ленин о памятниках царям
№ 416. Декрет Совета Народных Комиссаров. О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции.
Статья № 416.
Декрет Совета Народных Комиссаров.
О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции.
В ознаменование великого переворота, преобразившего Россию, Совет Народных Комиссаров постановляет:
1) Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера.
2) Особой Комиссии из Народных Комиссаров Просвещения и Имуществ Республики и Заведующего Отделом изобразительных искусств при Народном Комиссариате Просвещения поручается, по соглашению с художественной коллегией Москвы и Петрограда, определить, какие памятники подлежат снятию.
3) Той же Комиссии поручается мобилизовать художественные силы и организовать широкий конкурс по выработке проектов памятников, долженствующих ознаменовать великие дни Российской Социалистической Революции.
4) Совет Народных Комиссаров выражает желание, чтобы в день 1‑го мая были уже сняты некоторые наиболее уродливые истуканы и постановлены первые модели новых памятников на суд масс.
5) Той же Комиссии поручается спешно подготовить декорирование города в день 1‑го мая и замену надписей, эмблем, названий улиц, гербов и т. п. новыми, отражающими идеи и. чувства революционной трудовой России.
6) Областные и губернские Советы приступают к этому же делу, не иначе как по соглашению с вышеуказанной Комиссией.
7) По мере внесения смет и выяснения их практической надобности ассигновываются необходимые суммы.
Распубликован в № 74 Известий Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов от 14/1 апреля 1918 года.
96 лет назад СНК постановил разрушить памятники «царям и их слугам», в число которых попал и крестьянин
В апреле 1918 года «в ознаменование великого переворота, преобразившего Россию» Совет Народных Комиссаров принял декрет «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Республики».
В декрете Совнаркома выражалось желание, «чтобы в день 1-го мая были уже сняты некоторые наиболее уродливые истуканы и постановлены первые модели новых памятников на суд масс». Снятию с площадей и улиц и отправке на склады или на утилизацию подлежали «памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны». Определять их художественную и историческую ценность поручалось Особой комиссии, сформированной из народных комиссаров (министров) наркоматов просвещения и имуществ и заведывающего (так в документе) отделом изобразительных искусств при наркомате просвещения по согласованию с художественной коллегией Москвы и Петрограда. Одновременно комиссии поручалось «мобилизовать художественные силы и организовать широкий конкурс по выработке проектов памятников, долженствующих ознаменовать великие дни Российской Социалистической Революции».
Ленин собственноручно рушил памятник-крест, воздвигнутый на месте убийства великого князя
Уже летом 1918 года в Москве были снесены памятники Александру II в Кремле, Александру III возле храма Христа-Спасителя, герою русско-турецкой войны 1877–1878 гг. генералу М.Д. Скобелеву на Тверской площади. Новое «декорирование» площадей и улиц, согласно декрету, происходило и в других городах и весях, находившихся тогда под контролем революционных властей (например, до памятника Александру III в Иркутске добрались только в мае 1920 г.). Редким исключением является памятник Петру I («Медный всадник»), который петроградские власти не тронули, хотя десятки других памятников первому российскому императору снесли под предлогом «малой художественной ценности». Зато в Костроме с постамента вместе с фигурой царя Михаила Федоровича стащили и «его слугу» Ивана Сусанина – легендарного российского героя из крестьянского сословия. К 7 ноября 1918 года на опустевший пьедестал, как значится на сайте истории Костромы, был поставлен деревянный обелиск, обтянутый кумачом и увенчанный красным флагом. На четырех сторонах обелиска были укреплены большие портреты деятелей российского и международного революционного движения: Маркса, Ленина, Бебеля, и Лассаля.
Известный русский писатель и поэт Владимир Солоухин в своем романе-эссе «Последняя ступень» приводит фрагмент из воспоминаний первого советского коменданта Московского Кремля Павла Малькова о том, как 1 мая 1918 года в Кремле был низвергнут памятник-крест, воздвигнутый на месте убийства великого князя Сергея Александровича.
«Когда я подошел, Ильич приветливо поздоровался со мной, поздравил с праздником, а потом внезапно шутливо погрозил пальцем:
– Хорошо, батенька, все хорошо, а вот это безобразие так и не убрали. Это нехорошо, – и указал на памятник.
Я сокрушенно вздохнул:
– Правильно, – говорю, – Владимир Ильич, не убрал, не успел, рабочих рук не хватило.
– Ишь ты, нашел причину! Так говорите, рабочих рук не хватило? Ну, для этого дела рабочие руки найдутся хоть сейчас. Как, товарищи? – обратился Ильич к окружающим. Со всех сторон его поддержали дружные голоса.
– Видите? А вы говорите, рабочих рук нет. Ну-ка, пока есть время до демонстрации, тащите веревки.
Я мигом сбегал в комендатуру и принес веревки. Владимир Ильич ловко сделал петлю и накинул на памятник. Взялись за дело все, и вскоре памятник был опутан веревками со всех сторон.
– А ну, дружно! – задорно командовал Владимир Ильич.
Ленин, Свердлов, Аванесов, Смидович, другие члены ВЦИК и Совнаркома и сотрудники немногочисленного правительственного аппарата впряглись в веревки, налегли, дернули – и памятник рухнул на булыжник.
– Долой его с глаз, на свалку! – продолжал распоряжаться Владимир Ильич…»
Ломать – не строить
В связи с финансовыми трудностями гораздо хуже обстояло дело с возведением новых памятников, которые, по мысли авторов декрета, должны «ознаменовать великие дни Российской Социалистической Революции». В дело шли недолговечные материалы – гипс, бетон, дерево. Поэтому первые монументы создавались как временные и предполагалось лучшие из них впоследствии перевести в «вечные» материалы. Для того чтобы придать бетонной скульптуре благородный вид, скульптор Н.А. Андреев, например, добавлял мраморную крошку в качестве заполнителя для бетонной смеси. Бетон с мраморной крошкой внешне был очень похожим на камень, так что немногие могли их отличить, но как скульптурный материал он все же оставался трудным для обработки и очень непрочным. С улучшением хозяйственного положения Советской России уже в 1922 году появляются памятники из прочных материалов. Первые послереволюционные бронзовые памятники в Москве датируются 1924 годом (Соболевский Н. Скульптурные памятники и монументы в Москве. М.: «Московский рабочий», 1947. С. 41.)
К первой годовщине «великого переворота» (7 ноября 1918 года) на улицах и площадях Москвы было открыто 12 монументов. Наиболее значимым среди них был обелиск, посвященный первой советской конституции, через полгода дополненный статуей Свободы. Однако кирпичный обелиск с бетонной статуей быстро обветшал, простояв всего лишь около 20 лет; в 1941 году его снесли при расчистке площади. Всего за время с 1918 по 1921 год Москва получила более 25 советских памятников, Петроград – свыше 15. (А. Шефов. Скульпторы Андреевы. М.: ИД Тонгу, 2009. С. 64.)
С текстом Декрета Совета Народных Комиссаров «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Республики» можно ознакомиться благодаря проекту «Наука права».
Ленин о памятниках царям
☭Советская правда. Эпоха социализма☭ запись закреплена
ДЕКРЕТ «О СНЯТИИ ПАМЯТНИКОВ, ВОЗДВИГНУТЫХ В ЧЕСТЬ ЦАРЕЙ И ИХ СЛУГ, И ВЫРАБОТКЕ ПРОЕКТОВ ПАМЯТНИКОВ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ»
В ознаменование великого переворота, преобразившего Россию, Совет Народных Комиссаров постановляет:
1) Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера.
2) Особой комиссии из народных комиссаров по просвещению и имуществ Республики и заведующего Отделом изобразительных искусств при Комиссариате просвещения поручается, по соглашению с художественной коллегией Москвы и Петрограда, определить, какие памятники подлежат снятию.
3) Той же комиссии поручается мобилизовать художественные силы и организовать широкий конкурс по выработке проектов памятников, долженствующих ознаменовать великие дни Российской социалистической революции.
4) Совет Народных Комиссаров выражает желание, чтобы в день 1 мая были уже сняты некоторые наиболее уродливые истуканы и поставлены первые модели новых памятников на суд масс.
5) Той же комиссии поручается спешно подготовить декорирование города в день 1 мая и замену надписей, эмблем, названий улиц, гербов и т. п. новыми, отражающими идеи и чувства революционной трудовой России.
6) Областные и губернские Совдепы приступают к этому же делу не иначе, как по соглашению с вышеуказанной комиссией.
7) По мере внесения смет и выяснения их практической надобности ассигновываются необходимые суммы.
«О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей»
Декрет Совнаркома «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции» был принят 12 апреля 1918 года – новая власть торопилась избавиться от неугодных ей монументов. Большевики хотели, «чтобы в день 1 мая были уже сняты некоторые наиболее уродливые истуканы и поставлены первые модели новых памятников на суд масс».
Декрет «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции»
В ознаменование великого переворота, преобразившего Россию, Совет Народных Комиссаров постановляет:
1) Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера.
2) Особой комиссии из народных комиссаров по просвещению и имуществ Республики и заведующего Отделом изобразительных искусств при Комиссариате просвещения поручается, по соглашению с художественной коллегией Москвы и Петрограда, определить, какие памятники подлежат снятию.
3) Той же комиссии поручается мобилизовать художественные силы и организовать широкий конкурс по выработке проектов памятников, долженствующих ознаменовать великие дни Российской социалистической революции.
4) Совет Народных Комиссаров выражает желание, чтобы в день 1 мая были уже сняты некоторые наиболее уродливые истуканы и поставлены первые модели новых памятников на суд масс.
5) Той же комиссии поручается спешно подготовить декорирование города в день 1 мая и замену надписей, эмблем, названий улиц, гербов новыми, отражающими идеи и чувства революционной трудовой России.
6) Областные и губернские Совдепы приступают к этому же делу не иначе, как по соглашению с вышеуказанной комиссией.
7) По мере внесения смет и выяснения их практической надобности ассигновываются необходимые суммы.
Председатель Совета Народных Комиссаров
Народные комиссары: А. Луначарский. Сталин
Секретарь Совета Горбунов
Опубликовано: Декреты Советской власти. Том II. 17 марта — 10 июля 1918 г. М.: Гос. издат-во политической литературы, 1959.
Монументальный ребрендинг: как снос памятников дореволюционной России стал частью советской пропаганды
По заветам Кампанеллы
12 апреля 1918 года Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет «О памятниках Республики», ставший одним из краеугольных камней ленинского плана монументальной пропаганды. По воспоминаниям народного комиссара просвещения Анатолия Луначарского, о том, чтобы использовать общественные пространства для пропаганды коммунистических идей, Владимир Ленин задумался после знакомства с творчеством итальянского философа-утописта Томмазо Кампанеллы. В его «Городе Солнца» молодёжь воспитывали в том числе при помощи специальных фресок на стенах. Ленин охарактеризовал это как «монументальную пропаганду» и решил воплотить идею в жизнь в России. Но отечественный климат не позволял использовать фрески — вместо них в дело пошли надписи, барельефы и скульптуры. Ленинские рассуждения о монументальной пропаганде легли в основу декрета Совнаркома.
Согласно документу, сносу подлежали памятники, «воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны». Что именно следует демонтировать, решала особая комиссия из народных комиссаров просвещения и имуществ Республики и заведующего отделом изобразительных искусств при Народном комиссариате просвещения. Одновременно комиссия была обязана мобилизовать людей искусства на разработку новых памятников, «долженствующих ознаменовать великие дни Российской Социалистической Революции». По замыслу авторов декрета, «наиболее уродливые истуканы» следовало снести и заменить на пролетарские произведения монументального искусства всего за пару недель — до 1 мая 1918 года.
«Это была чистая идеология. Подлежащие сносу памятники не были уродливы. Напротив, многие из них были весьма хороши», — отметил в интервью RT заслуженный архитектор Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии художеств Сергей Ткаченко.
По словам эксперта, именно то, что многие царские памятники были прекрасно выполнены с художественной точки зрения, как раз и не устраивало новые власти.
«Благодаря высокому качеству исполнения они как раз эффективно воздействовали на народные массы, даже на неграмотных людей», — сказал Ткаченко.
По мнению архитектора Андрея Иванова, подобное использование архитектуры в пропагандистских целях не было уникальным явлением в мировой истории.
«Архитектура столетиями использовалась для того, чтобы подчеркнуть величие какой-то идеи или режима. В СССР архитектура, кстати, применялась в пропаганде в сочетании с кинематографом. Здания, сооружения и памятники, вызывавшие гордость у властей, постоянно демонстрировались в фильмах», — рассказал эксперт в беседе с RT.
Бессистемный снос
Конечно, массово заменить старые монументы на новые к 1 мая 1918 года у большевиков не получилось, но процесс был запущен.
Одним из исполнителей ленинского плана монументальной пропаганды был известный архитектор Николай Виноградов. В 1918 году он был руководителем Комиссии по охране памятников искусства и старины и председателем секции ИЗО Моссовета.
Будучи слушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Виноградов принял активное участие в революции 1905 года, за что семь лет провёл в тюрьмах. После освобождения он завершил учёбу, занялся искусствоведением и служил в земском строительном отряде на фронте в Первую мировую войну. После революции был вовлечён в процесс социалистического строительства.
«Николай Дмитриевич позже в значительной мере разочаровался в социалистических идеалах, но во время революции он в них искренне верил», — рассказала в интервью RT внучка Виноградова, профессор МАРХИ Елена Овсянникова.
В дневнике Виноградова (есть в распоряжении RT), опубликованного Московским архивом в 1996 году, говорится, что даже летом 1918 года меры по сносу старых и возведению новых памятников не носили системного характера.
«12 июля. В отношении памятников пришлось в первом часу звонить Ленину, а в три — делать ему доклад. Он весьма заинтересован в быстром их уничтожении. Между прочим, я предложил ему на место фигуры Александра III поставить памятник революции; памятник Александру II сровнять с землёй, как и Сергея Александровича; на обелиске срубить имена царей, и на их месте сделать. имена революционеров и т. д. Он очень энергично предложил разрубить этот узел. и не очень-то энергично действует. Так, не знает, как быть с Александром II, так как он, говорит, красив!» — пишет Виноградов.
Судя по дневниковым записям, такие вопросы, как выдача аванса на снос памятников и создание новых, выделение грузовика для перевозки материалов и даже ремонта телефона в секции ИЗО, решались зачастую только по личной команде Владимира Ленина. Более того, оказалось, что супруга Льва Троцкого, Надежда Седова, заведовавшая музейным отделом Наркомпроса, активно выступала против сноса некоторых «монархических» монументов.
Сам Виноградов искренне переживал за сохранность московских памятников архитектуры. В 1920-е годы он занялся охраной архитектурного наследия столицы, спасением зданий XVII столетия, реставрацией Китайгородской стены, Триумфальных ворот и Александровского сада, выступил защитником Сухаревой башни.
«Виноградов не только верил в свои идеалы, но и помогал выживать скульпторам, которые просто хотели есть, а участие в реализации ленинского плана давало им доступ к пайкам, к каким-то средствам», — рассказала RT Овсянникова.
Эксперт выразила сожаление, что многие монументы были снесены — например, памятник генералу Михаилу Скобелеву. Открытый в 1912 году, он стал одной из первых жертв декрета Совнаркома.
«Некоторые из снесённых памятников, возможно, и не были шедеврами, но ломать их было всё равно абсурдом. Политики в этом было гораздо больше, чем искусства», — считает Овсянникова.
Всесоюзный размах
Действие декрета распространилось на всю Россию, а затем и на весь СССР. Снесена была петербургская «Колонна Славы», отлитая из трофейных турецких пушек, памятники княгине Ольге в Киеве, царю Михаилу Фёдоровичу и Ивану Сусанину в Костроме, Потёмкину в Херсоне, а также сотни других.
Вместо них появлялись памятники Марксу, Спартаку, Робеспьеру, Степану Разину. А также Льву Толстому, Александру Пушкину, Николаю Гоголю и Тарасу Шевченко.
Впрочем, культурную ценность многих из них эксперты считают сомнительной. В частности, речь идёт о памятнике Марксу и Энгельсу, который москвичи назвали «Мужчины в ванной». При этом нельзя не отметить, что одновременно появился целый ряд истинных произведений монументального искусства. В беседе с RT Овсянникова положительно оценила работы Сергея Меркурова. Он стал автором памятников Достоевскому, Тимирязеву, Пушкину.
Эксперты отмечают, что к сносу старых монументов большевики подошли также выборочно. Остались нетронутыми некоторые памятники Петру I, Екатерине II и их сподвижникам.
«Роль некоторых монархов, с точки зрения большевиков, заключалась далеко не только в том, что они «угнетали» народ. Их рассматривали также с точки зрения патриотизма. Важным критерием, кстати, было отношение к той или иной личности Александра Пушкина. Тогда уже был сформулирован неофициальный лозунг «Пушкин — наше всё», и на монархов, которых хвалил великий поэт, руку поднимать зачастую не решались», — рассказал RT Ткаченко.
По мнению архитекторов, главная задача памятников — объединение нации, формирование истории культуры, поэтому их снос в принципе недопустим.
«Памятники — лицо народа, можно даже сказать — бренд. Китайцы к нам приезжают сегодня и обязательно идут в Мавзолей Ленина. Из истории нельзя просто так брать и что-то выкидывать», — резюмировала эксперт.