ленинградское артиллерийское училище история

Ленинградское артиллерийско-техническое училище зенитной

артиллерии (ЛАТУЗА).

ДОНЕЦК, ДНР
Сообщений: 20718
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 3146


Все мои и моих предков данные размещены мною на сайте добровольно.

В ЛИЧКЕ НА ПОИСКОВЫЕ ВОПРОСЫ НЕ ОТВЕЧАЮ. ПИШИТЕ НА ФОРУМ.

Санкт-Петербург
Сообщений: 26
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 11

Свое знаменитое имя ЛАТУЗА (Ленинградское артиллерийско-техническое училище зенитной артиллерии) военное артиллерийское училище получило 17 мая 1941 года приказом Народного комиссара обороны СССР. Это название являлось официальным с 1941 по 1968 г.. Но несмотря на ряд различных имен, которые в разные годы носило училище, его выпускники по прежнему называют альма-матер ЛАТУЗА.

В 1992 году в связи с переименованием города Ленинграда в Санкт-Петербург ЛАТУЗА была официально переименована в очередной раз и стало называться Санкт-Петербургское высшее зенитное ракетное командное ордена Красной Звезды училище. Это было последнее переименование в истории знаменитого училища. В 1998 году ЛАТУЗА была расформирована.

А начиналось все с курсов по подготовке инструкторов противовоздушной обороны, созданных в Ленинграде приказом Наркомвоенмора и председателя Реввоенсовета СССР К.Е. Ворошилова № 277/54 от 29 августа 1928 года.
«. Целью создания курсов была организация подготовки командного состава для местной противовоздушной обороны Ленинграда и области.

В 1932 году курсы были преобразованы в Курсы начальствующего состава ПВО, а через несколько месяцев они были переименованы в Курсы усовершенствования старшего начальствующего состава ПВО или сокращенно КУСТНАС.

Приказом Народного комиссара обороны № 36 от 16 марта 1937 года Электротехническая школа была преобразована в Ленинградское военно-электротехническое училище имени П.И.Баранова. В торжественной обстановке 4 апреля училищу было вручено боевое Красное Знамя.

В июле 1939 года приказом Народного комиссара обороны СССР училище было переименовано в Ленинградское училище инструментальной разведки зенитной артиллерии им. П.И.Баранова. Новое название военно-учебного заведения более точно отражало профиль подготовки им специалистов-зенитчиков.

17 мая 1941 года приказом Народного комиссара обороны СССР училище вновь было реорганизовано и стало называться Ленинградским артиллерийско-техническим училищем зенитной артиллерии (ЛАТУЗА).

Таким образом, к началу Великой Отечественной войны училище прошло сложный 13-летний путь становления и развития: от курсов по подготовке инструкторов противовоздушной обороны до Ленинградского артиллерийского технического училища зенитной артиллерии. За эти годы оно выросло, окрепло, приобрело опыт боев в советско-финской кампании и стало одним из ведущих учебных заведений зенитной артиллерии в Красной Армии.

Жизнь диктовала необходимость подготовки офицерских кадров на качественно новой основе. Возникла потребность в офицере, который был бы способен быстро осваивать непрерывно обновляющееся вооружение, творчески применять знания военных, естественных и общественных наук в управлении подразделениями, в обучении и воспитании подчиненных.

1973-1986 годы стали новым этапом в дальнейшем совершенствовании учебного процесса, всей работы по всестороннему воспитанию личного состава училища. Его особенность состояла в том, что в течение этих лет были внесены существенные изменения в содержание и методику подготовки офицеров-зенитчиков, развернулась широкая научно-исследовательская работа, направленная на выработку более действенных способов и методов обучения и воспитания личного состава. В соответствии с Приказом МО СССР от 23.05.1973 года училище с 1.09.1973 года переименовано в Ленинградское высшее зенитное ракетное командное училище.

В интернете есть много сайтов (страниц в соцсетях), посвященных в основном послевоенной жизни училища. О пребывании училища в Томске во время Великой Отечественной войны известно не очень много. Особую ценность представляют воспоминания ветеранов.

Санкт-Петербург
Сообщений: 26
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 11

«. 16 июля 1941 года Госкомитет обороны принял постановление \»О подготовке резервов в системе наркома обороны Военно-морского флота\», а затем был издан приказ Генштаба Красной армии о передислоцировании ЛАТУЗА из Ленинграда в Сибирь. Курсанты училища, защищавшие Ленинград, были отправлены в Томск.

22 августа 1941 года все училище сосредоточилось в Томске. В сентябре 1941 года Томский горисполком распорядился предоставить для училища корпуса Томского индустриального института. Под училище, в котором оно находилось до августа 1945 г., был освобожден весь главный корпус института.

К последнему году войны училище подготовило тысячи офицеров. Многие из них сражались на фронтах Великой Отечественной войны.

В музее истории ТПУ хранятся немногие материалы о ЛАТУЗА. Возможно, они так и остались бы немыми свидетелями истории, если бы не встречи с удивительными людьми, бывшими курсантами училища.

В 2001 году, когда в музее шло создание экспозиции по войне, в зал вошел высокий седой мужчина военной выправки и молча присел на стул у двери. На мой вопрос, кто он и по какому делу, он ответил: \»Я только что с поезда, из Ленинграда, генерал-майор Белов, бывший курсант ЛАТУЗА.\» Я была поражена, т.к. в этот момент я как раз оформляла раздел по этому училищу. Он протянул мне несколько старых пожелтевших фотографий.

А на стенде экспозиции появились уникальные снимки, которые, благодаря этой встрече, стали уже небезликими.

Вскоре после этих событий в музей пришел ветеран войны А.А.Зубков, бывший сотрудник военной кафедры. Он спросил, есть ли в музее материал о ЛАТУЗА. Я показала и рассказала ему историю про Белова Б.М. Тут выяснилось, что он тоже окончил это училище и теперь каждый год 2 раза приходит в ТПУ: в августе, когда он поступил в ЛАТУЗА и в декабре, когда окончил его.

Затем Александр Александрович обратился к ректору с просьбой об установлении на главном корпусе мемориальной доски по ЛАТУЗА. Мы начали с ним работать по уточнению даты передислоцирования училища. Затем были оформлены необходимые документы в городскую Думу для получения разрешения.

Скульптор Л.Майорова выполнила эту работу.

Пусть политехники не сочтут это мистикой, но в момент работы над мемориальной доской на имя ректора Ю.П.Похолкова пришло письмо из Харькова от профессора А.А.Метешкина, бывшего курсанта ЛАТУЗА. Благодаря переписке с ним, мы получили много сведений о бывших курсантах ЛАТУЗА, воспоминания о том, как жили и учились в Томске курсанты ЛАТУЗА, и кем они стали после войны.

Благодаря таким удивительно чутким, неравнодушным к истории страны людям, а также ветеранам ТПУ, написавшим свои фронтовые воспоминания, история Великой Отечественной войны останется для потомков небезликой.

Р.А. Галанова, директор МК ТПУ»

Сообщений: 10682
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 12538

Источник

Встреча выпускников 28 июля 2007 г подробности.

28 июля 2007 года состоялась встреча выпускников Ленинградского Высшего Артиллерийского Командного Училища. На встречу пришли выпускники 1979-1987 годов.

В рамках программы мероприятия от лица Кадетского корпуса выпускников поздравил бывший начальник училища, а теперь директор Музея Кадетского корпуса Генерал-майор К.А. Близнюков, выступили со словами приветствия представлении различных годов выпуска.

ленинградское артиллерийское училище история. Смотреть фото ленинградское артиллерийское училище история. Смотреть картинку ленинградское артиллерийское училище история. Картинка про ленинградское артиллерийское училище история. Фото ленинградское артиллерийское училище история

1807-2007

В марте 2007 г. наша страна отметила 200-летие Санкт-Петербургского кадетского ракетно-артиллерийского корпуса.

Санкт-Петербургский кадетский ракетно-артиллерийский корпус представляет собой образовательное учреждение среднего (полного) общего образования с дополнительными программами по военной подготовке. Решение о создании корпуса на базе высшего артиллерийского училища было принято не случайно, оно сложилось исторически, т.к. именно здесь на протяжении двух столетий осуществлялась подготовка офицеров для русской артиллерии.

Дворянский полк

Высочайшим рескриптом Александра I от 14 марта 1807 г. (по старому стилю) установлено, что дворяне, достигшие 16 лет, вместо определения прямо в войска должны являться в Петербургские кадетские корпуса для ознакомления с порядком службы и подготовки к офицерскому званию. Туда же было разрешено принимать студентов и других выпускников гражданских учебных заведений. При 2-м кадетским корпусе на Спасской улице был создан «Волонтерный Корпус», наименованный в следующем, 1808 году, Дворянским полком (из 2 батальонов). Таким образом, было создано учебное заведение под названием «Дворянский полк» для подготовки офицеров Русской армии.

С 1833 г. выпуски офицеров из провинциальных кадетских корпусов не производились, а их воспитанников для окончания курса переводили в Дворянский полк. До 1851 г. в него принимали также детей 13-15 лет «со стороны» по конкурсному экзамену.

Константиновское училище

В 1857 году корпус был переведен к Обуховскому мосту в здание бывшего Павловского кадетского корпуса (Московский проспект, 17). По приказу военного министра № 112 от 14 мая 1859 года он был переименован в Константиновское военное училище, воспитанники которого стали называться юнкерами и находиться на полном казенном содержании. До 1863 года это было единственное военное училище России.

В таком виде 2-е военное Константиновское училище без больших изменений просуществовало до 1894 года, когда остро встал вопрос о подготовке офицеров для артиллерии. На основании Приказа по военному ведомству № 140-1894 г. в 1894 г. было решено переформировать Константиновское военное училище в артиллерийское с двухлетним обязательным курсом обучения и особым дополнительным курсом для подготовки желающих к поступлению в артиллерийскую академию.

Артиллерийские курсы РККА

В конце ноября 1917 года одновременно с другими военными училищами старой армии было ликвидировано и второе военное Константиновское артиллерийское училище. Но оно послужило базой для создания Вторых Петроградских советских артиллерийских курсов РККА.

Среди первых выпускников были будущие военачальники Красной Армии и советской артиллерии: Маршал советского Союза М. В. Захаров, Главный маршал артиллерии Н. Н. Воронов, маршалы артиллерии В. И. Казаков, Н. Д. Яковлев.

После окончания гражданской войны курсы реорганизуются в нормальную школу с трехлетним сроком обучения.

Приказом Реввоенсовета республики № 2116 от 12 октября 1920 г. курсы стали называться «Первой Петроградской артиллерийской школой командного состава».

С новым штатом в две батареи: батарея 76-мм пушек и батарея 122-мм гаубиц. Курсанты каждый батареи были разбиты по курсам на отделения по 25-30 человек. Каждая батарея Изучала материальную часть и правила стрельбы обеих систем, но более детально изучалась своя система. В августе 1923 г. школа произвела первый выпуск командиров-артиллеристов, которые прошли нормальный курс обучения в количестве 63 человек

Приказом Реввоенсовета СССР № 2811 от 31 декабря 1923 г. школе было присвоено почетное имя «Красного Октября».

В 1925 году школа перешла на четырехгодичный срок обучения. С этого года и по 1928 г. школа состояла из одного дивизиона курсантов сначала трех-, а затем четырехбатарейного состава. Каждая батарея состояла из 4 взводов по числу курсов обучения.

С осени 1919 года по постановлению Реввоенсовета СССР от 29 мая 1929 г. срок обучения артиллерийских школ сократился на 1 год и составил 3 года. Это было вызвано возросшей потребностью в командирах-артиллеристах и повышением грамотности молодежи.

1-е Ленинградское артиллерийское училище

В марте 1937 года Приказом Народного Комиссара обороны № 38 от 16.03.1937 г. школа, в числе других военно-учебных заведений Советской Армии, была преобразована в училище и стала называться «1-е Ленинградское артиллерийское училище имени «Красного Октября».

С марта 1937 года начинается период работы училища по планам и программам двухлетнего срока обучения.

27 марта 1938 г. в ознаменование 20-й годовщины, за боевые заслуги в годы гражданской войны и успехи в подготовке командиров-артиллеристов училище было награждено орденом Красного Знамени.

За большой вклад училища в подготовке офицеров-артиллеристов Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 марта 1943 года училище было награждено орденом Ленина.

За героизм, мужество, проявленные в годы Великой Отечественной войны, около 50 выпускников училища стали Героями Советского Союза, тысячи выпускников награждены высокими правительственными наградами.

Санкт-Петербургский кадетский ракетно-артиллерийский корпус

Выпускники кадетского корпуса воспитываются на традициях одного из лучших российских военных учебных заведений и сделают все для дальнейшего укрепления огневой мощи нашей Родины.

Источник

Ленинградское артиллерийское техническое училище зенитной артиллерии

Пространства имён

Действия на странице

ленинградское артиллерийское училище история. Смотреть фото ленинградское артиллерийское училище история. Смотреть картинку ленинградское артиллерийское училище история. Картинка про ленинградское артиллерийское училище история. Фото ленинградское артиллерийское училище история

Ленингра́дское зени́тно-артиллерийско-техни́ческое учи́лище и́мени П.И. Бара́нова
Также использовались наименования:

Содержание

Страницы истории

Ленинградское артиллерийское техническое училище зенитной артиллерии имени П.И. Баранова [2] образовано в Ленинграде в 1934 году.

После начала Великой Отечественной войны училище сразу же приняло участие в боевых действиях.

«Военно-исторический журнал», № 5, 2005. С.31-32.

ленинградское артиллерийское училище история. Смотреть фото ленинградское артиллерийское училище история. Смотреть картинку ленинградское артиллерийское училище история. Картинка про ленинградское артиллерийское училище история. Фото ленинградское артиллерийское училище история

6-го июля 1941 года Госкомитет Обороны СССР принял постановление «О подготовке резервов в системе Наркома Обороны Военно-морского флота», а затем был издан приказ Генерального штаба Красной Армии о передислоцировании ЛАТУЗА из Ленинграда в Сибирь. Выполняя директиву Генштаба, 9-го августа 1941 года училище приступило к эвакуации. Четыре эшелона с собственным зенитным прикрытием перевезли в город Томск весь личный состав, необходимое имущество и учебно-материальную базу. 22 августа 1941 года все училище сосредоточилось в Томске.

Официально, училище находилось в Томске с 28 августа 1941 года по 26 июля 1945 года.

В сентябре 1941 года Томский горисполком распорядился предоставить для училища помещения Томского индустриального института (он же —технический факультет Томского политехнического института имени С.М. Кирова). Сейчас это здание Главного корпуса ТПУ по адресу проспект Ленина, дом 30 (см. фото).

В Томск прибыли три дивизиона курсантов набора 1941 года. Один дивизион (четыре батареи) готовил техников для ПУАЗО, а два других (восемь батарей) — артиллерийских техников. До 1942 года подготовка осуществлялась за 6—9 месяцев, впоследствии срок обучения был увеличен до 12 месяцев с объединением обоих профилей подготовки в один — училище стало готовить техников по материальной части орудий и приборов зенитной артиллерии. В конце ноября 1942 года был осуществлен первый выпуск набора военного времени. Начиная с 1943 года и до конца войны, наряду с основным курсом, в училище функционировали ускоренные трёхмесячные курсы переподготовки курсантов, окончивших другие училища, и шестимесячные курсы для переподготовки офицеров из действующей армии. С октября 1943 года училище перешло на полуторагодичный срок обучения.

В годы Великой Отечественной войны более тысячи выпускников и преподавателей удостоены высоких наград, а майор Г.Б. Дерновский (выпуск 1936 года) награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза (на счету полка, которым он командовал, 46 сбитых фашистских самолётов). Следует отметить, что зенитчикам сложнее было проявлять личный героизм, по сравнению с бойцами, воюющими на передовой.

Командование

Командовали училищем в XX веке:

Источник

Десять дней курсантов 1 ЛАУ

О Великой Отечественной войне написано очень много. Сотни исследователей работали и работают с архивными материалами. Но в истории этой войны продолжает оставаться много белых пятен. И эти пятна, истории тех частей, которые в первые месяцы военного лихолетья сорок первого года встретили немецко-фашистских захватчиков, первыми гибли, первыми пропадали без вести, первыми попадали и сдавались в плен, первыми, отступая, входили в состав других частей.

Всё больше времени отделяет нас от далёкого, грозного 1941 года.
Сорок первого года, года горя, года начала нового отсчёта в жизни не только страны – Советского Союза, но и нового отсчёта в жизни каждого человека великой страны. Для каждого гражданина страны этот отсчёт начался в разное время. Для защитников Брестской крепости это случилось около четырёх часов утра 22 июня.

Утром 22.06, когда горячие бои вели пограничники застав, курсанты военных училищ страны были подняты по тревоге и выведены в запасные районы. Курсанты училищ приграничных военных округов в числе первых преградили путь немецко – фашистским захватчикам. Первыми и гибли: Минского танкового, Пуховичского и Лепельского пехотных и многих других.

В это время 1-е Ленинградское артиллерийское училище находилось в лагерях в г. Луга. В мае был произведен досрочный выпуск курсантов второго курса. В лагерях находились только курсанты первого курса. Курсантский и командный состав готовился к конно-спортивным соревнованиям, ко дню открытия лагерей 22 июня.

Удовлетворить просьбу всех желающих не представлялось возможным, так как необходимо было поддерживать нормальную работу училища. На фронт в эти дни добровольно ушли: командир взвода лейтенант М. Богатов,командиры взводов лейтенант Ф. Шеляг, лейтенант В. Дубов, лейтенант П. Муштаков и многие другие.

Через несколько дней, по приказу командования фронта, еще одна группа командиров курсантских взводов была направлена на фронт в качестве командиров батарей. Кроме того, большая группа командиров училища в составе полковника В.Чистякова, подполковника В.Трофимова, капитана И. Стрельцына и ряда других была направлена на создание укрепленного района под Ленинградом.

Вечер в субботу 21 июня был довольно-таки прохладным в летних лагерях под Лугой, куда наше Первое Ленинградское Краснознаменное Артиллерийское училище постоянно, из года в год, приезжало на период летней учебы. Сегодня мы сдали последний экзамен по артиллерийско-стрелковой подготовке.

Наш взвод курсантов был сформирован из «спецов». Так нас в шутку называл наш командир взвода старший лейтенант Яценко. Мы его просто, боготворили. Он прибыл к нам сразу же после войны с белофиннами, был награжден орденом «Красной звезды», что давало ему еще больший вес в наших глазах, гордость перед другими взводами, что наш командир – орденоносец, а не какой-то тыловик. А «спецами» нас он называл потому, что все мы закончили 9 –ю артиллерийскую спецшколу в Ленинграде, которая располагалась на 7-й Красноармейской улице. Нас и объединили в один 64 –взвод.

Утро выдалось солнечным и теплым, после зарядки и завтрака, стройной батарейной колонной выдвинулись со своими 45 мм противотанковыми пушками на конной тяге в район. Если кто из вас смотрел старый фильм «В шесть часов вечера после войны», то, наверно, помнит, показанную там артиллеристскую батарею, вот как раз такая батарея была и у нас. Правда, там уж больно очень лихо, громила она фашистов и затем уезжала на отдых на зимние квартиры. Эх, кабы так всегда воевать!» Мядзель Г.Г.»

Надо сказать, что лагеря Первого, Второго и Третьего ЛАУ всегда находились по соседству и стрельбы на «Ванькином бугре», так называли наш артиллерийский полигон, находящийся не далеко от города Луга Ленинградской области, проходили параллельно.

Хочу для пояснения сказать, что в мирное время, перед войной, артиллерия калибра до 100 мм исключительно вся была на конной тяге и для систем, еще в обязательном комплекте для боеприпасов, полагался передок. Орудие крепилось как раз за этот передок, а дальше был заамуничен конный состав. В зависимости от систем, лошади были запряжены цугом- по две или три пары. Каждой паре представляли по одному ездовому, поэтому в то время расчет состоял не из четырех, а из шести –восьми человек.

Прибыли, стоим, ждем, а больше почему-то ни одного подразделения нет. Командир батареи, его обязанности выполнять был назначен командир третьего дивизиона майор Рыков, объявил перерыв и сам куда – то отъехал с вестовым. Мы шутливо толкались и вслух недоумевали, почему у многих такая недисциплинированность в подразделениях. Тут, почему–то, стала разворачиваться и уходить в сторону лагеря батарея Второго ЛАУ. Ничего непонятно, что происходит.

Утром из Луги прибыли подводы, полностью загруженные артиллерийскими снарядами и, нас послали на склад их разгружать, в течение дня такая процедура проходила раз пять. Боеприпасы были разнокалиберные и сортировку их осуществляли курсанты, выделенные со всех дивизионов. Уже с 23 июня пришло распоряжение командующего округом, и большая часть офицеров училища убыла в артиллерийские части на фронт, а 26 июня меня и группу моих однокурсников вызвали в штаб училища.

— Ну что, курсанты,- обратился к нам начальник училища,- всех вас командование отобрало из числа лучших учащихся для формирования особого курсантского дивизиона, который убывает на фронт, кто считает, что не готов или болен, прошу доложить немедленно. Таких среди нас не было, мы все были полны решимости встать на защиту нашей Страны.

Первый дивизион училища был сформирован, как гаубичный, второй, как минометный и наш третий, как противотанковый. Обсуждение ситуации на фронте проходили шумно, особенно, после сводок переданных по радио. После каждой сводки с нами проводили политбеседы наши комиссары, разъясняя нам сложившуюся ситуацию.

Моим командиром расчета назначили курсанта нашей же батареи сержанта Ф. Голуб, он поступил в училище после двух лет службы в артиллерии Красной Армии и был намного серьезней нас- мальчишек. Орудие нам досталось 76 мм противотанковая пушка, мы тут же его прикрепили к передку и на конной тяге, после команды командира батарей, подъехали к складу с боеприпасами загружать полный боекомплект. Батарея была сформирована из однородных орудий, да иначе и быть не могло, потому что управлять огнем разношерстных с различными тактико – техническими характеристиками артиллерийскими системами было бы просто невозможно. «Мядзель Г.Г.»

Следует сказать, что дивизион получил название «сводный» или «отдельный» 26 июня 1941 года. С этим названием дивизион убыл на Карельский перешеек, а затем на Сабский плацдарм Лужского оборонительного рубежа. За это время, дивизион находился в составе Особой курсантской бригады, 94 истребительного противотанкового полка 14 артиллерийской бригады. Но везде бытовало название особого (сводного)курсантского дивизиона.

Можно с уверенность говорить о том, что в училище учили тому, что необходимо на войне. Для этого в училище было всё. По опыту Финской войны были штаты дивизиона военного времени. В училище это был учебный штат, или похожий штат в стрелковом полку, дивизии. Но позже он оказался просто «временным». В таком штатном составе больше не было батарей и дивизионов.

Обстановка на Северо-Западном фронте с каждым днём становилась сложнее. Развернулись оборонительные бои на дальних подступах к Ленинграду.
В трудных условиях первого месяца войны, когда наша армия еще не была полностью развернута, а враг имел решающее превосходство в силах, возникла необходимость направить на фронт личный состав военных училищ города.
В соответствии с приказом командующего Северного фронта училище сформировало один курсантский дивизион трехбатарейного состава. Командиром этого дивизиона был назначен майор А.Т.Рыков, а комиссаром старший батальонный комиссар И.И. Михельсон.

Дивизион сформирован, боеприпасы получены, каждый знает свои обязанности в расчетах и 28 июня он, в полном составе, погрузился на платформы и выехал в сторону Карельского перешейка.»Мядзель Г.Г.»

Основу дивизиона составили наиболее подготовленные командиры и курсанты, многие из которых уже имели богатый опыт борьбы с финской белогвардейщиной, и лучшие курсанты.

Командиром 1-й батареи был назначен капитан А.Ложкин, его заместителем—старший лейтенант В. Грицаев, политруком старший политрук А.Лихов. Командиром 2-й батареи стал старший лейтенант Л.Зонов, а его заместителем старший лейтенант К.Харин, политруком — старший политрук Краснов и командиром 3-й батареи старший лейтенант П.Астафьев, его заместителем старший лейтенант Н. Елисеев, политруком — старший политрук М. Кузнецов.

Командирами огневых взводов были назначены также наиболее опытные командиры П.Черников, Яценко, Т.Белягин, Лучков, Касьян, Суворов и другие.

В целях усиления группировки войск 23 армии на Карельском перешейке, было принято решение о создании Особой курсантской бригады (ОКБр) Северного фронта.

26 и 27 июня артиллерийский дивизион, получив задание, и, быстро совершив погрузку, двумя эшелонами отбыл из Луги на Карельский перешеек, где все три батареи, составляя один сводный дивизион, влились в состав особой курсантской бригады военных училищ.

Перед сводным дивизионом была поставлена задача оборонять от диверсионно-парашютных групп противника особо важные объекты. Ими являлись мосты и переправы Вуоксинской водной системы, а также дороги и железнодорожные станции в тылу наших войск. Дивизион по приказу командира бригады был придан побатарейно командирам стрелковых батальонов, сформированных из курсантов ленинградских военных училищ.

Места, где расположились батареи, были знакомы многим командирам и курсантам, которые участвовали в войне с белофинами.

Командиром Особой курсантской бригады (ОКБр) Северного фронта
был назначен генерал-майор артиллерии Черемисинов Григорий Михайлович. В июне 1941 года, уже через неделю после начала Великой Отечественной, Григорий Черемисинов направлен на Карельский перешеек и возглавил особую курсантскую бригаду. Начальником штаба ОКБ назначен – полковник Потоцкий

В боевом распоряжении штаба Северного фронта был определён состав бригады, поставлены задачи по прикрытию мостов и узлов дорог.

КОМАНДИРУ ОСОБОЙ КУРСАНТСКОЙ БРИГАДЫ
Генерал – майору ЧЕРЕМИСИНОВУ.

28 июня 1941 года был издан первый приказ по ОКБр о её формировании и боевом составе.

По состоянию на 29.06 в журнале боевых действий СевФ записано: «Части занимают прежние районы, боевых столкновение с противником не были».
( сокращения сохранены в соответствии с первоисточником).

Через сутки штабом бригады был издан очередной приказ за номером два. В нем ставились боевые задачи курсантским батальонам и дивизионам по прикрытию и обороне конкретных районов и рубежей.

Кроме Особой курсантской бригады (ОКБр) боевым распоряжением Северного фронта был создан отряд, который состоял также только из курсантов. Этот отряд был отправлен в Псковско-Островский укрепленный район (УР).
Это записано и в Журнал боевых действий СевФ за 28.06.1941 года

Как сложилась судьба курсантов в Псковско – Островском Уре история молчит.

В настоящее время представляет интерес штат сводного артиллерийского дивизиона. По этому штату артиллерийский дивизион был укомплектован и выполнял боевые задачи в составе ОКБр на Карельском перешейке и на Сабском плацдарме Лужского оборонительного рубежа в составе 94 иптап.

Организационно сводный артиллерийский дивизион состоял из
управления дивизиона – 5 человек;
штаба дивизиона – 6 человек;
отделение разведки – 10 человек;
отделения вычислительного – 4 человека;
в свою очередь взвод связи имел – 39 человек:
3 отделения связи – 24 человека;
отделение радиосвязи – 6 человек;
отделение связи с пехотой – 9 человек.
боевые подразделения – 3 артиллерийские батареи.

Артиллерийская батарея включала:
управление – 7 человек;
взвод управления:
отделение разведки – 9 человек;
отделение вычислительное – 4 человека;
отделение связи – 15 человек;
отделение радиосвязи – 7 человек.
Итого во взводе 36 человек.

Батарея состояла из двух огневых взводов численностью 60-64 человека.
Разница в 4 человека объясняется возможным наличием орудийных номеров – 20-24 человека. Кроме того, в батарее имелось пулемётное отделение – 3 человека и хозяйственное отделение – 11 человек. Итого в батарее насчитывалось 117-121 человек, а по штату указано в 3-х батареях 355 человек.
Кроме того, в дивизионе имелся взвод боевого питания – 50 человек, хозяйственное отделение управления дивизиона – 10 человек.

Личный состав сводного артиллерийского дивизиона насчитывал:
командный состав – 22 человека; начальствующий состав – 6 человек; младший командный начальствующий состав – 72 человека и рядовой состав – 375-379 человек.
Таким образом, общее количество личного состава составляло в соответствии со штатом 479 человек.

Сводный артиллерийский дивизион был на конской тяге и насчитывал 376 лошадей, из них лошадей верховых – 108, лошадей артиллерийских – 234 и лошадей обозных 34.

Вот в таком составе сводный артиллерийский дивизион ЛАУ убыл на Карельский перешеек.

Из имеющихся материалов, теперь можно предположить, что одна артиллерийская батарея 1 ЛАУ оказалась в составе АККУКС, вторая, под командой старшего лейтенанта Дымовского, осталась в Псковско-Островском Уре.

Прибыв на ст. Паркиярви, дивизион побатарейно занял огневые позиции с целью отражения прорыва танков и пехоты противника вдоль Выборгского шоссе, в районе озера Муусл – Ярви. Рядом с нами рыли окопы и готовили огневые позиции курсанты Ленинградского военно – ветеринарного училища. «Мядзель Г.Г.»

Установив орудия на открытой огневой позиции, мы стали оборудовать окопы для них полного профиля, проводить маскировку и создавать укрытия для снарядов и лошадей. Мне было поручено командиром батареи быть связным между командованием курсантов ветеринарного и инженерного училищ, и обеспечить связь проводную с наблюдательным пунктом. Это дало мне возможность бывать на всех флангах нашей обороны и видеть всю обстановку в целом. Друзья каждым вечером меня спрашивали, как там, на флангах и далеко ли до немцев, но особых осложнений на этом участке не было. «Мядзель Г.Г.»

Работы по инженерному оборудованию боевого порядка усложнялись каменистым грунтом Карельского перешейка и отсутствием у курсантов специального инженерного имущества. Но командиры и курсанты, нашли выход и из этого положения, проявив в строительстве сооружений находчивость, смекалку и изобретательность.

Курсанты батальона военно-ветеринарного училища действовали в качестве красноармейцев стрелкового батальона. Всю работу пехоты по оборудованию окопов, траншей, ходов сообщения, наблюдательных и командных пунктов, они прочувствовали на себе. Стрелковые ячейки, хода сообщения были оборудованы в соответствии с наставлением по инженерному делу для пехотных подразделений. Все элементы в районе обороны были вырыты и замаскированы. Несколько раз я чуть не прошёл мимо оборудованного пункта управления командира батальона, настолько он был хорошо замаскирован.

Я знал, что связь артиллерии с пехотой устанавливается средствами и распоряжением артиллерийских командиров. Командир ВСП (взвод связи с пехотой) является к командиру роты (батальона) и, установив связь, обязан непрерывно докладывать своему командиру батареи (дивизиона) о положении и действиях пехоты, передавать запросы командира роты (батальона) на ведение огня и вместе с тем информировать пехотного командира о действиях артиллерии. Командир ВСП должен быть готов взять на себя управление огнем по целям, не наблюдаемым командиром батареи. Определённую часть этой работы пришлось выполнять и мне.

Мне часто приходилось делиться среди своих товарищей артиллеристов, как обстоят дела у курсантов военно-ветеринарного и инженерного училищ. А среди курсантов этих училищ я рассказывал, что и как делают артиллеристы. Мы перенимали опыт друг друга, на сколько это было возможно. Так мы делились боевым опытом.

В лесистой местности севернее Ленинграда огневые позиции выбирались на опушке просек, на полянах и в редком лесу, применяя, если нужно, расчистку обстрела. Стесненность обзора требовала создания системы наблюдательных пунктов, взаимно дополняющих друг друга. Все это нашло применение в полной мере и на Сабском плацдарме Лужского оборонительного рубежа в районе деревень Редкино-Вязок-Извоз.

Из воспоминаний Мядзеля Г.Г.

Мы старались как можно точнее применять положение приказов и наставлений. Знали все требования, в ходе работ экзаменовали друг друга, задавая разные вопросы. Темы были одни: оборудование огневых позиций, их маскировка, подготовка исходных данных для стрельбы, подготовка орудий и боеприпасов.

Каждый курсант знал и помнил порядок разбивки и трассировки ровиков –щелей для орудийного расчета. Все курсанты хорошо понимали необходимость знания порядка трассировки и разбивки огневой позиции, ровиков и траншей (щелей) для орудийного расчёта и для боеприпасов. Помнили количество колышков и расстояние между ними. Знали и помнили размеры орудийного окопа. Знали, что при выполнении инженерных работ по подготовке и оборудованию огневой позиции следует чётко соблюдать порядок при занятии огневой позиции.

А он был таков:
сначала необходимо устранить впереди орудий предметы, которые могут вызвать преждевременный разрыв снаряда (расчистка обстрела);
далее, на позиции отрывают узкие и глубокие ровики-щели для укрытия орудийного расчета от огня неприятельской артиллерии, авиации и от танков. Одновременно отрывают подхоботовые борозды и укрепляют в них опорные брусья.
Для уменьшения подпрыгивания орудия при стрельбе под колесами подрывали грунт. Кроме того, под колеса легких систем подкладывали хворостяные маты, под колесами тяжелых устраивают настил из жердей и досок. При отсутствии мата укрепляли грунт подручными материалами.

Пришлось данные положения проверить на практике. После выстрела из пушки Зис-3 «улетал» вместе с орудием. Но это было значительно позже. Вместо матов, их не было времени вязать, использовали брёвна. Это и спасало. «Мядзель Г.Г.»

Проблем с подручным материалом не было. Лесистая местность, хороший травяной покров, позволяли проводить маскировку на самом высоком уровне. Кроме того, было легко производить обновление высохшей травы и веток.

В районах, где мы находились, вблизи огневых позиций не было выдающихся местных предметов (отдельных домов, перекрестков дорог, выступов леса и т. п.), облегчающих противнику ориентировку.

Во время пребывания в составе ОКБр всё выполнялось как можно лучше. Это касалось всех работ: инженерных, подготовки данных, караульной службы, чистки орудий и боеприпасов. Дух состязательности присутствовал постоянно.
Может это и сослужило доброе дело в течении всей войны, мы выжили. Мы были противотанкистами и, не секрет, что это особая каста артиллеристов. После ранений нас возвращали только в противотанковые части.

Для правильности и быстроты оборудования ровиков или окопов, на месте, где они будут отрываться, предварительно производили их разбивку и трассировку.
Разбивка и трассировка окопа производилась следующим образом:
На месте-центра стояния орудия забивали, колышек 1 и провешивали основное направление стрельбы.
От колышка 1, как центра радиусом в 1 м, прочерчивали впереди дугу и забивали колышки 2 и 3, отмерив сначала по основному направлению стрельбы вперед 75 см.
От колышка 1 отмеривали назад по основному направлению стрельбы, 3,5 м и забивали колышек.
От колышка I, как центра радиусом в 3,5 м, прочерчивали сзади дугу и забивали колышки 5 и 6, в расстоянии 3,5м от колышка 4.
Трассировали орудийную площадку.
Влево от колышка 1 под прямым углом к направлению стрельбы разбивали и трассировали ровик командира орудия, а вправо, начиная от колышка 6, перпендикулярно правой стороне площадки, разбивали другой ровик.
Отложив от колышка 4 вправо, влево и назад по 1 м, намечали и трассировали въезд в окоп.
Разбивку окопа делали заранее приготовленной бечевкой с кольцами, петлями или метками для разбивки.

Находясь продолжительное время в обороне, от огневой позиции в тыл окопа отведили ход сообщения и в 30—50м за окопом устраивали перекрытые щели и убежища для личного состава.

Такая работа по отрывке окопа силами расчета занимала у нас от двух до двух с половиной часов.

Одно дело тренироваться во дворе училища на Московском проспекте или занимать позиции для стрельбы на полигоне под Лугой. И совсем другое, размечать на местности, ставить колышки на местности.

При этом ровики-щели для орудийного расчета 76-мм полковой пушки разбивались в определённой последовательности. Эту последовательность также знали все.
При размещении заднего хода зарядного ящика рядом с орудием, левый ровик отрывали в 3,5 м от центра стояния орудия, учитывая, что потом на этом месте может быть отрыт полностью орудийный окоп.
Правый ровик отрывали не ближе 2,5м, от колышка 1м под углом к основному направлению стрельбы.
С этой целью колышек 3, разбивки внутренней стороны ровика, ставили не параллельно основному направлению стрельбы, а на 25 см правее.
Знали, что окоп для орудия состоит из площадки, отрытой на глубину 30 см, и двух боковых ровиков для командира орудия и номеров. Ровики располагали не параллельно друг другу, а правый ровик делали под небольшим углом к основному направлению стрельбы. Такое расположение ровиков в окопе лучше защищало курсантов в случае разрыва снаряда, гранаты или авиабомбы на орудийной площадке. Сзади в окопе делали въезд для орудия (аппарель). При отрывке окопа впереди, в секторе обстрела, равном примерно 15-00 делениям угломера, бруствер не насыпали.

И здесь возникал вопрос, что инженерные работы для оборудования окопа для 76 мм дивизионной пушки отличались от работ по оборудованию огневой позиции 76-мм полковой пушки.

А порядок разбивки орудийной площадки 76 мм дивизионной пушки тот же, что и площадки окопа 76-мм полковой пушки образца 1927 г. со следующими изменениями.
Прочерчивают вперед дугу радиусом в 2 м (а не в 1 м) и колышки 2 и 3 ставят на дуге под прямым углом к основному направлению стрельбы, отмерив на нем расстояние в 1 м (а не 75 см). Для увеличения площадки под задний ход зарядного ящика от колышка 2 влево отмеряют расстояние в 2 м, ставят колышек 7, от которого назад отмеряют 2,5 м, и ставят колышек.
Разбивка ровиков и аппарели: Глубина отрывки орудийной площадки — 60 см. В секторе стрельбы, равном около 15-00 делениям угломера, бруствера не насыпают.
Чтобы отрыть такой окоп силами расчета при помощи саперных лопат в грунте средней твердости, надо затратить около 4 часов.

Для маскировки 76-мм пушки от наблюдения с воздуха и с земли применяли горизонтальную маску. Для маскировки ровиков-щелей и их брустверов были пеньковые маскировочные сети № 4 размером 10 х 2,5 м.Маску устанавливали так, чтобы один угол ее был обращен в сторону стрельбы. Сверху на маску набрасывали небольшое количество подручного маскировочного материала (травы, ветвей). Материал набрасывали гуще к центру маски и реже к краям ее.

По нормативам, время на установку маски расчетом было10—15 минут.
Разбивку и трассировку проводили на территории училища и не один раз.
Грунт на карельском перешейке, в районе расположения огневых взводов не тот, что под Лугой. Но нормативы по оборудованию позиций были всегда перекрыты.

Спать и расслабиться было некогда. Курсанты отрабатывали нормативы по занятию огневых позиций и подготовке орудий к стрельбе. И, в первую очередь, это касалось тренировок по стрельбе прямой наводкой. Расчеты «пешим по конному» занимали боевые порядки, быстро снимались с позиции для занятия другой.

Не думали и не знали, что через две недели вступим в бой. Кто-то погибнет в бою, кто-то с гранатами шагнёт под танк, кто-то умрёт от ран в госпитале, кто-то останется на поле боя. Кому-то придется сложить голову на Курской дуге и в Белоруссии, кто-то пройдет свой путь до генерала, кто-то станет Героем Советского Союза.

Так, пару раз, получив данные, мы открывали огонь с закрытых огневых позиций, но каковы это были результаты и по кому мы стреляли, сообщить особо не могу.

Подразделения ОКБр выполняли боевые задачи с 28.6.41г. по 7.7.41г. Тогда сводный дивизион ЛАУ был возвращен в училище в расположение на Международный проспект (Московский пр. )17 Ленинграда.

Пробыв на Карельском перешейке до 7-го июля, нам была передана команда, своим ходом со всей материальной частью прибыть в расположение училища, находящегося на Московском проспекте, в здании бывшего Константиновского артиллерийского училища в Ленинграде. На всем Ленинградском фронте обстановка к этому времени стала очень сложной и тревожной. Немец, не смотря на героическое сопротивление Красной Армии, при поддержке танков и самолетов, превосходя во многом наши войска, рвался вперед, всеми силами пытаясь захватить Ленинград. «Мядзель Г.Г.»

Уже позже, по прибытии в училище, перед убытием на Сабский плацдарм Лужского оборонительного рубежа курсанты узнали о шифровке Командования фронта. Она было подписана 7.07.1941г. Это была Инструкция по борьбе с танками противника, утвержденная Военным советом фронта.

Автор будет благодарен, примет и рассмотрит все замечания и дополнения по данной теме.
Отдельное спасибо выпускникам-артиллеристам Борису Михолапову, Александру Чикилеву и Виктору Кузьмину за консультации и помощь.

2. Начальник училища полковник Солодченко Иван Гаврилович (Начальник 1-го Ленинградского Краснознаменного артиллерийского училища им. Красного Октября полковник Солодченко Иван Гаврилович февраль1941-21.11.1942. Звание генерал-майор артиллерии присвоено 24.12.1943 г. на должности заместителя командующего 39-й армии) немедленно отдал распоряжение о формировании боевых расчетов по штату военного времени и о распределении материальной части побатарейно. (авт.)

3.Мядзель Г.Г. полковник (1922-1979 ) курсант 1 ЛАУ в 1941 году. Участник боёв на Сабском плацдарме Лужского оборонительного рубежа июль-август 1941.

Изображение взято из открытого доступа в интернете

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *