лекции шубина по истории россии

Россия в начале XX века

О лекторе

Шубин Александр Владленович — доктор исторических наук, руководитель Центра истории России, Украины и Белоруссии Института всеобщей истории Российской академии наук.

План лекции

1. Трудности модернизации и социальные кризисы.

2. Власть и общество.

4. Идейные течения в России.

Аннотация

Лекция освещает положение в России в начале ХХ века. Затрагиваются и процессы, которые начались в России после реформ Александра II.

Россия в начале ХХ века подошла к состоянию кризиса. Он был вызван противоречием между назревшей модернизацией и традиционной социальной и политической структурой России. Положение крестьян оставалось очень тяжелым из-за нехватки земли, это сдерживало и улучшение условий жизни рабочих. «Аграрный голод» приводил к голоду настоящему. Бедность крестьян не позволяла им покупать товары, производимые российской промышленностью. Это сужало внутренний рынок России и затрудняло развитие фабрично-заводского производства. В результате успехи российской промышленности зависели от состояния международного рынка.

В начале ХХ в. Российская империя оставалась абсолютной (самодержавной) монархией. Консерватизм, неизменность социально-политической системы в условиях социально-экономических перемен вели к социальным выступлениям — рабочему, крестьянскому и студенческому. Росла межнациональная напряженность. Модернизация вела к нарастанию оппозиционных настроений в обществе. Несмотря на сохранение влияния консерватизма, особенно на политику самодержавия, в России развивался либерализм, а также социалистические идейные течения – народничество и марксизм. Раскол марксистской партии РСДРП привел к возникновению течений меньшевиков и большевиков. Внешняя политика России в начале ХХ в. была чревата конфликтом с Японией на Дальнем Востоке.

Вопросы по теме лекции 1. Вспомните, в чем заключались реформы Александра II, как они повлияли на развитие России и почему прекратились? 2. Чем политика Николая II до 1904 г. отличалась от политики Александра III? Что между ними было общего? 3. Какие меры Николая II способствовали модернизации, а какие – не способствовали? 4. Как община влияла на социально-экономическое развитие России? 5. Представители каких социальных слоев проводили массовые выступления протеста, а какие – не проводили? Почему?

Литература

Дневники императора Николая II. 1894 – 1918. М., 2011 – 2013. Россия 1913 год. Статистико-документальный справочник. СПб., 1995. Зырянов П.Н. Поземельные отношения в Русской крестьянской общине во второй половине XIX – начале ХХ века // Собственность на землю в России: история и современность. М., 2002. Миронов Б.Н. Благосостояние населения и революции в имперской России: XVIII – начало ХХ века. М., 2010. Литошенко Л.Н. Социализация земли в России. Новосибирск, 2001. О причинах Русской революции. М., 2010. Шубин А.В. Великая Российская революция. От Февраля к Октябрю 1917 года. М., 2014.

Источник

«Оттепель»

О лекторе

Шубин Александр Владленович — доктор исторических наук, руководитель Центра истории России, Украины и Белоруссии Института всеобщей истории Российской академии наук.

План лекции

1. ХХ съезд КПСС. 2. Переход от тоталитарного к авторитарному режиму. 3. Социально-экономические реформы. 4. Политическая борьба в 1957–1961 гг. 5. «Оттепель» в культуре. 6. Научно-техническая революция и начало освоения космоса. 7. Социально-экономические трудности конца 50-х – начала 60-х гг. 8. Социальные выступления. 9. Наступление на интеллигенцию. 10. Октябрьский пленум ЦК КПСС 1964 г.

Аннотация

В начале 60-х гг. СССР стал испытывать серьезные экономические трудности. Происходили национальные и социальные волнения, в 1962 г. в Новочеркасске рабочие волнения были подавлены с помощью войск и жестоких репрессий. Одновременно Н. Хрущев и его окружение усилии критику наиболее самостоятельных деятелей литературы и искусства, что вызвало разочарование в его политике значительной части интеллигенции. Нарастали конфликты Хрущева и с высокопоставленными партийно-государственными руководителями. Оказавшись в изоляции, Н. Хрущев был отстранен от власти на пленуме КПСС в октябре 1964 г. Период «оттепели» закончился.

Вопросы по теме лекции

1. Назовите основные решения XX съезда КПСС. 2. По какому пункту повестки дня ХХ съезда КПСС не проводилось обсуждения? 3. Что такое тоталитаризм, тоталитарный режим? Почему они так называются? 4. В чем заключались различия между позицией, обоснованной в речи Хрущева, и позицией, содержащейся в июньском постановлении ЦК КПСС о культе личности? 5. Почему руководители СССР в одни периоды развивали прежде всего предприятия группы «А», а в другие — группы «Б»? 6. Чем было вызвано создание совнархозов? Какие последствия оно имело? 7. Почему Хрущеву в 1957 г. удалось сохранить власть, несмотря на то, что против него выступило большинство членов Президиума ЦК? 8. Что понималось под коммунизмом в Программе КПСС 1961 г.? 9. Почему в период «оттепели» произведение Б. Пастернака «Доктор Живаго» не было опубликовано в СССР и вызвало скандал, а «Один День Ивана Денисовича» – опубликовано и одобрено руководством страны? 10. Каковы были основные научно-технические достижения СССР 50-х – начала 60-х гг.? 11. Почему силы, поддерживавшие политику Хрущева в 1957 г., отказали ему в поддержке в 1964 г.?

Литература

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *