ле гофф ж история европы рассказанная детям

Ле гофф ж история европы рассказанная детям

История Средних веков, рассказанная детям

Моим родителям, Ханке, Барбаре и Тома

ВСТУПЛЕНИЕ К КНИГЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ… И ДЛЯ ТЕХ, КТО ПОСТАРШЕ

ле гофф ж история европы рассказанная детям. Смотреть фото ле гофф ж история европы рассказанная детям. Смотреть картинку ле гофф ж история европы рассказанная детям. Картинка про ле гофф ж история европы рассказанная детям. Фото ле гофф ж история европы рассказанная детям

Для понимания настоящего важно знать прошлое: в чем мы ему наследуем, от чего отказались.

Историки заметили, что понимать и объяснять прошлое, особенно в школе, становится легче, если выделять в нем последовательные периоды, каждый со своими характерными чертами. Период под названием «Средние века» сразу вызывает два вопроса: какова его протяженность и какова роль в истории — положительная, как считают одни, или отрицательная, как полагают другие.

Средневековье вдохновляло романистов, и многие исторические романы имели громкий успех, а с тех пор как появилось кино — и режиссеров, и публика, особенно дети, с упоением смотрит исторические фильмы. Это еще один повод попытаться объяснить вам, что представляли и что представляют собой для нас ныне Средние века.

ле гофф ж история европы рассказанная детям. Смотреть фото ле гофф ж история европы рассказанная детям. Смотреть картинку ле гофф ж история европы рассказанная детям. Картинка про ле гофф ж история европы рассказанная детям. Фото ле гофф ж история европы рассказанная детям

Их протяженность. «Прекрасное» и «уродливое» Средневековье

ле гофф ж история европы рассказанная детям. Смотреть фото ле гофф ж история европы рассказанная детям. Смотреть картинку ле гофф ж история европы рассказанная детям. Картинка про ле гофф ж история европы рассказанная детям. Фото ле гофф ж история европы рассказанная детям

— В школе нам говорят, что XVI век — это эпоха Возрождения, XVII век — эпоха классицизма, XVIII — век Просвещения. А когда начинается и заканчивается Средневековье?

— Средневековье длилось очень долго — как минимум тысячу лет! Обычно, когда говорят о Средних веках, имеют в виду период с 1000 по 1500 год, хотя вообще-то они начались по крайней мере пятью веками раньше — около 500 года, еще в V веке от Рождества Христова. В 476 году предводитель варваров Одоакр сверг последнего римского императора и захватил власть в Риме. Это событие знаменовало конец Римской империи и, более того, — конец Античности.

— Но ведь эпохи не сменяются каждый раз, как свергают короля или пресекается королевская или императорская династия.

— Совершенно верно. В V веке были и другие важные перемены. Во-первых, начавшееся еще в IV столетии Великое переселение народов, которые римляне называли варварскими. Первыми пришли варвары с севера (германцы и североевропейские племена) и с запада (кельты), затем — с востока (венгры и славяне). Нашествие этих орд кажется нам ураганом, сметающим все на своем пути. Однако ближе к истине картина мирного переселения людей, которые хотят жить южнее, чем раньше. Возьмите викингов: вам наверняка попадались изображения того, как они высаживаются на берегах Нормандии, чтобы разграбить и опустошить прибрежные территории. Более вероятно, однако, что это были купцы, приплывшие из северных стран торговать, некоторые из них так и остались «у нас».

— Значит, поменялась и вера?

— Да, но по другим причинам. В IV–V веках в Римской империи распространилось христианство, религия, которую приняли императоры, и пришел конец язычеству — так христиане называли римскую веру в многочисленных богов и богинь. Язычество исчезало постепенно (но, конечно, исчезло не полностью) и мало-помалу уступало место христианству. Многобожие сменилось верой в библейского Бога Ветхого и Нового Заветов, единого в трех лицах (Отец, Сын и Святой Дух). Тогда стали принимать христианство и варвары: имя самого известного из новообращенных во Франции вам, без сомнения, знакомо: это король франков Хлодвиг (500 год от P. X.). Согласно легенде, он крестился по настоянию своей жены Хродехильды.

— Да, я сознательно сказал «согласно легенде». И хотел бы обратить ваше внимание на то, что документов от раннего Средневековья сохранилось очень немного, а те, что сохранились — например, рассказ о крещении Хлодвига, — не обязательно показывают события так, как они происходили. Поэтому к ним надо подходить критически, сопоставлять с другими документами, или, как говорят историки, источниками. У авторов этих рассказов были свои соображения: скажем, в данном случае надо было продемонстрировать, что земли, из которых состоит Франция, были крещеными изначально, подчеркнуть христианские истоки. В реальности все гораздо сложнее.

— Учитель говорил нам и о некоем «долгом Средневековье».

— На то есть причины: о датировке конца Средневековья много спорят. Я сказал «около 1500 года», потому что такую границу предлагают ваши учебники. В них пишут, что в конце XV века в Италии, а затем и во всей Европе начался новый период — Ренессанс (Возрождение). Еще, как вы скоро увидите, в школьной программе XV век считается началом так называемого Нового времени. Все же есть историки, и я в их числе, которые полагают, что Средневековье длилось до конца XVIII столетия.

— Если говорить коротко, именно эту эпоху отмечают три явления, круто изменившие жизнь общества (уточню — западного общества, европейского, и прежде всего наиболее развитых государств: Англии, Франции, стран Северной Европы). Во-первых, стремительный научный прогресс, введение в оборот все более и более точных инструментов и методов исследования. Далее, как следствие научных успехов, создание в конце XVII века все более эффективных механизмов и технологий производства. В 1698 году в Англии был запущен первый паровой двигатель (его изобретатели — француз Дени Папен и англичанин Томас Сэйвери). Все это позднее назовут началом «промышленной революции». Произошли, наконец, и политические революции, в частности Великая французская, признанная настоящим поворотным моментом в истории Франции, Европы и даже всего мира: она положила конец старой политической системе, старому режиму и так называемому феодализму, который стал, собственно, символом «уродливого» Средневековья.

— Давайте начнем с самого понятия — «Средние века». Почему «Средние»?

— Выражение как раз тогда и появилось, ближе к концу эпохи. Его ввели в обиход ученые и люди искусства, оценивавшие недавнее прошлое (для нас — ядро Средневековья) как этап промежуточный, переходный, и при этом темный, упадочный по сравнению с Античностью. Древняя культура идеализировалась; с их точки зрения, она была утонченнее. Это, прежде всего идея итальянских поэтов-гуманистов конца XV — начала XVI столетия, убежденных, что у людей больше достоинств, чем считает средневековое христианство, зацикленное на греховности человека перед лицом Господа.

Есть и другой источник. В XVIII веке (веке Просвещения, как вы только что совершенно верно сказали) было принято относиться с презрением к людям и культуре Средневековья. Укоренилось представление о периоде мракобесия, когда вера в Бога подавляла человеческий разум. И просветители, и гуманисты разучились видеть красоту и величие этих столетий.

Подведем итог: Средние века — это те, которые лежат между двумя эпохами, почитаемыми выше их, то есть Античностью и Новым временем. Последнее начинается с Возрождения — тоже очень характерное слово: в XV–XVI веках возрождается античность, как будто Средневековье было ненужным отступлением!

ле гофф ж история европы рассказанная детям. Смотреть фото ле гофф ж история европы рассказанная детям. Смотреть картинку ле гофф ж история европы рассказанная детям. Картинка про ле гофф ж история европы рассказанная детям. Фото ле гофф ж история европы рассказанная детям

— Значит, «уродство» Средневековья видят все. Но никак не скажешь, что эта сторона победила!

— Конечно. В XIX веке писатели-романтики увидели и другую — прекрасную и величественную. В чем? Здесь еще не прозвучало слово «готический», прочно связанное в нашем представлении со средневековыми соборами. Но в эпоху Возрождения это слово означало «варварский». Хулители уродливого Средневековья находят его искусство варварским. А вот романтиков, напротив, восхищает изысканность и необычность готики, особенно готических церквей. Пример такого отношения — известный вам роман «Собор Парижской Богоматери», в котором Виктор Гюго увековечил одноименный собор в сердце Парижа, куда и в наши дни туристы тысячами едут со всего мира.

Источник

ле гофф ж история европы рассказанная детям. Смотреть фото ле гофф ж история европы рассказанная детям. Смотреть картинку ле гофф ж история европы рассказанная детям. Картинка про ле гофф ж история европы рассказанная детям. Фото ле гофф ж история европы рассказанная детям

Кто расскажет о Средних веках лучше, чем Жак Ле Гофф? Знаменитый французский историк, один из главных специалистов по Средневековью (а возможно, крупнейший на сегодняшний день), написал великолепную книгу, которая будет интересна как детям, так и взрослым. Она построена как диалог между автором-ученым и любознательным подростком. Средние века — одна из самых притягательных и ярких эпох в истории Европы. Ле Гофф показывает два разных ее облика: прекрасный, благородный, поэтический с одной стороны и неприглядный, в чем-то даже уродливый — с другой. В живой, ненавязчивой, увлекательной манере он рассказывает о бесстрашных рыцарях и прекрасных дамах, которым они служили, о турнирах, доспехах, устройстве и назначении замков, о соборах и важности религии для людей того времени, о сословиях средневекового общества, о королях, святых и феях, первых университетах, ярмарках, музыке, праздниках, народных поверьях и многом другом.

На русском языке книга издается впервые.

История Средних веков, рассказанная детям

Моим родителям, Ханке, Барбаре и Тома

ВСТУПЛЕНИЕ К КНИГЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ… И ДЛЯ ТЕХ, КТО ПОСТАРШЕ

ле гофф ж история европы рассказанная детям. Смотреть фото ле гофф ж история европы рассказанная детям. Смотреть картинку ле гофф ж история европы рассказанная детям. Картинка про ле гофф ж история европы рассказанная детям. Фото ле гофф ж история европы рассказанная детям

Для понимания настоящего важно знать прошлое: в чем мы ему наследуем, от чего отказались.

Историки заметили, что понимать и объяснять прошлое, особенно в школе, становится легче, если выделять в нем последовательные периоды, каждый со своими характерными чертами. Период под названием «Средние века» сразу вызывает два вопроса: какова его протяженность и какова роль в истории — положительная, как считают одни, или отрицательная, как полагают другие.

Средневековье вдохновляло романистов, и многие исторические романы имели громкий успех, а с тех пор как появилось кино — и режиссеров, и публика, особенно дети, с упоением смотрит исторические фильмы. Это еще один повод попытаться объяснить вам, что представляли и что представляют собой для нас ныне Средние века.

ле гофф ж история европы рассказанная детям. Смотреть фото ле гофф ж история европы рассказанная детям. Смотреть картинку ле гофф ж история европы рассказанная детям. Картинка про ле гофф ж история европы рассказанная детям. Фото ле гофф ж история европы рассказанная детям

Их протяженность. «Прекрасное» и «уродливое» Средневековье

ле гофф ж история европы рассказанная детям. Смотреть фото ле гофф ж история европы рассказанная детям. Смотреть картинку ле гофф ж история европы рассказанная детям. Картинка про ле гофф ж история европы рассказанная детям. Фото ле гофф ж история европы рассказанная детям

— В школе нам говорят, что XVI век — это эпоха Возрождения, XVII век — эпоха классицизма, XVIII — век Просвещения. А когда начинается и заканчивается Средневековье?

— Средневековье длилось очень долго — как минимум тысячу лет! Обычно, когда говорят о Средних веках, имеют в виду период с 1000 по 1500 год, хотя вообще-то они начались по крайней мере пятью веками раньше — около 500 года, еще в V веке от Рождества Христова. В 476 году предводитель варваров Одоакр сверг последнего римского императора и захватил власть в Риме. Это событие знаменовало конец Римской империи и, более того, — конец Античности.

— Но ведь эпохи не сменяются каждый раз, как свергают короля или пресекается королевская или императорская династия.

— Совершенно верно. В V веке были и другие важные перемены. Во-первых, начавшееся еще в IV столетии Великое переселение народов, которые римляне называли варварскими. Первыми пришли варвары с севера (германцы и североевропейские племена) и с запада (кельты), затем — с востока (венгры и славяне). Нашествие этих орд кажется нам ураганом, сметающим все на своем пути. Однако ближе к истине картина мирного переселения людей, которые хотят жить южнее, чем раньше. Возьмите викингов: вам наверняка попадались изображения того, как они высаживаются на берегах Нормандии, чтобы разграбить и опустошить прибрежные территории. Более вероятно, однако, что это были купцы, приплывшие из северных стран торговать, некоторые из них так и остались «у нас».

— Значит, поменялась и вера?

— Да, но по другим причинам. В IV–V веках в Римской империи распространилось христианство, религия, которую приняли императоры, и пришел конец язычеству — так христиане называли римскую веру в многочисленных богов и богинь. Язычество исчезало постепенно (но, конечно, исчезло не полностью) и мало-помалу уступало место христианству. Многобожие сменилось верой в библейского Бога Ветхого и Нового Заветов, единого в трех лицах (Отец, Сын и Святой Дух). Тогда стали принимать христианство и варвары: имя самого известного из новообращенных во Франции вам, без сомнения, знакомо: это король франков Хлодвиг (500 год от P. X.). Согласно легенде, он крестился по настоянию своей жены Хродехильды.

— А это легенда?

— Да, я сознательно сказал «согласно легенде». И хотел бы обратить ваше внимание на то, что документов от раннего Средневековья сохранилось очень немного, а те, что сохранились — например, рассказ о крещении Хлодвига, — не обязательно показывают события так, как они происходили. Поэтому к ним надо подходить критически, сопоставлять с другими документами, или, как говорят историки, источниками. У авторов этих рассказов были свои соображения: скажем, в данном случае надо было продемонстрировать, что земли, из которых состоит Франция, были крещеными изначально, подчеркнуть христианские истоки. В реальности все гораздо сложнее.

— Учитель говорил нам и о некоем «долгом Средневековье».

— На то есть причины: о датировке конца Средневековья много спорят. Я сказал «около 1500 года», потому что такую границу предлагают ваши учебники. В них пишут, что в конце XV века в Италии, а затем и во всей Европе начался новый период — Ренессанс (Возрождение). Еще, как вы скоро увидите, в школьной программе XV век считается началом так называемого Нового времени. Все же есть историки, и я в их числе, которые полагают, что Средневековье длилось до конца XVIII столетия.

— Почему?

— Если говорить коротко, именно эту эпоху отмечают три явления, круто изменившие жизнь общества (уточню — западного общества, европейского, и прежде всего наиболее развитых государств: Англии, Франции, стран Северной Европы). Во-первых, стремительный научный прогресс, введение в оборот все более и более точных инструментов и методов исследования. Далее, как следствие научных успехов, создание в конце XVII века все более эффективных механизмов и технологий производства. В 1698 году в Англии был запущен первый паровой двигатель (его изобретатели — француз Дени Папен и англичанин Томас Сэйвери). Все это позднее назовут началом «промышленной революции». Произошли, наконец, и политические революции, в частности Великая французская, признанная настоящим поворотным моментом в истории Франции, Европы и даже всего мира: она положила конец старой политической системе, старому режиму и так называемому феодализму, который стал, собственно, символом «уродливого» Средневековья.

— Давайте начнем с самого понятия — «Средние века». Почему «Средние»?

— Выражение как раз тогда и появилось, ближе к концу эпохи. Его ввели в обиход ученые и люди искусства, оценивавшие недавнее прошлое (для нас — ядро Средневековья) как этап промежуточный, переходный, и при этом темный, упадочный по сравнению с Античностью. Древняя культура идеализировалась; с их точки зрения, она была утонченнее. Это, прежде всего идея итальянских поэтов-гуманистов конца XV — начала XVI столетия, убежденных, что у людей больше достоинств, чем считает средневековое христианство, зацикленное на греховности человека перед лицом Господа.

Есть и другой источник. В XVIII веке (веке Просвещения, как вы только что совершенно верно сказали) было принято относиться с презрением к людям и культуре Средневековья. Укоренилось представление о периоде мракобесия, когда вера в Бога подавляла человеческий разум. И просветители, и гуманисты разучились видеть красоту и величие этих столетий.

Источник

История Средних веков, рассказанная детям

ле гофф ж история европы рассказанная детям. Смотреть фото ле гофф ж история европы рассказанная детям. Смотреть картинку ле гофф ж история европы рассказанная детям. Картинка про ле гофф ж история европы рассказанная детям. Фото ле гофф ж история европы рассказанная детям

Кто расскажет о Средних веках лучше, чем Жак Ле Гофф? Знаменитый французский историк, один из главных специалистов по Средневековью (а возможно, крупнейший на сегодняшний день), написал великолепную книгу, которая будет интересна как детям, так и взрослым. Она построена как диалог между автором-ученым и любознательным подростком. Средние века — одна из самых притягательных и ярких эпох в истории Европы. Ле Гофф показывает два разных ее облика: прекрасный, благородный, поэтический с одной стороны и неприглядный, в чем-то даже уродливый — с другой. В живой, ненавязчивой, увлекательной манере он рассказывает о бесстрашных рыцарях и прекрасных дамах, которым они служили, о турнирах, доспехах, устройстве и назначении замков, о соборах и важности религии для людей того времени, о сословиях средневекового общества, о королях, святых и феях, первых университетах, ярмарках, музыке, праздниках, народных поверьях и многом другом.

На русском языке книга издается впервые.

Для понимания настоящего важно знать прошлое: в чем мы ему наследуем, от чего отказались.

Историки заметили, что понимать и объяснять прошлое, особенно в школе, становится легче, если выделять в нем последовательные периоды, каждый со своими характерными чертами. Период под названием «Средние века» сразу вызывает два вопроса: какова его протяженность и какова роль в истории — положительная, как считают одни, или отрицательная, как полагают другие.

История Средних веков, рассказанная детям скачать fb2, epub бесплатно

ле гофф ж история европы рассказанная детям. Смотреть фото ле гофф ж история европы рассказанная детям. Смотреть картинку ле гофф ж история европы рассказанная детям. Картинка про ле гофф ж история европы рассказанная детям. Фото ле гофф ж история европы рассказанная детям

Жак Ле Гофф, один из самых известных специалистов по Средним векам, в своем кратком курсе истории тела рассказывает о главном объекте дискуссий и конфликтов того времени, размышляя о свободе, чувственности и сексуальности Отношение к телу, угнетаемому и превозносимому, в Средние века было противоречивым и неоднозначным — от воздержания священников до наслаждения мирян, от устоев христианства до пережитков язычества, от моды в одежде до привычек в питании, от целибата до страстной любви

ле гофф ж история европы рассказанная детям. Смотреть фото ле гофф ж история европы рассказанная детям. Смотреть картинку ле гофф ж история европы рассказанная детям. Картинка про ле гофф ж история европы рассказанная детям. Фото ле гофф ж история европы рассказанная детям

Книга «Цивилизация средневекового Запада» написана известным французским историком школы «Анналов» Жаком Ле Гоффом.

Этот крупнейший специалист по истории Средних веков не только рассматривает реалии эпохи и материальные аспекты пространства и времени, но и открывает современному читателю повседневную жизнь средневекового человека, который переходил от насилия к мирной жизни, от веры к знанию, изобрел механизмы, часы, университет и нации.

Один из самых авторитетных историков XX века, Жак Ле Гофф рассматривает средневековый Запад в заданных им параметрах пространства-времени, материальной культуры и социальной иерархии, открывающих нам как человека Средневековья в его повседневности и в его ментальности, так и особенности духовной культуры людей в Средние века. Книга, ставшая классической работой о Средних веках, впервые издается вместе с оригинальным «Справочным индексом» — авторским комментарием основных понятий и персоналий эпохи.

ле гофф ж история европы рассказанная детям. Смотреть фото ле гофф ж история европы рассказанная детям. Смотреть картинку ле гофф ж история европы рассказанная детям. Картинка про ле гофф ж история европы рассказанная детям. Фото ле гофф ж история европы рассказанная детям

Известнейший французский медиевист рассматривает Средние века прежде всего с точки зрения складывания европейской идентичности. Именно в эту эпоху, которая заслуживает самого пристального к себе отношения, сформировались основные черты знакомой нам Европы. Само понятие «Европа» встречается уже в документах VII века, а первая попытка ее объединения восходит к следующему столетию. Далее, на протяжении всего Средневековья, складывались отличительные особенности Европы как особой социокультурной общности, объединенной христианскими ценностями, и возникали первые ростки общеевропейского самосознания.

ле гофф ж история европы рассказанная детям. Смотреть фото ле гофф ж история европы рассказанная детям. Смотреть картинку ле гофф ж история европы рассказанная детям. Картинка про ле гофф ж история европы рассказанная детям. Фото ле гофф ж история европы рассказанная детям

С очерка истории интеллектуалов, людей, посвятивших себя умственной деятельности, — ученых (монахов и клириков) и мирян (богословов и философов), Ле Гофф начинает свою экспансию в мир духовности и психологии человека Средних веков. Как и в последующих своих работах — «Другое Средневековье», «Людовик IX Святой», нашумевшей в 1960-е годы «Цивилизации средневекового Запада» и др., он остается верен культурно-антропологическому подходу «Новой исторической науки», у истоков которой стояли Марк Блок и Люсьен Февр.

Книга адресована историкам, философам, культурологам, филологам, а также самому широкому читателю, интересующемуся прошлым европейской культуры.

ле гофф ж история европы рассказанная детям. Смотреть фото ле гофф ж история европы рассказанная детям. Смотреть картинку ле гофф ж история европы рассказанная детям. Картинка про ле гофф ж история европы рассказанная детям. Фото ле гофф ж история европы рассказанная детям

Мы представляем отечественному читателю историко-антропологическое исследование Жака Ле Гоффа, посвященное роли денег в средневековье. Автор фокусирует свое внимание на двух аспектах: Первый — это собственно деньги, почти исключительно представленные в ту эпоху в виде монеты (или вернее монет), равно как и все с ними связанное: чеканка, история монетных дворов и видов монет, денежное обращение, становление государственных налоговых систем, появление финансового учета. Второй — это отношение к деньгам: стремление к обладанию ими. к их использованию. Легитимацию и оправдание чему находили как люди, так и государства не смотря на то, какие условия к тому предъявлял доминирующий идеологический институт средневековья — христианская церковь. Деньги не случайно выбраны Жаком Ле Гоффом в качестве предмета исследования: отношение к деньгам выявляет фундаментальное различие менталитетов современного европейского человека и человека средневековья. На примере изменения отношения к богатству, выраженному в денежной форме, автор прослеживает, как в рамках средневекового общества постепенно формируется новое отношение к деньгам, приводящее впоследствии к становлению духа капитализма, столь характерного для современной европейской цивилизации.

Источник

Ле гофф ж история европы рассказанная детям

История Средних веков, рассказанная детям

Моим родителям, Ханке, Барбаре и Тома

ВСТУПЛЕНИЕ К КНИГЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ… И ДЛЯ ТЕХ, КТО ПОСТАРШЕ

ле гофф ж история европы рассказанная детям. Смотреть фото ле гофф ж история европы рассказанная детям. Смотреть картинку ле гофф ж история европы рассказанная детям. Картинка про ле гофф ж история европы рассказанная детям. Фото ле гофф ж история европы рассказанная детям

Для понимания настоящего важно знать прошлое: в чем мы ему наследуем, от чего отказались.

Историки заметили, что понимать и объяснять прошлое, особенно в школе, становится легче, если выделять в нем последовательные периоды, каждый со своими характерными чертами. Период под названием «Средние века» сразу вызывает два вопроса: какова его протяженность и какова роль в истории — положительная, как считают одни, или отрицательная, как полагают другие.

Средневековье вдохновляло романистов, и многие исторические романы имели громкий успех, а с тех пор как появилось кино — и режиссеров, и публика, особенно дети, с упоением смотрит исторические фильмы. Это еще один повод попытаться объяснить вам, что представляли и что представляют собой для нас ныне Средние века.

ле гофф ж история европы рассказанная детям. Смотреть фото ле гофф ж история европы рассказанная детям. Смотреть картинку ле гофф ж история европы рассказанная детям. Картинка про ле гофф ж история европы рассказанная детям. Фото ле гофф ж история европы рассказанная детям

Их протяженность. «Прекрасное» и «уродливое» Средневековье

ле гофф ж история европы рассказанная детям. Смотреть фото ле гофф ж история европы рассказанная детям. Смотреть картинку ле гофф ж история европы рассказанная детям. Картинка про ле гофф ж история европы рассказанная детям. Фото ле гофф ж история европы рассказанная детям

— В школе нам говорят, что XVI век — это эпоха Возрождения, XVII век — эпоха классицизма, XVIII — век Просвещения. А когда начинается и заканчивается Средневековье?

— Средневековье длилось очень долго — как минимум тысячу лет! Обычно, когда говорят о Средних веках, имеют в виду период с 1000 по 1500 год, хотя вообще-то они начались по крайней мере пятью веками раньше — около 500 года, еще в V веке от Рождества Христова. В 476 году предводитель варваров Одоакр сверг последнего римского императора и захватил власть в Риме. Это событие знаменовало конец Римской империи и, более того, — конец Античности.

— Но ведь эпохи не сменяются каждый раз, как свергают короля или пресекается королевская или императорская династия.

— Совершенно верно. В V веке были и другие важные перемены. Во-первых, начавшееся еще в IV столетии Великое переселение народов, которые римляне называли варварскими. Первыми пришли варвары с севера (германцы и североевропейские племена) и с запада (кельты), затем — с востока (венгры и славяне). Нашествие этих орд кажется нам ураганом, сметающим все на своем пути. Однако ближе к истине картина мирного переселения людей, которые хотят жить южнее, чем раньше. Возьмите викингов: вам наверняка попадались изображения того, как они высаживаются на берегах Нормандии, чтобы разграбить и опустошить прибрежные территории. Более вероятно, однако, что это были купцы, приплывшие из северных стран торговать, некоторые из них так и остались «у нас».

— Значит, поменялась и вера?

— Да, но по другим причинам. В IV–V веках в Римской империи распространилось христианство, религия, которую приняли императоры, и пришел конец язычеству — так христиане называли римскую веру в многочисленных богов и богинь. Язычество исчезало постепенно (но, конечно, исчезло не полностью) и мало-помалу уступало место христианству. Многобожие сменилось верой в библейского Бога Ветхого и Нового Заветов, единого в трех лицах (Отец, Сын и Святой Дух). Тогда стали принимать христианство и варвары: имя самого известного из новообращенных во Франции вам, без сомнения, знакомо: это король франков Хлодвиг (500 год от P. X.). Согласно легенде, он крестился по настоянию своей жены Хродехильды.

— Да, я сознательно сказал «согласно легенде». И хотел бы обратить ваше внимание на то, что документов от раннего Средневековья сохранилось очень немного, а те, что сохранились — например, рассказ о крещении Хлодвига, — не обязательно показывают события так, как они происходили. Поэтому к ним надо подходить критически, сопоставлять с другими документами, или, как говорят историки, источниками. У авторов этих рассказов были свои соображения: скажем, в данном случае надо было продемонстрировать, что земли, из которых состоит Франция, были крещеными изначально, подчеркнуть христианские истоки. В реальности все гораздо сложнее.

— Учитель говорил нам и о некоем «долгом Средневековье».

— На то есть причины: о датировке конца Средневековья много спорят. Я сказал «около 1500 года», потому что такую границу предлагают ваши учебники. В них пишут, что в конце XV века в Италии, а затем и во всей Европе начался новый период — Ренессанс (Возрождение). Еще, как вы скоро увидите, в школьной программе XV век считается началом так называемого Нового времени. Все же есть историки, и я в их числе, которые полагают, что Средневековье длилось до конца XVIII столетия.

— Если говорить коротко, именно эту эпоху отмечают три явления, круто изменившие жизнь общества (уточню — западного общества, европейского, и прежде всего наиболее развитых государств: Англии, Франции, стран Северной Европы). Во-первых, стремительный научный прогресс, введение в оборот все более и более точных инструментов и методов исследования. Далее, как следствие научных успехов, создание в конце XVII века все более эффективных механизмов и технологий производства. В 1698 году в Англии был запущен первый паровой двигатель (его изобретатели — француз Дени Папен и англичанин Томас Сэйвери). Все это позднее назовут началом «промышленной революции». Произошли, наконец, и политические революции, в частности Великая французская, признанная настоящим поворотным моментом в истории Франции, Европы и даже всего мира: она положила конец старой политической системе, старому режиму и так называемому феодализму, который стал, собственно, символом «уродливого» Средневековья.

— Давайте начнем с самого понятия — «Средние века». Почему «Средние»?

— Выражение как раз тогда и появилось, ближе к концу эпохи. Его ввели в обиход ученые и люди искусства, оценивавшие недавнее прошлое (для нас — ядро Средневековья) как этап промежуточный, переходный, и при этом темный, упадочный по сравнению с Античностью. Древняя культура идеализировалась; с их точки зрения, она была утонченнее. Это, прежде всего идея итальянских поэтов-гуманистов конца XV — начала XVI столетия, убежденных, что у людей больше достоинств, чем считает средневековое христианство, зацикленное на греховности человека перед лицом Господа.

Есть и другой источник. В XVIII веке (веке Просвещения, как вы только что совершенно верно сказали) было принято относиться с презрением к людям и культуре Средневековья. Укоренилось представление о периоде мракобесия, когда вера в Бога подавляла человеческий разум. И просветители, и гуманисты разучились видеть красоту и величие этих столетий.

Подведем итог: Средние века — это те, которые лежат между двумя эпохами, почитаемыми выше их, то есть Античностью и Новым временем. Последнее начинается с Возрождения — тоже очень характерное слово: в XV–XVI веках возрождается античность, как будто Средневековье было ненужным отступлением!

ле гофф ж история европы рассказанная детям. Смотреть фото ле гофф ж история европы рассказанная детям. Смотреть картинку ле гофф ж история европы рассказанная детям. Картинка про ле гофф ж история европы рассказанная детям. Фото ле гофф ж история европы рассказанная детям

— Значит, «уродство» Средневековья видят все. Но никак не скажешь, что эта сторона победила!

— Конечно. В XIX веке писатели-романтики увидели и другую — прекрасную и величественную. В чем? Здесь еще не прозвучало слово «готический», прочно связанное в нашем представлении со средневековыми соборами. Но в эпоху Возрождения это слово означало «варварский». Хулители уродливого Средневековья находят его искусство варварским. А вот романтиков, напротив, восхищает изысканность и необычность готики, особенно готических церквей. Пример такого отношения — известный вам роман «Собор Парижской Богоматери», в котором Виктор Гюго увековечил одноименный собор в сердце Парижа, куда и в наши дни туристы тысячами едут со всего мира.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *