лермонтов и лопухина история любви кратко
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Истории любви: Михаил Лермонтов и Варвара Лопухина
Истории любви:
Михаил Лермонтов и Варвара Лопухина.
Он создал сам свое страданье.
Михаил Лермонтов и Варвара Лопухина
«Случайно сведены судьбою»
Весной 1832 года молодой Мишель в компании молодёжи поехал в Симонов монастырь ко всенощной. Во время этой поездки Лермонтов оказался рядом с Варенькой Лопухиной, сестрой своего друга Алексея. Черноглазая девушка поразила юношу простотой и открытостью, неординарностью суждений, пылкостью и восторженностью. Он сразу угадал в девушке родственную поэтическую натуру. Кроме того, Варенька разительно отличалась от манерных московских барышень.
Михаил Лермонтов и Варвара Лопухина
Накануне зимой ее привезли на «ярмарку невест», и она еще не успела утратить своего деревенского задора и свежего румянца. Лопухина не была красавицей, но покоряла всех живостью и общительностью. Ясный взгляд и светлая улыбка, умение сопереживать собеседнику делали девушку особенно притягательной. Такой образ стал неизменным спутником поэта, его Музой и душевной привязанностью на всю жизнь. Кажется, само Провидение сблизило двух молодых людей, но судьба распорядилась иначе.
«Он создал сам свое страданье»
Михаил Юрьевич Лермонтов
В 1832 Лермонтов переехал в Петербург и был зачислен в школу юнкеров. Военная служба и светские увлечения помешали взаимному чувству развиваться. Образ любимой девушки отошел на второй план. Михаил, как и все поэты, был натурой страстной и увлекающейся. Слухи о бурном романе Михаила с прекрасной Сушковой, преувеличенные и приукрашенные подробностями, долетели и до Москвы. Возможно, по этой причине или по настоянию родителей Варвара Лопухина вышла замуж за Бахметева, человека не молодого, но состоятельного.
Варвара Бахметева (в девичестве Лопухина). Акварель Михаила Лермонтова
Утверждают, что Варвара Александровна не была счастлива в замужестве, так как ее супруг оказался большим ревнивцем и запрещал жене даже упоминать о Лермонтове. Для поэта брак любимой стал сокрушительным ударом, горькой изменой. Каждая строка творчества этого периода окрашена смятением и унынием. Словно плачет душа, словно рвется струна скрипки на верхней ноте…
Скорее всего, здесь и начинается надлом в судьбе Михаила, зарождающееся неверие в людей и смысл жизни. Теперь его бунтующая любовь принимает другое измерение. Лермонтов не находит себе места, страдает и мечется. Гнев и необузданная ревность словно прорвали плотину, и потоки ускользающей любви затопили его…
М. Ю. Лермонтов после возвращения из первой ссылки. 1838 год
Во время ссылки на Кавказ Лермонтов не забывал о своей любимой: он посвящал ей стихи, рисовал ее портреты. По возвращении поэт пересмотрел свое отношение к Варваре, теперь уже Бахметевой. Любовь его закалилась и стала сильнее, выдержав все испытания временем и расстоянием. Чувство стало спокойным и глубоким, он уже не винил Варю, а любил ее просто за то, что она есть на этом свете, хотя и не в его жизни.
«Печальный демон, дух изгнанья. »
Его стихотворения озарились новым светом и нежностью, порой даже раскаянием. Однако неприязнь к ее мужу так и не исчезла, и стала, наверное, еще крепче. В 1840 году Лермонтов отправил любимой один из вариантов своего «Демона». На конверте он написал «В.А.Б.», а потом яростно перечеркнул инициал Б., исправив его на Л. (то есть Лопухина). Он все еще бунтовал и не хотел признавать права Варенькиного мужа на нее. Так в «Герое нашего времени» и других произведениях можно найти сходство некоторых персонажей с Бахметевым.
Таким образом Лермонтов регулярно выставлял его на посмешище. В «Княжне Мери» Лермонтов показал своего злейшего врага в образе мужа Веры — жалкого хромого старика. Читателям было совершенно ясно, с кого списан образ. За эту литературную месть пришлось расплачиваться Варваре. Ее взбешенный супруг приказал выбросить все рукописи, рисунки и подарки Лермонтова, которые хранила Лопухина, запретив даже упоминать имя поэта.
«О, если б знала ты, как я тебя люблю»
Лермонтов на Кавказе
Вареньку Бахметеву Лермонтов теперь видел крайне редко. Их последняя мимолетная встреча состоялась в 1838 году, когда Варвара с мужем и дочерью Ольгой была проездом в Петербурге. Тогда и появилось трогательное стихотворение «Ребенку», где поэт словно исповедуется перед дочерью любимой женщины и просит прощения за то, что не смог дать ей счастья.
«Смотри ж, не говори ни про мою печаль, ни вовсе обо мне»
Не смог или не успел. «Смотри ж, не говори ни про мою печаль, ни вовсе обо мне» — просил он у ребенка… Но Варваре вовсе не обязательно было напоминать о Лермонтове, она его и так любила и помнила до самой смерти. То же самое было и с Лермонтовым.
«Не с тобой я сердцем говорю»
Последней женщиной в жизни Лермонтова стала Екатерина Григорьевна Быховец, дальняя родственница поэта. Черноглазая красавица, она прекрасно понимала, что поэт влюблен не в нее, а в похожее и милое его сердцу сходство с Варенькой Лопухиной. В стихотворении, которое посвящено Быховец, Михаил Юрьевич признается, что в ее чертах он пытается найти черты любимой.
Екатерина Григорьевна Быховец
Той единственной, которая была душевно близка Лермонтову, своему Демону; той, которая искренне и просто жалела его и себя, с печалью о несбывшемся и с благодарностью за его и свою любовь, незримую для окружающих, но всегда присутствующую в их жизни. Такая нежная женщина с родинкой над бровью и разбитой судьбой.
Рубрики: | Истории и письма о любви |
Метки: Истории любви Михаил Лермонтов Варвара Лопухина Он создал сам свое страданье.
Процитировано 2 раз
Понравилось: 3 пользователям
Михаил Лермонтов и Варвара Лопухина: он создал сам свое страданье.
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
«Случайно сведены судьбою»
Весной 1832 года молодой Мишель в компании молодёжи поехал в Симонов монастырь ко всенощной. Во время этой поездки Лермонтов оказался рядом с Варенькой Лопухиной, сестрой своего друга Алексея. Черноглазая девушка поразила юношу простотой и открытостью, неординарностью суждений, пылкостью и восторженностью. Он сразу угадал в девушке родственную поэтическую натуру. Кроме того, Варенька разительно отличалась от манерных московских барышень.
Накануне зимой ее привезли на «ярмарку невест», и она еще не успела утратить своего деревенского задора и свежего румянца. Лопухина не была красавицей, но покоряла всех живостью и общительностью. Ясный взгляд и светлая улыбка, умение сопереживать собеседнику делали девушку особенно притягательной. Такой образ стал неизменным спутником поэта, его Музой и душевной привязанностью на всю жизнь. Кажется, само Провидение сблизило двух молодых людей, но судьба распорядилась иначе.
«Он создал сам свое страданье»
В 1832 Лермонтов переехал в Петербург и был зачислен в школу юнкеров. Военная служба и светские увлечения помешали взаимному чувству развиваться. Образ любимой девушки отошел на второй план. Михаил, как и все поэты, был натурой страстной и увлекающейся. Слухи о бурном романе Михаила с прекрасной Сушковой, преувеличенные и приукрашенные подробностями, долетели и до Москвы. Возможно, по этой причине или по настоянию родителей Варвара Лопухина вышла замуж за Бахметева, человека не молодого, но состоятельного.
Утверждают, что Варвара Александровна не была счастлива в замужестве, так как ее супруг оказался большим ревнивцем и запрещал жене даже упоминать о Лермонтове. Для поэта брак любимой стал сокрушительным ударом, горькой изменой. Каждая строка творчества этого периода окрашена смятением и унынием. Словно плачет душа, словно рвется струна скрипки на верхней ноте…
Скорее всего, здесь и начинается надлом в судьбе Михаила, зарождающееся неверие в людей и смысл жизни. Теперь его бунтующая любовь принимает другое измерение. Лермонтов не находит себе места, страдает и мечется. Гнев и необузданная ревность словно прорвали плотину, и потоки ускользающей любви затопили его…
Во время ссылки на Кавказ Лермонтов не забывал о своей любимой: он посвящал ей стихи, рисовал ее портреты. По возвращении поэт пересмотрел свое отношение к Варваре, теперь уже Бахметевой. Любовь его закалилась и стала сильнее, выдержав все испытания временем и расстоянием. Чувство стало спокойным и глубоким, он уже не винил Варю, а любил ее просто за то, что она есть на этом свете, хотя и не в его жизни.
«Печальный демон, дух изгнанья. »
Его стихотворения озарились новым светом и нежностью, порой даже раскаянием. Однако неприязнь к ее мужу так и не исчезла, и стала, наверное, еще крепче. В 1840 году Лермонтов отправил любимой один из вариантов своего «Демона». На конверте он написал «В.А.Б.», а потом яростно перечеркнул инициал Б., исправив его на Л. (то есть Лопухина). Он все еще бунтовал и не хотел признавать права Варенькиного мужа на нее. Так в «Герое нашего времени» и других произведениях можно найти сходство некоторых персонажей с Бахметевым.
Таким образом Лермонтов регулярно выставлял его на посмешище. В «Княжне Мери» Лермонтов показал своего злейшего врага в образе мужа Веры — жалкого хромого старика. Читателям было совершенно ясно, с кого списан образ. За эту литературную месть пришлось расплачиваться Варваре. Ее взбешенный супруг приказал выбросить все рукописи, рисунки и подарки Лермонтова, которые хранила Лопухина, запретив даже упоминать имя поэта.
«О, если б знала ты, как я тебя люблю»
Вареньку Бахметеву Лермонтов теперь видел крайне редко. Их последняя мимолетная встреча состоялась в 1838 году, когда Варвара с мужем и дочерью Ольгой была проездом в Петербурге. Тогда и появилось трогательное стихотворение «Ребенку», где поэт словно исповедуется перед дочерью любимой женщины и просит прощения за то, что не смог дать ей счастья.
Не смог или не успел. «Смотри ж, не говори ни про мою печаль, ни вовсе обо мне» — просил он у ребенка… Но Варваре вовсе не обязательно было напоминать о Лермонтове, она его и так любила и помнила до самой смерти. То же самое было и с Лермонтовым.
«Не с тобой я сердцем говорю»
Последней женщиной в жизни Лермонтова стала Екатерина Григорьевна Быховец, дальняя родственница поэта. Черноглазая красавица, она прекрасно понимала, что поэт влюблен не в нее, а в похожее и милое его сердцу сходство с Варенькой Лопухиной. В стихотворении, которое посвящено Быховец, Михаил Юрьевич признается, что в ее чертах он пытается найти черты любимой.
Той единственной, которая была душевно близка Лермонтову, своему Демону; той, которая искренне и просто жалела его и себя, с печалью о несбывшемся и с благодарностью за его и свою любовь, незримую для окружающих, но всегда присутствующую в их жизни. Такая нежная женщина с родинкой над бровью и разбитой судьбой.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
великие истории любви
ВЕЛИКИЕ ИСТОРИИ ЛЮБВИ
Михаил Лермонтов и Варвара Лопухина.
;Они познакомились, когда обоим было по четырнадцать лет. В столь нежном возрасте любая привязанность кажется сильной, вечной, любой взгляд может быть истолкован превратно. Поэтому неудивительно, что эта любовь была обоими осознана не сразу. Они пережили и дружескую привязанность, едва граничащую с чем-то большим, и страсть, и неприязнь, и ревность, пока все это не переросло в зрелое чувство, в котором они друг другу, скорее всего, так и не успели признаться.
В стремительно-короткой жизни Лермонтова было множество любовных увлечений – как мимолетных, так и сильных привязанностей. Показная холодность и постоянные светские ухаживания составляли часть его жизни. Он был вулканом – то спящим и молчаливым, то огненным и страстным. И от этого страдали все его женщины. Возможно именно такая холодность и привела Вареньку Лопухину к алтарю, где она стояла в подвенечном платье, бледная и красивая, как все невесты, и необычайно грустная. Рука об руку с другим, которому она сказала «да». Потому что Лермонтов не расслышал и не разгадал ее «да». Или не смог сказать ей своего «да», спрятавшись в вихре утех и развлечений. Как пушкинская Татьяна, Варенька повиновалась судьбе и вышла замуж за другого. Но оказалось, что для любви все это не может быть существенным препятствием. Лермонтов и Лопухина просто продолжали друг друга любить – не видя, мало зная друг о друге. Видимо, любовь может существовать и так, независимо от присутствия любимых людей.
Михаил Лермонтов, несмотря на все свои иные увлечения, так и не смог смириться с тем, что Варенька дала обет верности другому, что она вдруг стала Варварой Бахметевой. Никогда он не осмелился так назвать свою возлюбленную. Для него она и после замужества оставалась Варенькой Лопухиной. Именно Варенькой – доброй и нежной, ускользнувшей, быть может, по его вине, но не забытой.
В 1828 году бабушка поэта, Елизавета Арсеньева, привезла своего ненаглядного внука Мишеля, подающего большие надежды, в Москву – чтобы подготовить к поступлению в университетский пансионат. Они поселились на Малой Молчановке. Поблизости жила семья Лопухиных: отец с сыном Алексеем и тремя миловидными дочерьми – Марией, Варварой, Елизаветой. Все они вместе дружили и виделись практически каждый день. Особенно дружен был Лермонтов с Машей и Варенькой. Первая навсегда останется его хорошим другом, а вторая станет впоследствии объектом пылкой любви.
Как писал в своих воспоминаниях близкий родственник и друг Лермонтова Аким Павлович Шан-Гирей, Варенька была «натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная». Она нравилась многим: тонкие черты лица, большие задумчивые глаза, в омуте которых можно было утонуть, и взгляд, ничего общего не имевший с томным. но такой манящий. Этот образ стал для Лермонтова эталоном красоты. И во многих произведениях он, вольно или невольно, описывает его. Как, например, в этом стихотворении:
Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
Однако все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Даже родинка над бровью, по поводу которой некорректно подшучивали сверстники, казалась Лермонтову лучшей в мире. Она только подчеркивала изящество лица и всю «негордую» красоту в целом. Она гармонировала со всем. Это замечал не только Мишель. У Вареньки было немало поклонников. В доме общительной и любящей веселье Арсеньевой, «всеобщей бабушки», часто собиралась молодежь. И многие молодые люди оказывали внимание именно Вареньке.
Поначалу ни Лермонтов, ни Лопухина не отдавали себе отчета в своих чувствах и не подавали виду, что начинают безудержно увлекаться друг другом (хотя по горящему взору юной особы и румянцу на щеках Мишель не мог не догадываться об этом). Как нередко бывает, их любовь дремала до поры до времени, чтобы потом разгореться все сильнее и сильнее.
Что особенно было досадно Лермонтову – так это одинаковый с Варенькой возраст. Скажем, ее 16 лет – это не его 16 лет. В эти годы за Варенькой, девушкой на выданье, уже вовсю ухлестывали женихи, она могла блистать в салонах, покоряя мужские сердца, тогда как Мишеля все еще считали несерьезным мальчишкой-сорванцом. Возможно, он и был несерьезным, метался от одного увлечения к другому, Но потом, как показали годы, настоящее чувство все выдержало. Когда другие оказывали Вареньке знаки внимания Лермонтов вскипал, злился. Он так мучился от ревности когда видел ее в окружении поклонников. На него то и дело сыпались слухи – то она благоволит к одному, то к другому то выходит замуж. Как-то один такой слух о ее замужестве совсем выбил его из колеи и привел к сильной депрессии. Но потом оказалось, что Варенька по-прежнему испытывает к нему пылкую привязанность. А через несколько дней снова – Варенька, окруженная мужским вниманием, и Лермонтов, угрюмо наблюдающий из дальнего угла эту сцену. Старательный биограф поэта Павел Висковатый приводил по этому поводу строки из его дневника: «не думал, что она может быть причиной страдания».
Страдал Лермонтов из-за этой любви немало. Даже неоформившееся чувство вызывало в нем весь спектр эмоций: душевные взлеты и падения, минуты счастья и целая вечность ревности.
Впрочем, Вареньке эта любовь приносила не меньше страданий. Она жила как будто в темноте, словно продвигалась на ощупь, ведь Лермонтов не давал ей никаких четких ориентиров, то и дело ставя в тупик. Он то вдруг становился к ней холоден, то относился только как к другу, а то требовал истиной страсти. Своею холодностью он будто бы мстил за ее мнимые измены. А она воспринимала это очень тяжело.
Когда молодые люди полностью осознали свои чувства (и кто пришел к этому раньше), сказать сложно. Их любовь крепла постепенно. Ее не сломила даже бурная страсть Лермонтова к Наталье Ивановой, дочери драматурга Федора Иванова (та самая загадочная Н. Ф. И., которой влюбчивый и восприимчивый поэт посвятил немало стихотворений).
Познакомились они предположительно летом 1831 года. И Лермонтов, слегка призабыв былую привязанность к Вареньке, с головой окунулся в пучину новых страстей. Ему казалось: вот это оно, это все, это счастье. А потом любовь к Ивановой как-то померкла, и на ее фоне стало расцветать прежнее, почти утерянное чувство к Вареньке. Злые языки говорили, что Лермонтов был в то время с Варенькой в отместку отвергнувшей его Ивановой. Кто знает, может, первый порыв был действительно таков, но потом все изменилось. Давняя привязанность к Вареньке со временем затмила чувство к Ивановой и оставила о нем лишь прекрасные стихотворные воспоминания.
Но все-таки Лермонтов и Лопухина плохо понимали друг друга. Варенька скромничала, он же воспринимал ее то как сестру, то как возлюбленную. Причем угадать направление его мыслей было практически невозможно. Она терялась. Поэт считал ее непостоянной, ветреной, он часто сам не мог дать себе отчета, как же он к ней относится. Это выразилось и в его стихотворениях, большая часть которых имеет автобиографический характер.
В порыве ревности и обиды Лермонтов писал:
Я не унижусь пред тобою:
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою,
Знай, мы чужие с этих пор.
И проходило совсем немного времени, как из-под его пера появлялись строки, в которых он просил прощения у любимой:
О, вымоли ее прощенье.
Пади, пади, к ее ногам.
Не то – ты приготовишь сам.
Свой ад, отвергнув, примиренье.
Сильная привязанность все-таки переросла в настоящее чувство – взрослое и цельное, которое Лермонтов наконец-то смог распознать в своем сердце. Но это случилось немного позже. Когда поэт узнал. о замужестве Вареньки.
В 1832 году Лермонтов, покинув Московский университет, уехал в Петербург. С поступлением в местный университет у него не сложилось, и отчаянный Михаил пошел по военной стезе, стал гусаром. Он познал все радости столичной жизни. И любовь к Вареньке, кажется, отступила на второй план: были новые друзья, было много развлечений (и возможно, увлечений – Лермонтов всегда был увлекающейся натурой). Кроме того, бурная литературная деятельность и пришедшая известность не оставляли времени для сентиментальных воспоминаний. Хотя говорят, что женский профиль, который поэт часто рисовал в своих юнкерских тетрадях, отчаянно напоминал Варенькин портрет. Кроме того, в письмах к Марии Лопухиной он неизменно интересовался судьбой ее сестры. Мария Александровна писала, что Варенька бережет себя «от всяких искушений».
Лермонтов сберечь себя от искушений не смог. В декабре 1834 года он страстно увлекся Екатериной Сушковой, с которой был знаком и ранее. Но в тот месяц он ей просто не давал проходу, навещал дома, танцевал с ней на балах. В конце концов Сушкова призналась ему в любви – и это был отчаянный поступок, уронивший ее честь в глазах светского общества.
Вихрь столичной жизни закрутил и поглотил Лермонтова. И тут как гром среди ясного неба – известие о замужестве Вареньки Лопухиной.
Вполне возможно, что она узнала об истории с Сушковой и это стало последней каплей (его холодность и долгое молчание она уже как-то привыкла выносить). Сочтя ее предательницей, Лермонтов разочаровался в женской любви и в гневе написал Сушковой анонимное письмо, которое привело к разрыву. А может быть, причиной такого поступка был и не гнев, а вспыхнувшая с новой силой давняя любовь.
В одно мгновение вдруг оказалось, что любовь к Вареньке жива, ревность и негодование распалили это чувство до предела. И в один миг Мишель вспомнил, что она – самый дорогой для него человек. После ошеломляющего известия о замужестве Варенька стала единственной властительницей его израненного сердца. Лермонтов понял это всей душой, но понял, видимо, поздно.
И хотя он, казалось, почти не вспоминал о Лопухиной в Петербурге, его сердце принадлежало ей. Даже Аким Шан-Гирей не раз упрекал Михаила в холодности по отношению к милой девушке. Что уж говорить о самой Вареньке: она скорее всего подумала, что. Лермонтов совсем забыл ее в столице. И что ей было думать: он молчал, не оказывал знаков внимания, даже в разговоре с общими друзьями не передавал ей приветов. А тут еще красавица Сушкова.
Правда, Лермонтов писал как бы в свое оправдание, не надеясь, впрочем, на него:
У ног других не забывал
Я взор твоих очей;
Любя других, я лишь страдал
Любовью прежних дней.
Теперь он не сможет найти замену этому чувству, будет пытаться его заглушить, но все тщетно.
Итак, в 1835 году Лермонтов узнал о замужестве Вареньки. Ревности и негодованию поэта не было предела. Он тут же записал ее в изменницы и не упускал случая уколоть. Даже письма к друзьям полны язвительных замечаний по поводу замужества «m-elle Barbe».
Лермонтов привык скрывать свои чувства к Вареньке, но тут они, прорвав плотину, ринулись на поверхность. С негодованием проснулась любовь и оказалась такой сильной, что затмила все на свете. Аким Шан-Гирей, которому довелось быть свидетелем этого любовного неистовства, рассказывает, как Лермонтов не находил себе места, он метался из стороны в сторону, будто волк, загнанный в клетку.
На этот раз слух оправдался – Варенька Лопухина стада госпожой Бахметевой, супругой штабс-капитана Бахметева, человека значительно старше ее. Почему? Что за предательство? Возможно, настояли родные (ей к тому времени было уже больше двадцати лет – непозволительная роскошь в те времена в таком возрасте сидеть в невестах, ожидая, когда у любимого поэта будет прилив хорошего настроения), возможно, девушка считала, что она совсем стала не нужна Мишелю (ее подвигла на то показная холодность поэта).
Павел Висковатый рассказывает, что в тот злополучный год (год замужества Вареньки) она виделась с Лермонтовым на рождественских праздниках, он приезжал в отпуск в Москву. Свидание было кратким, при муже – настоящая мука.
Да, Лермонтов какое-то время считал свою возлюбленную коварной, но еще более ненавидел он того, кто отнял у них возможное счастье – Бахметева. Поэт относил его к категории людей недалеких и посредственных. Такие, по его мнению, были не достойны Вареньки.
Во время ссылки на Кавказ Михаил Юрьевич пересмотрел свое отношение к любимой. Вернувшись оттуда, по свидетельству очевидцев, он стал другим человеком. Это был зрелый мужчина, уже не тот неуравновешенный и взбалмошный мальчишка. И он вновь обнаружил, что любовь жива. Она выдержала испытание временем и расстоянием. Чувство стало спокойным и глубоким, он перестал обвинять любимую и любил ее просто за то, что она есть на земле. В своих стихотворениях он стал менее злобно отзываться о ней. Однако неприязнь к ее мужу так и не исчезла, а стала, наверное, еще крепче.
В 1840 году Лермонтов послал Вареньке один из вариантов «Демона». Подписывая конверт, он начертал «В.А.Б.», а потом в ярости резко перечеркнул инициал Б. и поставил близкое и знакомое почти с детства Л. (то есть Лопухина). Нет, он не хотел признавать права Бахметева на нее. Но ничего поделать не мог. «Но я другому отдана // И буду век ему верна», – это как раз о Вареньке.
Надо ли говорить, что Бахметев тоже очень не любил Лермонтова? О привязанности поэта к его жене знали многие. Кроме того, в «Герое нашего времени» и других произведениях Бахметев находил сходство некоторых персонажей с собой, считал, что Лермонтов регулярно выставлял его на посмешище. «Герой. » вообще выводил его из себя. В «Княжне Мери» Лермонтов показал своего злейшего врага в образе мужа Веры – незначительного хромого старичка. Бахметев был взбешен.
За литературную месть возлюбленного пришлось поплатиться Вареньке. Муж запретил ей общаться с поэтом, да к тому же в приказном порядке «предложил» уничтожить все его письма (и все остальное, что имело отношение к Лермонтову, – а это также были рукописи, рисунки). Варенька все-таки успела во время отдыха на курорте передать часть этих милых сердцу вещей Александре Верещагиной, благодаря которой многое уцелело.
А вот репутацию Вареньки Михаил Лермонтов всегда берег. Он практически никогда не называл ее имени в своих произведениях, даже явно посвященных ей. В некоторых произведениях он пытался «замаскировать» имя любимой. Так, он переименовал свою героиню, которую сначала хотел назвать Варварой, в Веру – в драме «Два брата», неоконченном романе «Княгиня Лиговская» и в своем самом известном романе «Герой нашего времени». Более того, в последнем Лермонтов изменил и первоначальный портрет героини: родинку над бровью он «перенес» на щеку. Свою возлюбленную Лермонтов видел крайне редко. Скорее всего, последняя их встреча состоялась в 1838 году. Тогда Варвара с мужем была проездом в Петербурге. Шан-Гирей был поражен переменой, произошедшей в ней: «Бледная, худая, и тени не было прежней Вареньки. только глаза сохранили свой блеск и были такие же ласковые, как и прежде». Как рассказывает Павел Висковатый, через некоторое время Лермонтову выпал случай увидеть дочь Варвары Атександровны. Этому событию он посвятил трогательное стихотворение «Ребенку»:
О грезах юности томим воспоминаньем,
С отрадой тайною и тайным содроганьем,
Прекрасное дитя, я на тебя смотрю,
О если б знала ты, как я тебя люблю!
В 1841 году он был убит на дуэли, так и не обретя счастья в любви. Варвара Александровна не смогла даже попрощаться с любимым – он упал замертво на далекой кавказской земле. И она не смогла закрыть навсегда его глаза – загадочные глаза, которые поражали многих портретистов. Когда его хоронили в Пятигорске, она находилась в далеком северном Петербурге, до которого еще не долетела эта печальная весть.
Варвара пережила мятежного поэта на десять лет. Для нее это были непростые годы. Узнав о его трагической смерти, она стала постепенно угасать, без всякой видимой на то причины, без всякой болезни. Просто ей незачем было жить. Как написал Шан-Гирей, «она. томилась долго и скончалась, говорят, покойно». (с)
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+