лашманы это в истории
Лашманы
(Lascmann, от немецкого laschen – обрубать, отесывать, обделывать и Mann – человек), категория населения в XVIII – первой половины XIX вв., выполнявшая феодальную повинность по заготовке, обработке и вывозке лесоматериалов в пользу государства (для нужд российского военно-морского судостроительства)
Содержание
Термин «Лашманы» закрепился в официальных документах в начале XIX в., до этого общеупотребительным было понятие «приписные к заготовлению корабельных лесов» («приписные к адмиралтейским работам», «приписные к Адмиралтейству»). История Лашманов ведет начало от Указа царя Петра I от 31 января 1718, которым предписывалось: «К рубке, к теске и к вывозке корабельных лесов и для других к тому принадлежащих работ, брать на работу Казанской, Нижегородской и Воронежской губерний, а также и с Симбирского уезда служилых мурз, татар, мордву и чуваш». С момента выхода документа и до упразднения корабельной повинности (1860) контингент работников состоял исключительно из представителей нерусского населения Волго-Уральского региона Российской империи. В количественном отношении среди Лашманов изначально преобладали служилые татары. С выходом Указа Сената от 7 декабря 1748 г., предписавшего освобождать от «корабельной работы» крестившихся иноверцев, удельный вес татар еще более увеличился вследствие массового обращения в православие мордвы и чувашей. По первой ревизии (1719), Лашманов насчитывалось 56113 душ мужского пола, по второй (1742) – 63920, по третьей (1762) – 75621, по четвертой (1782) – 99337, по пятой (1796) – 112357. Наибольшее количество Лашманов приходилось на Казанскую губернию (по данным третьей ревизии – 60800 душ). В 1799 г. лашманную повинность распространили на ясачных татар, чувашей, вотяков, мордву и черемисов. По материалам шестой ревизии (1811), общее число Лашманов, проживавших в 66 уездах 7 губерний, составило 943139 душ мужского пола. Сложность управления такой огромной массой населения, а также удаленность многих вновь приписанных волостей от мест лесозаготовок (от 300 до 1500 верст) побудили императора Александра I в 1817 г. сократить количество Лашманов до 120 тысяч душ мужского пола. Большинство из них были потомками служилых татар, ранее выполнявших эту повинность. В дальнейшем численность Лашманов, согласно материалам восьмой–десятой ревизий, колебалась незначительно и составляла: в 1835 г. – 160440, в 1851 г. – 146798, в 1858 г. – 120214 душ мужского пола.
В период существования лашманной повинности в положении отбывавших ее Лашманов неоднократно производились изменения. Первоначально возрастной ценз работников составлял 15–60 лет, с 1797 г. к лесозаготовкам стали привлекать людей в возрасте 18–55 лет. В 1729 г. для Лашманов были законодательно определены 2 сезона работ: летний – с 1 апреля по 1 октября, зимний – с 1 октября по 1 апреля. С 1799 г. пешие лесорубы должны были исполнять наряды в период с 1 октября по 18 декабря, конные высылались на вывозку деревьев по мере их вырубки и готовности санного пути (в 1817 г. эти сроки были конкретизированы периодом с 10 декабря по 20 марта). Приписные к Адмиралтейству привлекались к работам не ежегодно, а по установленной очередности. Уже в 1718–1719 гг. сложилось соотношение работников, выделяемых на каждый сезон: «с осени и в зиме на шесть месяцев, по складке с 9 человек, конный да пеший, в годовые с 25 человек, конный да два пеших». Количество наряжаемых на лесозаготовки Лашманов находилось в тесной связи с потребностью государства в корабельном лесе, которая резко возрастала во время военных кампаний России.
В XVIII в. наряд на работы выпадал в среднем раз в 4–8 лет, а общее число занятых на заготовке и вывозке леса в конце столетия составляло от 2 до 4 тысяч человек ежегодно. В 1817 г. количество привлекаемых к работам было установлено на уровне 8 тысяч душ, но реально число было меньше.
В начальный период существования повинности Лашманы заготавливали лес бесплатно. Не явившиеся на работу или бежавшие с нее должны были отрабатывать летом на верфи в Казани при строительстве транспортных судов. С 1727 г. труд Лашманов стал оплачиваться: в летнее время конному работнику полагалось 10 копеек, пешему – 5 копеек в день; в зимнее – соответственно по 6 копеек и по 4 копейки. Заработанные деньги засчитывались в счет уплаты подушной подати и поступали в распоряжение Адмиралтейства. В случае невозможности Лашманов лично отбыть повинность (из-за болезни, возраста и тому подобного) они нанимали вместо себя вольнонаемных работников, оплачивая их труд по расценкам в 2–2,5 раза выше официальных. В дальнейшем, вследствие инфляции и увеличения размеров подушной подати, стоимость рабочего дня неоднократно индексировалась. В 1817 г. она была установлена в размере 40 копеек для пешего и 80 копеек для конного работника. В последней четверти XVIII в. Лашманам стали оплачивать время, затраченное на путь от дома до места лесозаготовки и обратно, а также на переходы непосредственно в ходе работ.
Условия труда и быта Лашманов были чрезвычайно тяжелыми, даже сами представители власти признавали, что корабельные работы «несравненно тягостнее заводских». Многие Лашманы получали увечья, погибали вследствие болезней и несчастных случаев. Тяжелые условия работы, упадок собственного хозяйства, вызванный длительным отсутствием работника в своем доме, произвол адмиралтейских и гражданских чиновников, необходимость исполнять, кроме корабельной, и другие повинности вызывали недовольство приписных и их борьбу за облегчение своего положения и отмену повинности.
В ответ на многочисленные прошения Лашманов правительство неоднократно (1729, 1763, 1774, 1824) предпринимало попытки заменить их вольнонаемными работниками. Однако дешевизна и выгода для казны подневольного труда обусловливали сохранение прежнего порядка лесозаготовок. Наиболее значимой уступкой властей по отношению к Лашманам было освобождение их в отдельные периоды (1722–1737, 1757–1766, 1817–1860) от рекрутской повинности.
К середине XIX в., в связи с постепенным отмиранием деревянного парусного флота и переориентацией российского военного судостроения на строительство железных кораблей, значение лашманной повинности уменьшилось. В 1859 г. корабельные леса были переданы из ведения Морского министерства в Министерство государственных имуществ. Указом императора Александра II от 28 марта 1860 г. Лашманов перевели в общий разряд государственных крестьян.
Память о Лашманах и лашманной повинности сохранилась у народов Волго-Уральского региона в виде исторических преданий («Лашман баете»), в названиях населенных пунктов (например, село Лашманка Черемшанского района) и других топографических объектов (Лашманный тракт, Чувашский лашманник, Мачтовая дорога и тому подобное).
Литература
Фирсов Н.А. Инородческое население прежнего Казанского царства в новой России до 1762 г. и колонизация закамских земель в это время. Казань, 1869.
Семевский В.И. Крестьяне в царствование Екатерины II. Санкт-Петербург, 1901. Том 2.
Даишев С.И. Лашманы Среднего Поволжья в первой половине XIX в. // Вопросы аграрной истории Среднего Поволжья. Дооктябрьский период. Йошкар-Ола, 1978.
Клеянкин А.В. Лашманы // Вопросы истории. 1978. № 6.
Ногманов А.И. Законодательство XVIII в. об участии нерусского населения Среднего Поволжья на адмиралтейских работах // История и исторический процесс. Нижний Новгород, 2005.
Лашманы
В 1774 году была назначена плата пешим лашманам по 10 копеек в сутки, а конным по 16 (с 1782 года — по 20 копеек). В 1799 году установлены подробные правила о заготовлении лашманами корабельных лесов. К концу XVIII века лашманов было до 609 тысяч, а в 1817 году — уже 943 тысячи, что значительно превосходило имевшуюся в них потребность. При преобразовании (в том же году) управления корабельными лесами признано возможным избавить от лашманской повинности татар, живущих вдали мест заготовок корабельного леса, и ограничить состав лашманов 120-ю тысячами душ, с назначением ежегодно на работу по 8 000 человек. На лашманов возложили обязанность заготовлять в губерниях низового округа корабельных лесов — Казанской, Нижегородской, Вятской, Оренбургской, Симбирской, Пензенской, Тамбовской и Саратовской — кроме мачтовых, до 28 тысяч дубовых деревьев. За исполнение этой повинности лашманов освобождали от поставки рекрут а также платили им заработную плату. В 1767 и 1832 гг. проводились попытки возложить на лашманов охрану казённых лесов. После передачи в 1859 году корабельных лесов из морского министерства в министерство государственных имуществ лашманов обратили в общий разряд государственных крестьян.
Когда Пётр I в 1718 году издал Указ о закладке в Казани верфи по строительству кораблей для Каспийского флота, все последовавшие за ним тяготы и лишения легли на плечи, в первую очередь, татарских крестьян. Столетние дубы и сосны, пригодные для строительства кораблей, иногда приходилось заготовлять в лесах, расположенных за десятки верст, и сплавлять по рекам до Казани. Татарских крестьян, прикрепленных к Казанскому адмиралтейству, чаще всех употребляли именно на этих тяжелейших работах. В лесозаготовители отправляли мужчин от 15 до 60 лет. Они были вынуждены работать в лесах безвыездно в течение или целого года, или полугода. При наборе в лашманы на полгода из девяти крестьян брали одного пешего и одного лошадного, при наборе на год — из 25 крестьян одного лошадного и двух пеших. За крещёных односельчан эту повинность выполняли некрещёные крестьяне (см. С. Алишев). Когда же в 1740—1750 годах почти все черемисы, чуваши, мордва, удмурты приняли христианство, то лашманская повинность уже полностью досталась татарским крестьянам. Так, если в 1747 году из прикрепленных к адмиралтейству 44739 крестьян более 37 тысяч составляли татары, то в 1767 году из 66151 лашмана 45146 человек были татарами (см. X. Хасанов).
Когда из-за лашманства отсутствовал глава семьи, то его хозяйство приходило в запустение. Крестьяне, уезжая на лесозаготовки, не могли сеять хлеб, заготовлять сено и дрова. Несмотря на такие лишения, царская администрация не освобождала лашманов от ежегодных подушных налогов. Да и за адский труд в лесах, за мучения крестьян в холодных шалашах и землянках правительство не платило ни одной копейки денег. Только начиная с 1757 года (под влиянием восстания Батырши) ввели смехотворную плату: лошадному крестьянину зимой — 8, летом 10 копеек, а пешему — 5 копеек за день, несмотря на времена года. И никто не учитывал то, что лашман-крестьянин вынужден был привозить с собой на лесозаготовки как инструмент, одежду и продукты для себя, так и фураж и амуницию для лошади. Под бревнами или от холода лашманы в лесах погибали сотнями. Цитата из книги Н. Калинина «Прошлое крестьян нашего края»: «Много калечились татары во время лашманских работ. Среди десяти человек восемь всегда становились инвалидами. Они тратили в три раза больше денег на заготовку леса, чем получали от казны за работу».
Лашманы — кто это?
В России слово «лашман» было отлично известно всем начиная с Петровской эпохи. Но не к народам, тем более исчезнувшим, оно относилось, а к несчастным жителям Поволжья, которых государь приписал к самому каторжному на то время труду — заготовке и доставке корабельного леса…
Русские военные корабли строили благодаря лашманам!
В Петровскую эпоху отечественный язык обогатился огромным количеством иностранных слов, в основном — немецких. Прежние приказы превратились в коллегии, царские пирушки — в ассамблеи, боярская дума — в Сенат, крупные мастерские с разделением ручного труда — в мануфактуры, суды — в гофгерихты.
Безжалостный «прибор»
Появились прокуроры, губернаторы, комиссары, ревизоры, фискалы, аудиторы, секретари, флагманы, офицеры, солдаты, драгуны, рейтары, бергмейстеры, цейхмейстеры, цалмейстеры, форштмейстеры, вальдмейстеры…
Неудивительно, что простых лесорубов петровская администрация нарекла лашманами, то есть лесорубами или тесальщиками, если перевести этот термин с немецкого.
Строевой, или корабельный, лес был необходим Петру для постройки флота. Первыми лашманами Петра были несчастные воронежские крестьяне, которых обязали поставлять для царских нужд лес местные помещики, организованные царём в кумпанства. Впрочем, тогда, в 1696 году, даже Пётр лесорубов лашманами не называл. В то время его флот строила ещё не Адмирал-тейств-коллегия, а морское управление «Государев шатёр на Воронеже». Масштабное строительство кораблей началось уже во время Северной войны. Тогда-то и оказалось, что запасы строевого леса на реке Воронеж не безграничны. Зато подходящий лес обильно произрастал на берегах Волги.
Там, в Казани, и было создано портовое управление, в 1718 году переименованное в Казанское адмиралтейство.
Строевой лес заготавливался и для корабельного строительства в самой Казани, и для отправки в Петербург. До 1713 года людей просто приписывали для работ на лесозаготовках и не платили им ни гроша. Называлось это мероприятие «прибором», удивительно точным соединением двух русских слов «приказ» и «набор». Казанская контора сплавляла лес до Твери, а оттуда санкт-петербургская контора доставляла его в столицу. Но на валку леса снаряжали, как правило, местных иноверцев — мордву, татар, чувашей и служилых мурз, которым после создания регулярной армии места в ней не нашлось. В краткий период с 1713-го по 1718 год эта работа была ещё относительно добровольной, по найму, но после указа от 31 января 1718 года она стала абсолютно принудительной. Именно тогда и появилось название — лашманская повинность, а занятых в этом труде бедолаг стали именовать лашманами. Под «приборы без заплаты», то есть оплаты, попали жители Нижегородской, Воронежской, Казанской губерний и Симбирского уезда. А для тех, кто жил уж совсем далеко от разрабатываемых лесов, придумали новый денежный сбор — за нерентабельность их использования на рубке вековых деревьев. Те же, кто оказался в лашма-нах, с 1729 года, уже после смерти Петра, должны были получать небольшую плату, но эта плата выдавалась им не полностью, из неё вычиталась сумма подушной подати!
От восхода до заката
Труд лашманов был даже не тяжёлым, а ужасным — даже для XVIII века. Они должны были не просто валить лес, но делать это наиболее экономным (для леса) способом. То есть им полагалось рубить деревья (пил у них не было!) у самого корня, практически не оставляя пней. Лесорубные работы проводили зимой, когда было много снега. Поэтому лашманам предписывалось сперва расчистить снег у корня, а потом уже валить дерево. Лашманы же должны были определять качество самих деревьев, сверлить проверочные отверстия, делать проверочные надрубы на предмет гнили или болезни будущих стройматериалов и ставить на каждое срубленное дерево клеймо. Если все же происходила ошибка, и дерево оказывалось с дефектами, им полагалось обтесать его равномерно до устранения повреждений. Они же должны были потом сплавлять лес до назначенного пункта, а до этого времени укладывать очищенные от сучьев стволы на пристанях по рангам и размерам. Было чётко определено, как вывозить лес на пристани: на одну лошадь должно было приходиться от 10 до 15 пудов веса, возить следовало на подводах и аккуратно, чтобы ничего не повредить. Иногда бревна были огромные и очень тяжёлые, и в одно бревно впрягалось несколько десятков лошадей. Часть бревна надёжно укреплялась на повозке, а остальная лежала на длинных полозьях. Так и возили.
Лашманы разделялись на конных и пеших. Конные занимались перевозкой брёвен и должны были явиться на исполнение повинности со своей лошадью. Пешие занимались рубкой и укладкой. Этим лашманам и плотникам полагалось ходить на работу пешком, подводы были предназначены только для перевозки деревьев и осмотра лесов инспекторами. В документах особо указывалось: понапрасну лошадей не гонять.
Почти всегда лашманов надолго отрывали от их семей и хозяйств. Леса, где они валили деревья, находились далеко от дома. Часто — в глуши. И обустраиваться в зимнем лесу приходилось самостоятельно: они строили зимние хижины из веток и снега, так и трудились. Грелись у костров. Работы начинались в конце октября и иногда длились до таяния снегов. Избавиться от повинности — да и то лишь при последующих императорах — можно было только за плату и не всегда. Беглецов ловили и при первой провинности накладывали штрафы в размере двойной подати, а при последующих нарушениях применяли телесные наказания.
Первоначально возраст лашманов законом не ограничивался, позже он был определён от 16 до 60 лет. Да и сам отбор стал строже: старались брать сильных и здоровых инородцев, чтобы не выбиваться из графика работ. Ведь леса требовалось очень и очень много. И для избежания недостачи, если вдруг бревна оказывались плохими, следовало валить лес с запасом. Добыча корабельного леса распространилась на Тамбовскую, Саратовскую, Пензенскую, Вятскую, Оренбургскую губернии.
С конца XVIII века лесорубы были очень популярной профессией: их насчитывалось в 1799 году более 600 тысяч человек, а в 1817 году — почти миллион.
Почему инородцы?
И на Воронеже, и на Волге существовали и русские села. Но православные крестьяне не желали надолго отлучаться от своих домов, да и помещики, которые были обязаны поставлять Петру рабочую силу, симпатизировали единоверцам. Татары, мордва, чуваши, удмурты до середины XVIII века оставались некрещёными, так что для христиан они были не совсем людьми. Вероятно поэтому, а вовсе не из-за кораблестроительных талантов, петровская администрация возложила на них все тяготы лашманской повинности. При Петре имелся другой опыт: русских крестьян зачисляли в рекруты и селили в лашманских сёлах. Вероятно, опыт оказался не слишком удачным. И постепенно русских заготовщиков строевого леса и вовсе не стало. Основная масса профессиональных лашманов была татарами. Они оказались более исполнительными и сговорчивыми.
Но даже татары не выдержали бесплатного труда и в конце концов подняли восстание. Им стали платить по шесть копеек в день пешему и 10 копеек конному рабочему. С учётом того, что лашманам самим приходилось закупать фураж для лошадей, обзаводиться инструментом, продуктами питания и тёплой одеждой, вся оплата их труда уходила только на это. Но свою судьбу они не кляли, на тяготы не жаловались и в народных сказаниях выступали как лихие богатыри, построившие русский флот. Только вот к русскому флоту лашманы имеют весьма косвенное отношение. Постройкой кораблей они не занимались.
Это была в те годы достаточно привилегированная работа для христиан. Ею руководили любимые Петром иностранные мастера, а трудились на верфях обученные русские крестьяне и ремесленники. Татарских корабелов привлекали к постройке судов только на Волге. Но они не были лашманами, эти татарские корабелы. Они были мастерами.. Что же касается лашманов, то официально они просуществовали до 1859 года. К этому времени нужда в таком количестве корабельного леса отпала, переквалифицировать лашманов в лесников или инспекторов лесных угодий не удалось. И в конце концов они были возвращены в тот самый разряд, из которого прежде их изъяли — в государственных крестьян. И уже к началу XX века о том, что было такое ремесло, помнили только старики. А когда старики умерли — не вспоминал уже никто.
Журнал: Загадки истории №41, октябрь 2019 года
Рубрика: Забытое ремесло
Автор: Николай Котомкин
Лашманы
Лашманы (Laschmann, от нижне-немецкого laschen — обрубать, отесывать, обделывать и Маnn — человек) — государственные крестьяне, участвующие в заготовке корабельного леса для постройки флота России. В начале царствования Петра Великого заготовка корабельного леса в Азовской и Казанской губ. и доставка его в адмиралтейства производилась на счет денежной повинности «с уездных людей Казанской губ.». Указом 31 января 1718 года повелено: в Казанской, Воронежской и Нижегородской губ. и Симбирском у., для работ по вырубке и доставке корабельных лесов, брать служилых мурз, татар, мордву и чуваш без всякой платы, а с тех из них, которые живут слишком далеко от лесных дач, собирать деньги для найма вольных рабочих. Вместе с тем постановлено было набрать до 300 человек плотников, кузнецов, пильщиков и бочаров из русских сел и волостей тех же губерний (кроме Воронежской), зачислить их в рекруты и поселить особыми селениями, с возложением на них обязанности заготовлять корабельный лес для флота. Так образовалось особое сословие «лашманов», которые сильно тяготились возложенными на них натуральными повинностями, заставлявшими их отлучаться из дома за 300—500, а в некоторых селах даже за 800—1000 верст, как например для заготовки лиственницы по реке Чусовой. Отсюда постоянные жалобы Лашманов на свое печальное положение и на притеснения со стороны чиновников. В 1774 году назначена была плата пешим Лашманам по 10 копеек в сутки, а конным по 16 (с 1782 года — по 20 копеек). В 1799 году установлены подробные правила о заготовлении Лашманами корабельных лесов. Число Лашманов достигло в конце прошлого столетия до 609000, а в 1817 году их числилось уже 943000 душ, что значительно превосходило имевшуюся в них потребность. При преобразовании, в том же году, управления корабельными лесами признано возможным избавить от лашманской повинности татар, живущих вдали мест заготовок корабельного леса, и ограничить состав Лашманов 120000 душами, с назначением ежегодно на работу по 8000 человек. На Лашманов возложена обязанность заготовлять в губ. низового округа корабельных лесов — Казанской, Нижегородской, Вятской, Оренбургской, Симбирской, Пензенской, Тамбовской и Саратовской — кроме мачтовых, до 28000 дубовых деревьев. За исполнение этой повинности Лашманы были освобождены от поставки рекрут и получали определенную заработную плату. В 1767 и 1832 гг. были делаемы попытки возложить на Лашманов и охранение казенных лесов. После передачи, в 1859 году, корабельных лесов из морского министерства в министерство государственных имуществ, Лашманы обращены в общий разряд государственных крестьян.
Лашманы
Полезное
Смотреть что такое «Лашманы» в других словарях:
Лашманы — (Laschmann, от нижне немецкого laschen обрубать, отесывать, обделывать и Маnn человек) государственные крестьяне, участвующие в заготовке корабельного леса для постройки флота России. В начале царствования Петра Великого… … Википедия
ЛАШМАНЫ — Государственные поселяне, обязанные заготовлять лес для кораблей; они освобождены от воинской повинности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка
Лашманы — одна из групп гос. крест. Вятской, Оренб., Казанской губ., преим. татары, мордва, чуваши, частично жители из рус. с. и дер. этих же губ. Указом 31 янв. 1718 на них возлагалась заготовка и доставка корабельных лесов для флота. Тяготы этой… … Уральская историческая энциклопедия
Лашманов — Сын Лашмана ; лашманы при Петре I крестьяне, обязанные заготовлять лес для кораблестроения. По переписи 1897 г., фамилия нередка в приокских селах бывшей Владимирской губернии (Досчатое, Елино), на Среднем Поволжье (Нижний Новгород, низовья реки… … Русские фамилии
ЗАСЕКАТЬ — ЗАСЕКАТЬ, засечь кого, что; начинать сечь, ·в·знач. рубить; | наказывать телесно до полусмерти, до смерти; | зарубать. Лесники засекают на деревьях затеси, для приметы пути. Лошадь засекает ногу, задевает ногой об ногу. Засеки рыбу, пиво в лед.… … Толковый словарь Даля
Культура мишарей — Вихревая розетка основной узор нагрудников «күкрәкчә» д. Сред. Елюзань Пензенская область Культура Мишарей часть культуры татар, наряду с культурой казанских татар и сибирских татар о … Википедия