ленинградская симфония шостаковича история исполнения

Как в блокадном Ленинграде исполнили Седьмую симфонию Шостаковича

ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Смотреть фото ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Смотреть картинку ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Картинка про ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Фото ленинградская симфония шостаковича история исполнения

Седьмую (Ленинградскую) симфонию Дмитрий Шостакович начал писать в сентябре 1941 года, когда вокруг города на Неве замкнулось кольцо блокады. В те дни композитор подал заявление с просьбой направить его на фронт. Вместо этого он получил приказ готовиться к отправке на «Большую землю» и вскоре вместе с семьей был отправлен в Москву, а потом в Куйбышев. Там композитор 27 декабря закончил работу над симфонией.

Премьера симфонии состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышеве. Успех был настолько ошеломляющим, что уже на следующий день копия ее партитуры была самолетом доставлена в Москву. Первое исполнение в Москве состоялась в Колонном зале Дома Союзов 29 марта 1942 года.

Крупнейшие американские дирижеры — Леопольд Стоковский и Артуро Тосканини (Симфонический оркестр Нью-Йоркского радио — NBC), Сергей Кусевицкий (Бостонский симфонический оркестр), Юджин Орманди (Филадельфийский симфонический оркестр), Артур Родзинский (Кливлендский симфонический оркестр) обратились во Всесоюзное общество культурной связи с заграницей (ВОКС) с просьбой срочно самолетом выслать в Соединенные штаты четыре экземпляра фотокопий нот «Седьмой симфонии» Шостаковича и запись на пленку исполнения симфонии в Советском Союзе.

Они сообщили, что «Седьмая симфония» будет готовиться ими одновременно и первые концерты состоятся в один и тот же день — случай беспрецедентный в музыкальной жизни США. Такой же запрос пришел из Англии.

ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Смотреть фото ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Смотреть картинку ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Картинка про ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Фото ленинградская симфония шостаковича история исполнения

Дмитрий Шостакович в каске пожарного на обложке журнала Time, 1942 год

Партитуру симфонии отправили в Соединённые Штаты военным самолётом, и первое исполнение «Ленинградской» симфонии в Нью-Йорке транслировали радиостанции США, Канады и Латинской Америки. Ее услышали около 20 миллионов человек.

Но с особым нетерпением «свою» Седьмую симфонию ждали в блокадном Ленинграде. 2 июля 1942 года двадцатилетний летчик лейтенант Литвинов под сплошным огнем немецких зениток, прорвав огненное кольцо, доставил в блокадный город медикаменты и четыре объемистые нотные тетради с партитурой Седьмой симфонии. На аэродроме их уже ждали и увезли, как величайшую драгоценность.

ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Смотреть фото ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Смотреть картинку ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Картинка про ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Фото ленинградская симфония шостаковича история исполнения

Но когда главный дирижер Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета Карл Элиасберг раскрыл первую из четырех тетрадей партитуры, он помрачнел: вместо обычных трех труб, трех тромбонов и четырех валторн у Шостаковича было вдвое боль­ше. Да еще добавлены ударные! Мало того, на партитуре рукою Шостаковича написано: «Участие этих инструментов в исполнении симфонии обязательно». И «обязательно» жирно подчеркнуто. Стало понятно, что с теми немногими музыкантами, кто еще остался в оркестре, симфонию не сыграть. Да и они свой последний концерт играли еще в декабре 1941 года.

ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Смотреть фото ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Смотреть картинку ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Картинка про ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Фото ленинградская симфония шостаковича история исполнения

Кларнетист Виктор Козлов вспоминал: «На первой репетиции некоторые музыканты физически не могли подняться на второй этаж, они слушали внизу. Настолько они были измучены голодом. Сейчас невозможно даже представить себе такую степень истощения. Люди не могли сидеть, так они исхудали. Приходилось стоять во время репетиций».

ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Смотреть фото ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Смотреть картинку ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Картинка про ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Фото ленинградская симфония шостаковича история исполнения

9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде Большой симфонический оркестр под управлением Карла Элиасберга (немца по национальности) исполнил Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича. День первого исполнения Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича выбран не случайно. 9 августа 1942 года гитлеровцы намеревались захватить город — у них даже были заготовлены пригласительные билеты на банкет в ресторане гостиницы «Астория».

ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Смотреть фото ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Смотреть картинку ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Картинка про ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Фото ленинградская симфония шостаковича история исполнения

В день исполнения симфонии все артиллерийские силы Ленинграда были брошены на подавление огневых точек противника. Несмотря на бомбы и авиаудары, в филармонии были зажжены все люстры. Симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Ее слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска, считавшие, что город практически мертв.

После войны двое бывших немецких солдат, воевавших под Ленинградом, разыскали Элиасберга и признались ему: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну».

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

«Ленинградская симфония» Шостаковича: история создания, легендарное исполнение в Ленинграде, воспоминания современников

ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Смотреть фото ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Смотреть картинку ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Картинка про ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Фото ленинградская симфония шостаковича история исполнения

В 1935 году Дмитрий Шостакович начал работу над вариациями в жанре пассакалья, распространенном в Испании. Жанр имеет торжественно-трагический характер. Достаточно простая тема развивается на фоне сухого стука барабана, динамика нарастает и доходит до огромной мощи, олицетворяя страх и ужас. Свои наброски композитор даже показывал студентам, но работу над произведением отложил.

В 1941 году жизнь Шостаковича, как и всех людей страны, резко изменилась. Началась война. Первые месяцы композитор жил в Ленинграде. События побудили его вернуться к ранее начатой пассакалье. Так началась работа над Седьмой симфонией.

«Я писал ее быстрее, чем предыдущие произведения. Я не мог поступить по-другому, и не сочинять ее. Вокруг шла страшная война. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается в собственной музыке. В первый день войны я уже принялся за работу. Тогда я проживал в консерватории, как и многие мои знакомые музыканты. Я являлся бойцом противовоздушной обороны. Я не спал, и не ел и отрывался от сочинения только, когда дежурил или при возникновении воздушных тревог».

ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Смотреть фото ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Смотреть картинку ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Картинка про ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Фото ленинградская симфония шостаковича история исполнения

До эвакуации Шостаковича в октябре были написаны первые три части симфонии. Финал дался композитору сложнее всего. Влияла, конечно, война и её последствия. Мама и сестра Дмитрия Дмитриевича не были эвакуированы из города, и он очень переживал за них.

Четвертая часть симфонии была завершена уже в Куйбышеве (нынешняя Самара). И там же она прозвучала впервые. 5 марта 1942 года её исполнил оркестр Большого театра под управлением Самуила Самосуда.

ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Смотреть фото ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Смотреть картинку ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Картинка про ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Фото ленинградская симфония шостаковича история исполнения

На премьеру приехали корреспонденты из разных стран, симфонию захотели исполнить в известнейших филармониях мира. Из статьи газеты «Известия» стало понятно чего хочет Шостакович больше всего: «Моя мечта, чтобы Седьмая симфония в недалеком будущем была исполнена в Ленинграде, в родном моем городе, который вдохновил меня на ее создание».

Его мечта сбылась 9 августа 1942 года. В день, который немецкое командование объявило датой вступления в Ленинград. Симфонию исполнил Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета (нынешний Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии) под управлением Карла Элиасберга. К коллективу присоединились фронтовые музыканты, так как требовался расширенный состав.

ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Смотреть фото ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Смотреть картинку ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Картинка про ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Фото ленинградская симфония шостаковича история исполнения

«Перед концертом… наверху установили прожекторы, чтобы согреть сцену, чтоб воздух был потеплее. Когда же мы вышли к своим пультам, прожекторы погасили. Едва показался Карл Ильич, раздались оглушительные аплодисменты, весь зал встал, чтобы его приветствовать… И когда мы отыграли, нам аплодировали тоже стоя… Откуда-то вдруг появилась девочка с букетиком живых цветов. Это было настолько удивительно. За кулисами все бросились обниматься друг с другом, целоваться. Это был великий праздник. Все-таки мы сотворили чудо. Вот так наша жизнь и стала продолжаться. Мы воскресли», – из воспоминаний участницы премьеры Ксении Матус.

Симфония звучала во всём городе. Велась трансляция по радио и через уличные громкоговорители. Многие не скрывали слёз от чувства гордости за свою страну! О дне блокадной премьеры также написал создатель музея Седьмой симфонии Еагений Линд:

ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Смотреть фото ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Смотреть картинку ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Картинка про ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Фото ленинградская симфония шостаковича история исполнения

Седьмая симфония Шостаковича, или «знаменитая ленинградская» как назвала её Анна Ахматова, — это великое произведение. Оно отражает необъятную силу духа всего русского народа. Оно подарило надежду и веру как блокадникам, так и всему Советскому народу.

Алексей Толстой писал:

«Седьмая симфония посвящена тор­жеству человеческого в человеке. Постараемся (хотя бы отчасти) проникнуть в путь музыкального мышления Шостаковича — в грозные темные ночи Ленинграда, под грохот разрывов, в зареве пожаров, оно привело его к написанию этого откровенного произведения».

Источник

Ленинградская, непобедимая

5 марта 1942 года в Куйбышеве была впервые исполнена Седьмая, Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича. Это произведение вошло в историю как один из символов несгибаемой воли русского народа к победе.

Идея патетического музыкального полотна, прославляющего непобедимый русский народ, возникла у Дмитрия Дмитриевича Шостаковича в конце 30-х. Но в полную силу над будущей симфонией композитор начал работать с первых дней войны, когда строил оборонительные рубежи, дежурил в местной ПВО уже сражающегося Ленинграда. Об этом композитор рассказал в радиовыступлении в сентябре 1941-го, которое транслировалось на всю страну: «Я говорю с вами из Ленинграда в то время, когда у самых ворот его идут жестокие бои с врагом. Я говорю с фронта. Вчера утром я закончил партитуру второй части моего нового большого симфонического сочинения. Работаю я над ним с июня 1941 года, несмотря на военное время. Если мне удастся написать сочинение хорошо, тогда можно будет назвать это сочинение Седьмой симфонией. Для чего я вам это сообщаю? Для того, чтобы все знали, что жизнь нашего города идет нормально. Все мы несем боевую вахту. И работники культуры так же честно, самоотверженно выполняют свой долг, как и все граждане нашей необъятной Родины. И чем лучше, чем прекраснее будет наше искусство, тем больше возрастет уверенность, что его никто никогда не разрушит. Через некоторое время я закончу свою Седьмую симфонию. Заверяю вас от имени всех ленинградцев, работников культуры и искусства, что мы непобедимы и что мы всегда стоим на своем боевом посту».

ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Смотреть фото ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Смотреть картинку ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Картинка про ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Фото ленинградская симфония шостаковича история исполнения27 декабря 1941 года финальные аккорды были написаны. И под Новый год Дмитрий Шостакович в квартире на улице Фрунзе, куда его поселили, с пианистом Львом Обориным в четыре руки сыграли на фортепиано симфонию по только что завершенному клавиру. Первым оценил произведение живший по соседству тоже эвакуированный главный дирижер Большого театра Самуил Самосуд. Музыка настолько захватила участников импровизированного прослушивания, что незамедлительно было принято решение – исполнить. Нотную бумагу доставили из Москвы. Артисты оркестра Большого театра сами расписали партии для своих инструментов. Репетировали в фойе Дворца культуры имени Куйбышева. Писатель Алексей Толстой, заглянувший на прогон, так описывал свои впечатления: «В большом фойе между колонн расположился оркестр московского Большого театра, один из самых совершенных музыкальных коллективов в мире. За пультом – Самосуд, по-рабочему, в жилетке. Позади него на стуле – Шостакович, похожий на злого мальчика… Сейчас после корректур будут проиграны все четыре части. Взмахивает мокрыми волосами Самосуд, пронзает палочкой пространство, скрипки запевают о безудержной жизни счастливого человека. Седьмая симфония посвящена торжеству человеческого в человеке».

Премьера Ленинградской симфонии состоялась 5 марта 1942 года. Зал был переполнен. Большую часть билетов получили как поощрение лучшие работники предприятий, круглосуточно выпускавшие продукцию для фронта. Люди, вроде бы неискушенные в музыке. Но когда после краткого вступительного слова Шостаковича заиграл оркестр, все слушали, затаив дыхание, сопереживая каждой музыкальной картине, пропуская через себя колоссальную энергетику великого произведения.

Когда отзвучали финальные аккорды, воцарилась гробовая тишина, а потом зал взорвался овациями, отмечал кинокритик Алексей Каплер: «Слова «овация», «успех» ни в какой мере не передают того, что творилось в зале. У многих на глазах стояли слезы. Вновь и вновь выходил на сцену создатель этого творения, и не верилось, что это именно он, 35-летний худощавый интеллигент-очкарик, выглядевший совсем юным, мог вызвать такую бурю эмоций».

Уже на следующий день после премьеры партитура Седьмой симфонии самолетом была отправлена в Москву, где ее с триумфом исполнили в Колонном зале Дома союзов 29 марта 1942 года.

Ольга Берггольц вспоминала: «Мне выпало счастье быть на исполнении Седьмой симфонии 29 марта 1942 года в Колонном зале, когда я находилась в Москве в кратковременной командировке. Не буду подробно рассказывать о том потрясении, которое я, как и все присутствовавшие (больше половины из них были фронтовики), испытала, слушая эту симфонию, нет, не слушая, а всей душой переживая ее как гениальное повествование о подвиге родного города, о подвиге всей нашей страны. Помню, как на сверхъестественные овации зала, вставшего перед симфонией, вышел Шостакович с лицом подростка, худенький, хрупкий, казалось, ничем не защищенный. А народ стоя все рукоплескал и рукоплескал сыну и защитнику Ленинграда. И я глядела на него, мальчика, хрупкого человека в больших очках, который, взволнованный и невероятно смущенный, без малейшей улыбки неловко кланялся, кивал головой слушателям, и я думала: «Этот человек сильнее Гитлера, мы обязательно победим немцев»…

Создание Седьмой симфонии стало событием для всего музыкального мира. Известнейшие американские дирижеры – Леопольд Стоковский и Артуро Тосканини (Симфонический оркестр Нью-Йоркского радио – NBC), Сергей Кусевицкий (Бостонский симфонический оркестр), Юджин Орманди (Филадельфийский симфонический оркестр), Артур Родзинский (Кливлендский симфонический оркестр) обратились во Всесоюзное общество культурной связи с заграницей (ВОКС) с просьбой срочно, самолетом выслать партитуру Седьмой симфонии Шостаковича в Соединенные Штаты. Такой же запрос пришел из Англии. Первое исполнение Ленинградской симфонии в Нью-Йорке передавали радиостанции США, Канады и Латинской Америки.

Сегодня Седьмая симфония Шостаковича входит в репертуар ведущих оркестров мира. Каждое поколение находит в великой музыке наиболее близкие и понятные ассоциации, интонации. И наверное, не случайно именно это произведение, символизирующее победу Добра над Злом, маэстро Валерий Гергиев с оркестром Мариинского театра исполнил 21 августа 2008 года в разрушенном грузинскими войсками Цхинвале, который защитила от агрессоров Российская армия. 28 февраля 2015-го симфония прозвучала в Донецкой филармонии как часть благотворительной программы «Блокадники Ленинграда – детям Донбасса». Музыкальный символ Победы русского народа продолжает служить Отечеству.

Источник

Седьмая «Ленинградская» симфония. Д.Д. Шостакович.

В годы Великой Отечественной войны не ослабевал интерес и к настоящему искусству. Артисты драматических и музыкальных театров, филармоний и концертных групп вносили свой вклад B общее дело борьбы с врагом.

Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал B короткие часы затишья, вспоминал родных и близких. Многие фронтовики до сих пор помнят видавший виды оконный патефон, на котором они слушали любимые песни под аккомпанемент артиллерийской канонады.

Участник Великой Отечественной войны писатель Юрий Яковлев пишет:

«Когда я слышу песню о синем платочке, то сразу переношусь в тесную фронтовую землянку. Мы сидим на нарах, мерцает скупой огонек коптилки, потрескивают в печурке дрова, а на столе — патефон. И звучит песня, такая родная, такая понятная и так крепко слитая с драматическими днями войны. «Синенький скромный платочек падал с опущенных плеч.

В одной из песен, популярных в годы войны, были такие слова:

«Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне!»

Учитывая это обстоятельство, было принято решение возобновить на Апрелевском заводе прерванное войной производство грампластинок.

Начиная с октября 1942 года из-под пресса предприятия пошли на фронт грампластинки вместе с боеприпасами, пушками и танками. Они несли песню, которая была так нужна бойцу, в каждый блиндаж, B каждую землянку, в каждый окоп. Вместе с другими песнями, рожденными в это тяжкое время, воевал с врагом и «Синий платочек», записанный на граммофонную пластинку в ноябре 1942 года.

История создания «Ленинградской симфонии»

ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Смотреть фото ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Смотреть картинку ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Картинка про ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Фото ленинградская симфония шостаковича история исполненияДмитрий Шостакович всегда был очень чувствительным человеком, он как будто предвосхитил начало сложного исторического события. Так еще в 1935 году композитор начинает сочинять вариации в жанре пассакалья. Стоит отметить, что данный жанр представляет собой траурное шествие, распространенное на территории Испании. По замыслу сочинение должно было повторить принцип варьирования, используемый Морисом Равелем в «Болеро». Наброски даже были показаны студентам консерватории, в которой преподавал гениальный музыкант. Тема пассакальи была достаточно простой, но ее развитие создавалось благодаря сухому барабанному стуку. Постепенно динамика нарастала до огромной мощи, что демонстрировало символ страха и ужаса. Композитор был утомлен работой над произведением и отложил его.

Война пробудила в Шостаковича желание закончить произведение и привести его к торжествующему и победному финалу. Композитор решил использовать ранее начатую пассакалью в симфонии, она стала большим эпизодом, который строился на вариациях, и заменял разработку. Летом 1941 года первая часть была полностью готова. Тогда композитор начал работу над средними частями, которые были закончены композитором еще до эвакуации из Ленинграда.

Автор вспоминал о собственной работе над произведением:

«Я писал ее быстрее, чем предыдущие произведения. Я не мог поступить по-другому, и не сочинять ее. Вокруг шла страшная война. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается в собственной музыке. В первый день войны я уже принялся за работу. Тогда я проживал в консерватории, как и многие мои знакомые музыканты. Я являлся бойцом противовоздушной обороны. Я не спал, и не ел и отрывался от сочинения только, когда дежурил или при возникновении воздушных тревог».

Четвертая часть давалась сложнее всего, так как должна была являться торжеством добра над злом. Композитор ощущал тревогу, война очень серьезно повлияла на его моральное состояние. Его мать и сестра не были эвакуированы из города, и Шостакович очень переживал за них. Боль терзала его душу, он не мог ни о чем думать, Рядом не было никого, кто мог бы вдохновлять его на героический финал произведения, но, тем не менее, композитор собрался духом и завершил произведение в самом оптимистичном духе. За несколько дней до наступления 1942 года, произведение было полностью сочинено.

Исполнение симфонии №7

Впервые произведение было исполнено в Куйбышеве весной 1942. Дирижировал премьерой Самуил Самосуд Примечательно, что на исполнение B небольшой город приехали корреспонденты из разных стран. Оценка слушателей была дана более чем высокая, сразу несколько стран захотели исполнить симфонию в известнейших филармониях мира, стали поступать просьбы об отправке партитуры. Право первым исполнить сочинение за пределами страны, было поручено знаменитому дирижеру Тосканини. Летом 1942 года произведение было исполнено в Нью-Йорке и имело огромный успех. Музыка разлетелась по всему миру.

Но ни одно исполнение на западных сценах не могло сравниться с масштабами премьеры в блокадном Ленинграде. 9 августа 1942 года, в день, когда по плану Гитлера город должен был пасть от блокады, прозвучала музыка Шостаковича. Все четыре части были проиграны в исполнении дирижера Карла Элиасберга. Произведение звучало в каждом доме, на улицах, так как трансляция велась по радио и через уличные громкоговорители. Немцы были в изумлении — это был настоящий подвиг, показывающий силу Советского народа.

Интересные факты о симфонии №7 Шостаковича

Название «Ленинградская» произведение получило от знаменитой поэтессы Анны Ахматовой.

ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Смотреть фото ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Смотреть картинку ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Картинка про ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Фото ленинградская симфония шостаковича история исполненияС момента написания Симфония №7 Шостаковича стала одним из самых политизированных произведений за всю историю классической музыки. Так, дата премьеры симфонического произведения B Ленинграде была выбрана не случайно. Полная расправа над городом, построенным Петром Великим, была по плану немцев назначена именно на Девятое августа. Главнокомандующим раздавались специальные пригласительные билеты в популярный в то время ресторан «Астория». Они хотели праздновать победу над осажденными в городе. Билеты на премьеру симфонии раздавались блокадникам бесплатно. Немцы обо всем знали и стали невольными слушателями произведения. В день премьеры стало понятно, кто победит в битве за город.

В день премьеры весь город наполнялся музыкой Шостаковича. Симфония транслировалась по радио, а также из городских уличных громкоговорителей. Люди слушали и не могли скрыть собственные эмоции. Многие плакали от переполнения чувством гордости за страну.

Музыка первой части симфонии стала основой балета под названием «Ленинградская симфония».

Знаменитый писатель Алексей Толстой написал статью о «Ленинградской» симфонии, в которой не только обозначил сочинение, как торжество мысли о человеческом в человеке, но и разобрал произведение 0 музыкальной точки зрения.

Большинство музыкантов вывезли из города еще вначале блокады, позтому возникли сложности в том, чтобы собрать целый оркестр. Но все—таки он был собран, и произведение разучено буквально за несколько недель. Дирижировал ленинградской премьерой известный дирижер немецкого происхождения Элиасберг. Таким образом, подчеркивалось, что вне зависимости от национальной принадлежности ка>кдый человек стремится к миру.

Симфонию можно услышать в знаменитой компьютерной игре под названием «Антанта».

В 2015 году произведение было исполнено в филармонии города Донецк. Премьера состоялась в рамках специального проекта.

Поэт и друг Александр Петрович Межиров посвятил данному произведению стихи.

Во время исполнения симфонии была успешно проведена секретная операция «Шквал». Позже участник данной операции напишет стихотворение, посвященное Шостаковичу и самой операции.

Сохранилась рецензия журналиста из английского журнала «Time», которого специально отправили в СССР на премьеру в Куйбышеве. Корреспондент тогда написал, что произведение наполнено необычайной нервозностью, он отметил яркость H выразительность мел0дий. По его мнению, симфония обязательно должна была прозвучать в Великобритании и по всему миру.

Музыка связана с еще одним военным событием, которое произошло уже в наши дни. 21 августа 2008 года произведение было исполнено в Цхинвале. Дирижировал симфонией один из лучших дирижеров современности Валерий Гергиев. Исполнение транслировалось на ведущих каналах России, трансляция также была проведена на радиостанциях.

На здании Санкт-Петербургской филармонии можно увидеть мемориальную доску, посвященную премьере симфонии.

После подписания капитуляции в одном из новостных выпусков в Европе репортер сказал: «Разве можно победить страну, в которой во время столь ужасных военных действий, блокад H смерти, разрушений и голода люди умудряются написать столь сильное произведение и исполнить его в блокадном городе? Мне, думается, что нет. Это неповторимый подвиг».

На сегодняшний день «Ленинградская симфония» достаточно редко используется в кинематографе, но этот факт не уменьшает исторической значимости произведения. Ниже приведены фильмы и сериалы, в которых можно услышать фрагменты знаменитейшего сочинения ХХ века: «1871» (1990); «В оенно-полевой роман» (198 3); «Ленинградская симфония» (195 8).

Содержание «Ленинградской симфонии»

Седьмая симфония представляет собой одно из произведений, написанных на исторической основе. Великая Отечественная война пробудила B Шостаковиче желание создать, помогающее человеку обрести веру в победу и обретение мирной жизни. Героическое содержание, торжество справедливости, борьба света с тьмой — вот, что отражается B сочинении.

Симфония имеет классическую 4—х частную структуру. Каждая часть имеет собственную роль в плане развития драматургии:

I часть симфонии

Это начинается «эпизод нашествия» (таким образом, форма первой части сонатная с эпизодом вместо разработки). Поначалу звучание кажется безобидным. Однако тема повторяется одиннадцать раз, все более усиливаясь. Она не изменяется мелодически, только уплотняется фактура, присоединяются все новые инструменты, потом тема излагается не одноголосно, а аккордовыми комплексами. И в результате она вырастает в колоссальное чудовище _ скрежещущую машину уничтожения, которая кажется, сотрет все живое. Но начинается противодействие. После мощной кульминации реприза наступает омраченной, в сгущенно минорных красках.

II часть симфонии представляет собой скерцо. Музыка содержит в себе образы Ленинграда B мирное время с нотками сожаления о былом спокойствии. Первая тема, излагаемая струнными, соединяет в себе светлую печаль и улыбку, чуть приметный юмор и самоуглубленность. Гобой выразительно исполняет вторую тему — романсовую, протяженную. Затем вступают другие духовые инструменты. Темы чередуются в сложной трехчастности, создавая образ привлекательный и светлый, B котором многие критики усматривают музыкальную картину Ленинграда прозрачными белыми ночами. Лишь в среднем разделе скерцо появляются иные, жесткие черты, рождается карикатурный, искаженный образ, исполненный лихорадочного возбуждения. Реприза скерцо звучит приглушенно и печально.

III часть симфонии является адажио, написанное B жанре реквиема по погибшим людям. Война унесла их навсегда, музыка трагична и печальна. Величавое и проникновенное адажио открывается хоральным вступлением, звучащим словно реквием по погибшим. За ним следует патетическое высказывание скрипок. Вторая тема близка скрипичной, но тембр флейты и более песенный характер передают, по словам самого композитора, «упоение жизнью, преклонение перед природой». Средний эпизод части отличается бурным драматизмом, романтической напряженностью. Его можно воспринимать как воспоминание о прошедшем, реакцию на трагические события первой части, обостренные впечатлением непреходящей красоты во второй. Реприза начинается речитативом скрипок, еще раз звучит хорал, и все истаивает в таинственно рокочущих ударах тамтама, шелестящем тремоло литавр. Начинается переход к последней части.

Финал симфонии

ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Смотреть фото ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Смотреть картинку ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Картинка про ленинградская симфония шостаковича история исполнения. Фото ленинградская симфония шостаковича история исполненияВ начале финала _ то же еле слышное тремоло литавр, тихое звучание скрипок с сурдинами, приглушенные сигналы. Происходит постепенное, медленное собирание сил. В сумеречной мгле зарождается главная тема, полная неукротимой энергии. Ее развертывание колоссально по масштабам. Это образ борьбы, народного гнева. Его сменяет эпизод в ритме сарабанды … печальный и величественный, как память о павших. А затем начинается неуклонное восхождение к торжеству заключения симфонии, где главная тема первой части, как символ мира и грядущей победы, звучит ослепительно у труб и тромбоновлродолжает борьбу света со тьмой, главная партия набирается энергии сил и побеждает «эпизод нашествия». Тема сарабанды воспевает всех, кто погиб в борьбе за мир, а затем происходит утверждение главной партии. Музыка звучит как настоящий символ светлого будущего.

Тональность до мажор выбрана не случайно. Дело в том, что данная тональность является символом чистого листа, на котором пишется история, и куда она повернет решает только человек. Также до мажор предоставляет множество возможностей для дальнейших модуляций, как в бемольном, так и диезном направлении.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *