ледокол история на реальных событиях
Сюжет «Ледокола» и как это было на самом деле: детали антарктической экспедиции
Павел Сидоркин вспоминает с товарищами ту уникальную спасательную экспедицию. В марте 1985 года ледокол «Михаил Сомов» застрял в антарктических льдах.
Геннадий Антохин, в 1985 г. капитан ледокола «Владивосток»: «Я не знаю, почему „Михаила Сомова“ бросили. Он один период был без связи. Ему запретили выходить в эфир. Никакой связи не было. Это со спутника, с американского спутника увидели судно в дрейфе. Говорят: чей? В июне, через три месяца после сигнала бедствия, на помощь „Сомову“ посылают ледокол „Владивосток“».
Олег Андрусенко, в 1985 г. главный механик ледокола «Владивосток»: «Я разговаривал со стармехом с „Сомова“, он рассказал, как один уже пошел пешком до Ленинграда. Вот такие случаи были».
История «Михаила Сомова» показана в фильме «Ледокол». Судно тут фигурирует под названием «Михаил Громов». Это кино о мужестве, трусости, предательстве и борьбе за жизнь, когда кругом лишь белый снег да серый лед.
Как передает корреспондент НТВ Гарри Княгницкий, для спешащего на выручку «Владивостока» неприятности начались задолго до Антарктиды. В Тихом океане случился чудовищный шторм, а ледоколы к большой волне в принципе не приспособлены. Чудом не перевернулись.
Во льдах «Владивостоку» комфортнее, но от края ледяной кромки до места заточения «Сомова» как от Питера до Мурманска. Лед слишком толстый, поднимают вертолет. Экипаж выискивает трещину, машина зависает над ней, и «Владивосток» идет к воздушному маркеру. Так от точки к точке ледокол пробирается за поводырем, словно разыгрывая опасную шахматную партию, и все равно застревает во льдах. Несколько часов пытается сдвинуться. Через три недели на «Сомове» должно кончиться топливо, а нет горючего нет и отопления. После очередной ледовой разведки экипаж вертолета вернулся взволнованным.
Геннадий Антохин: «Пилот говорит: я дорогу видел прямо до „Сомова“, уже темно было, я систему трещин зарисовал, пока не было сжатия. Я тут же говорю: была не была заводимся!»
Как будто и правда на время приоткрыл калитку, проложив в ледовом панцире трещины, чтобы первый в истории антарктический поход, совершенный полярной ночью, увенчался успехом.
Ледокол Михаил Громов. Реальная история 1985 года
В двадцатом веке прошлого столетия Россия занимала одну из высоких строчек в рейтинге судостроителей. В распоряжении страны было все: военные корабли, туристические лайнеры, ледоходы и так далее. Многие научные экспедиции финансировались государством и имели свои плоды: открытия, совершенные советскими моряками, славятся до сих пор.
Но дела шли не всегда гладко. Различные курьезные ситуации выбивали мореплавателей из колеи. А самый тяжелый случай за всю судоходную практику был в 1985 году, когда ледоход «Михаил Громов» простоял 133 дня во льдах Антарктики. Это реальная история, читая которую удивляешься мужеству и доблести советских моряков.
Немного исторических фактов
Ледоход «Михаил Сомов» назван в честь ученого-исследователя ледяных берегов М.М. Сомова. Этот корабль является прототипом ледохода «Михаил Громов». Заложили в середине октября 1974 года, а уже в феврале 1975 года судно спустили на воду. Заказчиком выступал Государственный комитет по гидрологии и гидрометеорологии СССР.
За все время эксплуатации на ледоходе было проведено более двадцати научных экспедиций. Ученые изучали ледовый и гидрометеорологические режимы Южного океана, совершая высадку на берега Антарктики. Судно предназначалось не только для экспедиций, но и для доставки различного провианта исследователям.
Ледокол «Михаил Громов»
В ледовом плену
Самая шокирующая история ледохода «Михаил Громов» происходила в 1985 году. Реальные события, повлекшие за собой серьезные проблемы, происходили одни за другими. Главной задачей ледохода было обеспечение провиантом исследователей, находящихся на станции Русской, которая располагается у моря Росса.
Ученые прекрасно знали, что данные районы океана славятся своими толстыми льдами, окутывающими океан. Но корабль был у станции «Русская» в то время, когда уже началась суровая зима, и лед с каждым днем становился все толще и тяжелее. В этот момент все иностранные корабли уже покидали станцию, но советским мореплавателям необходимо закончить смену зимовщиков и доставить нужные вещи.
В марте 1985 года реальная история ледохода «Михаил Громов» только начинается. Ветра усиливались, температура падала, и судно надолго застряло у моря Росса. Надежды на спасение собственными силами не оставалось, поэтому нужно только ждать помощи от других судов.
История героического спасения ледохода
После безуспешных попыток выбраться собственными силами, было решено ждать помощи. По радио выяснили, что «недалеко» находится ледоход «Павел Корчагин». К сожалению, он на помощь прийти не сможет, потому что по меркам Антарктиды расстояние было около пятисот километров между суднами.
Немногим позже было такое заявление, что ледоход остался брошенным. Однако, это утверждение ошибочно и на самом деле было совсем не так. Но в начале апреля уже было известно о том, что «Михаил Громов» остался во льдах на неопределенный срок. На «Корчагина» было эвакуировано больше семидесяти людей, а на застрявшем судне остались только добровольцы, решившие бороться до конца. Всего их было 53 человека, главой которых выступал Валентин Родченко.
Около ледохода в середине мая 1985 года лед постепенно начинал трескаться, даря надежду исследователям на спасение. Однако, не тут-то было. Ветра только усиливались, оттаскивая ледоход к югу.
Огромный вклад в спасение ученых внесли люди из министерства СССР. Именно благодаря их приказу организовали спасательную операцию на ледоходе «Владивосток». Правда, «Михаил Громов» уже довольно долго стоял во льду, следовательно, спасти его было практически невыполнимой задачей. В начале июня 1985 года спасательное судно двинулось на помощь соотечественникам. Главой операции был Геннадий Анохин.
С трудом экипаж «Владивостока» смог дойти до берегов Новой Зеландии, приняв топливо и двинувшись дальше. В середине июля экипаж проходил рядом с «Павлом Корчагиным». Затем продолжил путь к застрявшему ледоходу. Через несколько дней спасательный вертолет доставлен к «Громову», привезя медицинских работников и запасы провианта.
26 июля 1985 года – судьбоносный день. Именно в это время «Владивосток» подходил к застрявшему с исследователями ледоходу. Затем он взят под проводку. Через три недели оба корабля вышли в открытые воды океана, пересекая ледовую перемычку.
После небольшой передышки в Новой Зеландии ледоходы направились восвояси: «Владивосток», как ни странно, во Владивосток, а «Громов» в Ленинград. Орденами мужества награждены все, кто участвовал в спасении.
Все еще в строю
Во времена развала СССР ледоход опять очутился в оковах льда. В этом случае операция по спасению не затягивалась, и корабль удалось спасти буквально через несколько недель.
В данный момент «Михаил Громов» не поставлен как памятник. Он так и используется как доставщик провианта и топлива исследователям Антарктиды. Даже спустя столько времени он исправно функционирует. И все-таки советские инженеры умели делать вещи, способные служить десятилетиями.
На основе реальных событий
Суровые события, произошедшие с отечественным судном, придали вдохновение режиссеру Николаю Хомерики. Основываясь на исторические факты и на рассказы самих участников исследования, он снимает фильм под названием «Ледокол».
Конечно же, не обошлось и без преувеличения событий. Некоторые фрагменты реального расположения дел были опущены, а некоторые, наоборот, приукрашены. Но на самом деле режиссер постарался на славу, и фильм получился очень похожим на то, что происходило на самом деле.
Интересный факт – при съемках фильма использовался атомный ледокол с гордым названием «Ленин», который уже на вечной стоянке в Мурманске. Он немного напоминает по конструкции и внешнему виду ледокол «Михаил Громов».
А на съемки всей картины было потрачено три с половиной месяца работы в тяжелейших погодных условиях.
Заключение
Иногда просто поражает мужество и отвага российских ученых. Кажется, шансов не умереть в этом случае не было вообще. Но путем серьезной работы и целеустремленности советских мореплавателей удалось не только закончить экспедицию, но и привезти ледоход в целости и сохранности домой.
«Ледокол»: киношный и настоящий
«Сомова» поменяли на «Громова», а «Владивосток» забыли
Журналист из Владивостока побывал на телепрограмме «Пусть говорят» и рассказал, кто на самом деле спас «Михаила Сомова»
На экраны российских кинотеатров вышел отечественный художественный фильм «Ледокол» режиссера Николая Хомерики производства киностудии «Профит». Премьера фильма-катастрофы (так его жанр определили сами создатели ленты) cостоялась 12 октября в главном киноцентре России «Октябрь».
– Сюжет фильма основан на реальных событиях, произошедших в 1985 году с ледоколом «Михаил Сомов», который оказался зажат антарктическими льдами и провел в вынужденном дрейфе 133 дня, – представил зрителям картину продюсер Игорь Толстунов. – Ледокол «Михаил Громов» (киношное название судна) идет вдоль побережья Антарктиды. Прямо по курсу появляется айсберг, и капитан Петров решает обойти его. Но в этот момент член экипажа корабля и пес падают за борт. Из-за спасательной операции судно не успевает разминуться с айсбергом, задевает его и частично деформируется. Старший помощник сообщает о ЧП в Ленинград, оттуда приходит телеграмма об отстранении капитана. На судно вертолетом присылают нового капитана. Под его управлением ледокол встает во льдах. В ожидании спасения экипаж корабля проводит свыше четырех месяцев среди льдов.
Съемки проходили в тяжелых погодных условиях. Мы работали над этим фильмом более трех лет, из которых 3,5 месяца – в заснеженных горах Кольского полуострова, а также на борту списанного атомного ледокола «Ленин» и в ряде портовых городов страны.
Благодарим всех партнеров и тех, кто работал над картиной. Но особую признательность хотим выразить двум участникам реальных событий 1985 года. Эти события легли в основу фильма, а их участники находятся сейчас с нами в зале. Это Валентин Родченко, капитан судна «Михаил Сомов», застрявшего во льдах, и Артур Чилингаров, возглавлявший экспедицию по спасению «Сомова».
Весь подвиг в сюжет не вместился
Как оно и положено художественному произведению, фильм не совсем точно отражает действительность. За исключением самого факта 133-суточного дрейфа «Михаила Сомова», все остальное – полный вымысел сценаристов, режиссеров, продюсеров. Чтобы придать драйва и привлечь зрителей, им пришлось придумать иную реальность Антарктиды, льдов окружающих ее морей, героической обыденности моряков и полярников. Правда, и главных спасателей оставили за кадром – экипаж ледокола «Владивосток» Дальневосточного морского пароходства во главе с капитаном Геннадием Антохиным. То, что совершили владивостокцы, вошло в подвиг «Михаила Сомова».
Справедливость в числе других пытался восстановить Евгений Козуб, ныне работающий в администрации города, а в тот момент возглавлявший отдел информации и спорта в краевой газете «Красное знамя» и досконально изучивший ту спасательную операцию. В соавторстве с другим приморским журналистом Виктором Сердюком он написал книгу «Чрезвычайный рейс».
«Михаил Сомов» никогда не был ледоколом. Это действующий и по сей день дизель-электроход усиленного ледового класса (толщина его бортов позволяет проламывать лед толщиной до 70 см). В начале весны 1985 года научно-экспедиционное судно с учеными-полярниками и грузами для советских антарктических станций на борту отправилось к ледовому континенту. Рейс был не по сезону. В Южном полушарии была осень и приближалась зима. Морские суда других государств уже покинули тот район. Но по чьей-то чиновничьей дурости экспедиция все-таки стартовала из Ленинграда.
15 марта во время подхода к белому континенту для обеспечения станции «Русская» «Михаила Сомова» зажало тяжелыми льдами и он оказался в вынужденном дрейфе вблизи Берега Хобса. 77 участников антарктической экспедиции и несколько членов экипажа были эвакуированы вертолетом Ми-8 на теплоход «Павел Корчагин», который дежурил у границы ледового поля. Эта операция была удачно завершена 17 апреля. Сам же дизель-электроход и 53 человека на нем во главе с капитаном Валентином Родченко дрейфовали в 3-4-метровых льдах вдоль моря Росса в южном направлении. Была опасность, что судно раздавят льды. Но даже если бы все обошлось, то без посторонней помощи оно самостоятельно могло выйти на чистую воду только через полгода. Начался режим жесткой экономии топлива, пресной воды, продуктов питания.
5 июня 1985 года Совет Министров СССР принял решение о начале спасательной операции под руководством Артура Чилингарова. На помощь «Михаилу Сомову» из столицы Приморья был направлен ледокол «Владивосток». Об этой опасной экспедиции и рассказал в своей книге «Чрезвычайный рейс» Евгений Козуб. Книга основана на интервью с ее участниками, хронике из судового журнала, воспоминаниях моряков. Из печати к читателям она поступила в мае следующего, 1986 года.
Эту ситуацию сравнивали с дрейфом во льдах Арктики парохода «Челюскин» и спасением в 1933-м и 1934 годах участников той экспедиции. И оба раза за спасательными операциями следил весь мир, а не только Советский Союз.
Уже 10 июня ледокол «Владивосток» под командованием 35-летнего капитана Геннадия Антохина вышел из бухты Золотой Рог и взял курс на юг. Переход был крайне сложным. Ледокол не оборудован кондиционерами, а часть пути приходилась на тропики. В штормах «ревущих сороковых» за борт смыло 40 процентов закрепленных на верхней палубе грузов и бочек с топливом и машинным маслом. Само судно, имеющее яйцеобразную форму подводной части (как и положено ледоколу), на многометровых волнах кренилось на борт до критических показателей. Но обошлось. Оказавшись во льдах, «Владивосток» и сам был зажат. Более того, одна из лопастей винта была повреждена, пришлось опускать водолазов для устранения неисправности.
23 июля с палубы «Владивостока» поднялся вертолет Ми-8 под управлением артемовского летчика Бориса Лялина. Он доставил на «Михаила Сомова» врачей, лекарства и продукты питания. А через трое суток – 26 июля – ледокол подошел к «Сомову», обколол вокруг него лед и взял судно на проводку. 11 августа вышли на чистую воду. Там и расстались. «Михаил Сомов» направился в Ленинград, а ледокол – во Владивосток. За все время дрейфа и операции спасения не пострадал ни один человек. Но Геннадий Антохин в том рейсе поседел…
Страна должна знать своих героев. Но не всех…
После окончания спасательной операции началось награждение людей, победивших стихию. Трое стали Героями Советского Союза – это капитан «Михаила Сомова» Валентин Родченко, летчик Борис Лялин и начальник спасательной экспедиции Артур Чилингаров. Кстати, именно он, являясь одновременно начальником Управления кадров и учебных заведений Госкомгидромета, и готовил наградные документы, которые визировали в Приморском крайкоме КПСС, на участников экспедиции. Почти все удостоились различных орденов и медалей. К примеру, старшего помощника капитана «Владивостока» Павла Сидоркина наградили орденом Трудового Красного Знамени, корреспондента ТАСС Виктора Гусева (ныне известного спортивного комментатора) отметили медалью «За трудовую доблесть». Не обошли наградами и сами суда – «Михаил Сомов» и «Владивосток» получили орден Трудового Красного Знамени и орден Ленина соответственно. Лишь одного моряка «забыли» – капитана ледокола Геннадия Антохина.
Дело в том, что незадолго до того рейса в Антарктиду на Антохина в прокуратуру и в крайком КПСС поступили подметные письма о неких финансовых нарушениях, якобы допущенных во время ремонта ледокола в Японии. Этого оказалось достаточно, чтобы чья-то недрогнувшая чиновничья рука вычеркнула его фамилию из списка представленных к наградам.
Позже высосанное из пальца дело было закрыто, и Антохин блестяще продолжил свою капитанскую карьеру. Но наградной поезд, как говорится, ушел. Такое было время…
Телешоу восстанавливает правду
Восстановить историческую справедливость взялась программа «Пусть говорят» с ведущим Андреем Малаховым на Первом канале, собрав 10 ноября в телестудии артистов и моряков. В числе других приглашенных был и Евгений Козуб.
– Евгений Михайлович, как на вас вышли телевизионщики?
– Как я понял, к этой передаче команда ток-шоу готовилась очень тщательно. Видимо, изучила всю имевшуюся в наличии информацию о событиях в Антарктиде в 1985 году. В числе прочего эксперты программы, оказывается, нашли в Ленинской библиотеке книгу «Чрезвычайный рейс». А потом в поисковике Интернета набили мое имя, в итоге нашли мою электронную почту и номер мобильного телефона. Несколько дней постоянно звонили, расспрашивали о деталях того памятного рейса и, наконец, пригласили в Москву для участия в программе «Пусть говорят». Свое согласие я дал, когда узнал, что будет присутствовать капитан Антохин.
– А расходы за чей счет?
– Все расходы, включая перелеты и проживание в гостинице, Первый канал брал на себя. Даже для передвижения по Москве предоставляли свой транспорт.
– Долго длилась съемка?
– Запись передачи велась порядка двух часов без перерыва, но в эфир выйдет, согласно формату программы, только 45 минут. Как говорится, отрежут все лишнее. Когда именно покажут передачу, сказать не берусь – ведь ее нужно еще смонтировать, но обещали в течение ближайшей недели. Интересно было посмотреть на работу Андрея Малахова и всего творческого коллектива. Весь сценарий был очень профессионально подготовлен и строго соблюдался.
– А как вы встретились на программе с героем своей книги – Антохиным?
– С Геннадием Ивановичем обнялись. Почти 30 лет не виделись. К сожалению, после телевизионной записи пообщаться не довелось. Он торопился в аэропорт на ближайший самолет во Владивосток. Но договорись встретиться на приморской земле.
Фильм зрелищный, но морякам не рекомендуется
В феврале нынешнего года Геннадий Антохин был гостем редакции «В». Встреча была посвящена 40-летию работы в восточном секторе российской Арктики линейного ледокола «Адмирал Макаров». Наш гость рассказывал о необходимости строительства ледокольного флота для Дальнего Востока.
При подготовке этого материала журналист «В» позвонил Геннадию Ивановичу:
– Ну и как вам фильм «Ледокол»?
– Морякам смотреть не рекомендуется: много профессиональной несуразицы. Но для обычного «берегового» зрителя фильм будет интересен своими спецэффектами, зрелищностью. Молодежи поможет узнать некоторые исторические события, а людям старшего поколения позволит вспомнить отдельные страницы прошлого.
– А по поводу встречи в Останкино?
– Тут я хочу сказать спасибо телевизионщикам. Большинство людей, с которыми меня свела судьба в 1985 году, я с той поры не видел ни разу. Минул уже 31 год. И мне было приятно с ними встретиться, обняться, вспомнить ту эпопею.
– Геннадий Иванович, вы единственный участник тех событий, кого обошли государственной наградой. Обидно?
– Это уже дела давно минувших дней. А обижаются только люди недалекие. Нам удалось главное: мы спасли людей. И ради таких операций, а не ради наград работают ледокольщики.
«Михаил Сомов» участвовал в 21 советской и российской антарктической экспедиции. И трижды попадал в длительный ледовый плен.
Первый антарктический дрейф случился в 1977 году. Дизель-электроход выполнял операцию по снабжению и смене персонала станции «Ленинградская». 1 февраля он вошел в полосу льдов. Когда до выхода в полынью возле станции оставалось около 30 миль, синоптическая обстановка внезапно ухудшилась. Из-за сильной метели судно легло в дрейф и за трое суток было снесено на 56 миль на запад. Ученым пришлось добираться до станции около 200 км. Но, несмотря на трудности, «Ленинградская» была обеспечена топливом, продовольствием и другими грузами. А судно осталось в дрейфе еще на 53 дня. Второй случай – в 1985 году – мы описали в этом материале.
В мае 1991 года «Михаил Сомов» был экстренно направлен к станции «Молодежная» для срочной эвакуации более 150 полярников. 9 июля ученых приняли на борт судна. Но обратно «Михаил Сомов» выйти не смог – был зажат льдами. Через полтора месяца в течение двух дней, 19 и 20 августа, вертолеты в условиях полярной ночи переправили ученых и часть экипажа на станцию. И уже 22 августа более 190 человек смогли вылететь специально присланным в Антарктиду самолетом Ил-76МД. Ледовый дрейф судна продолжался до 28 декабря 1991 года.
Геннадий Антохин – прославленный капитан-ледокольщик – более 30 лет водил в Арктике и Антарктике ледоколы «Владивосток», «Ермак», «Красин» и «Адмирал Макаров». Сейчас трудится старшим капитаном-наставником Дальневосточного морского пароходства.
Геннадий Антохин является почетным полярником, почетным работником морского флота, почетным работником транспорта России, награжден орденом Трудового Красного Знамени, орденом Мужества, орденом «За морские заслуги».
Как снимали фильм-катастрофу «Ледокол»
На дворе 1985 год. Ледокол «Михаил Сомов» работает в составе Советской Антарктической экспедиции. Сначала судно зашло в Новую Зеландию за продовольствием для антарктической станции «Русская», а 7 марта в 25 милях от станции началась выгрузка. Приближалась полярная ночь, когда все исследовательские суда стараются унести себя и свои команды подальше от Антарктиды.
15 марта, чудом пережив трехдневный ураган и не нарвавшись на айсберги, корабль был зажат во льдах и начал свой 133-дневный дрейф в Тихоокеанском ледовом массиве.
В течение месяца с корабля вертолетами были эвакуированы больные и часть экипажа, а с судном осталось 53 добровольца. Освободить ледокол из плена удалось только к августу 1985 года.
Таковы реальные события, по мотивам которых снят фильм « Ледокол » (стартует в кинотеатрах с 20 октября).
Из официальной аннотации к фильму: «1985 год. Навстречу ледоколу „Михаил Громов“ движется огромный айсберг. Уходя от столкновения с ним, судно попадает в ледовый плен и оказывается в вынужденном дрейфе вблизи побережья Антарктиды. Вокруг зловещая тишина и жуткий холод. Горючее на исходе. Нервы на пределе. И даже если можно было бы уйти — деваться все равно некуда. У командования ледокола нет права на ошибку. Одно неверное решение — и тяжелые льды раздавят судно. »
Петр Федоров и прототип его героя капитан Валентин Филиппович Родченко Профит К съемкам фильма команда готовилась почти два года: изучали историю дрейфа, подбирали спецтехнику и локации, готовили декорации. Петр Федоров, который сыграл капитана ледокола Петрова, встретился с Героем Советского Союза Валентином Родченко — прототипом своего персонажа. Именно он командовал ледоколом «Михаил Сомов» в 1985 году.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1986 года за мужество и отвагу, проявленные при исполнении служебного долга, ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Профит За те три с лишним месяца, которые длился сам съемочный процесс, группа побывала в трех городах: в Мурманске, Санкт-Петербурге, Севастополе. В Мурманске их ждал и ледяной ветер, и мороз, и дождь, в Севастополе — 30 градусная жара.
Профит Художник-постановщик Владимир Родимов о съемках в Мурманске: «Для создания ледяных торосов мы использовали деревянный каркас из поддонов и фанеры. Каркас моделировали под форму льда и обтягивали белоснежным синтепоном. Старательно лепили каждую „льдинку“, фиксируя синтепон дорогущим клеем-спреем. Но погода была против нас. Сначала пошел дождь, и намокший синтепон потерял форму. Через два дня ветер нагнал черную пыль с соседнего причала, где разгружали уголь. Таким образом вместо белоснежных льдин у нас образовалась серая масса, напоминающая старый матрас. За полторы недели мы несколько раз обновляли заготовки».
Чтобы снять сцену падения за борт, на носу судна укрепили специальную конструкцию из контейнера с водой и горки — вода наполняла контейнер, а затем под сильным напором на каскадера срывалось 20 тонн воды. Смыв каскадера с корабля, его вылавливали из воды и возвращали для нового дубля. Для этой сцены понадобилось в общей сложности около 200 тонн воды.
Спасение моряка и его собачки
В одной из сцен из воды достают одного из моряков и его собаку. Герой Александра Яценко бросается им на помощь. Для этой сцены актера обильно поливали теплой водой из шланга. А на улице было так холодно, что актер между дублями начал специально обливаться из шланга, чтобы согреться.
В тулупах в 30-градусную жару
Съемки в Севастополе Профит Мороз однако оказался не самым суровым испытанием для актеров. Когда начали снимать зиму летом в Севастополе — вот это было жестоко. Палящее солнце, 30 градусов жары, а команда в тулупах, валенках и варежках бьется за жизнь, воображая себя в ледяных торосах. В Севастополе снимали сцену затопление трюма, когда лед пробивает борт судна, и затопление вертолета.
Корабль дрейфует, а капитан в исполнении Петра Федорова решает разведать обстановку. Он спускается на лед и буквально через пару минут проваливается в пещеру. На строительство этой самой пещеры потратили несколько дней. Что самое забавное — во всей этой сцене нет ни одной настоящей снежинки. Внутри пещеры — декорация из досок, воска, пенопласта, залитых расплавленным воском. А снег готовили из порошка, который при смешивании с водой превращается в массу, почти не отличимую от снега даже на ощупь.
Собака-актер Инди Профит В «Ледоколе» было использовано около восьми видов декорационного снега и льда. Одного только падающего снега — четыре вида, потому что он по-разному летает.
Профит Во время съемок сцены возгорания кабины вертолета Александр Паль отказался от каскадеров и предпочел гореть сам.