ленин о роли личности в истории цитаты
Ленин о роли личности в истории цитаты
Умен не тот, кто не делает ошибок, Умен тот, кто умеет легко и быстро исправлять их.
Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов.
Раб, сознающий свое рабское положение и борющийся против него, есть революционер. Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой, бессознательной и бессловесной рабской жизни, есть просто раб. Раб, у которого слюнки текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам. Вот вы именно такие хамы,… Ваши слова о свободе и демократии — напускной лоск, заученные фразы, модная болтовня или лицемерие… Душонка у вас насквозь хамская, а вся ваша образованность, культурность и просвещенность есть только разновидность квалифицированной проституции. Ибо вы продаете свои души и продаете не только из нужды, но и из «любви к искусству»!
В обществе, основанном на власти денег, в обществе, где нищенствуют массы трудящихся и тунеядствуют горстки богачей, не может быть « свободы» реальной и действительной.
актуально для многих.
Швыряться звонкими фразами — свойство деклассированной мелкобуржуазной интеллигенции… Надо говорить массам горькую правду просто, ясно, прямо
…буржуазия предаст родину и пойдет на все преступления, лишь бы отстоять свою власть над народом и свои доходы
Поменьше политической трескотни. Поменьше интеллигентских рассуждений. Поближе к жизни.
Равенство по закону не есть еще равенство в жизни.
Недостатки у человека как бы являются продолжением его достоинств. Но если достоинства продолжаются больше, чем надо, обнаруживаются не тогда, когда надо, и не там, где надо, то они являются недостатками.
Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (1870-1924)
1. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна
2. Все на свете имеет две стороны
3. Надо уметь учитывать момент и быть смелым в решениях
4. Лучше неудачно сказать правду, чем умолчать о ней, если дело серьезное
5. Именно молодежи предстоит настоящая задача создания коммунистического общества
6. Всякая крайность нехороша; все благое и полезное, доведенное до крайности, может стать и даже, за известным пределом, обязательно становится злом и вредом
7. Без революционной теории не может бы…
… показать весь текст …
100 цитат Ленина
2. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна
3. Все на свете имеет две стороны
4. Надо уметь учитывать момент и быть смелым в решениях
5. Лучше неудачно сказать правду, чем умолчать о ней, если дело серьезное
6. Именно молодежи предстоит настоящая задача создания коммунистического общества
7. Всякая крайность нехороша; все благое и полезное, доведенное до крайности, может стать и даже, за известным пределом, обязательно становится злом и вредом
8. Без революционной теории не может быть и революционного движения
10. Больших слов нельзя бросать на ветер
11. Война есть испытание всех экономических и организационных сил каждой нации
12. Озлобление вообще играет в политике обычно самую худую роль
13. Всеобщая вера в революцию есть уже начало революции
14. Власть центрального учреждения должна основываться на нравственном и умственном авторитете
15. Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше
16. Умен не тот, кто не делает ошибок. Умен тот, кто умеет легко и быстро исправлять их
17. Слова обязывают к делам
18. Надо быть осторожным, чтобы в критике недостатков не переходить границу, где начинаются пересуды
19. В личном смысле разница между предателем по слабости и предателем по умыслу и расчету очень велика; в политическом отношении этой разницы нет
20. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя
21. Идеи становятся силой, когда они овладевают массами
22. Равнодушие есть молчаливая поддержка того, кто силен, того, кто господствует
23. Равенство по закону не есть еще равенство в жизни
24. Отчаяние свойственно тем, кто не понимает причин зла
25. Из всех искусств для нас важнейшим является кино
26. Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их
27. Капиталисты готовы продать нам веревку, на которой мы их повесим
30. Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов
31. Никто не повинен в том, если он родился рабом; но раб, который не только чуждается стремления к своей свободе, но оправдывает и приукрашивает свое рабство, такой раб есть вызывающий законное чувство негодования, презрения и омерзения холуй и хам
33. Надо систематически взяться за то, чтобы велась работа создания такой прессы, которая не забавляла и не дурачила массы
34. Нужно уметь работать с тем человеческим материалом, который есть в наличии. Других людей нам не дадут
36. Не так опасно поражение, как опасна боязнь признать свое поражение
37. Невежество менее удалено от истины, чем предрассудок
39. В половой жизни проявляется не только данное природой, но и привнесенное культурой
40. Нравственность служит для того, чтобы человеческому обществу подняться выше
41. Недостатки у человека как бы являются продолжением его достоинств. Но если достоинства продолжаются больше, чем надо, обнаруживаются не тогда, когда надо, и не там, где надо, то они являются недостатками
43. Пока есть государство, нет свободы. Когда будет свобода, не будет государства
44. Политика есть самое концентрированное выражение экономики
46. Мы будем работать, чтобы внедрить в сознание, в привычку, в повседневный обиход масс правило: «все за одного и один за всех», правило: «каждый по своим способностям, каждому по его потребностям», чтобы вводить постепенно, но неуклонно коммунистическую дисциплину и коммунистический труд
47. Коммунизм есть высшая, против капиталистической, производительность труда добровольных, сознательных, объединенных, использующих передовую технику, рабочих
48. Коммунизм есть высшая ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу
49. Революция пролетариата совершенно уничтожит деление общества на классы, а следовательно, и всякое социальное политическое неравенство
Цитаты Ленина
Подготовил: Дмитрий Сироткин
Представляю вам подборку цитат вождя пролетариата и главы Советского государства Владимира Ленина (1870 — 1924).
После десятилетий прославления в СССР, идеи и действия Ленина подвергаются критике и переосмыслению разными сторонами современного российского общества.
Цитаты сгруппированы по темам: политика партии, религия, искусство, брак и любовь, политика, революция, жизненная этика, классовые враги, государство, образование, война, нравственность, коммунизм, люди, пресса, свобода, классовая борьба, истина, теория, рабы, мечты и фантазия, бог, власть, общество, русское, талант.
В заключение приводятся цитаты о Ленине.
О политике партии
Мы пойдём другим путём.
На все обвинения в гражданской войне мы говорим: да, мы открыто провозгласили то, чего ни одно правительство провозгласить не могло. Первое правительство в мире, которое может о гражданской войне говорить открыто.
В нашем идеале нет места насилию над людьми.
Хороший коммунист в то же время есть и хороший чекист.
Советую назначать своих начальников и расстреливать заговорщиков и колеблющихся, никого не спрашивая и не допуская идиотской волокиты.
Суд должен не устранить террор; обещать это было бы самообманом или обманом, а обосновать и узаконить его принципиально, ясно, без фальши и без прикрас.
Мы не хотим загонять в рай дубиной.
Кто не работает, тот не ест.
Наш лозунг должен быть один — учиться военному делу настоящим образом, ввести порядок на железных дорогах.
Не так опасно поражение, как опасна боязнь признать свое поражение.
Только тогда мы научимся побеждать, когда мы не будем бояться признавать свои поражения и недостатки.
Нельзя научиться решать свои задачи новыми приёмами сегодня, если нам вчерашний опыт не открыл глаза на неправильность старых приёмов.
Формально правильно, а по сути издевательство.
Профсоюзы — школа коммунизма.
Учиться, учиться и учиться и вырабатывать из себя сознательных социал-демократов, «рабочую интеллигенцию».
О религии
Никогда идея бога не «связывала личность с обществом», а всегда связывала угнетённые классы верой в божественность угнетателей.
Религия даёт человеку идеал. Человеку нужен идеал, но человеческий, соответствующий природе, а не сверхъестественный.
Всякий должен быть совершенно свободен исповедовать какую угодно религию или не признавать никакой религии, т. е. быть атеистом, каковым и бывает обыкновенно всякий социалист. Никакие различия между гражданами в их правах в зависимости от религиозных верований совершенно не допустимы.
Я прихожу к безусловному выводу, что мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий… Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше.
Пролетарская диктатура должна доводить до конца разрушение связи между эксплуататорскими классами, помещиками и капиталистами, и организацией религиозной пропаганды, как поддержки темноты масс.
Об искусстве
Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их.
Пролетариат должен выдвинуть принцип партийной литературы, развить этот принцип и провести его в жизнь в возможно более полной и цельной форме.
Все театры советую положить в гроб. Наркому просвещения надлежит заниматься не театром, а обучением грамоте.
Из всех искусств для нас важнейшим является кино.
Я же имею смелость заявить себя «варваром». Я не в силах считать произведения экспрессионизма, футуризма, кубизма и прочих «измов» высшим проявлением художественного гения. Я их не понимаю. Я не испытываю от них никакой радости.
Я, знаете, в искусстве не силен, искусство для меня, это… что-то вроде интеллектуальной слепой кишки, и, когда его пропагандная роль, необходимая нам, будет сыграна, мы его — дзык, дзык! — вырежем. За ненужностью. Впрочем, вы уж об этом поговорите с Луначарским: большой специалист. У него там даже какие-то идейки…
О браке и любви
Я не поручусь за надежность и стойкость в борьбе тех женщин, у которых личный роман переплетается с политикой, и за мужчин, которые бегают за всякой юбкой и дают себя опутать каждой молодой бабенке. Нет, нет, это не вяжется с революцией.
Свобода развода означает не «распад» семейных связей, а, напротив, укрепление их на единственно возможных и устойчивых в цивилизованном обществе демократических основаниях.
Вы, конечно, знаете знаменитую теорию о том, что будто бы в коммунистическом обществе удовлетворить половые стремления и любовную потребность так же просто и незначительно, как выпить стакан воды. От этой теории «стакана воды» наша молодежь взбесилась, прямо взбесилась. Эта теория стала злым роком многих юношей и девушек. Приверженцы ее утверждают, что теория эта марксистская. Спасибо за такой «марксизм».
О политике
Политика есть самое концентрированное выражение экономики.
В политике словам не верят и хорошо делают, что не верят.
Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов.
Политические события всегда очень запутаны и сложны. Их можно сравнить с цепью. Чтобы удержать всю цепь, надо уцепиться за основное звено.
Ничто не помогает в такой степени уяснению политической сущности явлений, как оценка их противниками.
В личном смысле разница между предателем по слабости и предателем по умыслу и расчету очень велика; в политическом отношении этой разницы нет.
Озлобление вообще играет в политике обычно самую худую роль.
О революции
Всеобщая вера в революцию есть уже начало революции.
Приятнее и полезнее «опыт революции» проделывать, чем о нём писать.
Идеи становятся силой, когда они овладевают массами.
Революция пролетариата совершенно уничтожит деление общества на классы, а следовательно, и всякое социальное политическое неравенство.
Великие революции в ходе своей борьбы выдвигают великих людей и развертывают такие таланты, которые раньше казались невозможными.
О жизненной этике
Лучше меньше, да лучше.
Нужно верить в свои собственные силы.
Нас помнят, пока мы мешаем другим.
Скажи мне, кто тебя хвалит, и я тебе скажу, в чем ты ошибся.
Больших слов нельзя бросать на ветер.
Умен не тот, кто не делает ошибок. Таких людей нет и быть не может. Умен тот, кто делает ошибки не очень существенные и кто может и умеет легко и быстро исправлять их.
Полемизируйте как угодно резко, только говорите ясно, чего вы хотите.
О классовых врагах
Богатые и жулики, это – две стороны одной медали.
Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и её пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а гавно.
Душонка у вас насквозь хамская, а вся ваша образованность, культурность и просвещенность есть только разновидность квалифицированной проституции.
Юристов нужно брать ежовыми рукавицами, ставить в осадное положение, ибо эта интеллигентская сволочь часто паскудничает.
О государстве
Государство — это есть машина для поддержания господства одного класса над другим.
Государство сильно сознательностью масс. Оно сильно тогда, когда массы все знают, обо всем могут судить и идут на все сознательно.
Крестьяне далеко не все понимают, что свободная торговля хлебом есть государственное преступление. «Я хлеб произвел, это мой продукт, и я имею право им торговать» — так рассуждает крестьянин, по привычке, по старине. А мы говорим, что это государственное преступление.
Насилие по отношению к среднему крестьянству представляет из себя величайший вред.
Об образовании
Одним из таких буржуазных лицемерий является убеждение в том, что школа может быть вне политики. Вы прекрасно знаете, насколько лживо это убеждение. И буржуазия, выдвигающая такое положение, сама во главу угла школьного дела ставила свою буржуазную политику и старалась школьное дело свести к тому, чтобы натаскать для буржуазии покорных и расторопных прислужников.
Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше, но если человек будет говорить, что он коммунист и что ему и знать ничего не надо прочного, то ничего похожего на коммуниста из него не выйдет.
О войне
Война есть испытание всех экономических и организационных сил каждой нации.
Нельзя великороссам «защищать отечество» иначе, чем желая поражения во всякой войне царизму; «неверен лозунг «мира», лозунгом должно быть превращение национальной войны в гражданскую войну.
Самое опасное в войне, которая начинается при таких условиях, как теперь война с Польшей, самое опасное — это недооценить противника и успокоиться на том, что мы сильнее. Это самое опасное, что может вызвать поражение на войне, и это самая худшая черта российского характера, которая сказывается в хрупкости и дряблости.
Разбитые армии хорошо учатся.
О нравственности
Наша нравственность выводится из интересов классовой борьбы пролетариата.
В каком смысле отрицаем мы мораль, отрицаем нравственность? В том смысле, в каком проповедовала ее буржуазия, которая выводила эту нравственность из велений бога… Всякую такую нравственность, взятую из внечеловеческого, внеклассового понятия, мы отрицаем. Мы говорим, что это обман, что это надувательство и забивание умов… Мы в вечную нравственность не верим и обман всяких сказок о нравственности разоблачаем.
В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма. Вот в чем состоит и основа коммунистического воспитания, образования и учения.
О коммунизме
Коммунизм есть высшая ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу.
Раз о самостоятельной, самими рабочими массами в ходе их движения вырабатываемой идеологии не может быть и речи, то вопрос стоит только так: буржуазная или социалистическая идеология. Середины тут нет.
О прессе
Надо систематически взяться за то, чтобы. велась работа создания такой прессы, которая не забавляла и не дурачила массы.
Поменьше политической трескотни. Поменьше интеллигентских рассуждений. Поближе к жизни.
Один приём буржуазной печати всегда и во всех странах оказывается наиболее ходким и «безошибочно» действительным. Лги, шуми, кричи, повторяй ложь — «что-нибудь останется».
О людях
Нужно уметь работать с тем человеческим материалом, который есть в наличии. Других людей нам не дадут.
Недостатки у человека как бы являются продолжением его достоинств. Но если достоинства продолжаются больше, чем надо, обнаруживаются не тогда, когда надо, и не там, где надо, то они являются недостатками.
Бывают люди, которым «хочется возразить», а что, как, почему, зачем, это им не дано.
О свободе
Пока есть государство, нет свободы. Когда будет свобода, не будет государства.
В обществе, основанном на власти денег, в обществе, где нищенствуют массы трудящихся и тунеядствуют горстки богачей, не может быть «свободы» реальной и действительной.
Свобода народа обеспечена лишь тогда полностью и на самом деле, когда вся власть в государстве полностью и на самом деле принадлежит народу.
О классовой борьбе
Мы грабим награбленное.
Пусть господствующие классы содрогаются от коммунистической революции!
Об истине
Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.
Невежество менее удалено от истины, чем предрассудок.
Сказать неправду – легко. Но, чтобы доискаться правды, необходимо иногда много времени.
О теории
Без революционной теории не может быть и революционного движения.
Учение Маркса всесильно, потому что оно верно.
Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении.
О рабах
Раб, сознающий свое рабское положение и борющийся против него, есть революционер. Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой, бессознательной и бессловесной рабской жизни, есть просто раб. Раб, у которого слюнки текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам.
Никто не повинен в том, если родился рабом, но раб, который не только чуждается стремления к своей свободе, но приукрашивает и оправдывает своё рабство, есть внушающий законное чувство негодования, презрения и омерзения холуй и хам.
О мечтах и фантазии
Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без фантазии. Фантазия есть качество величайшей ценности.
О боге
Всякий боженька есть труположество… всякая религиозная идея, всякая идея о всяком боженьке, всякое кокетничанье с боженькой есть невыразимейшая мерзость… самая опасная мерзость, самая гнусная зараза.
О власти
Только тот победит и удержит власть, кто верит в народ, кто окунется в родник живого народного творчества.
Даже в самой демократической, даже в самой свободной республике, пока остается господство капитала, пока земля остается в частной собственности, государством всегда управляет небольшое меньшинство, взятое на девять десятых из капиталистов или из богатых.
Об обществе
Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.
Когда новое только что родилось, старое всегда остается, в течение некоторого времени, сильнее его, это всегда бывает так и в природе, и в общественной жизни.
О русском
Обрусевшие инородцы всегда пересаливают по части истинно русского настроения.
О таланте
Талант надо поощрять.
О разном
Равнодушие есть молчаливая поддержка того, кто силён, того, кто господствует.
Ничего не знаю лучше «Appassionata», готов слушать ее каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, наивной, думаю: вот какие чудеса могут делать люди!
Старинные предания рассказывают о разных трогательных примерах дружбы. Европейский пролетариат может сказать, что его наука создана двумя учеными и борцами, отношения которых превосходят все самые трогательные сказания древних о человеческой дружбе.
Истинное освобождение женщины возможно только через коммунизм.
Равенство по закону не есть еще равенство в жизни.
Тов. Сталин, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью. Сталин слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и в общениях между нами, коммунистами, становится нетерпимым в должности генсека. Поэтому я предлагаю товарищам обдумать способ перемещения Сталина с этого места и назначить на это место другого человека, который во всех других отношениях отличается от тов. Сталина только одним перевесом, именно, более терпим, более лоялен, более вежлив и более внимателен к товарищам, меньше капризности.
Русский язык мы портим. Иностранные слова употребляем без надобности. Употребляем их неправильно. К чему говорить «дефекты», когда можно сказать недочеты, или недостатки, или пробелы. Не пора ли нам объявить войну употреблению иностранных слов без надобности?
Цитаты про Ленина
Комментарии также всячески приветствуются!
Крым. Крымский форум.
Вспомнилось «детство-отрочество»…класс… девятый, десятый…Тогда мы изучали статью Ленина – «Роль личности в истории». Таки саму статью пока не нашёл…но вот это для начала разговора. Что Вы думаете о личностях в истории, особливо в России?
роль личности в истории
Большая Советская Энциклопедия. 2-е изд. Государственное научное издательство «Большая Советская Энциклопедия».
Главный редактор Б. А. Введенский
Т. 36
Том подписан к печати 14 сентября 1955 г.
РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ — роль, выполняемая в истории личностью, к-рая раньше, лучше, глубже и полнее других осознаёт новые потребности развития общества, необходимость изменения существующих условий и решительнее других борется за это, умеет найти и указать силы, пути и средства для осуществления задач, стоящих перед обществом, народом, классом. В решении вопроса о Р. л. в и. марксизм-ленинизм исходит из того, что главной силой в системе условий материальной жизни общества является способ производства материальных благ. Так как главной силой производственного процесса являются трудящиеся, то отсюда следует, что история общества есть прежде всего история развития производительных сил, история трудящихся масс, а не история отдельных выдающихся личностей, завоевателей, царей, законодателей и полководцев. Не отдельные личности создают общество, а общество и классы, его составляющие, формируют личность, не герои создают народ, а народ создаёт героев и двигает вперёд историю. Марксизм исходит из примата общества, народа, класса над отдельной личностью.
Субъективные идеалисты утверждают, что признание марксизмом объективной закономерности явлений общественной жизни якобы означает умаление и отрицание сознательной деятельности людей, роли личности в истории. В. И. Ленин опроверг эти утверждения, доказав, что только признание детерминизма, причинной обусловленности, закономерности в деятельности людей даёт возможность научно раскрыть значение деятельности масс, классов, партий и отдельных личностей, показать, при каких условиях этой деятельности обеспечен успех, устранить субъективизм, произвол в оценке этой деятельности. Свобода есть познание и использование законов природы и общества, а не воображаемая независимость от этих законов. Открывая эти законы, марксизм указывает трудящимся путь к подлинной свободе, к сознательному историч. творчеству. Марксизм отвергает как субъективизм, волюнтаризм, авантюризм в политике, так и фатализм, идеологию пассивности, стихийности, хвостизма, автоматизма в понимании истории; он отличается от всех других теорий «замечательным соединением полной научной трезвости в анализе объективного положения вещей и объективного хода эволюции с самым решительным признанием значения революционной энергии, революционного творчества, революционной инициативы масс, — а также, конечно, отдельных личностей, групп, организаций, партий, умеющих нащупать и реализовать связь с теми или иными классами» (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 13, стр. 21—22).
Люди делают свою историю сами, и тем успешнее, чем лучше они понимают историч. условия и потребности развития общества.
Великий человек придаёт событиям печать своей индивидуальности, но не в этом его главное значение. Он велик «тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени, возникшим под влиянием общих и особенных причин» (Плеханов Г. В., Соч., т. 8, 1923, стр. 304—305).
Реакционные теории «героев и толпы» исходят из того, что единственными творцами истории являются выдающиеся «аристократические» личности, к-рые якобы способны повернуть ход истории по своей воле, куда им вздумается, а трудящиеся массы якобы лишь пассивная, косная «материя», неорганизованная «толпа», лишённая историч. инициативы и способности к самостоятельному историч. творчеству. Таковы теории идеологов реакционных классов — Т. Карлейля, Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, и наиболее реакционных течений современной буржуазной социологии в США, Англии, Франции. Страх перед революционным творчеством масс присущ и идеологам правых социалистов.
К отрицанию творческой роли народных масс в истории приходили и социалисты-утописты. Движущей силой истории у них выступают не народные массы, а изобретатели «социалистических систем», к-рые одной силой своего гения способны якобы обновить весь мир без историч. инициативы, самостоятельного творчества и борьбы народных масс. Подобные теории проповедовали и русские народники.
В. И. Ленин разоблачил реакционные народнические теории «героев и толпы», а также оппортунистич. теории стихийности, отрицающие роль передовой революционной теории, партии и отдельных личностей, участвующих в движении. Марксизм-ленинизм учит, что ни один класс в истории не достигал господства, если он не выдвигал своих политич. вождей, своих передовых представителей, способных организовать движение и руководить им.
Вопрос о роли вождей рабочего класса классики марксизма-ленинизма разрабатывали в тесной связи с учением о революционной партии пролетариата. Марксистская партия, как высшая форма классовой организации пролетариата, его передовой и организованный отряд, вооружённый передовой, революционной теорией, руководит деятельностью всех других организаций трудящихся, направляет их к определённой цели. Она воспитывает и выдвигает вождей, связывает их с массами, вносит в массы идеи научного коммунизма, политически просвещает и воспитывает массы на их собственном опыте классовой борьбы. Задача вождей партии состоит в том, чтобы давать рабочему классу ясную программу, цель борьбы, указывать пути и формы борьбы.
Всемирно-историческая роль К. Маркса и Ф. Энгельса определяется тем, что они стали гениальными вождями и учителями международного рабочего класса, творцами величайшего учения марксизма. К. Маркс и Ф. Энгельс открыли и научно обосновали историч. миссию рабочего класса, как могильщика капитализма и творца коммунистического общества, открыли законы возникновения, развития и гибели капитализма, превратили социализм из утопии в науку. Они руководили первыми классовыми боями рабочего класса, создали на базе научного коммунизма первые его революционные, классовые организации. В. И. Ленин — великий продолжатель дела К. Маркса и Ф. Энгельса, творчески развил их учение дальше, применительно к новой историч. обстановке — к эпохе империализма и пролетарской революции; всесторонне разработал вопросы теории, стратегии и тактики социалистической революции и диктатуры пролетариата, поднял всё марксистское учение на новую ступень, вооружил этой теорией созданную им революционную пролетарскую партию, к-рая привела рабочий класс России к победе Великой Октябрьской социалистической революции, открывшей новую эру в истории человечества. В. И. Ленин определил также основы программы и плана строительства социализма и коммунизма и руководил партией и Советским государством в первый, наиболее трудный период строительства социализма. Коммунистическая партия, её Центральный Комитет во главе с И. В. Сталиным претворили в жизнь ленинский план построения социализма в СССР, отстояли все завоевания социализма от агрессии со стороны мировой империалистич. реакции, добились коренного изменения всей международной обстановки в пользу социализма. Ученики и соратники В. И. Ленина, творчески развивая бессмертное марксистско-ленинское учение, применяют его к новым историч. условиям, к национальным особенностям развития каждой страны, успешно ведут рабочий класс, трудящихся к победе социализма и коммунизма.
Вожди и деятели рабочего класса отличаются от деятелей всех предшествующих им угнетённых классов тем, что они вооружены передовой, революционной научной теорией, неразрывно связанной с практикой революционного движения, знают законы развития общества и могут поэтому научно предвидеть, куда неизбежно идёт движение. Выражая коренные интересы рабочего класса, трудящихся и беззаветно отстаивая их интересы, они всегда неразрывно связаны с массами, встречают поддержку масс; обобщая революционный опыт масс, они учатся у масс и вместе с тем учат массы.
Научно обосновав выдающееся значение великих деятелей, вождей рабочего класса, марксизм-ленинизм вместе с тем разоблачил и преодолел вредную идеалистич. теорию культа личности. Эта теория приписывает отдельной личности то, что в состоянии сделать лишь партия, рабочий класс, народ в целом; тем самым принижается роль партии, роль рабочего класса, роль народных масс. Эта теория культивирует среди масс дух пассивности, ожидания того, что все начинания должны идти только «сверху», что всё делают вожди, руководители. Идеалистич. теория культа личности несовместима с ленинскими принципами партийного строительства и партийного руководства, она толкает к нарушению принципов внутрипартийной демократии и коллективного руководства, как важнейшего условия правильного руководства партии рабочим классом, трудящимися массами.
Марксизм-ленинизм выше всего ценит историч. инициативу и самостоятельное историч. творчество самих народных масс. Развёртывая инициативу и активность масс в строительстве коммунизма, ЦК КПСС решительно выступает против чуждой духу марксизма-ленинизма идеалистич. теории культа личности, связанной логически с субъективно-идеалистич. отрицанием объективного характера законов развития общества вообще и социалистического общества в особенности.