лебедев кумач священная война история создания кратко

История одной песни. Священная война.

«Первый военный номер «Красной звезды». Как его делать? Трудная задача… Однако нужны еще стихи. Обязательно! …я вызвал Соловейчика (лит. cотрудник газеты, впоследствии автор многих книг о войне – яп) … Получив от меня задание — непременно добыть стихи, Соловейчик стал обзванивать по телефону всех более или менее близких «Красной звезде» поэтов. Как на грех, никто ему не отвечал: день был воскресный(?-яп). Наконец удалось связаться с Лебедевым-Кумачом. Без каких-либо предисловий Соловейчик сказал ему:
— Василий Иванович, газете нужны стихи.
— Когда?
— Не позже завтрашнего утра.
— Ну, что ж, сделаю.
лебедев кумач священная война история создания кратко. Смотреть фото лебедев кумач священная война история создания кратко. Смотреть картинку лебедев кумач священная война история создания кратко. Картинка про лебедев кумач священная война история создания кратко. Фото лебедев кумач священная война история создания кратко
Д.И.Ортенберг. С июля 1941 по сентябрь 1943 года — главный редактор газеты «Красная звезда».

На следующий день заходит ко мне человек среднего роста, светлоглазый, с золотистой шевелюрой. Это и был Василий Лебедев-Кумач.лебедев кумач священная война история создания кратко. Смотреть фото лебедев кумач священная война история создания кратко. Смотреть картинку лебедев кумач священная война история создания кратко. Картинка про лебедев кумач священная война история создания кратко. Фото лебедев кумач священная война история создания краткоПринесенное им стихотворение начиналось так:
Вставай, страна огромная»

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой.
Припев:
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идёт война народная,
Священная война!

Как два различных полюса,
Во всём враждебны мы.
За свет и мир мы боремся,
Они — за царство тьмы.
Припев
Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!
Припев
Не смеют крылья чёрные
Над Родиной летать,
Поля её просторные
Не смеет враг топтать!
Припев
Гнилой фашистской нечисти
Загоним пулю в лоб,
Отребью человечества
Сколотим крепкий гроб!
Припев
Пойдём ломить всей силою,
Всем сердцем, всей душой
За землю нашу милую,
За наш Союз большой!
Припев
Встаёт страна огромная,
Встаёт на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!
Припев

Приведу еще отрывок из мемуаров Д. А. Ортенберга:

«Любопытен и такой факт. Вторая страница «Красной звезды» за 24 июня 1941 г. открывается корреспонденцией с митинга в Военно-Воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. Над корреспонденцией стоит заголовок: «Великая Отечественная война». Теперь невозможно, пожалуй, установить, кто именно дал корреспонденции такое название.
Война с фашистской Германией, вошедшая в историю советского народа как Великая Отечественная, в последующих номерах газеты, а тем паче в официальных документах, именовалась иначе. Ее называли Отечественной, называли Священной. А название «Великая Отечественная война» появилось гораздо позже; впервые в приказе Верховного главнокомандующего 7 ноября 1944 года».

В наши дни нет недостатка в публикациях, связанных с историей создания и первого исполнения «Священной войны». И авторы каждой не упускают случая включить в них ставшее давно уже хрестоматийным описание подробностей того, как якобы краснознаменцы впервые спели эту песню на Белорусском вокзале столицы. лебедев кумач священная война история создания кратко. Смотреть фото лебедев кумач священная война история создания кратко. Смотреть картинку лебедев кумач священная война история создания кратко. Картинка про лебедев кумач священная война история создания кратко. Фото лебедев кумач священная война история создания краткоРасходятся только в сроках, называя, к примеру, дни, когда музыка этой песни еще не была написана, не говоря уже о том, что песню надо было еще разучить с оставшейся небольшой группой ансамбля. К слову сказать, до выхода в свет второй книги романа К. А. Федина «Костер», где несколько прекрасных страниц посвящено описанию исполнения «Священной войны» александровцами именно на Белорусском вокзале, эпизод этот не фигурировал ни в одном из источников, относящихся к истории ее создания. Но ведь роман Федина — не историческая хроника, а художественное произведение. Автор его имел полное право на вымысел, на художественное обобщение, чего никак не следует допускать в работе, претендующей на историческую достоверность и фактологическую точность.

О песне «Священная война» и ее исполнении сибирскими школьниками, которые выступали с концертом перед ранеными воинами в тыловом госпитале, напишет много лет спустя участник этого концерта, поэт Евгений Евтушенко
Е. Евтушенко
Армия

лебедев кумач священная война история создания кратко. Смотреть фото лебедев кумач священная война история создания кратко. Смотреть картинку лебедев кумач священная война история создания кратко. Картинка про лебедев кумач священная война история создания кратко. Фото лебедев кумач священная война история создания краткоАлександр Адольфович Боде – учитель русского языка и литературы, латинского и греческих языков, был достаточно образованным человеком. Он закончил филологический факультет Московского университета, хорошо разбирался в истории, и был большим патриотом своей родины. Жил он в городе Рыбинск. В 1916 году по улицам города постоянно проходят колонны солдат, обученные части отправлялись на фронт, а новобранцев отправляют на обучение. Именно в это время и были написаны эти стихи, правда их первоначальный текст несколько отличался от того который мы все знаем. Там были такие четверостишия, которые как считают некоторые впоследствии были немного подредактированны Лебедевым – Кумачем.

Вставай, страна огромная
Вставай на смертный бой
С германской силой темною,
С Тевтонскую ордой.

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!

Гнилой тевтонской нечисти
Загоним пулю в лоб,
Отребью человечества
Сколотим крепкий гроб.

Гнилой фашистской нечисти
Загоним пулю в лоб,
Отребью человечества
Сколотим крепкий гроб!

Вот на основании этого и было сделан вывод о якобы плагиате. Как же стихи Боде попали к Лебедеву – Кумачу? Вбросили версию, что перед своей смертью, Боде, который считал Лебедева – Кумача большим патриотом, послал ему текст своих стихов, в надежде считая что они еще могут пригодиться. Боде считал войну с Германией неизбежной, поэтому и послал свои стихи.

Умер он в 1939 году. Если эта история песни “Священная война” правда – надо отдать должное Лебедеву – Кумачу и А.В.Александрову, без которых бы эта бессмертная песня, как говорил про нее маршал Жуков, на свет бы вообще не появилась.

Авторство песни

В 1990-е годы в некоторых СМИ авторство «Священной войны» стали приписывать поэту и музыканту А. А. Боде (1865—1939), относя время написания песни к Первой мировой войне, а Лебедева-Кумача обвиняя в плагиате. После одной из таких публикаций состоялся суд, который признал сведения о плагиате «не соответствующими действительности и порочащими честь, достоинство, деловую репутацию автора песни „Священная война“ В. И. Лебедева-Кумача» и указал, что «автором текста песни „Священная война“ является В. И. Лебедев-Кумач». Есть также публикации о наличии в Российском государственном архиве литературы и искусства черновика песни, написанного рукой В. И. Лебедева-Кумача, с его многочисленными правками, отражающими последовательную работу над созданием текста. В то же время доктор искусствоведения Е. М. Левашев на основе собственного анализа отстаивает авторство А. А. Боде, выражая сомнение в беспристрастности и обоснованности решения суда.

лебедев кумач священная война история создания кратко. Смотреть фото лебедев кумач священная война история создания кратко. Смотреть картинку лебедев кумач священная война история создания кратко. Картинка про лебедев кумач священная война история создания кратко. Фото лебедев кумач священная война история создания краткоОднако надо вот что сказать! Стихи эти потребовали от поэта упорной работы. Хранящиеся в архиве черновики говорят о том, что Лебедев-Кумач не раз переписывал и дорабатывал отдельные строки и строфы, подчас заменяя целые четверостишия. Видимо, замысел этих стихов возник у поэта еще в предвоенную пору. По свидетельству Евг. Долматовского, за несколько дней до вероломного нападения гитлеровских полчищ Лебедев-Кумач под впечатлением кинохроники, где показывались налеты фашистской авиации на города Испании и Варшаву, занес в свою записную книжку такие слова:

Не смеют крылья черные
Над Родиной летать.

Источник

Краткая история создания военной песни «Священная война»

«Священная война» — песня, ставшая гимном защиты Родины от врагов. Песня, которая помогла советскому народу выстоять и одержать победу. Первая ее строка «Вставай, страна огромная!» — призыв к соотечественникам подниматься на спасение Отечества. «Священная война» — это песня, которая сама стала солдатом.

Уже шла война в Испании, и немецкая авиация бомбила города Европы, когда, по воспоминаниям Евгения Долматовского, в музыкальный отдел радио были приглашены несколько поэтов. Редактор музыкальных передач высказала предположение о скором начале войны и попросила авторам задуматься над стихами для песни, с которой советские солдаты смогли бы пойти в бой. «Если завтра война» исполнять уже будет нельзя, нужна новая песня, которая зажжет сердца людей. Такие стихи писать до начала войны было даже опасно. Возможно, поэтому мало кто из присутствующих решился на такой шаг. А среди них были и поэт Е. Долматовский, и В. Гусев, и В. Лебедев-Кумач.

Официальным автором текста признан поэт Василий Иванович Лебедев-Кумач. Это Сталинский лауреат, именитый автор стихов к песням для фильма «Цирк», а также «Москва майская», «Гимн партии большевиков», «А ну-ка песню нам пропой веселый ветер!» и других патриотических советских произведений. лебедев кумач священная война история создания кратко. Смотреть фото лебедев кумач священная война история создания кратко. Смотреть картинку лебедев кумач священная война история создания кратко. Картинка про лебедев кумач священная война история создания кратко. Фото лебедев кумач священная война история создания кратко

Впервые стихи «Вставай, страна огромная!» были опубликованы в газетах «Известия» и «Красная звезда» через два дня после начала войны. Буквально на следующий день композитор А. В. Александров положил эти строки на музыку. Авторство музыки, в отличие от авторства стихов, никогда никем не оспаривалось. Поскольку мелодия «Священной войны» практически полностью повторяет мелодию «Песни о Климе Ворошилове», написанной А. В. Александровым еще в 1938 году.

Впервые «Священная война» была исполнена на Белорусском вокзале 26 июня 1941 года Краснознаменным ансамблем красноармейской песни и пляски СССР. Сейчас на здании вокзала установлена мемориальная доска в память об этом событии. Печатать ноты времени не было, и они были записаны прямо мелом на доске, а курсанты просто переписали их для того, чтобы разучить перед выступлением.

Понимая, что советскому народу придется идти на страшные жертвы для достижения победы, Лебедев-Кумач написал очень мрачные слова. Очевидно, поэтому песня не имела большого успеха в самом начале войны. И только после того, как фашисты захватили уже Ржев, Калугу, Калинин, и народ узнал о зверствах фашистов на родной земле, все поняли, что борьба предстоит жестокая и длительная. Песня о ярости народной зазвучала по-новому, призывая дать отпор и расправиться над «душителями, насильниками, грабителями». Слова, открывавшие страшную правду войны, запоминались и исполнялись на всех фронтах.

В те годы основными средствами массовой информации были газеты и радио. Музыкальные произведения распространялись с помощью записи на грампластинках. Грамзапись песни «Священная война» была произведена дважды – в 1941 и 1942 годах огромными тиражами. Исполнялась она и бригадами артистов, которые выступали на фронтах перед солдатами в минуты затишья. Так песня приобрела массовую популярность. Она поднимала людей на бой с врагом, она призывала не забывать о зверствах оккупантов и решительно уничтожать фашистов.

Прошли годы, закончилась кровавая война. А песня звучит до сих пор. Она исполняется всегда, как гимн стойкости советского и мужества народа – победителя. Песня неоднократно исполнялась Краснознаменным ансамблем песни и пляски Советской Армии им. Александрова в России и за ее пределами. Историческим фактом является то, что именно «Священную войну» артисты ансамбля исполнили в штаб-квартире НАТО в Брюсселе в мае 2007 года.

В 90-е годы 20 века в некоторых СМИ стал подниматься вопрос об авторстве стихов. В. И. Лебедева – Кумача пытались уличить в плагиате. А.В. Мальгин, литературовед, советский и российский журналист, в своей исследовательской работе утверждал, что истинным автором стихов является Александр Адольфович Боде, учитель словесности, умерший в 1939 году. По заявлению Мальгина поэт А. А. Боде сочинил этот текст во время первой мировой войны. После многочисленных подобных публикаций состоялся суд, который признал официальным автором стихов к песне «Священная война» поэта В. И. Лебедева-Кумача.

Самый любимый народом полководец Великой Отечественной войны Г. К. Жуков называл песню «Священная война» бессмертной. А Владимир Высоцкий называл эту песню великой и считал ее самой любимой.

Источник

Лебедев кумач священная война история создания кратко

Священная война

лебедев кумач священная война история создания кратко. Смотреть фото лебедев кумач священная война история создания кратко. Смотреть картинку лебедев кумач священная война история создания кратко. Картинка про лебедев кумач священная война история создания кратко. Фото лебедев кумач священная война история создания кратко«Священная война» — это трагическая песня, ставшая неким патриотическим призывом советских граждан для противостояния силам фашистской армии. Её по праву считают гимном Великой Отечественной войны, ведь именно она вдохновляла и поддерживала моральный дух советских солдат от начала и до конца этого поистине страшного для человека времени.

Историю создания песни «Священная война», а также интересные факты, текст и содержание композиции читайте на нашей странице.

Краткая история

Появление песни «Священная война» условно делится на два отдельных этапа. Первым этапом считается 24 июня 1941 года. В этот день в газетах «Известия» и «Красная звезда» был опубликован текст будущей песни, автором которого был Василий Иванович Лебедев-Кумач, являющийся поэтом СССР. Второй же этап осуществил народный артист СССР Александр Васильевич Александров. Он буквально сразу же написал музыку на слова Лебедева-Кумача, а уже 26 июня песня «Священная война» была впервые исполнена Краснознамённым ансамблем песни и пляски СССР, руководителем которого и являлся Александров, на Белорусском вокзале в городе Москве.

лебедев кумач священная война история создания кратко. Смотреть фото лебедев кумач священная война история создания кратко. Смотреть картинку лебедев кумач священная война история создания кратко. Картинка про лебедев кумач священная война история создания кратко. Фото лебедев кумач священная война история создания кратко

Хоть песня и стала, пожалуй, самой знаковой для Великой Отечественной войны, но на первых этапах военного времени она широко не исполнялась. Руководство страны считало, что «Священная война» побуждает людей готовиться к тяжёлому бою, способному унести за собой жизни огромного количества невинных людей, а не к быстрой победе над фашистским врагом.

лебедев кумач священная война история создания кратко. Смотреть фото лебедев кумач священная война история создания кратко. Смотреть картинку лебедев кумач священная война история создания кратко. Картинка про лебедев кумач священная война история создания кратко. Фото лебедев кумач священная война история создания кратко

Отношение к песне полностью изменилось 15 октября 1941 года, когда немецкие войска вермахта захватили Калугу, Ржев и Калинин. После этого уже все понимали, что война не пройдёт бесследно для СССР. С этого момента «Священная война» абсолютно каждое утро звучала по радио сразу же после кремлёвских курантов.

Песня являлась сопроводительным призывом для всех, кто был на стороне советской армии. Она поддерживала дух солдат не только во время длительных переходов, а также перед тяжёлыми боями, где они бились не на жизнь, а насмерть.

После того, как СССР официально одержал победу над фашистской стороной, великая слава песни «Священная война» не была забыта людьми. Тот самый Краснознамённый ансамбль песни и пляски СССР, выступавший под руководством Александра Васильевича Александрова, всегда исполнял эту песню не только перед советским народом, а также перед иностранными гражданами во время зарубежных гастролей.

лебедев кумач священная война история создания кратко. Смотреть фото лебедев кумач священная война история создания кратко. Смотреть картинку лебедев кумач священная война история создания кратко. Картинка про лебедев кумач священная война история создания кратко. Фото лебедев кумач священная война история создания кратко лебедев кумач священная война история создания кратко. Смотреть фото лебедев кумач священная война история создания кратко. Смотреть картинку лебедев кумач священная война история создания кратко. Картинка про лебедев кумач священная война история создания кратко. Фото лебедев кумач священная война история создания кратко

лебедев кумач священная война история создания кратко. Смотреть фото лебедев кумач священная война история создания кратко. Смотреть картинку лебедев кумач священная война история создания кратко. Картинка про лебедев кумач священная война история создания кратко. Фото лебедев кумач священная война история создания кратко лебедев кумач священная война история создания кратко. Смотреть фото лебедев кумач священная война история создания кратко. Смотреть картинку лебедев кумач священная война история создания кратко. Картинка про лебедев кумач священная война история создания кратко. Фото лебедев кумач священная война история создания кратко

Интересные факты

Содержание и текст песни «Священная война»

«Священная война» — это то, что поддерживало и вдохновляло советских людей в борьбе с немецкой армией. Хоть слова Василия Ивановича Лебедева-Кумача и кажутся немного мрачными, но они полностью передают слушателям всю ту обстановку, которая была во время Великой Отечественной войны.

лебедев кумач священная война история создания кратко. Смотреть фото лебедев кумач священная война история создания кратко. Смотреть картинку лебедев кумач священная война история создания кратко. Картинка про лебедев кумач священная война история создания кратко. Фото лебедев кумач священная война история создания кратко

С самого начала абсолютно всем было ясно, что война не пройдёт бесследно для людей. Именно поэтому Василий Иванович Лебедев-Кумач и призывал народ на «смертный бой», ведь столкновения никогда не проходят без потерь для тех, кто в них участвует.

Текст песни напрямую призывает людей свершить долгожданную расправу над фашистским врагом. «Дадим отпор душителям» эти три простых слова, несущие вместе поистине огромный смысл для всех тех, кто на себе испытал весь страх, вселяли уверенность в победе абсолютно для всех советских солдат, рискующих собственными жизнями на полях сражений с фашистскими захватчиками.

Песню «Священная война» по праву можно считать гимном для тех, кто принимал участие в Великой Отечественной войне. Именно под неё люди шли в бой, чтобы защитить своё Отечество и уничтожить фашистскую силу, угрожавшую не только СССР, но и всему человечеству в целом. Сейчас «Священная война» — это отголосок того страшного времени, когда советский народ смог доказать то, что он способен на многое, чтобы защитить свою Родину.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Песня «Священная война»

Источник

Кто и зачем хотел оболгать песню Священная война

24 июня исполняется 70 лет со дня создания песни «Священная война», ставшей гимном Великой Отечественной

Наш народ создал множество замечательных военных песен. Среди них немало настоящих шедевров и особое место занимает песня «Священная война». Она стала настоящим гимном Великой Отечественной. Трудно забыть её величественную музыку, написанную А.Александровым в которой как бы воплощается мощь Великой Державы. Незабываем и великолепный текст В.Лебедева-Кумача. Мы приводим его здесь полностью, так как он нужен для целей нашего исследования. Хотя надо сказать, что в песне исполняются обычно не все четверостишия стихотворения.

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идет война народная,
Священная война!

Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!

Не смеют крылья черные
Над Родиной летать,
Поля ее просторные
Не смеет враг топтать!

Гнилой фашистской нечисти
Загоним пулю в лоб,
Отребью человечества
Сколотим крепкий гроб!

Пойдем ломить всей силою,
Всем сердцем, всей душой
За землю нашу милую,
За наш Союз большой!

Встает страна огромная,
Встает на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!

Вставай страна огромная,
Вставай на смертный бой
С тевтонской силой тёмною,
С германскою ордой.

* * *
Я только раз видала рукопашный.
Раз — наяву и сотни раз во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

По признанию самой поэтессы, это четверостишие вначале было просто одной из строф большого стиха. Зная, как хорошо Друнина умела писать, можно догадаться, что стих был неплохой. Но, когда она нашла в себе силы убрать другие строфы, он стал просто гениальным.
Если вернуться к тексту песни «Священная война», то надо сказать, что создан он был отнюдь не экспромтом. В печати неоднократно появлялась информация о наличии в Российском государственном архиве литературы и искусства черновика слов этой песни, написанного рукой В.Лебедева-Кумача, с его многочисленными правками, отражающими последовательную работу над созданием текста. Сошлёмся на одного из исследователей Ю.Бирюкова. Цитата.
«Строки написаны карандашом, как всегда у Кумача.

Идёт война народная,
Священная война,
И ярость благородная
Вскипает, как волна.

С этой строфы зародилось стихотворение. Поэт зачёркивает в ней «и» меняет на «пусть», а в окончательном варианте меняет строки местами и делает строфу рефреном-припевом.
Следующей была строфа:

За землю нашу милую,
За Родину свою
Всем сердцем.
Пойдём ломить.

Кумач подбирает рифму:

Всем сердцем, всей душой.
Всем сердцем, всею силою.

Зачёркивает «Родину свою». Меняет на «Союз большой». В итоге строфа принимает такой вид:

За землю нашу милую,
За наш Союз большой
Пойдем ломить всей силою.
Всем сердцем, всей душой.

Третья строфа поначалу выглядит так:

Тупому зверю низкому
Загоним пулю в лоб,
Насильнику фашистскому
Найдём дорогу в гроб.

Вариант последней строки:

Сколотим крепкий гроб.

И ещё одна версия этой строфы:

Сожмём железным обручем,
Загоним пулю в лоб.
Мы всей фашистской сволочи
Сколотим крепкий гроб.

Так, строчка за строчкой, строфа за строфой, поначалу неуклюжие, перечёркнутые, написанные заново, вновь зачёркнутые, изменённые, родились все куплеты будущей песни. А что песней эти стихи непременно станут, Василий Иванович не сомневался. Потому сразу же выделил строфу-припев, как бы ставя композиторов перед фактом: вот вам песня, и ничто иное».

Хотя если бы даже текст был написан без помарок, ничего необычного в этом бы не было. В истории поэзии нередки примеры, когда даже большие стихотворения записывались автором без единой правки. Нередко замысел такого текста долго вызревает, а потом «прорывается» в строки путём вдохновения. Тем более, что и само вдохновение приходит порой под влиянием сильных переживаний. Вряд ли кто будет отрицать, что начало войны было сильнейшим переживанием для жителей нашей страны.
24 июня стихотворение «Священная война» появилось в газетах «Известия» и «Красная звезда». В тот же день композитор и руководитель ансамбля военной песни А.Александров написал к нему музыку. Печатать слова и ноты не было времени, и Александр Васильевич вывел их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали в свои тетради. Еще день ушёл на репетицию. И уже 27 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню. По воспоминаниям очевидцев её в тот день исполнили пять раз подряд. 28 июня песня была записана на грампластинку, а 30 июня издана с нотами. «Священная война» стала символом Великой Отечественной войны – с её исполнения ежедневно начинался радиоэфир. После окончания войны, песня не утратила своей популярности. Её с удовольствием слушали миллионы людей. Так, например, замечательный бард Владимир Высоцкий назвал её своей любимой песней.

Дочь Боде писала также и в «Литературную газету». Вот как выглядел первоначальный текст «Священной войны» согласно версии Колесниковой.

Вставай страна огромная,
Вставай на смертный бой
С германской силой тёмною,
С тевтонскою ордой.

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,
Идёт война народная,
Священная война.

Пойдём ломить всей силою,
Всем сердцем, всей душой
За землю нашу милую,
За русский край родной.

Не смеют крылья чёрные
Над родиной летать,
Поля её просторные
Не смеет враг топтать!

Гнилой тевтонской нечисти
Загоним пулю в лоб,
Отрепью человечества
Сколотим крепкий гроб.

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С германской силой тёмною,
С тевтонскою ордой.

Прежде чем рассматривать утверждения дочери А.Боде по существу, давайте поговорим о тех людях, которые стали на основании столь зыбких аргументов, обвинять в плагиате выдающихся поэта и композитора, а заодно бросать тень на весь народ, который выиграл величайшую из войн под знаком священной песни, которую по-сути объявили фальшивкой.
Представьте такую ситуацию. К вам пришло письмо от неизвестной гражданки, где она безо всяких доказательств пишет, что песню… пусть это будет «Червона рута», написал вовсе не покойный ныне Владимир Ивасюк, а она. Неужели таких «доказательств», как письмо вам будет достаточно, для того, чтобы писать статьи и снимать фильмы, где вы будете называть Ивасюка вором и плагиатором? Нет конечно. Но ведь в случае со «Священной войной» произошло то же самое. Так почему же Мальгин и Говорухин поспешили признать авторство А.Боде? Почему не проверив факты, поверили на слово З.Колесниковой и обвинили в плагиате известного поэта и не менее известного композитора. Понятно, что причина вовсе не в письме старушки. Как человек много лет проработавший в редакциях газет, журналов и телекомпаний, могу сказать, что редакция любого крупного СМИ получает массу писем среди, которых можно и не такое найти. Сенсация готовилась теми, кто в год сорока-пятилетия Великой Победы запустил её в информационное поле и продолжает раздувать сейчас двадцать с лишним лет спустя. На то, что мы имеем дело со спланированной акцией очернения Победы указывает множество обстоятельств. И чем больше их изучаешь, тем больше понимаешь, что провокация готовилась долго и тщательно. Очень вероятно (хотя и не факт), что дочь Боде сама стала жертвой этой провокации. Не исключено, что её отец и вправду сочинил какую-то песню патриотического содержания, может с похожим названием. Возможно, она была хорошей, возможно плохой, на что косвенно указывают появившиеся в Интернете стихи, приписываемые А.Боде. Но это не важно. За много лет Зинаида Александровна могла забыть текст и, воспроизводя его по памяти, невольно переписала слова Лебедева-Кумача, с которыми просыпалась страна все военные годы и которые знал наизусть практически каждый советский человек, включая, естественно и саму Колесникову. Как уже говорилось, каждая редакция серьёзного СМИ получает тысячи писем. И если бы отец Зинаиды Александровны не был немцем, если бы его отчество было не Адольфович, письмо Колесниковой мирно последовало бы в мусорную корзину и было бы забыто.
Это очень легко понять, просматривая фильм Говорухина вышедший на экраны в 1992 году и ныне широко популярный (благодаря Интернету) в определённых кругах. Без этого фильма вряд ли кто бы знал о статье Мальгина прозвучавшей на радио «Свобода» в 1990 году и перепечатанной в журнале «Столица» в 1991.В фильме «Россия, которую мы потеряли» умаляются заслуги наших полководцев, утверждается, что они не умели воевать и побеждали лишь тем, что не щадили солдат. Там же смакуется тема предательства, оправдываются изменники Родины. Весь фильм проникнут пафосом преклонения перед ценностями западной цивилизации, перед западным образом жизни. И приписав авторство песни немцу, создатели фильма хотят показать, что даже главную военную песню нам подарили иностранцы. Мол мы такие уже никчемные, что без них никак. Весь фильм призван доказать «второсортность» нашего народа. При том, я ничего не имею против немцев. Многие поколения выходцев из Германии верно служили России, среди них было немало выдающихся людей. И если бы немец и впрямь написал патриотическую песню в то время, как его соплеменники вторглись в Россию, ничего зазорного в этом бы не было. Я просто хочу проследить логику создателей «сенсации». Даже суд доказал авторство Лебедева-Кумача, по иску его внучки. И вряд ли Мальгин с Говорухиным сами верили в авторство Боде. Не такие уж они наивные люди, чтобы поверить голословному утверждению старушки. Просто в контексте очернения нашей истории приписать авторство главной военной песни немцу было идеологически очень важно. Важно было и то, что Александр Боде носил отчество Адольфович. Когда-то популярное в Германии имя «Адольф», ныне редко. Уж слишком много крови пролил самый известный его обладатель, Адольф Гитлер. Нельзя забывать, что фильм Говорухина посмотрели миллионы людей. Сейчас уже ни для кого не секрет, что спецслужбы овладели практикой зомбирования людей при помощи СМИ. И касаемо нашей темы, можно сказать, что людям, через подсознание внушали код. Ключевыми словами которого были «немец», «Адольф». Мол, он и создал самую патриотическую песню.
Нельзя исключать и того, что дочь Боде была отнюдь не жертвой, а сознательной участницей провокации. Судя по некоторым материалам, она не только написала от руки текст, но и ноты, якобы скопировав их через стекло. А ведь любой непредвзятый анализ показывает, что не мог такой текст был написан в 1916. А раз фальшив текст, значит и нот не могло быть.
Первое, что бросается в глаза, это строка «не смеют крылья чёрные над Родиной летать». Читая эти слова, так и видишь кадры военной кинохроники, когда тысячи немецких самолётов вторглись в небо нашей страны. И хотя, дочь Боде пишет об аэропланах, которые непонятно где летали, но не было их столько в Первую мировую, чтобы так рельефно впечататься в душу поэта. Тем более Боде не был на фронте и не видел вражеских аэропланов. Кое-кто утверждает, что под словами «крылья чёрные» Александр Адольфович имел ввиду крылья демонов. Я думаю, что этот «аргумент» столь явно притянут «за уши», что его и комментировать не стоит. Возьмём другую строчку – «вставай страна огромная». Если Боде написал песню в 1916, то призывать страну, воюющую уже два года к пробуждению, по меньшей мере, странно. Ещё один момент. Лебедев-Кумач, русский по национальности не указывает национальности захватчиков. Он называет их просто фашистами. Неужели немец Боде, будет выпячивать то, что враги его Родины, были его соплеменниками – германцами? Да и слово «тевтонская» свидетельствует о фальшивке. Конечно, немцев иногда называли «тевтонцами» по имени одноименного германского племени и рыцарского ордена. Но куда реже, чем прусаками или фрицами. Понятно, что слово «тевтонской» появилось потому, что создатели фальшивки понимали, что употреблять слово «фашистской» в 1916 году было невозможно, а придумать что-то оригинальное не могли. Вот и появилась «тевтонская орда».
Из письма дочки Боде трудно понять приписывает ли она музыку Александрова своему отцу или нет. По крайней мере, она утверждает, что мотив песни А.Боде был другой. И на этом, как говорится, спасибо. Судя по всему, Зинаида Александровна путает понятия «музыка», «мотив» и «мелодия». Даже ярые защитники авторства Боде, типа музыковеда Е.Левашева, делают «скидку» для А.Александрова. Пишут, что А.Боде напевал свой текст под мелодию «Мазурки» М.Глинки, а композитор Александров, мол эту мелодию гармонизировал. Хотя С.Говорухин режиссурой своего фильма, по сути приписал Боде не только слова, но и музыку, ведь кадры из хроники Первой мировой идут именно на фоне музыки Александрова. А теперь представим реальную ситуацию. Неужели Лебедев-Кумач мог принести известному композитору любительские ноты и потребовать, чтоб тот аранжировал уже готовую песню? Нет, конечно. Известно, что Александров писал музыку сам, причём текст взял из газеты. Но ведь создатели «сенсации» и его косвенно обвинили в плагиате.
Надо сказать, что вокруг песни «Священная война» в постперестроечные времена наблюдались и другие спекуляции. Так появлялись утверждения, что «Священная война» якобы до 15 октября 1941 года была, чуть ли не под запретом, «ибо некие предержащие власти считали, что она чрезмерно трагична, с первых строк обещает «смертный бой», а не близкое торжество победы». Такое утверждение не соответствует действительности, так как есть документальные доказательства, что стихотворение «Священная война» напечатали две крупнейшие газеты, в том числе вторая по значению, после «Правды», газета СССР – «Известия», где стих появился на первой полосе под портретом Сталина. Понятно, что такая публикация воспринималась тогда, как официальное одобрение, поэтому ни о каких запретах не могло быть и речи.
И в заключение. Существует предание о том, как во время Второй Мессенской войны, ещё в седьмом веке до нашей эры, спартанцы, испытывающие военные трудности попросили помощи у афинян. Те, не желая всерьёз помогать своим давним соперникам, словно бы в насмешку, прислали им хромого учителя – Тиртея. Но, как оказалось, этот Тиртей был поэтом. Он сочинял военные песни. И получилось так, что афиняне, послав Тиртея, оказали спартанцам большую помощь, чем, если бы прислали военный отряд или опытного полководца, в качестве военного советника. Вдохновлённые песнями Тиртея, спартанцы разбили врага. Эта легенда показывает, какое огромное значение имеют патриотические военные песни в жизни людей. Песня «Священная война» помогла нашим предкам разбить врага. И мы, потомки воинов-победителей, должны защищать эту священную песню от лжи и клеветы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *