лекция крещение руси и его значение
ЛЕКЦИЯ по курсу истории России: «Крещение Руси и его значение».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ЛЕКЦИЯ № 20 § 19. Крещение Руси и его значение.
Владимир не раз возглавлял походы против печенегов, успешно воевал и с западными соседями — Польшей, литовскими племенами. Западные границы Руси были значительно раздвинуты.
Христианство начало проникать на Русь в IX в. Некоторые ученые предполагают, что христианином был еще киевский князь Аскольд, убитый Олегом в 882 г. Христиане составляли часть дружины князя Игоря. Распространению христианства способствовала княгиня Ольга. Однако Владимир боролся за Киев при поддержке язычников. Поэтому первоначально он стремился усилить позиции языческих культов, одновременно пытаясь приспособить их для нужд единого государства. В 980 г. Владимир повелел поставить в Киеве идолов шести языческих богов во главе с богом грома и молнии Перуном, который считался покровителем князей и дружинников. Однако введенный им пантеон не мог стать обязательным для всех земель Древнерусского государства, в разных частях которого продолжали поклоняться своим богам.
В «Повести временных лет» в связи с крещением Руси содержится рассказ о походе Владимира на византийский город Корсунъ (Херсонес) в Крыму. Этот поход стал ответом киевского князя на нарушение империей условий договора: князь помог двум правившим тогда императорам справиться с мятежом, а те отказались, как обещали, дать в жены Владимиру свою сестру Анну. В 988 г. после длительной осады Владимир взял Корсунь при поддержке своих сторонников внутри города. За возвращение Корсуни империи он предложил выполнить условия прежнего договора. Ранее в Византии не было случая брака с иностранцем принцессы, родившейся от императора в период его нахождения на троне. Однако византийцы были вынуждены отправить Анну в Корсунь, потребовав, в свою очередь, крещения жениха.
Владимир крестился сам и крестил дружину. Вернувшись в Киев, он приказал креститься всем жителям города. Затем началось крещение других городов и сельской местности. В ряде мест, например в Новгороде, введение новой религий; вызвало восстание.
Первоначально христианизация Руси носила во многом формальный характер. Внешнее следование церковным обрядам сопровождалось тайным или даже открытым исполнением обрядов языческих ( двоеверие ). Но позже православие, включив в себя многие черты язычества, стало одной из основ жизни русского общества.
Введение монотеистической религии способствовало укреплению государственной власти (один Бог на небе — один государь на земле).
Зарождение и развитие неравенства, разделение населения на богатых и бедных, на правящих и управляемых, на разные социальные группы требовало своего обоснования. Идеи христианства о том, что богатство и бедность, счастье и несчастье исходят от Бога, способствовали частичному примирению недовольных с изменившимися условиями жизни. Христианство давало людям надежду на блаженство после смерти в случае праведной жизни на земле. Также оно прививало важные нравственные нормы: гуманное отношение ко всем людям, особенно к женщинам и детям, слабым и убогим, учило человечности. Все это способствовало сглаживанию конфликтов в обществе и тем самым ускоряло его развитие.
Крещение способствовало повышению международного авторитета Руси в ее отношениях с другими христианскими странами. Укрепились связи между Русью и Византией — самым развитым государством христианского мира тех времен.
Главное значение крещения Руси состояло в появлении идеологии, соответствующей новому состоянию общества.
1. Почему князя Владимира считают одним из крупнейших деятелей русской истории? Какие действия князя способствовали укреплению Руси?
2. Как Владимир пытался использовать язычество для укрепления своей власти? Почему эта попытка оказалась неудачной?
3. Как была крещена Русь? Перечислите главные причины крещения Руси.
4. Каково было значение введения христианства на Руси?
5. Расскажите о церковной организации и монастырях на Руси.
6. Какое влияние на дальнейшую историю России имело принятие христианства в его православном варианте? Свой ответ аргументируйте.
Лекция крещение руси и его значение
После гибели Святослава в Киеве началась усобица между его сыновьями. В ходе ее Олег и Ярополк погибли, а власть в 980 г. захватил Владимир, правивший до того в Новгороде.
Владимир вошел в историю как крупнейший государственный деятель раннего периода русской истории. Недаром он стал героем народных былин. При Владимире на южных рубежах начали сооружать укрепления для защиты от набегов кочевников. В них была организована сторожевая служба с привлечением лучших воинов со всей Руси. Народные воспоминания об этих событиях легли в основу о богатырях — защитниках родной земли. Владимир не раз возглавлял походы против печенегов, воевал с западными соседями — Польшей, литовскими племенами.
Крещение Руси.
Главные события правления Владимира связаны с Крещением Руси.
Несмотря на го что в Киеве хорошо было известно христианство, а многие жители уже крестились, на Руси продолжало господствовать язычество, сохранившееся с до государстве иных вреден. Владимир пытался приспособить язычество для нужд единого государства. В 980 г. он повелел поставить на княжеском дворе в Киеве идолов шести главных богов во главе с богом молнии и войны Перуном, покровителем дружинников. Однако отдельные земли Руси продолжали поклоняться своим богам.
Стремясь укрепить единство страны, Владимир пришел к мысли :о принятии монотеистической религии. Как повествует летопись, князь выслушал проповедников ислама, иудаизма, западного (римского) и восточного (византийского) христианства. Он остановил свой выбор на последнем. С Византией Русь давно связывали прочные отношения.
В 988 г. Владимир захватил после длительной осады византийский город Корсунь (Херсонес) в Крыму. В качестве условия возвращения города империи князь потребовал в жены византийскую принцессу Анну. До этих пор в Византии еще не было случая брака дочери правившего императора с иностранцем. Однако византийцы были вынуждены согласиться, потребовав, в свою очередь, крещения жениха. Владимир крестился сам и повелел креститься дружине и всем жителям Руси.
Первоначально христианизация Руси носила во многом формальный характер. Внешнее следование церковным обрядам сопровождалось тайным или даже открытым исполнением языческих обрядов (двоеверие). Но в дальнейшем православие стало одной из основ жизни русского общества.
Русская православная церковь.
С Крещением па Русь пришла церковная организация. Правда, ее первоначальная история малоизвестна. Первые летописи ничего не сообщают о главе церкви при князе Владимире и сразу после него. Предполагается, что в роли такого главы выступал священник церкви Успения Богоматери в Киеве. Этот первый на Руси каменный храм был заложен Владимиром сразу после крещения. Он получил название Десятинной церкви, поскольку князь распорядился давать для его содержания десятую часть своих доходов.
Известно, что только в 1037 г. в Киеве появился митрополит Лги, присланный патриархом Константинополя. Ему подчинялись епископы отдельных земель (епархий), а тем — местные кие священники.
Большую роль стали играть монастыри. Самым известным из них был Киево-Печерский монастырь, основанный в середине XI в. монахами Антонием и Феодосией. Монастыри быстро стали центрами распространения грамотности, при них, как и при крупных храмах, создавались летописи, открывались больницы, богадельни. Монастыри, как правило, вели образцовое хозяйство. Многие из них постепенно превратились в крупных собственников земель.
С Крещением связано развитие просвещения и культуры на Руси. Необходимость обеспечения богослужения книгами, грамотными священниками вела к развитию образования. Первые школы открылись в Киеве при князе Владимире. Все шире распространялась на Руси письменность, созданная для славян в IX в. просветителями Кириллом и Мефодием. Крещение способствовало повышению международного авторитета Руси в ее отношениях с другими христианскими странами. Все более тесные связи устанавливались между Русью и Византией — самым культурным государством тогдашнего христианского мира.
Общество Древней Руси
Система управления.
Центральное место в системе управления Русским государством занимал князь. Он был главным правителем и высшим судьей, предводителем войска. По отдельным областям киевский князь рассылал в качестве наместников своих сыновей. Каждый такой удельный князь был полноправным правителем своей земли, однако часть доходов с нее должен был посылать в Киев.
Князь Владимир и его сыновья правили при помощи своих дружин. Дружинники делились на старших и младших. Старшие дружинники — бояре — были советниками князя, с ними он обсуждал все свои действия по управлению страной. Так возникла Боярская дума.
При принятии важнейших решений Владимир советовался также со «старцами градскими», т.е. с выборными главами народного самоуправления в городах. Эти «старцы», очевидно, избирались на вечах. Без поддержки веча князь не мог совершить ни одно серьезное действие. В дальнейшем роль веча еще больше возрастала. Вече центральных городов отдельных земель стало призывать на правление и изгонять князей.
Социальная структура общества.
С XI в. на Руси начинает складываться новая социальная структура, характерная для раннесредневекового общества.
В качестве платы за службу князья стали раздавать своим боярам земли с крестьянами. Такие земельные владения — вотчины— передававших по наследству от отца к сыну. Помимо получения земли от княжеской власти, по мнению некоторых историков, существовал и другой источник формирования слоя бояр-вотчинников. Предполагается, что значительная (а возможно, и подавляющая) часть боярства происходила из среды местной племенной знати.
На землях бояр трудились зависимые от землевладельца крестьяне. Древнерусские источники сохранили названия различных категорий зависимого населения: рядовичи (заключившие с землевладельцем договор — ряд — об условиях их работы на него), закупы (трудившихся за долг — купу — взятый у землевладельца). Споры среди исследователей вызывает истолкование социального статуса смердов. Некоторые считают, что это название лично свободных крестьян, другие полагают, что они находились в зависимости от землевладельцев. Очевидно, содержание этого термина менялось в зависимости от исторического периода и региона.
Основная масса сельского населения Руси называлась людьми. Они жили вне вотчин и несли повинности только в пользу государства.
Боярская Дума | Ярослав Мудрый |
В самом приниженном положении находись холопы
рабы, в основном из числа военнопленных. Прослойка холопов была довольно значительна, их труд использовался в княжеских ремесленных мастерских, были и холопы, «посаженные на землю» и занимавшиеся сельским хозяйством. Широко была распространена торговля рабами: захваченных в плен русские князья продавали в Византию, восточные страны. Однако значение рабского труда в экономике в целом было невелико.
Ярослав Мудрый
Ярослав Владимирович — сын князя Владимира Святославича (из рода Рюриковичей) и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны, отец, дед и дядя многих правителей Европы. При крещении был наречён Георгием. В Русской православной церкви почитается как благоверный князь.
При Ярославе Владимировиче был составлен первый известный свод законов русского права, который вошёл в историю как «Русская правда».
Википедия
Ярослав основа.11 многие города (Ярославль, Юрьев и др.), строил храмы (крупнейший на Руси Софийский собор в Киеве), его сын Владимир возвел Софийский собор в Новгороде. Ярослав покровительствовал просвещению и сам отличался образованностью — отсюда его прозвище Мудрый. При нем появилась первая Часть Русской Правды — Устав Ярослава, первый письменный закон на Руси.
Перед смертью в 1054 г. Ярослав разделил государство между сыновьями. Изяслав получил Киев, Святослав — Чернигов, Всеволод — Переславль. В 1068 г. братья потерпели поражение от нового грозного врага — половцев, перекочевавших в середине XI в. в степи к югу от Руси. Узнав о поражении князей, киевляне восстали, изгнали Изяслава. Правда, вскоре Святослав победил половцев, а Изяслав вернулся в Киев.
При братьях Ярославичах в 1072 г. была составлена основная часть Русской Правды. Закон детально регламентировал положение различных слоен населения, а также наказания за преступления.
13 107.3 г. между братьями начались усобицы. Святослав при поддержке Всеволода нагнал Изяслава и сам сел в Киеве. Однако вскоре он умер. Сын Святослава Олег с помощью половцев начал борьбу с другими князьями. С этою времени междоусобные войны князей стали почти непрерывными. Они сопровождались набегами половцев. Результатом было разорение южной Руси, отток ее населения на север и запал.
Владимир Мономах.
В холе княжеских усобиц и борьбы с половцами широкую известность приобрел переяславский князь Владимир Мономах, сын Всеволода Ярославича. Он явился инициатором проведения съездов князей, на которых были предприняты попытки урегулирования меж княжеские отношений и сохранения единства Руси перед липом половцев.
Владимир Всеволодович Мономах (1053—19 мая 1125) — князь ростовский (1066—1073), князь смоленский (1073—1078), черниговский (1078—1094), переяславский (1094—1113), великий князь киевский (1113—1125), государственный деятель, военачальник, писатель, мыслитель. Сын князя Всеволода Ярославича. Прозван Мономахом по прозванию рода матери, которая предположительно была дочерью византийского императора Константина IX Мономаха. В Русской Православной Церкви почитается как благоверный князь в соборе Всех святых в земле Российской просиявших Вики |
Особенно важными стали решения съезда в Любече в 1097 г. На нем определили, что князья становятся наследственными владельцами своих земель и не должны стремиться захватить владения родственников («каждый да держит отчиму свою»). Правда, Киев продолжал оставаться яблоком раздора, так как считался владением старшего в ролу- По мере разветвления княжеской династии определить бесспорное старшинство стало невозможно.
В Любеке было решено совместно выступать против половцев. В начале ХН в. Владимир Мономах не раз добивался организации общерусских походов в степь. Половцы потерпели несколько сокрушительных поражений. Особенно крупными были походы I 10З ч 1111 гг., когда дружины князей 1ромилп поселения половцев далеко от границ Руси.
В результате деятельности Владимира Мономаха образовалась своеобразная федерация княжеств. Номинальным главой ее был великий князь киевский. Однако правивший в Киеве двоюродный брат Мономаха Святополк Изяславич не пользовался влиянием как среди других князей, так и » самом Киеве, где его считали покровителем грабивших народ ростовщиков. После смерти Святополка в 1113 г. в Киеве вспыхнуло восстание против ростовщиков. На вече киевляне призвали на княжение Владимира Мономаха. Новый великий князь ввел дополнительные статьи в Русскую Правду, облегчавшие положение людей, попавших в кабалу к ростовщикам.
В правление Владимира Мономаха федерация княжеств стала больше походить на единое государство. Князья беспрекословно подчинялись воле киевского князя. Продолжая борьбу с половцами. Мономах на время обеспечил безопасность южных рубежей страны.
Владимир Мономах умер в 1125 г. Ему наследовал старший сын Мстислав, которого летопись называет Великим. До своей смерти в 1132 г. ему удавалось сохранить положение, существовавшее при его отце. Однако после 1132 г. остановить распад Руси стало уже невозможно.
Поиск изображений Е. Лукинов
Составление исторических карточек Ушакова А.И.
Вопросы для самопроверки
Подготовка вопросов: Пономаренко Д.В.
Дополнительная литература
Глоссарий
Методическая разработка открытого урока по истории на тему: «Крещение Руси и его значение»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Министерство образования Московской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ профессиональное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Зам. директора по МР
«____» ____________ 20___ г.
(открытого урока, внеклассного мероприятия)
(по учебной дисциплине, ПМ, МДК)
«Крещение Руси и его значение»
«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
ФИО преподаватель истории Доброва Н.С. .
Дата проведения урока:
РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА
на заседании ЦК преподавателей
Председатель ЦК ___________________ Доброва Н.С.
«______» _____________ 20_____ г.
Технологическая карта занятия ……………………………………………………. 14
Методическая разработка открытого урока на тему «Крещение Руси» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», в соответствии с рабочей программой ОУД 04. История.
Комбинированный урок объединяет все основные элементы обучения: организацию учебного занятия; повторение и проверку знаний, обучающихся; изучение нового учебного материала и формирование новых умений и навыков; закрепление полученных знаний; определение домашнего задания, объяснение его сущности, комментирование его выполнения; подведение итогов, оценка успехов, обучающихся в сочетании с коррекцией знаний и умений.
Урок этого типа позволяет одновременно достичь нескольких целей. Различные комбинации элементов урока и переход их друг в друга обеспечивают гибкость и подвижность его структуры, решение многих учебно-воспитательных задач.
На данном уроке основное время отводится на передачу и усвоение новых знаний. В этом случае сокращается время на другие этапы урока. Урок используется для передачи объемного материала. Используются такие формы, как лекция, объяснение преподавателя, беседа и обсуждение отдельных вопросов, эвристическая беседа, самостоятельная работа.
На уроке применяются разные приемы активизации деятельности: придание излагаемому материалу проблемного характера, включение в изучаемый материал ярких примеров, фактов, доказательств, вовлечение обучающихся в активное обсуждение с использованием их теоретического багажа, примеров, фактов. Преподаватель активизирует внимание и мыслительную деятельность, систематизирует полученные знания обучающихся.
План занятия отражает задачи урока, наглядные пособия и раздаточный материал, определяются вид и тип урока, межпредметные связи.
Структура занятия состоит в подробном распределении элементов занятия и изучаемых вопросов, а также методов обучения и времени, необходимого для изучения темы.
Методика проведения занятия включает в себя подробное описание каждого элемента занятия и его цель.
Заключительный этап анализирует результаты работы и подводит итоги проведенного урока.
Данный урок проводится на первом курсе в рамках изучения предмета «История».
Дисциплина : ОУД 04. История
Преподаватель: Доброва Н.С.
Тема занятия: Крещение Руси и его значение.
Тип занятия: усвоение новых знаний
Продолжительность занятия: 45 мин
Методическая : Организовать познавательную деятельность обучающихся. Показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы.
Задачи: Дидактическая (образовательная): п ознакомить обучающихся с причинами и ходом принятия христианства по византийскому образцу на Руси; определить значение принятия христианства для формирования Российской цивилизации;
Развивающая: продолжить формирование умений обучающихся работать с источниками, анализировать их содержание на основе полученных знаний; формировать навыки и умения применения теоретических знаний в практических ситуациях; развивать мышление обучающихся, умение сравнивать, анализировать; обобщать изучаемый материал; развивать творческую, мыслительную деятельность и умения анализировать ситуации;
Междисциплинарные связи (указать дисциплины): Русский язык, Литература, География
Учебное и методическое обеспечение занятия:
1.http://znanium.com – Электроно-библиотечная система
3.Образовательный портал (презентации к урокам) http://youedu.ru/
Технические средства: ноутбук, проектор, экран, презентация по теме «Крещение Руси и его значение», выполнение зажания на индивидуальном бланке для обучающихся.
Хронологическая карта занятия
1.2 Проверка готовности обучающихся и аудитории к занятию
Постановка темы задач и целей занятия
Мотивация учебной деятельности, сообщение темы урока, целеполагание
Этап актуализации знаний и проверки знаний
Этап изложения и усвоения нового материала
4.1 Какова причина принятия христианства на Руси
4.2 Значение принятия христианства на Руси
Закрепление нового материала
Этап рефлексии – Оценка работы обучающихся на занятии
Заключительная часть занятия Домашнее задание.
Этапы и содержание занятия
2. Мотивация учебной деятельности, сообщение темы урока, целеполагание (2 мин). Вступительное слово преподавателя.
Сегодня на уроке мы продолжаем изучать историю России, раздел Киевской Руси. Мы повторим и закрепим знания, полученные на предыдущем уроке, и познакомимся с новой темой.
Будьте внимательны, постарайтесь работать активно и давать полные четкие ответы.
Цель урока: Дать представление о крещении Руси при князе Владимире в 988 г, определить причину и значение принятия христианства. (1-2 мин)
3. Для начала нам необходимо вспомнить, о чем мы говорили на прошлом занятии (7 мин).
На прошлых уроках мы изучали Киевскую Русь. Давайте вспомним первых русских князей.
Первое задание это загадки. Вы должны прослушать их и ответить о ком идет речь?
1. Ходил в поход он на Царьград,
Да только сам тому не рад.
Сожжен был «греческим огнем»,
Древлянами был уничтожен он. (Игорь)
2. Он смел, был и умен без меры,
Он покорил и вятичей и меря.
«Иду на вас» он обращался к недругу всегда,
При имени его Царьград дрожал тогда. (Святослав)
3. Хитра, княгиня оказалась.
Большую дань взять отказалась.
Потребовав с древлян лишь голубей,
Она смогла их воле подчинить своей. (Ольга)
4. Сел княжить первым в Киев он,
И покорил Царьград потом.
Вез из полюдья в Киев он товары,
И «Вещим» прозван был недаром. (Олег)
5. Его призвали новгородцы,
Порядок навести в земле словенской.
Сей князь, делами неприметный,
Стал основателем династии навечно. (Рюрик)
-Молодцы. А сейчас, перед вами лежат листы, попробуйте восстановить порядок правления этих князей и записать.
Проверяем. Молодцы. (СЛАЙД 1)
4. Этап изложения и усвоения нового материала: Обсуждение проблемы: (23 мин)
1. Преподаватель устно зачитывает стих о крещении:
В этот день, всегда, заметь, морозный,
Окунаться нужно с головой.
Это шаг, конечно же, серьезный,
Так давай попробуем с тобой.
Мы с себя все смоем, что не нужно,
И оставим где-то подо льдом.
А потом, попив чайку на стуже,
Мы вернемся в наш любимый дом.
Слово преподавателя: Стремясь укрепить единство страны, Владимир пришел к мысли о принятии монотеистической религии.
Как повествует летопись, князь выслушал проповедников ислама, иудаизма, западного (римского) и восточного (византийского) христианства. Он остановил свой выбор на последнем. С Византией Русь давно связывали прочные отношения.
В 988 г. Владимир захватил после длительной осады византийский город Корсунь (Херсонес) в Крыму. В качестве условия возвращения города империи князь потребовал в жены византийскую принцессу Анну. До этих пор в Византии еще не было случая брака дочери правившего императора с иностранцем. Однако византийцы были вынуждены согласиться, потребовав, в свою очередь, крещения жениха. Владимир крестился сам и повелел креститься дружине и всем жителям Руси.
1. Какова причина принятия христианства на Руси?
2. Значение принятия христианства на Руси?
Чтобы ответить на 1 проблемный вопрос, мы с вами разберем следующие вопросы:
— Кто такие христиане? Давайте попробуем найти ответ на этот вопрос в тексте дополнительного материала, который лежит у вас на столах. Ответ: Христиане – это люди, которые верили в Бога Иисуса Христа.
— Как проходил обряд крещения? Что он обозначал? Ответ: Принять крещение-это войти в воду, «смыть с себя старую веру» и очиститься. Затем священник брал в руки крест и крестил им тех, кто вошёл в воду. А затем сам человек накладывал на себя крест.
— Что является главным символом христианской веры? Ответ: Крест.
2. Переходим ко 2 проблемному вопросу: Значение принятия христианства на Руси?
— Все люди стали равны перед Богом, независимо от того были они бедные или богатые;
— Принесло стране единство и примирение.
— Была образована Русская Церковь.
— Началось строительство храмов.
— Развитие образования, культуры и искусства.
5. Физкультминутка (2 мин)
Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы, если согласны – поднимайте руки вверх, если не согласны делайте наклон вперед.
1. Перун – это бог грома и молнии? (Да)
2. Князь Владимир получил прозвище в народе Грозный? (нет)
3. Крещение князя состоялось в 988 г? (да)
4. Русские люди стали христианами? (да)
5. Главный символ христианства – крест? (да)
6. Чтобы принять крещение, нужно только перекреститься? (нет)
6. Закрепление нового материала: (5 мин)
Сейчас мы с вами вспомним и объясним значение десяти Заповедей, которые должны соблюдать люди. (СЛАЙД 5)
2) Не будь завистлив.
5) Люби ближнего своего.
6) Просящему у тебя – дай.
7) Прощай людям ошибки и грехи их.
8) Почитай отца и мать своих.
9) Не веди распутную жизнь.
10) Не желай зла другим.
Принятие христианства заметно повысило международный авторитет Руси. Русь укрепляла свои международные отношения через династические браки, которые русские князья, ставшие христианами, могли заключать с королевскими домами Западной Европы.
Подводя итоги, можно сказать, что обращение в христианство повлияло не только на культурное развитие всей страны, но и на личность самого Владимира. С этого времени уходят в прошлое его безнравственная жизнь, жестокость. Он становится терпимым к людям, щедрым, милостивым. Это принесло Владимиру любовь и славу народа. Владимир Святой умер 15 июля 1015 года во время подготовки к походу против своего сына Ярослава, который княжил в Новгороде. Князя Владимира любили в народе. Узнав о его смерти, « сошлись люди без числа и плакали по нем: бояре как по заступнике страны, бедные же, как о своем заступнике и кормителе». («Повесть временных лет») Князь Владимир был канонизирован Русской православной церковью и причислен к лику Святых.
-Скажите, пожалуйста, о чём шла речь сегодня на уроке?
-Что нового вы узнали?
Сейчас вам будет предложено небольшое задание.
Вы поработаете в парах. Перед вами текст, в котором есть пропуски. Вы должны отреставрировать этот текст.
Вставьте пропущенные в тексте слова и исторические даты.
А затем мы посмотрим, как вы работали сегодня на уроке, кто был самым внимательным. Проверим вашу работу. Выставление оценок за урок.
1.Предлагается сделать вывод по поставленной задаче (проблеме урока).
2.Активно работающим обучающимся на уроке выставляются оценки.
8. Домашнее задание (2мин)
Написать мини эссе о роли православия в вашей семье. (СЛАЙД 7)
Урок окончен. Спасибо огромное, ребята.
Приведите, пожалуйста, в порядок свои рабочие места. Всем спасибо.
Технологическая карта открытого урока по дисциплине ОДБ. 04 « История » в группе № 91
по теме: « Крещение Руси и его значение»
Дата проведения урока 05 декабря 2019 года.
Часов на изучение темы: 45 мин.
Тип урока: «Усвоение новых знаний»
В теме: Ознакомительный урок
Вид урока: Комбинированный урок, с применением средств мультимедиа.
Организовать познавательную деятельность обучающихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы.
Дать представление о крещении Руси при князе Владимире в 988 г, определить причину и значение принятия христианства.
познакомить обучающихся с причинами и ходом принятия христианства по византийскому образцу на Руси; определить значение принятия христианства для формирования Российской цивилизации;
продолжить формирование умений обучающихся работать с источниками, анализировать их содержание на основе полученных знаний; формировать навыки и умения применения теоретических знаний в практических ситуациях; развивать мышление обучающихся, умение сравнивать, анализировать; обобщать изучаемый материал; развивать творческую, мыслительную деятельность и умения анализировать ситуации;
Христианство, крещение, молитва, крест.
Предметные: Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения. Личностные: Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности.
Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью преподавателя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме. Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Русский язык, Литература, География
1.По источникам знаний: словесные, наглядные, практические
2. По степени взаимодействия преподавателя и студента: изложение, беседа, самостоятельная работа, выполнение коррекционно-развивающих упражнений.
3. По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый
4. По принципу расчленения и соединения знаний: аналитический, классификационный
5. Метод контроля (самопроверка, самооценка)
Условия реализации урока
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)
Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии)
4. Образовательный портал (презентации к урокам) http://youedu.ru/
1. Технология группового обучения
ноутбук, проектор, экран, выполнение задания на бланке для обучающихся.
Формы проведения урока
фронтальная, групповая и индивидуальная работа
Педагогические технологии, применяемые на уроке
— технология критического мышления
Постановка целей и задач урока.
Слушают, настраиваются на учебу
Психологическая настроенность, готовность к уроку.
2.Мотивация сообщение темы урока, целеполагание
Вступительное слово преподавателя.
Сегодня на уроке мы продолжаем изучать историю России, раздел Киевской Руси. Мы повторим и закрепим знания, полученные на предыдущем уроке, и познакомимся с новой темой.
Будьте внимательны, постарайтесь работать активно и давать полные четкие ответы.
Цель урока: Дать представление о крещении Руси при князе Владимире в 988 г, определить причину и значение принятия христианства.
Отвечают на вопросы преподавателя. Формулируют тему, ставят цели и задачи на урок.
Формирование положительной мотивации. повторить изученный материал и выявить уровень обучения по данной теме, развитие слухового восприятия обучающихся.
Оценивание работы обучающихся преподавателем.