ледовое побоище урок истории
Поурочный план урока по Истории России на тему «Ледовое побоище»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Показать героическую борьбу русского народа с немецкими рыцарями в Ледовом побоище.
Коррекционно-развивающие: способствовать развитию операции восприятия, памяти, внимания, сравнения, обобщения, установления последовательности событий.
Воспитательные: воспитывать нравственное представление о том, что беззаветное служение Отечеству, выполнение воинского долга – священная обязанность гражданина.
1242 г. – Ледовое побоище.
Оборудование и материалы.
Карта «Борьба русского народа против иноземных захватчиков в XIII в.», схема сражения в учебнике; картина «Ледовое побоище» А.К. Горбунова, стихотворение К. Симонова «Ледовое побоище».
Приветствие. Отметка в журнале отсутствующих. Психологический настрой на урок.
Повторение пройденного материала
-Какую тему изучали на предыдущем уроке? О чем шла речь?
С кем воевали русские воины на р. Неве?
Когда произошла битва на р. Неве?
Чем закончилась Невская битва?
Почему Александр Ярославич получил почетное звание «Невский»?
Задание 1. Выберите, какие из перечисленных ниже черт личности присущи Александру Невскому:
Мужественный, решительный, открытый, мстительный, злой, коварный, дальновидный, талантливый, опытный, мудрый, расчетливый, самолюбивый, властный.
Задание 2. Рассмотрите иллюстрации. Найдите, где чей воин.
Вспоминают тему и содержание предыдущего урока.
Дают аргументированный ответ.
Выбирают нужные слова.
Из представленных иллюстраций выбирают воинов: немецких рыцарей, русских воинов, монгольских воинов.
Актуализация знаний, объявление новой темы
Вводное слово учителя.
Через два года после Невской битвы стали разорять страну немецкие рыцари. Сначала они подступили к г. Пскову (показ на карте). Нашелся один предатель и впустил в город врагов. Снова собрались полки новгородские под начало Александра Невского.
Сообщение темы урока: «Ледовое побоище».
Записывают тему урока в тетрадь.
Изучение нового материала
Возможна работа с текстом учебника.
Запомните эту дату.
В ходе работы ставятся вопросы:
Как были вооружены русские воины?
Как располагалось войско немецких рыцарей?
Как расположил свои войска Александр Невский?
В ходе рассказа на доске рисует схему или на заранее нарисованной схеме показывает расположение войск.
Словарная работа: фланг.
По схеме учитель рассказывает о построении войск на льду Чудского озера.
Почему Александр Невский дал бой на льду озера?
Какую роль сыграл засадный полк в ходе боя?
Почему битва на Чудском озере названа Ледовым побоищем?
Какое значение имела победа русских?
Учитель цитирует стихи на всем протяжении урока.
Демонстрация картины «Ледовое побоище».
Работа с рассказом для дополнительного чтения «Александр Невский и Золотая орда».
Зачем Александр Невский отправился в Золотую орду?
Кратко проговорив изученный материал, делает вывод по теме.
Значение победы над немецкими и шведскими рыцарями было огромно. Русские воины спасли русских людей от порабощения, они остановили рыцарей.
Слушают рассказ, следят за показом на карте.
Записывают в тетрадь дату и место сражения: 1242 г. – битва на Чудском озере, это и есть Ледовое побоище.
Находят ответы в тексте, зачитывают или излагают своими словами.
Слушают и следят за показом на схеме.
Находят объяснение нового слова в учебнике, записывают его в тетрадь.
Слушают и следят за показом на схеме.
Дают аргументированный ответ.
Дают развернутый ответ.
Дают развернутый ответ
Один ученик читает указанные учителем абзацы, остальные следят.
Слушают вывод по теме.
Первичное закрепление нового материала
Беседа по вопросам.
С кем воевали новгородцы в 1242 г.?
Под каким названием вошла в историю битва с немецкими рыцарями?
Где проходило Ледовое побоище? Почему так называется эта битва?
Как построили свои войска немецкие рыцари?
Как построил свои войска Александр Невский?
Чем закончилась эта битва?
Почему русские победили?
Какое значение имела победа русских в Ледовом побоище?
Участвуют во фронтальной беседе. Дают полные и развернутые ответы.
Комментарии, объявление оценок за работу на уроке.
Слушают комментарии учителя.
Сообщение домашнего задания.
Прочитать текст учебника, дать ответы на вопросы учебника.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Поурочный план урока по Истории России на тему «Невская битва»
Поурочный план урока по Истории России на тему «Александр Невский и новгородская дружина»
Поурочный план по Истории России на тему «Смутное время»
Поурочный план по Истории России на тему «Правление Бориса Годунова»
Поурочный план по Истории России на тему «Первопечатник Иван Фёдоров и первое издание книг в России»
Поурочный план по Истории России на тему «Великий иконописец Андрей Рублёв»
Поурочный план по Истории России на тему «Путешествие Афанасия Никитина в Индию. «Хождение за три моря»»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5240707 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Фальков поручил проверить знания студентов после нерабочих дней
Время чтения: 1 минута
Школьных охранников предлагают обучать основам психологии
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока истории «Ледовое побоище» 7 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Технологическая карта урока мужества по теме:
Выполнила учитель истории, географии, обществознания
Татьяна Николаевна Филиппова
Цель: дать представление о героической борьбе русского народа с иноземными захватчиками в Ледовом побоище.
Коррекционно-развивающие: способствовать развитию восприятия, памяти, внимания, сравнения.
Воспитательные: на примере героической борьбе русского народа с иноземными захватчиками воспитывать патриотические чувства.
Тип урока: комбинированный.
Основные понятия: побоище, фланг.
Оборудование: Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII веке», «Схема сражения на Чудском озере», картина П. Д. Корина «Александр Невский», стихотворение К. Симонова «Ледовое побоище», лента времени, карточки с заданиями, программированные задания, презентация, учебный фильм «Александр Невский».
Предметные: развивать умения проводить сравнение, обобщать, исследовать причины победы.
Личностные: формировать интерес к учебному материалу.
Регулятивные: развивать умения принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
Познавательные: развивать умения проводить сравнение, обобщать, исследовать причины победы.
Коммуникативные: развивать умения принимать участие в работе парами, договариваться, приходить к общему решению.
Урок по истории Отечества «Ледовое побоище»
Тема: Ледовое побоище 7 класс
Цель. Дать представление о героической борьбе русского народа с иноземными захватчиками в Ледовом побоище.
Коррекционно–развивающие: способствовать развитию восприятия, памяти, внимания, сравнения.
Воспитательные: на примере героической борьбе русского народа с иноземными захватчиками воспитывать патриотические чувства.
Личностные: Формировать интерес к учебному материалу.
Регулятивные : развивать умения принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
Познавательные : развивать умения проводить сравнение, обобщать, исследовать причины победы.
Коммуникативные : развивать умения принимать участие в работе парами, договариваться, приходить к общему решению.
Оборудование и материалы. Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII веке», «Схема сражения на Чудском озере», картина П. Д. Корина «Александр Невский», стихотворение К. Симонова «Ледовое побоище», лента времени, карточки с заданиями, программированные задания, презентация, фрагмент из кинофильма С.М. Эйзенштейна «Александр Невский», Основные знания: 1242 год – Ледовое побоище.
Основные термины и понятия: побоище, фланг.
— Доброе утро! Меня зовут Ольга Геннадьевна. И этот урок истории Отечества мы проведем вместе.
Повернитесь все друг к другу,
И пожмите руки другу.
Скажем друг другу: “У нас все сегодня получится!”
Руки вверх все поднимите,
И вверху пошевелите.
Крикнем весело: «Ура!»
урок нам начинать пора!
— Я предлагаю взять девизом сегодняшнего урока такие слова:
(Девиз напечатан и вывешен на доске) читаем хором.
«Вместе нетрудно, вместе не тесно,
Вместе легко и всегда интересно!»
— Ребята, послушайте отрывок стихотворения:
Родная земля!
Прекраснее мне не найти никогда!
— Почему прекрасна родная земля? ( это место, где мы родились)
(место, где мы родились, называется Родина)
— А как называется наша Родина? ( Россия, Русь, Отечество …)
— Этот урок мы посвящаем истории нашей Родины.
Откройте учебник на с.251
Актуализация знаний учащихся.
Замóк откроется тогда,
Когда составишь ты слова.
Попробуй быстро разгадать,
Чтобы точный дать ответ.
Рассмотрите зашифрованные слова Слайд
ЗЕЛМЯ БОАГСТВАТ ВСЛАТЬ ВРЕА (земля, богатство, власть, вера)
Со времён образования Киевской Руси русским воинам много раз приходилось защищать свои земли, свой народ, богатство, веру.
Какую тему изучали на прошлом уроке?
1240 г. – что она обозначает? При затруднении обращаемся к хронологической таблице. ( Битва на реке Неве с немецкими и шведскими рыцарями крестоносцами).
На карте ставлю значок на карте. (Невская битва)
Работа с лентой времени.
С какой целью мы отправляемся в столь далёкое во времени путешествие?
В этом нам поможет урок истории Отечества.
С целью проверки д.з выполним следующее задание:
задание на карточках и слайде, каждый выполняет самостоятельно.
Расставь стрелки, вспомни значение слов.
железные доспехи шведских и немецких рыцарей
«ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ», конспект урока истории Отечества, (7 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Формирование представлений учащихся о героической борьбе русского народа с немецкими рыцарями в Ледовом побоище.
Коррекция и развитие зрительного восприятия посредством работы с анимированной картой;
Воспитывать положительную мотивацию к предмету истории.
Анимированная схема «Ледовое побоище»
Проверка готовности учащихся к уроку
5 – ти минутное жужжащее чтение
Какую тему изучали на прошлом уроке?
На прошлом уроке мы изучали «Невская битва»
С кем воевали русские воины на реке Неве?
Русские воины на реке Неве воевали со шведскими рыцарями.
Когда произошла битва на реке Неве?
Битва на реке Неве произошла летом 1240 года
Определите по «Ленте времени,» к какому веку относится битва на р. Неве?
Битва на р. Неве относится к XIII веку
К какому историческому периоду относится этот век?
Этот век относится к периоду раздробленности Руси
Чем закончилась битва на реке Неве?
Битва на реке Неве закончилась победой русских воинов
Под каким названием вошла в историю битва на р. Неве?
Битва на реке Неве в историю вошла под названием Невская битва
Почему Александр Ярославович получил почётное прозвище «Невский»?
Александр Ярославович получил почётное прозвище «Невский» за его мужество, смелость, за победу над врагом в битве на реке Неве и за защиту православной веры.
Выберите, какие из перечисленных ниже черт личности присущи Александру Невскому:
Александру Невскому присущи такие черты личности, как МУЖЕСТЕННЫЙ, РЕШИТЕЛЬНЫЙ, ДАЛЬНОВИДНЫЙ, ТАЛАНТЛИВЫЙ, ОПЫТНЫЙ, МУДРЫЙ
Какое значение имела победа русского народа в битве на реке Неве?
Победа русского народа в битве на реке Неве имела большое значение для новгородцев, так как русский народ воспрянул духом, и победа вселила в русский народ веру, что можно справиться и с монголо-татарами.
Через два года после Невской битвы стали разорять страну немецкие рыцари. Сначала они подступили к г. Пскову. Нашёлся один предатель и впустил в город врагов. Снова собрались новгородские полки под начало Александра Невского на защиту Отечества.
Сегодня мы с вами познакомимся еще с одной битвой, где полководцем был Александр Невский, и узнаем, почему битва носит название Ледовое побоище, какие цели преследовали немецкие рыцари, и как полководческий талант князя Александра повлиял на ход сражения.
Откройте тетради и запишите дату и тему урока.
Тема урока: «ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ»
Учащиеся : (открывают тетради, записывают дату и тему урока)
ФЛАНГ – РАСПОЛОЖЕНИЕ ВОЙСК ПО ПРАВОЙ И ЛЕВОЙ СТОРОНЕ
Весной 1242 года рыцарское войско появилось в 30 верстах от Новгорода. Опасность угрожала этим краям, уцелевшим от татарского погрома. Александр Невский занялся формированием боеспособной дружины. Воспрянувшие духом новгородцы под его командованием отбили у немцев Изборск, затем был освобождён Псков. Рыцари повсюду отступали, но главное сражение было ещё впереди.
Встреча русских отрядов и немецких рыцарей произошла на Чудском озере. На одном берегу Чудского озера был разбит лагерь немецких рыцарей, а войско Александра Невского на противоположном берегу озера.
(Князь Александр хорошо знал военную тактику Ордена в сражениях. Тяжеловооружённая, в стальных доспехах конница рыцарей строилась клином. Русские называли такое построение «свиньёй». Немецкие воины шли плотными рядами, выставив вперёд щиты. Пробить такое построение было почти невозможно. Они вклинивались в ряды противника и разбивали его. Александр знал этот приём и решил перехитрить рыцарей. В центре на берегу озера он поставил не самые лучшие и многочисленные отряды. Зато усилил фланги, там находились конные отряды, а впереди войска выдвинул стрелков из луков и самострелов. Позади этих отрядов расположил повозки обоза. К тому же Александр Невский скрыл часть войска за огромным Вороньим камнем, так что немцы не знали численность русских бойцов.)
Когда произошла битва на Чудском озере?
Битва на Чудском озере произошла 5 апреля 1242 года.
5 апреля 1242 год – битва на Чудском озере.
Как располагалось войско немецких рыцарей?
Войско немецких рыцарей располагалось свиньёй.
Как расположились русские войска?
Русские войска расположились: в центр расположения своих войск Александр поставил пеших воинов, вооружённых копьями, луками, топорами. Позади этих отрядов он расположил повозки обоза. На левом и правом фланге находились конные отряды русской дружины. Недалеко в лесу князь расположил засаду – конный отряд.
Почему Александр Невский дал бой на льду озера?
Александр Невский дал бой на льду озера потому, что обмундирование немецких рыцарей было тяжелым, и рыцари были на лошадях, а весенний лёд был тонким, и у Александра Невского была такой тактика, что рыцари под своей тяжестью начнут проваливаться под лёд.
Почему битва на Чудском озере получила название Ледовое побоище.
Битва на Чудском озере получила название Ледовое побоище потому, что произошла на весеннем льду.
Какое значение имела победа русских в Ледовом побоище?
Эта победа окончательно спасла русские земли от порабощения шведскими и немецкими рыцарями. Враги Руси убедились, что русские люди могут постоять за себя даже в самое для них время.
Ребята о чем говорили сегодня на уроке?
Сегодня на уроке говорили о Ледовом побоище.
С кем воевали новгородцы в 1242 году?
В 1242 году новгородцы воевали с немецкими рыцарями.
Под каким названием вошла в историю битва с немецкими рыцарями?
Битва с немецкими рыцарями в историю вошла как Ледовое побоище.
Как построили свои войска немецкие рыцари?
Немецкие рыцари выстроили свои войска «свиньёй»
Как построил свои войска Александр Невский?
Русские войска расположились: в центр расположения своих войск Александр поставил пеших воинов, вооружённых копьями, луками, топорами. Позади этих отрядов он расположил повозки обоза. На левом и правом фланге находились конные отряды русской дружины. Недалеко в лесу князь расположил засаду – конный отряд.
Чем закончилась эта битва?
Эта битва закончилась победой русского народа
Какое значение имела победа русских в Ледовом побоище?
Эта победа окончательно спасла русские земли от порабощения шведскими и немецкими рыцарями. Враги Руси убедились, что русские люди могут постоять за себя даже в самое для них время
А сейчас давайте подведем итоги вашей работы на уроке:
Разработка урока истории по теме «Ледовое побоище» (7 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок истории, 7 класс
Тема. Ледовое побоище
Цель. Дать представление о героической борьбе русского народа с иноземными захватчиками в Ледовом побоище.
Коррекционно–развивающие: способствовать развитию восприятия, памяти, внимания, сравнения.
Воспитательные: воспитывать патриотические чувства.
Основные знания: 1242 год – Ледовое побоище.
Основные термины и понятия: фланг.
Оборудование и материалы.
Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII веке», «Схема Невской битвы», «Схема сражения на Чудском озере», картина Л.М. Гольдберга «Александр Невский», стихотворение К. Симонова «Ледовое побоище», лента времени, карточки с заданиями, программированные задания, презентация, фрагмент из кинофильма С.М. Эйзенштейна «Александр Невский», кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский».
Тип урока: комбинированный.
Готовность к уроку.
1.) Работа с тестом: (на доске)
— На предыдущем уроке мы с вами изучали тему «Невская битва». Ответьте мне на следующие вопросы с помощью тестов?
1. В каком году произошла битва новгородских дружин со шведскими
2. На какой реке произошла битва со шведскими рыцарями?
3. Имя новгородского князя, победившего шведов?
4. Какое прозвище получил новгородский князь за победу над шведами на реке Неве?
5. Найдите, кто был участниками Невской битвы, лишних вычеркните из списка:
6. Кто одержал победу в Невская битва?
7. Кто сказал слова « Не в силе Бог, а в правде»
Владимир – Красное солнышко
2) Послушайте как поэт А.Майков пишет об Александре Невском: (портрет А.Невского)
“… Его власы до стройных плеч,
Как прядь златая, упадали,
— Откуда родом был Александр Невский?
(Переславль- Залесский – родина Александра Невского)
— Сколько лет было Александру Ярославичу, когда его позвали княжить в Новгород?
(19 лет, но он был уже опытным воином, умным и образованным)
3) – Выберите, какие из перечисленных черт человека можно отнести к Александру Невскому? (доска)
— Какие войска угрожали Руси на западных границах?
(немецкие и шведские рыцари- крестоносцы)
— Покажите на карте Ливонский орден, Новгород, место Невской битвы)
— Что они хотели от Руси?
(Они хотели, чтобы русский народ, отрёкся от православной веры и принял католическую веру)
— Через два года после Невской битвы стали разорять страну немецкие рыцари. Они вошли на Псковскую землю, захватили г. Изборск, а затем, с помощью посадника Твердилы Ивановича и сам Псков.
-Снова собрались новгородские полки под начало Александра Невского на защиту Отечества.
Сообщение темы и целей урока.
— Сегодня мы подробно узнаем, о битве на Чудском озере, почему битва носит такое название «Ледовое побоище», какие цели преследовали немецкие рыцари, и как полководческий талант князя Александра повлиял на ход сражения.
— Запишите тему урока в тетрадь «Ледовое побоище» (тетрадь)
1) Объяснительная беседа.
Весной 1242 года рыцарское войско появилось в 30 верстах от Новгорода. (карта). Опасность угрожала этим краям, уцелевшим от татарского погрома. Александр Невский занялся формированием боеспособной дружины. Воспрянувшие духом новгородцы под его командованием отбили у немцев Изборск, затем был освобождён Псков.
Рыцари повсюду отступали, но главное сражение было ещё впереди.
Встреча русских отрядов и немецких рыцарей произошла на Чудском озере. На одном берегу Чудского озера был разбит лагерь немецких рыцарей, а войско Александра Невского на противоположном берегу озера.
По схеме (стр. 254) учитель рассказывает о построении войск на льду Чудского озера.
Князь Александр хорошо знал военную тактику Ливонского Ордена в сражениях. Тяжеловооружённая, в стальных доспехах конница рыцарей строилась клином. Русские называли такое построение «свиньёй». Немецкие воины шли плотными рядами, выставив вперёд щиты. Пробить такое построение было почти невозможно. Они вклинивались в ряды противника и разбивали его.
Александр знал этот приём и решил перехитрить рыцарей. В центре на берегу озера он поставил не самые лучшие и многочисленные отряды. Зато усилил
(тетрадь) фланги (записывают слово в тетрадь) – расположение войск по правой и левой стороне
3) Просмотр анимации
4) Ответы на вопросы после просмотра анимации:
— Как построили свои войска рыцари- крестоносцы?
— Как построил свои войска Александр Невский?
— Как проходила битва и чем она закончилась?
5) К. Симонов посвятил подвигу русского народа поэму « Ледовое побоище»
В субботу пятого апреля
Сырой рассветною порой
Идущих немцев тёмный строй.
На шапках – перья птиц весёлых,
На шлемах – конские хвосты,
Над ними на древках тяжёлых
Качались чёрные кресты…
— 5 апреля 1242 года (записывают в тетрадь) битва на Чудском озере «Ледовое побоище»
6) События хода боя излагаются учителем по схеме.
-Рыцари бросили свою «свинью» в стремительную атаку. Лучники князя нанесли ощутимый урон нападавшим, но центр полков Александра оказался под сильным ударом, и возникла угроза прорыва. В этот критический момент боя русские фланги взяли орденское войско в мощные «клещи». Дрогнули рыцари, но не сдались. Сражение продолжилось. Никто не хотел сдаваться. (продолжение стр.255, последний абзац «Тогда Александр Невский… была названа летописцами «Ледовым побоищем»)
— Вот как об этом пишет летописец в летописи XV века: «И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 вёрст по льду…» (извлечение из летописи)
Был же тогда субботний день, а на восходе солнца сошлись оба войска.
И была здесь злая и великая сеча для немцев и русских, и слышен был треск ломающихся копей и звук от ударов мечей, так что лед на замершем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И сам я слышал об этом от очевидца, бывшего там.
5) Фрагмент из кинофильма С.М. Эйзенштейна «Александр Невский».
— Постарайтесь запомнить слова Александра Невского, с которыми он ввязался в бой. (01.04.47 –«За Русь, за Русь…»
Вывод. Значение победы над немецкими и шведскими рыцарями было огромно. Русские воины спасли русских людей от порабощения, они остановили рыцарей.
Вскоре после сражения отправили крестоносцы своих послов в Новгород просить мира. Согласился князь Александр на мир, но рыцарей предупредил: (отрывок из к/ф «Александр Невский» эпизод 01.46.40)
6) Соберите «крылатое» выражение Александра Невского, которое он произнес после Ледового побоища (на доске)
«Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!»
— Папа Римский ещё не раз посылал послов с предложением принять католичество и вместе с ним титул короля, но Александр Невский отверг это предложение, сохранив верность православному вероучению.
Задание 1. Что относится к Ледовому побоищу?
Александр Невский
Немецкие рыцари
Ледовое 1242г.
побоище 1240г.
Задание 2. (найдите и исправьте ошибки)
5 апреля 1240 года шведские рыцари построились клином на льду реки Невы.
Впереди находилась тяжеловооружённая конница, а за ними пешие рыцари.
Киевский князь Александр Невский самые сильные свои отряды поставил c флангов. Началась жестокая битва. Вскоре монгольские рыцари не выдержали и побежали. Непрочный мартовский лёд треснул, и многие рыцари стали уходить под воду.
Это сражение вошло в историю как «Ледовая битва».
Задание 3. Выполнение теста
В каком году произошла битва, вошедшая в историю как Ледовое побоище?
2. Где произошло Ледовое побоище?
3. Кто был противником русских дружин в Ледовом побоище?
4. Кому принадлежат слова: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет»?
-С какой темой познакомились на уроке? (Ледовое побоище)
-Какое значение имела победа русских в Ледовом побоище? (Русские воины спасли русских людей от порабощения, они остановили рыцарей)
Исследование причин победы русских на Чудском озере
1. Какие цели преследовали?
2. Выбор места сражения
4. Военное снаряжение, доспехи воинов
(таблица вклеивается в тетрадь)
-Прошло без малого 771год, а мы не забываем о славных победах Александра Невского и его дружины. Русская православная церковь причислила храброго князя к лику святых. (рисунок). В 1710 году была основана Александро – Невская лавра в Санкт- Петербурге, куда были перенесены мощи святого Александра.
В 1725 году в России был учреждён орден святого Александра Невского. (рисунок)
В1942 году, в разгар ВОВ, был введён орден Александра Невского, выдаваемый за особые военные заслуги. (рисунок)
Благодарные потомки поставили князю Александру памятник в г. Пскове и др. городах (рисунок в учебнике)
В опасные для русского государства периоды всегда вспоминали полководческий талант князя Александра. Веками, из поколения в поколение, передавалась эта память о князе – воине, князе защитнике. Александр Невский самоотверженно боролся с западными завоевателями, сохранял Русь от разорения, не дал русским погибнуть как нации.
Объявление оценок за работу.
Нарисовать в тетрадь схему Ледового побоища.
Индивидуальное задание. (Наточий А., Писаренко А., Герасимов Е., Шишкин В., Тютлин И., Чумакова Л.)
Стр. 257, прочитать рассказ для дополнительного чтения, выполнить задание.