л а данилова дцп биография
Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе
О произведении
Другие книги автора
АНТИТОКСИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО Федеральный институт промышленной собственности, отделение ВПТБ
ЛЕЧЕБНЫЙ НАПИТОК Федеральный институт промышленной собственности, отделение ВПТБ
ВЕНТИЛЯТОР Федеральный институт промышленной собственности, отделение ВПТБ
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОМПЕНСАЦИИ САХАРНОГО ДИАБЕТА У ДЕТЕЙ Федеральный институт промышленной собственности, отделение ВПТБ
Методы коррекции речевого психического развития у детей с церебральным параличом / Л.А. Данилова Иркутская областная государственная универсальная научная библиотека им. И.И.Молчанова-Сибирского
Калининградский зоопарк: Медведи и обезьяны Калининградская областная научная библиотека
Калининградский зоопарк: Рыбы Калининградская областная научная библиотека
Пожалуйста, авторизуйтесь
Ссылка скопирована в буфер обмена
Вы запросили доступ к охраняемому произведению.
Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).
В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».
Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».
Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.
Л а данилова дцп биография
ДЦП – это заболевание ЦНС при ведущем поражении двигательных зон и двигательных наводящих путей головного мозга.
Причины возникновения ДЦП
ДЦП возникает в результате четырех факторов, которые приводят к повреждению головного мозга:
Симптомы ДЦП разнообразны: это могут быть простые проблемы, связанные с мелкой моторикой (нарушение хватательной функции или трудности при письме), и вплоть до тяжелых симптомов, таких как неспособность сохранять равновесие или ходить. Нарушения речевой и слуховой функций, когнитивные расстройства и эпилепсия также являются основными симптомами данного заболевания.
Особенностью ДЦП считают появление симптомов у детей первых лет жизни, когда основные функции мозга только формируются.
В комплексное восстановительное лечение ДЦП включаются: медикаментозные средства, различные виды массажа, лечебная физкультура (ЛФК), ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры.
Коррекционно-педагогическая работа с детьми, страдающими церебральным параличом строится с учетом следующих принципов:
Оптимальный вариант предполагает раннее, на первом году жизни, начало комплексной медико-психолого-педагогической коррекции. Такая помощь может быть оказана ребенку в условиях стационара. Важно обучить родителей приемам коррекционного воздействия. Основными задачами коррекционно-педагогической работы в доречевой период являются ( по О.Г.Приходько):
— Развитие эмоционального общения со взрослым (стимуляция «комплекса оживления», стремления продлить эмоциональный контакт с взрослым, включения общения в практическое сотрудничество ребенка со взрослым).
— Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата.
-Стимуляция голосовых реакций, звуковой и речевой активности (недифференцированной голосовой активности, гуления, лепета и лепетных слов).
— Коррекция кормления (сосания, глотания, жевания).
— Развитие сенсорных процессов (зрительного сосредоточения и плавного прослеживания; слухового сосредоточения, локализации звука в пространстве, восприятия различно интонируемого голоса взрослого; двигательно-кинестетических ощущений и пальцевого осязания).
— Развитие речевого дыхания и голоса (вокализация выдоха, увеличение объема, длительности и силы выдоха, выработка ритмичности дыхания и движений ребенка).
— Формирование движений руки и действий с предметами.
— Формирование подготовительных этапов понимания речи.
Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем возрасте являются:
— Формирование предметной деятельности (использование предметов по их функциональному назначению), способности произвольно включаться в деятельность. Формирование наглядно-действенного мышления, произвольного, устойчивого внимания, переключения в деятельности.
— Формирование речевого и предметно-действенного общения с окружающими (развитие понимания обращенной речи, собственной речевой активности; формирование всех форм безречевой коммуникации — мимики, жеста и интонации).
— Развитие элементарных представлений об окружающем.
— Стимуляция сенсорной активности (зрительного, слуховой кинестетического восприятия).
— Формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Развитие
зрительно-моторной координации (путем формирования пассивных и активных
действий).
С 3-х лет дети с ДЦП, способные к передвижению и владеющие навыками опрятности могут поступить в специальный детский сад или группу. Наполняемость групп 8 человек. Коррекционно-педагогическая работа в детских садах такого профиля строится с опорой на программно-методические материалы, разработанные Е.Ф.Архиповой, Л.А.Даниловой, Г.В.Кузнецовой, И.Ю.Левченко, О.Г. Приходько, Н.В.Симоновой, И.В.Смирновой, Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в дошкольном возрасте являются:
— Развитие игровой деятельности.
— Развитие речевого общения с окружающими.
— Расширение запаса знаний и представлений об окружающем.
— Развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие кинестетического восприятия и стереогноза.
— Развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образной и элементов абстрактно-логического).
— Формирование математических представлений.
— Развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом.
— Воспитание навыков самообслуживания и гигиены.
Значительное место в коррекционно-педагогической работе при ДЦП отводится логопедической коррекции. Ее основная цель — развитие вербальных средств общения, совершенствование произносительной стороны речи, ее разборчивости.
О.Г.Приходько указывает на следующие задачи логопедической работы:
— нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата.
— развитие речевого дыхания и голоса.
— нормализация темпо-ритмической и интонационной речи.
— формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи.
— развитие функций кистей и пальцев рук.
— развитие лексико-грамматической стороны речи, формирование навыков построения развернутого высказывания
Обучение детей с ДЦП в специальных (коррекционных) школах VI вида.
Выпускники специальных групп с негрубыми двигательными нарушениями могут обучаться в общеобразовательной школе. Дети с выраженными двигательными расстройствами направляются на обучение в школы VI вида.
Цель коррекционного воспитания и обучения — всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями.
В специализированных школах-интернатах обучаются 60—70% детей с церебральным параличом.
Коррекционные учреждения VI вида осуществляют образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования: начальное общее образование (4-5 лет), основное общее образование (6 лет), среднее образование (2 года) Общий срок обучения составляет 12 лет. Наполняемость классов 10 человек.
В первый класс принимаются, как правило, дети 7-летнего возраста. Для детей, не посещавших детский сад, открываются подготовительные классы. Задачи работы с детьми в подготовительном классе: выявление состояния интеллекта; уровня обученности ребенка и его потенциальных возможностей; подготовка к дельнейшему обучению в школе по адаптированной программе (массовой или специальной).
Задачами специализированного образовательного процесса в школе для детей с ДЦП являются: сочетание обучения и воспитания с лечебно-восстановительными мероприятиями; трудовая подготовка; профессиональная ориентация.
Содержание коррекционно-развивающей работы предполагает:
Одной и форм организации педагогической помощи является надомное образование детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигателыюго аппарата. С одной стороны, надомное обучение включает данную категорию детей в образовательное пространство, с другой, имеет ряд недостатков: сокращенная общеобразовательная программа; нерегулярность домашних уроков; изоляция ученика от общества сверстников; отсутствие возможности профориентации.
В школах-интернатах трудовое воспитание осуществляется как в процессе повседневной жизни, так и на специальных занятиях по трудотерапии, имеются трудовые мастерские: швейные, столярные, слесарные.
Детей обучают делопроизводству, машинописи, фотоделу, садоводству и другим специальностям.
Профориентация проводится в течение всего образовательного процесса.
Цель профориентации: подготовка к будущей профессии в соответствии с психофизиологическими возможностями детей с церебральным параличом, интересами воспитанников. При сохранном интеллекте выпускники могут овладеть профессиями программиста, экономиста, бухгалтера, библиотекаря, переводчика и др.
Для получения профессионального образования предоставляется возможность льготного поступления в профессионально-технические училища, техникумы, высшие учебные заведения.
Функционирует сеть специализированных профтехучилищ Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
При трудоустройстве инвалидов строго следуют рекомендациям врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК), проводится экспертиза трудоспособности.
Список литературы:
Детский церебральный паралич
9. Вассерман Е.Л., Катышева М.В., Никитина Л.Н Клинико-психологический анализ проблем, возникающих в школе у детей с цереброорганическим синдромом: четыре наблюдения //Дефектология, 1999, № 4, с.3-8
10. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956
11. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Вопросы психологии, 1966, № 6, с. 74-75
12. Выготкий Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960
13. Глезерман Т.Б. Мозговые дисфункции у детей. М., 1983
14. Государственный доклад «О положении инвалидов в Российской Федерации», М., 2000
15. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. Л., 1977
16. Данилова Л.А., Стока К, Казицына Г.Н. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе. СПб., 1997
17. Дети с острым церебральным параличом. Руководство по образованию
/ Под ред. Хеннинг Рай и Мириам Скьюортен. М., ЮНЕСКО, 1989
18. Ермоленко НА., Скворцов И.А., Неретина А.Ф. Клинико-психологический анализ развития двигательных, перцептивных, интеллектуальных и речевых функций у детей с церебральными параличами // Журнал неврологии и психиатрии, 2000, № 3, с. 19-23
19. Журба Л. Т., Мастюкова ЕМ. Нарушения психоматорного развития детей первого года жизни. М., 1981
20. Ипполитова М.В. К вопросу о преодолении пространственно-временных нарушений у детей с церебральным параличом // Специальная школа, 1967, № 3
21. Ипполитова М.В. Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста, страдающими церебральными параличами // В сборнике: Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С.С. Ляпидевского. Вып. 3. М, 1967, С. 214-223
22. Ипполитова М.В., Мастюкова Е.М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М., 1985
23. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье: книга для родителей. М.: Просвещение, 1993
24. ИппоАитова М.В., Чернобровкина Е.Д. Педагогам и воспитателям о детях
с отклонениями в развитии. Методическое пособие. М., ИКП РАО, 1994.
25. Иваницкая И.Н. Детский церебральный паралич (обзор литературы) // Альманах «Исцеление» М., 1993, с.41-65
26. Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных па-
27. Каппёлле Б., Фарричелли М., Соре В. Лица с физическими аномалиями // Основы ортопедагогики / Под ред. Э.Брукарт — Lonven, Yarant, 1999, с. 101-174
28. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., МГУ, 1995
Л а данилова дцп биография
5. Охарактеризуйте особенности нарушений письменной речи и их коррекции у учащихся вспомогательной школы.
Литература
1. Каше Г. А. Логопедическая работа в I классе вспомогательной школы. — М., 1957.
2. Лалаева Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. — М., 1983.
3. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж. И. Шиф. — М., 1965.
4. Парамонова Л. Г. Нарушения речи у учащихся вспомогательной школы и пути их коррекции // Обучение во вспо могательной школе. — М.; Л., 1973.
5. Соботович Е. Ф., Гопичен ко Е. М. Фонетические ошибки в письме умственно отсталых учащихся младших классов // Нарушения речи и голоса у детей и взрослых. — М., 1979.
6. Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. — М., 1977.
7. Рубинштейне. Я. Психология умственно отсталых школьников. — М., 1979.
ГЛАВА 18. ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ
Детский церебральный паралич — заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. При детском церебральном параличе имеет место раннее органическое поражение двигательных и речедвигательных систем мозга. Причины этих нарушений могут быть разные: инфекционные заболевания, особенно вирусной этиологии, различные интоксикации и травмы во время беременности, хронические заболевания, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности крови др. Предрасполагающими условиями могут быть недоношенность и переношенность, а также генетические факторы.
В более редких случаях причинами детского церебрального паралича может быть акушерский травматизм в результате нарушений родовой деятельности у матери, затяжные роды с обвитием пуповины вокруг шейки, что приводит к недостатку кислорода в центральной нервной системе ребенка и повреждению в связи с этим нервных клеток головного мозга.
Л а данилова дцп биография
40. ДанилЪва Л. А. Особенности нарушений ряда форм познавательной деятельности и пути их преодоления у детей с врожденным церебральным параличом: Автореф. канд. дис. Л., 1969.
41. Данилова Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. Л., 1977.
42. Джидаръян И. А. Категория активности и ее место в системе психологического знания/В кн. Категории материалистической диалектики в психологии. М., 1988. С. 5689.
43. Дети с нарушением общения: Сб. статей/Под, ред. К. С. Лебединской. 1989.
44. Журба Л. Г., Мастюкова Е. М. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни. М., 1981.
45. Завьялов В. Ю. Музыкальная релаксационная терапия: Практическое руководство. Новосибирск, 1995.
46. Занков Л. В. Психология умственно отсталого ребенка. М., 1939.
47. Запорожец А. В.. Неверовиг Я. 3. К вопросу о генезисе функций и структуре эмоциональных процессов у ребенка//Вопросы психологии. 1974, № 6.
48. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В 2 т. М., 1986. Т. 1. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М., 1982. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. М., 1986.
49. Защепицкий Р. А. Симптоматическая и патогенетическая системы психотерапии и психокоррекции/Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983.
50. Зейгарник Б. В. Патопсихология. МГУ, 1976.
51. Ипполитова М. В. К вопросу о преодолении пространственновременных нарушений у детей с церебральным параличом//Специальная школа, 1967. № 3.
52. Ипполитова М. В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е. М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. М., 1993.