курс лекций по истории древнего востока
Лекции по истории Древнего Востока
Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.
В учебном пособии автор рассматривает важнейшие вопросы всех разделов курса истории Древнего Востока, обращает внимание студентов на дискуссионные проблемы, излагает различные точки зрения на них.
Учебное пособие предназначено для студентов всех специальностей, изучающих дисциплину «Всемирная история» в Гуманитарно-экономическом и информационно-технологическом институте.
Лекция 1. Предыстория Древнего Востока 1
Лекция 2. Месопотамия в ранней древности и судьба первых государственных образований 5
Лекция 3. «Мировые империи» Западной Азии в I тыс. до н. э.: от истоков к падению и наследникам 13
Лекция 4. Древний Китай (до конца III в. д. н. э.) 22
Лекция 5. Централизованные государства Древнего Китая 34
Лекция 6. Южная Азия в древности 46
Лекция 7. Итоги развития Востока в древности 54
Словарь терминов 59
Олег Девлетов
Лекции по истории Древнего Востока. Учебное пособие
Л. И. Бородкин, акад. РАЕН, д-р. ист. наук, проф.; С. Ю. Горлов, канд. филос. наук, проф.;
А. С. Медяков, канд. ист. наук, доц.
Предисловие
Перед вами пособие, посвященное истории Древнего Востока. Именно здесь впервые произошли революционные изменения в жизни человека, способствовавшие появлению цивилизации. Здесь возникли первые государства, зародились мировые религии.
Многие достижения культуры науки, которые имеют значение и сегодня, своими корнями уходят в прошлое Древнего Востока.
Этот регион передал импульсы развития Европе, пребывавшей в состоянии первобытности. Много столетий, вплоть до перехода Европейских держав к капиталистическому развитию, общества Древнего Востока первенствовали в своем развитии. На использовании их ресурсов как материальных, так и человеческих, будет построено благополучие передовых стран Европы, осуществлявших политику колониализма.
История Древнего Востока имеет огромное значение. Знание фактов прошлого помогает понять настоящее и предвидеть будущее. Многие из проблем современного Востока тесно связаны именно с фундаментальной традицией, мировоззрением, влиянием религии и культуры, с мощным воздействием цивилизаций, в русле которых веками и тысячелетиями рождались, вызревали и существовали страны и народы Востока.
Общество Древнего Востока развивалось на иных, нежели в Европе основах. Многообразие мировой истории – в соединении неповторимых черт Азиатского, Европейского, Американского регионов.
Понять своеобразие истории Древнего Востока, ее неповторимые черты вам поможет предлагаемое пособие.
Следует отметить, что исходя из специфики научных интересов автора, значительное место в пособии отведено Китаю.
Введение
История Древнего Востока может рассматриваться как составная часть общей истории стран Востока. Собирательный термин «Восток» включает в себя территории северной Африки и Азии, когда рассматривается начало всей человеческой истории. Именно здесь возникли первые человеческие сообщества, первые государства.
Античный мир Греции и Рима имел своим истоком крито-микенские традиции, возникшие под влиянием Востока. Однако именно в Древней Греции возникают и становятся господствующими отношения частной собственности, что совершенно не было характерно для восточных обществ. Греки прекрасно осознавали свою непохожесть на других. Тогда и появилось противопоставление Запад-Восток.
Восток характеризуют мощная роль государства, бюрократии, преобладание государственной собственности, влияние общинных институтов в ущерб правам личности. Это – совсем иной путь развития по сравнению с Западом. Однако, на этом пути при сохранении стабильности и традиционности восточные общества добивались впечатляющих успехов, многие столетия превосходя Европу как в хозяйственном, так и в культурном развитии. История Древнего Востока, в качестве составной части истории стран Востока, – ключ к пониманию всего неевропейского мира.
Ее рассмотрение может быть традиционно представлено этапом древности, средневековья, нового и новейшего времени. Однако известные специалисты говорят о том, что не стоит привязывать историю Востока к европейским датам. Некоторые из них считают важным отметить самобытность стран Востока и определенным рубежом считать проявление в этих обществах западного влияния. Поэтому, например, эпоха средневековья Европы – V–XV вв. – не совпадает с эпохой средневековья на Востоке: I в. н. э. – XIX в.
В данном пособии мы будем соотносить хронологические рамки истории Древнего Востока с традиционно принятой хронологией истории Европы. Данное пособие посвящено эпохе древности и включает рассмотрение основных проблем вплоть до начала первых веков н. э.
Лекция 1. Предыстория Древнего Востока
✓ Иерархичная структура общества.
Вопрос 1. Предыстория региона
Обратимся к началам истории человечества и предыстории Древнего Востока.
Род «Человек» (Homo) выделился из царства животных свыше двух миллионов лет назад. Ближневосточно-средиземноморские земли, узким перешейком соединяющие Африку с Евразией, на протяжении многих сотен тысячелетий были тем естественным мостом-перекрестком, по которому перемещались, встречаясь и смешиваясь друг с другом, древнейшие популяции гоминид (предлюдей), архантропы и палеоантропы. Не все из них смогли продолжить свое развитие в последующих поколениях. Ученые отмечают наличие тупиковых ветвей в эволюционном процессе. Например, синантроп. Его останки были найдены в Китае.
Смешение популяций и связанная с этим метисация резко ускорили процесс трансформации гоминид, сыграв существенную роль в подготовке тех благоприятных мутаций, которые привели, в конечном счете, к возникновению именно в этом районе мира человека разумного – Homo sapiens.
И хотя специалисты расходятся во мнениях по вопросу о том, была ли ближневосточная зона сапиентации единственной, есть веские основания полагать, что именно здесь в конце древнекаменного века, палеолита, около сорока тысячелетий назад появился последний представитель эволюционного процесса – человек разумный разумный (Homo sapiens sapiens). Его миграция в различные районы Земли с вытеснением из них обитавших там прежних гоминид и с метисацией с этими последними послужила основой для появления в различных районах земного шара многочисленных расовых типов.
От предков, принадлежавших к более древним человеческим видам, Человек разумный унаследовал умение трудиться и производить для этого простейшие орудия. Но от конца древнекаменного века он еще очень долго – тридцать тысяч лет своей истории – все еще, так же как и эти его предки, только извлекал для себя дары природы с помощью произведенных им орудий, но не воспроизводил ее плоды снова.
Его способы добывания пищи – собирательство дикорастущих растений, охота и рыболовство, – конечно, были трудом. Мало того, для поддержания своего существования человеку и тогда уже нужно было не только производство, но и воспроизводство орудий труда; но сами добываемые им продукты природы он воспроизводить не умел. В соответствии с материалом, используемым для изготовления орудий труда принято подразделять историю человечества на три периода: каменный, бронзовый, железный века.
Жизнь человеческих коллективов (общин, обычно объединявшихся по родству) в огромной степени зависела от внешних природных, даже климатических условий, от обилия или скудости добычи, от случайной удачи. Удача же сменялась периодами голода, смертность была очень высока, особенно среди детей и пожилых. На огромных пространствах земного шара людей было очень мало, и число их почти не увеличивалось, временами, пожалуй, даже падало. Основными занятиями человека были охота и собирательство, использование в качестве основных орудий труда каменных рубил и скребков.
Мезолит принес новшества. Наряду с охотой и собирательством стали развиваться рыболовство, в том числе и морское, охота на морских млекопитающих, собирание морских моллюсков. Человек научился применять уменьшенные в размерах каменные орудия труда – микролиты.
Однако главное событие в развитии человеческого сообщества происходит в эпоху неолита. Именно тогда присваивающий тип хозяйства заменяется на производящий. На смену охоте, собирательству, рыболовству приходят земледелие и скотоводство. Этот важнейший рубеж называется неолитической революцией, так как кладет основу для возникновения новой стадии в развитии человеческого общества – стадии цивилизации.
Курс лекций по истории древнего востока
Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья
Эта книга родилась на основе курса лекций по истории Древнего Востока и Египта, читавшегося автором в Латвийском Университете (Рига) осенью 2000 г. Автор благодарит всех, кто способствовал организации его поездки в Ригу и курса лекций, в особенности г-жу Ивету Лейтане, Яниса Сикстулиса и Илмара Звиргздса, оказавших ему большую помощь, а также студентов университета, посещавших его лекции.
Лекционный характер обусловливает некоторые особенности книги (в частности, отсутствие примечаний). Автор не стремится заменить существующие академические истории (см. библиографию в конце книги), а также сказать нечто совершенно новое по каждой из рассмотренной в книге теме. Его задача состоит в изложении новой концепции истории и доказательстве ее на конкретном материале древней истории. Книга мыслится в качестве пособия для студентов-гуманитариев начальных курсов, а также для всех, интересующихся проблемами истории и ее осмысления.
Памяти И. М. Дьяконова
§ 1. Зачем необходима новая концепция истории?
Уже давно назрела необходимость в изменении преподавания истории в средней школе и в высших учебных заведениях. Дело здесь не только в том, что рухнули бывшие господствующими марксистские исторические постулаты. Новые экспериментальные учебники для средних школ, отказываясь от марксистских концепций, тем не менее страдают многими недостатками, среди которых следует назвать хотя бы: 1) европоцентризм учебников. В старом учебнике истории средних веков все-таки были отдельные разделы, посвященные арабскому миру, Индии и Китаю. В нынешнем учебнике Индии и Китая нет вообще, а арабский мир рассматривается вместе с Византией в разделе «К Востоку от Запада». Подобный «западоцентризм» сужает исторический горизонт учащегося и приводит ко многим негативным последствиям; 2) учебники, как старые, так и новые, составлены в странном историческом (вернее, антиисторическом) ракурсе, подобном перевернутой пирамиде: больше всего внимания уделяется недавним событиям, и далее в обратной пропорции: так, раньше первобытная эпоха, насчитывающая, по самым скромным подсчетам, 1,5–2 млн. лет, занимала пять параграфов в учебнике истории древнего мира. Собственно древности, насчитывавшей 3,5 тысячелетия, посвящалось столько же места, сколько и средневековью, которое, в рамках марксистской науки, занимало всего 12 столетий. 1 период нового времени (200 лет) изучался столько же, сколько и 2 (40 лет), столько же отводилось т. н. «новейшей истории» (т. е. истории нашего столетия). Не многим лучше положение в вузовском преподавании. Сами эти периодизации, опиращиеся на марксистское понимание истории, давно устарели. Мы не призываем уподобляться хронистам, но стремимся к устранению этих вопиющих диспропорций. Год древних египтян продолжался столько же, сколько и год человека XX в., и если нам кажется, что некоторые войны недавнего прошлого важнее греко-персидских войн, то в истории они занимают примерно равное место. Современники также мыслили греко-персидские войны как мировой конфликт, войну двух политических систем, небывалое в истории сражение Запада и Востока и т. д. (см. «Историю» Фукидида). Исторический процесс происходит во времени, и целью историка является объективная фиксация событий и их объяснение с выявлением причинно-следственных связей, а не перенесение в древность модных в настоящем политических концепций и их «обоснование» задним числом (будь то марксизм, демократия, национал-социализм или что-либо другое). На устраивают автора и концепции Тойнби, Гумилева и др., ввиду их большой схематичности им частого извращения фактов. С гораздо большим уважением автор, по образованию филолог-классик, относится к древнегреческим и византийским историографам – Фукидиду, Полибию, Диодору, Георгию Синкеллу и др., стремившимся излагать факты, а не только собственные схемы. История мыслится нами как существовавшая некогда объективная реальность, а раз так, то у ее событий была некоторая протяженность во времени и скорость. Схема не является самоцелью, а неким подспорьем, она должна помогать приводить события в некоторую систему, не более того. Историк, как и вообще мыслитель не может совсем обойтись без схем, но эти схемы (теории классовой борьбы, общественно-экономических формаций, культуры и цивилизации, «пассионарности» и др.) не должны быть первичными по отношению к событиям. Поэтому мы предпочитаем чисто временную периодизацию, сознавая при этом ее искусственность.
§ 2. Основание, ось и вершина социальной пирамиды
История должна рассматривать всевозможные аспекты человеческой жизни. В этом смысле марксистская идея базиса и надстройки была во многом верна: невозможно изображать историю только как смену материальных условий существования людей, или же как смену их идеологий, и то, и другое всгда присутствовало. Вместо понятий «базиса» и «надстройки» мы вводим понятия основания и вершины социальной пирамиды. Жизнь общества можно уподобить пирамиде, в основании которой находятся необходимые материальные условия, ось, соединяющую вершину и основание, составляет общественное устройство – социальные нормы, правовые отношения и др., а вершину – духовная культура (искусство, наука, идеология, религия). Вершина невозможна без оси и основания, однако она оказывает большое влияние на основание и ось. Поэтому наше изложение будет комплексным и в этом смысле довольно традиционным, начинаясь с материальной и заканчиваясь духовной культурой.
§ 3. Почему история цивилизации?
«Цивилизация» в нашем изложении имеет несколько значений. Во-первых, это некоторый особый образ жизни человека, противостоящий первобытной эпохе. Он характеризуется наличием городов, государственностью, письменностью и другими признаками, отличающими этот образ жизни от первобытного. Таким образом, первобытная эпоха не является для нас особой общественно-экономической формацией, а скорее особым образом жизни человечества, противостоящим цивилизованному. Поэтому и историю человечества мы разделяем на две части: 1) история первобытного общества и 2) история цивилизации. Первая, по нашему мнению, должна охватывать период от появления человека на Земле не до появления цивилизации, а до конца XIX в., так как целых пять тысячелетий первобытные народы существовали вместе с цивилизованными, до тех пор пока первые не были интегрированы в состав цивилизации с окончанием эпохи колониальных завоеваний. Первобытная эпоха ничем не хуже цивилизации, она для нас не является некой примитивной эпохой дикарей. У первобытного человечества существовала своя материальная культура – основа, ось – социальные отношения и моральные нормы и вершина – духовная культура, искусство и религия. Первобытную эпоху невозможно включить в некую «историю древнего мира», т. к. первая противостоит цивилизации гораздо сильнее, чем отдельные ступени самой цивилизации противостоят друг другу. По причине огромной сложности этой эпохи мы оставляем ее описание будущим исследователям. Первобытная эпоха, действительно, некое «детство» человечества, однако, в отличие от реального детства, оно продолжалось намного больше, чем последующие стадии истории.
Вторая противоположность цивилизации – культура. Согласно Шпенглеру, цивилизация противостоит культуре по временному признаку, являясь более ранней фазой развития, цивилизация – обезличивание, упадок и гибель культуры. Схема Шпенглера не учитывает то, что в любую историческую эпоху можно найти явления «цивилизации» и «культуры» в шпенглеровском их понимании. В любую эпоху, с одной стороны, творят гении, с другой – существует «массовая культура». Для нас цивилизация – способ существования народа (этноса), а культура – способ проявления цивилизации. Если цивилизация представляет содержание, то культура-внешнюю форму. Поэтому выделения цивилизаций по Шпенглеру и Тойнби мы не принимаем. Тем более неверна и схематична идея Ясперса о трех центрах культуры – Европе (вместе с Ближним Востоком), Индии и Дальнем Востоке. Подобные объединения нескольких этнических цивилизаций в одну обычно производятся согласно критериям того или иного ученого и не отражают реальные отношения цивилизаций, которые всегда намного сложнее. Один из наиболее ярких примеров – неудачное выделение Шпенглером «магической» культуры, в которую попало множество совершенно различных народов Ближнего и Среднего Востока. Поэтому мы не будем определять количество «главных» и «второстепенных» цивилизаций, а примем, что каждый народ создает собственную цивилизацию.
Лекции по истории Древнего Востока
Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.
В учебном пособии автор рассматривает важнейшие вопросы всех разделов курса истории Древнего Востока, обращает внимание студентов на дискуссионные проблемы, излагает различные точки зрения на них.
Учебное пособие предназначено для студентов всех специальностей, изучающих дисциплину «Всемирная история» в Гуманитарно-экономическом и информационно-технологическом институте.
Перед вами пособие, посвященное истории Древнего Востока. Именно здесь впервые произошли революционные изменения в жизни человека, способствовавшие появлению цивилизации. Здесь возникли первые государства, зародились мировые религии.
Многие достижения культуры науки, которые имеют значение и сегодня, своими корнями уходят в прошлое Древнего Востока.
Этот регион передал импульсы развития Европе, пребывавшей в состоянии первобытности. Много столетий, вплоть до перехода Европейских держав к капиталистическому развитию, общества Древнего Востока первенствовали в своем развитии. На использовании их ресурсов как материальных, так и человеческих, будет построено благополучие передовых стран Европы, осуществлявших политику колониализма.
Лекции по истории Древнего Востока скачать fb2, epub, pdf, txt бесплатно
Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Издание содержит систематическое изложение всемирной истории от времени происхождения, формирования, расцвета и упадка античной цивилизации до эпохи развитого средневековья. Для студентов вузов, преподавателей школ и коллежей, всех интересующихся историей мировых цивилизаций.
Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. В учебном пособии автор рассматривает важнейшие вопросы всех разделов курса истории Отечества, обращают внимание студентов на дискуссионные проблемы, излагают различные точки зрения на них. Учебное пособие предназначено для студентов всех специальностей, изучающих дисциплину «Отечественная история».
Учебное пособие содержит дидактические материалы для организации учебной и учебно-исследовательской работы студентов, проведения мероприятий рейтингового контроля в ходе освоения дисциплины «Современная история» в составе образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 050100.62 – «Педагогическое образование» (профиль «История»). Адресуется студентам и преподавателям исторических факультетов высших учебных заведений.
Двадцать первый и двадцать второй тома сочинений С.М. Соловьева «История России с древнейших времен» освещают события со второй половины 1740 по 1748 г. периода царствования императрицы Елизаветы Петровны.
Немецкий историк и публицист Герд Кёнен на основе интереснейшего документального материала рассматривает историю и эволюцию образа «Востока» и России в сознании немцев в первой половине XX в. Полемизируя с историками, считающими, что русофобские тенденции еще с XIX в. превратили этот образ в комплекс «российской (а потом красной) опасности», он утверждает, что вернее было бы описывать данный «комплекс» как «колебание между страхом и восхищением, фобийным защитным отталкиванием и страстным притяжением, причем встречными и зачастую взаимопереплетенными».
Книга предназначена для специалистов-историков и широкого круга читателей, интересующихся историей взаимоотношений России и Германии.
Флот, о кораблях которого пойдет речь, в настоящее время уже давно не существует. Императорский австро-венгерский флот исчез вместе с крушением 800- летней Габсбургской монархии в конце октября 1918 г. Их корабли передали победителям, и за небольшим исключением они были обращены в лом, а его адриатические порты сегодня служат нескольким государствам. Моряки этого флота стали гражданами разных государств – Австрии, Чехии, Словакии, Венгрии, Италии и др. В отличие от других стран, где ветераны могли предаться ностальгическим воспоминаниям и бывать в портах, где они когда-то служили, ветераны австровенгерского флота стали подданными новых стран, в основном, далеких от моря.
Книга «Екатерина Великая» серии «Россия — путь сквозь века» продолжает рассказ о царствовании Екатерины II. В ней освещается внутренняя политика императрицы, ее деятельность по укреплению абсолютизма в России. Знаменитый «Наказ» Екатерины так и не стал основой для нового законодательства, но были проведены административные реформы. Екатерина еще более расширила привилегии дворянства, а крепостное право достигло своего апогея в ее правление. Народные восстания жестоко подавлялись. В то же время императрица в духе времени выступала сторонницей просветительских взглядов, вела переписку с Дидро и Вольтером. Это не помешало ей начать борьбу с революционной Францией, что сопровождалось наступлением реакции в России.
Несколько раз садился писать тебе ответ. Каждый раз уходил слишком далеко в сторону…
Прежде, чем рассуждать о поднятых тобой темах, я хочу уяснить для себя несколько «философских» вопросов.
1. Что такое «история»?
Когда мы пытаемся понять определение термина «история», мы единодушны в том, что это — что-то о прошлом, о человеческом прошлом…
А существует ли прошлое?
А можно ли изучать то, чего нет, что не существует?
У всякого рассказчика (историка в том числе) изначально в голове присутствует алгоритм, схема причинно-следственных связей — тот способ, которым он привык объяснять причины событий.
Именно исходя из этого алгоритма рассказчик и выделяет события (факты) рассказа (истории).
И это понимание причинно-следственных связей никак не вытекает из самой истории. Напротив, сам подбор фактов изначально подчинён алгоритму объяснения причин…
Книга посвящена драматическому пути становления и возвышения папства — общественного, политического и духовного института, сыгравшего огромную роль в жизни средневековой Европы, часто созидательную, иногда разрушительную.
Российскому читателю более известны колоритные фигуры римских пап эпохи Ренессанса: Сикста IV, Льва X, Александра VI Борджиа. Однако именно папы Высокого Средневековья, переживая то головокружительные взлеты, то гибельные падения, подготовило почву для европейского Возрождения.
Римские понтифики, «викарии Христа», независимо от личных склонностей и характеров, вели упорную борьбу за власть и влияние с самыми могущественными государями своего времени. Честный человек и беспринципный интриган, бешеный честолюбец и благочестивый аскет, взойдя на трон Св. Петра, одинаково стремились к единой цели — возвышению Римской церкви.
О некоторых папах написаны толстые монографии, о других известно только имя. Какими были эти люди, вершившие судьбу Европы, что за способы использовали они в тайной войне за всемирное господство? Рассказ об этом — захватывающая, почти детективная история, которая увлечет всех, кому интересны загадки прошлого человечества.
Может показаться маловероятным, чтобы Эбенезер Скрудж, герой классической повести Диккенса, стал примером для подражания по финансовым вопросам. Однако если проанализировать поведение этого персонажа и поразмышлять, как Скрудж сумел оставить позади свои привычки скупца и превратиться в радостного, сострадательного и щедрого человека, мы все можем извлечь для себя пользу.
«Финансовая мудрость Эбенезера Скруджа», написанная известными в Америке психотерапевтами и консультантами в области финансового планирования, – книга, способная помочь вам на непростом пути к финансовой независимости. Используя уникальный опыт, знания, историю денежного вопроса и умело применив сказку о преображении Эбенезера Скруджа, авторы расскажут читателям, как выявить свои скрытые убеждения, которые называются «денежными сценариями поведения» – именно они и мешают очень многим поступать себе во благо. А программа «5 принципов изменения отношений с деньгами», подробно описанная авторами, подскажет, как применить полученные знания на практике.
Для широкого круга читателей.
Александр Зюзгинов в своей книге задается вопросом: как же люди становятся состоятельными, преуспевающими, богатыми? Это происходит благодаря чуду. Или труду своих рук. Или ума. Или – ценой стоической аскезы и пустого живота?
На эти и многие другие вопросы автор дает достойные ответы. Они обоснованы не пресловутой «мистикой денег», а описанием конкретных, реально работающих приемов достижения финансового благополучия. Прочитав книгу, вы научитесь правильно ставить финансовые цели, освоите навыки планирования своего бюджета, узнаете о секретах пассивного дохода, инвестирования, благотворительности и кредитов. Вы проанализируете свои потоки доходов и расходов и узнаете, как изменить их – количественно и качественно. Наработанные автором оригинальные инструменты достижения финансового процветания позволяют достичь успеха практически каждому, кто решит применять их