ледокол громов 1985 реальная история
Ледокол Михаил Громов. Реальная история 1985 года
В двадцатом веке прошлого столетия Россия занимала одну из высоких строчек в рейтинге судостроителей. В распоряжении страны было все: военные корабли, туристические лайнеры, ледоходы и так далее. Многие научные экспедиции финансировались государством и имели свои плоды: открытия, совершенные советскими моряками, славятся до сих пор.
Но дела шли не всегда гладко. Различные курьезные ситуации выбивали мореплавателей из колеи. А самый тяжелый случай за всю судоходную практику был в 1985 году, когда ледоход «Михаил Громов» простоял 133 дня во льдах Антарктики. Это реальная история, читая которую удивляешься мужеству и доблести советских моряков.
Немного исторических фактов
Ледоход «Михаил Сомов» назван в честь ученого-исследователя ледяных берегов М.М. Сомова. Этот корабль является прототипом ледохода «Михаил Громов». Заложили в середине октября 1974 года, а уже в феврале 1975 года судно спустили на воду. Заказчиком выступал Государственный комитет по гидрологии и гидрометеорологии СССР.
За все время эксплуатации на ледоходе было проведено более двадцати научных экспедиций. Ученые изучали ледовый и гидрометеорологические режимы Южного океана, совершая высадку на берега Антарктики. Судно предназначалось не только для экспедиций, но и для доставки различного провианта исследователям.
Ледокол «Михаил Громов»
В ледовом плену
Самая шокирующая история ледохода «Михаил Громов» происходила в 1985 году. Реальные события, повлекшие за собой серьезные проблемы, происходили одни за другими. Главной задачей ледохода было обеспечение провиантом исследователей, находящихся на станции Русской, которая располагается у моря Росса.
Ученые прекрасно знали, что данные районы океана славятся своими толстыми льдами, окутывающими океан. Но корабль был у станции «Русская» в то время, когда уже началась суровая зима, и лед с каждым днем становился все толще и тяжелее. В этот момент все иностранные корабли уже покидали станцию, но советским мореплавателям необходимо закончить смену зимовщиков и доставить нужные вещи.
В марте 1985 года реальная история ледохода «Михаил Громов» только начинается. Ветра усиливались, температура падала, и судно надолго застряло у моря Росса. Надежды на спасение собственными силами не оставалось, поэтому нужно только ждать помощи от других судов.
История героического спасения ледохода
После безуспешных попыток выбраться собственными силами, было решено ждать помощи. По радио выяснили, что «недалеко» находится ледоход «Павел Корчагин». К сожалению, он на помощь прийти не сможет, потому что по меркам Антарктиды расстояние было около пятисот километров между суднами.
Немногим позже было такое заявление, что ледоход остался брошенным. Однако, это утверждение ошибочно и на самом деле было совсем не так. Но в начале апреля уже было известно о том, что «Михаил Громов» остался во льдах на неопределенный срок. На «Корчагина» было эвакуировано больше семидесяти людей, а на застрявшем судне остались только добровольцы, решившие бороться до конца. Всего их было 53 человека, главой которых выступал Валентин Родченко.
Около ледохода в середине мая 1985 года лед постепенно начинал трескаться, даря надежду исследователям на спасение. Однако, не тут-то было. Ветра только усиливались, оттаскивая ледоход к югу.
Огромный вклад в спасение ученых внесли люди из министерства СССР. Именно благодаря их приказу организовали спасательную операцию на ледоходе «Владивосток». Правда, «Михаил Громов» уже довольно долго стоял во льду, следовательно, спасти его было практически невыполнимой задачей. В начале июня 1985 года спасательное судно двинулось на помощь соотечественникам. Главой операции был Геннадий Анохин.
С трудом экипаж «Владивостока» смог дойти до берегов Новой Зеландии, приняв топливо и двинувшись дальше. В середине июля экипаж проходил рядом с «Павлом Корчагиным». Затем продолжил путь к застрявшему ледоходу. Через несколько дней спасательный вертолет доставлен к «Громову», привезя медицинских работников и запасы провианта.
26 июля 1985 года – судьбоносный день. Именно в это время «Владивосток» подходил к застрявшему с исследователями ледоходу. Затем он взят под проводку. Через три недели оба корабля вышли в открытые воды океана, пересекая ледовую перемычку.
После небольшой передышки в Новой Зеландии ледоходы направились восвояси: «Владивосток», как ни странно, во Владивосток, а «Громов» в Ленинград. Орденами мужества награждены все, кто участвовал в спасении.
Все еще в строю
Во времена развала СССР ледоход опять очутился в оковах льда. В этом случае операция по спасению не затягивалась, и корабль удалось спасти буквально через несколько недель.
В данный момент «Михаил Громов» не поставлен как памятник. Он так и используется как доставщик провианта и топлива исследователям Антарктиды. Даже спустя столько времени он исправно функционирует. И все-таки советские инженеры умели делать вещи, способные служить десятилетиями.
На основе реальных событий
Суровые события, произошедшие с отечественным судном, придали вдохновение режиссеру Николаю Хомерики. Основываясь на исторические факты и на рассказы самих участников исследования, он снимает фильм под названием «Ледокол».
Конечно же, не обошлось и без преувеличения событий. Некоторые фрагменты реального расположения дел были опущены, а некоторые, наоборот, приукрашены. Но на самом деле режиссер постарался на славу, и фильм получился очень похожим на то, что происходило на самом деле.
Интересный факт – при съемках фильма использовался атомный ледокол с гордым названием «Ленин», который уже на вечной стоянке в Мурманске. Он немного напоминает по конструкции и внешнему виду ледокол «Михаил Громов».
А на съемки всей картины было потрачено три с половиной месяца работы в тяжелейших погодных условиях.
Заключение
Иногда просто поражает мужество и отвага российских ученых. Кажется, шансов не умереть в этом случае не было вообще. Но путем серьезной работы и целеустремленности советских мореплавателей удалось не только закончить экспедицию, но и привезти ледоход в целости и сохранности домой.
Сюжет «Ледокола» и как это было на самом деле: детали антарктической экспедиции
Павел Сидоркин вспоминает с товарищами ту уникальную спасательную экспедицию. В марте 1985 года ледокол «Михаил Сомов» застрял в антарктических льдах.
Геннадий Антохин, в 1985 г. капитан ледокола «Владивосток»: «Я не знаю, почему „Михаила Сомова“ бросили. Он один период был без связи. Ему запретили выходить в эфир. Никакой связи не было. Это со спутника, с американского спутника увидели судно в дрейфе. Говорят: чей? В июне, через три месяца после сигнала бедствия, на помощь „Сомову“ посылают ледокол „Владивосток“».
Олег Андрусенко, в 1985 г. главный механик ледокола «Владивосток»: «Я разговаривал со стармехом с „Сомова“, он рассказал, как один уже пошел пешком до Ленинграда. Вот такие случаи были».
История «Михаила Сомова» показана в фильме «Ледокол». Судно тут фигурирует под названием «Михаил Громов». Это кино о мужестве, трусости, предательстве и борьбе за жизнь, когда кругом лишь белый снег да серый лед.
Как передает корреспондент НТВ Гарри Княгницкий, для спешащего на выручку «Владивостока» неприятности начались задолго до Антарктиды. В Тихом океане случился чудовищный шторм, а ледоколы к большой волне в принципе не приспособлены. Чудом не перевернулись.
Во льдах «Владивостоку» комфортнее, но от края ледяной кромки до места заточения «Сомова» как от Питера до Мурманска. Лед слишком толстый, поднимают вертолет. Экипаж выискивает трещину, машина зависает над ней, и «Владивосток» идет к воздушному маркеру. Так от точки к точке ледокол пробирается за поводырем, словно разыгрывая опасную шахматную партию, и все равно застревает во льдах. Несколько часов пытается сдвинуться. Через три недели на «Сомове» должно кончиться топливо, а нет горючего нет и отопления. После очередной ледовой разведки экипаж вертолета вернулся взволнованным.
Геннадий Антохин: «Пилот говорит: я дорогу видел прямо до „Сомова“, уже темно было, я систему трещин зарисовал, пока не было сжатия. Я тут же говорю: была не была заводимся!»
Как будто и правда на время приоткрыл калитку, проложив в ледовом панцире трещины, чтобы первый в истории антарктический поход, совершенный полярной ночью, увенчался успехом.
Ледокол «Михаил Громов»: история и искусство
20 октября 2016 года в России состоится премьера фильма-катастрофы «Ледокол» Николая Хомерики. В основу картины легли реальные исторические события 1985 года, когда советский ледокол «Михаил Сомов» (прототип «Михаила Громова») был заблокирован льдами Антарктики на целых 133 дня. Почти пять месяцев экипаж ждал своего освобождения в постоянном страхе.
Ледокол «Михаил Громов»
Несмотря на то, что новый фильм Николая Хомерики о ледоколе «Михаил Громов» был снят по мотивам реальных событий, режиссёр подчёркивает, что не претендует на историческую достоверность и снимает не «документалку», а художественную кинокартину. Именно поэтому большинство названий и имён были изменены.
В фильме зрители увидят ледокол «Михаил Громов», тогда как настоящее судно называлось «Михаил Сомов».
Судно было построено в начале 70-х годов усилиями талантливых харьковских инженеров. Построили его достаточно быстро, всего за 8 месяцев, а назвали в честь прославленного советского полярника Сомова. Уже спустя несколько месяцев ледокол бороздил антарктические воды, доставляя топливо и продукты на исследовательские станции.
В ледовом плену
Как и в реальной жизни, в фильме ледокол «Михаил Громов» в 1985 году отправляется к станции «Русская» на берегу моря Росса.
Кстати: в море Росса находится самый тяжёлый на земном шаре ледяной массив толщиной до 3-4 м – эта область до сих пор остаётся своеобразным «белым пятном» на карте.
15 марта 1985 года погода начала стремительно ухудшаться, начался шторм. Тяжёлые льды сомкнулись, и судно оказалось в ловушке. Капитан Родченко (в фильме он – Петров) сумел, маневрируя, вывести ледокол из места наибольшей опасности. Но вскоре льдом заклинило руль и винты судна, из-за чего оно практически утратило возможность двигаться.
Долгожданное спасение
Только 5 июня 1985 года Совет Министров СССР наконец принял решение о проведении спасательной операции. На помощь «сомовцам» был отправлен ледокол «Владивосток», в несколько раз больше и мощнее. В ходе спасательных работ несколько раз была угроза того, что льды зажмут оба ледокола, однако всё прошло успешно.
22 августа «герои дрейфа», как их окрестили в советских газетах, ступили на берег в столице Новой Зеландии – Веллингтоне.
Фильм «Ледокол»
Создавая историю ледокола «Михаил Громов», несмотря на изменённые названия, Николай Хомерики старался, чтобы всё было по максимуму достоверно. Именно поэтому подготовка к съёмкам заняла целых два года.
Авторы проекта скрупулёзно изучали историю дрейфа и даже встречались с реальными участниками исторических событий. Главным консультантом съёмочной группы стал Юрий Настеко – капитан реального «Михаила Сомова» с 1998 по 2014 годы.
Актёры фильма «Ледокол»
Роль капитана Петрова досталась популярному актёру Петру Фёдорову, которого многие помнят как отважного капитана Громова из «Сталинграда». Как рассказывает сам актёр, он согласился, не раздумывая. Более того – чтобы вжиться в важную роль, Фёдоров лично навестил Валентина Филипповича Родченко, который около 20 лет назад вышел на пенсию и теперь живёт в Санкт-Петербурге.
Для большего драматизма Хомерики добавил ещё одну сюжетную линию, которой не было в реальной жизни: в фильме экипаж получает телеграмму из Москвы, в которой сказано, что Петров отстранён от управления судном, а его место займёт капитан Севченко. Капитана Севченко сыграл Сергей Пускепалис. Морская тематика оказалась ему понятной и привычной: в своё время он проходил срочную службу на флоте, а потому знал даже специфические морские термины.
Интересные факты о фильме «Ледокол»
История ледокола «Михаил Громов» обещает быть по-настоящему мощным, достойным российским фильмом, ведь работа, проведённая самим Хомерики и всей съёмочной группой, просто колоссальна.
Как в фильме «Ледокол» патриотичное кино становится человечным
Год 1985–й. Навстречу ледоколу «Михаил Громов» движется айсберг. Уходя от столкновения с ним, судно попадает в ледовый плен и оказывается в вынужденном дрейфе вблизи побережья Антарктиды в течение 133 дней. История основана на реальных событиях: 15 марта 1985 года ледокол «Михаил Сомов» был зажат льдами вблизи побережья Антарктиды у Берега Хобса. Вертолетами было эвакуировано 77 участников экспедиции, для спасения судна был направлен другой ледокол — «Владивосток». Он обколол лед вокруг «Сомова», и 11 августа оба судна вышли на чистую воду.
Продюсер Игорь Толстунов о том, почему у нас не снимают кино про Крым
Цель создания такой кинокартины во времена реального «Сомова» формулировалась примерно так: «Показать трудовой подвиг и героические будни советского человека». Сегодня цель, в общем–то, та же (на это в основном государство и выделяет деньги), но есть существенное отличие. Теперь идеологи стали понимать, что подобное кино нужно поручать не мастеру героического, а мастеру психологического кино: соединение бравурной темы и сложной интерпретации вызывает у зрителя больше доверия. Николай Хомерики — яркий представитель авторского кино, режиссер, внимательный именно к человеческой сложности в первую очередь, а не к погодным или производственным невзгодам.
Впрочем, «это микс», признается режиссер, имея в виду, что в фильме примерно пополам производственной драмы и экзистенциальной. Сейчас на подходе еще два новых фильма «про Север и выживание» — это неслучайно. Режиссеры и продюсеры, кажется, достигли компромисса между героическим и человеческим: про войну снимать скучно, дорого и, главное, не окупается в прокате, теперь решено снимать про трудовой подвиг. Стало быть, у нас второй этап патриотического кино, которое обещает стать чуть более человечным.
Важны у Хомерики две вещи. Во–первых, ангелов там, на судне, нет. Люди как люди, бесятся, мирятся, сходят с ума и берутся за ум. Будет даже маленький бунт на корабле, но чудом все останется как было.
Большинство действий, предпринимаемых экипажем во время ледового плена, в общем бессмысленны, ни к чему не приводят, да еще иногда и заканчиваются трагически. Это — важное свидетельство в пользу правды жизни, чего не могло быть в советском кино. Там терпение и труд в каждом случае приводят к положительному результату, люди собраны и бодры и слушают родину в радиорубке. Здесь же в основном тоска и человеческая глупость. Как обычно в жизни и бывает.
И второй важный момент. На дворе, напомним, 1985–й, месяц март — как раз когда страну возглавил Михаил Горбачев. Параллель между тем, что происходит на корабле, зажатом льдами, и страной в целом — первое, что приходит на ум. Экипаж — это мини–СССР, отражение того экзистенциального тупика, в котором страна оказалась к 1985 году. Изменения, которые произошли со страной и миром впоследствии, принято назвать тектоническими — метафора, также прекрасно подходящая именно к теме ледового плена и освобождения из него. Но — странным образом — экипаж в фильме (сотня людей) как будто даже не знает, что в стране сменился генсек, или им настолько все равно, что эта тема даже не обсуждается (в течение 133 дней вынужденного дрейфа!), то есть, по мысли авторов, им это настолько неинтересно.
Объясняется этот абсурд просто: само упоминание перестройки является сегодня для современного российского кино чем–то вроде табу, максимум, что можно, — песенка Цоя. Она и звучит.
Пленники Антарктики. Настоящая история спасения ледокола «Михаил Сомов»
В 1985 году в СССР произошла история, за которую орденами награждали не только людей, но и корабли.
Последний из проекта «Амгуэма»
В 1985 году, на самой заре перестройки, Советский Союз пережил эпопею, схожую с легендарным спасением в 1930-х годах челюскинцев. Как и тогда, льдами было затерто экспедиционное судно, как и в случае с «Челюскиным», спасение людей стало делом всей страны. С информации о попавшем в ледяной плен судне начинались выпуски программы «Время» — главной информационной передачи страны.
30 лет спустя история спасения судна «Михаил Сомов» станет поводом для создания остросюжетного фильма, «основанного на реальных событиях». Однако художественный фильм остается художественным фильмом. Настоящая история «Михаила Сомова» не менее, а возможно, в чем-то и более героическая, чем ее экранное отражение.
В октябре 1973 года по заказу Госкомитета по гидрометеорологии и гидрологии СССР на Херсонском судостроительном заводе был заложен дизель-электроход типа «Амгуэма» проекта 550.
Новый корабль, предназначенный для ледового плавания при толщине сплошного льда до 70 см, стал 15-м и последним в семействе данного проекта.
Судно, Государственный флаг СССР на котором был поднят 8 июля 1975 года, получило название в честь Михаила Михайловича Сомова, знаменитого полярника, руководителя полярной станции «Северный полюс-2» и главы первой Советской Антарктической экспедиции.
Первый дрейф
«Михаил Сомов» был передан в распоряжение НИИ Арктики и Антарктики. Кораблю предстояло обеспечивать доставку людей и грузов на советские научные станции в Антарктиде. Первый рейс «Сомова» начался 2 сентября 1975 года.
Навигация и в Арктике, и в Антарктиде — дело трудное и порой весьма опасное. Для судов, которые работают в этих зонах, «ледовый плен» дело неприятное, но довольно привычное. Дрейф на судах, скованных льдами, ведет свою историю от первых исследователей Арктики.
Современные корабли, разумеется, оснащены куда лучше, однако и они не застрахованы от подобных ситуаций.
В 1977 году в ледовом плену впервые оказался «Михаил Сомов». Выполняя операцию по снабжению и смене персонала антарктической станции «Ленинградская», корабль лишился возможности двигаться в зоне 8-10 балльных льдов. 6 февраля 1977 года начался дрейф «Михаила Сомова» во льдах Балленского ледяного массива.
Как уже говорилось, такая ситуация неприятная, но не катастрофическая. Больше того, с корабля на «Ленинградскую» сумели перебросить и персонал, и грузы.
Ледовая обстановка стала улучшаться к концу марта 1977 года. 29 марта «Михаил Сомов» вырвался из плена. За время 53-дневного дрейфа судно преодолело 250 миль.
Ледовый капкан в море Росса
История, сделавшая «Михаил Сомов» известным на весь мир, произошла в 1985 году. Во время очередного рейса в Антарктиду кораблю предстояло обеспечить снабжение и смену зимовщиков станции «Русская», расположенной в тихоокеанском секторе Антарктиды, у моря Росса.
Этот район славится крайне тяжелым ледовым массивом. Рейс «Сомова» задержался, и к «Русской» корабль приблизился очень поздно, когда уже начиналась антарктическая зима.
Все иностранные суда стараются к этому времени покинуть регион. «Сомов» спешил завершить смену зимовщиков и разгрузку топлива и продуктов.
15 марта 1985 года произошло резкое усиление ветра, и вскоре корабль был блокирован тяжелыми льдинами. Толщина льда в этом районе достигала 3-4 метров. Расстояние от судна до ледовой кромки — около 800 километров. Таким образом, «Михаил Сомов» прочно застрял в море Росса.
С помощью спутников и ледовой авиаразведки проанализировали ситуацию. Выходило, что при сложившихся условиях самостоятельно «Сомов» выйдет из ледового дрейфа не ранее, чем в конце 1985 года.
За это время дизель —электроход мог быть раздавлен льдами, как «Челюскин». На этот крайний случай прорабатывался план создания ледового лагеря, где членам экипажа предстояло ждать спасения.
В относительной близости от «Сомова» дежурил еще один советский корабль «Павел Корчагин». Но «близость» считалась по меркам Антарктики — на деле между судами пролегали сотни километров.
«Владивосток» идет на помощь
Позже появится утверждение — «Сомова» оставили на произвол судьбы, спасением людей занялись поздно. Это, мягко говоря, не соответствует действительности. В апреле, когда стало ясно, что ситуация в ближайшее время не разрешится, с «Михаила Сомова» на «Павла Корчагина» вертолетами эвакуировали 77 человек. На корабле остались 53 человека во главе с капитаном Валентином Родченко.
В мае появилась надежда — в массиве льдов вокруг «Сомова» появились трещины. Казалось, вот-вот удастся вырваться, но вместо этого ветра стали сносить ледяное поле и корабль к югу.
5 июня 1985 года Совет Министров СССР принимает решение об организации спасательной экспедиции на ледоколе «Владивосток».
На подготовку, погрузку оборудования, вертолетов, топлива потратили всего пять дней. 10 июня «Владивосток» вышел на помощь.
Экипажу во главе с капитаном Геннадием Анохиным предстояла сложнейшая задача. И дело было не только в тяжести льдов вокруг «Сомова».
«Владивосток», как и все ледоколы подобного типа, имел яйцеобразную форму подводной части (для выталкивания его при сжатиях). При этом судну предстояло пройти через «ревущие» сороковые и «неистовые» пятидесятые широты, где ледокол, в силу неустойчивости конструкции, мог и сам угодить в большую беду.
Тем не менее, «Владивосток» дошел до Новой Зеландии, принял на борт груз топлива, и двинулся к берегам Антарктиды.
«Кремень» Чилингаров
Руководителем спасательной экспедиции был начальник Управления кадров и учебных заведений Госкомгидромета Артур Чилингаров. В среде полярников назначение «чиновника» вызвало, мягко говоря, противоречивые мнения.
Но вот что в одном из интервью вспоминал один из участников спасательной экспедиции, корреспондент ТАСС Виктор Гусев: «Я о Чилингарове очень высокого мнения. При некоторых чертах советского функционера для меня это персона из века географических открытий. Он и ученый, и путешественник, и просто увлеченный человек… А меня потряс в Новой Зеландии. Зашли туда на ледоколе, взяли необходимое количество топлива. Пошли к “Сомову” — и попали в шторм! Ледокол к такому не приспособлен — его бросало из стороны в сторону…Три дня тошнило! В какой-то момент думал: вот хорошо бы, если б я сейчас умер. Этот отвратительный плеск воды помню до сих пор! Три банки с яблочным соком разбились, каюта в осколках, оторвало умывальник… Поварихи лежали, все ледокольщики. А Чилингаров и передвигался, и готовил для желающих — хотя желающих было мало. Кушал один. Кремень».
Виктор Гусев ныне всем известен как спортивный комментатор «Первого канала». Но его спортивная карьера началась как раз после эпопеи со спасением «Михаила Сомова».
Битва за бочки
Героизм в этой операции пришлось проявлять всем, и ее исход не раз висел на волоске. Драматичная ситуация сложилась с бочками с топливом, загруженными в Новой Зеландии.
В большом интервью «Спорт-Экспрессу» Виктор Гусев вспоминал: «В шторм их начало смывать за борт. Чилингаров мобилизовал всех, в том числе меня. Привязывали бочки к чему только можно было привязать. Чилингаров сказал: “Я рассчитал! Если потеряем половину бочек — остатка хватит, пойдем дальше. Если 51 процент — надо возвращаться обратно”. Закрепили так, что потеряли процентов сорок. Оставшегося действительно хватило».
На «Михаиле Сомове» в этот момент старательно экономили продовольствие и топливо. Ради экономии горючего даже стирку и баню проводили только два раза в месяц. Экипаж освобождал ото льда винт и руль, перебирал двигатели — ведь в случае отказа этих систем «Сомову» не помогла бы никакая поддержка извне.
18 июля 1985 года «Владивосток» встретился с «Павлом Корчагиным», после чего сквозь льды двинулся к плененному «Сомову».
23 июля 1985 года вертолет Ми-8 под управлением пилота Бориса Лялинасовершил посадку рядом с «Михаилом Сомовым». Вертолет доставил медиков и грузы первой необходимости.
Обыкновенное чудо
Но примерно за 200 километров до «Сомова» «Владивосток» и сам застрял во льдах.
Из интервью Виктора Гусева «Собеседнику»: «Это была по-настоящему критическая ситуация. Тогда я увидел и принял участие в том, во что никогда бы не поверил, если бы мне кто-то стал рассказывать. С ледокола был спущен гигантский канат с якорем. Мы все вышли на лед посреди этой Антарктики, сделали лунку и, заведя в нее якорь, всей командой начали раскачивать наш “Владивосток”… Оказалось, что раскачивание — достаточно распространенная практика. Но если когда-то кому-то удавалось таким образом вытащить ледокол изо льда, у нас это не получилось».
Но на утро случилось чудо. Ледяное поле, словно проявив уважение к мужеству людей, отступило от «Владивостока».
26 июля 1985 года произошло то, чего с замиранием сердца ждал весь Советский Союз. Москва получила сообщение: «26 июля в 9.00 ледокол “Владивосток” подошел к последней ледовой перемычке перед “Михаилом Сомовым”. В 11.00 околол его и взял под проводку».
Времени на ликование не было — антарктическая зима с лютыми морозами могла в любой момент снова захлопнуть ловушку. «Владивосток» приступил к выводу «Михаила Сомова» из зоны тяжелых льдов.
Орден для ледокола
13 августа суда пересекли кромку дрейфующего льда и вышли в открытый океан. Спустя шесть дней экипажи кораблей, как героев, встречали жители новозеландского Веллингтона.
После четырехдневного отдыха суда отправились каждый своим маршрутом — «Владивосток» во Владивосток, «Михаил Сомов» — в Ленинград.
Дрейф «Михаила Сомова» продлился 133 дня. В память об этой героической эпопее была отчеканена памятная медаль.
Начальник экспедиции Артур Чилингаров, капитан «Михаила Сомова» Валентин Родченко и пилот Борис Лялин стали Героями Советского Союза, орденами и медалями были отмечены и другие участники экспедиции. Корреспондент Виктор Гусев, к примеру, получил медаль «За трудовую доблесть». Кроме того, руководство ТАСС удовлетворило его давнишнюю просьбу о переводе в спортивную редакцию.
Интересно, что наградили не только людей, но и корабли. Ледокол «Владивосток» был отмечен орденом Ленина, а дизель-электроход «Михаил Сомов» — орденом Трудового Красного Знамени.
«Сомов» по-прежнему в строю
В 1991 году «Михаил Сомов» снова оказался в ледовом плену. В июле, во время операции по экстренной эвакуации экспедиции с антарктической станции «Молодежная» корабль был зажат льдами. 19 и 20 августа, когда вся страна была увлечена ГКЧП, летчики вывозили полярников и экипаж «Сомова» обратно на станцию «Молодежная».
На сей раз никто ледокола на помощь кораблю не прислал, но ему повезло — в отличие от Советского Союза, «Михаил Сомов» уцелел, и 28 декабря 1991 года благополучно вышел из ледового дрейфа.
31 год спустя после самого известного своего приключения дизель-электроход «Михаил Сомов» продолжает работать в интересах России. Он используется для снабжения российских научных экспедиций в Арктике, для доставки на научные станции, пограничные заставы и иные объекты персонала, оборудования и припасов, а также для проведения научных исследований арктических льдов.