кусь за русь граффити
Студенты петербургского колледжа нарисовали комикс с мемами про вещего Олега. Такое задание им дали на уроке истории. Пост с рисунком разошелся по соцсетям, а в комментариях уже требуют добавить его в учебники.
Все началось с поста в паблике “Подслушано у учителей”. Его 15 октября 2019 года разместила преподаватель Санкт-петербургского колледжа туризма и гостиничного сервиса Роксана Лозовая.
На комиксе изображен сюжет из древнерусской истории. Согласно “Повести временных лет”, Вещий Олег погиб от укуса змеи. Отсюда мемная фраза – “Кусь за Русь”.
В тот же день скрины из паблика разместила в твиттере пользователь @jul_iss, которая тоже является учителем. Пост за пару дней набрал 17 тыс. лайков.
В комментариях креативный подход студентов к заданию оценили. Кто-то потребовал добавить этот рисунок в учебники истории. Кто-то заметил пасхалку – на сапогах Олега написано “коронная” и “похоронная”. Это отсылка к мему “Левый – коронный, правый – похоронный”.
Кроме того, в реплаи пришли другие преподаватели, которые тоже имели опыт с мемами в своей работе.
Содержание комикса настолько понравилось пользователям, что уже начали появляться мемы и пародии. Кто-то даже сделал перерисовку в отличном качестве. Не обошлось и без стикеров для телеграма.
Читайте также
Учительница из Чикаго оценивает задания с помощью мемов
Преподаватель косплеит мемы, чтобы найти общий язык со студентами
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
«Кусь за Русь»: почему учитель может использовать мемы на своих уроках
Немного обо мне
Меня зовут Роксана Александровна Лозовая, я молодой специалист, преподаю историю. Работаю в Колледже туризма и гостиничного сервиса Санкт-Петербурга. Учусь на втором курсе магистратуры в Российском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена на факультете истории и социальных наук. 15 октября я выложила пост, который внезапно стал мемом.
Я получила множество сообщений с просьбой рассказать об авторах мема и поделиться опытом использования нестандартных средств обучения на своих уроках. Что ж, обо всем по-порядку.
Немного об авторах мема «Кусь за Русь»
Было бы справедливо назвать их поименно.
✅ Автор идеи: Лиза Егорова.
✅ Главные реализаторы: Лиза Егорова, Майя Миронова.
✅ Цветовые решения и (ОЧЕНЬ ВАЖНО) дизайн усов князя Олега: Илья Батанин и Антон Быстров.
Все ребята учатся в Колледже туризма и гостиничного сервиса Санкт-Петербурга на первом курсе. К истории и ко мне относятся с искренним уважением, не обижаются, когда я называю их детьми, но предпочитают обращение «вассалы». Было дело, на День учителя ко мне заявилась очень серьёзная делегация от 141 группы с подарком:
– Роксана Александровна, – говорят, – вы – наш сеньор, мы – ваши вассалы. Поэтому на втором курсе вы должны стать нашим куратором.
Вассалов 30, пришли к нам в Колледж после 9-го класса. Учатся на технологов общественного питания. Понятное дело, средний балл группы не заоблачный. Историю почти все изучают с нуля и с неподдельным интересом. В них нет никакого пафоса, они живые, настоящие. На парах отвечают хором, с чем пытаюсь бороться, но далеко продвинуться не удается. Ругаюсь, заставляю отвечать по поднятой руке. Все равно отвечают хором. Ругаюсь второй раз. Один отвечает так, как прошу, остальные обижаются, потому что «тоже знают». Когда пришло время страшной фразы «убираем всё с парт и достаём двойные листочки», вассалы, к моему искреннему удивлению, кричали: «наконец-то!».
Сильно переживают за Древнюю Русь. Шутят про историю. Дают друг другу клички в честь древнерусских князей. Когда изучали усобицу между детьми князя Владимира, вассалы поругались из-за поступка Бориса и Глеба. Иногда не хватало словарного запаса для выражения мыслей, но как же они старались!
В общем-то, исходя из такого отношения к моему предмету, «Кусь за Русь» не был для меня откровением. Когда запись оценили первые 500 человек, немного шокированные авторы пришли ко мне:
«Мы просто хотели, чтобы вы повесили наш «Кусь» в кабинете истории на самое видное место! Мы и представить не могли, что это понравится многим людям!»
Немного о смысле мема «Кусь за Русь» от его создателей.
«Они все неправильно поняли смысл мема! – заявили креативщики, поджидавшие меня у двери в кабинет, утром 17 октября. – Но мы все равно рады, что все оценили, как мы старались».
Каюсь, задумку авторов я и сама сначала поняла неверно. Поэтому и решила, что нужно объяснить, чтобы уж точно не было недопониманий.
О серьёзном методическом вопросе: зачем я использую мемы на уроках, если есть учебник
Конечно, главные вопросы, которые задают мне учителя: зачем и как я использую мемы на занятиях, не вредит ли это образовательному процессу, как на такую тему магистерской реагируют в научном сообществе и как на такие эксперименты реагируют на работе.
Зачем?
✔️ Во-первых, это мотивирует обучающихся. Спросите у вашего ребёнка, на каком уроке ему было бы интереснее: на уроке, где учитель работает с историческим мемом, или на уроке без него. Ответ будет однозначным.
✔️ Во-вторых, это способствует развитию базовых умений. Информацию, находящуюся в меме, нужно извлечь, проанализировать и сопоставить с историческим контекстом для того, чтобы сделать какой-либо адекватный заданию вывод.
✔️ В-третьих, это способствует развитию критического мышления учащихся. Подростки сидят в соц. сетях до 8 часов в день и в буквальном смысле растут на мемчиках. Они даже готовятся по ним к ЕГЭ.
Учителя почему-то видят причину плохого усвоения содержания в самом существовании мема. Мол, дети смотрят на мем, и запоминают ерунду какую-то! Мем виновен в этом! Но нет, мем тут не первопричина проблемы. Первопричина – отсутствие критического мышления у детей, которые все, что видят, принимают за чистую монету. Да, далеко не все мемы исторически достоверны. Но если приучить обучающихся критически относиться к любой информации, которую они черпают из мемов, то продуктивности от этого будет явно больше, чем от бессмысленного чтения учебника, которым мне советуют заняться некоторые учителя, критикующие использование мемов на уроке. Именно поэтому вопросы по поиску исторических ошибок очень важны.
✔️В-четвертых, задания по созданию мемов развивают творческий потенциал детей, с этим, думаю, мало кто может поспорить.
Когда вокруг «Кусь за Русь» возник ажиотаж, меня веселили комментарии в стиле «это ещё не мем, его никто не видел», «изучите теорию». В свое время я изучила около 15 классификаций мемов и около 30 различных определений понятия «мем» от биологического до культурологического. Более того, методическое понятие, которого до меня не было в природе, я вывела сама.
Мем в широком смысле – это любая единица культурной информации, способная к распространению в сознаниях людей. СПОСОБНАЯ к распространению, а не обязательно распространяющаяся. Поэтому да, задания «создать исторический мем» или «создать исторический интернет-мем», на мой взгляд, сформулированы корректно. Мемы – это не только смешные картиночки в интернете.
Помимо преподавания в Колледже, я учусь на втором курсе магистратуры в РГПУ им. Герцена. Моя магистерская затрагивает вопросы использования нестандартных средств обучения с целью развития критического мышления детей. В числе подобных нестандартных средств и мемы. Сразу оговорюсь: я не показываю детям мемы с целью «просто рассмешить, прикольно же». Если в происходящем на уроке нет дидактического потенциала, то и в уроке смысла нет, по большому счёту. Я использую на своих уроках следующие типы заданий:
2. Задания на самостоятельное извлечение информации из мема.
3. Задание на обнаружение причинно-следственных связей (с помощью учителя).
4. Задания на самостоятельное обнаружение причинно-следственных связей.
5. Задание на критику предлагаемого источника «найдите в меме историческую ошибку».
6. Задание на самостоятельное создание мема.
Пожалуй, самое сложное – это отбор содержания при использовании мемов. Мем должен обладать дидактическим потенциалом, не должен содержать нецензурных выражений, должен соответствовать цели и теме урока, не должен оскорблять исторического деятеля. В целом я разработала около 15 критериев отбора мема к уроку.
Конечно, риски тоже есть, куда же без них. Мем может способствовать примитивизации истории? Абсолютно верно. Именно поэтому урок и не должен состоять из одних мемов, да и мемы должны использоваться не чаще, чем раз в 4-5 уроков. Мемы – вспомогательное средство обучения, отнюдь не основное.
Мем вполне может дезорганизовать класс, разрушить дисциплину. Поэтому не нужно использовать такое средство обучения, если у вас дети стоят на ушах и без мемов.
Отбор мемов к уроку – сложное дело? Тоже верно. Покажите детям мем, который появился в сети лет 5 назад и давно потерял актуальность – вместо мотивированных детей получите порцию стёба.
Как на мемы реагирует научное сообщество
В научном сообществе на тему моего исследования реагируют неоднозначно. Пожалуй, единственный человек, который полностью поддерживает меня во всех «мемных» начинаниях – мой прекрасный научный руководитель – Людмила Владимировна Искровская. Остальные же заняли выжидательную позицию с периодическими атаками. Недавно один из моих преподавателей сказал мне, что мой подход «разрушает науку». Что ж, его право так думать, я же так не считаю. Ни одна конференция, на которой я говорю о мемах, не заканчивается чем-то, кроме жаркой дискуссии. В общем-то, слоган большинства ученых прост: главное не заиграться. Но я стараюсь подходить к этому с научной точки зрения, мне не до игр.
Как на мемы реагируют работодатели
На работе поддерживают любые мои начинания. Вообще, мой колледж – прекрасная площадка для экспериментов, у меня замечательная администрация, которая руководствуется принципом «Всё – для блага науки». Скоро у меня конкурс методических разработок, на который я буду подаваться с мемами, и мои коллеги это поддерживают.
Чем все закончилось
✔️ Мотивация детей к изучению истории у всех моих шести групп в разы возросла.
✔️ У меня теперь есть связи с учителями из разных городов, и это здорово! Я счастлива, что мои идеи близки кому-то!
✔️ Я получила возможность оказаться «внутри» процесса распространения мема и описать его в своей магистерской.
✔️Я решила организовать общегородской конкурс исторических мемов для старшеклассников и студентов колледжей. Пока что решается бюрократическая сторона вопроса.
✔️Я теперь знаю, что «доброго времени суток» – некорректное приветствие! Впрочем, я такой же человек, как и все остальные, и совсем не тыжучитель, который знает всё и по всем предметам. Возможно, и в этом длинном тексте 10000000 ошибок, я совсем не филолог. Думаю, если я спрошу аудиторию в 500 человек о причинах Столетней войны, мне тоже далеко не все ответят на этот вопрос для шестиклассников. Но так уж и быть, больше не буду использовать такое приветствие, честное слово)
Что дальше?
✔️Лиза и Майя производят расчет рентабельности бизнеса по продаже футболок «Кусь за Русь».
✔️Мальчики грустят из-за того, что кто-то перерисовал «Кусь» на планшете и украл их дизайн усов Олега.
✔️А я планирую всё-таки восстановить страницу в Инстаграме, ведь эпичностей на парах хватает, а людям, как оказалось, это нравится.
✔️ Через 3 недели я провожу открытый урок с вассалами. Думаю, неизбежно вставлю в него работу с чем-нибудь нестандартным.
✔️ Через 3.5 недели – еду на ещё одну конференцию, поговорить о мемах.
✔️ Через 4 недели – участвую в конкурсе метод.разработок.
✔️Через 1.5 месяца подаю на свою первую в жизни категорию и закончу описание «мемного» эксперимента.
✔️А через 10 месяцев всё-таки защищу магистерскую со своей «разрушающей науку» темой.