лепешкинское кладбище орел история
Кладбища Орла
Новые кладбища
Наугорское кладбище
В связи с нехваткой мест на старых городских кладбищах в середине 1970-х годов за городом по Наугорскому шоссе было выделено место для устройства нового Наугорского загородного кладбища. Территория кладбища со временем расширялась. В 1999 году был дополнительно выделен участок площадью 19 га, в 2003 году новый участок площадью 17,4 га. В 2003 году все участки объединили в единый, общая площадь которого составили более 36 гектаров. В 2009 году рядом открылась новая часть кладбища площадью 17 га на 40000 захоронений. В 2005 году, после получения благословения от Орловского архиепископа Паисия, по инициативе председателя приходского совета Иверской церкви Н. Е. Дёминой на средства Иверского прихода построили кладбищенскую церковь во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Постановлением администрации города в 2009 году Наугорское кладбище утверждено действующим общественным кладбищем города Орла.
Лужковское кладбище
В 1980 году по решению Орловского исполкома областного Совета народных депутатов был выделен земельный участок для устройства нового Лужковского кладбища. На территории кладбища в феврале 1998 года была освящена, приписанная к Смоленскому храму, часовня во имя великомученика Димитрия Солунского, сооружённая по проекту архитектора Г. Т. Ракитина. В 2009 году постановлением администрации города Лужковское кладбище утверждено как общественное с ограниченным использованием.
Старинные, ныне сохранившиеся кладбища
Иоанно-Богословское кладбище
Лепёшкинское кладбище
Ещё одно древнее кладбище, недавно действующее, в настоящее время вошедшее в черту города — это Лепёшкинское, находящееся на границе г. Орла и территории Платоновского сельского поселения Орловского района. Оно появилось в XVI веке у села Старцево (бывшее Лепёшкина) на берегу ручья Леженка и располагалось вокруг приходской церкви Николая Чудотворца. Упомянуто в писцовой книге Орловского уезда за 1594–1595 гг. Существующий двухпрестольный каменный храм и во времена Советской власти никогда не закрывался. В 2009 году утверждено в качестве закрытого общественного кладбища города Орла[1][8].
Крестительское кладбище
Приходская Крестительская церковь. После запрета Сенатом (в связи с эпидемией чумы 1770 года) использовать территорию городских приходских церквей для захоронений, в юго-западной части города в 1772 году создаётся кладбище, на месте которого стояла небольшая часовня во имя св. Иоанна Крестителя. И кладбище стало называться Крестительским. Оно является самым старым городским из существующих ныне в Орле. В 1774 году на нём была заложена и в 1777 построена на пожертвования мирян каменная церковь во имя того же святого. Со временем храм подстраивался и расширялся. В 1884 году кладбище обнесли кирпичной оградой. Рядом с церковью хоронили священнослужителей. Первым был похоронен иконописец диакон Марко. Рядом находятся могилы митрополита Орловского и Брянского Палладия (1896–1976) и архиепископа Орловского и Брянского Варфоломея (1928–1988), архиепископа Николая Петровича Поликарпова (1887–1938) — отца авиаконструктора Н. Н. Поликарпова. В 1812 году здесь хоронили умерших от ран французских и русских солдат. Захоронены многие известные орловцы: участник русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Д. П. Джунковский (1851–1953), краеведы Я. И. Горожанский (1858–1913) и П. В. Сизов (1931–1989), писатель Л. Н. Афонин (1918–1975), архитектор Александр Самсонович Тодоров (1879–1949), художник Вячеслав Алексеевич Пуршев (1935–1967), известные купцы Калашниковы, Сухановы, Серебренниковы и другие. На кладбище захоронен юродивый Афанасий Андреевич Сайко. На южной стороне находится мемориальное воинское захоронение воинов, погибших при освобождении Орла в 1943 году. В 2009 году Администрацией города принято постановление о включении кладбища в перечень закрытых на территории города.
Троицкое кладбище
Троицкая церковь. После учреждения в 1778 году Орловской губернии и утверждения регулярного плана Орла, в 1779 году был произведён отвод кладбищенского земельного участка на северной окраине города. Первоначально в народе его называли «дворянским». Сразу за главными воротами старинной кузнечной работы находится кладбищенская церковь, строительство которой началось в 1823 году и в 1828-м она была освящена в честь святой Живоначальной Троицы. Церковь представляет интерес не только как памятник архитектуры, но и тем, что в юго-восточном алтарном приделе покоится прах Героя Отечественной войны 1812 года Алексея Петровича Ермолова. Внутри церкви у алтаря находится беломраморная статуя Христа, автором которой, предположительно, является скульптор Антокольский. Справа у церкви в 2006 году установлен памятник из чёрного мрамора уроженцу Орловщины — основателю московской гистологической школы А. И. Бабухину (похоронен в Москве). Рядом с церковью захоронен известный орловский краевед Гавриил Михайлович Пясецкий. На кладбище также похоронены краевед А. Г. Пупарев, генерал-майор М. П. Пучковский (ум. в 1911), орловский банкир В. Э. Ромер (1840–1907), священнослужители Н. И. Корольков (1823–1883) и И. И. Крылов (1846–1911). В Советское время здесь также хоронили известных орловцев: краеведов, артистов, строителей, работников культуры, директоров предприятий, представителей органов партийной и государственной власти. В состав кладбища на западной его стороне входит захоронение воинов, погибших при освобождении Орла в 1943 году, орловских партизан, красноармейцев Гражданской войны. На северной стороне за оградой размещались тюремное кладбище и кладбище самоубийц. На Троицком кладбище имелось множество монументальных памятников из бронзы, чугуна, цветного гранита и мрамора. Многое не сохранилось. Но и то, что сохранилось, представляет редкий мемориальный ансамбль историко-культурной значимости. В 2009 году кладбище включено в перечень закрытых на территории города[9][3][6].
Афанасьевское кладбище
Находится в восточной части города на улице Емельяна Пугачёва. В 1844 году после опустошительного городского пожара 1843 года Введенский женский монастырь с древнего Афанасьевского погоста (ныне здесь располагается типография «Труд» и сквер Артиллеристов) был переведён на новое место на улицу 1-я Курская к приходской Христорождественской церкви. Указом Сената от 27 февраля 1887 года при этом монастыре было основано новое кладбище, которое по указу Орловской духовной консистории от 9 января 1890 года стало именоваться новым Афанасьевским. Название сохранилось по старому погосту, где ранее находился женский монастырь. На кладбище кроме умерших монахинь хоронили также и жителей близлежащих окрестностей. Старое Афанасьевское кладбище было упразднено и заброшено. Во время строительства зданий по улице Болховской (сегодня ул. Ленина) на окраине старого погоста около Орлика было обнаружено много захоронений и деревянных долблёных гробов. Кладбищенская деревянная церковь во имя Воскресения Христа была построена в Москве, а затем перевезена в Орёл и освящена 23 июля 1895 года. В народе эту церковь называли как и кладбище — Афанасьевской. В 1996 году церковь сгорела. На её месте была построена и в 2001 году освящена новая кирпичная. С 2009 года решением администрации Орла кладбище включено в перечень закрытых на территории города.
Лепешкинское кладбище орел история
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Крестительское кладбище – старейшее из сохранившихся кладбищ Орла. Оно открыто в 1772 году. В его центре стоит небольшая кирпичная церковь типа восьмерик на четверике, построенная в 1774-1777 годах. В 1827 году к ней были пристроены трапезная со Скорбященским и Казанским приделами, и колокольня со шпилем. В 1884 году кладбище обнесли кирпичной оградой.
Так оно выглядит сейчас.
Рисунок из книги Церкви и монастыри города Орла. – Орёл: Фолиант, 1998
Первый раз храм закрыли в 1938 году. В 1942 его снова открыли на два года. В 1944 году его закрыли и разграбили, в дальнейшем предав под склад. Около 1963 года церковь отдали верующим взамен закрытой Богоявленской церкви, перевезя из нее иконостас и часть утвари. С тех пор церковь на Крестительском кладбище не закрывалась.
Храм ближе.
В конце 19 века при церкви действовала двухэтажная каменная богадельня. До наших дней она не сохранилась, но, судя по всему, стояла на месте нынешней воскресной школы.
Школа новая, а козырек-то старый.
Много легенд связано со старым Крестительским кладбищем. По одной из них в 1812 году на кладбище, в братских могилах, по 200 человек, хоронили умерших от ран французских и русских солдат. Местонахождение их сегодня неизвестно. По другой, и самой забавной из всех, в конце 19 века некий купец по фамилии Широков купил себе там еще при жизни склеп и иногда ночевал в нем, запоздав вернуться, домой до темноты. Жаль, но, ни склепа, ни даже могилы с такой фамилией найти не удалось.
Соседние с кладбищем улицы были местом поселения купцов и мелких торговцев, по близости один из старых рынков – Щепной, поэтому в основном здесь купеческие и мещанские могилы. Дворян, было больше на Троицком кладбище.
Повествование об исторической части кладбища начну с обещанного рассказа о своих первых «тафофильских» прогулках.
Первый раз я пришла на Крестительское кладбище с папой. Конечно не специально, а на похороны, но слишком рано. Остальные еще не приехали. Было раннее утро. Сильный туман. На кладбище никого. Над старым заросшими оградами в тени деревьев было еще совсем темно. Но как, ни странно я совсем не боялась. И когда чтобы занять меня отец стал показывать старинные надгробия, мне было очень интересно. Представьте себе картину: по темным закоулкам старого кладбища, в густом утреннем тумане, ходит бородатый мужчина купеческого вида, с маленькой девочкой. Оба в черном. Может оно и к лучшему, что никого не было рядом. :0))
Потом правда пришли служители из церкви, пустили нас внутрь. В это время она была на реставрации. Там были старые фрески в лесах… Яркие детские впечатления, запомнились на всю жизнь.
Потом я сюда приходила еще несколько раз, уже с обоими родителями. «Посетив родственников», весь день мы бродили по исторической части некрополя. Родители о чем-то говорили, а я слушала, но из этих разговоров мне мало что запомнилось. А вот старые надгробия, склепы, кресты и ангелочки запомнились хорошо. Их я и пыталась найти, когда пришла на кладбище, уже осознанно с конкретной целью и фотоаппаратом.
Детские впечатления, почти 20 лет спустя, были хотя и яркими, но больше эмоциональными, не конкретными. Поэтому бродя среди старых могил, я открывала для себя Крестительское кладбище так, словно впервые пришла сюда.
Общее впечатление – запущенность. Много заброшенных могил. Но для старых кладбищ это нормально. За этим на них и ходят тафофилы.
Много старых надгробий лежит на боку, словно сметенное каким-то невидимым потоком, разбито, засыпано землей. Но цунами и селей в наших краях не бывает, все это дело рук человеческих.
Вот старый памятник с отчетливым следом от удара.
Колонна больше чем на половину вросшая в землю. Надписи почти не разобрать.
Судя по этим памятникам, и тому насколько они вошли в землю, их ломали давно, может сразу после революции.
Не знаю, есть ли под этими плитами и упавшими памятниками могилы, или их пытались перенести и бросили на полпути, но по иным тропинками между оградами нельзя пройти, не став ногами на какую-нибудь плиту.
Есть совсем разбитые, как вот этот из красного гранита.
Огромный саркофаг вросший в землю.
Таких плит особенно много разбросано повсюду. Некоторые стоят около оград, лежат в кучах с мусором. Наверно они были дополнением к надгробиям и лежали непосредственно на могилах. Почти все с крестом, копьем и губкой. Есть и тонкие и толстые, как аналог резных саркофагов. Они конечно скромнее памятников, но есть и в них свое очарование.
Все они приблизительно около метра длиной. А вот эта просто огромная около двух метров.
В этом году я ходила на Крестительское несколько раз. Весной много поснимать не удалось, да и настроение сильно портилось от огромных куч мусора у входа, на тропинках за церковью и даже на могилах.
Летом, в мое второе посещение в рамках заседания «кружка Юный тафофил», часть мусора убрали, но в глубине он остался. Может потом уберут?
В это посещение мы с avit_al отсняли почти все старые надгробия. И чуть сами не полегли там же, не рассчитав имеющихся у нас силёнок. :0))) Жаль что ни у кого из нас не было там семейного склепа, а то можно было бы передохнуть и утром с новыми силами продолжить.
На месте одной из весенних куч мусора, летом обнаружился такой вот красивый памятник из дивного гранита, переливающегося на солнце всеми цветами радуги. Кажется его, я помню еще целым.
Как-то уже в другое посещение. На заурядном советском памятнике, матери одного высокопоставленного военного обнаружила вот такой крест из радужного гранита. Где же я уже видела такой гранит? Ах да…
К еще одному памятнику в ворохе сухих листьев я никак не могла подобраться, так он перегорожен оградками. А когда, наконец, подошла, пришлось еще его раскапывать чтобы имена прочесть. Видимо из-за скола, употребить его по-новому нельзя, да и нести тяжело.
А такого повторного употребления здесь тоже в избытке. Новые и очень новые захоронения в старых оградах.
Подселения, когда к старому захоронению добавляют современные. Получается коммуналка с уплотнением.
Есть и «подселенные» могилы запущенные. И крест старый покосился и обелиск со звездой. Все проходит.
Часто и памятники в ход идут. Старую табличку сбивают, надпись соскабливают, или просто крепят новые таблички поверх прежней надписи. И после смерти, несчастным купцам, строившим и украшавшим наш город, не избежать гонений и грабежа от «новых хозяев жизни».
Вот и Архиепископов не постеснялись подселить к могилам купеческого семейства Поздневых.
Есть правда и редкие ухоженные могилы столетней давности. То ли семейство купеческое уцелело в круговерти 20 века и продолжает жить в городе, ухаживая за семейным некрополем. То ли родственники новых «соседей» попались честные и не забывают и о прежних хозяевах участка. В любом случае, хорошо сохранились и ухожены только те надгробия, которые находятся на действующих участках. Таких, на кладбище тоже не мало. Я расскажу о них в следующих частях отчета.
Общее впечатление от кладбища дополняет местная живность. Степенные коты и сурьезные котята, шныряющие среди старых плит и оград. Последние следили за нами почти все время прогулки. Еще бы, не известно когда в следующий раз на живых будет возможность поглядеть. :0))
Вороны и галки, певучие. Тоже интересовались.
Ну и растительный мир, стараниями администрации (точнее их отсутствием) тоже богатый. Высокие деревья, огромные папоротники, дикий виноград, разнотравье и даже полевые цветы. Не кладбище, а дикое поле.
Такое вот впечатление производит старая часть Крестительского кладбища. Подробно, за один раз о нем не рассказать. Поэтому самые красивые памятники, склепы и ограды, биграфии людей под ними лежащих, я приберегла на потом. Продолжение будет обязательно.
Церкви и монастыри города Орла. – Орёл: Фолиант, 1998
Еремин В.П. Православные церкви монастыри города Орла. // Сборник Орловского церковного историко-археологического общества. № 2 (5), 2001.
«Архитектурные древности Орловщины». Орел: Вешние воды, 1998.
Кладбища г. Орла
Иоанно-Богословское кладбище, с. Платоново
Крестительское кладбище, г. Орел, ул. Карачевская, д. 97а
Лужковское кладбище, г. Орел, ул. Итальянская
Афанасьевское кладбище, г.Орёл, пер. Левоовражный
Троицкое кладбище, г. Орёл, ул. Лескова, д. 17
(4862) 416-703
Лепёшкинское кладбище, Орловская область, Орловский район, село Лепёшкино (Старцево)
Наугорское кладбище, г. Орёл, Наугорское шоссе
Старое еврейское кладбище, г. Орёл, около ул. Энергетиков
Иоанно-Богословское кладбище, г. Орёл, ул. Иоанно-Богословское кладбище, 1
Морг Горспецритуал, Орел, ул. Приборостроительная, д.33А 8‑910‑748‑00‑64, 48‑00‑64 (круглосуточно)
В нашем материале найдем ответы на популярные вопросы.
Документы, по которым Вы сможете забрать тело из морга.