лебедев история разделения церквей

История разделения церквей в IX-м, X и XI веках

С подробным указанием русской литературы, относящейся к этому предмету с 1841 года по 1900 годы.

Содержание

От автора

Возымев намерение напечатать собрание своих церковно-исторических сочинений, я предположил разделить его на следующие серии и тома.

Серия I Древняя церковь. Церковная историография в главных её представителях от IV-го века по ХХ (точнее: историография в древней церкви и последующая историография этой самой церкви). т. 2. Эпоха гонений на христиан; т. 3. Вселенские соборы IV-го и V веков; т. 4. Вселенские боры VI-VIII веков.

Серия II Византийско-восточная церковь с IX-го века до настоящего времени. История разделения церквей в IX, X и XI; (или быть может точнее: Византийская и Римская церкви в их взаимных отношениях и спорах в 9–11 в.в., но заглавие это было бы необычно); т.6. Очерки внутренней истории византийско-восточной церкви в период деления церквей (этот том составляет существенное восполнение и продолжение предыдущего тома); т.7. Византийско-восточная церковь от разделения церквей до падения Константинополя в 1453 году; т.8. История греко-восточной церкви от падения Константинополя до конца XIX века. Серия III Дополнительная. т.9. Церковно-исторические повествования общедоступного содержания и изложения (как то: 1. Домашняя и семейная жизнь древних христиан, 2. Обращение Константина Великого в христианство, 3. Первый христианский император на троне Цезарей, 4. Язычество и христианство по их влиянию на питомцев школ II-IV-го веков 5. Церковь и благотворительность, 6. Собор при Дубе (403 г.), 7. Паломничество во св. землю, 8. Из истории христианской аскетической жизни, 9. Публичные зрелища и голос церкви по поводу них, 10. Борьба христианской церкви против увлечения азартными играми); т.10. Несколько небольших церковно-исторических сочинений научного содержания; т. 11. Избранные историко-библиографические сочинения по церковно-исторической науке последнего времени; т.12. Автобиография (частью для уяснения положения церковно-исторической науки в 70х-90х годах истекшего столетия, частью же во исполнение уже состоявшегося определения Совета императорского Московского Университета, коим каждый из членов этого Совета обязывается составить «автобиографию» к године 150-летняго юбилея указанного Университета). Из этого перечня открывается, что я имею в виду главным образом перепечатать свои прежние сочинения. Следует сказать, что вышеуказанные 8-мь первых томов составились из моих академических курсов по общей и восточной церковной истории (читанных в Моск. Дух. академии в 1870–1895 г.), но при печатании принаровленых в пониманию читателя, исправленных, дополненных и популярно изложенных; остальные 4-ре тома (912) тоже, за немногими исключениями, или родились там-же на кафедре или возникли вследствие потребностей, более или менее близких кафедре.

В настоящее же время уже издана вся первая серия моих сочинений (т. 14), и отпечатаны 1-ый том второй серии, а также 1ый же том третьей серии (разумеем 5-й и 9-й тт. общего счета). Быстрота предпринятого нами издания будет зависеть – добавлю я – от степени сочувствия, с каким продолжение издания будет встречено соответствующею публикою.

Источник: История разделения церквей в IX-м, X и XI веках. / Лебедев А.П. – 3-е изд., испр. – СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2010. – 352 с. – (Библиотека христианской мысли. Исследования) ISBN 978-5-89740-093-5

Источник

Лебедев история разделения церквей

лебедев история разделения церквей. Смотреть фото лебедев история разделения церквей. Смотреть картинку лебедев история разделения церквей. Картинка про лебедев история разделения церквей. Фото лебедев история разделения церквей

лебедев история разделения церквей. Смотреть фото лебедев история разделения церквей. Смотреть картинку лебедев история разделения церквей. Картинка про лебедев история разделения церквей. Фото лебедев история разделения церквей

КНИГИ ПО ИСТОРИИ РЕЛИГИИ
Название: История разделения Церквей в IX, X и XI веках.
Автор: Лебедев А. П.
Жанр: монография
Описание: Книга выдающегося историка А. П. Лебедева посвящена изображению борьбы между Константинопольскими патриархами и римскими папами, стремившихся подчинить себе всю Вселенскую церковь.

Главное содержание книги — противостояние двух церковных партий: игнатианской и фотианской, по имени главных их вождей — патриархов Константинополя Игнатия и Фотия. Именно эта борьба, по мнению А. П. Лебедева, оказала большое влияние на разделение Церквей. При этом события восстанавливаются по различным источникам, многие из которых дошли до нас в очень плохом состоянии. Алексей Петрович Лебедев живо и ярко характеризует личности, которые участвовали в борьбе: патриархов Фотия и Игнатия, Николая Мистика, Михаила Керулария, римских пап Николая I, Адриана II и Льва IX, императоров Василия I и Льва Мудрого, кесаря Варду.

Изложение материала идет в хронологической последовательности. Автор подробным образом характеризует противостояние Константинополя и Рима во времена патриарха Фотия. Затем рассказывается о борьбе патриарха Николая Мистика с притязаниями римских пап при императоре Льве Мудром.

В конце книги освещается вопрос об окончательном разделении Церквей при патриархе Михаиле Керуларии и папе Льве IX в середине XI в.

Книга снабжена комментариями и списком новейшей литературы по данным вопросу.

Для всех интересующихся историей Православия, а также византийской историей и культурой.

Век девятый. Происхождение и характеристика партий игнатианской и фотианской
I. Сношения Византии и Рима с начала патриаршества Фотия до собора 861 г.
II. Константинопольский собор 861 г., именуемый Перво-Вторым, или Двукратным
III. Борьба папы Николая I с патриархом Фотием
IV. Начальные годы (867-869) второго патриаршества Игнатия
V. Константинопольский собор 869-870 гг.,
на Западе VIII Вселенским собором
VI. Нестроения второго патриаршества Игнатия и восстановление Фотия в патриаршем достоинстве, по смерти первого. Папы Адриан II и Иоанн VIII
VII. Константинопольский собор 879-880 гг., именуемый Софийским и признаваемый иногда на Востоке VIII Вселенским
VIII. Папа Иоанн VIII в новой и последней борьбе против патриарха Фотия

Век десятый. Взаимные отношения Византийской и Римской церквей при Константинопольском патриархе Николае Мистике (906-925 гг.)

Век одиннадцатый. Окончательное разделение Церквей (1053-1054 гг.)

Приложение. Указатель русской литературы, относящейся к истории разделения Церквей в IX, X и XI вв.

СПб.: Издательство Олега Абышко, 2010. – 352 с. – (Библиотека христианской мысли. Исследования)

Источник

Общее заключение

Тип или образец общего церковного управления начертан в правилах II и IV вселенских соборов, когда во главе церковной иерархии поставлены равные по своим правам патриархи – Римский, Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. В церковных делах первой важности ни один из этих высших представителей церковной власти не должен был ничего делать без взаимного на то согласии; между тем Римский епископ, пользуясь благоприятными для него обстоятельствами, еще в период вселенских соборов иногда осмеливался нарушать указанный чин церковного управления – выставляя себя блюстителем всей церкви, высшим, чем остальные патриархи. Но особенного развития достигают папские притязания с IX века. Папа хочет властвовать и в делах восточной церкви, как он властвовал в делах церкви западной. Охранитель интересов восточной церкви этого времени – патриарх Фотий укротил папскую гордыню и за это заслужил анафему со стороны пап. Хотя Фотий и заплатил за это отлучение с своей стороны анафемой папе, тем не менее следует помнить, что первый повод к этому даст сам папа – своим произнесением указанного проклятия. Властительственные свои планы папа думает привести в исполнение и при патриархе Константинопольском Николае Мистике, но на этот раз дело до анафемы со стороны папы не дошло и конец распри был относительно мирным. Не то видим при патриархе Михаиле Керуларии. Римская церковь всенародно в Константинополе произносит анафему на самую церковь Константинопольскую; Константинополь отвечает тем же Риму, хотя и в более мягкой форме. Таким образом, действительный повод к окончательному разделению церквей дает опять Римская церковь. Смотря на эти факты в которых выразилось враждебное расположение двух церквей – Римской и Константинопольской, доведшее их до полного разрыва союза между ними, должно сказать, что церковь, полагавшая начало раздоров, и должна нести ответственность за печальные следствия их пред судом истории.

Источник: История разделения церквей в IX-м, X и XI веках. / Лебедев А.П. – 3-е изд., испр. – СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2010. – 352 с. – (Библиотека христианской мысли. Исследования) ISBN 978-5-89740-093-5

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

IV. Начальные годы (867–869) второго патриаршества Игнатия

Новая династия на Константинопольском императорском престоле (Василий Македонянин). – Низвержение патриарха Фотия и восстановление патриарха Игнатия, – побуждения, по каким это произошло. – Первые отношения нового императора и Игнатия с римским палою, выгодные дли папства и прискорбные в отношения прав и достоинства Константинопольской церкви; – ответ на них папы Адриана II-го; – прибытие Византийского посольства в Рим и образ его действий здесь, оскорбительный для Константинопольской церкви; – Римский собор 869 года и его деяния: сожжение на нем актов Константинопольского собора 867 г., – определения его относительно церковных событий времен патриаршества Фотия, составленные в духе требований умершего папы Николая II-го; – папа Адриан доводит до сведения духовного и светского правительства Византии о действиях этого собора.

Судьбы человечества изменчивы. И ничто так хорошо не доказывает этой истины, как история Византийских императоров. В Византии не было редкостью, что крестьянин, солдат, конюх, при благоприятных обстоятельствах, достигали высшего земного величия – императорского престола, а истинные венценосцы, при несчастном стечении обстоятельств, и даже в силу прихоти судьбы, неожиданно подвергались казни, как последние из преступников, или бывали искалечиваемы, или насильственно становились монахами и заточались в монастырь.

История византийских патриархов с своей стороны тоже с очевидностью доказывает истину, как переменчивы судьбы людей. Нет надобности уходить далеко за примерами. Пример пред глазами. Это – история патриархов Игнатия и Фотия. Игнатий низвергается с патриаршей кафедры для того, чтобы уступить свое место Фотию, но вот и Фотий низвергается, чтобы уступить место прежнему патриарху. Но на этом не кончается, как известно, история этих двух патриархов.

События идут быстро, и конечно каждое из них имеет свою историческую причину. Нам нет дела до того какие пружины заправляли столь неожиданными переменами в политическом отношении. Но нельзя оставить без разъяснения вопроса: почему император Василий низвергает Фотия? Сказать просто: потому что новый император пожелал восстановить патриарха Игнатия, не значит еще решить вопроса. То правда, что Василий захотел очистить патриаршее место для прежнего патриарха; но почему же этот прежний патриарх снискал такое неожиданное благоволение в глазах нового императора?

Вскоре по восшествии на престол Василия Македонянина и возведении на патриаршую кафедру Игнатия, между византийским гражданским и церковным правительством с одной стороны и римским папою с другой завязываются самые живые отношения. Этот факт сам по себе понятен в особенности после тех разъяснений, какие представлены сейчас. Но никогда, быть может, эти отношения не принимали такого прискорбного характера, каким они отличаются в настоящем случае. И едва ли, когда подобные отношения приводили к таким печальным последствиям, как на сей раз. Государство и Церковь, по-видимому, совсем забывают о тех преданиях, какие наследовала Византия от времен древних. Византийский император и византийский патриарх начинают теперь говорить таким угодливым языком с папою, каким, кажется, до этой эпохи еще никто не говорил из представителей византийского авторитета; они делают такие уступки притязаниям папским, пример которых и на Западе еще редко можно было встретить в это время. Знакомясь с событиями итого времени в истории Византия, историк прочитывает неприятные страницы, заставляющие глубоко сожалеть, что не стало Фотия на византийской патриаршей кафедре. Разве мыслимо было что-либо такое, когда кормилом церкви Византийской управлял мудрый и проницательный кормчий – Фотий? Одно примиряет историка с событиями, о которых у нас речь, и смягчает тяжелое чувство, это – сознание, что случившееся есть явление мимолётное, не оставившее по себе глубокого следа, что хотя император действовал от лица государства, а патриарх во имя Церкви, но первому (императору) сочувствовало далеко не все государство, а второму (патриарху) воспротивилась лучшая и большая часть восточных иерархов, что, одним словом, затеи властных лиц в сущности остались не больше, как затеями.

Прошло два месяца с тех пор, как случились такие знаменательные перемены в Византии – разумеем: вступление Василия на престол, заключение Фотия в монастырь, восстановление Игнатия на патриаршестве, – и вот открывается ряд событий еще более неожиданных и странных. Император и патриарх пишут письма к папе, которые, вероятно, не мало удивили и этого последнего. (Нужно сказать, что письма адресованы на имя папы Николая, но пришлось их читать не Николаю, а его преемнику Адриану: Николай умер, о чем в Византии еще не знали).

Письма императора и Игнатия, которые должно было доставить посольство папе, носят совсем иной характер, чем какой носили письма Фотия, в которыми этот обращался в Рим. Дело борьбы Фотия с папством казалось проигранным. В этих письмах Восток слишком много приписывал авторитету папскому. Весьма интересно письмо императора Василия к папе, от 11 декабря 867 года, но еще интереснее письмо самого Игнатия к тому же папе.

Папство, казалось, торжествовало и на Востоке!

Папа, как видно из этих писем, хотел с полною свободою заправлять ходом церковных дел в Константинополе; он полагал, что в самом деле церковь Константинопольская наконец признала его мнимо-высокие права в церкви. Но как обманулся он в своих ожиданиях!

Это показали обстоятельства собора Константинопольского 869 года и события в Константинополе, сопровождавшие оный.

Zonaras. Annales, lib. XVI, cap. 8. Leo Gramm. Chronogr. p. 254. Ed. Bonn.

Источник

II. Константинопольский собор 861 года, именуемый Перво-вторым или Двукратным 107

Значение наименования, – замечание об источниках истории собора (их скудость и партийность), – важнейшая сторона его деятельности по вопросу о патриархе Игнатии, осуждение этого патриарха, – правила собора, их содержание, дух Фотианской партии в них, – неодинаковое отношение Запада и Востока к этому собору.

Собор Константинопольский 861 года, происходивший в константинопольской церкви св. Апостолов, служит выражением того значения, каким пользовался Фотий в свое время, и того могущества, каким обладала партия Фотиан.

Целью собора было с одной стороны доказать авторитет и значение партии Фотиан, так как против церковного авторитета и значения этой партии стали вооружаться Игнатиане, лишившиеся власти, и старались смущать Церковь, а с другой – ввести в границы и усмирить игнатианскую партию.

В вначале IX века, как известно, снова было началось иконоборческое движение; встречаем в это время несколько императоров, заявивших себя иконоборчеством, как например Лев Армянин, Феофил, а также несколько патриархов Константинопольских, которые выказали большое сочувствие иконоборческим императорам, как например Феодот Касситер, Антоний, Иоанн VII. Вследствие этого, и после восстановления и иконопочитания при св. Феодоре (842 г.) в Византийской церкви находились люди, приверженные к иконоборству. С остатками иконоборства пришлось вести борьбу и собору 861 года 127 ; но в чем заключалась деятельность собора в этом случае, ничего неизвестно.

Почему этот собор называется Перво-вторым или Двукратным? Нужно думать это наименование составлено по образу одного из прежних соборов, который известен, как «Пято-шестой. Древние, однако не ясно понимали, по какой именно причине собор 861 года получил вышеуказанное название. Так толкователь церковных правил Зонара говорит: «читающих это написание (двукратный) приводит в недоумение, почему настоящий собор, будучи одним, называется двукратным? Рассказывают, что когда собор собрался в храме св. Апостолов и православные вступали в рассуждения с инославными (!), то первые оказались более сильными и хотели записать то, о чем рассуждали; но еретики не допустили написать решения, дабы не показаться побежденными и отринутыми от общения с верными, почему произвели такой беспорядок и возмущение, что даже обнажили мечи и совершили убийство. Так и кончилось это первое собрание, не получив видимого завершения. Затем, чрез несколько времени опять состоялось второе собрание в том же храме и снова начались рассуждения о тех же предметах; тогда-то и написано было то, что говорено было относительно догматов. Вот почему, говорят, настоящий собор и поименован двукратным. Тоже мнение повторяет Вальсамон. (Правила поместных соборов с толкован., стр. 1688 – 1689. Издан. Общ. Люб. Дух. Просвещ.). Но ничего такого из истории собора 861 года неизвестно, поэтому рассуждения Зонары и Вальсамона нужно признать неосновательными. Очевидно, эти писатели смешали обстоятельства деятельности собора 861 года с обстоятельствами, при каких происходил седьмой вселенский собор. Ученый канонист Гефеле думает, что собор назван так потому, что он делился на два отдела: один был посвящен рассуждениям об Игнатия, а другой об иконоборцах, почему деяния этого собора, посланные в Рим, заключены были в двух разных томах (Conciliengesch. IV, 230. 233 – 4). Но объяснение это трудно принять, потому что отделы деятельности собора не могут составлять собою отдельных соборов, что выражается наименованием «Перво-второй». Вероятнее объяснение Гергенретера, который полагает, что так как прежде 861 года был другой собор в. Константинополе в 858 году, тоже в храме св. Апостолов, для рассуждения о действиях Игнатия, который, лишившись кафедры, стал противодействовать новому патриарху – Фотию, то дальнейший собор (861 г.) и стали рассматривать как вторичный собор по одному и тому же делу, а отсюда возникло и самое название его: Перво-второй или Двукратный (Hergen. I, 438).

Эти акты были сожжены на соборе Константинопольском в 869 г., где с церковной стороны руководителями были Игнатиане.

См. выше стр. 17. 21. 27.

Папа Николай в последствии утверждал, что будто его послы потому склонились на сторону Фотия и действовали против Игнатия, что были устрашены и притеснены властями в Византии (Nicolai epist. ad Photium. Mansi. Conc. T. XV, 177). А Феогност, сторонник Игнатия, утверждает, что легаты были задарены Фотием и изменили правому делу, т.е. действовали в пользу Фотия (Libellus Ignatii ad Nicolaum papam, col. 860. Migne, Gr. ser. tom. 105). Но очевидно это клеветы не удовлетворенных людей. Папа, благодаря смутам в Византии, надеялся получить расширение своей патриаршей юрисдикции (Hefele. IV, 230), и когда обманулся в этом, начал рассказывать, что будто легаты его действовали не так, как должно, вследствие тирании в Византии. А что касается Феогноста, то его недовольство легатами понятно и без объяснения. Игнатиане надеялись, что легаты будут на стороне Игнатия, но ошиблись в расчетах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *