В городе Лальске Кировской области есть бумажная фабрика. Была эта фабрика и в 19-м веке, только тогда Лальск входил в Великоустюгский уезд Вологодской губернии. Фабрика называлась «Наследники Сумкина». Тогда не было еще понятия бренд, но бренды существовали. Брендом была и бумага Сумкина. Я встречал в газетах 19-го века такую рекламу: «Дай табачку, а я на диво // бумагу Сумкина купил». Сумкинская фабрика выпускала не только писчую бумагу, но и бумагу курительную, которую очень ценили любители, и блокноты, и тетради и другие бумажные изделия. Высокое качество сумкинской бумаги объяснялось тем, что ее делали исключительно из тряпки, без всякой древесины. Тетя Варя рассказывала, что возы с тряпкой все время въезжали в ворота фабрики, тряпку собирали старьевщики по всей губернии и везли на фабрику.
Тряпку для фабрики собирали монахи Ульяновского Стефано-Троицкого монастыря и отправляли пароходом в Лальск, за что получали от фабрики высококачественную бумагу.
Сумкин Степан Семенович открыл свою фабрику в 1829 году в 3,5 верстах от города Лальска. К тому времени он был купцом 3-й гильдии. Умер он в 1839 году, став купцом 2-й гильдии.
Наследником фабрики стал Алексей Степанович Сумкин. (1802-67). К этому времени он был купцом первой гильдии.
У А.С. Сумкина была только одна дочь, Елизавета Алексеевна, которая вышла замуж за Егора Шестакова (1820-77). После смерти Сумкина он стал фактически главой фабрики. Дети, Екатерина Егоровна и Иннокентий Егорович, были еще малы.
Екатерина Егоровна вышла замуж в 1870 году за Сергея Михайловича Прянишникова, который работал на фабрике с 1858 года мастером по бумаге, а в 1870 он стал директором фабрики и до 1911 года продолжал урправлять фабрикой.
Прянишниковы были родом из Калужской губернии. Брат Сергея Михайловича, Илларион Михайлович Прянишников, был известным художником-передвижником. Временами он приезжал в Лальск. Известны его картины, написанные в Лальске: «Вид фабрики Сумкина», «Ярмарка в Лальске» и «Портрет брата».
Дом Прянишникова в Лальске сохранился до сих пор и является одной из местных достопримечательностей. Ныне в нем находится историко-краеведческий музей.
В 1877 году главой фабрики стал уже Иннокентий Егорович Шестаков.
На должность старшего мастера Шестаков пригласил из Вятки моего прадеда, Тугаринова Егора Александровича. По документам он числился Георгий, но сам себя всегда называл и писал: Егор Тухаринов и был прав, т.к. происходил из старинного вятского рода Тухариновых, упоминавшегося еще в переписи города Хлынова 1710 года. Среди Тухариновых были купцы, промышленники, искусные ремесленники.
Лальск – один из самых красивых деревень и городков России, в истории которого есть люди, навсегда оставившие память о себе в сердцах земляков, живущих на русском севере. Сергей Михайлович и Илларион Михайлович Прянишниковы – значимые личности, труды которых были направлены на улучшение родного края и создание прекрасного.
Екатерина
Я живу в прекрасном северном посёлке Лальск, который в 2020 году был включён в список самых красивых деревень и городков России. В его истории есть люди, навсегда оставившие память о себе.
Сергей Михайлович и Илларион Михайлович Прянишниковы – значимые личности, труды которых были направлены на улучшение жизни родного края и создание прекрасного. Благодарные потомки чтят их и верят в то, что память о них сохранится на многие годы.
История происхождения семьи Прянишниковых
Братья Прянишниковы родом из села Тимашево Боровского уезда Калужской губернии. Сергей Михайлович Прянишников родился в 1837 году, Илларион Михайлович – в 1840 году. Росли они в большой семье, в обстановке провинциального купеческого быта.
Александр Михайлович Прянишников, самый младший брат Сергея и Иллариона, 1845 года рождения, был одним из помощников директора Лальской бумажной фабрики. Он венчался с Ольгой Ивановной Ощепковой, дочерью лальского купца, в 1872 году. Потомки Александра жили в Лальске очень долго.
Когда-то на писчебумажной фабрике в Лальске были простые бумажные станки, на которых делали всё вручную. Но с появлением бумагоделательных машин Алексею Степановичу Сумкину, основателю бумажной фабрики, требовался опытный человек, который умело справлялся бы с новыми машинами.
Сергей Михайлович Прянишников получил хорошее домашнее образование, можно предположить, что оно было связано с бумажным производством. Он приехал в Лальск 1858 году по приглашению Алексея Степановича Сумкина и сразу поступил на службу бумажным мастером. Бумажные машины в то время имели большие недостатки, поэтому за ними нужно было тщательно следить. Бумага, сделанная под присмотром Сергея Михайловича, получалась отличного качества. Прянишников зарекомендовал себя человеком аккуратным, хорошо знающим и исполняющим свое дело. В 1960-е годы эта бумага заслужила грамоты и медали на международных выставках.
Сергей Михайлович сначала работал бумажным мастером, а потом Алексей Степанович Сумкин предложил ему стать директором фабрики (в наше время такие обязанности исполняет главный инженер). За должность директора он получал 5000 рублей серебром в год и ещё 900 серебром за службу бумажным мастером. По тем временам это были огромные деньги.
При Прянишникове появились новые сорта бумаги. Заказчики брали её охотно, бывало так, что фабрика не могла исполнить всех заказов. Увеличилась потребность рабочих рук, поэтому для лальского населения всегда находилась работа. Сергей Михайлович сам следил за изготовлением дорогостоящей продукции.
Прянишников женился на Екатерине Егоровне Шестаковой, внучке владельца фабрики, семнадцатилетней наследнице. У Екатерины и Сергея родились шестеро детей: Георгий и Михаил, Елизавета, Елена, Валентина, Сусанна.
Старший сын Георгий служил на фабрике помощником директора. После смерти отца в 1912 году был приглашён на службу в должность директора. После того, как фабрика была национализирована (в 1918 г.) Георгий Сергеевич Прянишников работал помощником зав. снабжением, потом кассиром. В 1926 г. уволился по состоянию здоровья. После этого года о его жизни ничего неизвестно.
Был еще у Сергея Михайловича крёстный сын, которого звали АхметРзаОглы, который был сослан в здешние места из-за некого преступления. При крещении в 1865 году получил имя Георгий, отчество и фамилию Сергея Прянишникова. Вскоре женился на дочери одного из лальских священников. Георгий был помощником Сергея Михайловича в разных делах при фабрике. Умер в 1904 году.
На 50-летие работы на фабрике Сергею Михайловичу был подарен альбом с обложкой из настоящей крокодиловой кожи. Там были представлены фотографии служащих фабрики, пароходов, цехов и бумажных машин.
Сергей Прянишников отдал фабрике почти всю свою жизнь (53 года). Он был опекуном и наставником Иннокентия Егоровича Шестакова, наследника хозяина Лальской бумажной фабрики. В последние два года Сергей Михайлович тяжело болел и умер в 1912. Надгробный памятник на могиле Прянишникова – одна из достопримечательностей лальского кладбищенского некрополя, на нем выбито благодарственное слово рабочих.
Сергей Михайлович Прянишников занимался только бумажным делом и посвятил ему всю свою жизнь. В течение своей долгой трудовой жизни многое сделал для усовершенствования и увеличения фабрики, поражал своей энергией, трудолюбием и знанием всех мелочей фабричной работы!
Лальск в Московских музеях
После смерти дяди Иллариону приходится служить у чаеторговца Н.Т. Волкова в лавке. В 1856 году он снова поступает в училище, живёт очень бедно, но несмотря на все трудности жизни, не бросает учёбу. Прянишников учился у Е.С. Сорокина, С. К. Зарянко, А. Н. Мокрицкого, Е. Я. Васильева. В годы учёбы Илларион Прянишников хорошо общается с Василием Григорьевичем Перовым. Жили они на одной съёмной квартире, даже иногда носили одни сапоги на двоих, потому что денег не хватало. Тематика работ Иллариона и Василия были во многом схожи. Прянишников даже позировал для создания Перовым картины «Приезд станового на следствие». Преподавал в Московской художественной академии.
Илларион Михайлович Прянишников стал одним из основателей Товарищества передвижных выставок. До того, как была создана эта организация, картины можно было посмотреть только в больших столичных городах. В 1870 году художники Товарищества решили со своими картинами ездить по всем городам России и устраивать выставки, нести искусство в народ и, может быть, что-то продать из своих картин.
Илларион женился на Елене Воскресенской, девушке из семьи московских дворян. Детей у них не было. Жена Иллариона Прянишникова иногда позировала мужу при написании картин. В Лальском краеведческом музеи до сих пор хранится один из нарядов Елены Флегонтовны.
В усадьбе брата Сергея Михайловича было пять картин Иллариона: «Портрет брата», «Портрет жены брата», «Вид фабрики Сумкина», «Гостья» и этюд «Ярмарка в Лальске». Все они были переданы в Великоустюжский музей, там они находятся по сей день.
Илларион Прянишников в последние годы сильно болел, у него был туберкулёз. Умер он в 1894 году.
Более подробно о жизни Иллариона Михайловича Прянишникова рассказано в книге Т. Н. Горина «Прянишников».
Культурное наследие
Лальск, исторический городок России, который в конце XVII века – начала XVIII века считался одним из знатнейших мест наряду с Москвой, Казанью, Архангельском и Устюгом. Его украшают различные старинные здания, сохранившиеся и по сей день. Примечательнее всех – усадьба Прянишниковых. В Лальске это единственный полукаменный дом. Появился он здесь по воле директора писчебумажной фабрики в начале 1880-х годов. В этом доме жил Сергей Михайлович Прянишников и его семья, иногда приезжал погостить Илларион Михайлович Прянишников.
Братья Прянишниковы внесли огромный вклад в развитие моей Малой Родины, запомнились лальскому народу благодаря своему величайшему мастерству и таланту. Лальск будет хранить память о них, передавая историю новым поколениям.
В настоящее время в усадьбе семьи Прянишниковых расположен Лальский районный историко-краеведческий музей. Усадьба привлекает своей красотой и величием. Многие люди приезжают в наш родной край ради того, чтобы посетить этот музей, узнать его историю, историю семьи, жившей когда-то в нем, и, конечно же, историю самого Лальска. Дошкольники, учащиеся школ района и области, местные жители и гости посёлка с удовольствием приходят сюда, чтобы вновь услышать всеми знакомые имена великих людей, оставивших родному краю частичку себя и своей истории. Будем ждать вас на нашей Малой Родине!
В.Н. КАЛУЦКОВ канд. геогр. наук, ст. научный сотрудник географического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, сопредседатель междисциплинарного семинара «Культурный ландшафт»
Вид на Лальск с окружающих холмов. 2005. Фото Е. Кац
Сюжет первый. Целостный исторический город
Современный статус города — поселок городского типа. Но поселковость с ее временностью, необустроенностью, неукорененностью к Лальску не имеет никакого отношения. Лальск — город исторический.
Понятие «исторический город» означает не только его преклонный возраст, но и то, что древность города оказывается сильнее современности. В городе много жилых зданий XIX в. и даже XVIII в. Именно они определяют его современный облик.
Целостность Лальска проявляется в его компактном ансамбле каменных и деревянных зданий, не нарушенном новоделами последних десятилетий; в его пространственной организации, когда храм, а не завод, является архитектурной доминантой и духовным центром города; во «вписанности» города в окружающую таежную природу.
Тайга не только окаймляет город. Глядя на город с окружающих холмов, можно отчетливо представить момент его рождения среди глухих северных лесов. И в наши дни дерево представляет собой основной местный строительный материал: в современном Лальске преобладают деревянные дома и тротуары.
Если ответить на вопрос: «Чем примечателен Лальск?», то нужно назвать четыре самых значимых городских места: Соборную площадь с замечательными белокаменными храмами, построенными устюжскими мастерами, основную лальскую Большую улицу (ныне улица Ленина) с добротными купеческими домами, уникальный по оригинальности экспозиций историко-краеведческий музей и… городское кладбище. Да-да, именно кладбище. Географы в своих исследованиях нечасто вспоминают о таком объекте. Между тем в исторических городах посещение и изучение кладбищ представляет собой важный момент не только для историка, но и для географа. Эта работа позволяет лучше понять и объяснить многие современные процессы, городские обычаи и нравы.
Автор благодарит сотрудников Лальского историко-краеведческого музея Е.Е. Симахину и Ю.Ф. Страздынь, оказавших большую помощь при сборе материала, а также картографа М.А. Горелову, которая составила карту Лальска.
Слева: Дом 1781 г. Принадлежал винному откупщику Пешкову после в нём располагались классы начальной школы и библиотека. Ныне жилой дом. 2005. Фото А. Ивановой.
Справа: Тот же дом. Вид с высоты. 2005. Фото Е. Кац
Сюжет второй. «Китайский след» на Русском Севере
Древность. Имя городу дала река Лала, недалеко от него впадающая в основную реку края — Лузу. По преданию, Лальск основан в 1570 г. новгородцами, бежавшими от немилости царя Ивана Васильевича. Первоначально, примерно до середины XVII в., городок с названием Ботище, как и многие северорусские поселения, располагался на пойме реки Лалы, внутри подковообразного старичного озера Безымянного. На территории крепости «в осыпи», за земляным валом, находился Михаило-Архангельский монастырь.
Географы с недоумением обратят внимание на неудобство расположения поселения на пойме. Действительно, ежегодные половодья, грязь… Однако, если посмотреть на ситуацию глазами горожанина XVII—XIX вв., временный дискомфорт с лихвой компенсировался близостью рыбной ловли, пойменных пастбищ, источника водоснабжения (не будем забывать, что во многих северных деревнях колодцы появились только в XIX—XX вв.). И главное — река в условиях лесного бездорожья России в любое время года представляла собой удобную транспортную магистраль. Для Лальска это было особенно важно, поскольку с самого его основания основным занятием жителей была торговля, прежде всего пушниной. Выгода географического положения определялась этнокультурной (и, соответственно, хозяйственной) границей между «русью» и «чудью», т.е. между русскими и пермскими (финноязычными) племенами. Часть Великой Перми, с которой взаимодействовал Лальск, по имени реки Лузы называлась Лузская Пермца. Торговый характер города и, возможно, «стартовый капитал» возникли не на пустом месте.
Местные белки и сибирские соболя продавались как в самом Лальске, так и в соседнем Великом Устюге. Дальность поездок купцов-лалетян впечатляет: от Сибири до Холмогор и дальше на запад. Успехи лальской меховой торговли отражены и на старинном гербе города: в нижней части в золотом поле «две куничьи шкуры в знак того, что сего города жители производили знатный торг мягкой рухлядью [мехами. — В.К.]».
Лальские соборы. 2005. Фото В. Калуцкова
Погост образовал новый городской центр, предопределил направление его пространственного развития и дал ему новое имя — Никольский Лальский посад.
Перемещение селения с поймы на надпойменную террасу или на высокий коренной берег — важная культурно-географическая закономерность, характерная для Русского Севера и Сибири. Некоторые города и деревни сохранили пойменный этап истории в своем названии, например, древний город Шенкурск (курья — пойменная протока) или пинежская деревня Пиринемь (немь, мень — пойменный луг, наволок).
Со второй половины XVII в. город формируется вокруг Никольского погоста. Дольше всего на пойме оставался Михаило-Архангельский монастырь, но и он после высокого половодья 1700 г. переместился на окраину города, образовав второй пространственный центр и важную архитектурную доминанту Лальска. Одна из самых старых, известная уже с середины XVII в., главная городская улица — Большая улица — связывает два храмовых комплекса.
Расцвет. Начиная с 1699 г., по указу Петра I торговые караваны из Лальска устремляются в Китай (через Кяхту). Во главе этих экспедиций стоял лальский гостиный сотник Иван Прокопьевич Савватеев. Фамилия Савватеевых известна в Лальске с XVI в. Торговля была прибыльной, в казну поступали огромные налоги. И.П. Савватеев был пожалован царской милостью: соболями, серебряным кубком, дорогой тканью и деньгами. В первой половине XVIII в. в Лальске было организовано несколько торговых поездок в Китай.
Восемнадцатый век можно смело назвать этапом экономического расцвета Лальска: в течение нескольких десятилетий в далеком таежном городке было построено семь (!) каменных церквей, большая часть которых сохранилась до наших дней.
Первый белокаменный — Воскресенский — собор возведен в 1698—1717 гг. на месте деревянного Никольского храма; преемственность традиции почитания Николы на Русском Севере выразилась в сооружении придела Св. Николая. В середине XVIII в. возводится уникальная по красоте колокольня храма. В облике городских храмов, в изразцовом творчестве хорошо проглядывает влияние устюжской культурной традиции. Изменение имени городского собора с Никольского на Воскресенский приводит к смене названия города: он становится сначала Лальским посадом, а к началу XIX в. просто Лальском.
Культурная провинция.Торговые пути, как и удача, переменчивы. Изменение экономической ситуации отражается в понижении статуса города. В 1796 г. упраздняется Лальский уезд, а в 1805 г. Лальск превращен в заштатный город. И хотя старожилы помнят ярмарки начала XX в. на Торговой площади, они уже носили местный характер.
Промышленное развитие города связано со строительством бумажной фабрики в конце XIX в. Она была построена в нескольких километрах от Лальска возле реки Лузы.
Советское время усилило провинциальность Лальска: железная дорога Киров—Котлас прошла в 27 километрах от него. Экономическое развитие пристанционного поселка Луза сначала принесло ему статус города, а затем из Лальска в Лузу был перенесен и районный центр. Ныне старинный и некогда процветавший Лальск — поселок.
Герб Лальска
Сюжет третий. Иван Степанович Пономарёв — первый краевед и глава города
В России, вероятно, немного найдется городов, в которых первый историк города был профессиональным, выражаясь современным языком, муниципальным служащим.
И.С. Пономарёв вошел в историю города не только как городской староста, но в первую очередь как исследователь, историк города и края, который сумел собрать уникальный исторический, географический, этнографический и фольклорный материал. Его «Сборник материалов для истории города Лальска» издан в 1897 г. в Великом Устюге.
Торговые ряды Лальска. 2005. Фото Е. Кац
Благодаря аргументации И.С. Пономарёва, который соотносил исторические материалы и материалы преданий, обоснована дата основания Лальска: она совпадает с годом «нашествия» Ивана Васильевича на Великий Новгород. Предшествующие исследователи первое упоминание города в исторических документах относили к 1606 г.
Автор рассматривал материалы не только собственно о Лальске, но и о его соседях — Устюге или Сольвычегодске, с которыми город связан исторически и географически. Автор ставил перед собой задачи понять место города в истории России, показать участие лалетян в значимых с позиции государства делах и событиях, например, в освоении Сибири или в дальних торговых экспедициях.
Дом Ивана Пономарёва на ул. Ленина. 2005. Фото В. Калуцкова
Среди использованных материалов переписные книги, государственные указы, а также краеведческие наблюдения о неблагоприятных погодных явлениях, сведения о стихийных бедствиях, местные предания, фольклорные тексты. Автор объясняет местные географические термины, полузабытые топонимы.
В результате перед внимательным читателем предстает жизнь города с фамилиями и прозвищами его жителей, с его топонимией, архитектурными памятниками и почитаемыми иконами, городскими нравами и обычаями.
Лальский муниципалитет. 2005. Фото Т. Ивановой
Сюжет четвертый. Уважение к минувшему…
Лальское кладбище представляет собой не только примечательный городской объект, заботливо сохраняемый и изучаемый лалетянами. Под руководством учителя Екатерины Витальевны Перцевой местные школьники уже несколько лет ведут здесь важную краеведческую работу. Лальское кладбище — это «свернутая история» города.
Кладбище окружено невысокой каменной оградой. Несколько лет назад в кладбищенской Успенской церкви возобновились богослужения.
Вокруг храма сосредоточены могилы местных священников, других уважаемых жителей города — врачей, учителей, промышленников. Среди них выделяется могила уже упомянутого И.С. Пономарёва, к которому лалетяне относятся с особым уважением.
Обращает на себя внимание расположенный рядом с церковью значительный семейный некрополь Сумкиных и Прянишниковых, владельцев местной бумажной фабрики. Сумкины — старинная лальская купеческая фамилия. Купцы Сумкины вложили свой капитал в развитие бумажного производства. На надгробии умершего в 1912 г. Сергея Михайловича Прянишникова, брата известного художника-передвижника, высечены благодарственные слова от рабочих фабрики.
Семейный некрополь Сумкиных и Прянишниковых. 2005. Фото В. Калуцкова
Привлекают лалетян могила игумена Павла, который почитается как святой, или могила блаженной Валентины Болящей — по местным преданиям, способствующая исцелению больных.
Местные жители и уроженцы города стремятся обязательно попасть на кладбище на могилы своих предков в день памяти (десятое воскресенье после Пасхи), который отмечается уже многие годы, после того как, по преданию, край пережил тяжелое моровое поветрие; эта традиция поддерживается на всей территории бывшего Лальского, а ныне Лузского района.
Вход на кладбище. 2005. Фото Е. Кац
Сюжет пятый. Лальская географическая песня
Что такое географическая песня? Термин «географическая песня» в начале XX в. предложил Д.К. Зеленин, крупный фольклорист, этнограф и географ (в качестве председателя комиссии по этнографии Императорского Русского географического общества). Самое короткое определение — это песни народа о своем крае, в которых содержатся географические сведения. Географические песни представляют собой фольклорные тексты с ярко выраженной пространственной компонентой: они обязательно содержат топонимы, этнонимы или антропонимы.
Географические песни всегда связаны с определенными территориями (страной, краем, городом, деревней) и сообществами людей, в них проживающими. Наряду с «объективными» данными, географические песни всегда содержат авторскую (народную) интерпретацию места. При культурно-географических исследованиях они имеют особую ценность, так как содержат информацию о народном опыте духовного и хозяйственного освоения пространства и отражают картину мира различных этнических и региональных сообществ.
Хотя географические песни содержат большой объем собственно географической информации, географы пока не имеют опыта их использования в своих исследованиях.
Лальская географическая песня. Текст песни «Прощай, Лальский наш посад» сохранился благодаря И.С. Пономареву, который заимствовал его из рукописного, ныне утраченного сборника 90-х годов ХVIII в.
Вот текст этой песни.
Прощай, Лальский наш посад, в тебе век нам не бывать, В тебе век нам не бывать, хлебасоли не едать, Хлебасоли не едать, разлапушек не видать. Прости, рынок и базар (1) и со белым кабаком (2), И со белым кабаком, и с Петрухой горбуном. Прощай, улица Больша (3), мостовая хороша, Прощай, улица Никольска (4), не бывать нам на Воцком (5), Прощай, улица Забучишна (6), там гулять нам сполитично, Прощай, Гулыня (7) со концом, там гулять нам полно с другом, Прощай, улки, переулки, молодецкие наши разгулки, Прощай, улица Бугорска (8), не быватьто нам в Тобольском (9), Прощай, улица Пещанка (10), не бывать нам на Дресвянке (11), Прощай, улица Заполя (12), не быватьто нам на воле, Прощай, улица Рождественска (13), гулятьто нам торжественно, Прощай, Спасский конец (14), там гулял молодец. Прощай, с балясами кабак, продают гнилой табак. Архангельска улица (15), прости, нам тоски той не снести, Прощайте, монастырские дворцы (16), там гуляли молодцы, Там у нас ухожей был, ныне стал и он не мил. Прощайте, забавные привертки — молодецкие наши увертки. Прощай, улица Надозерска (17) и со Низовским (18) со концом. Уж приходит нам расстаться и впредь с вами не видаться, Поминайте всегда нас, не забудем и мы вас. А когда мы вас забудем, так живы в свете не будем.
Это образец городской географической песни, подробно характеризующей микрогеографию русского города. Можно предположить, что она была сочинена рекрутами, — вероятно, молодыми лальскими купцами.
Географическая логика песни заключается в ее пространственном разворачивании, «движении» от центра города, от его самых значимых мест (городского собора и торговой площади) к окраинам.
Центр города. Песня начинается от Соборной площади, где располагались торговые ряды (базар) и белый кабак (в тексте песни номера 1, 2). По воспоминаниям жителей Лальска, ярмарки на Соборной площади проводились до начала XX в. Топоним Большая улица (3) просуществовал до эпохи тотальных переименований, а затем превратился в улицу Ленина.
Ближние окраины города (топонимы, локализованные вокруг города-крепости середины XVII в.):
Топоним улица Никольская (4) связан с уже несуществующим Никольским погостом и храмом, а также с Никольскими воротами на южном выезде из города (сгорели в 1666 г.). Место Воцкое (5) расположено на берегу Лузы, примерно в двух километрах к югу от Лальска. В песне пара «улица Никольская — место Воцкое» представлена в соответствии с географической логикой: оба места расположены в южном направлении от центра.
Улица Забучишна (6), т.е. расположенная за речкой Бучихой (от глагола бучить в значении «мять, мыть белье»), находилась на северной ближней городской окраине, у бывших Устюжских городских ворот.
Изразцы Воскресенского собора Лальска. 2005. Фото В. Калуцкова
Топоним Гулыня (7) в Лальске выявить не удалось. Однако в Великом Устюге улица с примечательным названием Гулыня (Спасская Гулыня) известна с XVI в. Она связывала пригородный Спасский монастырь с устюжским торгом и Городищем и славилась обилием питейных заведений. Учитывая тесные связи Устюга и Лальска и то, что автор, вероятно, неоднократно бывал в Великом Устюге, где у него, наверно, были и друзья («Прощай, Гулыня со концом, там гулять нам полно с другом»), можно предположить, что он мысленно ненадолго перемещается в Устюг. Другое объяснение заключается в том, что устюжский топоним Гулыня используется метафорически применительно к одной из лальских улиц*.
Картосхема исторической части Лальска
Топонимы улица Бугорска (8) и Тобольский или Тобольское (9) локализовать не удалось.
Улица Пещанка (10) соотносится со слободой Песчанкой, расположенной на северо-западной окраине города. В северном же направлении от города находится населенный пункт Дресвянка (11).
Улица Заполя (12) не локализована, однако можно предположить, что топоним связан с ближней городской окраиной (на Русском Севере запольками именовались поля, прилегающие к деревне).
Улица Рождественска (13) в истории Лальска не известна: Рождественских храмов в истории города не было. Вероятно, как и в случае с Гулыней, образ победил географические реалии.
Дальние окраины города (уличные и кончанские топонимы, расположенные к югу вдоль речки Лалы):
Спасский конец (14) территориально связан с сохранившейся Спасской церковью. Поясним, что концы или околки (околодки) типичны для селений Русского Севера и представляют собой целостные внутриселенческие (внутригородские, внутридеревенские) образования; кончанская пространственная структура была характерна для древнего Новгорода. Спасской улице соответствует современная улица Гагарина.
Архангельская улица (15) примыкала к территории Михаило-Архангельского монастыря (16), о котором мы рассказали во втором сюжете (ныне сохранилось лишь одно монастырское здание).
Надозерская улица (17), протянувшаяся вдоль озера Безымянное, и Низовский конец (18), который в современной лальской топонимии сохранился в виде топонима Низовки, ведут к юго-востоку от центра к старому городищу.
Сохраняя целый пласт городских топонимов, песня точно передает и пространственную структуру, и социальную топографию, и восприятие Лальска изнутри, глазами жителя старинного русского города.
Текстов географических песен собрано и записано довольно много, но их интерпретировали, как правило, специалисты по фольклору. На наш взгляд, географические песни представляют собой новый интересный материал в географических и краеведческих исследованиях.
Лальск сохранил облик и образ жизни тихого провинциального городка конца XIX — начала XX века. Это город-память, город притягивающей к себе русской провинции. Его более удачливый сосед Великий Устюг ныне быстро развивается как значительный центр туризма, а застенчивый Лальск еще ждет своего часа.
* Подобно тому, как во многих современных городах есть свои «Арбаты» и «Бродвеи». — Прим. ред.
Прямо как в рай
После всех окрестных достаточно однообразных поселков-лесопунктов (г. Луза в том числе) в Лальск въезжаешь прямо как в рай — наконец-то вот он, классический городок Русского Севера! Лальск делится на три части. Первая, самая интересная — собственно Лальск, его исторический центр. На малюсеньком протяжении в 3 километра, идя по центральной улице Ленина или близ нее, вы встретите множество достопримечательностей: большой архитектурный ансамбль в стиле северного барокко из двух церквей и отдельно стоящей колокольни, торговые ряды, дом Прянишниковых (в нем краеведческий музей), подвесной мост через реку Лалу, действующую церковь на кладбище у выезда в направлении на Коми, недействующий собор рядом с памятником героям Великой Отечественной войны, огромные деревянные дома разных цветов (XIX в.), которые делают Лальск непохожим на остальные северные городки. Да прибавьте к получившейся картине тишину и деревянные настилы на улицах.
Вторая часть Лальска, Фабрика, находится за Лалой и интересна лишь бумажной фабрикой. А вот в третьей части, за Фабрикой — пос. Таврический, берет начало действующая лесовозная узкоколейка, уходящая сквозь глухие леса на 74 км в Республику Коми. (На 36-м километре — пос. Мирный, готовящийся к выселению.)
Собравшимся в Лальск следует иметь в виду, что в Лальске нет: 1) автостанции — все автобусы идут из г. Лузы; 2) пристани — пассажирское судоходство по р. Лузе давно прекращено; 3) гостиницы (и в г. Лузе её тоже нет, лишь «комнаты отдыха» на железнодорожном вокзале). Главными достопримечательностями окрестностей Лальска считаются церкви (в основном барокко). Лалетяне рекомендуют посетить Заборье (большая одинокая церковь на берегу Лузы, 17 км пешком от Лальска на юго-запад), с. Верхнелалье (30 км на север по грунтовке), с. Учка (15 км по грунтовке в сторону Коми) и с. Вымск (60 км по грунтовке в сторону Коми).
Автостопом из Москвы в Лальск удобнее всего попадaть через Великий Устюг. В Великом Устюге садитесь на паром, который переправит вас через Северную Двину в пос. Кузино. Из Кузино — грунтовка до Лузы, из Лузы — 25 км ужасной смеси асфальта, бетона и грунта до Лальска (из Кузино в Лузу ходит ПАЗик, но не каждый день). Уехать из Лальска можно в республику Коми, которая порадует вас асфальтом. Пройдите Лальск насквозь и голосуйте за понтонным мостом через Лузу. Почти до самой областной границы идёт хорошая широкая грунтовка в обход всех прилузских деревень. Транзитные сёла начинаются за Вым-ском (Егошинская) и продолжаются вплоть до трассы Киров—Сыктывкар, за исключением пос. Коржинский и с. Занулье (объездные). В Корже вы ещё раз пересечете Лузу по понтонному мосту. Интересно, что кировчане ездят в Лальск именно по этой дороге, через Коми, т.к. альтернативные пути в черте Кировской области ну очень разбиты! Интересно, что практически каждая, даже самая маленькая деревня Прилузья на этой дороге имеет два названия. Так что не удивляйтесь, если водитель едет в Городок, или «Париж»,— это Пестовская, в Волбас — это Андреева Гора (там, кстати, пекут самый вкусный хлеб в Лузском р-не), в Вымск — это Егошинская, в Чирюг — это Уга. и т.д.
Лальская бумажная фабрика основана в 1829 г. вблизи Лальска лальским купцом А.С.Сумкиным. Весь процесс производства бумаги был ручным. Лишь в 1854 г. была установлена первая самочерпальная машина. Представьте: в 1854 г. сюда, в захолустье, чтобы установить машину, выписали мастера из Англии. Сегодня это назвали бы высокотехнологичным прорывом.
В 1924 г. фабрика сгорела. И была безвозмездно восстановлена силами рабочих. Все постройки того года хорошо сохранились, благополучно пережили реконструкцию 60-х годов и до сих пор радуют глаз старомодной, немного сказочной кирпичной кладкой.
Фабрика специализируется на выпуске лабораторно-фильтровальной и промокательной бумаги. Работает на привозном сырье — целлюлозе. Основными поставщиками целлюлозы являются Братский ЦБК, Байкальский ЦБК, Котласский ЦБК, Сыктывкарский ЛПК.