кырхлярское кладбище в дербенте история
Кладбище Кырхляр
Кладбище Кырхляр Bok, Wikicommons
Это историческое захоронение 7—9 вв. расположено на территории Северного кладбища Дербента. Считается, что Кырхляр появился в период одного из самых ранних арабских походов на Дербент, предположительно в 643 г. Согласно легенде, газии (герои борьбы за мусульманскую веру) сражались с хазарами в ходе священного джихада — то есть чтобы обратить местных жителей в правоверный ислам. Главная битва продолжалась шесть дней, в ходе которых были убиты 20 тыс. неверных (разумеется, попавших в ад). Со стороны же арабов потери составили всего лишь 40 воинов, которые стали таким образом шахидами и были похоронены именно на кладбище Кырхляр.
По прошествии стольких веков, естественно, эта история обросла легендарными деталями, но в основе своей она содержит реальные факты. Действительно, этот поход описан в нескольких источниках, хотя даты несколько и разнятся. После того, как на кладбище упокоились останки 40 воинов, здесь находили последний приют разве что «святые люди».
В настоящее время Кырхляр представляет собой участок, отделённый от остальной части кладбища каменным ограждением. Внутри можно увидеть 40 горизонтальных надгробий, уложенных в четыре ряда в направлении с востока на запад, и отдельно ещё три. Исследователи отмечали выдающиеся размеры надгробий, некоторые из которых превышают 3 м в длину. В момент установки на надгробиях были высечены надписи, но сейчас они совершенно не читаемы: местный ракушечник не обладает, увы, достаточной прочностью, чтобы мелкий рельеф мог долго противостоять времени.
Захоронение, внесённое в список охраняемых государством памятников, почитается как главнейшая мусульманская святыня верующими не только Дербента, но и всего Дагестана. Сюда специально приезжают для молитвы. Посередине Кырхляра выстроено небольшое здание из камня, накрытое куполом высотой в человеческий рост. В постройке есть специальная выемка для подношений, куда можно класть монеты и ставить свечи.
Отдельная достопримечательность Кырхлярского кладбища, известная едва ли не на весь Дагестан, — это своеобразный качающийся камень. Бытует поверье, что супруги, которые хотят испросить у Аллаха детей, должны покачать «колыбель» с двух сторон.
Практическая информация
Кладбище находится у северной городской стены, напротив ворот Кырхляр-капы.
Что посмотреть на кладбище Кырхляр в Дербенте: личный опыт
Неделя в солнечном Дагестане была совершенно незапланированная. Поездка заграницу в последний момент пришлось отменить, поэтому за 2 дня до отпуска было решено отправиться на машине в Дербент.
Вдвоем с мужем мы без проблем сняли комнату в центре города, поэтому обошли все главные достопримечательности пешком. Неизгладимое впечатление произвело кладбище Кырхляр — именно о нем и хочется рассказать в этом отчете. Особенно познавательным он будет для таких же молодых семей, как и мы. Почему? Читайте ниже.
Как добраться?
Захоронение находится в 500 метрах от северной стены города рядом с воротами Кырхляр-капы, в центральной части Северного кладбища города.
Добраться сюда можно:
Что посмотреть?
Как ни странно, кладбище стало хорошим местом для вечерней прогулки. Это одна из самых почитаемых мусульманами святынь, поэтому народу здесь много, но это скорее плюс чем минус. Гулять по древнему кладбищу в одиночку наверное было бы не так комфортно.
Немного портят настроение сотрудники кладбища — несколько раз они настойчиво предлагали нам принять веру в Аллаха и докучали теобеседами. Зато вход на территорию бесплатный.
Кырхляр-Капы
Северные ворота или Кырхляр-Капы получили свое название именно из-за расположенного неподалеку кладбища. Нечего примечательного кроме возраста в них нет. К тому времени мы уже присытились древностью, поэтому сделав фото пошли дальше.
Мечеть
Мечеть расположена к югу от ворот Кырхляр-Капы. Посетить ее можно как отдельно, так и во время прогулки на само кладбище.
Старейшая мечеть совсем не походит на те, что я видела в Стамбуле. И внешнее, и внутреннее убранство очень сдержанно. На мой взгляд именно таким должно быть место, куда люди приходят обратиться к Богу. Покой и умиротворение повсюду — хочется просто сидеть и бесконечно думать о вечном.
Платка у меня с собой не было и всю дорогу я переживала что не смогу попасть внутрь, однако, приятным сюрпризом оказалось что на входе бесплатно давали халат с капюшоном.
«Сороковник»
Кырхляр означает «сорок» или «сороковник». Именно столько надгробий можно насчитать за оградой в центре кладбища. Вот одна из легенд, рассказывающая историю их гибели:
И пришли воины пророка со священной войной-джихат, неся людям светоч истиной веры. И бились они с кафирами, 6 дней. Двадцать тысяч кафиров заслужили в этой битве вечное проклятие, их души перенеслись прямо в середину джахандама (ада). А сорок воинов-мусульман пали за веру пророка и стали шахидами (святыми, павшими за веру). И похоронены на кладбище Кырхляр.
Внутри он выглядит так
«Люлька»
Рядом с захоронениями висит каменная люлька. Сначала я не могла понять, зачем к ней все подходят: гладят ее и пытаются сдвинуть с места. За разъяснениями пришлось обратиться к смотрителю. Оказывается, по преданию камень сдвинется с места только у тех, кто может иметь детей.
Признаться, я была сильно удивлена, узнав что качнуть «люльку» приезжают бездетные пары со всего света. Уж не знаю, помогает ли это. Мы с мужем только планируем малыша, поэтому тоже пару раз качнули.
Кстати, тот же смотритель убеждал, что толкать «люльку» должны оба супруга, но проходящая мимо женщина сказала, что это должна делать я одна. Точно выяснить нам не удалось.
Вот так неприглядно смотрится святыня
А это процесс «качания»
Вывод
Посетить кладбище Кырхляр надо в обязательном порядке как основную достопримечательность города и великую святыню всего исламского мира. Если вы, как и я с мужем, не сильно интересуетесь историей и религией, сделать это можно в формате тихой вечерней прогулки. Благо место расположено недалеко от города.
Рекомендация редактора:
для тех, кто впервые оказался в Дербенте рекомендуется посетить экскурсию «Дербент — первая встреча». Вы познакомитесь с одним из древнейших мест России, наполненным таинственным восточным колоритом, — средневековые мечети, величественные крепостные стены, суровая красота горных пейзажей, пение муэдзинов.
Кырхляр
Кырхляр представляет собой огороженный комплекс надмогильных саркофагов, высеченных из цельных каменных блоков. Саркофаги расположены в четыре ряда и ориентированы по оси запад-восток. Среди них заметно выделяется группа памятников, более крупных по сравнению с остальными. Саркофагообразная форма памятников имеет аналогии в погребальном обряде арабов: так, в эпоху средневековья в Багдаде и других арабских городах грунтовые могилы сверху обкладывались холмиками из камней, так что получалось нечто похожее на саркофаг.
В Дарбанд-нама перечислены имена некоторых из погребенных в Кырхляре «мучеников»: султан Пир-Али ад-Димашки, султан Чумга, султан Кух-хан (?), султан хаджи Шамс ад-дин, султан Баба, султан Кучек и др.
В Дарбанд-нама упомянуто одно из ближайших к Дербенту военных поселений мусульман- Пир-Димашки (Пирдамешки). Под 1055 г. в другой местной хронике начала XII века Та’рих ал-Баб зафиксирован топоним, по написанию напоминающий Пир-Димашки. В том году владетель Сарира, собрав сводный отряд, в составе которого были и тюрки, двинулся на ал-Баб на помощь рамсам, но расположился лагерем у Димишка. Затем он отправил людей к Баб ал-джихад, откуда они угнали скот. Помимо всего прочего данное сообщение предлагает нижнюю датировку Кырхляра: не все его памятники относятся к концу XI века; Али ад-Димашки, руководивший военным гарнизоном ближайшего к ал-Бабу военного укрепления, за которым впоследствии закрепилось его имя, явно скончался задолго до этого времени.
Значение Кырхляра как объекта культового поклонения временами падало, но традиции, связанные с памятником, никогда не прерывались. П.И.Спасский, впервые описавший могильник, отмечал, что мусульмане-сунниты свято чтут эти могилы и верят в их чудодейственную силу: заступничество погребенных в них «святых» вызывает обильный дождь, бездетные женщины с молитвой подвязывают небольшие лоскутки к веткам растущих на Кырхляре кустов, веря, что у них будут рождаться дети. По наблюдениям некоторых исследователей, памятнику поклоняются не только сунниты, но и шииты.
За последнее десятилетие в сфере организации службы на Кырхляре произошли определенные изменения. Святилище обрело добровольных смотрителей, ухаживающих за памятником. Они регулируют поток страждущих приобщиться божественной благодати, исходящей из могил похороненных здесь «святых мучеников». Новые элементы появились и в сфере ритуала. В частности, паломники льют воду на памятник из выемки в одном из саркофагов или из специального сосуда. Некоторым из паломников дают чудодейственную землю, завернутую в лоскуток белой ткани, которая якобы спасает от сглаза и других подобных напастей. Среди паломников Кырхляра сложился обычай отдавать небольшие пожертвования на содержание святого места и помощь страждущим.
Автор: Кавказский Узел
Кладбище Кырхляр — крупный некрополь (VII — IX века)
Одним из достопримечательных и древнейших мест на Кавказе, в частности в Дагестане, считается средневековое захоронение Кырхляр, месторасположением которого является Северное кладбище г.Дербента. В разное время посетившие город европейские авторы: Федот Афанасьевич Котов, И. Березин, Я.Стрейс, Корнелий де Бруин, И.Ахвердов и др., а также некоторые письменные источники относят это захоронение к одному из первых походов к Дербенту арабов в 22 года хиджри (642/3гг), предводителем которых был Салман ибн Рабиа ал-Бахили.
Об этом походе рассказывает нам и местная историческая хроника «Дербенд-наме»: «Салман и Рабиа были предводителями сорока мучеников Дербенда (некоторые средневековые авторы: ибн А’сам ал-Куфи, ат-Таба-ри, ал-Йакуби, ал-Беладзори и другик, описывая данный эпизод, называют одного предводителя арабского войска по имени Салман ибн Раби’а ал-Бахили).
После даты Пророка (год не указан, по сообщениям одних авторов, описываемое событие относится к 22 году хиджри (642/Зг.), по сообщениям других — к 40 году хиджри (661/2г.), с сорока четырьмя тысячами доблестных га- зиев пришли в Дербенд. Хакан (правитель у тюрков) с трёхсоттысячным войском стал напротив их, построив палатки и навесы с намерением сражаться.
Захоронение Кырхляр являлось, судя по историческим данным, кладбищем сорока воинов-шахидов, а спустя некоторое время здесь нашли своё последнее пристанище ещё несколько человек. Исходя из описаний академика С. Г. Гмелина, ими были блаженные люди. Гмелин побывал в городе в середине XVIIIB. СО своей экспедицией. Собирая информацию о Дербенте, в частности о захоронении, он опрашивал местных жителей, которые и сообщили ему эти сведения.
Кырхляр — это ограждённый каменным забором участок Северного городского кладбища. Земля, находящаяся в периметре ограждения подразделена на две части: большую и малую. Больший участок состоит из 40 каменных надгробий, лежащих в три ряда, а меньший — из 8 надгробий, расположенных в один ряд. Размеры более крупных надгробий — 3,2м в длину, 0,8м в высоту, 0,7м в ширину, а толщина их 10- 12см. Посредине большей части захоронения имеется куполообразной формы небольшое каменное прямоугольное строение с отсеком для подношений. Высота его составляет 185см. Академик С. Г. Гмелин писал, что это сооружение «…куда кладут деньги и зажигают свечи». В пределах захоронения также находятся 15 надгробий-стел.
Рисунок Кырхляра имеется в книге Ильи Николаевича Березина, который отмечает что, «древние надгробные камни Кырхляра замечательны своей огромностью, как будто под ними покоятся великаны». Нет и точной даты этих надгробий, а ведь ещё 150 лет назад надписи на них можно было прочесть. Но и не каждый мог это сделать. Как пишет Федот Котов: «… А нихто тое подписи прочесть не умеет, ни бусурманы, ни турки. А подпись резь велика». Видимо, то был один из ранних арабских почерков, забытых местными жителями.
Сегодня надпись совершенно исчезла. И только во всю длину надгробий можно увидеть глубоко врезанную канавку с еле различимыми или совершенно исчезнувшими буквами. Дербентский крупнозернистый ракушечник, из которого вытесаны надгробия, неустойчив перед временем, сравнительно быстро теряет гладкость и буквы «расплылись», скрыв навсегда смысл фразы, в своё время старательно нанесённой мастером на камень «на вечные времена».
Хотя надпись давно стерлась, всё же и сейчас на камне можно разобрать еле различимые, почти исчезнувшие буквы, так старательно вытесанные мастером «на веки вечные».
Если же говорить конкретно о времени захоронения, то чем больше источников, тем больше противоречий и несовпадений мы находим у авторов. Некоторые связывают это время с походом арабов к Дербенту во времена правления халифа Османа (644-656гг), а иные, такие как ат-Табари (Хв), свидетельствуют о более раннем походе под предводительством Сурака ибн Амра (642г.). Ат-Табари сообщает, что в походе принимал участие брат наместника Дербента Салмана ибн Рабиа Абд ар-Рахман, павший у ворот Баб-аль-Джихад. Об Абд ар-Рахмане, как о правителе Дербента, говорят и арабские исторические хроники.
В связи с этими несостыкующимися меж собой сведениями некоторые историки сомневаются в арабском происхождении кладбища. Они соотносят захоронение с тюрками-огузами, сражавшимися за веру. Среди этих учёных Адам Олеарий, проезжавший из Персии через Дербент на родину, пишет: «Об этих могилах жители рассказывали следующую историю. Жил будто в древние времена, однако, уже после (пророка) Мухаммада царь Казан, по происхождению из нации огуз…. У него была жестокая борьба… на этом самом месте… Могилы наиболее знаменитых из убитых он велел выложить могильными плитами такого рода и такой формы». О том же Казан-хане повествует нам и голландец Ян Стрейс, находившийся в Дербенте в рабстве: за северной городской стеной «находятся гробницы первых (главных) вождей армии мидийцев, поражённых татарами Дагестана, в правление Царя Казана»». Сопровождавший Петра I в Персидском походе Д.Кантемир, приводя в пример местные легенды, также говорит о принадлежности Кырхляра огузам. В перечислении «50 шахидов», опубликованном в хрониках «Дербенд-наме» перед именем стоит слово «султан», тюркского происхождения: султан Мир Али, султан Кух-хан и т.д.
Мусульмане Дагестана и близ лежащих территорий уважают и поклоняются святому захоронению в течение многих столетий. Сюда приходят и приезжают с подаянием и подношениями, чтоб просить избавления от мук, болезней и несчастий. Адам Олеарий писал об этом: «..Персы и татары ежедневно приходят сюда молиться. Прежде здесь учреждена была выдача богатой милостыни. Теперь же это место стережётся лишь одним стариком, живущим здесь; он сам живёт милостынею от тех, кто приходит для посещения могил. Когда праздновалось жертвоприношение Авраама (Курбан-байрам), они (т.е. паломники) пришли к Кырхляру, чтобы по своему обычаю принести жертву. Они шли друг за другом, целовали надгробные плиты, держали руки над ними и молились».
Данные о том, что ещё в древности арабы почитали захороненцых здесь, как сыновей, персияне, как соплеменников, азербайджаны, как сородичей, свидетельствуют о большой известности Кырхляра. Ведь и Федот Котов, поражённый рассказами о сорока мучениках, христианин, поклонился святым могилам, когда покидал город.
Являясь и сейчас святым местом для мусульман, Кырхляр находит почитание также среди христиан и иудеев.
В одном черном-черном городе: Дербент — легенды о таинственных воинах и страшных пытках
Дагестан часто называют землей воинов и героев. Глядя на более чем тысячелетнюю историю Дербента, в это очень легко верить. Это самый южный и старый город России, и неудивительно, что он оброс легендами вдоль и поперек. О самых интересных из них читай в нашем постоянном цикле о мифах и легендах российских городов.
Кладбище Кырхляр и 40 шахидов-гигантов
И в исламе, и в христианстве одинаково чтят людей, погибших за веру. У нас таких людей называют мучениками, а в исламе — шахидами.
Если выйти за северную крепостную стену Дербента, ты окажешься в захоронении Кырхляр: тут по легенде похоронены 40 арабских воинов, которые прибыли в эти земли проповедовать ислам. Местными они были встречены не очень дружелюбно: их убили, а тела оставили гнить в поле. Согласно преданию, плоть мертвецов даже спустя несколько дней не начала разлагаться, в то время как в городе начались эпидемии. Жители сразу поняли, что совершили большую ошибку. Арабские воины были похоронены с почестями в каменных надгробиях, а сами горожане приняли ислам.
Что интересно, первые исторические документы Дербента датируются 12 столетием, в то время как ислам на Кавказе появился в VII веке. Это значит, что установить точный год захоронения до сих пор не удалось, что добавляет им таинственности. При этом длина самых больших гробов достигает 3 м 20 см. К примеру, еще 150 лет назад там можно было разобрать надписи, которые не могли расшифровать ни местные, ни тем более русский купец Федот Котов, который писал об этом в 1623 году:
«…резаная на них подпись, а никто этой подписи прочесть не умеет, ни басурманы, ни турки…»
Сегодня надписи окончательно стерлись, а само захоронение Кырхляр во все времена является почитаемым исламским памятником.
Легендарная Тути-Бике правит городом
В Дербенте есть один занимательный мавзолей, воздвигнутый в 1788 году на северном кладбище рядом с захоронением Кырхляр.
Тути-Бике — жена правителя Дербента и Кубы Фатали-хана. Согласно легенде, во второй половине XVIII века в городе проводилось состязание по стрельбе из лука, где пытались выявить самого ловкого и сильного джигита (наездника). В одном из испытаний нужно было на полном конском ходу попасть в яблоко стрелой из лука. Долго никто не мог с ним справиться, и тогда появился таинственный человек в маске. Его попросили снять ее, однако тот отказался. В итоге старейшины все-таки решили допустить незнакомца до соревнований.
После первой же попытки яблоко было повержено. На правах победителя человек решил раскрыть свое инкогнито, и все изумились, когда из-под маски открылось лицо женщины. Судьи посчитали, что это знак и окрестили ее победительницей. То была Тути-Бике — сестра кайтагского правителя Эмир-Гамзы. Согласно поверью, Фатали-хан влюбился в нее и взял в жены.
Что интересно, Тути-Бике периодами правила Дербентом. Это случалось во время отъездов Фатали-хана. Однажды она даже руководила обороной города, когда ее брат напал на него в 1774 году. Многие бежали, однако Тути-Бике сохранила хладнокровие и участвовала в обороне города, переодевшись в мужской костюм. По некоторым источникам, она даже давала указания военному гарнизону. Город был отбит, а Эмир-Гамза ушел ни с чем. Сегодня о храброй Тути-Бике напоминает статусный мавзолей — постройка, крайне нетипичная для Дербента.
Кроваво-золотые клады Джума-мечети
Другая знаковая постройка Дербента — Дербентская Джума-мечеть. Это почти магическое место, полное различных легенд. Приведем две самые интересные.
В XVIII веке Дербент был иранским городом: местные жители были крайне недовольны таким положением и частенько умерщвляли чужеземных наместников и поднимали восстания. Можно сказать, что иранцы отвечали взаимностью. Согласно легенде, Надир-шах во время подавления очередного бунта прибыл в Дербент и столкнулся с тяжелым сопротивлением. В конце концов, город был взят, а разозленный шах приказал вырвать каждому жителю по одному глазу. Их он захоронил под белым камнем у входа в Дербентскую Джума-мечеть. Легенда легендой, но надир-шах действительно владел этим регионом и добрым нравом не отличался. Он даже хотел выселить местных и заселить город жителями иранских земель, так что история точно возникла неспроста.
По другому преданию, колонны Джума-мечети таят под собой горшок с золотом. Его туда поместили строители на случай разрушения религиозной постройки, дабы были средства на ее восстановление. Согласно молве, колонны подписали в духе «не у меня, у другого» или «не у меня, не знаю у кого». Весьма юморная легенда, если поглядеть. При этом опорных элементов в зале насчитывается более сорока, а фундамент при постройке здания, насколько известно, ни разу не перекапывался. Так что, быть может, какому-нибудь счастливчику когда-нибудь повезет найти горшочек-другой золота.
Пранк с невестой
Еще одна очень юморная легенда связана с возведением знаменитых стен Дербентской крепости. Их построил Хосров I Ануширван в VI веке, чтобы защищаться от полчищ хазар, досаждающих своими набегами.
Согласно легенде, чтобы выиграть время на постройку стен, хитрый правитель Ануширван предложил хазарскому хану породниться и взять в жены его дочку. Тот обрадовался, потому что такая перспектива обещала ему политические выгоды. Вскоре дочка хазарского лидера прибыла в Дербентскую крепость и там ее приняли с почестями как царевну. Когда же стены были достроены, эту даму отослали обратно к отцу, который, по понятным причинам, был крайне недоволен. Прибыв с войском к расположению крепости для сатисфакции, его глазам предстали оборонительные редуты, не поддающиеся захвату. В итоге пришлось смириться: униженный папаша был вынужден отправиться восвояси.
До сих пор неизвестно, правдива ли легенда во всей ее красоте, но мотив к постройке стены от набегов совершенно точно был таковым.
Петр I рубит окно на Восток
3 сентября 1722 года Петр I навестил Дербент с русской армией. В нем местные народы видели защитника от произвола персов, турок и разбойников. К слову, Махачкала была основана как селение Петровское на предполагаемом месте армии русского царя. В общем, прибытие звезды мирового масштаба сразу обросло легендами, про часть из которых Royal Cheese с радостью поведает тебе.
Согласно одной из них, Петр I, въезжая в Дербентскую крепость, стал свидетелем землетрясения. Воспользовавшись моментом, он достал нагайку и сказал:
«Сама природа делает мне торжественный прием и колеблет стены города перед моим могуществом!»
После этого он бьет кнутом по стене, и землетрясение прекращается. Удивленный народ сразу пал на колени: кто-то решил, что Петр вызвал землетрясение, а кто-то, что прекратил. В любом случае местные прониклись к царю глубочайшим уважением.
По другой легенде, Петр I отдыхая в Дербентской крепости в ожидании своей флотилии, не мог усидеть на месте. Ситуацию усугублял тот факт, что из помещения не было нормального вида на море, а привыкший все контролировать царь, в конкретно данной ситуации чувствовал себя как минимум не комфортно. В итоге он приказал прорубить окно с обзором на море. Кто-то даже считает, что знаменитая фраза про «про прорубить окно» была сказана тут, и неважно, что речь в той фразе шла про Европу, а фактически окна Дербентской крепости открывали вид на Восток. Легенда-то красивая.