из статьи П. Антонова «Блокнот агитатора»; 1985/05 добавил Vadark )
В 1913-1914 гг. ЭЗГБ, совместно с Обществом архитекторов, проводило конкурс на проект этого дома для рабочих, с премиями в 2.000, 1.000, 500 и 250 рублей. Конкурс состоялся, о победителях:
Однако, в итоге ЭЗГБ воспользовалась услугами своего штатного архитектора Г. Г. фон Голи. ( miraru1 )
Сейчас это все принадлежит центру испытаний и сертификации «ТЕСТ-Санкт-Петербург».