кычанов е и мельниченко б н история тибета с древнейших времен до наших дней
Кычанов Е.И., Мельниченко Б.И. История Тибета с древнейших времён до наших дней
Книга содержит систематизированный очерк истории Тибета от появления людей на Тибетском нагорье до начала XXI в. Её основу составил курс, который авторы читают в Санкт-Петербургском государственном университете. Рассказывается о формировании тибетского этноса, о периоде расцвета Тибетской империи в VII–IX вв., проникновении тибетского буддизма в монгольский мир, сложении в XVII в. тибетского теократического государства под руководством далай-лам, о внутреннем состоянии и внешнеполитических связях Тибета в XIX – первой половине XX в., о создании и современном положении Тибетского автономного района КНР.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Вводная часть
Краткая географическая справка
Археология Тибета
Легенды о сотворении мира и происхождении тибетского народа
Происхождение тибетцев
Ярлунская династия
История Тибета до XIX в.
Тибет в V–VI вв.
Великий Тибет. Правление Сонцэн Гампо
Буддизм и бон в первой половине VII в.
Правление клана Гар
Договор 730 г.
Падение Чанъани
Введение буддизма
Завершение войн Китая с Тибетом
Последние цэнпо Великого Тибета
Экономика и административное устройство Великого Тибета
«Новое возжигание пламени веры»
Сакья
Тибет во времена правления в Китае династии Юань
Падение власти Сакья
Цзонкапа, Гэлугпа и Далай-ламы
Ойраты и Далай-лама V. Сложение теократического Тибетского государства
Визит Далай-ламы V в Пекин
Тибет во второй половине XVII в. Правление Далай-ламы V и Сангье Гьяцо
Далай-лама VI
Правление Лхавсан-хана
Амбани в Лхасе
Правление Полханэ
Иностранцы в Тибете
Попытка антицинского переворота. Правление Далай-ламы VII
Тибет накануне тибето-непальской войны
Тибето-непальский конфликт в конце XVIII в. Результаты тибето-непальской войны 1788–1792 гг.
Тибет в XIX в.
Далай-ламы и политика изоляции
Тибет и соседи
Внутренняя борьба в Тибете
Экономика, социальные отношения и государственно-административное устройство Тибета
Границы и население
Экономика
Государство
Лхасская знать и дворянство
Местное дворянство
Княжества
Земельные отношения
Земельный налог
Налоги на домашний скот
Три типа земельных владений
Привилегированные и простолюдины
Тибетская армия
Восточный Тибет
Тибет – часть Цинской империи
Тибет в конце XIX – начале XX в.
Начало правления Далай-ламы XIII
Первый натиск англичан
Российско-тибетские контакты и связи на рубеже XIX и XX вв.
Экспедиция Янгхазбенда
Лхасская конвенция 1904 г.
Китайско-английская конвенция 1906 г. и Конвенция между Россией и Великобританией 1907 г.
Далай-лама в Монголии и Пекине
Попытка Цинов установить прямой военный контроль над Тибетом и превратить его в обычную провинцию
Далай-лама в Индии
События 1911–1912 гг. и возвращение Далай-ламы в Лхасу
Тибето-монгольский договор 1913 г.
Переговоры представителя Далай-ламы в Петербурге и позиция невмешательства царского правительства
Конференция в Симле 1913–1914 гг.
Первые японо-тибетские контакты
Тибет в 1913–1949 гг.
Первые мероприятия правительства Далай-ламы XIII
Положение в Каме
Тибет в 20-х – начале 30-х годов XX в.
Советские миссии к Далай-ламе XIII
Смерть Далай-ламы XIII. Борьба за власть в Лхасе в 1934 г.
Поиски и интронизация Далай-ламы XIV
Контакты между тибетским правительством и центральным правительством Китая в Каме и Амдо в 30-е годы
Китайская Красная армия в тибетских районах Китая
Партия реформ Западного Тибета
Тибет в годы Второй мировой войны
Тибет в первые послевоенные годы
Образование КНР. Тибет в 1949–2000 гг.
Тибет в 1949–1951 гг.
Соглашение 23 мая 1951 г.
Национальная политика КПК после образования КНР. Создание тибетских национальных округов и уездов
Тибет в 1951–1959 гг.
Развитие сельского хозяйства, промышленности, транспорта, связи, торговли, просвещения и здравоохранения
Политика «единого фронта» в Тибете
Китайско-индийское и китайско-непальское соглашения относительно Тибета
Изменения в административной системе Тибета. Создание Подготовительного комитета по образованию Тибетского автономного района
Поездка Далай-ламы и Панчен-ламы в Индию
Движение миман-цзондю в Лхасе и вооружённые выступления в Каме. Антикитайское движение 1959 г.
Реформы в Тибете. Создание Тибетского автономного района. 1959–1965 гг.
Административная реформа
Социальные преобразования. Аграрная реформа. Кооперирование
Реформа буддийской церкви
«Великая пролетарская культурная революция» и Тибет в 1966–1969 гг.
Тибет на завершающем этапе «культурной революции» (1970–1976)
Кампании по созданию «народных коммун» и «критике Линь Бяо, Конфуция и Далай-ламы»
Развитие промышленности
Просвещение и культура в 70-е годы
Тибетский автономный район КНР в эпоху реформ (после 1978 г. )
Утверждение в КНР нового курса реформ и «внешней открытости». Новый подход к решению общественных и государственных проблем
Контакты и переговоры между правительством КНР и Далай-ламой
Новый курс социально-экономической политики. Позитивные тенденции в развитии Тибета в 80-е годы XX в.
Тибетская эмиграция. Деятельность Далай-ламы XIV. Волнения в Лхасе в конце 80-х – начале 90-х годов
Тибетский автономный район в 90-е годы XX в.
Тибетский автономный район КНР на рубеже XX и XXI вв.
Заключение
Хронология
Библиография
Указатель имён
Указатель географических названий
Кычанов Е.И., Мельниченко Б.И. История Тибета с древнейших времён до наших дней
Книга содержит систематизированный очерк истории Тибета от появления людей на Тибетском нагорье до начала XXI в. Её основу составил курс, который авторы читают в Санкт-Петербургском государственном университете. Рассказывается о формировании тибетского этноса, о периоде расцвета Тибетской империи в VII–IX вв., проникновении тибетского буддизма в монгольский мир, сложении в XVII в. тибетского теократического государства под руководством далай-лам, о внутреннем состоянии и внешнеполитических связях Тибета в XIX – первой половине XX в., о создании и современном положении Тибетского автономного района КНР.
Вводная часть
Краткая географическая справка
Археология Тибета
Легенды о сотворении мира и происхождении тибетского народа
Происхождение тибетцев
Ярлунская династия
История Тибета до XIX в.
Тибет в V–VI вв.
Великий Тибет. Правление Сонцэн Гампо
Буддизм и бон в первой половине VII в.
Правление клана Гар
Договор 730 г.
Падение Чанъани
Введение буддизма
Завершение войн Китая с Тибетом
Последние цэнпо Великого Тибета
Экономика и административное устройство Великого Тибета
«Новое возжигание пламени веры»
Сакья
Тибет во времена правления в Китае династии Юань
Падение власти Сакья
Цзонкапа, Гэлугпа и Далай-ламы
Ойраты и Далай-лама V. Сложение теократического Тибетского государства
Визит Далай-ламы V в Пекин
Тибет во второй половине XVII в. Правление Далай-ламы V и Сангье Гьяцо
Далай-лама VI
Правление Лхавсан-хана
Амбани в Лхасе
Правление Полханэ
Иностранцы в Тибете
Попытка антицинского переворота. Правление Далай-ламы VII
Тибет накануне тибето-непальской войны
Тибето-непальский конфликт в конце XVIII в. Результаты тибето-непальской войны 1788–1792 гг.
Тибет в XIX в.
Далай-ламы и политика изоляции
Тибет и соседи
Внутренняя борьба в Тибете
Экономика, социальные отношения и государственно-административное устройство Тибета
Границы и население
Экономика
Государство
Лхасская знать и дворянство
Местное дворянство
Княжества
Земельные отношения
Земельный налог
Налоги на домашний скот
Три типа земельных владений
Привилегированные и простолюдины
Тибетская армия
Восточный Тибет
Тибет – часть Цинской империи
Тибет в конце XIX – начале XX в.
Начало правления Далай-ламы XIII
Первый натиск англичан
Российско-тибетские контакты и связи на рубеже XIX и XX вв.
Экспедиция Янгхазбенда
Лхасская конвенция 1904 г.
Китайско-английская конвенция 1906 г. и Конвенция между Россией и Великобританией 1907 г.
Далай-лама в Монголии и Пекине
Попытка Цинов установить прямой военный контроль над Тибетом и превратить его в обычную провинцию
Далай-лама в Индии
События 1911–1912 гг. и возвращение Далай-ламы в Лхасу
Тибето-монгольский договор 1913 г.
Переговоры представителя Далай-ламы в Петербурге и позиция невмешательства царского правительства
Конференция в Симле 1913–1914 гг.
Первые японо-тибетские контакты
Тибет в 1913–1949 гг.
Первые мероприятия правительства Далай-ламы XIII
Положение в Каме
Тибет в 20-х – начале 30-х годов XX в.
Советские миссии к Далай-ламе XIII
Смерть Далай-ламы XIII. Борьба за власть в Лхасе в 1934 г.
Поиски и интронизация Далай-ламы XIV
Контакты между тибетским правительством и центральным правительством Китая в Каме и Амдо в 30-е годы
Китайская Красная армия в тибетских районах Китая
Партия реформ Западного Тибета
Тибет в годы Второй мировой войны
Тибет в первые послевоенные годы
Образование КНР. Тибет в 1949–2000 гг.
Тибет в 1949–1951 гг.
Соглашение 23 мая 1951 г.
Национальная политика КПК после образования КНР. Создание тибетских национальных округов и уездов
Тибет в 1951–1959 гг.
Развитие сельского хозяйства, промышленности, транспорта, связи, торговли, просвещения и здравоохранения
Политика «единого фронта» в Тибете
Китайско-индийское и китайско-непальское соглашения относительно Тибета
Изменения в административной системе Тибета. Создание Подготовительного комитета по образованию Тибетского автономного района
Поездка Далай-ламы и Панчен-ламы в Индию
Движение миман-цзондю в Лхасе и вооружённые выступления в Каме. Антикитайское движение 1959 г.
Реформы в Тибете. Создание Тибетского автономного района. 1959–1965 гг.
Административная реформа
Социальные преобразования. Аграрная реформа. Кооперирование
Реформа буддийской церкви
«Великая пролетарская культурная революция» и Тибет в 1966–1969 гг.
Тибет на завершающем этапе «культурной революции» (1970–1976)
Кампании по созданию «народных коммун» и «критике Линь Бяо, Конфуция и Далай-ламы»
Развитие промышленности
Просвещение и культура в 70-е годы
Тибетский автономный район КНР в эпоху реформ (после 1978 г. )
Утверждение в КНР нового курса реформ и «внешней открытости». Новый подход к решению общественных и государственных проблем
Контакты и переговоры между правительством КНР и Далай-ламой
Новый курс социально-экономической политики. Позитивные тенденции в развитии Тибета в 80-е годы XX в.
Тибетская эмиграция. Деятельность Далай-ламы XIV. Волнения в Лхасе в конце 80-х – начале 90-х годов
Тибетский автономный район в 90-е годы XX в.
Тибетский автономный район КНР на рубеже XX и XXI вв.
Заключение
Хронология
Библиография
Указатель имён
Указатель географических названий
история тибета с древнейших времен до наших дней москва
Е.И. КЫЧАНОВ, Б.И. МЕЛЬНИЧЕНКО
С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ
«ВОСТОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА» РАН
Редактор издательства К.В.ОРЛОВА
Кычанов Е.И., Мельниченко Б.Н.
Книга содержит систематизированный очерк истории Тибета от появления людей на Тибетском нагорье до начала XXI в. Ее основу составил курс, который авторы читают в Санкт-Петербургском государственном университете. Рассказывается о формировании тибетского этноса, о периоде расцвета Тибетской империи в VII-IХ вв., проникновении тибетского буддизма в монгольский мир, сложении в XVII в. тибетского теократического государства под руководством далай-лам, о внутреннем состоянии и внешнеполитических связях Тибета в XIX — первой половине XX в., о создании и современном положении Тибетского автономного района КНР.
© Мельниченко Б.Н., 2005
© Оформление. Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2005
Постраничные ссылки в тексте заменены сквозными. <> – окончание страницы оригинального издания – Прим.автора OCR.
Мысль написать историю Тибета от древности и по возможности до наших дней возникла у авторов в рамках поддержания сотрудничества вузовской и академической науки. Оба автора не являются профессиональными тибетологами-историками. К сожалению, после безвременной кончины сотрудника Института Дальнего Востока РАН В.А. Богословского и сотрудника Института общественных наук Бурятского филиала СО АН СССР (ныне Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН) Р.Е. Пубаева в России очень мало историков, которые могли бы работать с тибетскими источниками и использовать хотя и не очень значительную, но все возрастающую в объеме литературу по истории Тибета на современном тибетском языке.
Курс истории Тибета эпизодически читался и читается на восточном факультете Санкт-Петербургского государственного университета. И оба автора, китаисты-историки по образованию, неоднократно читали этот курс. Кроме этого, на кафедре истории стран Дальнего Востока читаются курсы этнографии и географии Тибета. С 2002-2003 гг. там же началось обучение студентов по специальности «История Китая (Тибета)» и имеется группа историков Монголии и Тибета. Данный труд может служить в некотором роде учебным пособием по истории Тибета.
В европейской и американской науке, насколько нам известно, пока нет общей истории Тибета, несмотря на резкий подъем европейского и американского тибетоведения после появления в европейских и американских университетах эмигрантов из Тибета. Имелся, а возможно, и имеется гигантский проект проф. Дитера Шу по написанию фундаментальной истории Тибета, но, кажется, он пока не осуществлен.
Не владея тибетским языком, авторы не пользовались тибетскими источниками в оригинале, обращаясь лишь к их переводам на европейские и китайский языки. Что касается рекомендации тибетских первоисточников и их оценки, то российская наука, некогда <3>занимавшая ведущие позиции в мировом тибетоведении, может похвастаться книгой А.И. Вострикова «Тибетская историческая литература» (1962), которую продолжатель дела А.И. Вострикова Дэн Мартин назвал «классической и все еще незаменимой» [Маrtin, 1997, р. 19]. В работах А.И. Вострикова и Дэна Мартина, которому помогала Иэль Бентор, всякий интересующийся тибетской исторической литературой и владеющий тибетским языком найдет необходимые для него сведения.
По Тибету, что естественно, очень много работ на китайском языке. Опубликована библиография китайских трудов по Тибету с 1949 по 1991 г. [Catalogue of Chinese Publications, 1994]. Из общих трудов китайских историков по истории Тибета нами была использована работа коллектива авторов «Цзанцзу цзяныпи» — «Краткая история тибетского народа» (1985).
Предлагаемая вниманию читателя книга — светская история Тибета. Тибетский буддизм упоминается в ней как часть гражданской и политической истории страны. Буддизм исповедуют в России буряты, калмыки, тувинцы, в своеобразной форме бурханисты Алтая. Поэтому Тибет не чужд России, и наша страна должна иметь собственную политику по отношению к лидерам тибетского буддизма. Россия обладает самым большим собранием старой тибетской печатной (ксилографы) и рукописной книги за пределами Китая, Тибета и Монголии. Это значительное культурное наследие, которое пока осваивается с большим трудом.
Тибет веками был самостоятельным субъектом исторического процесса в Азии. С XVIII в. он стал частью цинского Китая, а после вступления в Тибет в 1951 г. Народно-освободительной армии Китая является частью Китайской Народной Республики и признается российским правительством неотъемлемой частью Китая. Образование Тибетского автономного района, преобразования и реформы в Тибете, осуществлявшиеся правительственными органами, проходили с большим трудом. Весной 1959 г. Далай-лама XIV покинул Тибет, что тоже осложнило и осложняет продвижение Тибета по пути преобразований. Довольно значительная часть тибетцев проживает в эмиграции. Китайское правительство много делало и делает для превращения тибетского традиционного общества в современное, но на этом пути остается еще немало трудностей.
За полторы тысячи лет своей истории тибетский народ создал свою яркую и своеобразную культуру, оказавшую огромное влияние на монголоязычный мир, на народы и государства южных склонов Гималаев. И Европа, и Америка испытывают заметное <4>увлечение тибетской религиозной культурой, в разных формах это увлечение присутствует и в нашей стране. Тем более, как полагают авторы, важно дать в руки студентам, преподавателям, всем, кто увлекается Тибетом, достаточно краткое и достоверное изложение его истории. Авторы верят, что тибетская цивилизация займет свое достойное место в культуре народов Китая, культуре народов Азии и, шире, культуре всего человечества.
Е.И. Кычановым написаны Вводная часть и часть I (до раздела «Тибет накануне тибето-непальской войны» включительно), Б.Н. Мельниченко — окончание части I (от раздела «Тибето-непальский конфликт») и части II-V. Предисловие и Заключение написаны авторами совместно.
Имена собственные и топонимы переданы в работе при помощи русской транскрипции, основанной на централънотибетском (лхасском) произношении, их транслитерация по общепринятой системе Т. Уайли приведена в указателях, помещенных в конце книги. Авторы благодарят А.Д. Цендину и Е.Н. Афонину за помощь в работе по составлению указателей и унификации написания имен. В ряде случаев авторы сочли необходимым сохранить устоявшееся уже в отечественной востоковедной литературе написание, например наименования частей Центрального Тибета — Цзан и уй, имя основателя школы Гэлугпа — Цзонкапа. Следует отметить, что в некоторых случаях не представлялось возможным выяснить тибетское написание имени того или иного лица, информация о котором почерпнута авторами из англоязычной литературы, — такие имена, к сожалению, представлены в указателях без транслитерации.
Краткая географическая справка
Тибет — высокогорная страна. Люди здесь живут на высоте 3-4 тыс. м над уровнем моря, а горные вершины достигают высоты 7-8 тыс. м. Горы опоясывают Тибет как драгоценное ожерелье. На юге — величественные Гималаи, на западе — Каракорум и Куньлунь. С севера — горная страна Наньшань (Циляньшань), и здесь высота гор превышает 5 тыс. м; Наньшань отделяет Тибетское плато с севера от так называемого Ганьсуйского коридора, равнинной по преимуществу территории между пустыней Гоби и горами Наньшань. Северо-восточные границы Тибетского плато очерчивает хребет Баян-Хара-Ула, восточную границу образуют идущие в меридиональном направлении хребты Сьгчуаньских Альп. Основные из них — хребты Миньшань, Цюнлайшань и Даляншань. Крутыми уступами Тибетское плато спускается на восток к Центральной Китайской равнине и Сычуаньской котловине. На юго-востоке восточные отроги Гималаев сходятся с меридиональными хребтами восточных границ Тибета, образуя горную страну с главными хребтами Гаолигуншань и Дасюэшань.
Тибетское плато пересекают в широтном направлении горы Канри (Кайлас) и Ньэнчентанглха. К северу от этих гор, составляя примерно 2/3 Тибетского плато, лежит плоскогорье Чантан (Джанг-танг). С примыкающим с северо-востока к Тибетскому плато Цин-хайским плоскогорьем эта страна, именуемая Цинхай-Сикан-Тибетским плоскогорьем, простирается с запада на восток на 2 тыс. км и с севера на юг на 1100 км. Площадь Тибетского нагорья 2200 тыс. кв. км. На Тибетском плато берут начало крупнейшие реки Восточной и Южной Азии — Инд, Сатледж, Салуин, Меконг, Янцзы и Хуанхэ.
Тибетский географ так писал о своей стране: «Посреди. великих снежных гор находится великое Тибетское царство, прохладная страна. Она гораздо выше других граничащих с ней стран.
Деление гор на белые, со снежными вершинами, и черные, без снежных вершин, — характерная черта тибетских представлений об окружающей природе. В Тибете много озер, крупнейшее из которых — Манасаровар на юго-западе страны, неподалеку от горы Кайлас.
В Северном Тибете безграничные, покрытые травой территории перемежаются озерами и реками с богатыми пастбищами. В Южном Тибете — речные долины с умеренным климатом и достаточным количеством осадков, с густыми лесами и плодородными полями. Эти районы — житница Тибета.
На востоке — страна с высокими горами и глубокими горными долинами. Вершины гор круглый год покрыты здесь снегом, а сами горы — девственными лесами.
Таким образом, природные условия в Тибете отличаются большим разнообразием. Основные климатические зоны Тибета по степени суровости тянутся с северо-запада, где климат напоминает климат севера Азии, к юго-востоку, где есть зоны субтропиков.
Площадь Тибета как понятия географического, а не административного оценивается в 3800 тыс. кв. км. Общее число тибетцев, населяющих Тибетское нагорье, приблизительно составляет 4 млн. человек.
Тибет — часть территории Китайской Народной Республики. Административно тибетцы проживают в Тибетском автономном районе и в ряде автономных округов и уездов в соседних с автономным <11>районом провинциях. Некоторое число тибетцев проживает в смежных с Тибетом районах Индии и Непала. После марта 1959 г. за пределами Тибета имеется тибетская эмиграция, тибетцы-эмигранты кроме Индии проживают также в Европе и Америке. Б Дхармасале (Индия) размещается эмигрантское правительство Тибета, возглавляемое Далай-ламой.
Тибетское плато было заселено с глубокой древности. Известно, что уже в эпоху верхнего палеолита человек заселил практически всю территорию нашей планеты, и Тибет не являлся исключением. Древнекаменный век вблизи Цинхай-Тибетского плато был открыт в 1913 г. [Ларичев, 1972, с. 15]. И хотя Тибет обследован еще явно недостаточно, уже открыты стоянки, относящиеся к нижнему и среднему палеолиту.
Стоянка в местности Догэцэ (уезд Шанца, район Нагчу). Высота — 4830 м. Отщепы, нуклеусы, концевые скребки, топоры. Материал — вулканические породы, кремень. Стоянка Чабу (уезд Рутог, район Нгари). Высота — 4400 м. Орудия из отщепов, длинные и короткие скребки. Материал — черный кварц. Стоянку датируют мезолитом, отмечается возможное сходство с материалами из знаменитой пещеры Чжоукоудянь. Переходной от палеолита к неолиту считается стоянка у оз. Серлинцо в местности Гетин в Северном Тибете. Стоянка расположена на юго-восточном берегу озера, на холмах с плоскими вершинами, типа тепе. Высота над уровнем <12>моря 4133 м. Орудия из отщепов и нуклеусов, концевые скребки, односторонние и двусторонние, материал — черный кремень.
Таким образом, если принять во внимание эти находки и результаты их исследования, то мы обнаруживаем, что Тибетское нагорье было заселено уже 50 тыс. лет назад.
Неолитические стоянки насчитываются на территории Тибета уже десятками. Специалисты выделяют следующие типы стоянок:
без керамики и шлифованных орудий, только микролиты и орудия из отщепов;
стоянки, где соседствуют микролиты, керамика и шлифованные орудия;
высокоразвитая неолитическая культура.
Неолитические стоянки без микролитов распространены в обширной зоне Западного, Северного и Южного Тибета. По заключению специалистов, микролиты из тибетских неолитических стоянок часто не образуют геометрических фигур. Полагают, что они тяготеют к микролитам Южноазиатского субконтинента.
Стоянки с микролитами и керамикой распространены в области Чамдо. Жилища, обнаруженные в этих стоянках, имели стены из камня, очаги. Найдены остатки мест жертвоприношений и кухонные отбросы. Памятники датируются У-1У тыс. до н.э. В качестве их особенности отмечается отсутствие костяных орудий и зерен пшеницы и ячменя.
Высокоразвитой неолитической культурой считается Каруй. Стоянка, расположенная в 12 км к югу от г. Чамдо, датируется 5500-4200 гг. до н.э. Занятием насельников Каруй было скотоводство, экстенсивное мотыжное земледелие, охота. Культуру Каруй сопоставляют со знаменитыми ганьсускими неолитическими культурами Мацзяо и Цзицзя [Сицзан каогу, 1994, с. 88-89].
Высокоразвитая неолитическая культура Чойгун располагалась неподалеку от Лхасы. Здесь обнаружены каменные орудия, орудия из кости, орудия из бронзы, керамика. Установлено, что насельники приносили в жертву животных и людей, поклонялись красному цвету. Найдены орудия, окрашенные в красный цвет. Хозяйство включало примитивное земледелие в долинах рек, скотоводство и охоту. Домашними животными были яки, овцы, собаки. Культуру Чойгун датируют 3700-3500 гг. до н.э. Специалисты полагают ее свидетельством вступления насельников Тибетского нагорья в эпоху бронзы [там же, с. 75]. Археологи считают, что на рубеже нашей эры у насельников Тибетского нагорья каменные и бронзовые орудия сосуществовали [Сицзан каогу даган, 1996, с. 236].
По всей территории Тибета распространена культура каменных гробов, близкая той, которая найдена в Западной Сычуани.
Богат Тибет и наскальными изображениями. Часть их относится ко времени неолита. Это изображения животных — яка, лошадей, собак, антилоп, изображения птиц, людей. Неолитические наскальные изображения датируют 1У-Штыс. до н.э. Более поздние наскальные рисунки содержат сцены охоты и жертвоприношений.
Таким образом, в наши дни есть все основания начинать историю Тибета с палеолита. Широкое распространение памятников неолита, перехода от каменного века к бронзовому, затем к железному (полагают, что тибетцы начали выплавлять железо в середине I тыс. до н.э., примерно за 1300 лет до возникновения Тибетского государства [там же, с. 244]) свидетельствует о богатой до-письменной истории Тибета. Археологи подчеркивают автохтонное происхождение населения Тибета, хотя не отрицают и наличия внешних контактов. Мегалиты крайнего запада Тибета, открытые еще Дж. Туччи, сравнивают с мегалитами Европы, культуры бронзы — с культурами бронзы современной провинции Юньнань и с культурами «древних цянов» — культурами Ганьсу и Цинхая.
Археологические исследования Тибетского плато продолжаются. К сожалению, далеко не все публикации, особенно местные издания, доступны.