ленивый персонаж русской классики

Войдите в ОК

Ленивые герои в литературе

Образ «ленивца» широко распространен как в русской, так и в мировой литературе. Например, в русской классике такой образ отражает черты типичного человека своего времени. В данном тексте собраны известные герои литературы, которые отличились любовью ко сну, еде и к «экономии энергии».

Персонаж русской народной сказки «По щучьему веленью». Он чрезвычайно ленив: невесткам приходится подолгу упрашивать его выполнить любую, даже несложную работу. Единственное, что может сподвигнуть его на действие — это обещание гостинцев, на которые он падок. Однако этот, казалось бы, непривлекательный персонаж обладает качествами, которые делают его настоящим героем: он ловок и удачлив, сумел голыми руками поймать волшебную щуку в проруби и получить от нее магическую силу.

Персонаж русской народной сказки «Морозко». Любит украшения, красивые наряды и ярко-красный румянец на щеках. Хочет выйти замуж за принца, но не выполняет работу по дому. Верит в чудеса. Захотела подарок от «Морозко» в виде ларца с драгоценностями, но за лень и другие отрицательные черты была им наказана, получив повозку со свиньями.

3.Обломов Илья Ильич

Главный герой романа И. Гончарова «Обломов». Помещик, дворянин. Ведет ленивый образ жизни, не занимаясь ничем, кроме рассуждений. Он умен, честен, романтичен, “голубинно” нежен, открыт, чувствителен, нерешителен, не разбирается в делах, физически и духовно слаб. Любимая одежда – просторный «восточный» халат, в который можно завернуться. Идеальное место – деревня «Обломовка», тихий, счастливый край, где люди ведут размеренный образ жизни: день переходит от кофе к чаю, от чая к обеду, от обеда ко сну.

По имени Обломова в обиход вошло нарицательное слово «обломовщина»— для обозначения личностного застоя, рутины, апатии. В указанном романе его впервые употребил Штольц, а затем повторял и сам Обломов, характеризуя собственный образ жизни.

Персонаж поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Имеет живое воображение, является гостеприимным хозяином. Любит проводить время в беседке с надписью «Храм уединенного размышления», где ему приходят в голову разные фантастические проекты: например, провести подземный ход от дома или выстроить через пруд каменный мост. Мечтателен, погружен в заманчивые размышления. Думать о реальной жизни, а тем более принимать какие-то решения этот герой не способен. Все в жизни Манилова: действие, время, смысл – заменены изысканными словесными формулами.

Персонаж серии книг о «Гарри Поттере». Сын Петунии и Верноны Дурсль, двоюродный брат Гарри Поттера, старше его на месяц. Дадли Дурсль в детстве напоминал большой розовый мяч в разноцветных чепчиках. Он вырос толстым светловолосым мальчиком. Дадли ненавидел физические упражнения, хотя избить кого-нибудь он был совсем не против. Любимой «грушей» Дадли был Гарри, но Дадли далеко не всегда удавалось поймать кузена.

В четвертой книге с Дадли случилось ужасное происшествие, когда близнецы Фред и Джордж посетили Дурслей. Они знали, что Дадли сидит на диете, но все равно подсунули ему конфету, от которой у младшего Дурсля вырос язык длиной в 4 фута.

Источник

10 самых ленивых персонажей в мировой литературе

Есть вещи, на которые можно смотреть вечно. И одна из них – как работает другой человек. Также существует вещь, на которую просто невозможно смотреть, – как этот другой человек ничего не делает! Традиционно лень воспринимается как негативное качество, а лентяй считается нахлебником. Но лень не так проста. Зачастую она заставляет нас что-то изобретать, экономит энергию, высвечивает истинные желания. Предлагаем окунуться в нашу литературную подборку лентяев и немного взбодриться.

ленивый персонаж русской классики. Смотреть фото ленивый персонаж русской классики. Смотреть картинку ленивый персонаж русской классики. Картинка про ленивый персонаж русской классики. Фото ленивый персонаж русской классики

10 самых ленивых персонажей в мировой литературе

Илья Ильич Обломов

«Обломов», Иван Гончаров

Илья Ильич Обломов, пожалуй, самый знаменитый лентяй в русской литературе. Феномену его лени посвящен целый роман. Обломов не интересуется ни делами в своих владениях, ни светской жизнью. Собственной жизнью он тоже перестает интересоваться. Вставая с постели, Илья Ильич любит, чтобы ноги сразу попадали в мягкие тапки. Всем «важным делам» на свете предпочитает спать и видеть сны о своем детстве. Природа его лени — это разочарование в реальности. Герою сложно замотивировать себя, потому что неизбежно возникает вопрос: а зачем? И ответа на него у Ильи Ильича нет. Однако фигура Обломова не отталкивающая, а, наоборот, очаровательная. Поэтому за его активное включение в жизнь борются двое людей: несостоявшаяся невеста Ольга и близкий друг Андрей. Но сила характера позволяет Обломову остаться верным себе до конца своих дней, жить и чувствовать искренне, не включаясь ни в какую гонку и не стремясь соответствовать чужим требованиям.

Митрофанушка

«Недоросль», Денис Фонвизин

Из уст Митрофанушки мы впервые узнаем выражение «Не хочу учиться, хочу жениться». В пьесе, восхваляющей эпоху Просвещения, лень вкупе с невежеством подвергается осуждению. Нежелание учиться и отсутствие образования у населения — это источник многих проблем государства, чей правитель стремится к свету. Невежественные умы и недобродетельные души преследуют низкие и корыстные цели. И вот перед нами Митрофанушка — продукт и заложник невежественной среды. Семейство Простаковых, чьим наследником является Митрофанушка, не приемлет образования. Однако тут традиция нарушилась: Митрофанушке наняли учителей, но некоторые из них весьма сомнительны — да и ему самому постоянно предлагают лишний раз отдохнуть и вообще не напрягаться. К 16 годам он не смог перенять ни одной науки. Когда спрашивают его о географии, он говорит: «Не пойму, чего от меня хотят». Знания по грамматике основываются на собственных измышлениях: если дверь прикреплена, то она прилагательное, а если еще нет, то существительное. Его мать вполне уверена, что для того, чтобы он женился и завел собственных детей, этих знаний вполне достаточно. В итоге, чтобы Митрофанушку взбодрить, «рыцари просвещения» решают отправить его служить в армию.

Источник

Нон-фикшн, который спас бы Обломова, Каренину, Чацкого и других героев классики

Мы решили раздать знаменитым героям по одной нон-фикшн-книге, которая разрешит их проблемы. У нас тут рекомендации и Базарову, и Митрофанушке, и даже Плюшкину.

Илья Обломов — «Ленивые живут дольше. Как правильно распределять жизненную энергию» Петера Акста и Михаэлы Акст-Гадерманн

Обломов стал символом русской лени почти сразу после выхода романа Ивана Гончарова. Халат, диван и бесконечный сон — вот Святая Троица Ильи Ильича. Его чувство стыда за самого себя гениально воплотил на экране самый известный исполнитель этой роли Олег Табаков — с фирменным несчастным выражением лица и кулачком под щекой. Обломов и вправду очень страдал — чувство вины в конце концов превратило его жизнь в замкнутый круг. В минуты просветления он понимал, что нужно срочно что-то делать — например, разобраться с делами в имении, — но его тут же охватывал страх перед огромным объемом работы (который становился все больше) и чувство собственной беспомощности. Отсюда еще больший стыд за себя, потом новая попытка заглушить это чувство едой или сном — и так день за днем.

ленивый персонаж русской классики. Смотреть фото ленивый персонаж русской классики. Смотреть картинку ленивый персонаж русской классики. Картинка про ленивый персонаж русской классики. Фото ленивый персонаж русской классикиОлег Табаков в фильме «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». Режиссер Никита Михалков, 1979 год. Источник: kinopoisk.ru

Обломову пробовал помочь его друг Андрей Штольц — деятельный, подтянутый и невероятно энергичный человек. Увы, его попытки были слишком резкими, неумелыми и в итоге только усугубили ситуацию. Штольц хотел привить Обломову свой собственный образ жизни, больше похожий на распорядок в армии. Разумеется, такой подход еще больше отвратил Илью Ильича и от физкультуры, и от здорового питания, и от канцелярской работы.

Но действительно ли так плоха лень? Парадоксально, но медицина как раз на стороне Обломова. Семья врачей Акст-Гадерманн долго наблюдала за долгожителями в разных странах. Вот вывод, к которому они пришли: всех этих людей объединяет способность бездельничать, не испытывая при этом ни малейших угрызений совести. Дальше — больше: оказывается, лениться более чем полезно, спорт в больших количествах вреден, а совы по статистике живут дольше жаворонков. И совсем удивительное: в реальной жизни плохо пришлось бы как раз другу Обломова Андрею Штольцу с его практически спартанским распорядком. В книге «Ленивые живут дольше» Петер Акст и Михаэла Акст-Гадерманн называют таких людей «живущими по принципу „Формулы-1“»: они во всем хотят быть победителями, везде доказывают свою правоту, все им некогда, каждую минуту жизни они непременно хотят потратить со смыслом, не оставляя время на удовольствия и созерцание. Кто это, если не Штольц? По мнению авторов книги, его-то как раз и ждет незавидное будущее с выгоранием, депрессией и ранним старением.

Что делать Обломову? Смириться со своей природой и не пытаться прыгнуть выше головы. Конечно, «Ленивые живут дольше» — книга не о том, как лежать на диване 24 часа в сутки (собственно, для этой науки никакие книги вам не понадобятся). Авторы предлагают программу, которая позволит сохранить здоровье и молодость без лишнего напряжения: легкая гимнастика, не требующая особых ухищрений диета, солнечные ванны, сон и побольше смеха. Попадись Обломову эти рекомендации, а не муштра Штольца, — глядишь, и не оказался бы Илья Ильич у Пшеницыной с ее гадкими пирогама с требухой. Ел бы овощи с удовольствием, гулял и дышал воздухом, сколько может, и вполне бы любил эту жизнь.

Евгений Базаров — «Как располагать к себе людей» Дейла Карнеги

Евгений Базаров из «Отцов и детей» был хорошим доктором и очень неглупым человеком. А еще он умел по-настоящему глубоко любить и помогать простым людям. И умер-то он, заразившись тифом во время врачебной практики.

Тем не менее именно Базаров запоминается как самый неприятный человек в русской литературе. Потому что имидж — наше все. Базаров едет в гости к Аркадию Кирсанову и вместо благодарности за гостеприимство умудряется рассориться со всеми членами семьи. Базаров видится со своими единственными благодарными слушателями Кукшиной и Ситниковым — и тут же называет их «никчемными», унижает и высмеивает. Даже любовь к Анне Одинцовой он все время пытается препарировать, разложить на составные части, которые будет легко обесценить и отменить. Можно только предположить, какое расстройство кроется за таким поведением (ставим на нарциссическое), но ясно одно: как бы ни был умен Базаров, эмоционального интеллекта ему явно недостает.

ленивый персонаж русской классики. Смотреть фото ленивый персонаж русской классики. Смотреть картинку ленивый персонаж русской классики. Картинка про ленивый персонаж русской классики. Фото ленивый персонаж русской классикиФильм «Отцы и дети». Режиссер Авдотья Смирнова, 2008 год. Фото: kinopoisk.ru

На помощь герою Тургенева пришел бы главный популярный психолог XX века Дейл Карнеги. О том, как эффективно общаться, он знал, пожалуй, все — и щедро делился советами в своих книгах и выступлениях. «Как располагать к себе людей» — сборник о том, как встроиться в общество и получать удовольствие от социального взаимодействия. «Есть простой способ научиться любить людей, — пишет Карнеги, — ищите в них хорошие черты. Вы наверняка их найдете». Кажется, этот совет очень пригодился бы Базарову. Тем более что энтузиазма — главного по Карнеги качества для поиска друзей — у него было хоть отбавляй.

Наверняка Базаров отмел бы такую рекомендацию — на то он и нигилист, чтобы все отрицать. Но как круто поменялась бы его судьба, послушай он Карнеги! Совсем другой сюжет: на каникулах Базаров окончательно завоевывает доверие своего друга Аркадия и очаровывает всю его семью, с Одинцовой завязываются великолепные здоровые отношения, Кукшина приезжает свидетельницей на свадьбу, врачебная практика идет как по маслу, в уезде выздоравливают сотни детей… Как говорится, сплошной профит — и никаких лягушек на столе для вивисекции.

Митрофанушка — «Как научиться учиться» Ульриха Бозера

Митрофан Простаков из «Недоросля» был, конечно, балбес — но так ли уж он виноват, будучи воспитанным своей матерью? Напомним, что пройти курс наук его заставил указ Петра I об обязательном образовании дворян, а не собственное желание. Родители внушали ему, что учиться надо «для виду», а педагоги шли на поводу у такой манеры. Искренне заинтересоваться чем-либо или хотя бы усвоить полезные паттерны, то есть научиться учиться, было попросту не у кого. Да и незачем — достойной мотивации в окружении тоже никто не придумал.

ленивый персонаж русской классики. Смотреть фото ленивый персонаж русской классики. Смотреть картинку ленивый персонаж русской классики. Картинка про ленивый персонаж русской классики. Фото ленивый персонаж русской классикиЭскиз костюмов к спектаклю «Недоросль». Художник Д. А. Добросердов

Историки литературы не щадят Митрофана: его называют человеком с ничтожной душой и мелочными желаниями, чуть ли не животным, которое хочет только плотских удовольствий и достигло предела в своем развитии. Но не рано ли ставить крест на человеке, которому только-только исполнится 16 лет?

Образование, построенное на зубрежке, может отвратить какого угодно ребенка. Преподаватель Ульрих Бозер много лет ставил эксперименты и изучал возможности мозга, чтобы предложить собственный подход к обучению. Его «Как научиться учиться» — пошаговый гид по тому, как найти мотивацию, впервые освоить навыки и правильно расширить базу знаний, а затем встроить новую информацию в контекст, как деталь большого пазла. Инструментарий Бозера подходит и школьнику, который, как герой Фонвизина, бьется над элементарной арифметической задачей, и офисному работнику, которому предстоит использовать новую компьютерную программу. Кстати, родителям Митрофанушки книга Бозера пригодилась бы не меньше — возможно, она перевернула бы их картину мира так, что за пару лет они превратились бы в настоящих интеллектуалов. Лишь одно маленькое препятствие стоит на пути: чтобы внять советам Ульриха Бозера, всей семье Простаковых сначала надо научиться читать.

Анна Каренина — «Полиамория» Маши Халеви

Анне Карениной из романа Льва Толстого тоже не очень повезло. Ранний брак с человеком, которого она не любила, ребенок, кризис среднего возраста — это все полбеды. Настоящая катастрофа случилась, когда она встретила Вронского. Их любовь можно называть по-разному: разрушительной, глупой, порочной. По-разному называют и саму Каренину, которая осмелилась уйти от мужа, пожертвовала всем — и все равно не получила счастья. Чем закончился роман Толстого, знает даже тот, кто никогда его не открывал.

ленивый персонаж русской классики. Смотреть фото ленивый персонаж русской классики. Смотреть картинку ленивый персонаж русской классики. Картинка про ленивый персонаж русской классики. Фото ленивый персонаж русской классикиКира Найтли в фильме «Анна Каренина». Режиссер Джо Райт, 2012 год. Источник: imbd.com

А вот автор книги «Полиамория» Маша Халеви Анне бы позавидовала. Отпраздновав 40-летие и 15-ю годовщину брака, Маша вдруг ужаснулась: неужели жизнь больше никогда не будет интересной, красочной и неожиданной? «Мне не хотелось умирать, не пережив больше сексуальных приключений с другими людьми, не пережив в очередной раз чувство влюбленности, желание, от которого бы у меня захватило дыхание, которое пронизало бы все мое тело и заставило голову идти кругом», — пишет она.

Маша Халеви нашла выход и, вне всякого сомнения, помогла бы найти его и Анне Карениной. Ее книга — попытка преодолеть осуждение общества и объяснить, что моногамный брак — далеко не единственный вариант жизни с партнером. Это может вызывать отторжение, звучать непривычно и даже шокирующе, но традиционная модель семьи подходит далеко не всем людям: той же Анне вовсе не обязательно было рушить разумный и вполне гармоничный брак с Алексеем Карениным. Возможно, как бы дико это ни звучало в приложении к реалиям XIX века, им достаточно было бы просто открыть отношения, чтобы быть счастливыми до старости. Или рассмотреть другой из десятков вариантов, которые предлагает Маша Халеви на основе историй своих читателей, исследований ученых и личного опыта.

Александр Чацкий — «Путешествие во френдзону» Катарины Романцовой

Александр Чацкий из «Горя от ума» возвращается в Москву, в дом старых друзей. Он рассчитывает на привязанность подруги детства Софьи и с порога ведет себя так, будто она обязана его любить. Собственно, почему? Потому ли, что он такой прекрасный и умный? Между прочим, Чацкий не писал Софье все три года, пока отсутствовал, так на что же теперь обижаться? Намеков Чацкий не понимает и вместо открытого разговора начинает мстить сопернику — с его точки зрения, приспособленцу и дураку Молчалину — и обесценивать чувство Софьи к нему.

ленивый персонаж русской классики. Смотреть фото ленивый персонаж русской классики. Смотреть картинку ленивый персонаж русской классики. Картинка про ленивый персонаж русской классики. Фото ленивый персонаж русской классикиИллюстрация к «Горю от ума». Художник Д. Н. Кардовский

То, что происходит с Чацким в доме Фамусова, сегодня называется циничным словом «френдзона». Вместо того чтобы выяснять отношения со всеми подряд, людьми чужими и неприятными, герою Грибоедова стоило бы сосредоточиться на поиске взаимопонимания с Софьей — близким человеком и когда-то своей возлюбленной. Именно в таком тоне с ней стоило бы и говорить, а не поучать свысока. Книга ему нужна с соответствующим названием — «Путешествие во френдзону» Катарины Романцовой. Это гид как раз для ситуации Чацкого — промежуточного и мучительного состояния между дружбой и любовью, в которое может попасть человек.

Автор помогает правильно оценить обстановку, разобраться в том, что происходит, и найти правильные стратегии разговора, будь то письмо или встреча. Катарина Романцова предлагает относиться к разрыву отношений как к путешествию, на котором есть свои важные остановки. Эти пункты тоже описаны метафорически: вот предприятие по производству прощальных сообщений (непременно надо посетить, без него никуда), а вот памятник «Не твоему человеку» — упражнение, которое нужно проделать с образом любимого, чтобы отпустить его и прожить свое горе.

По идее, именно такой нерукотворный памятник Чацкий и должен был воздвигнуть Софье, а потом перейти к главам о том, как правильно пережить отказ и вернуться к полноценной жизни.

Степан Плюшкин — «Очищение от хлама. Физического. Ментального. Духовного» Александры Чоран

Степан Плюшкин из «Мертвых душ» — еще одно нарицательное имя русской литературы. Гоголь описывал его как создание среднее между мужчиной и женщиной, потерявшее все индивидуальные черты, безумное и крайне неприятное. Его стиль жизни тоже оставляет желать лучшего, как о нем говорил другой персонаж поэмы Собакевич: «Восемьсот душ имеет, а живет и обедает хуже моего пастуха!» Плюшкин — пример человека, потерявшего себя в погоне за вещами и забывшего, зачем они, собственно, нужны. В его доме только два открытых окна, грязно, темно и нечем дышать. В комнате Плюшкина зачем-то собраны перья и бумажки. «Сено и хлеб гнили, клади и стоги обращались в чистый навоз, хоть разводи на них капусту, мука в подвалах превратилась в камень, и нужно было ее рубить, к сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль. Он уже позабывал сам, сколько у него было чего…» Короче говоря, портрет Плюшкина — отличная мотивация наконец провести генеральную уборку в квартире и помыть холодильник в довесок.

ленивый персонаж русской классики. Смотреть фото ленивый персонаж русской классики. Смотреть картинку ленивый персонаж русской классики. Картинка про ленивый персонаж русской классики. Фото ленивый персонаж русской классикиАлексей Серебряков в роли Плюшкина. Сериал «Мертвые души», режиссер Григорий Константинопольский, 2020 год. Источник: film.ru

Наверняка Плюшкину никто никогда не рассказывал про минимализм. Очевидно, знаменитой системы уборки жилья Мари Кондо тут будет маловато — беспорядок этого героя явно идет от головы. Автор и экстрасенс Александра Чоран выросла в доме такого Плюшкина, где всегда царил беспорядок — не только в быту, но и в делах, в расписании, в отношениях. Долгие годы ушли на то, чтобы вынести из своей жизни весь хлам, который мешал разглядеть истинные цели и ценности.

По мнению Александры Чоран, ненужные вещи сдавливают все сферы жизни, мешают думать, любить и работать. В книге «Очищение от хлама» она дает советы не только о том, как разобрать содержимое шкафов, но и как привести в порядок мысли и чувства — отряхнуть от пыли мечты, протереть внутреннюю оптику, выбросить в мусорное ведро негативные установки. После такой уборки появится и понимание того, как организовать пространство вокруг — сделать его уютным, красивым и соответствующим своему характеру и энергетике. Определенно после прочтения этой книги Плюшкин стал бы другим человеком, если бы только не потерял ее в своем бардаке.

Родион Раскольников — «Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки» Роберта Сапольски

Родиону Раскольникову из «Преступления и наказания» пришлось оставить учебу на юридическом факультете из-за нехватки средств. Хорошей библиотеки или мудрых людей поблизости тоже не было — только одиночество желтой комнатки, в которой спал Раскольников. Пришлось до всего доходить своим умом — как мы видим из сюжета романа, получилось не очень удачно. Пострадала старушка-процентщица, ее сестра Лизавета и Сонечка Мармеладова, которая поехала за Раскольниковым на каторгу. Всем кругом пришлось несладко, включая самого несостоявшегося юриста.

ленивый персонаж русской классики. Смотреть фото ленивый персонаж русской классики. Смотреть картинку ленивый персонаж русской классики. Картинка про ленивый персонаж русской классики. Фото ленивый персонаж русской классикиГеоргий Тараторкин в роли Раскольникова. Фильм «Преступление и наказание», режиссер Георгий Тараторкин, 1969 год. Источник: kinopoisk.ru

На самом деле по вопросам добра и зла у Раскольникова сегодня могла бы собраться целая библиотека качественного нон-фикшна: тут и «Психология зла» Джулии Шоу, и «Надзирать и наказывать» Мишеля Фуко, и «Почему хорошие люди совершают плохие поступки» Джеймса Холлиса, и «Эффект Люцифера» Филипа Зимбардо.

Джейн Эйр — «Безразличные матери. Исцеление от ран родительской нелюбви» Донны Фрейзер Глинн и Сьюзан Форвард

У Джейн Эйр из одноименного романа Шарлотты Бронте не было матери — ее родители скончались вскоре после рождения дочери. Девочку воспитывала тетка, о которой мало сказать «безразличная». Стоит вспомнить только знаменитый эпизод, в котором Джейн запирают в красной комнате, пока она не теряет сознание от рыданий. Потом Джейн отсылают в Ловудскую школу, где ей приходится терпеть постоянный голод, холод и физические наказания. Отсюда и все психологические травмы: на протяжении книги мисс Эйр считает себя некрасивой, обычной, недостойной восхищения, не ждет счастья и отвергает любовь.

ленивый персонаж русской классики. Смотреть фото ленивый персонаж русской классики. Смотреть картинку ленивый персонаж русской классики. Картинка про ленивый персонаж русской классики. Фото ленивый персонаж русской классикиМиа Васиковска в роли Джейн Эйр. Фильм «Джейн Эйр», режиссер Кэри Фукунага, 2011 год. Источник: imdb.com

Психологи Донна Фрейзер Глинн и Сьюзан Форвард больше 35 лет работают с женщинами, которым нанесли травмы жестокие родители. В книге «Безразличные матери» они пишут: «Девочка, которую критикует, игнорирует, оскорбляет или подавляет нелюбящая мать, становится взрослой и говорит себе, что она никогда не будет достаточно хорошей или любимой, никогда — достаточно умной, красивой или достойной успеха и счастья». Но главная отличительная черта такой несчастной девочки — уверенность в том, что любовь нужно заслужить. Много ли внимания Джейн уделяла своему комфорту и счастью? И чем именно она так привлекла мистера Рочестера? Уж не своей ли жертвенностью и низкой самооценкой?

Воспитание любви к себе и исцеление от ран — долгий путь. В книге показывают стратегии, которые помогут сначала отделить себя от родителя, а потом заново выстроить оценку своего «я» — уже свободную и ни от чего не зависящую. Авторы предлагают комплекс упражнений, которые помогут восстановить уверенность и выстроить более глубокую связь со своими эмоциями. Если бы мисс Джейн Эйр нашла эту книгу, забытую в библиотеке поместья каким-нибудь путешественником во времени, то ни сам мистер Рочестер, ни его подчас уничижительные оценки ей уже бы не понадобились. Самопожертвование и жизнь ради другого — это прекрасно, но только если это выбор, продиктованный настоящей любовью, а не желанием ее заслужить.

Источник

Лень как одно из качеств русского человека и специфика ее художественной реализации в русской литературе

Филологические науки

Похожие материалы

«Русская душа» является одной из определяющих и до нашего времени не раскрытых загадок русского человека. Ее непосредственное отражение как живой, изменяющейся и многогранной составляющей внутренней организации человека воплощают такие характерные черты как: милосердие, трудолюбие, жертвенность, отзывчивость, широта взглядов — все это малая часть того, что включает в себя понятие «русской души».

Деятельность каждого индивидуума находит непосредственное отражение в душе, и чем сложнее структура жизни народности, тем труднее вычленить ее составляющие. Русский философ Н.А Бердяев в «Судьбе России» пишет, что «душа русского человека не покрывается никакими доктринами и следовательно очень сложна для понимания и детального изучения». Рассмотрением данного проблемного вопроса занимались такие философы как: протоиерей Георгий Флоровский, И. А. Ильин, Н. А. Бердяев, Н.Я.Данилевский, С.А.Аскольдов и др. В ходе их работы были выделены следующие свойства присущие «русской душе»: эмоциональная свобода, многоярусность строения души, культурно-психологические превращения или перевоплощения, отзывчивость и чуткость и бесконечное искание смысла жизни.

«Русская душа» — это единое целое и динамично развивающееся национальное свойство. Н.А. Бердяев пишет, что подойти к разгадке тайны, скрытой в душе России, можно, сразу же признав антиномичность России, жуткую ее противоречивость. Согласно закону единства и борьбы противоположностей: постоянное изменение «русской души» и ее обогащение идет благодаря постоянному разрешению возникающих противоречий внутри ее микроструктуры, которую условно можно разделить на положительные и отрицательные элементы. Любовь, отзывчивость, широта, чуткость, эмоциональная свобода являются непосредственно проявлениями положительной стороны «русской души». Что же касается отрицательных элементов, то Н. А. Бердяев выделял: беспечность, недостаток инициативы, слабо развитое чувство ответственности, «женственная пассивность и лень. Такие же размышления встречаются и у Ильина. Он понимает их присутствие в «русской душе», но резко осуждает их, в противовес раскрывая основные положительные черты русской души такие как: щедрость, открытость, добродушие, гостеприимность и спокойствие.

Придерживаясь позиции Бердяева можно сказать, что русскому человеку свойственна лень, но она также, как и объединяющая сила русской души не была представлена как данность, а явилось следствием некой порожденной первопричины. В своем труде «Судьба России» Бердяев видит первоисточник человеческой лени во власти пространств и организующих управление органах.

Одним из факторов формирования лени является утрата личного и объедение его с общественным, тем самым, уменьшая роль ответственности за выполнение активных действий. Существует еще один фактор– позиция русского человека к вышестоящей власти. Русский человек в большем своем проявлении организуемый, чем организатор. «Русской душе» довольно трудно заставлять переходить из пассивной энергии в активную. Внутренняя судьба русского народа оказывала непосредственное влияние на формирование национальной души, так как внешнее является отражением внутреннего. Безграничные территории стимулируют только отсутствие самодеятельности и самодисциплины.

В «Апофеозе русской лени» Бердяев пишет, что никакой народ, кроме русского, не может «тихо отсидеться у оконца» и не трудиться, иначе он погибнет. Ленивое и пассивное существование человека выражает себя как божественно-обывательское и мистико-растительное, что в свою очередь противопоставляет себя ответственно-активному существованию. Данное утверждение Н. А. Бердяев комментирует как факт полусонного, не раскрывшегося человека и как следствие не окончательного формирования духовного потенциала русского народа.

Литература является зеркалом, отражающим все процессы протекающие в обществе. «Русская душа» является фундаментом для создания общенационального духа народа, поэтому проявление всех качеств души можно найти с времен фольклорных произведений. В русской народной сказке «По щучьему веленью» можно проследить черты проявляющейся лени. В начале сказки показано, как главный герой — Емеля относится к труду. «…Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет». Субъектами противостояния лени Емели выступают невестки, царь и Марья-царевна. Невесткам приходится упрашивать главного героя на выполнение трудовой деятельности. Мотиватором служат подарки, которые привезут братья «Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут».

Данная ситуация повторяется в случае с царским посланником «наибольшим вельможей»: «Набольший вельможа дал Емеле изюму, черносливу, пряников. Емеля, Емеля, царь тебе красный кафтан подарит, шапку и сапоги». Марья-царевна в отличии от предыдущих активных объектов сама олицетворяет собой мотивацивационную силу, воздействующую на Емелю. Сходный по потребностям с Емелей главный отрицательный персонаж сказки «Морозко» — «старухина дочь». Мотив вознаграждения без приложения особых усилий в данной сказке проявлен наиболее ярко. Выражение об обличение лени в главной отрицательной героине построен на принципе антитезы. В сравнение со «старухиной дочерью» выступает «старикова дочь» («Родная дочь что ни сделает — за все гладят по головке»).

Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» является не только ярким показателем социально-нравственных проблем общества, но и такой составляющей «русской души» как лени. В образе помещика Манилова находит выражение данный элемент души. Это демонстрируется отношением к подчиненным, которые в последствии становятся похожими на Манилова, в обстановке которая его окружает, в образе мышления персонажа. В беседе между Чичиковым, Маниловым и его приказчиком можно увидеть перенос апатии с хозяина на подчиненных. Количество «мертвых душ» не интересовало ни Манилова, ни его приказчика «Да, сколько числом?» (вопрос Манилова) «Да как сказать числом? Ведь неизвестно, сколько умирало, их никто не считал» (ответ приказчика).

В данной ситуации можно проследить такой свойство лени как заразность. Социальная обстановка создаваемая всеми субъектами взаимодействия порождает «ленное общество». Переходя непосредственно к анализу личности Манилова в начале можно отметить его первое описание писателем «…вот эти все господа, которых много на свете, которые с вида очень похожи между собою», данный комментарий показывает отсутствие индивидуальных проявлений характера, что дает дополнительную почву для формирования апатичной лени. Это можно проследить в его хозяйственной жизни. Факт полного отсутствия интереса к трудовой деятельности его крестьян и полное бесконтрольное предоставление им «свободы выбора» («Барин, позволь отлучиться на работу, подать заработать» «ступай», говорил он…и ему даже в голову не приходило, что мужик шел пьянствовать. Одним из подтверждений того, что Манилов является представителем «ленного общества» является проявление инфантильности, ярче всего выражающееся в мечтательности субъекта «…говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход …При этом глаза его делались чрезвычайно сладкими … впрочем, все эти прожекты так и оканчивались только одними словами». Для Манилова присущ стиль жизни здесь и сейчас, также как и актуальность другой деятельности превалирует над делами насущными. «Весьма часто (Манилов и его жена), сидя на диване, вдруг, совершенно неизвестно из каких причин, один оставивши свою трубку, а другая работу, если только она держалась на ту пору в руках, они напечатлевали друг другу такой томный и длинный поцелуй, что в продолжение его можно бы легко выкурить маленькую соломенную сигарку». Данные примеры, подтверждающие основные свойства лени дают возможность отнести Манилова к «ленному обществу», которое присуще «русской душе».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *