латиф хамиди биография и творчество
Как Латиф Хамиди стал народным любимцем Казахстана
Композитор, хормейстер, дирижер, педагог, музыкальный этнограф, публицист и общественный деятель. Все это о легендарном Латифе Хамиди, который одним из первых точно записал лучшие образцы песен Абая, свыше 200 народных песен и инструментальных пьес и обработал более 100 казахских, татарских, башкирских, узбекских, туркменских песен. Глубокий знаток тюркского мелоса и классик казахстанского искусства Латиф Хамиди родился 17 июля 1906 года. В честь 114-летия со дня его рождения TengriMIX делится с вами его историей.
Деятельность Латифа Хамиди в казахской степи началась с должности дирижера оркестра и заведующего музыкальной частью Казахского театра драмы. Он так проникся казахской музыкой, что сам начал ее сочинять.
По рекомендации Мухтара Ауэзова, с которым его связывали теплые отношения, его сделали руководителем казахского оркестра народных инструментов. Именно Латиф Абдулхаевич обучал казахских музыкантов нотной грамоте и написал первый в республике учебник «Школа игры на домбре», возведя народный инструмент в ранг виртуозных. В жанре инструментальной музыки он, помимо домбры, создавал удивительные произведения для фортепиано, ансамбля народных инструментов, струнного квартета.
«Казахский вальс» в исполнении Куляш БайсеитовойНе менее популярная в народе опера Хамиди называется «Бұлбұл» («Соловей»). Только раз услышав этот широкого дыхания трепещущий романс в исполнении Бибигуль Тулегеновой или Куляш Байсеитовой, не забудешь его никогда.
«Бұлбұл» в исполнении Бибигуль Тулегеновой«Бұлбұл» в исполнении Куляш Байсеитовой
В начале 30-х годов известный собиратель казахского фольклора Александр Затаевич уже записал часть народных песен и кюев, Евгений Брусиловский попробовал приложить европейские традиции к народной мелодике, Ахмет Жубанов изучил наследие композиторов прошлого Курмангазы, Даулеткерея, Сейтека. Латиф Абдулхаевич тоже подключился к этой работе. Обладая тончайшим слухом и замечательной памятью, именно он перенес кюи Курмангазы, Даулеткерея, Сейтеке на ноты. Как упоминалось выше, наиболее ценным вкладом Хамиди стали записи песен Абая Кунанбаева, нотированные им с напева Архама Искакова, племянника Абая. Он записал 18 песен великого казахского поэта, которые легли в основу музыки оперы «Абай», написанной Хамиди в соавторстве с Ахметом Жубановым.
Это умение Латифа Абдулхаевича непринужденно адаптировать народную музыку в таком сложном искусстве, как оперное, не теряя при этом собственной композиторской оригинальности, по сей день восхищает многих музыкаьных знатоков. В числе других известных также оперы «Жамбыл» и «Тулеген Тохтаров». Последняя, кстати, тоже написана с Жубановым по либретто Ауэзова о герое Отечественной войны. А совместно с Муканом Тулебаевым и Евгением Брусиловским Хамиди сотворил музыку к гимну Казахской ССР.
Всенародный артист, внесший огромный вклад в развитие казахского искусства, Латиф Хамиди умер в 1983 году в Алматы. Память о нем жива и будет жить, ведь пропитанные светом творения композитора выдержали испытание временем, продолжая звучать и становясь вечными.
Хамиди Латиф Абдулхаевич (1906-1983гг.)
Композитор, педагог, народный артист Казахстана (1966), лауреат Государственной премии Казахстана (1978).
Латиф Хамиди родился 17 июля 1906года в деревне Бували Казанской губернии, в семье бедняка. Его отец, молотобоец, скитался в поисках заработка по Кавказу, Туркестану, Донбассу. В 1913 году Латиф пошел в школу в городе Катта-Курган. Первый учитель музыки обучил его игре на мандолине. В музыкальной школе он учился в классах фортепиано и скрипки. Окончил Ташкентский институт просвещения, 1-й Московский музыкальный техникум, теоретико-композиторский факультет у профессора Б. Л. Яворского, Татарскую оперную студию при Московской консерватории.
Свои первые произведения пишет на стихи татарского поэта Мусы Джалиля. Сочиняет популярные песни и инструментальные произведения. Вместе с М. Джалилем пишет серию детских песен и хоров. Оформляет музыкальные спектакли Татарского рабочего театра в Москве.
В 1933 году Латиф Хамиди по приглашению руководства Казахского государственного театра драмы приехал в Алма-Ату и начал здесь свою творческую деятельность. В 1938 году по рекомендации Мухтара Ауэзова он руководит казахским оркестром народных инструментов. Обучает музыкантов оркестра нотной грамоте. В 1940 году Хамиди — руководитель и дирижер Казахской государственной капеллы. В этом же году он пишет «Казахский вальс» к радиопьесе С. Муканова «Два праздника». Это был первый вальс в национальной казахской музыке. Куляш Байсеитова так смело поддержала молодого композитора, так очаровательно исполнила эту свежую музыку, что вальс полюбился всему Казахстану! Яркий, задорный, гибкий, с тонкими изящными подголосками, он стал праотцом всех последующих вальсов. И сегодня практически у любого казахстанца на слуху его искристая мелодия, которая звучит и на утренниках в детском саду, и в концертных залах.
В 1942 году Хамиди работает в Алма-Атинском музыкальном училище и создает патриотические песни. В 1943 году руководит казахским народным оркестром Радиокомитета. Ему присвоено звание заслуженного артиста КазССР. В 1944 году он заведует кафедрой народных инструментов Алма-Атинской государственной консерватории. Совместно с Ахметом Жубановым пишет монументальную оперу «Абай» о жизни и борьбе великого казахского просветителя, к столетнему юбилею со дня его рождения. Опера «Абай» — одно из лучших достижений оперного искусства Казахстана. Она удачно соединила в себе две тенденции: использование народных песен и кюев и композиторскую оригинальность. В 1945 году Хамиди пишет музыку к фильму «Песни Абая»; создает песню «Булбул» («Соловей»). Эта песня-романс, одно из популярнейших произведений композитора. Его первой исполнительницей стала Куляш Байсеитова. Трепещущий «Булбул» в исполнении Бибигуль Тулегеновой, услышанный единожды, не забывается никогда. В этом же году в соавторстве с Тулебаевым и Брусиловским написал музыку к гимну Казахской ССР. Латиф Хамиди награжден орденом Трудового Красного знамени, удостоен звания заслуженного деятеля искусств Казахской ССР.
В 1947 году Латиф Хамиди и Ахмет Жубанов пишут оперу «Тулеген Тохтаров» на либретто М. Ауэзова о герое Великой Отечественной войны. Композиторы оставались добрыми друзьями всю жизнь. Латиф Хамиди говорил, что этот период сотворчества остался для него счастливым временем. В 1950 году Хамиди пишет оперу «Джамбул» о великом казахском акыне.
В жанре инструментальной музыки Латиф Хамиди творил для фортепиано, ансамбля народных инструментов, струнного квартета, он возвел домбру в ранг виртуозных инструментов, создав удивительные произведения для нее. Хамиди писал музыку к видовым, документальным, научно-популярным, художественным фильмам и к драматическим спектаклям. Идя своим путем первооткрывателя, он переносил на казахскую почву элементы русской и мировой культуры. Пути развития казахской музыки и Латифа Хамиди совпали.
Вокальный жанр — самая важная и обширная часть творчества Хамиди. Именно через него композитор пришел к точному постижению духа и характера казахской музыки, стал родным на казахской земле. К 1933 году Александр Затаевич уже собрал и записал часть народных песен и кюев, Евгений Брусиловский пробует приложить европейские традиции к народной мелодике. Ахмет Жубанов изучает наследие композиторов прошлого Курмангазы, Даулеткирея, Сейтека. Хамиди подключился к этой работе. Одним из первых он точно записал лучшие образцы песен Абая, а также свыше 200 народных песен и инструментальных произведений, затем сделал свыше 100 обработок казахских, татарских, башкирских, узбекских, туркменских песен! Проявив новаторство в области хоровой музыки, Латиф Хамиди создал многоголосную гармонию, естественную и органичную для хоровых произведений на основе народных мелодий. Казахские массовые песни в сочинениях Латифа Хамиди явили сплав традиций казахских народных песен и советской массовой песни, настроение их было жизнеутверждающим.
Композитором написаны более 50 песен и романсов, музыка к драматическим спектаклям и кинофильмам. В истории музыкальной культуры Казахстана Латиф Хамиди остался и как собиратель-этнограф казахской народной музыки, и как автор учебных и музыковедческих изданий. Награжден тремя орденами Трудового Красного Знамени.
Умер в Алма-Ате 29 ноября 1983 года. Именем Латифа Хамиди названа детская музыкальная школа №1 в городе Семей.
назадХамиди Латиф Абдулхаевич (1906-1983 гг.)
Хамиди Латиф Абдулхаевич (1906-1983 гг.)
«Яркий, задорный, гибкий, с тонкими изящными подголосками, он стал праотцом всех последующих вальсов»
Сфера деятельности, в которой оставлен наибольший след
Выдающийся композитор, педагог, народный артист Казахстана (1966 г.), лауреат Государственной премии Казахстана (1978 г.).
В жанре инструментальной музыки Латиф Хамиди творил для фортепиано, ансамбля народных инструментов, струнного квартета, он возвел домбру в ранг виртуозных инструментов, создав удивительные произведения для нее. Хамиди писал музыку к видовым, документальным, научно-популярным, художественным фильмам и к драматическим спектаклям. Идя своим путем первооткрывателя, он переносил на казахскую почву элементы русской и мировой культуры. Пути развития казахской музыки и Латифа Хамиди совпали. К 1933 году Александр Затаевич уже собрал и записал часть народных песен и кюев, Евгений Брусиловский пробует приложить европейские традиции к народной мелодике. Ахмет Жубанов изучает наследие композиторов прошлого Курмангазы, Даулеткерея, Сейтека. Хамиди подключился к этой работе.
Вокальный жанр — самая важная и обширная часть творчества Хамиди. Именно через него композитор пришел к точному постижению духа и характера казахской музыки, стал родным на казахской земле.
Проявив новаторство в области хоровой музыки, Латиф Хамиди создал многоголосную гармонию, естественную и органичную для хоровых произведений на основе народных мелодий.
Интересные факты биографии
Композитором написаны более 50 песен и романсов, музыка к драматическим спектаклям и кинофильмам. Одним из первых он точно записал лучшие образцы песен Абая, а также свыше 200 народных песен и инструментальных произведений, затем сделал свыше 100 обработок казахских, татарских, башкирских, узбекских, туркменских песен.
Воспоминания современников, мнения исследователей, высказывания учеников, потомков
Казахские массовые песни в сочинениях Латифа Хамиди явили сплав традиций казахских народных песен и советской массовой песни, настроение их было жизнеутверждающим.
Уникальные случаи из жизни, связанные с Казахстаном, казахским народом
Творческое или научное наследие
Воспитатель плеяды высоких профессионалов в области композиции и инструментовки Латиф Хамиди был мастером хоровых обработок народных казахских песен, опер и симфонических произведений, одним из авторов Государственного Гимна Казахской ССР, педагогом, дирижером и музыкально-общественным деятелем.
Награды, признание
Интеллектуал, интеллигент Латиф Хамиди награжден тремя орденами Трудового Красного знамени, удостоен звания заслуженного деятеля искусств Казахской ССР.
Библиография
Производство памяти, культурные артефакты
Именем Латифа Хамиди названа детская музыкальная школа №1 в городе Семей;
К 100-летию композитора в Казахстане выпустили почтовую марку;
Rel.kz
Қазақша Мәліметтер Сайты
Композитор Латиф Хамиди. Жизнь и творчество
Имя композитора Латифа Абдулхаевича Хамиди навечно вплетено в музыкальную культуру Казахстана как деятеля, который вместе с композиторами старшего поколения — А.К.Жубановым и Е.Г.Брусиловским — стоял у истоков становления казахской профессиональной музыки. Он был свидетелем формирования, развития и укрепления в Казахстане профессиональной композиторской школы. Л.А.Хамиди — музыкант, начинавший и как один из основоположников татарской профессиональной музыки. Однако так получилось в его судьбе, что он поставил свой талант на служение казахской музыкальной культуре и свыше полувека посвятил ее расцвету и торжеству. Визитной карточкой его могучего таланта могут служить созданные еще в 40-е годы прошлого, двадцатого, столетия произведения, полные радости и света, жизнеутверждающие песни «Казак валка» («Казахский вальс»), «Бул-бул» («Соловей»), бессмертная опера «Абая», созданная в соавторстве с А. К. Жубановым.
Латиф Хамиди родился в бедной татарской семье 17 июля 1906 года в деревне Бувари Кушманской волости Свияшского уезда, бывшей Казанской губернии. Но в деревне Бувари прошли только детские годы Латифа. Постоянная нужда, неуверенность в завтрашнем дне заставили родителей искать счастья по разным городам России: отец Абдулхай работал шахтером в Донбассе, молотобойцем на одном из металлургических заводов Кавказа… И, наконец, семья обосновалась в Узбекистане, в городе Катта-Кургане, где отец плотничал и здесь же в 1913 году будущий композитор пошел в школу.
Музыкальное дарование мальчика обнаружилось очень рано, даже в условиях постоянных переездов и отсутствия каких-либо художественных влияний в семье. Способности Латифа быстро развивались в школе, где помимо основных предметов детей обучали пению и рисованию. Особенно сильно увлекали мальчика музыкальные занятия и уроки языка и литературы. Учитель по музыке Гимат Темирбулатов научил его игре на мандолине, которую он быстро освоил и вскоре стал аккомпанировать своим товарищам на концертах, а затем и выступать с сольными номерами. Именно любовь к мандолине привела затем на репетиции оркестра народных инструментов, где исполнялись пьесы и песни разных народов, в том числе татарские и русские. После установления Советской власти в Катта-Кургане открылась детская музыкальная школа, в которой способного мальчика стали обучать игре на скрипке и фортепиано. Так уже в школьные годы Латиф приобщился к профессиональному обучению музыке.
В личной беседе с автором этих строк Латиф Абулхаевич с большой любовью вспоминал и учительницу цо языку и литературе Захиду Бурнашеву, которая впоследствии стала известной поэтессой в Татарстане. Она заметила у Латифа поэтическую одаренность и помогала мальчику сочинять первые стихи и рассказы: и он уже в 13-летнем возрасте написал две статьи о музыке и пении в школе, сочинил несколько стихотворений и рассказов, опубликованных в детском журнале «Балалар юлдаши». Отъезд учительницы сильно огорчил Латифа, он переживал разлуку, а позже часто вспоминал художественное чтение ею произведений Габдуллы Токая и других татарских писателей и поэтов. Так уже в школьные годы перед Латифом открылся прекрасный мир музыки и поэзии.
В 1920 году семья Хамиди переезжает в Ташкент, ставшем в те годы центром Туркестана, который объединял все республики Средней Азии и Казахстана. В городе проживали не только узбеки, но и казахи, татары, уйгуры и другие народности. Каждый из этих народов имел свой институт просвещения, где функционировала своя художественная самодеятельность. Студенты общались между собой, посещали концерты, знакомились с культурой других народов. Л.Хамиди здесь впервые услышал казахские народные песни и кюи. Особенно сильное впечатление произвели на него казахские песни в исполнении Курманбека Джандарбекова и организованный под его руководством хор девушек и джигитов.
Л.Хамиди мечтает серьезно занятья музыкальным образованием. В Ташкентском музыкальном училище не было композиторского отделения. И он по совету татарского композитора Султана Габяша едет в Казань. Там также не оказалось композиторского отделения и Л.Хамиди был вынуждено поступить в класс виолончели. Важным моментом жизни в Казани явилось знакомство, а затем и общение с известным в то время поэтом Мусой Джалилем. Эта встреча впоследствии выросла в большую искреннюю дружбу ровесников и близких по духу. Здесь Л.Хамиди продолжает сочинять песни и пьесы, популярные среди татарской молодежи. Назовем некоторые из них: это песня «Сиротка» на собственные слова, пьесы для фортепиано «Деревенские мотивы», «Свободный тамбурин», пьеса «Караван» для оркестра народных инструментов.
Однако Л.Хамиди, поразмыслив о своем будущем, все же решает вернуться в Ташкент и завершить образование. Он восстанавливается в Институт просвещения и в 1926 году оканчивает его, получив диплом. Это открыло Л.Хамиди дорогу в жизнь. Он был приглашен в качестве руководителя и пианиста в организованный ансамбль «Синяя блуза». Подготовив концертную программу, они отправляются с гастролями по городам и селам Казахстана. Так Л.Хамиди впервые знакомится с жизнью казахов, с их бытом и культурой. Позже он вспоминал: «Именно тогда, во время этой замечательной поездки, возникла у меня такая горячая любовь к природе, к людям, к музыке казахов, что через семь лет, когда мне было предложено поехать туда, я не задумываясь дал согласие».
Под впечатлением этих поездок молодой музыкант написал несколько новых пьес. Назовем две из них — пьеса для фортепиано «Заря» и для ансамбля народных инструментов «Горы Курдая». Эти пьесы и некоторые задумки других сочинений наводили начинающею композитора на мысль, что еще недостаточно знаний и профессиональных навыков. Надо продолжить образование и Л.Хамиди едет в Москву, чтобы пройти полный курс композиции. Он успешно поступает в Первый музыкальный техникум, руководителем которого был в те годы Б.Л.Яворский. Среди педагогов, оказавших большое влияние на формирование личности композитора, были известный музыковед А.Н.Алыпванг, преподававший историю музыки, и дирижер, руководитель оркестра русских народных инструментов А.С.Илюхин. Последний привил ему любовь к оркестру и дал необходимые навыки для дальнейшей работы в этом направлении. Здесь, в Москве, Л.Хамиди продолжает работать в различных кружках художественной самодеятельности, участие в которых давало возможность чувствовать вкусы и настроение слушателей. Поэтому музыка его всегда была простой, доходчивой и легко запоминающейся.
В годы пребывания в Москве Л.Хамиди особенно много сочиняет музыки для детей. Такой выбор стимулировался тем, что отсутствовал детский репертуар в школах. Особенно много написано детских песен на стихи Мусы Джалиля, который в те годы был студентом филологического факультета Московского государственного университета. Особой популярностью в Москве, а затем и в Казани пользовались «Зайчик», «Покажи-ка», «Юнгистурм» для детского хора, «Веселая молодость», «Песня о Ленине», «Песня октября», «Романс». На стихи других поэтов отметили «Песню шахтеров» слова народные, «Романс» на стихи Г.Тукая. Все эти песни были опубликованы в журналах «Ударник», «Октябренок», которыми руководил Муса Джалиль. Позже они были изданы отдельным сборником в Москве.
По окончании техникума Л.Хамиди продолжает работать в школе, иногда принимает участие в музыкальном оформлении спектаклей Татарского рабочего театра, функционировавшего в Москве. Композитор работал также в агитбригадах — на заводах «Серп и Молот», «Красный богатырь», в клубах коммунальщиков и метростроевцев. Такое тесное общение с рабочей молодежью закаляло его в приобретении навыков профессионального творчества.
В 1933 году под редакцией и предисловием Л.Хамиди вышел сборник АЗатаевича «50 песен казахстанских татар». Это было первым прикосновением его к изучению народной музыки. Л.Хамиди с большой любовью и вниманием отнесся к подготовке сборника — написал предисловие и стал музыкальным редактором, так как многие записи были у него на слуху. В дальнейшем общении с А.В.Затаевичем их встреча вылилась в творческое содружество.
Здесь же, в Москве, Л.Хамиди знакомится с Жуматом Шаниным, в то время главным режиссером казахского театра драмы, и поэтом Аскаром Токмагамбетовым, первым переводчиком советских песен на казахский язык. Это знакомство и привело потом композитора в Алма-Ату в Казахский государственный театр драмы для работы в качестве дирижера, композитора и заведующего музыкальной частью. Так, начиная с 1933 года, дальнейшая творческая судьба Л.Хамиди была нерасторжима с музыкальной культурой Казахстана.
Следует отметить, что 1930-1933 годы для казахского драматического театра были сложными и неоднозначными. Одни спектакли имели огромный успех, другие в сезон выдерживали только несколько постановок. С одной стороны, режиссеры стремились обновлять репертуар, ставить современные пьесы («Борьба» К.Байсеитова и Ж.Шанина, «Турксиб» И.Жансугурова, «Мятеж» Д.Фурманова, «Подводная лодка» М.Тригера, «Хлеб» Киршона и др.). А с другой, создавались спектакли, основанные на национальной тематике («Енлик-Кебек», «Каракоз», «Айман-Шолпан» по пьесам М.Ауэзова, «Шахта» Ж.Шанина и др.). Многие из них были насыщены музыкой, песнями, которые исполнялись под аккомпанемент домбры, баяна.
Впервые в 1933 году на сцене Казахского драматического театра пьеса М.Ауэзова «Енлик-Кебек» была поставлена с музыкой Д.Мацуцина. Это был первый опыт оформления казахского спектакля, где пение актеров сопровождалось симфоническим оркестром. В главной роли выступили Куляш и Канабек Байсеитовы. Успех превзошел все ожидания. Оркестр европейских инструментов в спектакле явился важным новшеством в казахской музыкальной культуре. По мнению А.Тажибаева, «Казахский слушатель, глубоко чтивший свое национальное инструментальное (домбровое и кобызовое) и песенное искусство, сумел воспринять и достойно оценить достижения мировой музыкальной культуры».
И, следовательно, театру требовался руководитель музыкальной частью, профессионал с европейским образованием. Приглашенный Л.Хамиди сразу приступил к работе, создав в том же 1933 году музыку к спектаклю «Документ» по пьесе татарского писателя А.Тазетдинова, а в следующем 1934 году музыку к спектаклю «Тунгі сарын» («Ночные раскаты») по драме М.Ауэзова (в соавторстве с С.Шабельским).
Но в сентябре 1933 года вышло постановление Краевого комитета ВКП(б) Казахстана «О развитии национального искусства». В нем поднимался вопрос об открытии Казахского национального музыкального театра. Поэтому при драматическом театре была организована музыкальная студия. Весь актерский состав был разделен на две группы: чисто драматический, где остались Серке Кожамкулов, Капан Бадыров, Калибек Куанышпаев, Елюбай Умурзаков и др., и музыкальный театр, куда перешли Куляш и Канабек Байсеитовы, Курманбек Джандарбеков, Иса Байзаков, Амре Кашаубаев и танцовщица Шара Жиенкулова и др.
Первым спектаклем музыкального театра стала «Айман-Шолпан» на комическую пьесу М.Ауэзова, затем «Шуга» по драме Б.Майлина. Постановки осуществили Ж.Шанин и К.Джандарбеков, обе с народной музыкой в обработке И.В.Коцика. Так в 1934 году был создан первый Казахский музыкальный театр, который впоследствии был преобразован в Театр оперы и балета.
Еще в 1933 году в Казахстан был приглашен и Е.Г.Брусиловский, принявший предложение А.Жубанова работать научным сотрудником в кабинете по записи и изучению казахской народной музыки при музыкально-драматическом техникуме. Е.Брусиловский, естественно, видел все первые постановки музыкального театра («Енлик-Кебек», «Айман-Шолпан», «Шуга») по пьесе Г.Мусрепова. Премьера состоялась весной 1934 года и была восторженно принята слушателями. Это вдохновило композитора на доработки спектакля и уже через несколько месяцев он представил свой труд в качестве оперы.
Причина большого успеха заключалась в удачном выборе народных мелодий для характеристики главных героев — Жибек, Тулегена, Бекежана и Шеге. Спектакль создавался в тесном содружестве с либретистом Г.Мусреповым, режиссером Ж.Шаниным, ведущими артистами Курманбеком Джандарбековым, Куляш и Канабеком Байсейтовыми, Манарбеком Ержановым. Так Е.Брусиловский стал тесно сотрудничать с музыкальным театром, а Л.Хамиди с драматическим. Но создание двух самостоятельных театров резко сократило работу в качестве музыканта в драматическом для Л.Хамиди и он был вынужден принять приглашение поработать в Семипалатинском областном музыкально-драматическом театре.
В Семипалатинске Л.Хамиди прожил около года. И здесь пытливый молодой художник нашел себе место приложения. Он помог в организации театра, выезжал в окрестные города и села, где записал много народной музыки. Среди них особо ценными оказались песни Абая, которые были сообщены племянником поэта Ахрамом Искаковым. Впоследствии они были опубликованы в сборнике «Музыкальное творчество Абая» и включены во второй том сочинений Абая. Записи песен Абая пригодились композитору и в работе над оперой «Абай» впоследствии написанной совместно с композитором А.К.Жубановым.
В 1945 году Л.А.Хамиди становится автором «Гимна Казахской ССР» в соавторстве с М.Тулебаевым и Е.Брусиловеким. В том же году он был награжден орденом Трудового Красного Знамени с присвоением ему высокого звания «Заслуженный деятель искусств Казахской ССР». Эти награды еще больше окрылили композитора и послужили мощным толчком к созданию новых сочинений крупной формы, теперь уже на современную тематику.
Латиф Хамиди приступает к созданию одноактной оперы «Джамбул и Айкумыс» по либретто К.Бекхожина. Композитор начал работать с большим энтузиазмом и хотел ее завершить к 100-летию со дня рождения поэта современности Джамбула Джабаева. Но работа на некоторое время приостановилась в связи с тем, что композитору предложили написать музыку к кинофильму «Песни Абая». И одновременно Л.Хамиди согласился стать соавтором А.Жубанова в создании новой оперы — «Тулеген Токтаров» Премьера оперы «Джамбул и Айкумыс» состоялась в следующем 1946 году и, хотя была тепло принята слушателями, но после нескольких постановок сошла со сцены.
Наиболее значительным среди сочинений этих лет оказалась музыка к кинофильму «Песни Абая». Увлекательно и мастерски подобранные песни Абая стали важным эмоциональным и смысловым стержнем в раскрытии образа поэта, любимца простого народа. Успеху фильма способствовали и сценарий, созданный Мухтаром Ауэзовым, и работа известного актера Калибека Куанышпаева в роли Абая, и блистательное исполнение Шакена Айманова в роли Шарила.
Подводя итоги творческой деятельности композитора следует отметить, что Л.Хамиди на протяжении всех лет уделял большое значение хоровой музыке. В дни подготовки декады литературы и искусства 1958 года все хоровые произведения в виде обработок казахских народных песен для а капелла были опубликованы в одном сборнике. Их качество выполнения говорит о высоком профессионализме композитора. Он мастерски владел приемами гармонического и полифонического письма. Сейчас все эти обработки народной музыки широко исполняются различными хоровыми коллективами, изучаются в учебном процессе. Поскольку казахская народная музыка по природе одноголосна, в хоровом эквиваленте надо было искать такие пути, которые бы, с одной стороны, не нарушали народную специфику, с другой — включали бы новые элементы в музыкальное мышление народа. И композитор сумел их обновить, сделать звучными, полифонически и гармонически обогащенными.
Более четверти века насчитывает педагогическая деятельность ЛАХамиди. Работая в Алма-Атинской государственной консерватории имени Курмангазы (ныне Казахская национальная консерватория) в должности доцента, он вел различные предметы теоретического цикла, в том числе инструментовку и чтение партитур на отделении казахских народных инструментов. Его учебное пособие «Школа игры на домбре», написанное совместно с Б.Гизатовым, а также «Этюды на домбре» и «Сборник задач по инструментовке» до сих пор пользуются спросом у студентов по натуре отзывчивый, внимательный к собеседнику, он пользовался среди коллег, композиторов и студентов огромным уважением.
Л.А.Хамиди в разные годы был членом Оргкомитета в Союзе композиторов Казахстана, председателем ревизионной комиссии СК, председателем детской комиссии и председателем Казахского отделения музфонда СК. Он часто назначался председателем жюри многих конкурсов, фестивалей, олимпиад участников художественной самодеятельности. Особое внимание он уделял подрастающему поколению. Среди его учеников — известные деятели культуры, профессора Фатима Балгаева, Кубыш Мухитов, дирижеры Фуат Мансуров, Шамгон Кажгалиев, композиторы Леонид Афанасьев, Нургиса Тлендиев и многие другие.
Как публицист Л.А.Хамиди живо откликался на различные музыкальные события, которые проходили в нашей республике и за ее пределами. Он делился воспоминаниями о Мусе Джалиле, Мукане Тулебаеве, Ахмете Жубанове, Жумате Шанине и других, издал отдельную брошюру совместно с сыном Рашидом Хамиди о жизни и творчестве братьев Муслиме и Ришате Абдуллиных, которая называлась «Жизнь в искусстве» (поют Ришат и Муслим Абдуллины, 1975).
Музыкальная общественность республики широко отметила в 1976 году 70-летие со дня рождения композитора Л.А.Хамиди — народного артиста Казахской ССР, заслуженного деятеля искусств республики, многолетний труд которого был высоко оценен правительственными наградами — орденом Трудового Красного Знамени (трижды), многими медалями страны и Грамотами Президиума Верховного Совета республики.
Имя композитора Л А. Хамиди, автора бессмертных произведений, навсегда останется в благодарной памяти нашего народа, а в памяти его современников — как человек тихого обаяния, скромный и интелигентный, всегда доброжелательный, но в вопросах творчества принципиальный.