лермонтов бородино история создания
Краткая история создания стихотворения «Бородино» Лермонтова
Отечественная война 1812 года. Это не только событие, которое характеризуется горечью, лишениями и потерями. Это ярчайший пример демонстрации силы простого русского народа, взлета патриотического духа. Чтобы дать отпор вражеским захватчикам, люди сплотились. Персонажам не Важно было, какие у них чины и сословия. Им важно было, какую общую цель они преследуют.
В стихотворении «Бородино» описано одно из центральных сражений с войском Наполеона, состоявшееся под Москвой. Это событие нашло отражение не только в литературе, но и в картинах художников. «Бородино» считается гимном русского патриотизма. Поколение людей, которые сражались против Наполеона, принимало активное участие в жизни российскими обществами. Со многими победителями Михаил Юрьевич Лермонтов был знаком лично. Ещё в детские годы писатель был наслышан о подвигах простого народа. Автору рассказывали свои строим ветераны войны — крестьяне. Именно в это время у великого писателя зародилась мысль написать стихотворение о главном сражении с Наполеоном. К тому же двоюродный дед Михаила Юрьевича — Афанасий Алексеевич Столыпин — принимал непосредственное участие в Бородинском сражении.
Писатель был младше своего родственника на 26 лет. Несмотря на это между ними были доверительные отношения. «Скажи-ка, дядя». Именно это обращение написано автором в начале стихотворения. Оно и адресовано его двоюродному деду. Читателю сразу становится понятно, что в произведении представлены не придуманные события, а рассказанные из первых уст истории. Кроме того, Михаил Юрьевич описал моменты, которые поведал ему близкий человек, у которого не было задачи приукрасить действительность или передать неправду.
М.Ю. Лермонтов написал несколько вариантов стихотворения, посвящённого героям Бородинского сражения. Первое произведение автор создал, когда ему было все 16 лет. Дарование поэта мужало с каждым годом. Когда Михаилу Юрьевичу исполнилось 25, он вновь взялся за перо. Теперь сражение у села Бородино было описано с другой стороны. Это и стало окончательным вариантом стихотворения «Бородино». Двадцатипятилетний поэт представлял собой уже сформировавшуюся личность с чёткими взглядами на жизнь. Его стихотворение — это памятник героям-победителям Бородинского сражения.
Произведение «Бородино» является одним из самых знаменитых стихотворений об Отечественной войне 1812 года. Михаил Юрьевич Лермонтов перед созданием своего шедевра долго размышлял о силе простого народа, о его серьёзном подвиге. Поэт попытался высказать своё мнение относительно причин победы в этом нелёгком сражении. Роль простого народа в этом событии сложно переоценить. Именно русские люди вынесли на себе всю тяжесть потерь и лишений военного времени. Однако народ и не думал сдаваться. Люди готовы были ценой своей собственной жизни спасти ближнего, оказать помощь нуждающемуся.
Главная идея, которая проходит через все стихотворение, заключается в том, что не только благодаря блестящему таланту Кутузова, слаженным действиям офицеров и генералов, отвагой и доблестью рядовых бойцов была разгромлена армия Наполеона. Особую значимую роль сыграл простой народ. Люди сплотились воедино против иноземного захватчика. Народ проявил стойкость, силу духа и веру в свою правоту. Воинский дух русской армии был намного крепче, чем у захватчиков из вражеского войска. Эту мысль глубоко поддержали в обществе. Именно эта идея нашла отражение в сердцах людей. Благодаря этому стихотворение «Бородино» было хорошо встречено русским народом, который показал свой высокий патриотический дух.
Произведение «Бородино» среди всего многообразия стихотворений, посвящённых военному времени, было услышано. Текст Михаила Юрьевича Лермонтова наполнен высоким духовным содержанием. Стихотворение «Бородино» изложено доступным понятным языком, поэтому оно и стало близко каждому.
Михаил Юрьевич нашёл невероятную правдивую форму для того, чтобы точно и чётко рассказать об одном из значимых событий российской истории. Сложный тяжёлый начальный период, отступление, возмущение и ненависть простого народа к захватчику. Повествование ведётся от лица рядового солдата, который своими глазами наблюдает события военного времени. Простота языка и подтверждает правдивость всей истории.
Анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино»
Сюжетная линия
В основе сюжета поэтического произведения лежит рассказ пожилого полковника, повествующего о легендарном Бородинском сражении в ходе Отечественной войны 1812 года. Детальное описание событий битвы былой воин начинает с сожаления о прежних временах. Он сетует на то, что новое поколение не отличается отвагой, какой были наделены его сослуживцы, отдавшие жизни на Бородинском поле. Рассказ солдата полон гордости за героизм народа, к числу которого он сам себя приобщает. В своих словах он выражает глубокое чувство любви к Родине и единение с народом.
Стихотворение написано простым и доступным народу языком и кратко, в цитатной форме, раскрывает субъективный взгляд на события у деревни Бородино, которые сыграли важную роль в исходе русско-французской войны. Лермонтов первым из русских поэтов акцентировал значимость рядовых солдат и всего своего народа в борьбе с захватчиками. Художественно тонко и детально точно он описал события сражения, не упуская эмоциональной окраски образов. Автор посвятил стихотворение главному достоинству русского солдата, которое, как крепкую каменную стену, не сломить.
Литературный жанр
Жанр “Бородино” приобщают к лирическому, но при этом литературоведы рассматривают его и как балладу, и как народную оду. Говоря о произведении как о балладе, можно отметить наличие повествовательного характера, а вот рассматривая его как народную оду, следует обратить внимание на восхваление проявленного героизма и патриотизма русских солдат. В своём стихотворении поэт применил звукопись, благодаря которой очень ярко и насыщенно передал картины сражения и рукопашных схваток. Особая лексика, используемая автором,подчёркивает реалистичность текста.
История создания
Когда Лермонтов написал «Бородино», оно прозвучало как вызов новому поколению людей, которые не способны взять судьбу народа в свои руки. Автор подверг критике современников, сравнивая их ничтожные заслуги с героическими подвигами предков. В стихотворной форме он поднял вопрос о том, что его поколение смирилось с мыслью о стихнувшем декабристском движении и суровых мерах, которые решил предпринять Николай Первый.
Композиция лирического произведения
Стихотворение начинается одной из 14 строф. Всё повествование состоит из колоритных образов и сравнений. Оно начинается со слов восхищения рассказчика бойцами, которые оказались в эпицентре военных действий. После следует воспроизведение событий Бородинского боя во всех деталях, с эмоциональной окраской и передачей чувств, которые испытывали солдаты во время сражения. Своё повествование бывший полковник завершает всё тем же неиссякаемым восхищением героизмом своих однополчан.
Композиция произведения кольцевая. Это обусловлено тем, что в стихотворении циклично повторяются слова бравого солдата о его отношении к новому поколению и тем событиям, которые произошли в тот решающий день.
При написании “Бородино” автор использовал следующие средства:
Такая комбинация придала повествованию некий элемент народных сказаний, благодаря чему строки легко запоминаются на слух.
«. в каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силён и полон поэзии».
Художественно-выразительные средства
Весьма значимым выразительным средством, которое применил автор в своём стихотворении, стал диалог. Всё стихотворение состоит из разговора былого удалого и смелого поколения с новым, на плечи которого теперь легла ответственность за мир и спокойствие в родных краях.
Речевой образ рассказчика, созданный Лермонтовым, полон простых слов и выражений. Автор специально применил подобный приём, что способствовало созданию действительно народного образа повествователя. Не лишено произведение и высокопарных слов, что как нельзя лучше подчёркивает масштабность боя, его особую значимость в истории страны.
Величие размеров свершившегося Бородинского сражения и героизм отчаянно сражавшихся солдат автор подчеркнул используемыми в тексте риторическими возгласами.
Немаловажное значение среди прочих художественно-выразительных средств в стихотворении «Бородино» имеют:
Тот факт, что Михаил Юрьевич Лермонтов родился значительно позже событий, описываемых в стихотворении, вовсе не отразился на подробном описании битвы. При прочтении легендарных строк создаётся впечатление, что он там был и даже воевал.
Изучается, согласно школьной программе и плану, стихотворение Лермонтова «Бородино» в 5 классе. Это обусловлено тем, что ребята этого возраста способны оценить значимый текст изучаемого произведения и дать краткий анализ его содержания, опираясь в своих суждениях на ранее полученные знания. К тому же в этот период детям знакома и близка тема патриотизма.
Стихотворение «Бородино» было написано почти два века назад, и уже не одно поколение цитирует эти легендарные строки.
Своим произведением автор выразил мнение, что победа в Отечественной войне 1812 года является подвигом русского народа, и это прежде всего заслуга простых солдат, народа, объединившегося в деле защиты Родины. Стихотворение «Бородино» Михаила Юрьевича Лермонтова вполне заслуженно можно назвать шедевром русской литературы.
Стихотворение Бородино М. Ю. Лермонтова анализ и разбор стиха
Анализ стихотворения «Бородино» следует делать для лучшего запоминания его аспектов и удачного написания сочинения. «Бородино» описывает в полной мере события Отечественной войны 1812 года.
Далее дадим анализ стихотворения и подробную характеристику героям, рассмотрим краткое изложение произведения и историю создания, чтобы успешно написать сочинение на тему «Бородино».
Краткое содержание
В народной оде, начинающейся с речи молодого человека и заканчивающейся памятью о его дяде, рассказывается о битве вблизи Бородино, в котором участвовал родственник юноши.
Тот эмоционально говорит о событиях тех лет, выражая похвалу своему поколению и слова возмущения современному обществу. Он вспоминает детали битвы, то, что командир сказал войску отступить, и это привело к бешенству старых вояк. Затем пришло время сражаться в конечном бою.
Началось сражение с перестрелки, продолжавшейся несколько дней безрезультатно, а закончилось бездействием русских войск. Дядя говорит, что французы радовались отступлению и поражению русского войска, но на утро полковник вселил уверенность в русских солдат, и те победили в Бородинской битве.
Главные герои
Действующих лиц в картине двое дядя с юношей-рассказчиком. Первый является старым солдатом, который побывал на войне двенадцатого года и рассказывает, как проходило Бородинское сражение. Он считается ветераном, который все видел и чувствовал на войне.
Герой трезво оценивает события тех лет, дает свою оценку происходящему, выражает гордость за русских, а также высказывает разочарование о современном обществе.
Юноша выступает в роли молодого человека, которого интересует судьба и история Родины, ему любопытно знать подробности Отечественной войны. Поэтому он приходит к дяде и спрашивает у того, как участника тех лет, что происходило. Он осведомлен о Бородинской битве, знает, что ее помнит вся Россия, и выражает надежду, что молодое поколение начнет брать пример с ветеранов, встанет мужественно за Отчизну в нужный час и будет защищать ее.
Это интересно: исследователи стихотворения смогли найти прототипы героев. Юношей является сам автор, а дядей старый солдат Андреев, который и ведет рассказ. Он был унтер-офицером лейб-гвардии пехоты, и Лермонтов хорошо был знаком с этим человеком.
Познакомились они в 1836 году, когда Михаил Юрьевич занимался в мастерской рисованием. Андреев в то время заказал свой портрет в честь 25-летия сражения. Тогда-то писатель и познакомился с участником и узнал подробности его жизни.
История создания «Бородино» Лермонтова
История необычная. С самого детства М. Ю. Лермонтов находился в окружении людей, переживших многие отечественные войны, в том числе и Бородино.
Все они оказали огромное влияние на автора и помогли ему осознать свой жизненный путь. К тому же, когда писатель подрос, его взяли в армию, где он также познакомился с участниками того военного события.
Год написания «Бородино» 1836. Создавая сам текст, автор внес массу коррективов в услышанные истории, в том числе о месте нахождения солдат. Также немного видоизменил произнесенные речи воодушевления от Мохнатина.
В конечном счете, в 1837 году в местном журнале было издано знаменитое детище автора, которое прославило его на весь мир. Интересно, что оно сразу получило много отзывов.
Анализ стихотворения «Бородино»
Стихотворный рассказ считается откликом Михаила на произошедшие события и героизм ополченцев 1812 года. Он написал его, воодушевляясь юбилеем победы над французами. Здесь автор раскрывает тему отношения народа и человека к Родине и иные темы.
По сюжету детище писателя представляет собой комплексное повествование о битве под Бородино от участника тех лет. В рассказе дается оценка и выражается гордость за простых людей, высказывается восхищение смелостью и отвагой народа.
Проводя анализ текста, также важно уточнить значение некоторых цитат. Это поспособствует лучшему пониманию стихотворения:
Литературный жанр и размер
По жанру «Бородино» причисляют к поэме, но из-за жанрового своеобразия, некоторые критики называют его народной одой, балладой лирическим произведением с чертами повествования, батальной поэмой.
Написано произведение ямбом. Причисляется к гражданскому виду лирики, обладает ярко выраженным эпическим началом, поскольку говорит об историческом событии. По хронологии последовательность событий четкая, не разрозненная. Присутствует аллитерация.
Композиция
По композиции стихотворение кольцевое, поскольку начинается словами юного рассказчика и заканчивается ими. Начинается с вопросительной строфы для читателя, чтобы обновленное поколение задумалось о роли битвы для Родины. Это является неким вступлением, сразу за которым идет рассказ о событиях тех лет от лица ветерана войны.
Рассказ основная часть. Свое повествование рассказчик начинает с искреннего восхищения ветеранами, теми, кто выжил и пал. Далее он подробно описывает бой и все связанные с ним чувства.
На всем протяжении повествования от участника тех лет можно проследить темы:
Главными темами произведения является критика героев своего времени и патриотизм простого русского человека. Эти две темы прослеживаются как на поверхности, так и между строк.
Критика героев своего времени
Известный критик Белинский отмечал, что упрек обновленному поколению, не способному сделать что-то полезное для общества, является главной темой стихотворения. Поэт одно время критикует современных ему личностей и сравнивает жалкие достижения его поколения с достижениями предшествующего поколения, но и в то же время выражает надежду, что урок истории будет получен.
Патриотизм простого русского человека
Другая важная тема, поставленная в произведении, тема поколения и патриотизма. Лермонтов, несмотря на упреки, воспевает патриотизм русского человека, его силу духа, мужество и смелость.
Поэтому Михаил Юрьевич выражает надежду, что пока такие отчаянные люди есть, страна не погибнет.
Главная идея
По тематике и сюжету лермонтовского произведения «Бородино», его композиционным и художественным особенностям, образу представленного героя-ветерана, можно выявить главную мысль и идею стихотворения.
Своим произведением автор говорит, что заслугой победы в той войне является мужество, смелость и бесконечная сила простых людей, которые объединились во имя уничтожения врага. Говорит, что это не дело политиков с полководцами, а заслуга обычных крестьян и работяг.
Средства художественной выразительности
Для написания своего бессмертного детища писатель пользуется различными художественными средствами выразительности.
Если делать точный разбор всех использованных им средств, то он применяет в основном эпитеты и просторечия («ушки на макушке», «полковник наш рожден был хватом») со словами возвышенного стиля («на поле грозной сечи ночная пала тень», «ликовал», «сверкнув очами»), гиперболой («и ядрам пролетать мешал гора кровавых тел»), эпитетами (схватки «боевые», кивер « избитый»), крылатыми выражениями («да, были люди в наше время», «ломить стеною»), цитаты с фразеологизмами («плохая им досталась доля»), синекдохой («как ликовал француз»), двусмысленными фразами («ведь были ж схватки боевые, да, говорят, ещё какие!»), фразами сравнения («французы двинулись, как тучи»).
Заключение
«Бородино» считается несравненно легендарным и запоминающимся лермонтовским детищем, которое принесло автору славу, любовь и уважение граждан Российской империи. Это стихотворение необходимо не лишь прочитать, но и изучить, поскольку проблемы, затронутые в нем, актуальны и на сегодняшний день.
Темы, затронутые в тексте, позволят не только написать школьное сочинение, но и понять историческое значение (посыл потомкам защищать и любить родину), осознать основную мысль произведения.
Стихотворение и анализ «Бородино»
— Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!
— Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля… Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!
Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: «Что ж мы? на зимние квартиры? Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать мундиры О русские штыки?»
И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки — Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью! Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою!
Два дня мы были в перестрелке. Что толку в этакой безделке? Мы ждали третий день. Повсюду стали слышны речи: «Пора добраться до картечи!» И вот на поле грозной сечи Ночная пала тень.
Прилег вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. Но тих был наш бивак открытый: Кто кивер чистил весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито, Кусая длинный ус.
И только небо засветилось, Все шумно вдруг зашевелилось, Сверкнул за строем строй. Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам… Да, жаль его: сражен булатом, Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой, Как наши братья умирали!» И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой.
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И всё на наш редут. Уланы с пестрыми значками, Драгуны с конскими хвостами, Все промелькнули перед нами, Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой. Земля тряслась — как наши груди, Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой…
Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять… Вот затрещали барабаны — И отступили бусурманы. Тогда считать мы стали раны, Товарищей считать.
Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри — не вы. Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля. Когда б на то не божья воля, Не отдали б Москвы!
Краткое содержание
Иллюстрация В. Шевченко
Молодой человек просит рассказать старого солдата про нападение на Россию Наполеона. Участник Отечественной войны вспоминает, что русские долго отступали и были недовольны. Отступление продолжалось до Бородинского поля, где командование решило дать противнику генеральное сражение. Два дня прошли в перестрелке, которая не дала никакого результата. На третий день состоялся знаменитый Бородинский бой. Сражение продолжалось до темноты, было очень ожесточенным и привело к большим потерям с обеих сторон. Русские солдаты смогли удержать позиции и были настроены принять новый бой. Только по решению командования армия вновь отступила и оставила Москву. Солдат гордится тем, что принадлежит к числу участников знаменитой битвы. Многие из них погибли в бою или уже умерли, а достойной смены среди молодого поколения, к сожалению, нет.
Анализ
История создания
Стихотворение «Бородино» было написано М. Ю. Лермонтовым в связи с 25-летней годовщиной самого знаменитого сражения Отечественной войны 1812 г. Поэт использовал в работе свое раннее произведение «Поле Бородина», перенеся из него целиком некоторые строки.
«Бородино» было впервые напечатано в 1837 г. в пушкинском журнале «Современник».
Гражданская лирика. По стилю изложения (разговорная речь, назидательная форма) стихотворение напоминает народное предание.
Центральная тема произведения
Иллюстрация В. Шевченко
До сих пор нет единого мнения о том, кто же одержал победу в Бородинской битве. Противники остались на прежних позициях, потери русских и французских войск были примерно равны. Более того, после сражения Кутузов принимает решение оставить Москву, что в высших кругах расценивается как явный позор.
Наполеон вступает в поверженную столицу России, но после этого триумфа его прежде непобедимая армия начинает разваливаться на глазах. Поход заканчивается поспешным отступлением, бегством императора и последовательным уничтожением остатков его войск.
Этот парадокс объясняется тем, что в Бородинском сражении русские одержали пока еще не материальную, но нравственную победу над противником. В стихотворении Лермонтов обращает особое внимание на небывалый подъем патриотизма среди рядовых солдат.
На протяжении всей отечественной истории русские войска лучше всего воевали, защищая свою землю. Будет уместно также вспомнить известную поговорку: «Русский мужик долго запрягает, да быстро едет». Отступление вглубь страны и сдача городов Наполеону постепенно приводили к усилению национального духа. Под стенами столицы рассказчик выражает общую, восторжествовавшую в рядах солдат, идею: «Уж постоим мы головою за родину свою!»; «Умремте ж под Москвой»; «Что значит русский бой удалый». В условиях смертельной угрозы, нависшей над Россией, эти фразы не выглядят напыщенно и воспринимаются совершенно естественно.
Иллюстрация В. Шевченко
Весь рассказ старого солдата свидетельствует о мощном патриотическом порыве. Это выражается в полном пренебрежении опасностью («…в перестрелке. Что толку в этакой безделке?»); эпическом описании сражения («рука бойцов колоть устала»); насмешливом отношении к противнику («брат мусью», «и отступили бусурманы»).
Рассказчик твердо уверен в том, что сдача Москвы произошла по «Божьей воле». Сами солдаты были готовы мужественно защищаться до последнего человека.
Проблематика
В «Бородине» поставлена серьезная проблема о выяснении причин победы России в Отечественной войне 1812 г. Традиционно заслуга приписывается главнокомандующим армиями. Лермонтов даже не упоминает о Кутузове и других русских знаменитых полководцах. По мнению автора, победу над Наполеоном одержал весь русский народ, сумевший сплотиться в единое целое.
Иллюстрация В. Шевченко
Волю народа выражали не умудренные знаниями и опытом стратеги, а рядовые командиры. Яркий пример — полковник, который пользовался безграничным авторитетом у подчиненных и был «слуга царю, отец солдатам».
Еще одна проблема стихотворения волновала Лермонтова на протяжении всей жизни: резкое различие между двумя поколениями. К поколению победителей Наполеона поэт относил и декабристов, противопоставляя им людей, выросших в годы николаевской реакции.
Укор солдата современному поколению («богатыри — не вы») несет в себе тайный глубокий смысл. Только «могучее, лихое племя» могло отстоять родину и бросить вызов самой царской власти. Такие великие дела уже не под силу изнеженным и трусливым современникам Лермонтова.
Размер и композиция
Стихотворение написано разносложным ямбом. Поэт использовал редкую форму стихосложения — семистишие. Впоследствии она будет названа бородинской строфой.
Произведение представляет собой монолог главного героя, который отвечает на вопрос молодого человека, заданный в первой строфе. Композиция кольцевая: начало и конец монолога практически полностью идентичны.
Выразительные средства
Автор использует разнообразные художественные средства выразительности: эпитеты («грозной сечи», «в земле сырой», «протяжный вой»), олицетворения («звучал булат, картечь визжала»), сравнения («как тучи», «как наши груди»).
Лермонтов очень удачно сочетает разговорную речь («тут как тут», «ушки на макушке») с возвышенными героическими фразами («грозной сечи», «сверкнув очами»).
Монолог непосредственного участника Бородинского сражения очень эмоционален. Его воздействие усилено многочисленными вопросительными и восклицательными предложениями: «Что ж мы? на зимние квартиры?», «Ребята! не Москва ль за нами?», «Ну ж был денек!».
Чему учит автор
Лермонтов с большим уважением относился к участникам Отечественной войны 1812 г. Он не видел достойных примеров среди современников, поэтому призывал их никогда не забывать «про день Бородина», ставший символом национального величия.