Лето господне благоприятное что это
Лето господне благоприятное что это
Здравствуйте! Очень люблю «Лето Господне» И.С. Шмелева. Понятно, что название взято из Евангелия. Объясните, пожалуйста, как толковать слова «послал Меня… проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк. 4: 18–19), и в какой трактовке эти слова у Шмелева?
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Слова «лето Господне благоприятное» взяты из книги святого пророка Исаии (Ис. 61: 1–2), которую читал Господь наш в назаретской синагоге. Спаситель сказал: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк. 4: 21), то есть пришествие Мессии. Выражение «лето Господне благоприятное» означает: провозгласить год (слав. лето) спасительных событий. Исследователи видят здесь намек на юбилейный год, установленный Богом для освобождения рабов (см.: Лев. 25: 11–13). Год этот был в Ветхом Завете прообразом новозаветного освобождения людей от рабства греху и смерти. Благая весть о Царствии Небесном есть начало исполнения пророчества Исаии.
И.С. Шмелев назвал роман «Лето Господне» потому, что композиционно он построен соответственно годовому кругу церковных праздников. Философ И.А. Ильин дает такой комментарий к названию: «Два солнца ходят по русскому небу: солнце планетное, дававшие нам бурную весну, каленое лето, прощальную красавицу-осень и строго-грозную, но прекрасную и благодатную белую зиму; и другое солнце, духовно-православное, дававшее нам весною – праздник светлого, очистительного Христова Воскресенья, летом и осенью – праздники природного и жизненного благословения, зимою, в стужу – обетованное Рождество и духовно бодрящее Крещение. И вот Шмелев показывает нам и всему остальному миру, как накладывалась эта череда двусолнечного вращения на русский народно-простонародный быт и как русская душа, веками строя Россию, наполняла эти сроки года Господня своим трудом и молитвой. Вот откуда это заглавие “Лето Господне”, обозначающее не столько художественный предмет, сколько заимствованный у двух Божиих солнц строй и ритм образной смены».
Толкование на Исаия 61:2
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Исаия 61:2 / Ис 61:2
Иоанн Златоуст (
нарещи лето Господне приятно и день воздаяния, утешити вся плачущия
«Проповедовать лето Господне благоприятное». Акила и Симмах говорят: «год приятный». «И день воздаяния Богу нашему» (в русском переводе: «и день мщения Бога нашего»). Справедливо говорит: «день воздаяния», чтобы они не надеялись только на возвещенные блага, и не были беспечными. Вот приходит суд, так что Он каждому воздаст по его делам. Он не затем только пришел, чтобы отпустить грехи, и даровать дары. А ты получаешь таковые дары для умножения грехов!
«Утешить всех сетующих», — как тех, которые скорбели по причине телесных, так и тех, которые скорбели по причине духовных немощей. Симмах говорит: «утешить».
Источник: Толкование на пророка Исаию.
Лопухин А.П. (1852−1904)
проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих
Проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего… Здесь обращает на себя внимание сочетание двух, довольно разнородных свойств Мессии: Его милующей любви и карающей правды. Впрочем, черта эта хорошо известна и по изображению Псалмопевца, который выразительно замечает про Господа, что у Него «Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются» (Пс. 84:11). В данном случае милующая любовь Мессии будет изливаться на всех бедных, страждущих, униженных и притесняемых; а Его карающая Правда будет направлена против всех самонадеянных богачей и несправедливых угнетателей. В самом сопоставлении таких противоположностей, как «лето благоприятное» в «день мщения» нельзя не видеть излюбленного пророком Исаией приема — говорить антитезами.
Ближайшей, определяющей параллелью к выражению «лето благоприятное» может служить место из 50 гл., где говорится об исполнении времени борьбы и полном, сугубом воздаянии за нее (Ис. 50:2), а к термину «день мщения» — слова последующего контекста: «день мщения в сердце Моем и год Моих искупленных настал» (Ис. 63:4). Из всего этого должно заключать, что такими синонимическими терминами, в сущности, определяется одно и то же время, именно, период земной жизни Спасителя, который одновременно был временем оправдания и спасения для одних, и временем суда и наказания для других (Ин. 9:39).
Лето Господне
Слова «лето Господне» взяты из Книги святого пророка Исайи, которую читал Иисус Христос в Назаретской синагоге.
Свидетельство об этом – в Евангелии от апостола Луки:
«Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:
Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное».
Далее Спаситель говорит: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами».
В устах Спасителя эти слова обретают свой особенный смысл. Христос явил подлинность пророчества Исайи: Тот, о котором говорил пророк, пришел, чтобы провозгласить спасение для всего человечества. Время очищения, освобождения и прозрения. От духовного рабства, невежества, греха и смерти.
В Книге пророка Исайи выражение «лето Господне благоприятное», по мнению толкователей, указывает на так называемый юбилейный год, год, установленный Богом, который совершался через семь семилетий – каждый 50-ый год. Это был период отдыха от трудов, освобождения рабов, прощения долгов.
Указания на юбилей мы находим в ветхозаветной книге Левит:
«Пятидесятый год да будет у вас юбилей… священным да будет он для вас» – сказал Бог.
Слово «лето» в переводе с церковнославянского имеет значения год и время. Под юбилейным «летом» понимается время действия особых, закрепленных законом льгот для всего израильского народа.
«Исполняйте постановления Мои, и храните законы Мои и исполняйте их, и будете жить спокойно на земле» – говорит Создатель о юбилейном годе.
Выражение «лето Господне» является синонимом года, который в Церкви начинается с осени, церковного новолетия, наступающего 1 сентября по старому стилю, 14 сентября по новому стилю.
Год называют летом благодати Господней, желая обозначить период времени, который благоприятно прошел или который предстоит прожить с упованием на Промысел Божий.
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
Глава шестая. Первый период служения Христова: лето Господне благоприятное
И ходил Иисус по всей Галилее,
уча в синагогах их, и проповедуя
евангелие царствия, и исцеляя всякую
болезнь и всякую немощь в людях.
И прошел о Нем слух по всей Сирии.
§ 23. Учение и дела Христа за это время
Пройденный нами путь открыл нам все элементы, из которых составлялась жизнь Христа за время Его общественного служения. Теперь остается показать, как эти элементы соединялись между собою, образуя в соединении и последовательности историю Его служения, закончившегося Его крестною смертью.
Рассмотрим первый период служения Господа Иисуса Христа (по Мф. 4:12, 9:31 ).
За это время, по словам евангелиста, уже приведенным выше, «ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их, и проповедуя евангелие царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Mф. 4:23).
Учение Господа за это время характеризуется преимущественно с своей существенной стороны, оно почти еще не вошло в водоворот истории, оно проявляется в форме, наиболее соответствующей его существенному содержанию, а не отношению к нему народа. Он учит о том, в чем состоит духовная жизнь, как «войти в жизнь», каковы ее законы. Его учение теперь является собственно евангелием царствия Божия, благовестием, радостною вестью. Он ублажает нищих духом, плачущих, кротких; Он призывает к Себе труждающихся и обремененных, чтобы успокоить, обещая им иго благое и бремя легкое. Этого общего тона нисколько не нарушает то, что Он указывал на гонение за правду царства Божия, – не нарушает потому, что это путь ведущий к жизни, доставляющий радость и веселие гонимым. Это было истинное благовестие свободы духа не только от тех уз, которыми опутывают его грех, нечистые помыслы, тяготение к земле, привязанность к ее благам, но и от тех оков, которыми тяготел на нем закон, которыми стесняли его книжники и фарисеи, которыми удручали его предания старцев. Он проповедывал блаженное для духа царство Божие, в котором ему светло и радостно, Он принес на землю свободу и свет, Он распространял вокруг Себя атмосферу, свободную от мучений братского гнева, от нечистоты разврата, от стеснений клятвы пред людьми, от терзаний мести и внешнего противления злу, Он проповедывал блаженство любви, неосуждения и прощения, светлую радость благословения врагов и молитвы за гонителей, радость сыновнего богоподобия, Он призывал людей к радостному служению Богу в глубине духа, к тому служению, которое совершается не для того, чтобы видели люди, но которое действительно освобождает человека от рабского и мучительного служения мамоне и от мирских забот, Он призывал людей к всецелой сыновней преданности Богу, упованию на Него. Но, конечно, для тех, которые пристрастны к мирским благам, учение Господа Иисуса заключало в себе много «скорбного». Ублажая нищих и кротких, он возвещал горе богатым, пресыщенным, смеющимся, почтенным у людей. Много «скорбного» содержало в себе учение Его для обрядовой самоправедности книжников и фарисеев. Он говорил, что сыны царствия должны превосходить своею праведностью праведность книжников и фарисеев.
Раскрывая в Своем учении сущность и законы вечной духовной жизни, Господь Иисус Христос за первый период Своего служения менее останавливал внимание Своих слушателей на Своем лице. Конечно, нельзя сказать, что в это время Христос совсем не учил о Своем мессианском достоинстве. Достаточно указать на то, как Он учил, чтобы было видно, что Он учил всегда как Сын Божий. Он учил, как власть имеющий, а не как книжники, так что все дивились Его учению. С такою именно властью Он, в противоположность праведности книжников и фарисеев, устанавливал новые законы духовной жизни. Он говорил: «вы слышали, что сказано древним: не убивай, не прелюбодействуй и пр., а Я говорю вам». И Он давал новое учение о негневливости, душевном целомудрии и пр. Но при всем том, Он не спрашивал тогда слушателей; «за кого вы почитаете Меня? что вы думаете о Христе?» Он не учил настойчиво, что Он есть тот, о ком «свидетельствуют писания». Он учил о царстве Божием, как объективном благе, а не о Мессии, как Его основателе. Это находится в связи с тем, что Он запрещал исцеленным свидетельствовать о Себе.
Из действий Христа, в которых Его учение обнаруживалось со стороны своего существенного содержания и которые были «жестоки» для иудейского славолюбия и обрядоверия, к этому времени относятся немногие: призвание некоторых учеников, общение Его с мытарями и грешниками и несоблюдение Его учениками поста. По евангелию Иоанна первыми учениками Господа Иисуса были двое из учеников Иоанна Крестителя, Андрей и, вероятно, сам евангелист Иоанн. Андрей привел к Иисусу своего брата Симона, которого Он назвал Петром (т.е. камнем). Затем был призван Филипп, из Вифсаиды, из которой были Андрей и Петр, а Филипп привел к Иисусу Нафанаила. Евангелисты Марк и Матфей передают, что призвание Петра с братом и братьев Иакова и Иоанна Зеведеевых, которым дано имя: сыны громовы, было первым действием Господа Иисуса в Галилее, куда Он пришел, «после того как предан был Иоанн», а евангелист Лука повествует, что при этом призвании Петр, по слову Христа, бывшего в его лодке, закинул сети, при чем попадалось необычайное множество рыбы, чему Господь Иисус придал символическое значение, сказав Петру: «отныне будешь ловить человеков». Как бы то ни было, ученики Господа были из простых галилеян. Нам не сообщается прямо, чтобы это обстоятельство ставилось Господу в упрек книжниками и фарисеями, особенно в первое время Его служения; однако, принимая во внимание все известное о самомнении книжников и фарисеев и особенно иерусалимских иудеев, мы должны предположить, что галилейское происхождение Его собственное и Его учеников имело немаловажное значение в истории отношений к Нему иудеев. По крайней мере, иудеи говорили относительно Иисуса: «из Галилеи не приходит пророк» ( Ин. 7:52 ), едва ли не разумея вместе с учителем и Его учеников. Но прямо сообщается в евангелии, что призвание одного ученика, Матфея, из мытарей и вообще общение Господа с мытарями и грешниками, а также несоблюдение учениками иудейских постов вызывало ропот книжников и фарисеев.
§ 24. Первое чудо на браке в Кане Галилейской
Начало чудесам (знамениям) Иисус положил в Кане Галилейской на браке, на котором присутствовали Его матерь и Он с Своими учениками. Когда во время пиршества оказался угрожавший новобрачным позором недостаток вина, «то матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит ей: что Мне и тебе, жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте». После этих слов матери Он повелел служителям наполнить шесть водоносов водою, которая сделалась хорошим вином. Таково было первое знамение Иисуса.
Известно, как трудно объяснить ответ Господа Иисуса Христа матери, и едва ли мы найдем у какого комментатора удовлетворительное объяснение, а для нас объяснение обстоятельств первого чуда имеет особенный интерес, как проба высказанного выше общего взгляда на значение чудес Христа.
§ 25. Очищение храма. Беседа с Никодимом
Какими же действиями открыл Господь Свое служение в Иерусалиме? Он здесь совершил очищение храма пророчески – вдохновенным изгнанием из него торговцев жертвенными животными и меновщиков денег, делавших дом Божий домом торговли, и творил чудеса. Изгнание торговцев из храма имело символическое значение. Это было обращенное к иудеям требование нравственного очищения, духовного возрождения, в виду приближения царства Божия, о наступлении которого свидетельствовали чудеса, вызвавшие в иудеях веру ( Ин. 2:23 ). Это требование, выраженное символическим очищением храма, должно было сопровождаться необычайным действием на Иерусалим, в котором утверждались корни теократического обрядоверия и самоправедности иудеев. Насколько внимание их было привлечено чудесами, настолько же была возбуждена их пытливость значением символа. Собственно заключавшееся в нем требование они, нужно полагать, понимали 69 ; но для них, вследствие их национальной гордости и обрядовой самоправедности, было не ясно, к чему приведет это обращенное к ним требование. И они спрашивали Христа: τί ΰημεΐον όειχρνεις ήμϊν δτι ταντα ποιείς 70 – какое знамение показываешь Ты нам тем, что это делаешь? что это значит? к чему это клонится? В ответ им Иисус сказал о храме тела Своего: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его», убейте Меня, и Я воскресну. Соединение чудес, которые творил Христос, с требованием от иудеев духовного возрождения, – вот что привело Его на крест. Это символическое значение очищения храма изъяснено Господом в беседе с Никодимом.
В беседе с Никодимом Христос раскрыл этому посланному иудеев план Своих отношений к иудеям. Он требует от них духовного возрождения, предсказывает в связи с этим о Своей смерти и уясняет истину суда над иудеями, обличая их в ненависти к свету. Это, если можно так выразиться, программа служения Христа, и эта программа, нужно думать, в точности была передана Никодимом начальникам иудейским.
§ 26. Пребывание в Самарии
Открыв таким образом Свое служение в Иерусалиме, Иисус Христос пошел в Галилею, потому что характеру первого периода Его служения более соответствовала Галилея, чем Иудея.
Надлежало же Ему проходить чрез Самарию. Здесь, близ города Сихаря, у колодезя Иаковлева, Господь имел беседу с самарянской женщиной, пришедшей почерпнуть воды. Он спросил у нее пить, а когда она выразила удивление, что Он, будучи иудеем, вступает вопреки обычаю в общение с самарянкою, Он обещает ей дать такую живую (родниковую) воду, которая навсегда утоляет жажду и становится в принявшем ее источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина поняла это чувственно, и просила у Него дать ей чудесную воду. Но Господь, открывая ее порочную семейную жизнь, пробуждает в ней совесть, возводит ее внимание к предметам религиозным, затем раскрывает ей возвышенное учение о поклонении Богу духом и истиною и, наконец, возвещает ей, что Он – ожидаемый самарянами, как и иудеями, Мессия. Женщина уверовала ( Ин. 4:29‒39 ) в Него, идет в город и призывает жителей; те пришли, просили Господа побыть у них, и многие из них уверовали в Него по Его слову.
Самаряне представляли собою плодоносную почву для проповеди. Но если так, то почему Он не остался в Самарии большие двух дней? почему Он не основал здесь церкви, – первого общества Своих учеников, но предоставил апостолам впоследствии пожать здесь то, над чем они не трудились? На этот вопрос евангелист отвечает так: «По прошествии двух дней, Господь вышел оттуда, и пошел в Галилею, ибо Сам Он свидетельствовал, что пророк не имеет чести в своем отечестве» ( Ин.4:43‒44 ). Когда было сказано, что Иисус из Иудеи пошел в Галилею ( Ин.4:3 ), то здесь Галилея противопоставляется Иудее; но когда объясняется, почему Он из Самарии пошел в Галилею, то в этом случае Галилея разумеется хотя прежде Иудеи, но не в отличие от Иудеи, а в их общей противоположности Самарии. Итак, Христос пошел из Самарии к иудеям, и именно сначала в Галилею, для того, чтобы испытать их противодействие и пострадать от них. Какой смысл имела Его борьба с их противодействием, об этом сказано выше. С мнением тех толковников, которые отечеством Христа называют Иудею, а не Галилею, и которые в приведенных словах евангелиста видят объяснение того, почему Он вышел из Иудеи в Галилею, т.е. относят «неимение чести в отечестве» к бывшему пребыванию Иисуса Христа в Иудее, а не к ожидавшему Его приему у галилеян, – с этим мнением нельзя согласиться, потому что евангелист объясняет не то, почему Господь из Иудеи пошел в Галилею ( Ин.4:3 ), а то, почему Он не остался в Самарии ( Ин.4:43 ). Кроме того, стоит вне сомнения, что отечество Иисуса Христа была Галилея, а не Иудея, и ближайшим образом Назарет, так что слова евангелиста Иоанна отсылают к событию свержения Христа с горы назаретянами, рассказанному у евангелиста Луки ( Лк.4:24 ): «никакой пророк ни принимается в своем отечестве»).
§ 27. Чудеса Христа в Галилее: исцеление сына царедворца, тещи Петра, прокаженного, слуги сотника, воскрешение сына наинской вдовы, исцеление капернаумского расслабленного, исцеление женщины страдавшей кровотечением, воскрешение дочери Иаира, исцеление двух слепых. Характеристика чудес. Призвание Матфея
Какой характер имели чудеса Иисуса Христа за это время? Это были, собственно, благодеяния, впечатление от которых на народ ничем не ослаблялось. Видя чудеса Иисуса Христа, народ должен был говорить: «все хорошо делает, и глухих делает слышащими и немых говорящими». Когда Он уходил откуда, жители удерживали Его, а когда возвращался, народ принимал Его, потому что все ожидали Его ( Лк. 4:42; 8:40 ). Согласно словам пророка, Он благовествовал нищим, исцелял сокрушенных сердцем, проповедывал пленным освобождение, слепым прозрение, отпускал измученных на свободу, проповедывал лето Господне благоприятное ( Ис. 61:1‒2 ).
Как учение Христа, так и чудеса Его проявлялись в это время с своей существенной стороны, они служили выражением, или символом, наступавшего царствия Божия ( Ис. 35:5 сл.). Все, что говорил и делал Христос в это время, было одним комментарием первых слов Его проповеди: «покайтесь, ибо приблизилось царство небесное». Чудеса были знамением царства Божия.
Знаменательно, что в Галилее следующее чудо было сотворено Иисусом в Кане Галилейской, «где Он претворил воду в вино» ( Ин. 4:46 ).
Лето Господне: «знамение оставления»
«И освятите лето, пятьдесятое лето, и разгласите оставление на земли всем живущим на ней: лето оставления знамение сие будет вам: и да отидетъ кийждо вас в притяжание свое, и кийждо во отечество свое отидете. Оставления знамение сие будет вам, лето пятьдесятое, лето будет вам: ни сеяти, ниже жати будете, еже само произникнет на ней, и да не объемлеши освященных (Богу) ея: яко оставления знамение есть, свято да будет вам: от нив ядите плоды ея» (Лев. 25:10-12)
«Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк.4:21)
Лето… Для нас, людей севера, лето – не просто время года, это «маленькая жизнь», самая значимая часть года, с которым люди связывают надежды на отдых, на радость от расцветшей природы, надежды на избавления от холодов и ненастий. Даже дождь летний – тёплый, даже прохлада лета – долгожданная.
Случайно ли древнерусским словом «лето», обозначавшим «год» стали мы называть лишь три кратких месяца, полных света, зелени, теплого ветра?
Фото: Лев Белых /Metodist, photosight.ru
… Когда Спаситель мира начал Свою первую проповедь, Он открыл книгу пророка Исайи. Все присутствующие в Назаретской синагоге смотрели на Него в ожидании – и Он прочел те строки, которые были ответом на напряжённую надежду Его современников:
«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное». (Лк.4:18-19).
В переводе епископа Кассиана — «возвестить лето милости Господней».
Иисус Христос читает отрывок из Исайи не до конца – Он не произносит слов о «дне мщения Бога нашего».
…Отпустити сокрушенныя во отраду… проповедати лето Господне приятно…
Лето Господне приятное проповедовать Он пришел, а воздаяние, предназначенное для грешников, Он возьмет на Себя. Он падает, чтобы братия Его, которых Он не стыдится, встали рядом с Ним перед Богом Его… «Бог упал, а человек восстал!» — писал в изумлении Климент Александрийский.
Лето Господне приятное проповедовать Он пришел — проповедовать, что здесь, среди нас присутствует уже Царство Божие, таинственно сокрытое. Сокрытое во Христе, Сыне Божием. И все образы, которые были в Завете Ветхом – в «законе, пророках и псалмах» (Лк. 24:44) – все говорят о Нём, Сыне Бога Живого.
Был в древнем Израиле такой обычай, установленный Моисеем по указанию Бога. Каждый седьмой год был «субботним годом», когда не засевали поля и не обрезывали виноградники, а пятидесятый год был «субботой суббот»: юбилейный год, «лето Господне».
«И насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет; и воструби трубою в седьмой месяц, в десятый [день] месяца, в день очищения вострубите трубою по всей земле вашей; и освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя.
Пятидесятый год да будет у вас юбилей: не сейте и не жните, что само вырастет на земле, и не снимайте ягод с необрезанных лоз ее, ибо это юбилей: священным да будет он для вас; с поля ешьте произведения ее. В юбилейный год возвратитесь каждый во владение свое.
Если будешь продавать что ближнему твоему, или будешь покупать что у ближнего твоего, не обижайте друг друга; по расчислению лет после юбилея ты должен покупать у ближнего твоего, и по расчислению лет дохода он должен продавать тебе; если много остается лет, умножь цену; а если мало лет остается, уменьши цену, ибо известное число лет жатв он продает тебе. Не обижайте один другого; бойся Бога твоего, ибо Я Господь, Бог ваш» (Лев. 25:8-14).
Какой прекрасный образ – закончилось время трудов, и Бог Сам питает нас, примирившихся со своими братьями!
«Если скажете: что же нам есть в седьмой год, когда мы не будем ни сеять, ни собирать произведений наших? Я пошлю благословение Мое на вас» (Лев. 25:20-21).
Именно этот образ, знакомый всем современникам Иисуса Христа, использует Спаситель для того, чтобы показать близость, невыразимую близость Царства Божия. Он учит молиться учеников, и перед ними встают явные аналогии с летом Господним, юбилейным годом. Пятидесятое лето – всего лишь прообраз, довольно редко случавшийся среди повседневной, нелегкой жизни Израиля.
Но Христос, Которого фарисеи упрекают в том, что Он слишком молод, чтобы учить, так как Он еще не встретил Свой юбилейный год – Ему нет пятидесяти лет (Ин. 8:57), — приносит с Собой истинное лето Господне, явление Царства. И о нём, об этом Царстве, мы молимся, как Он научил учеников Своих:
Отче наш, Сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого (Лк. 11: 2-4).
Это и молитва скитальцев в пустыне, не полагающихся на дело рук своих, на свой плуг и свою жатву – нищий Израиль жил в Исходе одним непрестающим летом Господним, и это богатство нищеты было предъизображением полноты Царства. Какие дела может сотворить человек в пустыне, чтобы прокормить себя? Только Бог посылает манну и воду из скалы, только Он делает горькую воду – водою сладкой.
Пятидесятый год, описанный в книге Левит, непонятном, на взгляд современных читателей, сборнике ритуальных предписаний, обращён в будущее, к тому единственному Дню Господню, когда явится Царство Божие.
«Евангелие, которое возвещает освобождение пленным, возвращает зрение слепым, дает свободу измученным и провозглашает «лето Господне благоприятное», то есть «юбилейный год», когда освобождались все рабы и прощались все долги. Тогда, к удивлению всех присутствовавших, Иисус истолковал слово пророка так: «ныне исполнилось писание сие, слышанное вами». Или, если перевести буквально, «ныне в ваших ушах исполнилось это Писание».
То есть через слушание присутствующих здесь и сейчас исполняется обетование всеобщего освобождения: пленных, слепых, измученных, глухих, всех! Смысл таков: где с верой принимается спасительное Слово Жизни в Благой Вести Иисуса Христа, там начинается эсхатологическое спасение, исцеление, многостороннее освобождение человека и общества.
Евангелист Лука и в своем Евангелии и в Книге Деяний святых Апостолов придает очень большое значение этой всегда современной, справедливой и сегодня действенности Слова Божия. Спасение у него всегда в самом общем виде характеризуется как освобождение. Свидетели Слова Господа, а главное, – Его исцеляющих деяний – знают, что вместе с пришествием Иисуса и вместе с той властью, которая Ему дана, Бог открыл в мире новую эпоху, новый век, новую Жизнь, обещанное мессианское время спасения» (архимандрит Ианнуарий (Ивлиев).
Ученики просили Иисуса Христа научить их молиться – и Он подарил им молитву – просить грядущего Царства, которое уже посреди них. Радостью нового творения, новой жизнью исполнена Молитва Господня, молитва о Лете Господнем.
«Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк.4:21)