л гриценко актриса биография
Лилия Гриценко
фотографии >>
биография
Гриценко Лилия Олимпиевна
11 [24] декабря 1917, Горловка, Бахмутский уезд, Екатеринославская губерния, УНР — 9 января 1989, Москва, РСФСР, СССР.
Заслуженная артистка РСФСР (3.06.1954).
Народная артистка РСФСР (25.04.1957).
Сестра народного артиста СССР Николая Гриценко (1912-1979).
По личному признанию актрисы, она никогда не мечтала играть на сцене. Окончив школу, решила поступать в Киевский архитектурный институт, но судьба распорядилась иначе.
В 1935 году приняла участие во Всесоюзной олимпиаде художественной самодеятельности в городе Сталино (ныне – Донецк), а затем – в Днепропетровске, где заняла первое место. Комиссия направила её в Москву, в студию Большого театра, где она училась по классу Е. К. Катульской. Но в 1937 году Гриценко решила поступать в Оперно-драматическую студию имени Станиславского, которую окончила по классу А. В. Неждановой в 1941 году и осталась там работать в качестве актрисы (с 1948 года – драматический театр им. Станиславского, в котором проработала до 1957 года).
В 1940-е годы о ней писали: «Лилия Гриценко обладает драгоценным даром — сочетанием яркого таланта драматической актрисы, обаятельной манеры пения, высокой музыкальности и тонкого чувства стиля». Как оперная певица (лирическое сопрано) на сцене Студии исполняла партии Чио-Чио-сан, Иоланты, Параси («Сорочинская ярмарка»).
Музыкальность и поэтическая проникновенность дарования Гриценко принесли успех и признание. Юные героини Лилии Гриценко излучали чистоту полудетских, полудевических чувств, музыка помогала окрепнуть характеру многих её героинь. С успехом играла она там героинь и характерные роли.
С 1958 по 1960 годы состояла в штате Всесоюзного гастрольно-концертного объединения (ВГКО).
С 1960 года актриса работала в Московском драматическом театра имени А.С. Пушкина. Одной из её примечательных и своеобразных ролей 1960-х годов была Тереза («День рождения Терезы» Георгия Мдивани).
Как режиссёр Лилия Гриценко поставила спектакль «Метель» Леонида Леонова, где сыграла роль Катерины.
С 1945 года актриса много снималась в кино; первая роль — Оксана в экранизации оперы П. И. Чайковского «Черевички»). С тонким лиризмом, большой теплотой и проникновенностью сыграла певицу Забелу-Врубель («Римский-Корсаков», 1953). Выступала на эстраде как камерная певица.
Похоронена на Новодевичьем кладбище рядом с братом.
Театр имени А. С. Пушкина
«День рождения Терезы» — Тереза
«Романьола» — Доменика
«Изгнание блудного беса» — Мирра Михайловна
«Деревья умирают стоя» — бабушка
«Консул Берник» — Бетти Берник
«Повесть о спасённой любви» — Наташа
«Метель» — Катерина (и режиссер)
«Недоросль» — Простакова
«Без вины виноватые» — Галчиха
«Дети солнца» — Антоновна
Лилия Гриценко
Лилия Гриценко родилась 11 (24 по новому стилю) декабря 1917 года в Горловке (ныне Донецкая область) в семье железнодорожника.
С 1925 года семья проживала на станции Ясиноватая, а с 1930 года в Макеевку.
С ранних лет занималась музыкой и вокалом, активно участвовала в самодеятельности, посещала художественный кружок. Интересно, что несмотря на свои вокальный и актерский таланты, поначалу Лилия мечтала о карьере архитертора и готовилась поступать в Киевский архитектурный институт. Но в 1935 году она приняла участие во Всесоюзной олимпиаде художественной самодеятельности сначала в Сталино (ныне Донецк), а затем в Днепропетровске, где заняла первое место. После этого её пригласили в Москву в оперную студию при Большом театре СССР, где она училась в классе Е. К. Катульской.
В 1937 году Лилия перешла в оперно-драматическую студию имени Станиславского, училась в классе А. В. Неждановой, окончила в 1941 году.
Работы Лилии Гриценко в Театре им. К. С. Станиславского:
В 1958-1960 годах состояла в штате Всесоюзного гастрольно-концертного объединения.
В 1960-1988 годах служила в Московском театре им. Пушкина.
Работы Лилии Гриценко в Театре им. Пушкина:
Лилия Гриценко в фильме «Черевички»
Лилия Гриценко в фильме «Прощай, Америка!»
Звёздной ролью Лилии Гриценко стала Наталья Сергеевна в комедии 1954 года «Верные друзья» режиссера Михаила Калатозова.
Лилия Гриценко в фильме «Верные друзья»
Одной из самых известных работ актрисы в кино стала роль тети Фарятьева в мелодраме «Фантазии Фарятьева» по мотивам одноименной пьесы Аллы Соколовой. Главные роли в ленте исполнили Андрей Миронов и Марина Неёлова.
Лилия Гриценко в фильме «Фантазии Фарятьева»
Позже снялась в картинах «Частная жизнь» (Марья Андреевна), «Долгая дорога к себе» (Елена Владимировна), «Парад планет» (Анна Васильевна), «Пять минут страха» (Зинаида Васильевна Брошкина), «Рядом с вами» (Элеонора Савицкая), «Работа над ошибками» (Марья Сергеевна).
Лилия Гриценко в фильме «Парад планет»
Лилия Гриценко в фильме «Рядом с вами»
Участвовала в озвучивании мультфильмов и радиопередач. Лилия Гриценко много выступала как профессиональная певица (лирическое сопрано) с программами русской классики, романсов и произведений современных авторов. Ей принадлежит немалая заслуга в возрождении на эстраде старинного романса.
В сентябре 1988 года ушла из театра на пенсию.
Умерла 9 января 1989 года, похоронена на Новодевичьем кладбище рядом со своим братом Николаем Гриценко.
Личная жизнь Лилии Гриценко:
Лилия Гриценко и Борис Равенских
Брак с Равенских распался, когда актриса влюбилась в актера Александра Шворина (известен по роли Марка в фильме «Летят журавли»). Он был на 14 лет младше ее. Ради него актриса бросила мужа и ушла из театра им. К. С. Станиславского.
С Александром Швориным она прожила 13 лет, но семью создать не получилось. В конце концов Шворин ушел от нее к молоденькой актрисе.
Лилия Гриценко и Александр Шворин
Фильмография Лилии Гриценко:
Озвучивание Лилии Гриценко:
Вокал Лилии Гриценко:
Награды и звания Лилии Гриценко:
— Заслуженная артистка РСФСР (3.06.1954);
— Народная артистка РСФСР (25.04.1957);
— Орден «Знак Почёта» (1967).
Лилия Гриценко
фотографии >>
биография
Гриценко Лилия Олимпиевна
11 [24] декабря 1917, Горловка, Бахмутский уезд, Екатеринославская губерния, УНР — 9 января 1989, Москва, РСФСР, СССР.
Заслуженная артистка РСФСР (3.06.1954).
Народная артистка РСФСР (25.04.1957).
Сестра народного артиста СССР Николая Гриценко (1912-1979).
По личному признанию актрисы, она никогда не мечтала играть на сцене. Окончив школу, решила поступать в Киевский архитектурный институт, но судьба распорядилась иначе.
В 1935 году приняла участие во Всесоюзной олимпиаде художественной самодеятельности в городе Сталино (ныне – Донецк), а затем – в Днепропетровске, где заняла первое место. Комиссия направила её в Москву, в студию Большого театра, где она училась по классу Е. К. Катульской. Но в 1937 году Гриценко решила поступать в Оперно-драматическую студию имени Станиславского, которую окончила по классу А. В. Неждановой в 1941 году и осталась там работать в качестве актрисы (с 1948 года – драматический театр им. Станиславского, в котором проработала до 1957 года).
В 1940-е годы о ней писали: «Лилия Гриценко обладает драгоценным даром — сочетанием яркого таланта драматической актрисы, обаятельной манеры пения, высокой музыкальности и тонкого чувства стиля». Как оперная певица (лирическое сопрано) на сцене Студии исполняла партии Чио-Чио-сан, Иоланты, Параси («Сорочинская ярмарка»).
Музыкальность и поэтическая проникновенность дарования Гриценко принесли успех и признание. Юные героини Лилии Гриценко излучали чистоту полудетских, полудевических чувств, музыка помогала окрепнуть характеру многих её героинь. С успехом играла она там героинь и характерные роли.
С 1958 по 1960 годы состояла в штате Всесоюзного гастрольно-концертного объединения (ВГКО).
С 1960 года актриса работала в Московском драматическом театра имени А.С. Пушкина. Одной из её примечательных и своеобразных ролей 1960-х годов была Тереза («День рождения Терезы» Георгия Мдивани).
Как режиссёр Лилия Гриценко поставила спектакль «Метель» Леонида Леонова, где сыграла роль Катерины.
С 1945 года актриса много снималась в кино; первая роль — Оксана в экранизации оперы П. И. Чайковского «Черевички»). С тонким лиризмом, большой теплотой и проникновенностью сыграла певицу Забелу-Врубель («Римский-Корсаков», 1953). Выступала на эстраде как камерная певица.
Похоронена на Новодевичьем кладбище рядом с братом.
Театр имени А. С. Пушкина
«День рождения Терезы» — Тереза
«Романьола» — Доменика
«Изгнание блудного беса» — Мирра Михайловна
«Деревья умирают стоя» — бабушка
«Консул Берник» — Бетти Берник
«Повесть о спасённой любви» — Наташа
«Метель» — Катерина (и режиссер)
«Недоросль» — Простакова
«Без вины виноватые» — Галчиха
«Дети солнца» — Антоновна
Лилия Гриценко
фотографии >>
биография
Гриценко Лилия Олимпиевна
11 [24] декабря 1917, Горловка, Бахмутский уезд, Екатеринославская губерния, УНР — 9 января 1989, Москва, РСФСР, СССР.
Заслуженная артистка РСФСР (3.06.1954).
Народная артистка РСФСР (25.04.1957).
Сестра народного артиста СССР Николая Гриценко (1912-1979).
По личному признанию актрисы, она никогда не мечтала играть на сцене. Окончив школу, решила поступать в Киевский архитектурный институт, но судьба распорядилась иначе.
В 1935 году приняла участие во Всесоюзной олимпиаде художественной самодеятельности в городе Сталино (ныне – Донецк), а затем – в Днепропетровске, где заняла первое место. Комиссия направила её в Москву, в студию Большого театра, где она училась по классу Е. К. Катульской. Но в 1937 году Гриценко решила поступать в Оперно-драматическую студию имени Станиславского, которую окончила по классу А. В. Неждановой в 1941 году и осталась там работать в качестве актрисы (с 1948 года – драматический театр им. Станиславского, в котором проработала до 1957 года).
В 1940-е годы о ней писали: «Лилия Гриценко обладает драгоценным даром — сочетанием яркого таланта драматической актрисы, обаятельной манеры пения, высокой музыкальности и тонкого чувства стиля». Как оперная певица (лирическое сопрано) на сцене Студии исполняла партии Чио-Чио-сан, Иоланты, Параси («Сорочинская ярмарка»).
Музыкальность и поэтическая проникновенность дарования Гриценко принесли успех и признание. Юные героини Лилии Гриценко излучали чистоту полудетских, полудевических чувств, музыка помогала окрепнуть характеру многих её героинь. С успехом играла она там героинь и характерные роли.
С 1958 по 1960 годы состояла в штате Всесоюзного гастрольно-концертного объединения (ВГКО).
С 1960 года актриса работала в Московском драматическом театра имени А.С. Пушкина. Одной из её примечательных и своеобразных ролей 1960-х годов была Тереза («День рождения Терезы» Георгия Мдивани).
Как режиссёр Лилия Гриценко поставила спектакль «Метель» Леонида Леонова, где сыграла роль Катерины.
С 1945 года актриса много снималась в кино; первая роль — Оксана в экранизации оперы П. И. Чайковского «Черевички»). С тонким лиризмом, большой теплотой и проникновенностью сыграла певицу Забелу-Врубель («Римский-Корсаков», 1953). Выступала на эстраде как камерная певица.
Похоронена на Новодевичьем кладбище рядом с братом.
Театр имени А. С. Пушкина
«День рождения Терезы» — Тереза
«Романьола» — Доменика
«Изгнание блудного беса» — Мирра Михайловна
«Деревья умирают стоя» — бабушка
«Консул Берник» — Бетти Берник
«Повесть о спасённой любви» — Наташа
«Метель» — Катерина (и режиссер)
«Недоросль» — Простакова
«Без вины виноватые» — Галчиха
«Дети солнца» — Антоновна
Лилия Гриценко
Биография
В молодости советская актриса Лилия Гриценко была звездой сцены и первой красавицей в кино. Но с приходом старости она столкнулась с проблемой невостребованности. Исполнительница ролей вынуждена была доживать последние месяцы в пустой квартире.
Детство и юность
Лилия Олимпиевна Гриценко появилась на свет 11 (24) декабря 1917 года в Донецкой области. Семья артистки успела пожить в Горловке, в Ясиноватой и в Макеевке, ведь ее отец был востребованным инженером. Мать знаменитости обладала кулинарным талантом, работала поваром в ресторане.
Лилия Гриценко в молодости (кадр из фильма «Прощай, Америка!»)
Уже в ранние годы девочка демонстрировала способности к творчеству, хорошо пела и рисовала. Она стала победительницей конкурсов самодеятельности сперва в Донецке, а затем в Днепропетровске, после чего ее отправили на обучение в Москву. Но одним талантом семья не ограничилась: брат Лилии Николай Гриценко тоже стал актером, звездой советского кино.
Личная жизнь
Со своим мужем — режиссером Борисом Равенских — артистка познакомилась незадолго до образования театра имени Константина Станиславского. Девушка сыграла главную роль в спектакле будущего избранника и вскоре получила статус его музы, а затем и жены.
Борис позаботился о том, чтобы карьера Лилии пошла в гору, сделал ее звездой своих постановок и фильмов. Но взамен актриса должна была терпеть непростой характер супруга, который мог накричать на нее при коллегах и даже поднимал руку.
По воспоминаниям современников, Гриценко боготворила Бориса. Она следовала за ним словно тень и готова была часами тихонько ждать в уголке, пока он общается с поклонниками. Но Равенских не ценил преданность супруги и вскоре увлекся молодой актрисой Верой Васильевой. К тому же Лилия была бесплодной и не могла подарить мужу наследника.
Лилия Гриценко и Александр Шворин (кадры из фильмов «Парад планет» и «Законный брак»)
Из-за измен Бориса чувства женщины начали угасать, и в этот тяжелый период ее биографии в труппу пришел работать Александр Шворин, который легко покорил сердце артистки. Их не смутил даже тот факт, что Гриценко была на 14 лет старше молодого возлюбленного. Ради него она подала на развод с Равенских и ушла из театра Станиславского.
Следующие годы женщина прожила в гражданском браке с Александром. Но счастье оказалось недолгим, и совместная жизнь закончилась предательством избранника. В этот период Лилия осталась одна — брошенная и забытая, без детей и родных.
Но неожиданно ей протянул руку помощи Равенских, пригласивший работать в театр имени Александра Пушкина. Это словно вернуло звезде смысл существования, а вот наладить личную жизнь артистка так и не смогла, хоть у нее и был непродолжительный роман с пианистом Максимом Кузнецом.
Театр и фильмы
На сцене театра имени Станиславского, с которого началась актерская карьера Гриценко, она успела сыграть яркие роли в пьесах «Маскарад», «Отцы и дети», «Грибоедов», «Чайка», поражая зрителей проникновенностью, искренностью и чистотой исполнения.
Лилия Гриценко в фильме «Верные друзья»
Дебют артистки в кино начался с главной роли. В картине «Черевички» она воплотила образ красавицы Оксаны. После этого фильмография Лилии пополнилась такими проектами, как «Белинский», «Прощай, Америка!» и «Римский-Корсаков», но звездную славу ей принес образ Натальи Калининой в фильме «Верные друзья».
После перехода в театр Пушкина Гриценко тоже не осталась без внимания. Хоть музой главного режиссера на тот момент и была Тамара Лякина, Равенских не оставил бывшую супругу без ролей. Женщина блистала в постановках «Романьола», «Консул Берник» и «Метель», срывая овации публики.
В кино исполнительница тоже долго сохраняла статус любимицы зрителей и режиссеров. Поклонников восхищало ее умение вжиться в образ, эмоциональность, трогательность и женственность, которая заставляла сопереживать всем ее героиням. Актриса играла центральных персонажей в фильмах «Шофер поневоле», «Веселые Жабокричи» и «Фантазии Фарятьева».
Лилия Гриценко и брат Николай Гриценко (кадры из фильмов «Адрес вашего дома» и «Память сердца»)
Но в старости популярность исполнительницы пошла на спад. Если в кино ей еще удавалось играть главные роли, то в театре Лилии оставалось довольствоваться эпизодическими появлениями в спектаклях. А в 1988 году ее и вовсе отправили на пенсию.
Смерть
После ухода из театра актриса не прожила долго. Женщина не смогла смириться с потерей любимой работы. Она умерла в январе 1989 года, точная дата, как и причина смерти, неизвестна. Похоронили звезду советского кино на Новодевичьем кладбище рядом с могилой брата. В память о ней остались многочисленные фото, кинокартины и песни.