ледокол сомов 1985 реальная история
«Ледокол»: киношный и настоящий
«Сомова» поменяли на «Громова», а «Владивосток» забыли
Журналист из Владивостока побывал на телепрограмме «Пусть говорят» и рассказал, кто на самом деле спас «Михаила Сомова»
На экраны российских кинотеатров вышел отечественный художественный фильм «Ледокол» режиссера Николая Хомерики производства киностудии «Профит». Премьера фильма-катастрофы (так его жанр определили сами создатели ленты) cостоялась 12 октября в главном киноцентре России «Октябрь».
– Сюжет фильма основан на реальных событиях, произошедших в 1985 году с ледоколом «Михаил Сомов», который оказался зажат антарктическими льдами и провел в вынужденном дрейфе 133 дня, – представил зрителям картину продюсер Игорь Толстунов. – Ледокол «Михаил Громов» (киношное название судна) идет вдоль побережья Антарктиды. Прямо по курсу появляется айсберг, и капитан Петров решает обойти его. Но в этот момент член экипажа корабля и пес падают за борт. Из-за спасательной операции судно не успевает разминуться с айсбергом, задевает его и частично деформируется. Старший помощник сообщает о ЧП в Ленинград, оттуда приходит телеграмма об отстранении капитана. На судно вертолетом присылают нового капитана. Под его управлением ледокол встает во льдах. В ожидании спасения экипаж корабля проводит свыше четырех месяцев среди льдов.
Съемки проходили в тяжелых погодных условиях. Мы работали над этим фильмом более трех лет, из которых 3,5 месяца – в заснеженных горах Кольского полуострова, а также на борту списанного атомного ледокола «Ленин» и в ряде портовых городов страны.
Благодарим всех партнеров и тех, кто работал над картиной. Но особую признательность хотим выразить двум участникам реальных событий 1985 года. Эти события легли в основу фильма, а их участники находятся сейчас с нами в зале. Это Валентин Родченко, капитан судна «Михаил Сомов», застрявшего во льдах, и Артур Чилингаров, возглавлявший экспедицию по спасению «Сомова».
Весь подвиг в сюжет не вместился
Как оно и положено художественному произведению, фильм не совсем точно отражает действительность. За исключением самого факта 133-суточного дрейфа «Михаила Сомова», все остальное – полный вымысел сценаристов, режиссеров, продюсеров. Чтобы придать драйва и привлечь зрителей, им пришлось придумать иную реальность Антарктиды, льдов окружающих ее морей, героической обыденности моряков и полярников. Правда, и главных спасателей оставили за кадром – экипаж ледокола «Владивосток» Дальневосточного морского пароходства во главе с капитаном Геннадием Антохиным. То, что совершили владивостокцы, вошло в подвиг «Михаила Сомова».
Справедливость в числе других пытался восстановить Евгений Козуб, ныне работающий в администрации города, а в тот момент возглавлявший отдел информации и спорта в краевой газете «Красное знамя» и досконально изучивший ту спасательную операцию. В соавторстве с другим приморским журналистом Виктором Сердюком он написал книгу «Чрезвычайный рейс».
«Михаил Сомов» никогда не был ледоколом. Это действующий и по сей день дизель-электроход усиленного ледового класса (толщина его бортов позволяет проламывать лед толщиной до 70 см). В начале весны 1985 года научно-экспедиционное судно с учеными-полярниками и грузами для советских антарктических станций на борту отправилось к ледовому континенту. Рейс был не по сезону. В Южном полушарии была осень и приближалась зима. Морские суда других государств уже покинули тот район. Но по чьей-то чиновничьей дурости экспедиция все-таки стартовала из Ленинграда.
15 марта во время подхода к белому континенту для обеспечения станции «Русская» «Михаила Сомова» зажало тяжелыми льдами и он оказался в вынужденном дрейфе вблизи Берега Хобса. 77 участников антарктической экспедиции и несколько членов экипажа были эвакуированы вертолетом Ми-8 на теплоход «Павел Корчагин», который дежурил у границы ледового поля. Эта операция была удачно завершена 17 апреля. Сам же дизель-электроход и 53 человека на нем во главе с капитаном Валентином Родченко дрейфовали в 3-4-метровых льдах вдоль моря Росса в южном направлении. Была опасность, что судно раздавят льды. Но даже если бы все обошлось, то без посторонней помощи оно самостоятельно могло выйти на чистую воду только через полгода. Начался режим жесткой экономии топлива, пресной воды, продуктов питания.
5 июня 1985 года Совет Министров СССР принял решение о начале спасательной операции под руководством Артура Чилингарова. На помощь «Михаилу Сомову» из столицы Приморья был направлен ледокол «Владивосток». Об этой опасной экспедиции и рассказал в своей книге «Чрезвычайный рейс» Евгений Козуб. Книга основана на интервью с ее участниками, хронике из судового журнала, воспоминаниях моряков. Из печати к читателям она поступила в мае следующего, 1986 года.
Эту ситуацию сравнивали с дрейфом во льдах Арктики парохода «Челюскин» и спасением в 1933-м и 1934 годах участников той экспедиции. И оба раза за спасательными операциями следил весь мир, а не только Советский Союз.
Уже 10 июня ледокол «Владивосток» под командованием 35-летнего капитана Геннадия Антохина вышел из бухты Золотой Рог и взял курс на юг. Переход был крайне сложным. Ледокол не оборудован кондиционерами, а часть пути приходилась на тропики. В штормах «ревущих сороковых» за борт смыло 40 процентов закрепленных на верхней палубе грузов и бочек с топливом и машинным маслом. Само судно, имеющее яйцеобразную форму подводной части (как и положено ледоколу), на многометровых волнах кренилось на борт до критических показателей. Но обошлось. Оказавшись во льдах, «Владивосток» и сам был зажат. Более того, одна из лопастей винта была повреждена, пришлось опускать водолазов для устранения неисправности.
23 июля с палубы «Владивостока» поднялся вертолет Ми-8 под управлением артемовского летчика Бориса Лялина. Он доставил на «Михаила Сомова» врачей, лекарства и продукты питания. А через трое суток – 26 июля – ледокол подошел к «Сомову», обколол вокруг него лед и взял судно на проводку. 11 августа вышли на чистую воду. Там и расстались. «Михаил Сомов» направился в Ленинград, а ледокол – во Владивосток. За все время дрейфа и операции спасения не пострадал ни один человек. Но Геннадий Антохин в том рейсе поседел…
Страна должна знать своих героев. Но не всех…
После окончания спасательной операции началось награждение людей, победивших стихию. Трое стали Героями Советского Союза – это капитан «Михаила Сомова» Валентин Родченко, летчик Борис Лялин и начальник спасательной экспедиции Артур Чилингаров. Кстати, именно он, являясь одновременно начальником Управления кадров и учебных заведений Госкомгидромета, и готовил наградные документы, которые визировали в Приморском крайкоме КПСС, на участников экспедиции. Почти все удостоились различных орденов и медалей. К примеру, старшего помощника капитана «Владивостока» Павла Сидоркина наградили орденом Трудового Красного Знамени, корреспондента ТАСС Виктора Гусева (ныне известного спортивного комментатора) отметили медалью «За трудовую доблесть». Не обошли наградами и сами суда – «Михаил Сомов» и «Владивосток» получили орден Трудового Красного Знамени и орден Ленина соответственно. Лишь одного моряка «забыли» – капитана ледокола Геннадия Антохина.
Дело в том, что незадолго до того рейса в Антарктиду на Антохина в прокуратуру и в крайком КПСС поступили подметные письма о неких финансовых нарушениях, якобы допущенных во время ремонта ледокола в Японии. Этого оказалось достаточно, чтобы чья-то недрогнувшая чиновничья рука вычеркнула его фамилию из списка представленных к наградам.
Позже высосанное из пальца дело было закрыто, и Антохин блестяще продолжил свою капитанскую карьеру. Но наградной поезд, как говорится, ушел. Такое было время…
Телешоу восстанавливает правду
Восстановить историческую справедливость взялась программа «Пусть говорят» с ведущим Андреем Малаховым на Первом канале, собрав 10 ноября в телестудии артистов и моряков. В числе других приглашенных был и Евгений Козуб.
– Евгений Михайлович, как на вас вышли телевизионщики?
– Как я понял, к этой передаче команда ток-шоу готовилась очень тщательно. Видимо, изучила всю имевшуюся в наличии информацию о событиях в Антарктиде в 1985 году. В числе прочего эксперты программы, оказывается, нашли в Ленинской библиотеке книгу «Чрезвычайный рейс». А потом в поисковике Интернета набили мое имя, в итоге нашли мою электронную почту и номер мобильного телефона. Несколько дней постоянно звонили, расспрашивали о деталях того памятного рейса и, наконец, пригласили в Москву для участия в программе «Пусть говорят». Свое согласие я дал, когда узнал, что будет присутствовать капитан Антохин.
– А расходы за чей счет?
– Все расходы, включая перелеты и проживание в гостинице, Первый канал брал на себя. Даже для передвижения по Москве предоставляли свой транспорт.
– Долго длилась съемка?
– Запись передачи велась порядка двух часов без перерыва, но в эфир выйдет, согласно формату программы, только 45 минут. Как говорится, отрежут все лишнее. Когда именно покажут передачу, сказать не берусь – ведь ее нужно еще смонтировать, но обещали в течение ближайшей недели. Интересно было посмотреть на работу Андрея Малахова и всего творческого коллектива. Весь сценарий был очень профессионально подготовлен и строго соблюдался.
– А как вы встретились на программе с героем своей книги – Антохиным?
– С Геннадием Ивановичем обнялись. Почти 30 лет не виделись. К сожалению, после телевизионной записи пообщаться не довелось. Он торопился в аэропорт на ближайший самолет во Владивосток. Но договорись встретиться на приморской земле.
Фильм зрелищный, но морякам не рекомендуется
В феврале нынешнего года Геннадий Антохин был гостем редакции «В». Встреча была посвящена 40-летию работы в восточном секторе российской Арктики линейного ледокола «Адмирал Макаров». Наш гость рассказывал о необходимости строительства ледокольного флота для Дальнего Востока.
При подготовке этого материала журналист «В» позвонил Геннадию Ивановичу:
– Ну и как вам фильм «Ледокол»?
– Морякам смотреть не рекомендуется: много профессиональной несуразицы. Но для обычного «берегового» зрителя фильм будет интересен своими спецэффектами, зрелищностью. Молодежи поможет узнать некоторые исторические события, а людям старшего поколения позволит вспомнить отдельные страницы прошлого.
– А по поводу встречи в Останкино?
– Тут я хочу сказать спасибо телевизионщикам. Большинство людей, с которыми меня свела судьба в 1985 году, я с той поры не видел ни разу. Минул уже 31 год. И мне было приятно с ними встретиться, обняться, вспомнить ту эпопею.
– Геннадий Иванович, вы единственный участник тех событий, кого обошли государственной наградой. Обидно?
– Это уже дела давно минувших дней. А обижаются только люди недалекие. Нам удалось главное: мы спасли людей. И ради таких операций, а не ради наград работают ледокольщики.
«Михаил Сомов» участвовал в 21 советской и российской антарктической экспедиции. И трижды попадал в длительный ледовый плен.
Первый антарктический дрейф случился в 1977 году. Дизель-электроход выполнял операцию по снабжению и смене персонала станции «Ленинградская». 1 февраля он вошел в полосу льдов. Когда до выхода в полынью возле станции оставалось около 30 миль, синоптическая обстановка внезапно ухудшилась. Из-за сильной метели судно легло в дрейф и за трое суток было снесено на 56 миль на запад. Ученым пришлось добираться до станции около 200 км. Но, несмотря на трудности, «Ленинградская» была обеспечена топливом, продовольствием и другими грузами. А судно осталось в дрейфе еще на 53 дня. Второй случай – в 1985 году – мы описали в этом материале.
В мае 1991 года «Михаил Сомов» был экстренно направлен к станции «Молодежная» для срочной эвакуации более 150 полярников. 9 июля ученых приняли на борт судна. Но обратно «Михаил Сомов» выйти не смог – был зажат льдами. Через полтора месяца в течение двух дней, 19 и 20 августа, вертолеты в условиях полярной ночи переправили ученых и часть экипажа на станцию. И уже 22 августа более 190 человек смогли вылететь специально присланным в Антарктиду самолетом Ил-76МД. Ледовый дрейф судна продолжался до 28 декабря 1991 года.
Геннадий Антохин – прославленный капитан-ледокольщик – более 30 лет водил в Арктике и Антарктике ледоколы «Владивосток», «Ермак», «Красин» и «Адмирал Макаров». Сейчас трудится старшим капитаном-наставником Дальневосточного морского пароходства.
Геннадий Антохин является почетным полярником, почетным работником морского флота, почетным работником транспорта России, награжден орденом Трудового Красного Знамени, орденом Мужества, орденом «За морские заслуги».
rama909
rama909
Пленник Антарктики
Настоящая история спасения ледокола «Михаил Сомов»
Новый корабль, предназначенный для ледового плавания при толщине сплошного льда до 70 см, стал 15-м и последним в семействе данного проекта.
Судно, Государственный флаг СССР на котором был поднят 8 июля 1975 года, получило название в честь Михаила Михайловича Сомова, знаменитого полярника, руководителя полярной станции «Северный полюс-2» и главы первой Советской Антарктической экспедиции.
«Михаил Сомов» был передан в распоряжение НИИ Арктики и Антарктики. Кораблю предстояло обеспечивать доставку людей и грузов на советские научные станции в Антарктиде. Первый рейс «Сомова» начался 2 сентября 1975 года.
Навигация и в Арктике, и в Антарктиде — дело трудное и порой весьма опасное. Для судов, которые работают в этих зонах, «ледовый плен» дело неприятное, но довольно привычное. Дрейф на судах, скованных льдами, ведет свою историю от первых исследователей Арктики.
Современные корабли, разумеется, оснащены куда лучше, однако и они не застрахованы от подобных ситуаций.
В 1977 году в ледовом плену впервые оказался «Михаил Сомов». Выполняя операцию по снабжению и смене персонала антарктической станции «Ленинградская», корабль лишился возможности двигаться в зоне 8-10 балльных льдов. 6 февраля 1977 года начался дрейф «Михаила Сомова» во льдах Балленского ледяного массива.
Как уже говорилось, такая ситуация неприятная, но не катастрофическая. Больше того, с корабля на «Ленинградскую» сумели перебросить и персонал, и грузы.
Ледовая обстановка стала улучшаться к концу марта 1977 года. 29 марта «Михаил Сомов» вырвался из плена. За время 53-дневного дрейфа судно преодолело 250 миль.
Ледовый капкан в море Росса
История, сделавшая «Михаил Сомов» известным на весь мир, произошла в 1985 году. Во время очередного рейса в Антарктиду кораблю предстояло обеспечить снабжение и смену зимовщиков станции «Русская», расположенной в тихоокеанском секторе Антарктиды, у моря Росса.
Этот район славится крайне тяжелым ледовым массивом. Рейс «Сомова» задержался, и к «Русской» корабль приблизился очень поздно, когда уже начиналась антарктическая зима.
Все иностранные суда стараются к этому времени покинуть регион. «Сомов» спешил завершить смену зимовщиков и разгрузку топлива и продуктов.
15 марта 1985 года произошло резкое усиление ветра, и вскоре корабль был блокирован тяжелыми льдинами. Толщина льда в этом районе достигала 3-4 метров. Расстояние от судна до ледовой кромки — около 800 километров. Таким образом, «Михаил Сомов» прочно застрял в море Росса.
С помощью спутников и ледовой авиаразведки проанализировали ситуацию. Выходило, что при сложившихся условиях самостоятельно «Сомов» выйдет из ледового дрейфа не ранее, чем в конце 1985 года.
За это время дизель —электроход мог быть раздавлен льдами, как «Челюскин». На этот крайний случай прорабатывался план создания ледового лагеря, где членам экипажа предстояло ждать спасения.
В относительной близости от «Сомова» дежурил еще один советский корабль «Павел Корчагин». Но «близость» считалась по меркам Антарктики — на деле между судами пролегали сотни километров.
Позже появится утверждение — «Сомова» оставили на произвол судьбы, спасением людей занялись поздно. Это, мягко говоря, не соответствует действительности. В апреле, когда стало ясно, что ситуация в ближайшее время не разрешится, с «Михаила Сомова» на «Павла Корчагина» вертолетами эвакуировали 77 человек. На корабле остались 53 человека во главе с капитаном Валентином Родченко.
В мае появилась надежда — в массиве льдов вокруг «Сомова» появились трещины. Казалось, вот-вот удастся вырваться, но вместо этого ветра стали сносить ледяное поле и корабль к югу.
5 июня 1985 года Совет Министров СССР принимает решение об организации спасательной экспедиции на ледоколе «Владивосток».
На подготовку, погрузку оборудования, вертолетов, топлива потратили всего пять дней. 10 июня «Владивосток» вышел на помощь.
Экипажу во главе с капитаном Геннадием Анохиным предстояла сложнейшая задача. И дело было не только в тяжести льдов вокруг «Сомова».
«Владивосток», как и все ледоколы подобного типа, имел яйцеобразную форму подводной части (для выталкивания его при сжатиях). При этом судну предстояло пройти через «ревущие» сороковые и «неистовые» пятидесятые широты, где ледокол, в силу неустойчивости конструкции, мог и сам угодить в большую беду.
Тем не менее, «Владивосток» дошел до Новой Зеландии, принял на борт груз топлива, и двинулся к берегам Антарктиды.
Руководителем спасательной экспедиции был начальник Управления кадров и учебных заведений Госкомгидромета Артур Чилингаров. В среде полярников назначение «чиновника» вызвало, мягко говоря, противоречивые мнения.
Но вот что в одном из интервью вспоминал один из участников спасательной экспедиции, корреспондент ТАСС Виктор Гусев: «Я о Чилингарове очень высокого мнения. При некоторых чертах советского функционера для меня это персона из века географических открытий. Он и ученый, и путешественник, и просто увлеченный человек. А меня потряс в Новой Зеландии. Зашли туда на ледоколе, взяли необходимое количество топлива. Пошли к “Сомову” — и попали в шторм! Ледокол к такому не приспособлен — его бросало из стороны в сторону. Три дня тошнило! В какой-то момент думал: вот хорошо бы, если б я сейчас умер. Этот отвратительный плеск воды помню до сих пор! Три банки с яблочным соком разбились, каюта в осколках, оторвало умывальник. Поварихи лежали, все ледокольщики. А Чилингаров и передвигался, и готовил для желающих — хотя желающих было мало. Кушал один. Кремень».
Виктор Гусев ныне всем известен как спортивный комментатор «Первого канала». Но его спортивная карьера началась как раз после эпопеи со спасением «Михаила Сомова».
Героизм в этой операции пришлось проявлять всем, и ее исход не раз висел на волоске. Драматичная ситуация сложилась с бочками с топливом, загруженными в Новой Зеландии.
В большом интервью «Спорт-Экспрессу» Виктор Гусев вспоминал: «В шторм их начало смывать за борт. Чилингаров мобилизовал всех, в том числе меня. Привязывали бочки к чему только можно было привязать. Чилингаров сказал: “Я рассчитал! Если потеряем половину бочек — остатка хватит, пойдем дальше. Если 51 процент — надо возвращаться обратно”. Закрепили так, что потеряли процентов сорок. Оставшегося действительно хватило».
На «Михаиле Сомове» в этот момент старательно экономили продовольствие и топливо. Ради экономии горючего даже стирку и баню проводили только два раза в месяц. Экипаж освобождал ото льда винт и руль, перебирал двигатели — ведь в случае отказа этих систем «Сомову» не помогла бы никакая поддержка извне.
18 июля 1985 года «Владивосток» встретился с «Павлом Корчагиным», после чего сквозь льды двинулся к плененному «Сомову».
23 июля 1985 года вертолет Ми-8 под управлением пилота Бориса Лялина совершил посадку рядом с «Михаилом Сомовым». Вертолет доставил медиков и грузы первой необходимости.
Обыкновенное чудо
Но примерно за 200 километров до «Сомова» «Владивосток» и сам застрял во льдах.
Из интервью Виктора Гусева «Собеседнику»: «Это была по-настоящему критическая ситуация. Тогда я увидел и принял участие в том, во что никогда бы не поверил, если бы мне кто-то стал рассказывать. С ледокола был спущен гигантский канат с якорем. Мы все вышли на лед посреди этой Антарктики, сделали лунку и, заведя в нее якорь, всей командой начали раскачивать наш “Владивосток”. Оказалось, что раскачивание — достаточно распространенная практика. Но если когда-то кому-то удавалось таким образом вытащить ледокол изо льда, у нас это не получилось».
Но на утро случилось чудо. Ледяное поле, словно проявив уважение к мужеству людей, отступило от «Владивостока».
26 июля 1985 года произошло то, чего с замиранием сердца ждал весь Советский Союз. Москва получила сообщение: «26 июля в 9.00 ледокол “Владивосток” подошел к последней ледовой перемычке перед “Михаилом Сомовым»
Времени на ликование не было — антарктическая зима с лютыми морозами могла в любой момент снова захлопнуть ловушку. «Владивосток» приступил к выводу «Михаила Сомова» из зоны тяжелых льдов.
Орден для ледокола
13 августа суда пересекли кромку дрейфующего льда и вышли в открытый океан. Спустя шесть дней экипажи кораблей, как героев, встречали жители новозеландского Веллингтона.
После четырехдневного отдыха суда отправились каждый своим маршрутом — «Владивосток» во Владивосток, «Михаил Сомов» — в Ленинград.
Дрейф «Михаила Сомова» продлился 133 дня. В память об этой героической эпопее была отчеканена памятная медаль.
Начальник экспедиции Артур Чилингаров, капитан «Михаила Сомова» Валентин Родченко и пилот Борис Лялин стали Героями Советского Союза, орденами и медалями были отмечены и другие участники экспедиции. Корреспондент Виктор Гусев, к примеру, получил медаль «За трудовую доблесть». Кроме того, руководство ТАСС удовлетворило его давнишнюю просьбу о переводе в спортивную редакцию.
Интересно, что наградили не только людей, но и корабли. Ледокол «Владивосток» был отмечен орденом Ленина, а дизель-электроход «Михаил Сомов» — орденом Трудового Красного Знамени.
«Сомов» по-прежнему в строю
В 1991 году «Михаил Сомов» снова оказался в ледовом плену. В июле, во время операции по экстренной эвакуации экспедиции с антарктической станции «Молодежная» корабль был зажат льдами. 19 и 20 августа, когда вся страна была увлечена ГКЧП, летчики вывозили полярников и экипаж «Сомова» обратно на станцию «Молодежная».
На сей раз никто ледокола на помощь кораблю не прислал, но ему повезло — в отличие от Советского Союза, «Михаил Сомов» уцелел, и 28 декабря 1991 года благополучно вышел из ледового дрейфа.
31 год спустя после самого известного своего приключения дизель-электроход «Михаил Сомов» продолжает работать в интересах России. Он используется для снабжения российских научных экспедиций в Арктике, для доставки на научные станции, пограничные заставы и иные объекты персонала, оборудования и припасов, а также для проведения научных исследований арктических льдов.
Поделись с друзьями в соц.сетях
Ледокол Михаил Громов. Реальная история 1985 года
В двадцатом веке прошлого столетия Россия занимала одну из высоких строчек в рейтинге судостроителей. В распоряжении страны было все: военные корабли, туристические лайнеры, ледоходы и так далее. Многие научные экспедиции финансировались государством и имели свои плоды: открытия, совершенные советскими моряками, славятся до сих пор.
Но дела шли не всегда гладко. Различные курьезные ситуации выбивали мореплавателей из колеи. А самый тяжелый случай за всю судоходную практику был в 1985 году, когда ледоход «Михаил Громов» простоял 133 дня во льдах Антарктики. Это реальная история, читая которую удивляешься мужеству и доблести советских моряков.
Немного исторических фактов
Ледоход «Михаил Сомов» назван в честь ученого-исследователя ледяных берегов М.М. Сомова. Этот корабль является прототипом ледохода «Михаил Громов». Заложили в середине октября 1974 года, а уже в феврале 1975 года судно спустили на воду. Заказчиком выступал Государственный комитет по гидрологии и гидрометеорологии СССР.
За все время эксплуатации на ледоходе было проведено более двадцати научных экспедиций. Ученые изучали ледовый и гидрометеорологические режимы Южного океана, совершая высадку на берега Антарктики. Судно предназначалось не только для экспедиций, но и для доставки различного провианта исследователям.
Ледокол «Михаил Громов»
В ледовом плену
Самая шокирующая история ледохода «Михаил Громов» происходила в 1985 году. Реальные события, повлекшие за собой серьезные проблемы, происходили одни за другими. Главной задачей ледохода было обеспечение провиантом исследователей, находящихся на станции Русской, которая располагается у моря Росса.
Ученые прекрасно знали, что данные районы океана славятся своими толстыми льдами, окутывающими океан. Но корабль был у станции «Русская» в то время, когда уже началась суровая зима, и лед с каждым днем становился все толще и тяжелее. В этот момент все иностранные корабли уже покидали станцию, но советским мореплавателям необходимо закончить смену зимовщиков и доставить нужные вещи.
В марте 1985 года реальная история ледохода «Михаил Громов» только начинается. Ветра усиливались, температура падала, и судно надолго застряло у моря Росса. Надежды на спасение собственными силами не оставалось, поэтому нужно только ждать помощи от других судов.
История героического спасения ледохода
После безуспешных попыток выбраться собственными силами, было решено ждать помощи. По радио выяснили, что «недалеко» находится ледоход «Павел Корчагин». К сожалению, он на помощь прийти не сможет, потому что по меркам Антарктиды расстояние было около пятисот километров между суднами.
Немногим позже было такое заявление, что ледоход остался брошенным. Однако, это утверждение ошибочно и на самом деле было совсем не так. Но в начале апреля уже было известно о том, что «Михаил Громов» остался во льдах на неопределенный срок. На «Корчагина» было эвакуировано больше семидесяти людей, а на застрявшем судне остались только добровольцы, решившие бороться до конца. Всего их было 53 человека, главой которых выступал Валентин Родченко.
Около ледохода в середине мая 1985 года лед постепенно начинал трескаться, даря надежду исследователям на спасение. Однако, не тут-то было. Ветра только усиливались, оттаскивая ледоход к югу.
Огромный вклад в спасение ученых внесли люди из министерства СССР. Именно благодаря их приказу организовали спасательную операцию на ледоходе «Владивосток». Правда, «Михаил Громов» уже довольно долго стоял во льду, следовательно, спасти его было практически невыполнимой задачей. В начале июня 1985 года спасательное судно двинулось на помощь соотечественникам. Главой операции был Геннадий Анохин.
С трудом экипаж «Владивостока» смог дойти до берегов Новой Зеландии, приняв топливо и двинувшись дальше. В середине июля экипаж проходил рядом с «Павлом Корчагиным». Затем продолжил путь к застрявшему ледоходу. Через несколько дней спасательный вертолет доставлен к «Громову», привезя медицинских работников и запасы провианта.
26 июля 1985 года – судьбоносный день. Именно в это время «Владивосток» подходил к застрявшему с исследователями ледоходу. Затем он взят под проводку. Через три недели оба корабля вышли в открытые воды океана, пересекая ледовую перемычку.
После небольшой передышки в Новой Зеландии ледоходы направились восвояси: «Владивосток», как ни странно, во Владивосток, а «Громов» в Ленинград. Орденами мужества награждены все, кто участвовал в спасении.
Все еще в строю
Во времена развала СССР ледоход опять очутился в оковах льда. В этом случае операция по спасению не затягивалась, и корабль удалось спасти буквально через несколько недель.
В данный момент «Михаил Громов» не поставлен как памятник. Он так и используется как доставщик провианта и топлива исследователям Антарктиды. Даже спустя столько времени он исправно функционирует. И все-таки советские инженеры умели делать вещи, способные служить десятилетиями.
На основе реальных событий
Суровые события, произошедшие с отечественным судном, придали вдохновение режиссеру Николаю Хомерики. Основываясь на исторические факты и на рассказы самих участников исследования, он снимает фильм под названием «Ледокол».
Конечно же, не обошлось и без преувеличения событий. Некоторые фрагменты реального расположения дел были опущены, а некоторые, наоборот, приукрашены. Но на самом деле режиссер постарался на славу, и фильм получился очень похожим на то, что происходило на самом деле.
Интересный факт – при съемках фильма использовался атомный ледокол с гордым названием «Ленин», который уже на вечной стоянке в Мурманске. Он немного напоминает по конструкции и внешнему виду ледокол «Михаил Громов».
А на съемки всей картины было потрачено три с половиной месяца работы в тяжелейших погодных условиях.
Заключение
Иногда просто поражает мужество и отвага российских ученых. Кажется, шансов не умереть в этом случае не было вообще. Но путем серьезной работы и целеустремленности советских мореплавателей удалось не только закончить экспедицию, но и привезти ледоход в целости и сохранности домой.