курс кубань в xx xxi веках история люди и общество для 11 класса рассчитан на
Рабочая программа и КТП 11 класс. Кубань в XX-XXI веках.История.Люди( 34 часа)
Рабочая программа по кубановедению 11 класса составлена на основе:
Письма Министерства образования и науки Краснодарского края от 17.07.2015 г.
№ 47-10474/15-14 «О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования».
Для достижения данной цели реализуются следующие задачи:
формирование научно обоснованных представлений о Краснодарском крае как географическом объекте на территории России, включая его происхождение, существующее положение и перспективы;
углубление знаний о природе родного края, развитие умения анализировать последствия антропогенного влияния на природные компоненты;
изучение многопланового прошлого региона как родины многих народров;
понимание особой геополитической роли Кубани как части Российского государства;
создание целостного социально-политического образа Краснодарского края как субъекта Российской Федерации;
формирование и углубление понимания перспектив развития родного края, знаний о реализуемых в регионе социально-экономических проектах и способностей к самореализации в этих проектах.
Общая характеристика учебного предмета.
Предметом изучения является жизнедеятельность человеческого общества в рамках региона в контексте прошлого и настоящего и с учётом перспектив.
В 10-11 классах завершается изучение таких аспектов изучения прошлого и настоящего региона, как: природа, история, обществознание, культура.
Основными результатами изучения предмета «Кубановедение» являются:
Воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за Россию на основе знаний о славе малой родины, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, понимание основ культурного наследия народов, населяющих регион, их традиционных ценностей, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной и окружающими людьми.
Формирование на примере изучения кубанского региона целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие родного края.
Становление ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе высокой степени самостоятельности в решении образовательных задач по курсу кубановедения.
Определение на этапе завершения общего образования и становления устойчивых познавательных интересов мотивации к дальнейшему обучению, а также профессиональных предпочтений, с учётом региональных особенностей рынка труда и социально-профессиональных перспектив.
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Познание региональных семейных традиций и на этой базе осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи, к окружающим людям.
Развитие эстетического сознания через освоение регионального художественного наследия народов Кубани посредством творческой деятельности эстетического характера.
Курс кубановедения в 11 классе открывается разделом, посвящённым истории нашего края в XX в., с акцентом на специфику Кубани, на фоне имеющихся знаний по общероссийской истории и ранее освоенного исторического краеведения.
Основная часть учебного времени отведена проблематике изучения современного кубанского общества в его развитии. В этих рамках рассматриваются и проблемы развития культуры и искусств а, антропогенных факторов развития природного комплекса региона.
При этом материал курса в этой части может оперативно обновляться в рамках программы в соответствии с новыми аспектами социально-экономической жизни и природного комплекса Кубани.
Курс «Кубань в XX-XXI веках: история, люди и общество», завершающий цикл кубановедения, носит междисциплинарный характер. В процессе его освоения учащиеся используют знания, полученные при изучении таких предметов как кубановедение, история Кубани и обществознание.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Содержание учебного курса, цели и задачи, требования к подготовке учащихся по кубановедению 11 класс в полном объёме совпадают с программой общеобразовательных учреждений Краснодарского края «Кубановедение» 11 класс. Авторы-составители: В.В. Латкин, И.А. Терская, О.А. Хамцова и др.
Авторская и рабочая программы рассчитаны на 34 часа, из расчёта 1 учебный час в неделю.
Содержание учебного предмета.
Раздел I. Основные этапы истории Кубани в XX столетии. (7 часов)
Кубанская область и Черноморская губерния в 1900-1916 гг. Социальный и национальный состав населения. Политическая жизнь и общественное движение. Кубань и Черноморье в революции 1905-1907 гг. Ратные подвиги кубанцев в годы Русско-японской и Первой мировой войн.
Тема 3. Кубань в 1920-1930-х годах.
Особенности «военного коммунизма», нэп, индустриализация, «великий перелом», коллективизация и её последствия. Героика и трагизм 30-х. Национально-государственное строительство. Краснодарский край и Адыгейская автономная область. Культурная жизнь региона в первой трети XX в.
Тема 4. Годы военных испытаний. Краснодарский край в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Тема 5. Кубань во второй половине XX столетия: оттепель, застой.
Тема 6. Годы перестройки 80-х и реформ 90-х годов.
Издержки экономики, неэффективность организации производства. Кризис доверия к власти. «Здоровый кубанский консерватизм». Культурная жизнь Кубани в середине 1950-1990-х годах.
Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час)
Раздел II. Экономика Краснодарского края: современное состояние и векторы развития. (5 часов)
Тема 7. Регион как эколого-экономическая система.
Диверсифицированный характер экономики края, основные отрасли и макроэкономические показатели.
Тема 8. Краевой бюджет. Налоги и инвестиции.
Налоги. Инвестиционный климат в Краснодарском крае, повышение инвестиционной привлекательности региона.
Тема 9. Финансы, предпринимательство, доходы и потребление
Развитие предпринимательства на Кубани. Меры государственной поддержки предпринимательства. Региональный рынок труда и его особенности. Доходы и потребление. Краснодарский край в системе внешнеэкономических отношений.
Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час)
Раздел III. Социальные отношения в кубанском обществе. (5 часов)
Тема 10. Социальная стратификация и мобильность в региональном социуме.
Социальная дифференциация, социальное неравенство в кубанском обществе. Социальная стратификация в Краснодарском крае. Горизонтальная, вертикальная, межпоколенная, внутрипоколенная мобильность.
Тема 11. Межнациональные отношения.
Этносоциальные общности Краснодарского края. Этнические меньшинства, этнические группы. Основные тенденции в развитии межнациональных отношений в региональном социуме. Этносоциальные конфликты.
Тема 12. Семья и брак в кубанском обществе.
Основные тенденции в развитии семейных отношений. Семейная политика Краснодарского края.
Тема 13. Молодёжь Краснодарского края как социальная группа.
Возрастные границы, социально-демографические характеристики молодёжи как социальной группы Краснодарского края. Динамика ценностных ориентаций молодёжи Краснодарского края. Молодёжные субкультуры.
Итоговое повторение (1 час)
Раздел IV. Краснодарский край сегодня: политический ракурс. (5 часов)
Тема 14. Государственная власть и местное самоуправление в регионе.
Структура органов государственной власти, их полномочия и направления деятельности. Законодательное собрание края. Исполнительные органы власти в регионе. Администрация Краснодарского края, глава администрации. Судебная ветвь власти. Органы местного самоуправления в муниципальных образованиях края. Политические лидеры и политические элиты в регионе. СМИ и их роль в политическом процессе. Представители региона в высших органах государственной власти РФ.
Тема 15. Становление гражданского общества.
Институты гражданского общества, их становление и деятельность в Краснодарском крае. Деятельность политических партий и общественных организаций в регионе. Молодёжные организации, движение волонтёров.
Тема 16. Региональная политическая культура населения.
Политические ориентации жителей Кубани. Возможности молодого человека для участия в политике и активная жизненная позиция молодёжи. Отношения Краснодарского края с другими регионами и странами.
Тема 17. Геополитическое положение Краснодарского края.
Межрегиональные и международные отношения региона. Подготовка к 0лимпиаде-2014 в Сочи.
Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час)
Раздел V. Краснодарский край в правовом поле Российской Федерации.
Конституционные основы разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектами. Система нормативных правовых актов Краснодарского края. Устав Краснодарского края: понятие, юридические свойства, содержание, значение. Нормативные правовые акты края (решения), принятые на референдуме Краснодарского края. Нормативные правовые акты, принятые Законодательным собранием Краснодарского края. Нормативные правовые акты администрации Краснодарского края.
Тема 19. Законотворческий процесс в Краснодарском крае.
Субъекты законодательной инициативы в Краснодарском крае. Прямое (непосредственное) правотворчество. Референдум как форма прямого (непосредственного) правотворчества в Краснодарском крае.
Тема 20. Избирательный процесс в крае.
Субъекты, стадии и особенности избирательного процесса на Кубани.
Тема 21. Правоохранительные органы: структура и функции.
Полномочия, порядок действий.
Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час)
Тема 22. Духовная жизнь Кубани.
Многообразие, специфика и значение для культуры России. Исторические предпосылки развития культуры Кубани. Диалог культур на Кубани. Региональная идентичность и региональная идеология. Роль кубанского казачества как уникального этнокультурного сообщества в становлении культурной жизни Кубани.
Тема 23. Система образования Краснодарского края.
Социокультурная функция школ. Фундаментальная и прикладная наука Кубани. Основные научные школы. Университеты и научные центры Кубани.
Тема 24. Религиозное и конфессиональное многообразие региона.
Тема 25. Культурное достояние Краснодарского края.
Библиотеки, музеи, картинные галереи, театры, коллективы народного творчества. Проблемы культурной жизни Кубани. Нравственность и культура. Культурная политика в Краснодарском крае.
Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час)
Заключение. Итоговое повторение. (1 час)
5. Тематическое планирование.
Раздел I. Основные этапы истории Кубани в XX столетии.
Тема 2. Революция и Гражданская война (1917-1922)
Тема 3. Кубань в 1920-1930-х годах.
Тема 4. Годы военных испытаний. Краснодарский край в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Тема 5. Кубань во второй половине XX столетия: оттепель, застой.
Тема 6. Годы перестройки 80-х и реформ 90-х годов.
Итоговое повторение и проектная деятельность.
Раздел II. Экономика Краснодарского края: современное состояние и векторы развития.
Тема 7. Регион как эколого-экономическая система.
Тема 8. Краевой бюджет.
Тема 9. Финансы, предпринимательство, доходы и потребление.
Итоговое повторение и проектная деятельность.
Раздел III. Социальные отношения в кубанском обществе.
Тема 10. Социальная стратификация и мобильность в региональном социуме.
Тема 11. Межнациональные отношения.
Тема 12. Семья и брак в кубанском обществе.
Тема 13. Молодёжь Краснодарского края как социальная группа.
Раздел IV. Краснодарский край сегодня: политический ракурс.
Тема 14. Государственная власть и местное самоуправление в регионе.
Тема 15. Становление гражданского общества.
Тема 16. Региональная политическая культура населения.
Тема 17. Геополитическое положение Краснодарского края.
Итоговое повторение и проектная деятельность.
Раздел V. Краснодарский край в правовом поле Российской Федерации.
Тема 18. Конституционно-правовой статус края как субъекта Российской Федерации.
Тема 19. Законотворческий процесс в Краснодарском крае.
Тема 20. Избирательный процесс в крае.
Тема 21. Правоохранительные органы: структура и функции.
Итоговое повторение и проектная деятельность.
Тема 22. Духовная жизнь Кубани.
Тема 23. Система образования Краснодарского края.
Тема 24. Религиозное и конфессиональное многообразие региона.
Тема 25. Культурное достояние Краснодарского края.
Итоговое повторение и проектная деятельность.
Заключение. Итоговое повторение.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Щетнёв В.Е., Смородина Е.В. История Кубани. XX век: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений и студентов средних специальных учебных заведений. Краснодар: Перспективы образования, 2001
Трёхбратов Б.А. История Кубани с древнейших времён до конца XX века, Краснодарское книжное издательство, 2000 г.
5. История Кубани. Атлас с комплектом контурных карт. Краснодар: ОИПЦ «Перспективы
образования», 2013 г.
Агропромышленный комплекс (АПК).
Производство основных видов сельскохозяйственной продукции.
Зональная специализация сельского хозяйства.
Отрасли, обеспечивающие развитие АПК и переработку продукции.
1. История Кубани. С древнейших времён до наших дней: учебный видеофильм. БУБ (45 мин.)
Рабочая программа и КТП 11 класс. Кубань в XX-XXI веках.История.Люди( 34 часа)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Рабочая программа по кубановедению 11 класса составлена на основе:
Программы курса «Кубановедение: программы для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края» // В.В. Латкин, И.А. Терская, О.А. Хамцова и др., – Краснодар: Перспектива образования, 2013 год.
Письма Министерства образования и науки Краснодарского края от 17.07.2015 г.
№ 47-10474/15-14 «О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования».
Цель курса – формирование личности молодого человека, осознано принявшего традиционные для Кубани как части России духовно-нравственные ценности, на основе комплексного изучения всех основных аспектов, характеризующих родной край.
Для достижения данной цели реализуются следующие задачи:
формирование научно обоснованных представлений о Краснодарском крае как географическом объекте на территории России, включая его происхождение, существующее положение и перспективы;
углубление знаний о природе родного края, развитие умения анализировать последствия антропогенного влияния на природные компоненты;
изучение многопланового прошлого региона как родины многих народров;
понимание особой геополитической роли Кубани как части Российского государства;
создание целостного социально-политического образа Краснодарского края как субъекта Российской Федерации;
формирование и углубление понимания перспектив развития родного края, знаний о реализуемых в регионе социально-экономических проектах и способностей к самореализации в этих проектах.
Общая характеристика учебного предмета.
Объектом изучения в курсе кубановедения является Краснодарский край – как целостная и развивающая система взаимодействия человека и природы.
Предметом изучения является жизнедеятельность человеческого общества в рамках региона в контексте прошлого и настоящего и с учётом перспектив.
В 10-11 классах завершается изучение таких аспектов изучения прошлого и настоящего региона, как: природа, история, обществознание, культура.
Во всех разделах программы находит отражение сквозная тематическая линия курса «Кубань – многонациональный край».
Основными результатами изучения предмета «Кубановедение» являются:
Воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за Россию на основе знаний о славе малой родины, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, понимание основ культурного наследия народов, населяющих регион, их традиционных ценностей, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной и окружающими людьми.
Формирование на примере изучения кубанского региона целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие родного края.
Становление ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе высокой степени самостоятельности в решении образовательных задач по курсу кубановедения.
Определение на этапе завершения общего образования и становления устойчивых познавательных интересов мотивации к дальнейшему обучению, а также профессиональных предпочтений, с учётом региональных особенностей рынка труда и социально-профессиональных перспектив.
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Познание региональных семейных традиций и на этой базе осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи, к окружающим людям.
Развитие эстетического сознания через освоение регионального художественного наследия народов Кубани посредством творческой деятельности эстетического характера.
Курс кубановедения в 11 классе открывается разделом, посвящённым истории нашего края в XX в., с акцентом на специфику Кубани, на фоне имеющихся знаний по общероссийской истории и ранее освоенного исторического краеведения.
Основная часть учебного времени отведена проблематике изучения современного кубанского общества в его развитии. В этих рамках рассматриваются и проблемы развития культуры и искусств а, антропогенных факторов развития природного комплекса региона.
При этом материал курса в этой части может оперативно обновляться в рамках программы в соответствии с новыми аспектами социально-экономической жизни и природного комплекса Кубани.
При участии сквозной тематической линии курса «Кубань – многонациональный край» необходимо учитывать современные тенденции развития межнациональных отношений в регионе, в стране и в мире.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Содержание учебного курса, цели и задачи, требования к подготовке учащихся по кубановедению 11 класс в полном объёме совпадают с программой общеобразовательных учреждений Краснодарского края «Кубановедение» 11 класс. Авторы-составители: В.В. Латкин, И.А. Терская, О.А. Хамцова и др.
Авторская и рабочая программы рассчитаны на 34 часа, из расчёта 1 учебный час в неделю.
Содержание учебного предмета.
Раздел I. Основные этапы истории Кубани в XX столетии. (7 часов)
Кубанская область и Черноморская губерния в 1900-1916 гг. Социальный и национальный состав населения. Политическая жизнь и общественное движение. Кубань и Черноморье в революции 1905-1907 гг. Ратные подвиги кубанцев в годы Русско-японской и Первой мировой войн.
Тема 3. Кубань в 1920-1930-х годах .
Особенности «военного коммунизма», нэп, индустриализация, «великий перелом», коллективизация и её последствия. Героика и трагизм 30-х. Национально-государственное строительство. Краснодарский край и Адыгейская автономная область. Культурная жизнь региона в первой трети XX в.
Тема 4. Годы военных испытаний. Краснодарский край в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Тема 5. Кубань во второй половине XX столетия: оттепель, застой.
Тема 6. Годы перестройки 80-х и реформ 90-х годов .
Издержки экономики, неэффективность организации производства. Кризис доверия к власти. «Здоровый кубанский консерватизм». Культурная жизнь Кубани в середине 1950-1990-х годах.
Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час)
Раздел II. Экономика Краснодарского края: современное состояние и векторы развития . (5 часов)
Тема 7. Регион как эколого-экономическая система .
Диверсифицированный характер экономики края, основные отрасли и макроэкономические показатели.
Тема 8 . Краевой бюджет . Налоги и инвестиции.
Налоги. Инвестиционный климат в Краснодарском крае, повышение инвестиционной привлекательности региона.
Тема 9. Финансы, предпринимательство, доходы и потребление
Развитие предпринимательства на Кубани. Меры государственной поддержки предпринимательства. Региональный рынок труда и его особенности. Доходы и потребление. Краснодарский край в системе внешнеэкономических отношений.
Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час)
Раздел III. Социальные отношения в кубанском обществе . (5 часов)
Тема 10. Социальная стратификация и мобильность в региональном социуме .
Социальная дифференциация, социальное неравенство в кубанском обществе. Социальная стратификация в Краснодарском крае. Горизонтальная, вертикальная, межпоколенная, внутрипоколенная мобильность.
Тема 11. Межнациональные отношения .
Этносоциальные общности Краснодарского края. Этнические меньшинства, этнические группы. Основные тенденции в развитии межнациональных отношений в региональном социуме. Этносоциальные конфликты.
Тема 12. Семья и брак в кубанском обществе .
Основные тенденции в развитии семейных отношений. Семейная политика Краснодарского края.
Тема 13. Молодёжь Краснодарского края как социальная группа .
Возрастные границы, социально-демографические характеристики молодёжи как социальной группы Краснодарского края. Динамика ценностных ориентаций молодёжи Краснодарского края. Молодёжные субкультуры.
Итоговое повторение (1 час)
Тема 14. Государственная власть и местное самоуправление в регионе.
Структура органов государственной власти, их полномочия и направления деятельности. Законодательное собрание края. Исполнительные органы власти в регионе. Администрация Краснодарского края, глава администрации. Судебная ветвь власти. Органы местного самоуправления в муниципальных образованиях края. Политические лидеры и политические элиты в регионе. СМИ и их роль в политическом процессе. Представители региона в высших органах государственной власти РФ.
Тема 15. Становление гражданского общества .
Институты гражданского общества, их становление и деятельность в Краснодарском крае. Деятельность политических партий и общественных организаций в регионе. Молодёжные организации, движение волонтёров.
Тема 16. Региональная политическая культура населения .
Политические ориентации жителей Кубани. Возможности молодого человека для участия в политике и активная жизненная позиция молодёжи. Отношения Краснодарского края с другими регионами и странами.
Тема 17. Геополитическое положение Краснодарского края .
Межрегиональные и международные отношения региона. Подготовка к 0лимпиаде-2014 в Сочи.
Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час)
Раздел V. Краснодарский край в правовом поле Российской Федерации .
Конституционные основы разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектами. Система нормативных правовых актов Краснодарского края. Устав Краснодарского края: понятие, юридические свойства, содержание, значение. Нормативные правовые акты края (решения), принятые на референдуме Краснодарского края. Нормативные правовые акты, принятые Законодательным собранием Краснодарского края. Нормативные правовые акты администрации Краснодарского края.
Тема 19. Законотворческий процесс в Краснодарском крае.
Субъекты законодательной инициативы в Краснодарском крае. Прямое (непосредственное) правотворчество. Референдум как форма прямого (непосредственного) правотворчества в Краснодарском крае.
Тема 20. Избирательный процесс в крае.
Субъекты, стадии и особенности избирательного процесса на Кубани.
Тема 21. Правоохранительные органы: структура и функции.
Полномочия, порядок действий.
Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час)
Тема 22. Духовная жизнь Кубани.
Многообразие, специфика и значение для культуры России. Исторические предпосылки развития культуры Кубани. Диалог культур на Кубани. Региональная идентичность и региональная идеология. Роль кубанского казачества как уникального этнокультурного сообщества в становлении культурной жизни Кубани.
Тема 23. Система образования Краснодарского края.
Социокультурная функция школ. Фундаментальная и прикладная наука Кубани. Основные научные школы. Университеты и научные центры Кубани.
Тема 24. Религиозное и конфессиональное многообразие региона.
Тема 25. Культурное достояние Краснодарского края.
Библиотеки, музеи, картинные галереи, театры, коллективы народного творчества. Проблемы культурной жизни Кубани. Нравственность и культура. Культурная политика в Краснодарском крае.
Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час)
Заключение. Итоговое повторение. (1 час)
5. Тематическое планирование.
Раздел I. Основные этапы истории Кубани в XX столетии.
Тема 2. Революция и Гражданская война (1917-1922)
Тема 4. Годы военных испытаний. Краснодарский край в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Тема 5. Кубань во второй половине XX столетия: оттепель, застой.
Итоговое повторение и проектная деятельность.
Раздел II. Экономика Краснодарского края: современное состояние и векторы развития .
Тема 9. Финансы, предпринимательство, доходы и потребление.
Итоговое повторение и проектная деятельность.
Раздел III. Социальные отношения в кубанском обществе .
Итоговое повторение и проектная деятельность.
Раздел V. Краснодарский край в правовом поле Российской Федерации .
Тема 19. Законотворческий процесс в Краснодарском крае.
Тема 20. Избирательный процесс в крае.
Тема 21. Правоохранительные органы: структура и функции.
Итоговое повторение и проектная деятельность.
Тема 22. Духовная жизнь Кубани.
Тема 23. Система образования Краснодарского края.
Тема 24. Религиозное и конфессиональное многообразие региона.
Тема 25. Культурное достояние Краснодарского края.
Итоговое повторение и проектная деятельность.
Заключение. Итоговое повторение.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
А.А. Зайцев Кубановедение: учебное пособие для 11 класса (с электронной версией). – Краснодар: Перспективы образования, 2014 г.
Щетнёв В.Е., Смородина Е.В. История Кубани. XX век: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений и студентов средних специальных учебных заведений. Краснодар: Перспективы образования, 2001
Трёхбратов Б.А. История Кубани с древнейших времён до конца XX века, Краснодарское книжное издательство, 2000 г.
5. История Кубани. Атлас с комплектом контурных карт. Краснодар: ОИПЦ «Перспективы
образования», 2013 г.
Агропромышленный комплекс (АПК).
Производство основных видов сельскохозяйственной продукции.
Зональная специализация сельского хозяйства.
Отрасли, обеспечивающие развитие АПК и переработку продукции.
1. История Кубани. С древнейших времён до наших дней: учебный видеофильм. БУБ (45 мин.)
http://www.kubangov.ru/ – сайт администрации Краснодарского края. Символика Краснодарского края (герб, гимн, флаг), историческая справка. Города и районы: политическая карта края – изображение районов края;
www . yuga . ru – информационный портал Краснодарского края: общество, культура, спорт, история, деловая жизнь, афиша культурной жизни г. Краснодара (фильмы, спектакли, выставки, концерты);
http://www.ekaterinodar.com/ – сайт о столице Кубани: история города, новости, фотогалерея, фотоархив;
www . cossackdom . com – история казачества: события, биографии, иллюстрации, карты исторических событий, военных действий и пр.;
http://krasnodar.bip.ru – Краснодарская коллекция рефератов: история Кубани (первая борозда, Екатеринодарская крепость, история и география города Краснодара, появление трамвая, первый телефон и т.д.), архитектура Кубани;
http://kuban.retroportal.ru/index.html – хронология событий, происходивших на Кубани в XVIII – XX веках. На сайте представлены визуальные материалы из фондов краснодарских краевых государственных и частных архивов, библиотек и музеев, архивные документы, труды историков и краеведов, воспоминания очевидцев;
http://budetinteresno.narod.ru/krasnodar.htm – экскурсия по г. Краснодару на сайте туризма на юге России. История, археология, этнография; старинные карты Кубанской области; описание самых красивых уголков Юга России (водопады, пещеры, ущелья);…
http://mustamhi.narod.ru/ – Таманский археологический музей;
http://mustamli.narod.ru/ – Таманский литературный музей, музей М.Ю. Лермонтова на Тамани;
http :// darkaterina . narod . ru / – Екатеринодар православный. Фотогалереи, художественная и документальная литература по православию;