кычанов е и мельниченко б н история тибета с древнейших времен до наших дней

Кычанов Е.И., Мельниченко Б.И. История Тибета с древнейших времён до наших дней

кычанов е и мельниченко б н история тибета с древнейших времен до наших дней. Смотреть фото кычанов е и мельниченко б н история тибета с древнейших времен до наших дней. Смотреть картинку кычанов е и мельниченко б н история тибета с древнейших времен до наших дней. Картинка про кычанов е и мельниченко б н история тибета с древнейших времен до наших дней. Фото кычанов е и мельниченко б н история тибета с древнейших времен до наших дней

Книга содержит систематизированный очерк истории Тибета от появления людей на Тибетском нагорье до начала XXI в. Её основу составил курс, который авторы читают в Санкт-Петербургском государственном университете. Рассказывается о формировании тибетского этноса, о периоде расцвета Тибетской империи в VII–IX вв., проникновении тибетского буддизма в монгольский мир, сложении в XVII в. тибетского теократического государства под руководством далай-лам, о внутреннем состоянии и внешнеполитических связях Тибета в XIX – первой половине XX в., о создании и современном положении Тибетского автономного района КНР.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Вводная часть
Краткая географическая справка
Археология Тибета
Легенды о сотворении мира и происхождении тибетского народа
Происхождение тибетцев
Ярлунская династия

История Тибета до XIX в.
Тибет в V–VI вв.
Великий Тибет. Правление Сонцэн Гампо
Буддизм и бон в первой половине VII в.
Правление клана Гар
Договор 730 г.
Падение Чанъани
Введение буддизма
Завершение войн Китая с Тибетом
Последние цэнпо Великого Тибета
Экономика и административное устройство Великого Тибета
«Новое возжигание пламени веры»
Сакья
Тибет во времена правления в Китае династии Юань
Падение власти Сакья
Цзонкапа, Гэлугпа и Далай-ламы
Ойраты и Далай-лама V. Сложение теократического Тибетского государства
Визит Далай-ламы V в Пекин
Тибет во второй половине XVII в. Правление Далай-ламы V и Сангье Гьяцо
Далай-лама VI
Правление Лхавсан-хана
Амбани в Лхасе
Правление Полханэ
Иностранцы в Тибете
Попытка антицинского переворота. Правление Далай-ламы VII
Тибет накануне тибето-непальской войны
Тибето-непальский конфликт в конце XVIII в. Результаты тибето-непальской войны 1788–1792 гг.

Тибет в XIX в.
Далай-ламы и политика изоляции
Тибет и соседи
Внутренняя борьба в Тибете
Экономика, социальные отношения и государственно-административное устройство Тибета
Границы и население
Экономика
Государство
Лхасская знать и дворянство
Местное дворянство
Княжества
Земельные отношения
Земельный налог
Налоги на домашний скот
Три типа земельных владений
Привилегированные и простолюдины
Тибетская армия
Восточный Тибет
Тибет – часть Цинской империи

Тибет в конце XIX – начале XX в.
Начало правления Далай-ламы XIII
Первый натиск англичан
Российско-тибетские контакты и связи на рубеже XIX и XX вв.
Экспедиция Янгхазбенда
Лхасская конвенция 1904 г.
Китайско-английская конвенция 1906 г. и Конвенция между Россией и Великобританией 1907 г.
Далай-лама в Монголии и Пекине
Попытка Цинов установить прямой военный контроль над Тибетом и превратить его в обычную провинцию
Далай-лама в Индии
События 1911–1912 гг. и возвращение Далай-ламы в Лхасу
Тибето-монгольский договор 1913 г.
Переговоры представителя Далай-ламы в Петербурге и позиция невмешательства царского правительства
Конференция в Симле 1913–1914 гг.
Первые японо-тибетские контакты

Тибет в 1913–1949 гг.
Первые мероприятия правительства Далай-ламы XIII
Положение в Каме
Тибет в 20-х – начале 30-х годов XX в.
Советские миссии к Далай-ламе XIII
Смерть Далай-ламы XIII. Борьба за власть в Лхасе в 1934 г.
Поиски и интронизация Далай-ламы XIV
Контакты между тибетским правительством и центральным правительством Китая в Каме и Амдо в 30-е годы
Китайская Красная армия в тибетских районах Китая
Партия реформ Западного Тибета
Тибет в годы Второй мировой войны
Тибет в первые послевоенные годы

Образование КНР. Тибет в 1949–2000 гг.
Тибет в 1949–1951 гг.
Соглашение 23 мая 1951 г.
Национальная политика КПК после образования КНР. Создание тибетских национальных округов и уездов
Тибет в 1951–1959 гг.
Развитие сельского хозяйства, промышленности, транспорта, связи, торговли, просвещения и здравоохранения
Политика «единого фронта» в Тибете
Китайско-индийское и китайско-непальское соглашения относительно Тибета
Изменения в административной системе Тибета. Создание Подготовительного комитета по образованию Тибетского автономного района
Поездка Далай-ламы и Панчен-ламы в Индию
Движение миман-цзондю в Лхасе и вооружённые выступления в Каме. Антикитайское движение 1959 г.
Реформы в Тибете. Создание Тибетского автономного района. 1959–1965 гг.
Административная реформа
Социальные преобразования. Аграрная реформа. Кооперирование
Реформа буддийской церкви
«Великая пролетарская культурная революция» и Тибет в 1966–1969 гг.
Тибет на завершающем этапе «культурной революции» (1970–1976)
Кампании по созданию «народных коммун» и «критике Линь Бяо, Конфуция и Далай-ламы»
Развитие промышленности
Просвещение и культура в 70-е годы
Тибетский автономный район КНР в эпоху реформ (после 1978 г. )
Утверждение в КНР нового курса реформ и «внешней открытости». Новый подход к решению общественных и государственных проблем
Контакты и переговоры между правительством КНР и Далай-ламой
Новый курс социально-экономической политики. Позитивные тенденции в развитии Тибета в 80-е годы XX в.
Тибетская эмиграция. Деятельность Далай-ламы XIV. Волнения в Лхасе в конце 80-х – начале 90-х годов
Тибетский автономный район в 90-е годы XX в.
Тибетский автономный район КНР на рубеже XX и XXI вв.

Заключение
Хронология
Библиография
Указатель имён
Указатель географических названий

Источник

Кычанов Е.И., Мельниченко Б.И. История Тибета с древнейших времён до наших дней

кычанов е и мельниченко б н история тибета с древнейших времен до наших дней. Смотреть фото кычанов е и мельниченко б н история тибета с древнейших времен до наших дней. Смотреть картинку кычанов е и мельниченко б н история тибета с древнейших времен до наших дней. Картинка про кычанов е и мельниченко б н история тибета с древнейших времен до наших дней. Фото кычанов е и мельниченко б н история тибета с древнейших времен до наших дней

Книга содержит систематизированный очерк истории Тибета от появления людей на Тибетском нагорье до начала XXI в. Её основу составил курс, который авторы читают в Санкт-Петербургском государственном университете. Рассказывается о формировании тибетского этноса, о периоде расцвета Тибетской империи в VII–IX вв., проникновении тибетского буддизма в монгольский мир, сложении в XVII в. тибетского теократического государства под руководством далай-лам, о внутреннем состоянии и внешнеполитических связях Тибета в XIX – первой половине XX в., о создании и современном положении Тибетского автономного района КНР.

Вводная часть
Краткая географическая справка
Археология Тибета
Легенды о сотворении мира и происхождении тибетского народа
Происхождение тибетцев
Ярлунская династия

История Тибета до XIX в.
Тибет в V–VI вв.
Великий Тибет. Правление Сонцэн Гампо
Буддизм и бон в первой половине VII в.
Правление клана Гар
Договор 730 г.
Падение Чанъани
Введение буддизма
Завершение войн Китая с Тибетом
Последние цэнпо Великого Тибета
Экономика и административное устройство Великого Тибета
«Новое возжигание пламени веры»
Сакья
Тибет во времена правления в Китае династии Юань
Падение власти Сакья
Цзонкапа, Гэлугпа и Далай-ламы
Ойраты и Далай-лама V. Сложение теократического Тибетского государства
Визит Далай-ламы V в Пекин
Тибет во второй половине XVII в. Правление Далай-ламы V и Сангье Гьяцо
Далай-лама VI
Правление Лхавсан-хана
Амбани в Лхасе
Правление Полханэ
Иностранцы в Тибете
Попытка антицинского переворота. Правление Далай-ламы VII
Тибет накануне тибето-непальской войны
Тибето-непальский конфликт в конце XVIII в. Результаты тибето-непальской войны 1788–1792 гг.

Тибет в XIX в.
Далай-ламы и политика изоляции
Тибет и соседи
Внутренняя борьба в Тибете
Экономика, социальные отношения и государственно-административное устройство Тибета
Границы и население
Экономика
Государство
Лхасская знать и дворянство
Местное дворянство
Княжества
Земельные отношения
Земельный налог
Налоги на домашний скот
Три типа земельных владений
Привилегированные и простолюдины
Тибетская армия
Восточный Тибет
Тибет – часть Цинской империи

Тибет в конце XIX – начале XX в.
Начало правления Далай-ламы XIII
Первый натиск англичан
Российско-тибетские контакты и связи на рубеже XIX и XX вв.
Экспедиция Янгхазбенда
Лхасская конвенция 1904 г.
Китайско-английская конвенция 1906 г. и Конвенция между Россией и Великобританией 1907 г.
Далай-лама в Монголии и Пекине
Попытка Цинов установить прямой военный контроль над Тибетом и превратить его в обычную провинцию
Далай-лама в Индии
События 1911–1912 гг. и возвращение Далай-ламы в Лхасу
Тибето-монгольский договор 1913 г.
Переговоры представителя Далай-ламы в Петербурге и позиция невмешательства царского правительства
Конференция в Симле 1913–1914 гг.
Первые японо-тибетские контакты

Тибет в 1913–1949 гг.
Первые мероприятия правительства Далай-ламы XIII
Положение в Каме
Тибет в 20-х – начале 30-х годов XX в.
Советские миссии к Далай-ламе XIII
Смерть Далай-ламы XIII. Борьба за власть в Лхасе в 1934 г.
Поиски и интронизация Далай-ламы XIV
Контакты между тибетским правительством и центральным правительством Китая в Каме и Амдо в 30-е годы
Китайская Красная армия в тибетских районах Китая
Партия реформ Западного Тибета
Тибет в годы Второй мировой войны
Тибет в первые послевоенные годы

Образование КНР. Тибет в 1949–2000 гг.
Тибет в 1949–1951 гг.
Соглашение 23 мая 1951 г.
Национальная политика КПК после образования КНР. Создание тибетских национальных округов и уездов
Тибет в 1951–1959 гг.
Развитие сельского хозяйства, промышленности, транспорта, связи, торговли, просвещения и здравоохранения
Политика «единого фронта» в Тибете
Китайско-индийское и китайско-непальское соглашения относительно Тибета
Изменения в административной системе Тибета. Создание Подготовительного комитета по образованию Тибетского автономного района
Поездка Далай-ламы и Панчен-ламы в Индию
Движение миман-цзондю в Лхасе и вооружённые выступления в Каме. Антикитайское движение 1959 г.
Реформы в Тибете. Создание Тибетского автономного района. 1959–1965 гг.
Административная реформа
Социальные преобразования. Аграрная реформа. Кооперирование
Реформа буддийской церкви
«Великая пролетарская культурная революция» и Тибет в 1966–1969 гг.
Тибет на завершающем этапе «культурной революции» (1970–1976)
Кампании по созданию «народных коммун» и «критике Линь Бяо, Конфуция и Далай-ламы»
Развитие промышленности
Просвещение и культура в 70-е годы
Тибетский автономный район КНР в эпоху реформ (после 1978 г. )
Утверждение в КНР нового курса реформ и «внешней открытости». Новый подход к решению общественных и государственных проблем
Контакты и переговоры между правительством КНР и Далай-ламой
Новый курс социально-экономической политики. Позитивные тенденции в развитии Тибета в 80-е годы XX в.
Тибетская эмиграция. Деятельность Далай-ламы XIV. Волнения в Лхасе в конце 80-х – начале 90-х годов
Тибетский автономный район в 90-е годы XX в.
Тибетский автономный район КНР на рубеже XX и XXI вв.

Заключение
Хронология
Библиография
Указатель имён
Указатель географических названий

Источник

история тибета с древнейших времен до наших дней москва

Е.И. КЫЧАНОВ, Б.И. МЕЛЬНИЧЕНКО

С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ

«ВОСТОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА» РАН

Редактор издательства К.В.ОРЛОВА

Кычанов Е.И., Мельниченко Б.Н.

Книга содержит систематизированный очерк истории Тибета от по­явления людей на Тибетском нагорье до начала XXI в. Ее основу соста­вил курс, который авторы читают в Санкт-Петербургском государст­венном университете. Рассказывается о формировании тибетского этно­са, о периоде расцвета Тибетской империи в VII-IХ вв., проникновении тибетского буддизма в монгольский мир, сложении в XVII в. тибетского теократического государства под руководством далай-лам, о внутрен­нем состоянии и внешнеполитических связях Тибета в XIX — первой половине XX в., о создании и современном положении Тибетского авто­номного района КНР.

© Мельниченко Б.Н., 2005

© Оформление. Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2005

Постраничные ссылки в тексте заменены сквозными. <> – окончание страницы оригинального издания – Прим.автора OCR.

Мысль написать историю Тибета от древности и по возможности до наших дней возникла у авторов в рамках поддер­жания сотрудничества вузовской и академической науки. Оба авто­ра не являются профессиональными тибетологами-историками. К сожалению, после безвременной кончины сотрудника Института Дальнего Востока РАН В.А. Богословского и сотрудника Институ­та общественных наук Бурятского филиала СО АН СССР (ныне Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН) Р.Е. Пубаева в России очень мало историков, которые могли бы ра­ботать с тибетскими источниками и использовать хотя и не очень значительную, но все возрастающую в объеме литературу по исто­рии Тибета на современном тибетском языке.

Курс истории Тибета эпизодически читался и читается на вос­точном факультете Санкт-Петербургского государственного уни­верситета. И оба автора, китаисты-историки по образованию, неод­нократно читали этот курс. Кроме этого, на кафедре истории стран Дальнего Востока читаются курсы этнографии и географии Тибета. С 2002-2003 гг. там же началось обучение студентов по специально­сти «История Китая (Тибета)» и имеется группа историков Монго­лии и Тибета. Данный труд может служить в некотором роде учеб­ным пособием по истории Тибета.

В европейской и американской науке, насколько нам известно, пока нет общей истории Тибета, несмотря на резкий подъем евро­пейского и американского тибетоведения после появления в евро­пейских и американских университетах эмигрантов из Тибета. Имелся, а возможно, и имеется гигантский проект проф. Дитера Шу по написанию фундаментальной истории Тибета, но, кажется, он пока не осуществлен.

Не владея тибетским языком, авторы не пользовались тибет­скими источниками в оригинале, обращаясь лишь к их переводам на европейские и китайский языки. Что касается рекомендации тибетских первоисточников и их оценки, то российская наука, некогда <3>занимавшая ведущие позиции в мировом тибетоведении, может похвастаться книгой А.И. Вострикова «Тибетская историче­ская литература» (1962), которую продолжатель дела А.И. Востри­кова Дэн Мартин назвал «классической и все еще незаменимой» [Маrtin, 1997, р. 19]. В работах А.И. Вострикова и Дэна Мартина, ко­торому помогала Иэль Бентор, всякий интересующийся тибетской исторической литературой и владеющий тибетским языком найдет необходимые для него сведения.

По Тибету, что естественно, очень много работ на китайском языке. Опубликована библиография китайских трудов по Тибету с 1949 по 1991 г. [Catalogue of Chinese Publications, 1994]. Из общих трудов китайских историков по истории Тибета нами была исполь­зована работа коллектива авторов «Цзанцзу цзяныпи» — «Краткая история тибетского народа» (1985).

Предлагаемая вниманию читателя книга — светская история Тибета. Тибетский буддизм упоминается в ней как часть граждан­ской и политической истории страны. Буддизм исповедуют в Рос­сии буряты, калмыки, тувинцы, в своеобразной форме бурханисты Алтая. Поэтому Тибет не чужд России, и наша страна должна иметь собственную политику по отношению к лидерам тибетского буддизма. Россия обладает самым большим собранием старой тибет­ской печатной (ксилографы) и рукописной книги за пределами Китая, Тибета и Монголии. Это значительное культурное наследие, которое пока осваивается с большим трудом.

Тибет веками был самостоятельным субъектом исторического процесса в Азии. С XVIII в. он стал частью цинского Китая, а после вступления в Тибет в 1951 г. Народно-освободительной армии Ки­тая является частью Китайской Народной Республики и признает­ся российским правительством неотъемлемой частью Китая. Обра­зование Тибетского автономного района, преобразования и ре­формы в Тибете, осуществлявшиеся правительственными органами, проходили с большим трудом. Весной 1959 г. Далай-лама XIV поки­нул Тибет, что тоже осложнило и осложняет продвижение Тибета по пути преобразований. Довольно значительная часть тибетцев проживает в эмиграции. Китайское правительство много делало и делает для превращения тибетского традиционного общества в современное, но на этом пути остается еще немало трудностей.

За полторы тысячи лет своей истории тибетский народ создал свою яркую и своеобразную культуру, оказавшую огромное влия­ние на монголоязычный мир, на народы и государства южных склонов Гималаев. И Европа, и Америка испытывают заметное <4>увлечение тибетской религиозной культурой, в разных формах это увлечение присутствует и в нашей стране. Тем более, как полагают авторы, важно дать в руки студентам, преподавателям, всем, кто увлекается Тибетом, достаточно краткое и достоверное изложение его истории. Авторы верят, что тибетская цивилизация займет свое достойное место в культуре народов Китая, культуре народов Азии и, шире, культуре всего человечества.

Е.И. Кычановым написаны Вводная часть и часть I (до разде­ла «Тибет накануне тибето-непальской войны» включительно), Б.Н. Мельниченко — окончание части I (от раздела «Тибето-непальский конфликт») и части II-V. Предисловие и Заключение на­писаны авторами совместно.

Имена собственные и топонимы переданы в работе при помо­щи русской транскрипции, основанной на централънотибетском (лхасском) произношении, их транслитерация по общепринятой системе Т. Уайли приведена в указателях, помещенных в конце книги. Авторы благодарят А.Д. Цендину и Е.Н. Афонину за по­мощь в работе по составлению указателей и унификации написа­ния имен. В ряде случаев авторы сочли необходимым сохранить устоявшееся уже в отечественной востоковедной литературе напи­сание, например наименования частей Центрального Тибета — Цзан и уй, имя основателя школы Гэлугпа — Цзонкапа. Следует отметить, что в некоторых случаях не представлялось возможным выяснить тибетское написание имени того или иного лица, ин­формация о котором почерпнута авторами из англоязычной лите­ратуры, — такие имена, к сожалению, представлены в указателях без транслитерации.

Краткая географическая справка

Тибет — высокогорная страна. Люди здесь живут на вы­соте 3-4 тыс. м над уровнем моря, а горные вершины достигают вы­соты 7-8 тыс. м. Горы опоясывают Тибет как драгоценное ожерелье. На юге — величественные Гималаи, на западе — Каракорум и Куньлунь. С севера — горная страна Наньшань (Циляньшань), и здесь высота гор превышает 5 тыс. м; Наньшань отделяет Тибетское пла­то с севера от так называемого Ганьсуйского коридора, равнинной по преимуществу территории между пустыней Гоби и горами Наньшань. Северо-восточные границы Тибетского плато очерчива­ет хребет Баян-Хара-Ула, восточную границу образуют идущие в меридиональном направлении хребты Сьгчуаньских Альп. Основ­ные из них — хребты Миньшань, Цюнлайшань и Даляншань. Кру­тыми уступами Тибетское плато спускается на восток к Централь­ной Китайской равнине и Сычуаньской котловине. На юго-востоке восточные отроги Гималаев сходятся с меридиональными хребтами восточных границ Тибета, образуя горную страну с главными хребтами Гаолигуншань и Дасюэшань.

Тибетское плато пересекают в широтном направлении горы Канри (Кайлас) и Ньэнчентанглха. К северу от этих гор, составляя примерно 2/3 Тибетского плато, лежит плоскогорье Чантан (Джанг-танг). С примыкающим с северо-востока к Тибетскому плато Цин-хайским плоскогорьем эта страна, именуемая Цинхай-Сикан-Тибетским плоскогорьем, простирается с запада на восток на 2 тыс. км и с севера на юг на 1100 км. Площадь Тибетского нагорья 2200 тыс. кв. км. На Тибетском плато берут начало крупнейшие реки Восточной и Южной Азии — Инд, Сатледж, Салуин, Меконг, Янцзы и Хуанхэ.

Тибетский географ так писал о своей стране: «Посреди. вели­ких снежных гор находится великое Тибетское царство, прохлад­ная страна. Она гораздо выше других граничащих с ней стран.

Деление гор на белые, со снежными вершинами, и черные, без снежных вершин, — характерная черта тибетских представлений об окружающей природе. В Тибете много озер, крупнейшее из ко­торых — Манасаровар на юго-западе страны, неподалеку от горы Кайлас.

В Северном Тибете безграничные, покрытые травой территории перемежаются озерами и реками с богатыми пастбищами. В Южном Тибете — речные долины с умеренным климатом и достаточным количеством осадков, с густыми лесами и плодородными полями. Эти районы — житница Тибета.

На востоке — страна с высокими горами и глубокими горными долинами. Вершины гор круглый год покрыты здесь снегом, а сами горы — девственными лесами.

Таким образом, природные условия в Тибете отличаются боль­шим разнообразием. Основные климатические зоны Тибета по сте­пени суровости тянутся с северо-запада, где климат напоминает климат севера Азии, к юго-востоку, где есть зоны субтропиков.

Площадь Тибета как понятия географического, а не админист­ративного оценивается в 3800 тыс. кв. км. Общее число тибетцев, населяющих Тибетское нагорье, приблизительно составляет 4 млн. че­ловек.

Тибет — часть территории Китайской Народной Республики. Административно тибетцы проживают в Тибетском автономном районе и в ряде автономных округов и уездов в соседних с автономным <11>районом провинциях. Некоторое число тибетцев проживает в смежных с Тибетом районах Индии и Непала. После марта 1959 г. за пределами Тибета имеется тибетская эмиграция, тибетцы-эми­гранты кроме Индии проживают также в Европе и Америке. Б Дхармасале (Индия) размещается эмигрантское правительство Тибета, возглавляемое Далай-ламой.

Тибетское плато было заселено с глубокой древности. Известно, что уже в эпоху верхнего палеолита человек заселил практически всю территорию нашей планеты, и Тибет не являлся исключением. Древнекаменный век вблизи Цинхай-Тибетского плато был открыт в 1913 г. [Ларичев, 1972, с. 15]. И хотя Тибет обследован еще явно недостаточно, уже открыты стоянки, относя­щиеся к нижнему и среднему палеолиту.

Стоянка в местности Догэцэ (уезд Шанца, район Нагчу). Высо­та — 4830 м. Отщепы, нуклеусы, концевые скребки, топоры. Мате­риал — вулканические породы, кремень. Стоянка Чабу (уезд Рутог, район Нгари). Высота — 4400 м. Орудия из отщепов, длинные и ко­роткие скребки. Материал — черный кварц. Стоянку датируют ме­золитом, отмечается возможное сходство с материалами из знаме­нитой пещеры Чжоукоудянь. Переходной от палеолита к неоли­ту считается стоянка у оз. Серлинцо в местности Гетин в Север­ном Тибете. Стоянка расположена на юго-восточном берегу озера, на холмах с плоскими вершинами, типа тепе. Высота над уровнем <12>моря 4133 м. Орудия из отщепов и нуклеусов, концевые скребки, односторонние и двусторонние, материал — черный кремень.

Таким образом, если принять во внимание эти находки и ре­зультаты их исследования, то мы обнаруживаем, что Тибетское на­горье было заселено уже 50 тыс. лет назад.

Неолитические стоянки насчитываются на территории Тибета уже десятками. Специалисты выделяют следующие типы стоянок:

без керамики и шлифованных орудий, только микролиты и орудия из отщепов;

стоянки, где соседствуют микролиты, керамика и шлифован­ные орудия;

высокоразвитая неолитическая культура.

Неолитические стоянки без микролитов распространены в обшир­ной зоне Западного, Северного и Южного Тибета. По заключению специалистов, микролиты из тибетских неолитических стоянок часто не образуют геометрических фигур. Полагают, что они тяго­теют к микролитам Южноазиатского субконтинента.

Стоянки с микролитами и керамикой распространены в облас­ти Чамдо. Жилища, обнаруженные в этих стоянках, имели стены из камня, очаги. Найдены остатки мест жертвоприношений и кухон­ные отбросы. Памятники датируются У-1У тыс. до н.э. В качестве их особенности отмечается отсутствие костяных орудий и зерен пшеницы и ячменя.

Высокоразвитой неолитической культурой считается Каруй. Стоянка, расположенная в 12 км к югу от г. Чамдо, датируется 5500-4200 гг. до н.э. Занятием насельников Каруй было скотоводст­во, экстенсивное мотыжное земледелие, охота. Культуру Каруй со­поставляют со знаменитыми ганьсускими неолитическими культу­рами Мацзяо и Цзицзя [Сицзан каогу, 1994, с. 88-89].

Высокоразвитая неолитическая культура Чойгун располагалась неподалеку от Лхасы. Здесь обнаружены каменные орудия, орудия из кости, орудия из бронзы, керамика. Установлено, что насельни­ки приносили в жертву животных и людей, поклонялись красному цвету. Найдены орудия, окрашенные в красный цвет. Хозяйство включало примитивное земледелие в долинах рек, скотоводство и охоту. Домашними животными были яки, овцы, собаки. Культуру Чойгун датируют 3700-3500 гг. до н.э. Специалисты полагают ее свидетельством вступления насельников Тибетского нагорья в эпо­ху бронзы [там же, с. 75]. Археологи считают, что на рубеже нашей эры у насельников Тибетского нагорья каменные и бронзовые ору­дия сосуществовали [Сицзан каогу даган, 1996, с. 236].

По всей территории Тибета распространена культура камен­ных гробов, близкая той, которая найдена в Западной Сычуани.

Богат Тибет и наскальными изображениями. Часть их относится ко времени неолита. Это изображения животных — яка, лошадей, собак, антилоп, изображения птиц, людей. Неолитические наскаль­ные изображения датируют 1У-Штыс. до н.э. Более поздние на­скальные рисунки содержат сцены охоты и жертвоприношений.

Таким образом, в наши дни есть все основания начинать исто­рию Тибета с палеолита. Широкое распространение памятников неолита, перехода от каменного века к бронзовому, затем к же­лезному (полагают, что тибетцы начали выплавлять железо в се­редине I тыс. до н.э., примерно за 1300 лет до возникновения Тибет­ского государства [там же, с. 244]) свидетельствует о богатой до-письменной истории Тибета. Археологи подчеркивают автохтон­ное происхождение населения Тибета, хотя не отрицают и наличия внешних контактов. Мегалиты крайнего запада Тибета, откры­тые еще Дж. Туччи, сравнивают с мегалитами Европы, культуры бронзы — с культурами бронзы современной провинции Юнь­нань и с культурами «древних цянов» — культурами Ганьсу и Цинхая.

Археологические исследования Тибетского плато продолжаются. К сожалению, далеко не все публикации, особенно местные изда­ния, доступны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *