кутюмы бовези история создания и общая характеристика

Право феодальной Франции. Кутюмы Бовези

Содержание материала

Источники права феодальной Франции

В истории французского права нашли свое наиболее полное отражение типические черты средневекового права Западной Европы. В течение всей эпохи средневековья множественность и партикуляризм источников права, отражавшие разобщенность самого феодального общества, препятствовали образованию во Франции единой национальной правовой системы. Несмотря на политическое объединение страны, религиозно-духовную общность и утверждение абсолютизма, французское право вплоть до революции 1789 года представляло собой конгломерат многочисленных правовых систем, действие которых распространялось или на определенный круг лиц (духовенство, торговцы и т.д.), или на какую-либо конкретную, часто небольшую по размерам территорию.

Источники права феодальной Франции:

Обычаи

Важнейшим источником права был обычай. К Х в. во Франции практически перестали действовать Салическая правда и другие варварские обычаи, которые применялись по персональному принципу. На смену им в условиях феодальной раздробленности пришли территориальные правовые обычаи (кутюмы) отдельных регионов, сеньорий и даже общин.

Обычаи складывались в устной форме (отсюда север Франции носил название «страны неписаного права»); они формировались на основе обыкновений, признававшихся из поколения в поколение на какой-либо определенной территории, местного или регионального масштаба. Сила и авторитет обычного права определялись тем, что оно отражало реальные потребности территориальных коллективов феодального общества, возникало, как правило, из компромисса и не зависело всецело от произвола государственной власти. Поэтому и соблюдение кутюмов в большинстве случаев было добровольным, хотя они и приобретали обязательную силу, подкрепляемую прежде всего судебной властью.

Кутюмы Бовези

Кутюмы Бовези подтверждали принцип непреложности правовых обычаев не только для местных жителей, но и для государственной власти: «Король должен сам соблюдать обычаи и заставлять других соблюдать эти обычаи».

За Кутюмами Бовези последовал ряд других подобных сборников: Кутюмы Тулузы (1296 год), Древний кутюм Бретани (1330 год). Особым авторитетом в судах пользовался сборник Большой кутюм Франции, составленный в 1389 году.

Поскольку частные сборники обычного права не отличались полнотой, проблема доказывания кутюмов в судах оставалась сложной. Составление сборников кутюмов, не ликвидировав пестроты обычного права, способствовало его консервации. Отредактированные кутюмы приобретали ряд качеств, которыми обладает закон: определенность, стабильность, неизменяемость. Но они формально не рассматривались как закон, хотя их редактирование по приказу королевской знати фактически означало государственное санкционирование.

Источник

Общая характеристика сборника Филиппа де Бомануара “Кутюмы Бовези”.

Создателем произведения, известного под названием “Кутюмы Бовези (Coutumes de Beauvaisis)”, был Филипп де Реми, сир де Бомануар. Он родился приблизительно в конце 1246 — начале 1247 года, а умер в 1296 году. В историю французской средневековой культуры этот человек вошел не только в качестве правоведа, но и как поэт, автор стихотворных произведений.

В 1279—1284 годах Филипп де Реми, сир Бомануар занимал должность бальи в местечке Бовези графства Клермон. В одном из французских документов, датируемых 1283 годом, упоминается бальи Филипп де Реми в следующем написании: “Phelippes de Biaumanoir, baillius de Clermont”.

Что представляла собой должность бальи в системе управления средневековой Франции? Каким был круг полномочий бальи? Ответы на эти вопросы можно найти в рассматриваемом правовом памятнике.

В 1289—1290 годах в текст рассматриваемого трактата были внесены исправления и дополнения. Первоначальный вариант данного произведения не сохранился. В течение XIV—XVII веков во Франции распространялись его рукописные копии, написанные на архаичном французском языке и отличавшиеся друг от друга в некоторых местах стилем, а в ряде статей и содержанием. В 1690 году одна из таких копий была издана типографским способом. Второе типографское издание “Кутю-мов Бовези” вышло в свет в 1842 году. Первые и последующие издания трактата Филиппа де Бомануара воспроизводили его текст, написанный на архаичном французском языке, которым писали в Средние века.

В прологе к своему трактату Филипп де Бомануар назвал состав его содержания.

Coutumes de Beauvaisis. Li prologues (§ 6): “. Le travail que nous I metrons, avons nous commencie en tel maniere que nous entendons a confermer grant partie de cest livre par les jugemens qui ont este fet en nos tans en ladite contee de Clermont; et 1’autre partie par clers usages et par cleres coustumes usees et

Кутюмы Бовези. Пролог (§6): “. Эту работу мы начинаем в такой манере, в какой желаем завершить, [составив] большую часть этой книги судебными решениями, которые были вынесены в наше время в вышеназванном графстве Клермон; а другую часть понятными обыкновениями и понятными обычаями, которые могли быть применяемыми и признаваемыми долгое время; и другую часть из спорных случаев в вышеназванном графстве, судебными решениями из соседних замков; и другую часть правом, которое является общим по всему королевству Франции”. (Перевод В. А. Томсинова).

Некоторые французские историки полагают, что “под правом, которое является общим по всему королевству Франции (le droit qui est communs a tous ou roiaume de France)” Филипп де Бомануар подразумевал римское право, использовавшееся в качестве субсидиарного источника в судах средневековой Франции. Другие высказывают мнение о том, что это общие для всей Франции нормы обычного права. Третьи считают, что здесь идет речь о совокупности королевских установлений (establissements).

Последняя точка зрения мне кажется ближе к истине. О королевских установлениях говорится в первой главе “Кутю-мов Бовези”, причем в связи с деятельностью должностных лиц, именуемых бальи.

Кутюмы Бовези. §51: “Установления, которые король издал для общего блага, должны, безусловно, охраняться заботой бальи”. (Перевод В. А. Томсинова).

Рассматриваемое произведение состоит из пролога, основного текста и заключения. Основной его текст разделен на 70 глав. По всей видимости, это деление дал сам автор, поскольку о содержании каждой из глав говорится в прологе (§ 10) “Ку-

Одним из мотивов, побудивших Филиппа де Бомануара написать трактат “Кутюмы Бовези”, было, по всей видимости, его стремление ознакомить как можно большее число людей с обычаями своей местности. В § 174 указанного произведения содержится замечание его автора о том, что “большинство людей не знакомо с кутюмами и не знает, как ими надо пользоваться и на что следует опираться в каждой данной тяжбе. ”. Текст рассматриваемого произведения показывает, что его значение далеко выходило за рамки указанной цели. Какие выводы о предназначении трактата Филиппа де Бомануара можно сделать на основании анализа его содержания?

Как известно, Филипп де Бомануар специально изучал римское право. Можно ли говорить о влиянии римских правовых концепций применительно к его произведению “Кутюмы Бовези”? Если да, то в чем проявляется это влияние?

Содержание сборника “Кутюмы Бовези” носит сложный, комплексный характер. В нем сведены воедино нормы, регулирующие различные по своему характеру общественные отношения. Можно ли говорить применительно к данному произведению о какой-либо системе изложения правовых норм? Какие группы правовых норм можно здесь выделить?

В тексте рассматриваемого правового памятника изложены, помимо правовых норм, идеологические концепции. Какие представления о сущности королевской власти и Святой Церкви выразил Филипп де Бомануар? Как представлял он социальную структуру Франции? Насколько эти представления соответствовали реалиям французского общества второй половины XIII века?

При анализе содержания “Кутюмов Бовези” следует иметь в виду, что автор представил здесь помимо прочего и свои собственные политические взгляды. Так, например, в § 1519 трактата говорится о том, что “каждый сеньор, имеющий в своей власти город-коммуну, должен ежегодно узнавать, в каком состоянии находится город и как им управляют мэры и те, которые поставлены его охранять и им управлять”. После этого Филипп де Бомануар заявляет: “Пусть богатые не сомневаются, что если они нарушают закон (mes font), они будут наказаны, и пусть бедня

ки указанных городов могут мирно зарабатывать себе на пропитание”.

Источник

Кутюмы Бовези

Вы будете перенаправлены на Автор24

Общая характеристика Кутюмов

Кутюмы Бовези – это сборник обычаев французского права средних веков, применявшихся в основном в провинции Бовези в северо-восточной части страны.

Рисунок 1. Кутюмы Бовези. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Самым популярным в средневековой Франции и наиболее известным стал сборник Кутюмов Бовези, автором которых был королевский бальи Филипп де Бомануар.

Реформы, проводимые Людовиком IX, были направлены на укрепление и централизацию власти, поэтому требовали унификации правовых норм и систематизации на всей территории страны.

Одной из первых попыток записи обычаев французов и стали Кутюмы Бовези. Правда, оригинал самого сборника не сохранился, есть только несколько списков с него, отличающихся диалектом.

Дата создания и название сборника условны – в него вошли обобщенные правила ряда местностей, которые Ф. Бомануар упорядочил и творчески переработал.

Составляя сборник, он фиксировал уже существующие обычаи, дополнял их нормами, утверждающими власть монарха, трансформировал в духе школы французских легистов.

В своей работе автор опирался на Кутюмы судебного округа графства Клермонта.

В сборнике был пролог и 70 глав, но они не давали системного изложения правового материала, а описывали большое количество кутюмов по различным вопросам права.

Готовые работы на аналогичную тему

Нормы, регулирующие самые разные общественные отношения, объединялись в сборнике, но особое внимание в нем уделялось тем правилам, которые были связаны с организацией и осуществлением правосудия, например, закреплялась презумпция невиновности, принцип объективного вменения, зависимость меры ответственности от тяжести проступка.

Описывался также круг процессуальных вопросов, понятия умысла, покушения на преступление.

Помимо принципов непреложности правовых обычаев для местного населения, были отражены принципы и для государственной власти, т.е. заставляя соблюдать обычаи других, соблюдать их должен и сам король.

Кутюмы Бовези – это не только запись и объяснение местных обычаев, это опыт правотворчества, первый в истории Франции, дававший представление о нравах страны и её обычаях, о зарождающихся политических идеях.

Таким образом, в развитие правового регулирования общества Франции в Средние века довольно значительный вклад внесли Кутюмы Бовези, ставшие основой для написания других подобных сборников.

Составленный в 1389 г Большой Кутюм Франции пользовался в судах особым авторитетом.

Гражданские и уголовные правоотношения во Франции

Кутюмы Бовези предусматривали должность бальи, который должен обладать целым рядом добродетелей – быть мудрым и любить Бога и церковь, быть терпеливым и уметь внимательно выслушивать, иметь смелость, энергичность, щедрость, выполнять приказы своего сеньора и быть знатоком своего дела. Бальи должен обладать сообразительностью и хорошо исполнять свои обязанности.

Гражданская правоспособность ограничивалась феодальным правом – землей мог владеть только дворянин. Замкнутое феодальное хозяйство и территориальная раздробленность страны были большим тормозом в развитии товарно-денежных отношений.

Даже в договоре купли-продажи проявлялся феодальный характер права. Сделки купли-продажи в письменном виде заключались на юге Франции, потому что там сказывалось влияние римского права.

Что касается уголовных преступлений, то им посвящается 30-я глава Кутюмов Бовези. Основой правосудия в Кутюмах была соразмерность наказания совершенному проступку.

Наказания могли быть в виде смертной казни, тюремного заключения, тюремного заключения с конфискацией имущества, наказание в виде конфискации имущества, штрафа и др.

Смертная казнь через повешение с конфискацией имущества предусматривалась за поджог, за кражу, за фальшивомонетчество.

За заблуждение в вере и нежелание вернуться на путь истинный предусматривалось наказание через сожжение.

Казнь свершалась при наличии доказательств, которых выделяли 8 видов. Самым простым и наилучшим доказательством было признание требуемого, согласие исполнить требуемое.

Письменное доказательство – это второй вид доказательств, суть которого состоит в том, что если кто-то дал письменное обязательство, потом он не может его отрицать.

Еще одним видом доказательства является дуэль, а исключением является поручительство, при котором доказательство не принимается.

Доказательство при помощи свидетелей – следующий вид доказательства. Этот вид доказательства использовали при отрицании какого-либо факта, в этом случае проситель предлагал подтвердить факт с помощью свидетелей. Свидетелей, а их должно быть не менее 2-х человек, приводили к присяге и после этого они должны были отвечать на предложенные вопросы одинаково.

Доказательством следующего вида были утверждения одной стороны, которые другой стороной не оспаривались.

Некоторые доказываемые обстоятельства настолько очевидны, что ни в каких доказательствах не нуждаются, о чем говорил седьмой вид доказательств.

Восьмой вид доказательств предполагал презумпцию и мог иметь множество способов – для одних дело настолько ясно, что доказать его можно при помощи одних предположений, а для других оно столь сомнительно, что злодеяние ничем не доказывается.

Женщины в качестве свидетелей не допускались в том случае, если обвиняемый выступал против них.

Таким образом, Кутюмы Бовези регламентируют довольно широкий спектр гражданских и уголовных правоотношений, а это была положительная черта нормативно-правового акта.

Правовые системы Франции

Источником права во Франции было римское право, которое вносило единообразие во французскую правовую систему и воспринималось как «писаный разум».

Церковь стремилась расширить сферу действия канонического права.

С усилением власти короля важное место стали занимать законодательные королевские акты – установления, ордонансы, эдикты, приказы, декларации и др.

Большое влияние имело городское право, отличавшееся разнообразием, но с присущими общими чертами. Источником для городского права были городские хартии, в которых закреплялись права и свободы граждан, не предусмотренные феодальным правом.

Городское право носило местный партикулярный характер, а с развитием внутренней и международной торговли стали видны его недостатки. В результате получила развитие практика применения сборников норм международного морского и торгового права.

Судебная практика Парижского парламента выступала в качестве дополнительного источника права. Очень ярко феодальная основа права проявлялась в вопросах собственности, закреплявшая привилегии на землю дворянства и духовенства.

Основной формой права на землю стали держания, полученные от вышестоящего владельца. Однако эти держания имели целый ряд условий и оформлялись в виде бенефиция.

Бенефиции не передавались по наследству и возвращались собственнику после смерти владельца. Со временем они превратились в наследственные держания и стали называться ленами.

У крестьян тоже были свободные держания – цензивы. Это были наследственные крестьянские владения земельными участками с обязанностью нести повинность в пользу сеньора.

Регуляторами брачно-семейных отношений были нормы канонического права, кутюмы, королевские ордонансы. Помимо религиозного таинства брак рассматривался как акт гражданского состояния.

Для заключения брака достаточно было согласия обеих сторон, но позже церковь добилась обязательного церковного освещения брака, без которого он считался недействительным.

Каноническое право развода не допускало, главой являлся муж, а жена была в его повиновении. Вне брака сексуальные отношения жестоко наказывались.

Во всех случаях жена не имела права отчуждать имущество без согласия мужа, включая дарение и обмен.

Под влиянием римского права довольно большое распространение на юге Франции получили завещания. Особенно в них было заинтересовано духовенство, потому что часть завещанного имущества отходила церкви, так как священников считали исполнителями завещательной воли умершего.

До конца XII века судебный процесс носил обвинительный характер, с активным использованием пыток водой и железом. Приговоры считались окончательными и обжалованию не подлежали.

Лица, недовольные судейским решением, могли вызвать их на поединок и драться с каждым из них. Основным принципом процессуальной техники с начала XIII века становится инквизиция.

Источник

Юридический сборник “Кутюмы Бовези”

Юридический сборник «Кутюмы Бовези», который составил во второй половине 13 века французский бальи Филипп де Реми, сир де Бомануар, представляет собой правовой памятник средневековой Франции. Подобные юридические сборники были созданы в течение 12-14 вв. во многих французских местностях – в Бретании, Бургундии, Вермандуа, Нормандии, Пикардии, Шампани и др. Сборник, составленный в Бовези, приобрел наибольшую известность в средневековой Франции, прежде всего благодаря своему содержанию. В нем получили свое отражение основные институты французского права периода от сеньориальной монархии к сословно-представительной монархии, а также некоторые концепции, касающиеся королевской власти, церкви, правосудия и т.д. Немалый интерес представляет учение Ф. Бомануара об идеальном бальи – администраторе с судейскими полномочиями. Изучение этого документа при проведении нашего исследования позволяет познать источники и основные институты средневекового права Франции. Именно поэтому актуальность выбранной темы контрольной работы не вызывает сомнений.

Объектом исследования являются общественные отношения, отраженные в положениях правового сборника «Кутюмы Бовези».

Предметом контрольной работы являются положения правового сборника средневековой Франции «Кутюмы Бовези».

Цель контрольной работы – проанализировать основные положения сборника «Кутюмы Бовези» как правового акта средневековой Франции при регулировании гражданских, уголовных и уголовно-процессуальных отношений.

Необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть основные положения сборника «Кутюмы Бовези».

2. Проанализировать социальные структуры и феодальные связи, отраженные в рассматриваемом правовом сборнике.

3. Рассмотреть основные моменты регулирования общественных отношений, отраженные в сборнике «Кутюмы Бовези».

4. Изучить вопросы регулирования уголовных правоотношений, судебную систему и судебный процесс.

На основе поставленной цели и задач контрольная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Кутюмы Бовези: общая характеристика, отражение социальной структуры и феодальных связей

При рассмотрении данного вопроса следует отметить, что в период средневековья во Франции отсутствовала единая правовая система. Право было раздроблено по территориальному и сословному признаку. Необходимо проанализировать, какие источники права действовали в тот период во Франции, имели ли они универсальный, общенациональный или локальный, местный характер как определялась сфера их применения. Следует также обратить внимание на роль королевской власти в формировании правовой системы, выявить различия между «генеральными» ордонансами и орданансами и королевского домена.

Увеличение и укрепление королевского домена и централизация королевской власти сопровождались серьезными изменениями в организации суда. Проведенная Людовиком IX судебная реформа объявляла королевский суд высшим апелляционным органом для всего королевства, в который могли жаловаться на решения всех низших феодальных судов, не исключая и тех, которые находились на территории вассальных владений. Ряд судебных дел–поджог, похищение женщин, изготовление фальшивой монеты и другие подлежали исключительно юрисдикции королевского суда. Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран // Учебник для бакалавров. – Москва, 2014.

Успехи в деле централизации государства и консолидации всех сил внутри него требовали оформления норм обычного права и введения общегосударственных правовых норм. Это мероприятие и было предпринято при Людовике IX, причем первую плодотворную попытку записи обычного права Франции сделал Филипп де Бомануар, дворянин, который много лет служил на должностях бальи и сенешала в различных районах страны.

Основным произведением Бомануара, прославившим его и обеспечившим ему имя «Светоча своего времени» (так назвал его Монтескье), являются «Кутюмы Бовези». Дата их написания– 1283 год–чисто условна, так же, как и само название источника, далеко не исчерпывающее его содержание. Сам автор в предисловии признается, что часть книги основана на «правовых нормах, общих для кутюмов всей Франции», и можно смело считать, что «Кутюмы Бовези» являются не только записью и объяснением местных обычаев (что уже само по себе представляло бы несомненный интерес), но и первым в истории Франции серьезным опытом правотворчества, дающим нам представление о нравах и обычаях страны, а также о политических идеях, зародившихся в этот период.

Хотя этот сборник опирался прежде всего на запись кутюмов одного из судебных округов графства Клермонта (на северо-западе Франции), в нем содержались обзор обычного права со ссылками на кутюмы других французских округов, положения канонического и римского права. Сборник, состоявший из пролога и 70 глав, хотя и не давал системного и цельного изложения правового материала, описывал различные вопросы права (организация суда и процесса, правовой статус лиц, режим земельных владений и т.д.). Кутюмы Бовези утверждали принцип непреложности правовых обычаев не только для местных жителей, но и для государственной власти.

кутюмы бовези феодальный юридический

Глава 2. Правовое регулирование гражданских и уголовных правоотношений

Кутюмами Бовези предусматривалась должность бальи. Считалось, что для того, чтобы быть справедливым и честным бальи он должен обладать десятью добродетелями. Назовем их:

2) любовь к Богу и к церкви;

3) спокойствие и доброта;

4) терпение и умение внимательно выслушать, способность не выходить из себя;

5) смелость и энергичность без лени;

7) поминовение приказам своего сеньора;

8) быть настоящим знатоком своего дела;

9) способность, сообразительность и умение хорошо исполнять свои обязанности, не причиняя вреда другим, а также умение считать;

Феодальное право ограничивало гражданскую правоспособность. Земля могла быть собственностью только дворянина. Каноническое право запрещало дворянам взимать проценты с долга, не разрешало заниматься торговлей, физическим трудом. Сохранение сеньориальной собственности на землю как основного института вещного права, сословное деление населения, цеховой строй сдерживали развитие свободной конкуренции. Длительное время замкнутый характер феодального хозяйства и территориальная раздробленность страны тормозили развитие товарно-денежных отношений, а, следовательно, и обязательственного права. Но даже в эпоху позднего Средневековья и зарождения капитализма договорные отношения, получившие более широкое распространение, несли на себе печать феодализма.

Глава 30 Кутюмов Бовези посвящена уголовным преступлениям. Основным условием осуществления правосудия в Кутюмах является соразмерность наказания совершенному проступку. В качестве наказаний предусматривались смертная казнь, тюремное заключение, тюремное заключение с конфискацией имущества, конфискация имущества, штраф и другие.

Изнасилованием женщины называется акт, совершаемый плотской компанией, овладевающей женщиной пропив ее воли и невзирая на то, что она делает все возможное для своей защиты.

За поджег предусматривалась смертная казнь через повешение с конфискацией имущества. Такое же наказание предусматривалось и за кражу, и за «заблуждение в вере, не верование и отсутствие желания вернуться на истинный путь, за занятие содомией» (смертная казнь через сожжение), и за фальшивомонетчество.

Выделялось восемь видов доказательств. И первый вид состоит в том, что кто-либо признает то, что от него требуют, соглашается исполнить требуемое либо без всякого отказа, либо после некоторого отрицания факта. Это доказательство наилучшее, наиболее простое и наименее дорогостоящее из всех.

Второй вид доказательства — письменное доказательство. Если кто-либо дал письменное обязательство, а затем отрицает его, следует при доказательстве прибегнуть к самому обязательству, так как отрицание не является достаточным основанием для обесценивания письменного доказательства.

Третий вид доказательства — дуэль; но это доказательство не должно приниматься в тех случаях, когда речь идет о поручительстве.

Четвертый вид доказательства — доказательство при помощи свидетелей. К нему прибегают в тех случаях, когда отрицается какой-то факт, и проситель предлагает его подтвердить при помощи свидетелей. Для этого доказательства необходимы по меньшей мере два законных свидетеля, которые отвечали бы после принесения присяги на предложенные вопросы одинаково.

Пятый вид доказательства: утверждения одной стороны не оспариваются другой стороной.

Седьмой вид доказательства: обстоятельство, которое хотят доказать, настолько ясно само по себе, что не требует иного доказательства.

Женщины, привлеченные в качестве свидетелей, не должны быть допущены в том случае, если против них выступает тот, против кого они должны свидетельствовать, в каком бы состоянии они ни находились — вдовы, замужние или девушки. Исключение составляет только одни случай: когда речь идет о засвидетельствовании факта рождения ребенка или его возраста. Ибо если женщина имеет двух мальчиков и старший хочет доказать старшинство, нельзя будет установить кто старше без свидетельства женщины. И в этом случае ей следует верить.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Кутюмы Бовези регламентируют достаточно широкий спектр как гражданских, так и уголовных правоотношений, что несомненно является положительной чертой рассматриваемого нами нормативно-правового акта.

Наиболее известным и популярным в средневековой Франции стал сборник обычаев – Кутюмы Бовези (около 1283 г.). Его автором был королевский бальи Филипп де Бомануар. Хотя этот сборник опирался прежде всего на запись кутюмов одного из судебных округов графства Клермонта (на северо-западе Франции), Филипп де Бомануар дал в своем сочинении более широкий обзор обычного права со ссылками на кутюмы других судебных округов и с добавлением ряда положений канонического и римского права.

Сборник, состоявший из пролога и 70 глав, хотя и не давал системного и цельного изложения правового материала, описывал большое количество кутюмов по различным вопросам права (организация суда и процесс, правовой статус разных категорий лиц, юридический режим земельных владений и т. д.). Кутюмы Бовези подтверждали принцип непреложности правовых обычаев. Часть книги основана на «правовых нормах, общих для кутюмов всей Франции», и можно смело считать, что «Кутюмы Бовези» являются не только компиляцией местных обычаев (что уже само по себе представляло бы несомненный интерес), но и первым в истории Франции серьезным опытом правотворчества, дающим нам представление о нравах и обычаях страны, а также о политических идеях, зародившихся в этот период. В работе последовательно и неуклонно проводится идея правового объединения Франции под властью одного монарха, являющегося, по мнению Бомануара, единственным и действительным господином над своими подданными.

Наряду с идеей правовой консолидации страны в работе Бомануара сквозит порой протест против сохранения крепостного права в современном автору обществе: «…Вначале все люди были свободны, т. к. всякий знает, что мы все происходим от одного отца и от одной матери», — пишет он — «…очень хорошо поступает тот сеньор, который дарит им (сервам) свободу, т. к. это большое зло когда какой-либо христианин находится в крепостном состоянии».

Интересно, что Бомануар как будто находит оправдание сервам, не любящим своих сеньоров. Среди добродетелей, необходимых бальи, он называет подлинную любовь к богу, непохожую, по его словам, «на ту, которую некоторые сервы питают к своим сеньорам, основанную на страхе и боязни».

Виднейший юрист Франции XVI века Луазель называл «Кутюмы Бовези» «первым и самым смелым сочинением, которое когда-либо было написано о кутюмах Франции». Эта смелость автора, полнота собранных им обычаев делают его труд исключительно ценным и интересным для каждого историка и юриста, занимающегося историей государства и права Франции периода феодализма вообще и XIII века — в особенности. Оригинал работы Бомануара не сохранился. Но имеется большое число списков, отличающихся друг от друга лишь по диалекту, на котором они написаны, и свидетельствующих о значительной популярности автора в XIV–XVII вв.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в ходе работы нами была достигнута цель и были решены задачи, поставленные в начале работы.

Список использованной литературы

1. Вяхирева Г.Д. История телесных наказаний в зарубежных странах // Вестник Владимирского юридического института. – 2013. – №3. – С. 202-206.

2. Захарова М.В. Французская правовая система: проблемы теории // Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук…Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина. – Москва, 2015.

3. Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. Т.1. // Москва, 2013.

4. Крылова Ю.П. История Франции // Французский ежегодник. – 2014. – Т. 47. – С. 447-469.

5. Лысенко О.Л. Кутюмы Бовези в системе источников права средневековой Франции XIII в. // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. – 2013. – №1. – С. 62-86.

6. Прудников М.Н. История государства и права зарубежных прав. Учебник для бакалавров // Москва. – Юрайт. – 2013.

7. Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран. – Москва, 2014.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *