леонова развитие коммуникативных навыков и речи у детей имеющих рас и другие нарушения развития
Леонова Ирина Владиславовна
Общая информация:
— автор методики и одноименного пособия «Развитие коммуникативных навыков и речи у детей, имеющих РАС и другие нарушения развития», автор статей и публикаций по темам: «Развитие коммуникации и речи детей с РАС», «Инклюзия»;
— исследователь и практик в области развития коммуникации и речи детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими нарушениями развития;
— аспирант ИСОиКР ГАОУ ВО МГПУ;
— опыт работы более 17 лет в области развития коммуникации и речи детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими нарушениями развития.
Как общаться с НЕГОВОРЯЩИМ ребенком? Особенности восприятия и мышления человека с РАС. Как сделать, чтобы ребенок сам хотел говорить? Организация речевой развивающей среды дома.Альтернативные и дополнительные средства коммуникации. Выбор и способы их введения в жизнь ребенка. Помогает или мешает развитию речи использование альтернативных средств общения (мифы и реальность)?
Развитие речи в онтогенезе. Этапы и принципы работы по развитию речи детей с РАС и другими особенностями развития. Развитие игровой деятельности и произвольности, как базы для функционального использования речи.
Приемы растормаживания речи. Предпосылки речевого развития. До вербальный этап развития речи. Установление и поддержание контакта (коммуникативные циклы). Формирование навыков общения.
Если ребенок говорит. Эхолалии, о себе во втором лице, скандированная (штамповая) речь ускользание речевых навыков, многократно повторяющиеся цитаты, неспособность использовать речь в общении. Особенности логопедической работы с детьми с РАС. Виды заданий и игр на развитие коммуникативных навыков и речи.
развитие речи детей раннего возраста.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ
1. «Магазин»
Вы можете отправить ребенка в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 1—2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5 —7. В этой игре полезно менять роли: и взрослый, и ребенок по очереди могут быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» и любые другие.
2. «Пары слов»
Предложите ребенку запомнить несколько слов, предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например, вы называете пары «кошка — молоко», «мальчик — машина», «стол — пирог» и просите запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями.
3. «Восстанови пропущенное слово»
Ребенку зачитываются 5 — 7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Ребенок должен назвать пропущенное слово. Вариант задания: при повторном прочтении можно заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например корова — теленок; близким по звучанию, например стол —стон); ребенок должен найти ошибку.
4. «Рыба, птица, зверь»
Лучше, если в этой игре участвуют несколько человек. Ведущий (сначала это должен быть взрослый) указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица. » Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать в данном случае птицу. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру, если ответ неверный — ребенок выбывает из игры. Названия не должны повторяться. Эту игру можно проводить в разных вариантах, когда дети называют, например, цветок, дерево и фрукт, мебель, имя.
5. «Повтори и продолжи»
Ребенок называет какое-нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, Каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце новое слово. Варианты игры: составление рядов из слов одной обобщающей группы (например: ягоды, фрукты, животные, мебель, посуда и т.д.); из определений к существительному (например: «Арбуз какой?» Ответы: «Зеленый полосатый, сочный, сладкий, большой, круглый, спелый, тяжелый, вкусный (и т.д.)»). Более сложным является задание на составление связного рассказа, когда каждый из участников, повторяя предыдущие предложения, добавляет свое.
6. «Запомни нужные слова»
Из предложенных фраз (рассказов) ребенок запоминает только те слова, которые обозначают: погодные условия, транспорт, растения и т. п.
7. «Зашифруй предложение»
Для запоминания даются короткие завершенные высказывания, например; «Волк выбежал из леса», «Дети играли во дворе» и т.д.
Попросите ребенка «зашифровать» предложение с помощью условных изображений так, чтобы запомнить его (например: волк + елка + стрелка и т. п.). В течение одного занятия рекомендуется давать для запоминания не более 2 — 3 фраз.
8. «Пиктограмма»
Ребенку читается текст. Для того чтобы его запомнить, он должен каждый смысловой фрагмент как-то изобразить (зарисовать). Затем ребенка просят по его зарисовкам воспроизвести рассказ.
9 «Придумай, как запомнить слова»
Объясните ребенку, что, для того чтобы хорошо запомнить материал, можно использовать такой прием, как классификация, т.е. объединение в группы похожих чем-то предметов.
Теперь предложите ему запомнить набор слов, используя этот принцип: роза, вишня, тюльпан, огурец, ель, слива, дуб, гвоздика, томат, сосна, яблоко; машина, картошка, самолет, огурец, троллейбус, помидор, солнце, лук, лампа, поезд, фонарь, свеча.
10. «Стенограф»
Для этого задания потребуются соответствующие картинки, лист бумаги и карандаш. Ребенку читается небольшой рассказ в течение 1 — 2 мин. В это время он должен обозначать:
· события (действия) — карточками с картинками, подбирая и выкладывая их, следуя за ходом рассказа;
· каждое предложение — чертой и затем указывать количество предложений в рассказе;
· каждое слово — одним штрихом и затем указывать количество слов в рассказе.
Необходимо научить ребенка таким широко известным мнемотехникам, как «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» (очередность цветов радуги), «Сегодня мы видим Землю много южнее склона Урала и Нептун с Плутоном» (порядок расположения планет Солнечной системы) и т.д.
Автор: А.В. Семенович
Список классической музыки, которую уместно давать слушать детям:
Хорошо ещё детям (ну, может, не совсем маленьким, а постарше) давать слушать классические хоры, в исполнение хороших детских хоров. Особенно рекомендую детский хор «Весна» и хор Хорового Училища мальчиков. Маленьким деткам хорошо дать послушать детские песенки в исполнение Большого Детского Хора.
Очень хорош мультфильм «Снегурочка» по мотивам пьесы А. Островского на музыку Римского-Корсакова в обработке Л. Шварца. Он, помимо всего прочего, приобщает к лучшим образцам классической музыке.
10 САМЫХ ВАЖНЫХ ПРАВИЛ ИГР С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА 1+
(по методике О.Н.Тепляковой).
Ольга Николаевна сформулировала эти правила, опираясь на собственный многолетний опыт развивающих игр и научные исследования раннего возраста. Попробуйте следовать этим рекомендациям, и Ваша игра с ребенком станет увлекательнее и более комфортной для Вас обоих.
ПРАВИЛО №1. Подготовьте пространство для игры. К примеру, если собрались потанцевать – освободите некоторую площадь пола от игрушек или выйдите в другую комнату! А если речь идет о рисовании, отодвиньте подальше все, что лежит на столе: Вашу записную книжку, ручку, зубочистки, крем, телефон. Это не только поможет не отвлекаться, но и предотвратит Ваши крики: «Ой, ай!» и /или запреты: «Не бери! Положи!».
ПРАВИЛО №2. Начинайте игру вовремя. Выберите удобное время, когда малыш сыт и доволен! Особенно важно это для младенцев, ведь они обладают небольшим запасом внимания и энергии на игру.
ПРАВИЛО №3. Играйте сами. Очень важно играть самому взрослому. Это необходимо хотя бы потому, что маленький ребенок может и не знать, как играть. Первые способы игры ему показывают мама и папа. Кроме того, малыши очень хорошо считывают эмоции и отношение взрослых, и с легкостью копируют поведение близких. Если Вы хотите, чтобы малыш играл, начинайте играть сами! Крайне важно это в играх с младенцами, дети младенческого возраста играют недолго и однообразно. Показывайте, как играть и получайте удовольствие от игры сами.
ПРАВИЛО №4. Позвольте ребенку наблюдать. Наблюдает ребенок не только за действиями, но и за эмоциями взрослого! И это особенно важно при взаимодействии с самыми маленькими. Есть также такой интересный психологический механизм: отсроченное воспроизведение. Совершенно необязательно ребенок повторит Ваше действие сразу, а вот через несколько дней Вы можете быть поражены: повторяет! А, может быть, в итоге, игра и не заинтересует ребенка: ничего страшного! Зато мы его не заставляли повторять прямо сейчас, и у него нет негативных эмоций по этому поводу.
ПРАВИЛО №5. Начинайте с простых игр и повторяйте любимые. Начинать надо всегда с самых простых игр, тем более, если дело касается младенцев. Малыши любят повторы, Вы легко можете повторить одно и то же действие несколько раз во время одной игры. Да и сами игры можно проводить повторно через несколько дней, знакомая игровая ситуация дарит малышу чувство комфорта и контроля.
ПРАВИЛО №6. Разговаривайте с ребенком во время игры. Обсуждайте с малышом то, что видите и делаете во время игры. Старайтесь разговаривать с ним на равных, по-взрослому. Разговаривайте ласково и разнообразно, даже если играете с очень маленьким ребенком!
ПРАВИЛО №7. Больше хвалите. Уверены, Вашего ребенка есть за что похвалить! За то, что кинул мяч, за то, что стучит сам ложкой по коробке, за то, что нарисовал травинки. При старайтесь избегать оценок личности малыша. Все таки, Вы – мамы и родные, наверняка любите малыша просто так, за то, что он есть в Вашей семье. Одобряйте его действия. Бесполезно и даже вредно критиковать за неправильные действия. Обращайте внимание ребенка на корректный способ действия и хвалите! Это работает.
ПРАВИЛО № 9. Не путайте игру и обучение. Взрослые часто путают игру и обучением. Особенно это опасно с самыми маленькими. Игра должна приносить Вам и малышу удовольствие, быть легкой! Не ставьте для ребенка никаких целей, воздерживайтесь от критики во время игры. Не стоит играть в плохом настроении, или когда Вы куда-то торопитесь. Учить мы еще могли бы и в дурном настроении и торопливо, а вот играть – не получится!
ПРАВИЛО № 10. Заканчивайте вовремя. Постарайтесь не затягивать игру. Чтобы ребенок и дальше хотел играть со взрослым, игры должны быть очень короткими! Если Вашему ребенку до года и он играет 30-60 секунд, это уже хороший результат. Дети постарше могут играть от 2 до 7 минут, и даже пары минут сосредоточенной игры достаточно для развития малыша. Слишком долгая игра не увлекает и развивает, а утомляет. Хороший способ закончить игру: похлопать в ладоши или отнести работу на выставку.
Дорогие родители детей с РАС (аутизм) и коллеги, которые работают с детьми. А так же эта информация будет полезна и самим уже взрослым молодым людям имеющим РАС.
В помощь Вам появились очень полезные издания по логопедии, вопросам коммуникации, письменной и альтернативной коммуникации с использованием гаджетов и книги по практической психологии.
Книги были написаны авторами-практиками известного московского центра реабилитации и знаменитыми психологами Европы, которые продолжают активно искать лучшие пути комплексной реабилитации детей с РАС, а так же людьми имеющими аутизм.
Ниже привожу список книг:
И.В. Леонова
«Развитие коммуникативных навыков и речи у детей, имеющих РАС и другие нарушения развития»
Издание адресовано специалистам, работающим в сфере реабилитации детей с РАС и другими нарушениями развития, логопедам, дефектологам, специальным педагогам, воспитателям инклюзивных садов, родителям детей с РАС и другими нарушениями развития и имеющих проблемы в развитии речевой сферы.
О.Б. Богдашина «Вопросы коммуникации при аутизме и синдроме Аспергера. Говорим ли мы на одном языке?»
Книга Ольги Богдашиной дает возможность познакомиться со спецификой восприятия внешнего мира людьми с РАС, помогает «войти в их мир» и посмотреть на все «их глазами».
Стивен Шор-книга автобиографическая.
«За стеной. Личный опыт: аутизм и синдром Аспергера»
Стивен Шор – один из самых ярких представителей сообщества взрослых людей с аутизмом. Этот уникальный человек прошел путь от ребенка с диагнозом «аутизм» до университетского профессора. Шор не говорил до возраста четырех лет, ему поставили диагноз «атипичное развитие с сильными аутистическими тенденциями». Врачи сочли его «слишком больным» для амбулаторного наблюдения и рекомендовали родителям поместить его в интернат. По счастью родители отказались это сделать. Сейчас Шор получил докторскую степень по специальной педагогике в Бостонском университете и работает в университете Адельфи в Нью-Йорке. Его специальность и профессия – помощь людям с расстройствами аутистического спектра в развитии их способностей в максимальной степени.
Письменная коммуникация с детьми, имеющими РАС и другие нарушения развития, с использованием компьютера
Вышла в свет книга «Письменная коммуникация с детьми, имеющими РАС и другие нарушения развития, с использованием компьютера» Инны Карпенковой, канд. соц.наук, психолога.
В данной работе автором проанализирована информация зарубежных изданий на русском языке по методу Facilitated Communication, а также описан опыт работы автора и специалистов Центра «Наш Солнечный Мир» в этом направлении альтернативной коммуникации.
И.Карпенкова «Тьютор в инклюзивной школе»
Книга кандидата социологических наук, психолога Центра «Наш Солнечный Мир», была создана на основе её 8-летнего опыта работы тьютором с детьми с ОВЗ. Представляет собой обобщённый и систематизированный материал о работе тьютора. В книге описаны цели и задачи работы, варианты отчетности, приёмы работы и примеры. Пособие будет полезно студентам психолого-педагогических специальностей, тьюторам, учителям и другим специалистам (в том числе и специалистам дошкольных учреждений), работающим в инклюзии, а также родителям детей, посещающих инклюзивные школы.
И.Карпенкова «Использование компьютера в развитии и социализации детей с особенностями развития».
Книга, написанная в формате методического пособия, содержит рекомендации по организации и проведению развивающих и коррекционных занятий с детьми, имеющими нарушения развития, с использованием компьютера и других устройств и приборов для печати. Особое внимание уделяется альтернативной коммуникации с неговорящими детьми, как методу, позволяющему наладить общение между ребёнком и взрослым.
ГАСТРОНОМИЧЕСКИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Веселые артикуляционные упражнения для детей, которые они будут выполнять с большим удовольствием, потому что все упражнения делаются со сладостями!
1. Высунь язык и продержи на нем соломинку как можно дольше.
2. Втягивай жевательную мармеладку-спагетти в рот через вытянутые в трубочку губы.
3. Ту же длинную мармеладку нужно зажать губами и натянуть рукой. И надо стараться удержать мармеладку губами!
4. Открой рот и постарайся удержать соломинку в равновесии на языке. Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя.
5. Сделай усы! Удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка.
6. А теперь делаем усы, удерживая соломинку губами.
7. Теперь задание потруднее: соломинку нужно удержать в вертикальном положении (почти), зажав один конец между нижними зубами и языком.
8. Удержи шарик-конфетку (или из сухих завтраков) в языке, как в чашке.
9. Пооблизывай чупа-чупс, когда он сбоку, сверху, снизу.
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА
☀ Игра 1. Попроси правильно
Цель: закрепить умение называть детенышей животных и действия. Материал: игрушечные бельчонок и котенок.
☀ Игра 2.Гуси
Цель: учить воспринимать глаголы на слух и выполнять действия, которые они обозначают.
Дети вместе со взрослым декламируют стихотворение, сопровождая декламацию игрой пальцами рук. Слова калмыцкой народной песенки.
— Где ладошки? Тут? Дети протягивают руки вперед
_ Тут. ладонями вверх.
— На ладошке пруд?
— Пруд.
— Палец большой — Загибают пальцы от большого
Это гусь молодой, к мизинцу.
Указательный — поймал,
Средний — гуся ощипал.
Этот палец суп варил,
Самый меньший — печь топил,
Полетел гусь в рот, Изображают полет руками.
А оттуда в живот. Притрагиваются кистями рук
к животу.
Вот.
Роняют руки вниз и свободно встряхивают ими.
Дети. Курочка-рябушечка, куда идешь?
Курочка. На речку.
Дети. Курочка-рябушечка, зачем идешь?
Курочка. За водой.
Дети. Курочка-рябушечка, зачем тебе вода? Курочка. Цыплят поить.
Они пить хотят.
На всю улицу пищат —
Пи-пи-пи!
После слов «на всю улицу пищат» дети-цыплята убегают от курочки и пищат (пи-пи-пи). Дотронувшись до пойманного ребенка, курочка произносит: «Иди к колодцу пить водицу». Пойманные дети выходят из игры. Игра повторяется с выбором новой курочки-рябушечки.
☀ Игра 4. Два брата
Цель: осваивать способы образования видовых пар глаголов. Материал: два игрушечных медвежонка.
Жили-были в лесу два брата — два маленьких медвежонка. Звали их Шустрик и Мямлик.
Взрослый показывает игрушки и делает паузы, дети должны подсказать подходящий по смыслу глагол.
Шустрик был веселый, послушный и всегда успевал все сделать вовремя. Мямлик был очень медлительный. У него не хватало време¬ни даже на любимые игры, поэтому он всегда грустил, а вот родители считали его непослушным. Как-то рано утром Шустрик проснулся и быстро встал, а Мямлик еще только. (встает). Шустрик оделся, а Мямлик. (одевается).
Дети, подскажите Мямлику, как сделаться веселым.
В этой игре можно использовать самые разные сюжеты: «На прогулке», «В лесу», «На реке», «На утренней гимнастике» и др. Варианты видовых пар глаголов: заправил постель — заправляет, умылся — умывается, почистил зубы — чистит, позавтракал — завтракает, пришел в школу — идет в школу, пообедал — обедает, сделал уроки — делает уроки, собрался на прогулку — собирается, лег спать — ложится и т.д.
☀ Игра 5. Добавь слово
Цель: формировать умение находить нужный по смыслу глагол. Материал: кукла Гена.
Игра начинается с беседы о том, как дети помогают родителям, что умеют делать.
К вам в гости пришел Гена. Он тоже любит помогать родным: бабушке, дедушке, папе, маме, братику и сестричке. А что именно умеет делать Гена, вы должны будете сейчас угадать.
Ге н а. Я умею постель. (убирать). Я умею пол. (подметать). Я умею пыль. (вытирать). Я умею посуду. (мыть). Я умею по-стель. (застилать). Я умею цветы. (поливать). Я помогаю стол. (накрывать). Я помогаю тарелки. (расставлять). Я помогаю вилки. (раскладывать). Я помогаю крошки. (сметать). Я помогаю комнату. (убирать).
РАЗВИВАЙТЕСЬ ВМЕСТЕ С НАМИ!
Нарушение фонематического восприятия
(Нарушение фонематического слуха)
Фонематическое восприятие — это способность воспринимать звуковой состав слова.
Дети с развитым фонематическим восприятием говорят чисто, так как их мозг чётко воспринимает все звуки речи. У детей с нарушением фонематического восприятия страдает не только звукопроизношение, но и само понимание речи, так как они не могут различить близкие по звучанию фонемы и слова с этими фонемами звучат для них одинаково, например: крыса-крыша, птица-пицца, рожки-ложки и тому подобное. Правильное развитие фонематического восприятия и фонематического слуха лежит в основе усвоения навыков чтения и письма. Восприятие и воспроизведение звуков – два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса. Чтобы правильно произносить звуки, необходимо уметь их четко различать.
В процессе слушания основную роль играет процесс обработки слуховой информации, что в итоге дает нам возможность обучаться и развивать когнитивные навыки. Фактически, мы слышим нашим мозгом, а не ушами. Уши являются приемником и передатчиком в мозг «необработанной» информации для дальнейшего её анализа. Если нарушений нет, то слуховые центры мозга быстро и корректно производят расшифровку.
Качество интерпретации поступающей в мозг информации зависит от уровня навыков слухового восприятия / обработки. В возрасте до трех лет мозг является наиболее восприимчивым для развития языковых навыков. В этот период в языковых центрах мозга запечатляется информация, состоящая из различных слов и звуков.
Важно понимать, что если у вашего ребенка действительно есть нарушения слухового восприятия (НСВ), то вряд ли он сможет справиться с этими проблемами без соответствующего вмешательства. Если вы заметили характерные симптомы нарушения фонематического слуха, обязательно обратитесь к специалисту. Современные методики прекрасно справляются с этой проблемой. Трудность заключается в том, чтобы подобрать подходящую методику обучения, учитывая, что существует довольно много вариантов. Необходимо понимать, что не все программы устраняют основные причины нарушения фонематического восприятия, а работают только с последствиями этих нарушений. Это все равно, что накачивать прохудившуюся шину — можно очень интенсивно работать насосом, но это бессмысленно, пока не залатана дыра. Современные специалисты и родители прибегают к новым методикам, развивающим фонематический слух, таким, как компьютерная коррекционная программа Fast ForWord. На сегодняшний день есть программа Fast ForWord является одной из самых эффективных коррекционно-развивающих программ, помогающих устранять первоисточник нарушения фонематического восприятия за счет использования запатентованной технологии цифровой обработки речи.
Формирование навыков коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра
Дистанционный курс повышения квалификации (36 часов)
Руководитель программы — Леонова Ирина Владиславовна, логопед высшей квалификационной категории
Целевая аудитория: логопеды, дефектологи, учителя начальной школы, воспитатели, тьюторы, а также специалисты из сферы реабилитации и социальной адаптации
Форма обучения: очно-заочная с применением дистанционных образовательных технологий
Сроки обучения: 29 апреля — 06 июня 2021 г.
Итоговый документ — Удостоверение о повышении квалификации установленного образца
Стоимость обучения: 2500 руб.
Предварительная регистрация
на мероприятие
В рамках курса раскрывается концепция комплексной профессиональной помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС), освещаются современные подходы к реабилитации и социальной адаптации детей различных возрастных групп, подробно рассматривается диагностический инструментарий.
Слушатели приобретут знания и практические навыки взаимодействия с указанной категорией детей, успешного включения ребенка с РАС в инклюзивную образовательную среду
Содержание программы:
По окончании курсов слушатели научатся:
Организация занятий
Занятия будут проходить по четвергам в виде онлайн вебинаров. Начало в 18:30 по московскому времени. В рамках курса запланировано 6 встреч продолжительностью 1,5-2 часа. Вы также получите дополнительные материалы для самостоятельной работы.
Для участия в занятиях Вам потребуется компьютер или ноутбук, а также наличие устойчивого канала интернет связи.
Если Вы не сможете присутствовать на занятии онлайн или захотите вернуться к какой-либо теме и изучить ее более подробно, можно будет посмотреть материал в видеозаписи. Записи занятий будут доступны в течение всего времени обучения на курсе.
Порядок зачисления
Для зачисления на обучение необходимо заполнить заявление, оплатить стоимость курса до начала занятий, а также прислать подтверждающие документы на эл. почту reg@specped.ru:
На обучение по программам повышения квалификации могут быть зачислены лица, имеющие или получающие высшее и/или среднее профессиональное образование (выпускники или студенты вузов и сузов).
Итоговая аттестация
Итоговая аттестация проходит в виде тестирования. После успешного прохождения итоговой аттестации, Вы сможете получить Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.
Студенты вузов или ссузов получают справку и сертификат об освоении дополнительной профессиональной программы. Сертификат можно будет заменить на удостоверение о повышении квалификации после предъявления диплома о высшем или среднем профессиональном образовании.
Порядок выдачи документов
Скан копию документа о повышении квалификации мы высылаем на электронную почту в течение 5-7-ми дней после окончания курса. Оригинал удостоверения выдается через 7-10 дней после окончания курса, получить можно лично, по доверенности либо по почте заказным письмом (указываем трек-номера для отслеживания). Почтовые расходы оплачиваются отдельно и составляют 250 руб. Подробнее