ленский а п биография
Александр Ленский
фотографии >>
биография
Ленский Александр Павлович
Русский актёр, режиссёр и педагог.
Родился 1 октября 1847 в Кишиневе в семье князя П.И.Гагарина и гастролирующей в России певицы Ольги Вервициотти.
С 1858 года после смерти родителей воспитывался в семье родственника, Корнелия Полтавцева, известного трагика Малого театра.
Первый спектакль сыграл в компании гимназистов. Удачей стала главная роль в водевиле Д.Т.Ленского «Час в тюрьме» (видимо, в честь имени автора своей первой роли артистом был выбран сценический псевдоним).
С 1865 по 1875 работал в провинциальных труппах. В 1876 был принят в Малый театр на амплуа «первых любовников». Но актёром были сыграны разнообразные роли, как лирико-романтического плана, так и комедийного, и углубленно-психологического.
С 1888 преподавал драматическое искусство в Московском театральном училище. С 1907 – главный режиссер Малого театра.
Умер 13 октября 1908 в Москве.
1869 и 1877 — «Много шума из ничего» Шекспира — Бенедикт
1869 и 1876 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского — Глумов
1870, 1876 — «Укрощение строптивой» Шекспира — Петруччио
1871 и 1876 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Чацкий
1871 и 1877 — «Гамлет» — Гамлет
1876 — Ричард III (1876; та же роль в Одессе в 1877),
1876 — «Дон Жуан» Мольера, перевод В. И. Родиславского — Дон Жуан (14 декабря 1876 в бенефис К. Ф. Берга)
1877 — «Венецианский купец» Шекспира, перевод Павлова — Бассанио
1877 — «Последняя жертва» А. Н. Островского (в бенефис Н. И. Музиля) — Дульчин[3]
1878 — «Бесприданница» А. Н. Островского (в бенефис Н. И. Музиля) — Паратов[3]
1878 — «Бесприданница» А. Н. Островского — Паратов
1879 — «Уриэль Акоста» К. Гуцкова — Уриэль Акоста
1879 — «Отелло» — Отелло (1879; та же роль в Киеве в 1888),
1879 — «Наш друг Неклюжев» А. И. Пальма —Неклюжев (25 ноября 1879 в бенефис С. П. Акимовой[6])
1881 — «Таланты и поклонники» А. Н. Островского — Великатов
1884 — «Тартюф, или Обманщик» Мольера — Тартюф
1887 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Фамусов
1887 — «Антоний и Клеопатра Шекспира, перевод С. А. Юрьева — Энобарб (26 января 1887 в бенефис Г. Н. Федотовой на сцене Большого театра; первая постановка в России)
1889 — «Эрнани» Гюго — дон Руй Гомес де Сильва (первая постановка в России)
1890 — «Новое дело» Вл. И. Немировича-Данченко — Столбцов
1891 — «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого — профессор Кругосветлов (12 декабря 1891 в бенефис Н. В. Рыкаловой)
1893 — «Волки и овцы» А. Н. Островского — Лыняев (27 января 1893, среда в бенефис М. П. Садовского)
1894 — «Дон Карлос» Ф. Шиллера — Филипп II (28 января 1894, пятница, в бенефис А. И. Южина)
1896 — «Цена жизни» Вл. И. Немировича-Данченко — Демурин (12 декабря 1896, четверг, в свой же бенефис)
1899 — «Закат» А. И. Сумбатова — князь Дубецкой (5 ноября 1899, пятница, в бенефис К. Н. Рыбакова)
1900 — «Дело» А. В. Сухово-Кобылина, пьеса шла под названием «Отжитое время» — Муромский
1903 — «Измена» А. И. Сумбатова — Ананий Глах
1905 — «Невод» А. И. Сумбатова — Светинцев
1905 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского — Мамаев
1906 — «Борьба за престол» Г. Ибсена — епископ Николае, перевод А. В. и П. Г. Ганзен (30 сентября 1906, суббота, в бенефис артистов 2-го разряда)
1908 — «Без вины виноватые» А. Н. Островского, в постановке А. П. Ленского же — Дудукин
8 января 1895 — «На пороге к делу» Н. Я. Соловьева; «Веер» К. Гольдони. Пер. с итальянок. Н. М. Спасского.
15 января 1895 — «Трудовой хлеб» А. Н. Островского.
10 декабря 1895 — «Пучина» А. Н. Островского.
17 декабря 1895 — «Гроза» А. Н. Островского.
21 января 1896 — «Женитьба» Н. В. Гоголя; «Ночное» М. А. Стаховича.
21 апреля 1896 — «Воевода (Сон на Волге)» А. Н. Островского.
29 сентября 1896 — «Каширская старина» Д. В. Аверкиева.
27 октября 1896 — «Недоросль» Д. И. Фонвизина; «За чем пойдешь, то и найдешь (Женитьба Бальзаминова)» А. Н. Островского.
3 ноября 1896 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского.
12 декабря 1896, четверг — «Цена жизни» Вл. И. Немировича-Данченко; «Господа театралы» Ив. Щеглова (И. Л. Леонтьева); «Я именинник» Оникса (в собственный бенефис)
19 октября 1897 — «Простушка и воспитанная» Д. Т. Ленского.
2 ноября 1897 — «Горячее сердце» А. Н. Островского.
16 ноября 1897 — «Бесприданница» А. Н. Островского.
27 декабря 1897 — «На бойком месте» А. Н. Островского.
28 декабря 1897 — «Бедность не порок» А. Н. Островского.
12 февраля 1898 — «Счастливый день» Н. Я. Соловьева и А. Н. Островского.
3 сентября 1898, НОВЫЙ ТЕАТР — «Ревизор» Н. В. Гоголя (с добавочными сценами).
8 сентября 1898, НОВЫЙ ТЕАТР — «Лес» А. Н. Островского.
? сентября 1898, НОВЫЙ ТЕАТР — «Бой бабочек». Ком. в 4 д. Г. Зудермана. Пер. с нем. Ф. А. Куманина.
27 октября 1898, НОВЫЙ ТЕАТР — «Таланты и поклонники» А. Н. Островского.
2 ноября 1898, НОВЫЙ ТЕАТР — «Без вины виноватые» А. Н. Островского.
5 ноября 1898 — «Счастье в уголке» Г. Зудермана, пер. с нем. Л. Н. Ленской; «Тяжелые дни» А. Н. Островского (в собственный бенефис А. П. Ленского).
24 ноября 1898, НОВЫЙ ТЕАТР — «Василиса Мелентьева» А. Н. Островского и С. А. Гедеонова.
27 декабря 1898, НОВЫЙ ТЕАТР — «Севильский цирюльник» Бомарше. Пер. с фр. М. П. Садовского.
16 февраля 1899, НОВЫЙ ТЕАТР — «Свадьба Фигаро» Бомарше.
31 августа 1899, НОВЫЙ ТЕАТР — «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» А. Н. Островского. Новые декорации Ф. А. Лавдовского (1-е д., 1 и 2-я к. 2-е д.) и И. Ф. Савицкого (2-я к. 3-е д. и 5-е д.). Пост. реж. А. П. Ленского.
5 октября 1899, НОВЫЙ ТЕАТР — «Сон в летнюю ночь». Ком. в 5 д. В. Шекспира. Пер. с англ. Н. М. Сатина. Музыка Ф. Мендельсона-Бартольди. Танцы поставлены М. П. Станиславской и В. Д. Тихомировым. Новые декорации И. Н. Феоктистова (5-е д.) и Ф. А. Лавдовского (2-е д.). Машины В. С. Хмелевского. Пост. реж. А. П. Ленского.
26 ноября 1899, НОВЫЙ ТЕАТР — «Хрущевские помещики» А. Ф. Федотова.
7 декабря 1899, НОВЫЙ ТЕАТР — «Игроки» Н. В. Гоголя.
1900 — «Мещанин во дворянстве» Мольера — на сцене Московского Большого театра
8 сентября 1900, НОВЫЙ ТЕАТР — «Снегурочка». Весенняя сказка в 4 действиях с прологом А. Н. Островского. Музыка П. И. Чайковского. Танцы поставлены Н. Ф. Манохиным. Новые декорации И. М. Смирнова (пролог и 4-е д.), Ф. А. Лавдовского (1-е и 2-е д.), П. П. Сергеева (3-е д.). Машины В. С. Хмелевского
18 октября 1900, среда — «Ромео и Джульетта» В. Шекспира. Пер. А. Л. Соколовского. Новые декорации Ф. А. Лавдовского (сад), И. Ф. Савицкого (остальные картины). Перемены декораций на поворотной сцене К. Ф. Вальца.
11 декабря 1900, НОВЫЙ ТЕАТР — «Около денег». Драма в 4 действиях, 5 картинах В. А. Крылова (обработка для сцены романа А. А. Потехина)
10 сентября 1901, НОВЫЙ ТЕАТР — «Разрыв-трава» Е. П. Гославского. Музыка А. Н. Шефера. Новые декорации И. Ф. Савицкого (1-е д.— дворцовый сад царя Хамка), И. М. Смирнова (2-е и 5-е д.— двор царя Зензевея), П. П. Сергеева (3-е д.— лес), К. Ф. Вальца (4-е д. — речная заводь). Машины В. С. Хмелевского.
18 октября 1901, НОВЫЙ ТЕАТР — «Горькая судьбина» А. Ф. Писемского.
28 января 1901 — «Кориолан» В. Шекспира. Пер. с англ. А. В. Дружинина. Новые декорации Ф. А. Лавдовского (в бенефис Г. Н. Федотовой)
21 февраля 1901 — СПЕКТАКЛЬ В ПАМЯТЬ Н. В. ГОГОЛЯ: «Утро делового человека». Сцены в 1 д. Н. В. Гоголя. «Отрывок». Сцены в 1 д. Н. В. Гоголя. «Разговор двух дам» Сцены из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»; «Лакейская». Сцены в 1 д. Н. В. Гоголя; «Тяжба». Ком. в 1 д. Н. В. Гоголя; «Апофеоз». Пост. реж. А. П. Ленского и А. М. Кондратьева.
2 сентября 1902 — «Школа злословия» Р.-Б. Шеридана. Пер. с англ. А. Погожевой.
6 сентября 1902, НОВЫЙ ТЕАТР — «Мертвые души». Переработка из поэмы Н. В. Гоголя А. А. Потехина и В. А. Крылова. Декорации А. Е. Цетельмана.
30 сентября 1902, НОВЫЙ ТЕАТР — «Рубль» А. Ф. Федотова.
22 октября 1902, НОВЫЙ ТЕАТР — «Виндзорские проказницы» В. Шекспира. Пер. с англ. А. Л. Соколовского.
31 октября 1905 — «Буря» В. Шекспира. Пер. с англ. Н. М. Сатина. Музыка А. С. Аренского. Декорации К. А. Коровина и Н. А. Клодта. Машинная часть К. Ф. Вальца.
7 февраля 1907 — «Над жизнью» Н. Г. Шкляра. Декорации А. Е. Цетельмана.
4 марта 1908 — «Без вины виноватые» А. Н. Островского.
1 сентября 1908 — «Франческа да Римини» Г. д’Аннунцио. Пер. с итальянск. размерами подлинника В. Я. Брюсова и Вяч. И. Иванова. Декорации Ф. А. Лавдовского (1-е и 2-е д.), Б. О. Гейкблюма (3-е, 4-е и 5-е д.). Костюмы по рисункам В. Я. Бушиной.
Александр Ленский «Душа Малого театра» (1847–1908)
Отцом будущего великого актера был князь Павел Иванович Гагарин, матерью – оперная певица Ольга Вервициотти. Интересно, что отец П.И. Гагарина, князь Иван Алексеевич, был женат вторым браком на великой трагической актрисе Екатерине Семеновой (см. отдельный очерк в этой книге). Да и сам Павел Иванович оставил незаурядный след в театральной истории – в частности, именно он стал основателем городского театра в Одессе. Там он и познакомился с английской певицей итальянского происхождения. Роман получился бурным, но другие Гагарины увлечение 49-летнего к тому времени Павла Ивановича иностранкой не одобрили, и в итоге пара была лишена всего состояния, кроме небольшого поместья Сасово Тамбовской губернии.
Незаконнорожденный потомок князя, носивший фамилию матери и до 1877-го формально считавшийся британским подданным, увидел свет 1 октября 1847 года в Кишиневе, до десятилетнего возраста воспитывался в семье отца, а после смерти матери – в доме ученика П.С. Мочалова, актера Малого театра Корнилия Николаевича Полтавцева, женатого на сводной сестре Ленского Елизавете. Вопреки ожиданиям, Полтавцев не обращал на воспитанника особого внимания, воспринимая его скорее как прислугу. Настоящим домом подростка были кулисы, и в 1865-м Александр сам вышел на сцену. Но вплоть до 1876 года он играл исключительно в провинции – Нижнем Новгороде, Саратове, Одессе, Казани, Тифлисе, Владимире. Именно во Владимире начинающий актер взял себе псевдоним «Ленский» – в честь известного в то время водевилиста и актера, первого Хлестакова на московской сцене Д.Т. Ленского, который, в свою очередь, позаимствовал псевдоним у пушкинского героя (актером стал и младший брат Александра Анатолий, выступавший как Ленский 2-й; в 1897-м псевдоним стал фамилией). Дебют в Москве состоялся в июле 1872 года, а четыре года спустя Ленский перешел в труппу Малого театра и был верен ему до самой смерти, за исключением проведенных в Александрийском 1882–1884 годов.
Александр Ленский в роли Гамлета
Начинал Ленский как водевильный актер; обладая прекрасным голосом, исполнял также партии в опереттах (Орфей в «Орфее и Эвридике» Ж. Оффенбаха) и операх (Всеслав в «Аскольдовой могиле» А.Н. Верстовского), но затем полностью переключился на драматическую сцену – начал играть «первых любовников» и именно в этом амплуа вышел на сцену Малого. Его дебютом стал Чацкий (1876) – неожиданно лиричный, лишенный бунтарства, но глубоко переживающий свою личную драму Неожиданным получился в исполнении Ленского и сдержанный, полный одухотворенности и скорби Гамлет (1877), который шел вразрез с привычной неистовой «мочаловской» трактовкой роли. И уж совсем непонятен и не близок московской публике оказался добрый, умный, тонко чувствующий и бесконечно одинокий Отелло (1879, постановка повторялась единственный раз в Киеве в 1888 г.), который после убийства Дездемоны молча кутался в плащ, грел ладони у огня и дрожал крупной дрожью. Зато большой успех сопутствовал Ленскому в ролях Петруччо («Укрощение строптивой» У. Шекспира, 1876), где он играл в паре с Г.Н. Федотовой, и Фамусова (1887). Пожалуй, первым из русских актеров Ленский сыграл Фамусова с теплотой и удовольствием, восхищаясь этим по-своему умным, глубоко вовлеченным в жизнь и много повидавшим человеком. Его Фамусов был близок и симпатичен зрителю. В исполнении Ленского роль была лишена малейших признаков резонерства, театральщины, он не читал текст Грибоедова как прозу и не декламировал его, а произносил так, что он казался абсолютно естественным и единственно верным. Неудивительно, что такая трактовка роли закрепилась в Малом театре на десятилетия, и даже предпринятая К. С. Станиславским попытка изменить рисунок роли (мхатовская постановка 1925 года) успеха не имела – московские театралы помнили Фамусова – Ленского и не изменили ему.
Простота и лиризм Ленского, его «совершенно исключительная сценическая мягкость» (Станиславский) и нежелание возводить своих героев на театральные котурны многим поначалу казались холодностью и вялостью, на фоне темпераментных партнеров актер зачастую выглядел бледновато, и его игра вызывала противоречивые отзывы. Благотворно повлияла на Ленского его сценическая партнерша М.Н. Ермолова, с которой Александр Павлович дебютировал в 1879 году. Окончательно талант Ленского оформился ко второй половине 1880-х. В XX век актер вступил признанным мэтром, звездой отечественного театра. Посмотрев его игру в роли епископа Николаса («Борьба за престол» Г. Ибсена, 1906), Л.М. Леонидов писал: «Так мог играть только великий, мировой актер». А К.С. Станиславский признавался: «Я был влюблен в Ленского – и в его томные, задумчивые, большие голубые глаза, и в его походку, и в его пластику, и в его необыкновенно выразительные и красивые кисти рук, и в его чарующий голос тенорового тембра, изящное произношение и тонкое чувство фразы, и в его разносторонний талант к сцене, живописи, скульптуре, литературе».
Над каждой ролью Ленский работал вдумчиво и тщательно. Он сам рисовал эскизы костюмов, обходился минимумом грима, особое внимание уделял мимике. О том, насколько мастерски владел артист лицом, свидетельствуют воспоминания современников: на спектаклях с участием Ленского плакали от переживаний глухонемые зрители, «читавшие» все происходившее на сцене по его мимике. «Творить без вдохновения нельзя, но вдохновение весьма часто вызывается тою же работой. И печальна участь художника, не приучившего себя в своей работе к строжайшей дисциплине: вдохновение, редко призываемое, может его покинуть навсегда», – писал актер. Этот завет Ленский старался привить своим ученикам в Московском театральном училище. Среди его воспитанников – герои этой книги Евдокия Турчанинова, Варвара Рыжова, Юрий Юрьев, Александр Остужев, Вера Пашенная…
Ленский прославился и как режиссер-постановщик. Его любимым драматургом был А.Н. Островский – в 1895–1908 годах он ставил его пьесы 16 раз. Одним из первых ветеранов русской сцены он почувствовал необходимость новой театральной стилистики и в 1898-м организовал так называемый Новый театр, где работал с молодыми актерами Малого. В принципах режиссерской работы Ленский был прямым предшественником К.С. Станиславского. В 1907-м актер был назначен главным режиссером Малого театра, но его неутомимая энергия, желание в краткие сроки кардинально пересмотреть творческие принципы театра вызвали непонимание как у дирекции, так и у труппы. Из любимого Храма театр превратился для Ленского в источник сплетен, кляуз, клеветы и интриг. В итоге актер принял трудное решение оставить родной ему Малый. Ему предложили поистине царские условия – жалованье 6000 рублей в год (колоссальные по тем временам деньги), любые постановки. Ученики составили коллективное письмо на имя Ленского, умоляя его не уходить… Но было уже поздно. Когда друг и родственник Ленского А.И. Сумбатов-Южин спросил у артиста, не переменит ли он своего решения, тот ответил: «Мне этот театр, со всеми их рожами, до того опротивел… когда я сегодня утром проснулся и почувствовал, что всему этому конец, что я свободен…» Жить после ухода Ленскому оставалось недолго – 13 октября 1908 года Александр Павлович скончался.
«С Ленским умерло все. Умерла душа Малого театра… С Ленским умер не только великий актер, а погас огонь на священном алтаре, который он поддерживал с неутомимой энергией фанатика» – так писала многолетняя партнерша Ленского М.Н. Ермолова. По завещанию А.П. Ленского он был погребен в его имении Селище недалеко от Киева, где актер в конце жизни проводил летние месяцы. В 1955 году прах великого артиста был перезахоронен в парке украинского города Канев.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Александр Ленский
фотографии >>
биография
Ленский Александр Павлович
Русский актёр, режиссёр и педагог.
Родился 1 октября 1847 в Кишиневе в семье князя П.И.Гагарина и гастролирующей в России певицы Ольги Вервициотти.
С 1858 года после смерти родителей воспитывался в семье родственника, Корнелия Полтавцева, известного трагика Малого театра.
Первый спектакль сыграл в компании гимназистов. Удачей стала главная роль в водевиле Д.Т.Ленского «Час в тюрьме» (видимо, в честь имени автора своей первой роли артистом был выбран сценический псевдоним).
С 1865 по 1875 работал в провинциальных труппах. В 1876 был принят в Малый театр на амплуа «первых любовников». Но актёром были сыграны разнообразные роли, как лирико-романтического плана, так и комедийного, и углубленно-психологического.
С 1888 преподавал драматическое искусство в Московском театральном училище. С 1907 – главный режиссер Малого театра.
Умер 13 октября 1908 в Москве.
1869 и 1877 — «Много шума из ничего» Шекспира — Бенедикт
1869 и 1876 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского — Глумов
1870, 1876 — «Укрощение строптивой» Шекспира — Петруччио
1871 и 1876 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Чацкий
1871 и 1877 — «Гамлет» — Гамлет
1876 — Ричард III (1876; та же роль в Одессе в 1877),
1876 — «Дон Жуан» Мольера, перевод В. И. Родиславского — Дон Жуан (14 декабря 1876 в бенефис К. Ф. Берга)
1877 — «Венецианский купец» Шекспира, перевод Павлова — Бассанио
1877 — «Последняя жертва» А. Н. Островского (в бенефис Н. И. Музиля) — Дульчин[3]
1878 — «Бесприданница» А. Н. Островского (в бенефис Н. И. Музиля) — Паратов[3]
1878 — «Бесприданница» А. Н. Островского — Паратов
1879 — «Уриэль Акоста» К. Гуцкова — Уриэль Акоста
1879 — «Отелло» — Отелло (1879; та же роль в Киеве в 1888),
1879 — «Наш друг Неклюжев» А. И. Пальма —Неклюжев (25 ноября 1879 в бенефис С. П. Акимовой[6])
1881 — «Таланты и поклонники» А. Н. Островского — Великатов
1884 — «Тартюф, или Обманщик» Мольера — Тартюф
1887 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Фамусов
1887 — «Антоний и Клеопатра Шекспира, перевод С. А. Юрьева — Энобарб (26 января 1887 в бенефис Г. Н. Федотовой на сцене Большого театра; первая постановка в России)
1889 — «Эрнани» Гюго — дон Руй Гомес де Сильва (первая постановка в России)
1890 — «Новое дело» Вл. И. Немировича-Данченко — Столбцов
1891 — «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого — профессор Кругосветлов (12 декабря 1891 в бенефис Н. В. Рыкаловой)
1893 — «Волки и овцы» А. Н. Островского — Лыняев (27 января 1893, среда в бенефис М. П. Садовского)
1894 — «Дон Карлос» Ф. Шиллера — Филипп II (28 января 1894, пятница, в бенефис А. И. Южина)
1896 — «Цена жизни» Вл. И. Немировича-Данченко — Демурин (12 декабря 1896, четверг, в свой же бенефис)
1899 — «Закат» А. И. Сумбатова — князь Дубецкой (5 ноября 1899, пятница, в бенефис К. Н. Рыбакова)
1900 — «Дело» А. В. Сухово-Кобылина, пьеса шла под названием «Отжитое время» — Муромский
1903 — «Измена» А. И. Сумбатова — Ананий Глах
1905 — «Невод» А. И. Сумбатова — Светинцев
1905 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского — Мамаев
1906 — «Борьба за престол» Г. Ибсена — епископ Николае, перевод А. В. и П. Г. Ганзен (30 сентября 1906, суббота, в бенефис артистов 2-го разряда)
1908 — «Без вины виноватые» А. Н. Островского, в постановке А. П. Ленского же — Дудукин
8 января 1895 — «На пороге к делу» Н. Я. Соловьева; «Веер» К. Гольдони. Пер. с итальянок. Н. М. Спасского.
15 января 1895 — «Трудовой хлеб» А. Н. Островского.
10 декабря 1895 — «Пучина» А. Н. Островского.
17 декабря 1895 — «Гроза» А. Н. Островского.
21 января 1896 — «Женитьба» Н. В. Гоголя; «Ночное» М. А. Стаховича.
21 апреля 1896 — «Воевода (Сон на Волге)» А. Н. Островского.
29 сентября 1896 — «Каширская старина» Д. В. Аверкиева.
27 октября 1896 — «Недоросль» Д. И. Фонвизина; «За чем пойдешь, то и найдешь (Женитьба Бальзаминова)» А. Н. Островского.
3 ноября 1896 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского.
12 декабря 1896, четверг — «Цена жизни» Вл. И. Немировича-Данченко; «Господа театралы» Ив. Щеглова (И. Л. Леонтьева); «Я именинник» Оникса (в собственный бенефис)
19 октября 1897 — «Простушка и воспитанная» Д. Т. Ленского.
2 ноября 1897 — «Горячее сердце» А. Н. Островского.
16 ноября 1897 — «Бесприданница» А. Н. Островского.
27 декабря 1897 — «На бойком месте» А. Н. Островского.
28 декабря 1897 — «Бедность не порок» А. Н. Островского.
12 февраля 1898 — «Счастливый день» Н. Я. Соловьева и А. Н. Островского.
3 сентября 1898, НОВЫЙ ТЕАТР — «Ревизор» Н. В. Гоголя (с добавочными сценами).
8 сентября 1898, НОВЫЙ ТЕАТР — «Лес» А. Н. Островского.
? сентября 1898, НОВЫЙ ТЕАТР — «Бой бабочек». Ком. в 4 д. Г. Зудермана. Пер. с нем. Ф. А. Куманина.
27 октября 1898, НОВЫЙ ТЕАТР — «Таланты и поклонники» А. Н. Островского.
2 ноября 1898, НОВЫЙ ТЕАТР — «Без вины виноватые» А. Н. Островского.
5 ноября 1898 — «Счастье в уголке» Г. Зудермана, пер. с нем. Л. Н. Ленской; «Тяжелые дни» А. Н. Островского (в собственный бенефис А. П. Ленского).
24 ноября 1898, НОВЫЙ ТЕАТР — «Василиса Мелентьева» А. Н. Островского и С. А. Гедеонова.
27 декабря 1898, НОВЫЙ ТЕАТР — «Севильский цирюльник» Бомарше. Пер. с фр. М. П. Садовского.
16 февраля 1899, НОВЫЙ ТЕАТР — «Свадьба Фигаро» Бомарше.
31 августа 1899, НОВЫЙ ТЕАТР — «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» А. Н. Островского. Новые декорации Ф. А. Лавдовского (1-е д., 1 и 2-я к. 2-е д.) и И. Ф. Савицкого (2-я к. 3-е д. и 5-е д.). Пост. реж. А. П. Ленского.
5 октября 1899, НОВЫЙ ТЕАТР — «Сон в летнюю ночь». Ком. в 5 д. В. Шекспира. Пер. с англ. Н. М. Сатина. Музыка Ф. Мендельсона-Бартольди. Танцы поставлены М. П. Станиславской и В. Д. Тихомировым. Новые декорации И. Н. Феоктистова (5-е д.) и Ф. А. Лавдовского (2-е д.). Машины В. С. Хмелевского. Пост. реж. А. П. Ленского.
26 ноября 1899, НОВЫЙ ТЕАТР — «Хрущевские помещики» А. Ф. Федотова.
7 декабря 1899, НОВЫЙ ТЕАТР — «Игроки» Н. В. Гоголя.
1900 — «Мещанин во дворянстве» Мольера — на сцене Московского Большого театра
8 сентября 1900, НОВЫЙ ТЕАТР — «Снегурочка». Весенняя сказка в 4 действиях с прологом А. Н. Островского. Музыка П. И. Чайковского. Танцы поставлены Н. Ф. Манохиным. Новые декорации И. М. Смирнова (пролог и 4-е д.), Ф. А. Лавдовского (1-е и 2-е д.), П. П. Сергеева (3-е д.). Машины В. С. Хмелевского
18 октября 1900, среда — «Ромео и Джульетта» В. Шекспира. Пер. А. Л. Соколовского. Новые декорации Ф. А. Лавдовского (сад), И. Ф. Савицкого (остальные картины). Перемены декораций на поворотной сцене К. Ф. Вальца.
11 декабря 1900, НОВЫЙ ТЕАТР — «Около денег». Драма в 4 действиях, 5 картинах В. А. Крылова (обработка для сцены романа А. А. Потехина)
10 сентября 1901, НОВЫЙ ТЕАТР — «Разрыв-трава» Е. П. Гославского. Музыка А. Н. Шефера. Новые декорации И. Ф. Савицкого (1-е д.— дворцовый сад царя Хамка), И. М. Смирнова (2-е и 5-е д.— двор царя Зензевея), П. П. Сергеева (3-е д.— лес), К. Ф. Вальца (4-е д. — речная заводь). Машины В. С. Хмелевского.
18 октября 1901, НОВЫЙ ТЕАТР — «Горькая судьбина» А. Ф. Писемского.
28 января 1901 — «Кориолан» В. Шекспира. Пер. с англ. А. В. Дружинина. Новые декорации Ф. А. Лавдовского (в бенефис Г. Н. Федотовой)
21 февраля 1901 — СПЕКТАКЛЬ В ПАМЯТЬ Н. В. ГОГОЛЯ: «Утро делового человека». Сцены в 1 д. Н. В. Гоголя. «Отрывок». Сцены в 1 д. Н. В. Гоголя. «Разговор двух дам» Сцены из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»; «Лакейская». Сцены в 1 д. Н. В. Гоголя; «Тяжба». Ком. в 1 д. Н. В. Гоголя; «Апофеоз». Пост. реж. А. П. Ленского и А. М. Кондратьева.
2 сентября 1902 — «Школа злословия» Р.-Б. Шеридана. Пер. с англ. А. Погожевой.
6 сентября 1902, НОВЫЙ ТЕАТР — «Мертвые души». Переработка из поэмы Н. В. Гоголя А. А. Потехина и В. А. Крылова. Декорации А. Е. Цетельмана.
30 сентября 1902, НОВЫЙ ТЕАТР — «Рубль» А. Ф. Федотова.
22 октября 1902, НОВЫЙ ТЕАТР — «Виндзорские проказницы» В. Шекспира. Пер. с англ. А. Л. Соколовского.
31 октября 1905 — «Буря» В. Шекспира. Пер. с англ. Н. М. Сатина. Музыка А. С. Аренского. Декорации К. А. Коровина и Н. А. Клодта. Машинная часть К. Ф. Вальца.
7 февраля 1907 — «Над жизнью» Н. Г. Шкляра. Декорации А. Е. Цетельмана.
4 марта 1908 — «Без вины виноватые» А. Н. Островского.
1 сентября 1908 — «Франческа да Римини» Г. д’Аннунцио. Пер. с итальянск. размерами подлинника В. Я. Брюсова и Вяч. И. Иванова. Декорации Ф. А. Лавдовского (1-е и 2-е д.), Б. О. Гейкблюма (3-е, 4-е и 5-е д.). Костюмы по рисункам В. Я. Бушиной.