лабиринт история старой квартиры

Издательство «Самокат»
Серия «История старой квартиры»

Издательство «Самокат» — одно из первых независимых детских книжных издательств России. С 2003 года «Самокат» находит и издает для российских читателей детские и подростковые книги лучших авторов мира и открывает имена новых отечественных писателей и художников.

Среди книг, изданных «Самокатом» — лучшее, что можно найти в национальных литературах разных стран. Это переводы более, чем с 15 языков. Авторы многих текстов и иллюстраций — лауреаты престижнейших премий: медали Андерсена, мемориальной премии Астрид Линдгрен, Немецкой детской литературной премии. Это книги, которые созвучны современным детям, но при том не устаревают с годами. То, что можно считать современной классикой мирового детского чтения. Или то, что станет ей в скором времени. Книги Марии Парр, Роальда Даля, Мари-Од Мюрай, Ротраут Сузанны Бернер, Нины Дашевской, Юлии Яковлевой, Анны Десницкой, Екатерины Мурашовой и других авторов.

Задача издательства «Самокат» — с помощью книги наладить мосты между культурами и поколениями, создать пространтсво для размышления и общения родителя и ребенка. Мы издаем книги для тех, кто хочет говорить на важные темы, честно, искренне и интересно — и для детей, и для молодежи, и для взрослых.

За годы существования «Самокат» получил много наград в России и профессиональное признание на международном уровне. «Самокат» обладатель звания «Издатель года» премии «Ревизор» (2013) Номинант на звание «Лучшее детской издательство Европы» на Болонской книжной выставке (2018) Книги «Самоката» признавались «Лучшим книжным проектом года» жюри журнала «Книжная индустрия», («История старой квартиры», 2017), получали «Золотое яблоко» биеннале книжной иллюстрации в Братиславе (2017), неоднократно становились лучшими книгами года по признанию критиков и детских читательских жюри.

Источник

лабиринт история старой квартиры. Смотреть фото лабиринт история старой квартиры. Смотреть картинку лабиринт история старой квартиры. Картинка про лабиринт история старой квартиры. Фото лабиринт история старой квартиры

Блуждая по просторам книжных интернет-магазинов, я наткнулась на книгу «История старой квартиры» авторов Александры Литвиной и Ани Десницкой.

Почитав отзывы, которые были достаточно противоречивы, и посмотрев несколько иллюстраций на просторах всемирной паутины, первая мысль, посетившая меня, была «Ерунда какая-то». Но мне интересно многое из того, что связанно с веком прошлым (и, как-никак, я застала небольшой кусочек того времени), решила книгу всё-таки приобрести. Для себя.

Внешний вид и оформление.

Книга большого формата. Обложка матовая, из очень плотного качественного картона, поэтому погнуть будет проблематично. Страницы толстые, не просвечивают, прошиты блоками и склеены между собой.

Иллюстрации непосредственно самой квартиры яркие, но глаз не режут, хотя создаётся ощущение, что вся история с героями происходит в каком-то полу-мраке.

Одним словом, книгу приятно держать в руках, приятно перелистывать, но найти своё место сможет ни на каждой полке (из-за своего нестандартного размера).

Немного о содержании.

Впечатления.

Авторы рекомендуют книгу для детей 6+. Но вот так, купить не дешёвую и специфическую по своему наполнению книгу и с бухты-барахты знакомить с ней ребёнка. Ну не знаю. В любом случае, ребёнок должен быть подготовлен к изучению содержания, знать хотя бы мизер истории России: пусть по фильмам, урокам истории в школе, по рассказам бабушек/прабабушек, по ретро-фото из семейного альбома, иначе все события с героями будут восприниматься как выдумка Авторов, а то и вовсе вызвать неразбериху в голове. Посему не советую рассматривать издание в качестве а-ля «Пособие по истории России для дошкольников и учеников младших классов». Так же не спешите дарить книгу детям из знакомых Вам семей: их родителям может не понравиться метод подачи материала или же родители в принципе не согласны с ходом истории, мол, «историю переврали, всё было иначе».

А теперь полистаем книгу вместе.

*** На первом и последнем развороте мы видим коллаж из документов и фото из личного архива Авторов.

*** Далее идёт небольшое вступление.

*** Генеалогическое древо семьи Муромцевых (под каждым членом семьи можно увидеть номер страницы, на которых они появляются). Очень сложно с первого (да и со второго, и с третьего) прочтения выучить кто кому из семьи Муромцевых и остальных жильцов квартиры приходится, поэтому, изучая события той или иной исторической вехи, придётся постоянно перелистывать страницы в начало к генеалогическому древу, а это ни совсем удобно. Считаю, что лучше было бы сделать древо отдельным приложением-вкладышем.

*** Своеобразный план первозданного вида квартиры.

*** Затем следует череда событий, происходящих в России, которые затронут многие семьи, в т.ч. и семью наших героев. После иллюстрации к тому или иному году идёт пояснение к событию.

Источник

лабиринт история старой квартиры. Смотреть фото лабиринт история старой квартиры. Смотреть картинку лабиринт история старой квартиры. Картинка про лабиринт история старой квартиры. Фото лабиринт история старой квартиры

История старой квартиры унесет нас в 1902 г. и промчит по основным событиям ХХ века.

Это издание долго томилось у меня в закладка в ИМ Лабиринт. И дело даже не в том, что я ждала выгодное предложение, просто умом понимала, что ребенку она в данный момент не пригодится, а я могу и потерпеть. Но вот в Черную пятницу (+ небольшой сертификат) сделали свое дело и теперь я обладательница книги «История старой квартиры».

Оговорюсь сразу, что хоть я и родилась под закат СССР, но в силу любознательности многое знаю о былых временах, они у меня вызывают живой интерес. Именно, политизированность и скудность предоставленной информации не дают поставить книге 5 звезд.

Я живу в старом городе (первое упоминание 1146 г.), поэтому в нем очень много старинных построек и улиц. Проходя мимо таких зданий мне было всегда любопытно узнать как же складывалась судьба жильцов в царские времена, революционные и последующие. На примере рассматриваемой в данном отзыве книги можно немного пофантазировать и приподнять завесу.

Издательство Самокат представляет очень качественное издание размером:

В книге 56 плотных мелованных страниц, содержащих подробнейшие иллюстрации. Отчасти можно назвать её виммельбухом, так как страницы пестрят малюсенькими предметами интерьера, которые можно рассматривать бесконечно. Полная цена в ИМ Лабиринт 1334 руб. (со скидкой я приобрела его за 907 руб.), могу сказать, что цена для такого издания более чем адекватна.

Увеличенный формат книге не позволит ей разместиться на стандартной книжной полке!

Форзацы выполнены превосходно, это коллаж из старинных фотографий, писем, билетов и прочих бумажных мелочей. Все вместе выглядит очень атмосферно, перенося нас сразу на 100 лет назад.

История квартиры начинается в 1902 г., когда молодая семья Муромцевых въезжает в апартаменты вместе с прислугой. Приятно видеть, что у всех есть свои комнаты, у отца даже кабинет. Интересна обстановка и мелкие предметы быта.

За разворотом с изображением квартиры идет разворот с историческими фактами, относящиеся именно к данному временному промежутку. Хоть событий и много происходит в стране и мире, но тут даны только лишь крупицы. Так же есть задания на поиск предметов с основного разворота квартиры.

Можно заметить, что к нам обращаются каждый раз дети. Они рассказывают, что произошло и как они относятся к происходящим событиям. Не всегда дано изображение квартиры целиком, чаще это всего лишь часть. Именно это мне сразу бросилось в глаза и немного омрачило ожидания.

В конце книги даны сведения о соседях и известных личностях в рассматриваемый период времени. Ни для кого не является секретом, что во времена становления молодого СССР, семьи потесняли и превращали их шикарные квартиры в общежития. Таким образом, семья Муромцевых должна была довольствоваться одной комнатой, а в других видеть совершенно посторонних людей.

Я недавно писала отзыв о книге «Три девочки. История одной квартиры», вымысел или нет, но там соседи стали одной семьей и были дружны. Здесь же про отношения соседей и не упоминается, все всегда сидят по своим комнатам, что не добавляет оптимизма и не приукрашивает действительность. Упоминается, что хозяйки часто скандалят на кухне. Что и не мудрено, все то общее.

Многие исторические факты даны достаточно скупо, подтверждается это вырезками из газет, которые не имеют ни начала, ни конца. Если человек достаточно подкован, то он ориентируется в событиях. А если нет, то понять все хитрости будет сложно.

Некоторые герои ведут политические разговоры и изъясняются очень жестко. Такое чтение точно детям не понравится.

Мне безусловно жаль было видеть, как изменила квартира за десятилетия. Какие уродливые перегородки там нагородили, как люди теснятся и испытывают дискомфорт.

Листая книгу я не получила, тех спокойных минут на которые рассчитывала, скорее досаду и разочарование за судьбы людей, в частности, семьи Муромцевых. Издание нельзя расценивать как энциклопедию, не нужно учить по ней истории детей, это просто качественное издание с очень достойным замыслом. Завершение книги более чем логично, раскрывать его я не буду, но скажу, что сама рассчитывала на другое.

Ребенок пока взял книгу в руки только 1 раз, посмотрел картинки и отложил. Знакомить с ней я пока сына не буду, но оставлю как наглядное пособие.

В любом случае, книга Вам принесет эстетическое удовольствие, если Вы давно себя ничем не радовали.

Источник

История в старой квартире

лабиринт история старой квартиры. Смотреть фото лабиринт история старой квартиры. Смотреть картинку лабиринт история старой квартиры. Картинка про лабиринт история старой квартиры. Фото лабиринт история старой квартиры

В 1972 году двенадцатилетний школьник Алексей Иванов, герой повести Евгении Русиновой, пишет письмо самому себе в будущее. Это письмо в 2021 году находит восьмилетний Лёлик, который с родителями въехал в большую квартиру — бывшую коммуналку. Вообще-то Лёлик жутко недоволен переездом, разлукой с друзьями и перспективой просидеть всё лето в городе среди ремонтных работ. Но деваться некуда: родители спешат сделать ремонт, потому что осенью должен родиться малыш. Лёлик чувствует себя обиженным и одиноким.

Но множество непонятных старых вещей, оставшихся от прежних хозяев, постепенно занимают его воображение. По совету папы Лёлик начинает исследовать старую квартиру. Исследование превращается в настоящее приключение. Современному ребёнку, как и герою повести — только что окончившему первый класс Лёлику, многое покажется странным в бывшей коммуналке. Например, огромная кухня с двумя плитами, чтобы хозяйки не ссорились во время готовки. Можно ещё вспомнить очереди в туалет по утрам. дежурства по коридору, когда каждая семья по очереди моет общее пространство… Но для Лёлика главное богатство квартиры — это сваленные в кладовку старые вещи. Вот по ним герой и начинает изучать историю второй половины ХХ века.

лабиринт история старой квартиры. Смотреть фото лабиринт история старой квартиры. Смотреть картинку лабиринт история старой квартиры. Картинка про лабиринт история старой квартиры. Фото лабиринт история старой квартиры

Письмо пишет двенадцатилетний подросток Алексей Иванов самому себе — была такая традиция в советские годы. В письме выразительно, живописно и по-ребячьи непосредственно описан быт коммунальной квартиры, в которой жило 16 человек, причем одна из семей — многодетная (четыре сестры, со старшей, Лилей, Алеша дружил). Жили все как одна семья. Но не только быт интересовал автора повести. В ней есть напряженная интрига. Алеша собирается отнести в школу старые папины чертежи — его класс активно участвует в сборе макулатуры. Но по дороге в школу обменивает макулатуру на книгу «Тимур и его команда», о которой мечтает девочка из параллельного класса, в которую влюблен Алеша. Он предвкушает, как подарит эту книгу ей на день рождения, но принципиальная Катя, узнав, что Алеша личные интересы поставил в приоритет перед коллективными, а его классу для первого места не хватило именно этих десяти килограммов, ссорится с мальчиком.

Вот такая драма разворачивается перед Лёликом, который затаив дыхание читает это письмо-исповедь. Он уже не думает о том, что всё это произошло полвека назад, и мечтает помирить Алешу и Катю. В крайнем случае — узнать, как сложилась их жизнь. Разговорившись во дворе с соседкой, он узнает, что это та самая Лиля, соседка Алеши. Получив от нее адрес Алексея Иванова, Лёлик устремляется к нему, благо это совсем близко. «Дедушка Алексей», как представляется тот Лёлику, с душевным трепетом читает свое детское письмо, и слезы текут по его лицу. «Как я мог забыть про это письмо? А ведь это так важно — помнить про себя, про свое детство… Каким ты был, о чем мечтал, во что верил… И потом по этим воспоминаниям сверять, как по компасу, всю свою жизнь». Он стал, как и мечтал, инженером. Но главное для него — семья. Та девочка, Катя, стала его женой — сбылась и эта мечта детства! История завершилась счастливо, Лёлик приобрел новых друзей, узнал много интересного о жизни полувековой давности, а главное — усвоил новые для себя, но вечные ценности. Главное в жизни — семья и друзья.

Современному юному читателю очень помогают воочию представить все описанное иллюстрации Екатерины Буслаевой. Вот интересное решение: на развороте слева — школьник двадцатых годов ХХI века, сидя на кухонном подоконнике, читает письмо из прошлого. А справа — мальчишка ХХ века на том же самом подоконнике сочиняет то самое письмо. Вид из окна практически один и тот же, только в прошлом веке во дворах еще сушили на веревках белье. А на картинке, изображающей наши дни, старинные дома во дворе выглядят поярче, отреставрированы, видимо. На крыше — большая белая антенна-тарелка. И люди одеты немного иначе. Девчонки в школьной форме с фартуками прыгают — играют в резиночку (72-й год). Курьер на электросамокате с большой квадратной сумкой-рюкзаком за плечами везет кому-то еду (ХХI век). И другие иллюстрации — крупные, красочные, подробные, отмеченные мягким юмором, помогают лучше представить, как жилось в те годы.
Завершается эта история тем, что Лёлик, как и Алексей Иванов пятьдесят лет назад, решает написать письмо самому себе. И ставит дату — 3 июля 2021 года.

Источник

История старой квартиры

Старый дом в тихом московском переулке, шесть пролетов наверх и дверь налево — и мы в старой московской квартире. Мы проведем в ней 100 лет, познакомимся с несколькими поколениями семьи, станем свидетелями встреч и расставаний, горя и счастья, потерь и надежд, какие пережили многие семьи в России. В истории простых обитателей старой московской квартиры отразилась история нашей страны в ХХ веке. Ее рассказали нам не только сами герои, но и их вещи: мебель и одежда, посуда и книги, игры и предметы быта. Ведь предметы несут в себе отпечаток времени, хранят память и следы эпохи, в которую они были созданы и служили. Они — свидетели той истории, о которой не пишут в учебниках, но которая очень важна для каждого из нас, истории наших семей, наших друзей, истории нас самих.

Написала книгу и собрала множество документов, архивных фотографий и артефактов эпохи Александра Литвина. Нарисовала точно и метко разные эпохи жизни нашей страны художник Анна Десницкая.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА — Российский Мемориал и Школьный конкурс «Человек в истории: Россия ХХ век».

ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ И КРИТИКОВ

Получилась книга, по которой можно изучать Россию ХХ века, а еще можно замирать в болезненном, как сердечный укол, упоении: вот такой же плед был и у моей бабушки. И мне так же затягивали бантики, когда отправляли в первый класс.

Энциклопедия русской жизни одного семейства в одной квартире на протяжении века, нарисованная в мельчайших подробностях, где каждый разворот — эпоха, поколение жителей, их разговоры, утварь, одежда. Слово и изображение здесь неразделимы. В отличие от своих западных прототипов (в основном иллюстрированных книг для детей таких издательств, как Usborne или Dorling Kindersley), это не только энциклопедия, но и своего рода роман, фамильная сага, семейный портрет в интерьере. Безупречная вербальная и визуальная стилистическая выверенность этой книги ставит ее в ряд большой литературы, при том что жанр ее определить непросто.

А ведь у нас нет музея Квартиры. И это просто очень жалко и очень глупо — потому что именно квартира, вмещающая поколения за поколением и меняющаяся вместе с ними,— это прямо-таки волшебный фонарь нашей истории и даже нашей цивилизации.

Эта книжка — такой вот волшебный фонарь. Это сравнение здесь подходит особенно, потому что волшебный фонарь — обычно развлечение детское. «История старой квартиры» и предназначена для детей, но лучше для детей и родителей, потому что тут многое надо досказывать, дообъяснять, проще говоря, это просто замечательный повод для разговора с ребенком на темы, которые обсуждать надо, но непонятно, с чего начать и какого тона держаться. А здесь и начало дано, и тон заявлен какой-то совершенно правильный — без нарочитого трагизма и без лишнего сюсюканья.

«Авторами книги движет самое ценное — любовь и сочувствие к человеку, и читатель, будь он даже слишком юн, чтобы узнать в героях свое прошлое, загорается этой любовью и этим сочувствием. И если возможен сейчас взгляд на недавнюю историю, который способен объединить, примирить и вернуть ощущение страны как общего дома с прошлым и будущим, то этот взгляд именно таков — сочувственный к человеку и внимательный к личной истории».

Интервью с автором и иллюстратором:

Обзор американского издания «Истории старой квартиры» на Kirkus Review

лабиринт история старой квартиры. Смотреть фото лабиринт история старой квартиры. Смотреть картинку лабиринт история старой квартиры. Картинка про лабиринт история старой квартиры. Фото лабиринт история старой квартиры

Александра Литвина окончила филфак МГУ и аспирантуру в ИМЛИ, потом работала в разных издательствах как редактор. Вместе с Екатериной Степаненко написала детский путеводитель для Государственного исторического музея и несколько исторических игровых книжек.

В 2015 году вышла первая совместная работа с художницей Аней Десницкой — книга «Метро на земле и под землёй». В 2017 году вышла книга «История старой квартиры» — книжка, которая открыла издательству «Самокат» окно в Европу. Права на издание купили в Германии, Франции, Китае и Америке.

Мне кажется, каждая познавательная детская книжка – как большая воронка. Чтобы вылилось несколько капель, влиться должно огромное количество материала: мыслей, фактов, чувств, эмоций. И как в каждой книге, не всегда можно все запрограммировать. Какой-то персонаж вдруг требует к себе внимания, или какая-то ситуация вдруг начинает раскручиваться.

В Истории старой квартиры много вопросов, но мы не стремились к тому, чтобы объяснять все явления, прописывать все мотивации. Есть такой подход, который я условно называю стилем довоенного журнала «Костер». Это и у некоторых писателей есть, у Гайдара, например. Он замечательный стилист, но часто у него получается так: «Она шла по улице и думала о самом главном». И он начинает пояснять, что же это – самое главное, самое правильное. Мы такую книжку не хотели. Мы хотели, чтобы ее могли читать самые разные родители, какие бы у них ни были взгляды и семейные истории. Понятно, что многие события, которые описаны в книге, имеют для каждой семьи свое значение. В каждой семье выберут свою позицию – как рассказывать детям о революции, как ‒ о войне, что именно рассказывать и вообще зачем.

лабиринт история старой квартиры. Смотреть фото лабиринт история старой квартиры. Смотреть картинку лабиринт история старой квартиры. Картинка про лабиринт история старой квартиры. Фото лабиринт история старой квартиры

Анна Десницкая — московская художница, иллюстратор, коллажист. Выпускница Московского государственного университета печати.

Десницкая проиллюстрировала несколько книг для детей, среди которых «Два трамвая» Осипа Мандельштама, «Инопланетяне у египтян» Эдуарда Шендеровича, «Что к чему» Вадима Фролова и «Посмотрите — я расту» Бориса Алмазова (все — издательство «Самокат») и «Метро на земле и под землей» (издательство «Пешком в историю»). Анна принимала участие в конкурсах авторской игрушки прикладного творчества. Проводит мастер-классы по изготовлению кукол и кукольных домиков для взрослых и детей.

Большой и важный проект Ани Десницкой — «История старой квартиры», созданная совместно с Александрой Литвиной. Всю историю XX века они показали глазами детей из вымышленной коммуналки на Чистых прудах.

В 2017 году Аня Десницкая участвовала в Международном биеннале иллюстраций в Братиславе (Bienále ilustrácií Bratislava) и завоевала «Золотое яблоко (GOLDEN APPLE BIB) — одну из важнейших наград для иллюстраторов со всего мира.

В преддверии Франкфуртской книжной выставки 2019 года «История старой квартиры» попала в очень избирательный и престижный каталог 100 лучших современных иллюстрированных книг мира, созданный Ассоциацией издателей качественной иллюстрированной книги DPICTUS.

Для нас с Аней истории в «Старой квартире» — очень личные, хотя мы почти не использовали напрямую наши семейные истории. Нам хочется, чтобы люди взяли в руки нашу книгу и нашли о чем поговорить с ребенком, пока он еще интересуется, а мама помнит и знает. «Бабушка была маленькой, дедушка был маленьким, и все совсем было по-другому». Разговор о прошлом сложный, но не обязательно сразу говорить о революции, Большом терроре или о войне. Конечно, были и есть темы, о которых родители не потому не говорят с детьми, что они политически неудобны, а потому что не могут говорить о них не то что без гнева и пристрастия, а вообще без внутренней боли, им это тяжело и невозможно.

Для меня было важным, что в книгу я могла вписать персонажей моей семьи, семейные вещи. Я всегда грущу об уходящем. Например, у нас есть квартира, в которой сейчас живет моя бабушка. Наша семья живет в ней с самой постройки дома. И я грущу, что сейчас эта квартира уже не та, что была в моем детстве. И какие-то кусочки оттуда, которые мне дороги, или, например, людей, я могла нарисовать в книге.

«Неправильно, когда ребенку дается задание «нарисуй в центре листа оранжевую белку с белым пузиком». Правильным, на мой взгляд, будет, если дети сперва посмотрят фотографии или картины, где изображены лес и белки, или вспомнят, как летом были в лесу и кормили белок, или прочитают рассказ про белку. А потом каждый пусть нарисует свою историю про белку и лес — и у кого-то белка будет большая и с белым пузом, посреди листа, а у кого-то маленькая и серая в углу».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *