л а венгер биография
Венгер Л.А.. Книги онлайн
Научная биография Леонида Абрамовича началась еще в студенческие годы под руководством А.В. Запорожца. Большую часть всех научных работ А.В. Венгер выполнил в Институте дошкольного воспитания АПН СССР, где с 1968 г. он возглавлял лабораторию психологии детей дошкольного возраста.
В конце 60-х гг. под руководством Л.А. Венгера началось изучение вопросов диагностики умственного развития детей. Результаты этой работы, представленные в сборнике «Диагностика умственного развития дошкольников» (1978), явились принципиально новым словом в изучении этой проблемы. Теория развития способностей стала естественной основой для изучения проблемы умственной одаренности в дошкольном детстве, которой Л.А. Венгер занимался в последние годы жизни.
Леонид Абрамович был не только ученым-исследователем, но и создателем целой научной школы. В русле его идей выполнен ряд докторских диссертаций под его руководством защищено около 50 кандидатских.
Обладая редким талантом оратора и лектора, Л.А. Венгер блестяще выступал с лекциями в нашей стране и за рубежом. В течение многих лет его с восторгом слушали студенты МПГУ им. В. И. Ленина, где он вырастил не одно поколение дошкольных работников.
Книги (2)
В последние годы у нас стало принято очень серьезно заботиться о раннем развитии детей.
Вот только забота эта подчас оборачивается своей противоположностью. В дошкольном возрасте важно развивать способности ребенка, а не снабжать его знаниями, которые он успеет приобрести позднее. Не запасом знаний, а умением их приобретать и использовать определяется успешность и школьного обучения, и всей последующей деятельности человека.
Книга Л.А. Венгера, одного из ведущих отечественных психологов, под руководством которого были разработаны программы дошкольного воспитания «Развитие» и «Одаренный ребенок», — это увлекательный рассказ о том, как развить детское мышление, сообразительность, память, внимание, воображение.
В монографии представлен ряд психолого-педагогических экспериментальных исследований, посвященных формированию у детей дошкольного возраста отдельных сенсорных способностей в области музыкальной и изобразительной деятельности (чувства ритма, оценки перспективных изменений величины и формы предметов и т.д.).
На основе полученного материала в ней обсуждаются некоторые теоретические вопросы проблемы способностей.
Л а венгер биография
Инструментарий
Программы обучения
ВЕБИНАР: Психолог государственного учреждения: с чего начать и как грамотно организовать свою деятельность?
ВЕБИНАР: Программа социально-психологического сопровождения воспитанников детского дома
ВЕБИНАР: Счастливы в браке или, Как сохранить отношения на долгие годы
Скоро
Всероссийская конференция с международным участием «Альянс психологии, психотерапии и фармакотерапии. Наука и реальный мир в лечении психических расстройств»
Круглый стол «О жизни Ученого, Психолога, Учителя и Человека — к 100-летию со дня рождения Льва Ильича Уманского»
VII Международная научно-практическая конференция «Психологическое здоровье личности: теория и практика»
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»
V Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»
Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»
Съезд дошкольных и школьных психологов в области образования
Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»
Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»
Кандидат педагогических наук, доктор психологических наук, профессор.
Заведующий лабораторией психологии детей дошкольного возраста Института дошкольного воспитания АПН СССР.
С 17 лет участвовал в Великой Отечественной войне. Был ранен, награждён медалями.
В 1951 г. окончил психологическое отделение философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
Преподавал психологию, логику и литературу в школе г. Ленинабада.
В 1951-1960 гг. работал преподавателем Учительского института в г. Ленинабад.
В 1960 г. работал в Институте дошкольного воспитания АПН СССР, с 1968 г. возглавлял лабораторию психологии детей дошкольного возраста. Основатель Детского центра при Институте дошкольного образования РАО.
С 1972 г. преподавал в Московском государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина.
Читал курсы лекций на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
Еще в студенческие годы Венгер начал исследование развития восприятия под руководством А.В. Запорожца.
Совместно с сотрудниками Л.А. Венгер разработал диагностическую систему, позволяющую выявлять уровень сформированности различных видов перцептивных и интеллектуальных действий, складывающихся на протяжении дошкольного возраста. В настоящее время эта система широко используется не только в России, но и в других странах мира.
Автор теории формирования сенсорных и интеллектуальных познавательных способностей, на основе которой была разработана система умственного воспитания дошкольников. Основным методом формирования познавательных способностей служит обучение детей умению представлять себе различные объекты и явления в виде моделей, то есть в обобщенной и схематизированной форме. Это обучение проводится в форме специфичных для дошкольного возраста «моделирующих» видов деятельности: игры, рисования, конструирования и т.п.
Исследовал вопрос соотношения в развитии ребенка образных форм познания с речью, с овладением языком.
Изучал феномен детской одаренности.
Под руководством Л.А. Венгера созданы программы умственного воспитания «Развитие» и «Одаренный ребёнок», использующиеся в детских садах многих городов России.
Автор серии книг для родителей «Домашняя школа мышления» (1982-1985 гг.), позволяющей развивать способности детей в условиях семейного воспитания.
Под руководством Л.А. Венгера защищено 48 кандидатских диссертаций.
Основные публикации:
Венгер, Леонид Абрамович
Леонид Абрамович Венгер (26 мая 1925, Харьков — 17 июня 1992, Москва) — советский психолог. Кандидат педагогических наук, доктор психологических наук (1968), профессор.
Биография
Леонид Абрамович Венгер родился 26 мая 1925 года в Харькове. Родной брат А. А. Катаевой-Венгер.
Л. А. Венгер с 17 лет участвовал в Великой Отечественной войне. Был ранен, награждён медалями. После войны окончил психологическое отделение философского факультета МГУ (1951). По распределению направлен в город Ленинабад Таджикской ССР (ныне Худжанд, Республика Таджикистан). Преподавал психологию, логику и литературу в школе, затем работал в Учительском институте. Заведовал кафедрой педагогики и психологии Ленинабадского педагогического института (1957—1960). Все это время Л. А. Венгер поддерживал тесные контакты со своими университетскими учителями: А. Р. Лурией, А. Н. Леонтьевым и, прежде всего, А. В. Запорожцем, под руководством которого защитил кандидатскую диссертацию «Восприятие отношений (на материале исследования иллюзий тяжести и величины)» (1955).
В 1960 году переехал в Москву и до конца жизни работал в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, созданном А. В. Запорожцем. В 1968 году защитил докторскую диссертацию «Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте». С того же года возглавлял лабораторию психологии детей дошкольного возраста, в которой собрал своих учеников и единомышленников. Все его последующие исследования проводились при их поддержке и активном участии. С 1972 года — профессор МГПИ им. В. И. Ленина, читал курс лекций на факультете психологии МГУ.
Сын Александр (род. 1949) — психолог, профессор МГППУ.
Скончался 17 июня 1992 года. Похоронен в Москве на Донском кладбище.
Научная деятельность
Ранние исследования Л. А. Венгера, основанные на идеях его учителя А. В. Запорожца, посвящены изучению восприятия, начиная с его развития в младенчестве и до взрослого возраста [2], [3]. Эти исследования легли в основу докторской диссертации «Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте» (1968).
Следующим направлением исследований Л. А. Венгера и возглавляемой им лаборатории стало создание первой отечественной системы тестов для дошкольников, тщательно стандартизированной на репрезентативной выборке. Её специфика определяется опорой на концепцию Л. С. Выготского, в соответствии с которой в качестве показателя умственного развития рассматривается степень овладения культурно-исторически выработанными психологическими средствами [4].
Значительным научным достижением Л. А. Венгера стала разработанная им теория формирования познавательных способностей (сенсорных и интеллектуальных). Согласно ей, в основе познавательных способностей лежит оперирование обобщенными образами (сенсорными эталонами и наглядными моделями), отражающими связи и отношения между объектами. Оно формируется благодаря специфичным для дошкольного возраста «моделирующим» видам деятельности: игре, конструированию, рисованию, лепке, аппликации [5].
Под руководством Л. А. Венгера созданы программы умственного воспитания «Развитие» и «Одаренный ребёнок», использующиеся в детских садах многих городов России. Специфика этих программ состоит в обучении дошкольников использованию и самостоятельному построению разнообразных схем, чертежей, планов и т. п. Благодаря этому у детей формируются соответствующие образные представления, которыми они могут оперировать «в уме». Таким образом осуществляется целенаправленное руководство развитием познавательных способностей. Многие задания из этих программ адаптированы для применения в дошкольных учреждениях других стран (США, Англии, Испании) [6], [7], [8].
В русле научной школы Л. А. Венгера выполнено несколько докторских диссертаций, под его непосредственным руководством защищено 48 кандидатских диссертаций. Он широко известен за рубежом, его работы переведены на немецкий, английский, испанский, португальский, чешский и японский языки. Л. А. Венгер внес большой вклад в развитие кубинской психологии [9] (в течение года он жил и работал на Кубе, а в дальнейшем продолжал научное руководство работами кубинских психологов).
Основные труды
Монографии
Статьи
Л а венгер биография
Полное имя: | Леонид Абрамович Венгер |
---|---|
Дата рождения: | 26 мая 1925 |
Дата смерти: | 17 июня 1992 |
Полных лет: | 67 лет |
Род деятельности: | УЧЁНЫЙ |
Биография:
Леонид Абрамович Венгер родился 26 мая 1925 года в Харькове. Родной брат А. А. Катаевой-Венгер.Л. А. Венгер с 17 лет участвовал в Великой Отечественной войне. Был ранен, награждён медалями. После войны окончил психологическое отделение философского факультета МГУ (1951). По распределению направлен в город Ленинабад Таджикской ССР (ныне Худжанд, Республика Таджикистан). Преподавал психологию, логику и литературу в школе, затем работал в Учительском институте. Заведовал кафедрой педагогики и психологии Ленинабадского педагогического института (1957—1960). Все это время Л. А. Венгер поддерживал тесные контакты со своими университетскими учителями: А. Р. Лурией, А. Н. Леонтьевым и, прежде всего, А. В. Запорожцем, под руководством которого защитил кандидатскую диссертацию «Восприятие отношений (на материале исследования иллюзий тяжести и величины)» (1955).
В 1960 году переехал в Москву и до конца жизни работал в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, созданном А. В. Запорожцем.
С того же года возглавлял лабораторию психологии детей дошкольного возраста, в которой собрал своих учеников и единомышленников. Все его последующие исследования проводились при их поддержке и активном участии.
В русле научной школы Л. А. Венгера выполнено несколько докторских диссертаций, под его непосредственным руководством защищено 48 кандидатских диссертаций.
Он широко известен за рубежом, его работы переведены на немецкий, английский, испанский, португальский, чешский и японский языки. Л. А. Венгер внес большой вклад в развитие кубинской психологии (в течение года он жил и работал на Кубе, а в дальнейшем продолжал научное руководство работами кубинских психологов).
Венгер Леонид Абрамович
Выдающийся детский психолог с мировым именем. Вся научная жизнь Леонида Абрамовича была посвящена изучению психологических проблем в области восприятия, познавательных способностей, диагностики умственного развития.
Л.А. Венгер родился 26 мая 1925 года. Его юность совпала с трудными предвоенными и военными годами, которые тяжело отразились на его судьбе.
Научная биография Леонида Абрамовича началась еще в студенческие годы под руководством А.В. Запорожца. Большую часть всех научных работ А.В. Венгер выполнил в Институте дошкольного воспитания АПН СССР, где с 1968 г. он возглавлял лабораторию психологии детей дошкольного возраста.
В конце 60-х гг. под руководством Л.А. Венгера началось изучение вопросов диагностики умственного развития детей. Результаты этой работы, представленные в сборнике «Диагностика умственного развития дошкольников» (1978), явились принципиально новым словом в изучении этой проблемы. Эти исследования дали возможность уже в 80-е гг. перейти к созданию теории и практики развития познавательных способностей ребенка. Л.А. Венгер опирался на положение Л.С. Выготского об опосредованном характере высших психических функций. Им была выдвинута и подтверждена в лонгитюдных экспериментах оригинальная гипотеза о наглядном моделировании как основной форме опосредствования мыслительной деятельности ребенка-дошкольника. Результаты этой работы, отраженные в сборнике «Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания» (1986), сделали возможным создание целостных программ умственного развития детей, развивающих игр и занятий («Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста», 1989).
Теория развития способностей стала естественной основой для изучения проблемы умственной одаренности в дошкольном детстве, которой Л.А. Венгер занимался в последние годы жизни.
Леонид Абрамович был не только ученым-исследователем, но и создателем целой научной школы. В русле его идей выполнен ряд докторских диссертаций под его руководством защищено около 50 кандидатских.
Л.А. Венгер постоянно представлял достижения нашей науки за рубежом, был организатором и участником многих международных психологических конференций.
Обладая редким талантом оратора и лектора, Л.А. Венгер блестяще выступал с лекциями в нашей стране и за рубежом. В течение многих лет его с восторгом слушали студенты МПГУ им. В. И. Ленина, где он вырастил не одно поколение дошкольных работников.
Леонид Абрамович был не только выдающимся ученым, но и разносторонне одаренным человеком: писал замечательные стихи и сценарии, играл в спектаклях. Он был обаятельным и великодушным человеком, который щедро и бескорыстно отдавал богатства своей души людям.
Фабрика детской игрушки выпускает конструкторы, разработанные по методики Л.А. Венгера «Развитие»