леушина а м биография
ЛЕУШИНА
Автор трудов в области психич. развития дошкольников (формирование дет. речи и начала матем. развития). Разработала систему их обучения счёту, формирования пространств, и временных представлений. Автор учебников и уч. пособий для дошк. ф-тов пед. вузов, практич. пособий для воспитателей дошк. учреждений.
Соч.: Развитие связной речи у дошкольника, УЗ ЛГПИ, 1941, т. 35; Занятия по счету в дет. саду, М., 1963; Нек-рые вопросы руководства умственным воспитанием детей дошк. возраста, УЗ ЛГПИ, 1966, т. 319; Формирование элементарных матем. представлений у детей дошк. возраста, М., 1974; Умственное и речевое развитие ребенка второго года жизни, в кн.: Умственное воспитание детей дошк. возраста. Сб. науч. трудов ЛГПИ им. А. И. Герцена, Л., 1976.
Смотреть что такое «ЛЕУШИНА» в других словарях:
Леушина, Анна Михайловна — (1898 1982) педагог, специалист в области дошкольного воспитания, д р педагогических наук (1956), профессор (1958). С 1929 преподавала в вузах Ленинграда; с 1936 в ЛГПИ им. А.И. Герцена (в 1944 73 зав. кафедрой дошкольной педагогики). Автор… … Педагогический терминологический словарь
ЛЕУШИНА Анна Михайловна — [25.6(7.7). 1898, дер. Любогощи, ныне в Тверской обл., 15.5.1982, Ленинград], педагог, специалист. в области дошк. воспитания, д р пед. наук (1956), проф. (1958). Окончила Петрогр. пед. ин т дошк. образования (1924). С 1929 вела преподавательскую … Российская педагогическая энциклопедия
Леушин, Олег Николаевич — Олег Леушин Имя при рождении: Олег Николаевич Леушин Дата рождения: 25 марта 1968(1968 03 25) (44 года) Место рождения: Свердловск, СССР … Википедия
Леушин — Леушин, Олег Николаевич Олег Леушин Имя при рождении: Олег Николаевич Леушин Дата рождения: 25 марта 1968 … Википедия
Письмо трёхсот — «Письмо трёхсот» письмо[1] большой группы советских учёных, направленное 11 октября 1955 года в Президиум ЦК КПСС. Письмо содержало оценку состояния биологии в СССР к середине 1950 х годов, критику научных взглядов и практической… … Википедия
Ягорба (приток Шексны) — Ягорба Характеристика Длина 53 км Площадь бассейна 458 км² Бассейн Каспийское море Бассейн рек Шексна → Волга Водоток … Википедия
Динамо (женский хоккейный клуб) — У этого термина существуют и другие значения, см. Динамо. Динамо Город … Википедия
Факел (хоккейный клуб) — Факел Город … Википедия
Гек (рэпер) — Гек (Микола Перестукинский) Полное имя Алексей Михайлович Леушин Дата рождения 11 апреля 1977(1977 04 11) (35 лет) Место рождения … Википедия
Новое Леушино — Село Новое Леушино Страна РоссияРоссия … Википедия
Педагог Анна Леушина была роднее родни для 80 эвакуированных ленинградских детей
Виктор Ембулаев,
кандидат исторических наук
info@zwezda.su
День матери, который в России отмечали на днях, – праздник еще молодой, не укоренившийся. Однако все предпосылки к тому, чтобы он стал еще одним «женским днем», не менее любимым и популярным, чем Восьмое марта, имеются.
Можно легко усмотреть зарождение этой традиции во времени, в котором такой даты не знали, – в советском периоде. Все основания еще раз чествовать самоотверженных женщин и их бескорыстную любовь к подрастающему поколению проявляются в жизни и работе тех, кому выпало растить, учить, воспитывать и – спасать в годы войны.
На Урал – в один конец
Анна Михайловна Леушина принадлежала к многочисленному первому поколению советской интеллигенции. Дочь рабочей семьи, она воспользовалась преимуществами, которые давала революция, чтобы поступить в вуз. Получив высшее образование, работала в детском саду в Рыбинске, заведовала им.
Поступила в аспирантуру Ленинградского института им. Герцена, в 1939 году защитила кандидатскую диссертацию. Была назначена и. о. доцента на кафедру дошкольной педагогики. Позднее работала деканом заочного отделения.
…22 июня 1941-го Ленинград ощетинился. В небо поднялись аэростаты, город Петра и Ленина стал городом-фронтом. Пединститут заканчивал учебный год так: преподаватели, остававшиеся студенты, аспиранты уезжали рыть окопы, строить блиндажи, сооружать противотанковые заграждения. Что касалось самых младших, партийное и городское руководство приняло решение об их эвакуации вглубь страны в первую очередь.
Анна Леушина была назначена начальником одного из эшелонов, чтобы целыми и невредимыми довезти детей до места назначения и, возвратившись назад, продолжать делать всё, что будет нужно в Ленинграде в дни войны. Однако поездка оказалась в один конец. Пока эшелоны следовали на Урал и в Сибирь, Ленинград был заключен в кольцо осады.
По распоряжению Ленинградского городского Совета депутатов Леушина назначена директором интерната, расположенного в деревне Монастырке Осинского района Молотовской области.
Не для белоручек!
Небольшому сельцу предстояло стать домом для ленинградских детей на неопределенно долгий срок. Анне Леушиной надлежало стать старшим наставником для восьмидесяти детей в возрасте от двух до пятнадцати лет – из некоторых семей тут оказалось по три-четыре ребенка – вдали не только от родного, но и вообще от большого города.
Директору интерната и его воспитателям предстояло сделать всё, чтобы детский коллектив жил не только воспоминаниями о папах и мамах, но и жизнью и интересами колхоза, принявшего приезжих как собственных детей. Довольно скоро интернат и его сотрудники влились в колхозный быт: состояли в группах общественной безопасности, несли ответственное дежурство при сельсовете, участвовали в агитационном коллективе села.
Уровень развития ленинградских ребят был более высок, констатировала Леушина. Но в общем юные питерцы и крестьянские дети вскоре начали дружить. Конечно, правильному выстраиванию отношений способствовали и осознание общей беды, и общая довлеющая идейная атмосфера – не будем отрицать ее роли.
Дело было выстроено в идеалах коммунистического воспитания – другого тогда не было, но оно развивало взаимовыручку. В том лихолетье в принципе выжить и выстоять можно было только сообща – что в стране, что в небольшом интернате. Однако на месте многое зависело от того, как поставит дело конкретный руководитель.
– Формы, в которых изо дня в день осуществляется воспитание, многообразны, – свидетельствовала Анна Михайловна. – Гигиенические привычки, культура поведения, порядок в своих вещах, в тетрадях, организация учебы, труда и отдыха – всё это важно. Мы учим ребят владеть собой, считаться с другими, подчиняться требованиям собственного разума, выполнять правила режима, спокойно и мужественно переносить боль, с уважением относиться к труду…
Школьники и дошкольники жили в соседних зданиях, но работали на усадебном участке вместе. Пионерские звенья в целом и составлены были из детей разного возраста, благодаря чему старшие оказались обязаны помогать младшим. По возвращении из школы старшие катали меньших на санках или готовили им игрушки.
Если кто-либо из ребят заболевал, на нем концентрировалось всё внимание интерната: ему лучшее питание, уход, самая мягкая кровать. Слабым здоровьем давалось усиленное питание – в смысле, еще одна котлета, добавочная порция супа.
– …Можно привести немало примеров, когда белоручки, ранее отлынивающие от всякой работы, теперь считают труд необходимостью. Ребята не боятся осудить товарища. Развертывается среди детей и самокритика, – повествовала Леушина впоследствии. – Мы ставили своей задачей организовать взаимопомощь и вне стен интерната – помочь неуспевающим деревенским школьникам.
В это время приходили письма из Ленинграда, в которых родители рассказывали ребятам о противостоянии, которое взрослые выдерживали в окруженном городе. Эти письма всё-таки поддерживали детвору…
…Согласно записке, направленной на имя секретаря ЦК ВКП(б) А. А. Андреева, от 15 октября 1942 года, на ту дату в Молотовской области было размещено 75 интернатов только с ленинградскими детьми с общим числом в 5636 эвакуированных детишек. А еще вывезенные из Москвы и области, с Украины, из Орловской, Сталинградской, Калининской, Рязанской областей, Карело-Финской ССР…
Вместо послесловия
Педагогический талант и организационные способности Леушиной, отсутствие серьезных происшествий были оценены по достоинству.
В 1943 году ее деятельность на посту руководителя интерната неожиданно прекратилась: педагог вызвана в Министерство просвещения РСФСР и назначена начальником организационно-педагогического отдела Управления Минпроса по дошкольному воспитанию.
«Землячество» ленинградцев в ведомстве, как и их московские коллеги из института им. В. И. Ленина, продолжает работу, начатую до войны, – над учебником по дошкольной педагогике. Плодом упорной работы ученых в дни войны стали два первых учебника по дошкольной педагогике.
В 1944 году Анна Михайловна возвратилась в Ленинград, к тому времени освобожденный. В 1956-м защитила докторскую диссертацию. В своей альма-матер – институте им. Герцена – она возглавляла кафедру дошкольной педагогики, которой руководила более сорока лет.
Леушина Анна Михайловна
Автор трудов в области психического развития дошкольников (формирование детской речи, начало математического развития). Разработала систему обучения дошкольников счёту, формирования пространственных и временных представлений. Автор учебников и учебных пособий для дошкольных факультетов педагогических ВУЗов, практических пособий для воспитателей дошкольных учреждений.
Анна Михайловна Леушина принадлежала к многочисленному первому поколению советской интеллигенции. Дочь рабочей семьи, она воспользовалась преимуществами, которые давала революция, чтобы поступить в высшее учебное заведение. Получив высшее образование, работала в детском саду в Рыбинске, заведовала им.
Поступила в аспирантуру Ленинградского института им. Герцена, в 1939 году защитила кандидатскую диссертацию. Была назначена исполняющей обязанности доцента на кафедру дошкольной педагогики. Позднее работала деканом заочного отделения.
…22 июня 1941-го Ленинград ощетинился. В небо поднялись аэростаты, город Петра и Ленина стал городом-фронтом. Пединститут заканчивал учебный год так: преподаватели, остававшиеся студенты, аспиранты уезжали рыть окопы, строить блиндажи, сооружать противотанковые заграждения. Что касалось самых младших, партийное и городское руководство приняло решение об их эвакуации вглубь страны в первую очередь.
Анна Леушина была назначена начальником одного из эшелонов, чтобы целыми и невредимыми довезти детей до места назначения и, возвратившись назад, продолжать делать всё, что будет нужно в Ленинграде в дни войны. Однако поездка оказалась в один конец. Пока эшелоны следовали на Урал и в Сибирь, Ленинград был заключен в кольцо осады.
По распоряжению Ленинградского городского Совета депутатов Леушина назначена директором интерната, расположенного в деревне Монастырке Осинского района Молотовской области.
Небольшому сельцу предстояло стать домом для ленинградских детей на неопределенно долгий срок. Анне Леушиной надлежало стать старшим наставником для восьмидесяти детей в возрасте от двух до пятнадцати лет – из некоторых семей тут оказалось по три-четыре ребенка – вдали не только от родного, но и вообще от большого города.
Директору интерната и его воспитателям предстояло сделать всё, чтобы детский коллектив жил не только воспоминаниями о папах и мамах, но и жизнью и интересами колхоза, принявшего приезжих как собственных детей. Довольно скоро интернат и его сотрудники влились в колхозный быт: состояли в группах общественной безопасности, несли ответственное дежурство при сельсовете, участвовали в агитационном коллективе села.
Уровень развития ленинградских ребят был более высок, констатировала Леушина. Но, в общем, юные питерцы и крестьянские дети вскоре начали дружить. Конечно, правильному выстраиванию отношений способствовали и осознание общей беды, и общая довлеющая идейная атмосфера – не будем отрицать ее роли.
Дело было выстроено в идеалах коммунистического воспитания – другого тогда не было, но оно развивало взаимовыручку. В том лихолетье в принципе выжить и выстоять, можно было только сообща – что в стране, что в небольшом интернате. Однако на месте многое зависело от того, как поставит дело конкретный руководитель.
– Формы, в которых изо дня в день осуществляется воспитание, многообразны, – свидетельствовала Анна Михайловна. – Гигиенические привычки, культура поведения, порядок в своих вещах, в тетрадях, организация учебы, труда и отдыха – всё это важно. Мы учим ребят владеть собой, считаться с другими, подчиняться требованиям собственного разума, выполнять правила режима, спокойно и мужественно переносить боль, с уважением относиться к труду…
Школьники и дошкольники жили в соседних зданиях, но работали на усадебном участке вместе. Пионерские звенья в целом и составлены были из детей разного возраста, благодаря чему старшие оказались обязаны помогать младшим. По возвращении из школы, старшие катали меньших на санках или готовили им игрушки.
Если кто-либо из ребят заболевал, на нем концентрировалось всё внимание интерната: ему лучшее питание, уход, самая мягкая кровать. Слабым здоровьем давалось усиленное питание – в смысле, еще одна котлета, добавочная порция супа.
– …Можно привести немало примеров, когда белоручки, ранее отлынивающие от всякой работы, теперь считают труд необходимостью. Ребята не боятся осудить товарища. Развертывается среди детей и самокритика, – повествовала Леушина впоследствии. – Мы ставили своей задачей организовать взаимопомощь и вне стен интерната – помочь неуспевающим деревенским школьникам.
В это время приходили письма из Ленинграда, в которых родители рассказывали ребятам о противостоянии, которое взрослые выдерживали в окруженном городе. Эти письма всё-таки поддерживали детвору…
…Согласно записке, направленной на имя секретаря ЦК ВКП(б) А. А. Андреева, от 15 октября 1942 года, на ту дату в Молотовской области было размещено 75 интернатов только с ленинградскими детьми с общим числом в 5636 эвакуированных детишек. А еще вывезенные из Москвы и области, с Украины, из Орловской, Сталинградской, Калининской, Рязанской областей, Карело-Финской ССР…
Педагогический талант и организационные способности Леушиной, отсутствие серьезных происшествий были оценены по достоинству.
В 1943 году ее деятельность на посту руководителя интерната неожиданно прекратилась: педагог вызвана в Министерство просвещения РСФСР и назначена начальником организационно-педагогического отдела Управления Минпроса по дошкольному воспитанию.
«Землячество» ленинградцев в ведомстве, как и их московские коллеги из института им. В. И. Ленина, продолжает работу, начатую до войны, – над учебником по дошкольной педагогике. Плодом упорной работы ученых в дни войны стали два первых учебника по дошкольной педагогике.
В 1944 году Анна Михайловна возвратилась в Ленинград, к тому времени освобожденный. В 1956-м защитила докторскую диссертацию. В своей альма-матер – институте им. Герцена – она возглавляла кафедру дошкольной педагогики, которой руководила более сорока лет.
Ларин Г. А. Весьегония: словарь-справочник. – М.: Ключ-С,2010.
Вклад А.М. Леушиной в теорию и методику математического развития у детей дошкольного возраста
Вопросы развития количественных представлений у детей дошкольного возраста разрабатывались А. М. Леушиной начиная с 40-х годов. Благодаря ее работам методика получила теоретическое, научное и психолого-педагогическое обоснование, были раскрыты закономерности развития количественных представлений у детей в условиях целенаправленного обучения на занятиях в детском саду. А. М. Леушина заложила основы современной дидактической системы формирования математических представлений, разработав программу, содержание, методы и приемы работы с детьми 3-, 4-, 5- и 6-летнего возраста, методическая концепция автора сложилась в результате многолетней экспериментальной и научно-теоретической работы.
Методическая концепция Леушиной: от нерасчлененного восприятия множеств предметов детей необходимо переводить к выявлению отдельных составляющих это множество элементов путем попарного сопоставления их, что представляет дочисловой период обучения (усвоение отношений «столько же», «поровну», «больше», «меньше» и др.). Обучение счету следует за освоением детьми действий с множествами и базируется на сравнении двух предметных групп. Дети знакомятся с числом как характеристикой численности конкретной предметной группы в сопоставлении ее с другой. В ходе сравнения чисел (на наглядной основе) ребенком усваиваются последовательность и отношения между ними, что приводит к сознательному освоению счета и использованию его в вычислениях, выполнению действий при решении простых арифметических задач. Элементарное представление о числе формируется у детей в ходе накопления ими опыта сравнения нескольких предметных групп по признаку количества независимо от других признаков (качественные особенности, расположение в пространстве). На этой основе строилось освоение количественного и порядкового счета, определение состава чисел из единиц и двух меньших чисел.
В методике первоначального ознакомления детей с числами, счетом, арифметическими действиями, разработанной А. М. Леушиной, использованы положительные стороны метода изучения чисел (воспроизведение групп предметов, применение числовых фигур и счетных карточек, изучение состава чисел) и метода изучения действий (число как результат счета, образование чисел на основе сравнения двух совокупностей и практического установления между ними взаимно однозначного соответствия, увеличение или уменьшение одного из них на, освоение действий сложения и вычитания, сформированных представлений о числах натурального ряда и навыков счетной деятельности). По утверждению А. М. Леушиной, в работе по развитию количественных представлений у детей следует особое внимание уделять накоплению чувственного опыта, созданию сенсорной основы счетной деятельности, последовательному обобщению детских представлений. Этим требованиям отвечает предложенная ею система практических упражнений с демонстрационным и раздаточным материалом.
Результаты научных исследований А. М. Леушиной отражены в ее докторской диссертации «Подготовка детей к усвоению арифметического материала в школе» (1956), многочисленных публикациях, учебных пособиях, например: «Обучение счету в детском саду» (М., 1959, 1961), «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (М., 1974) и др.
Воспитатели детских садов широко использовали разработанные А. М. Леушиной конспекты занятий «Занятия по счету в детском саду» (М., 1963, 1965) и наглядные дидактические материалы (1965).
В дальнейшем под руководством А. М. Леушиной разработаны содержание и методы формирования у детей пространственных и временных представлений, обучения измерению объектов, массы тел, вопросы умственного и всестороннего развития детей в процессе освоения ими элементарных математических знаний, усвоения способов практических действий.
Разработанная А. М. Леушиной концепция формирования элементарных математических представлений у детей служит источником для многих современных исследований, а дидактическая система прошла испытания временем, успешно функционирует уже несколько десятков лет, показала свою эффективность в условиях общественного дошкольного воспитания, реализована в «Программе обучения и воспитания в детском саду».
9. Содержание математических представлений в различных образовательных программах у дошкольников
10. Формы, средства и методы обучения математике в дошкольном образовательном учреждении и семье
1. Перцептивный аспект (методы, обеспечивающие передачу учебной информации педагогом и восприятие ее детьми посредством слушания, наблюдения, практических действий):
а)Словесный (объяснение, беседа, инструкция, вопросы и др.)
Вклад А. М. Леушиной
вразработку проблем математического развития детей-дошкольников
Вопросы развития количественных представлений у детей дошкольного возраста разрабатывались А. М. Леушиной начиная с 40-х годов. Благодаря ее работам методика получила теоретическое, научное и психолого-педагогическое обоснование, были раскрыты закономерности развития количественных представлений у детей в условиях целенаправленного обучения на занятиях в детском саду. Это стало возможным благодаря глубокому и тщательному анализу различных точек зрения, подходов и концепций формирования математических представлений, учета достижений отечественной и зарубежной науки, практики общественного воспитания и обучения дошкольников в нашей стране.
А. М. Леушина заложила основы современной дидактической системы формирования математических представлений, разработав программу, содержание, методы и приемы работы с детьми 3-, 4-, 5- и 6-летнего возраста. Методическая концепция автора сложилась в результате многолетней экспериментальной и научно-теоретической работы.
Она заключается в следующем: от нерасчлененного восприятия множеств предметов детей необходимо переводить к выявлению отдельных составляющих это множество элементов путем попарного сопоставления их, что представляет дочисловой период обучения (усвоение отношений «столько же», «поровну», «больше», «меньше» и др.). Обучение счету следует за освоением детьми действий с множествами и базируется на сравнении двух предметных групп. Дети знакомятся с числом как характеристикой численности конкретной предметной группы в сопоставлении ее с другой. В ходе сравнения чисел (на наглядной основе) ребенком усваиваются последовательность и отношения между ними, что приводит к сознательному • освоению счета и использованию его в вычислениях, выполнению действий при решении простых арифметических задач. Элементарное представление о числе формируется у детей в ходе накопления ими опыта сравнения нескольких предметных групп по признаку количества независимо от других признаков (качественные особенности, расположение в пространстве). На этой основе строилось освоение количественного и порядкового счета, определение состава чисел из единиц и двух меньших чисел.
В методике первоначального ознакомления детей с числами, счетом, арифметическими действиями, разработанной А. М. Леушиной, использованы положительные стороны метода изучения чисел (воспроизведение групп предметов, применение числовых фигур и счетных карточек, изучение состава чисел) и метода изучения действий (число как результат счета, образование чисел на основе сравнения двух совокупностей и практического установления между ними взаимно однозначного соответствия, увеличение или уменьшение одного из них на 1, освоение действий сложения и вычитания на основе сформированных представлений о числах натурального ряда и навыков счетной деятельности). По утверждению А. М. Леушиной, в работе по развитию количественных представлений у детей следует особое внимание уделять накоплению чувственного опыта, созданию сенсорной основы счетной деятельности, последовательному обобщению детских представлений. Этим требованиям отвечает предложенная ею система практических упражнений с демонстрационным и раздаточным материалом.
Разработанная А. М. Леушиной концепция формирования количественных представлений в 60—70-е годы была существенно дополнена за счет научно-теоретической и методической разработки проблемы развития пространственно-временных представлений у дошкольников. Результаты научных исследований А. М. Леушиной отражены в ее докторской диссертации «Подготовка детей к усвоению арифметического материала в школе» (1956), многочисленных публикациях, учебных пособиях, например: «Обучение счету в детском саду» (М., 1959, 1961), «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (М., 1974) и др.
Воспитатели детских садов широко использовали разработанные А. М. Леушиной конспекты занятий «Занятия по счету в детском саду» (М., 1963, 1965) и наглядные дидактические материалы (1965).
В дальнейшем под руководством А. М. Леушиной разработаны содержание и методы формирования у детей пространственных и временных представлений, обучения измерению объектов, массы тел, вопросы умственного и всестороннего развития детей в процессе освоения ими элементарных математических знаний, усвоения способов практических действий.
Разработанная А. М. Леушиной концепция формирования элементарных математических представлений у детей служит источником для многих современных исследований, а дидактическая система прошла испытания временем, успешно функционирует уже несколько десятков лет, показала свою эффективность в условиях общественного дошкольного воспитания, реализована в «Программе воспитания и обучения в детском саду».
§ 6. Современное состояние проблемы формирования у детей математических представлений и перспективы совершенствования методики
В связи с перестройкой преподавания математики в начальной школе и новыми психологическими исследованиями стали очевидными недостатки математической подготовки в детском саду: неэффективное использование возросших возможностей дошкольников, ограниченность и слабое развивающее влияние обучения. Сложившаяся система обучения в дошкольном возрасте, ее содержание и методы ориентировали в основном на развитие у детей предметных способов действий, узких навыков, связанных со счетом и простейшими вычислениями, что недостаточно обеспечивало подготовку к усвоению математических понятий в дальнейшем обучении.
Необходимость пересмотра методов и содержания обучения была обоснована в работах психологов и математиков, которые положили начало новым научным направлениям в разработке проблем математического развития дошкольников. Специалисты выясняли возможности интенсификации и оптимизации обучения, способствующие общему и математическому развитию ребенка, отмечали необходимость повышения теоретического уровня осваиваемых детьми знаний. Это требовало реконструкции программы обучения, в том числе системы представлений, последовательности их введения и т. д., отвечающих современному состоянию математики как науки, приведения методов в строгое соответствие с предлагаемым новым содержанием знаний. Развернулись интенсивные поиски путей введения научных понятий в систему работы с детьми дошкольного возраста. Решение этих сложных проблем осуществлялось по-разному.
Психологи в качестве основания для формирования начальных математических представлений и понятий предлагали различные предметные действия. П. Я- Гальперин разработал линию формирования начальных математических понятий и действий, построенную на введении мерки и определении единицы через отношение к ней.
В исследовании В. В. Давыдова был раскрыт психологический механизм счета как умственной деятельности и намечены пути формирования понятия числа через освоение детьми действий уравнивания и комплектования, измерения. Генезис понятия числа рассматривается на основе краткого отношения любой величины к ее части (Г. А. Корнеева).
В отличие от традиционной методики ознакомления с числом (число — результат счета) новым явился способ введения самого понятия: число как отношение измеряемой величины к единице измерения (условная мера).
Анализ содержания обучения дошкольников с точки зрения новых задач привел исследователей к выводу о необходимости научить детей обобщенным способам решения учебных задач, усвоению связей, зависимостей, отношений и логических операций (классификации и сериации). Для этого предлагались и своеобразные средства: модели, схематические рисунки и изображения, отражающие наиболее существенное в познаваемом содержании.
Математики-методисты настаивали на значительном пересмотре содержания знаний для детей 6-летнего возраста, насыщении его некоторыми новыми представлениями, относящимися к множествам, комбинаторике, графам, вероятности и т. д. (А. И. Маркушевич, Ж- Папи и др.).
Методику первоначального обучения А. И. Маркушевич рекомендовал строить, основываясь на положениях теории множеств.
Он считал необходимым обучать дошкольников простейшим операциям с множествами (объединение, пересечение, дополнение), развивать у них количественные и пространственные представления.
Ж- Папи (бельгийский математик) разработал интересную методику формирования у детей представлений об отношениях, функциях, отображении, порядке и др., используя с этой целью многоцветные графы.
В последние годы (1960—1980) осуществлен педагогический эксперимент, направленный на выявление более эффективных методов математического развития детей дошкольного возраста, определение содержания обучения. Педагогические исследования были вызваны непосредственно результатами экспериментов в области возрастной и педагогической психологии и методики математики.
В эти годы выяснялись возможности формирования у детей представлений о величине, установлении взаимосвязей между счетом и измерением, апробировались приемы обучения (Р. Л. Березина, Н. Г. Белоус, 3. Е. Лебедева, Р. Л. Непомнящая, Е. В. Проскура, Л. А. Левинова, Т. В. Тарунтаева, Е. И. Щербакова).
Возможности формирования количественных представлений у детей раннего возраста, пути совершенствования количественных представлений у детей дошкольного возраста изучены В. В. Даниловой, Л. И. Ермолаевой, Е. А. Тархановой.
Содержание и приемы формирования пространственно-временных представлений определены на основе ряда исследований Т. А. Му-сейибовой, К. В. Назаренко, Т. Д. Рихтерман.
Методы и приемы педагогического руководства математическим развитием детей с помощью игры разработаны 3. А. Грачевой, Т. Н. Игнатовой, А. А. Смоленцевой, И. И. Щербининой.
В настоящее время исследуются возможности использования наглядного моделирования в процессе обучения решению арифметических задач (Н. И. Непомнящая), познания детьми количественных и функциональных зависимостей (Л. Н. Бондаренко, Р. Л. Непомнящая, А. И. Кириллова), способности дошкольников к наглядному, моделированию при ознакомлении с пространственными отношениями (Р. И. Говорова, О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева, Л. М. Хализева).
Результаты научных поисков психологов, математиков и педагогов вызвали необходимость в совершенствовании программы развития элементарных математических представлений у дошкольников (были введены разделы «Величина», «Геометрические фигуры», «Ориентировка в пространстве и времени»).
Конспекты занятий по формированию элементарных математических представлений и методические рекомендации их использования строятся на современных научных данных о единстве обучения и воспитания, комплексном подходе в обучении, введении наиболее эффективных дидактических средств (моделирование), обогащении содержания и приемов обучения.
М. Фидлер (Польша), Э. Дум (ФРГ) особое значение придают формированию представлений о числах в процессе практических действий с множествами предметов. Предлагаемые ими содержание и приемы обучения (целенаправленные игры и упражнения) помогают детям овладеть умениями классифицировать и упорядочивать предметы по различным признакам, в том числе и по количеству. В работе М. Фидлер отражена взаимосвязь в формировании у детей количественных, пространственных и временных представлений.
Р. Грин, В. Лаксон (США) в качестве основы формирования понятия числа и арифметических действий рассматривают понимание детьми количественных отношений на конкретных множествах предметов. Авторы считают, что формирование представлений о числах происходит во время практических действий с множествами предметов, они показывают, как под влиянием сравнения двух или нескольких множеств у детей формируется представление о месте числа среди других чисел натурального ряда, умение осуществлять простейшие действия увеличения и уменьшения чисел. Сопоставление равночисленных множеств ведет при этом к пониманию общности совокупностей по количеству (столько же) и по числу (такое же число).
Авторы этих работ предлагают формировать математические представления с учетом разнообразных впечатлений, полученных детьми в повседневной жизни. Своеобразно рассматривается ими обучение: доказывая необходимость проведения с. детьми игр и упражнений, авторы не рекомендуют строго соблюдать требования к качеству усвоения учебного материала. В ходе обучения значительное внимание уделяется выработке у детей умения применять полученные знания на практике. Это достигается за счет использования в качестве наглядного материала предметов окружающей обстановки, практической и игровой мотивации специальных упражнений.
Французские педагоги материнских школ считают, что способность к математике зависит от качества обучения. Ими разработана система логических игр для детей разного возраста. В играх у детей развиваются способность к рассуждению, пониманию, самоконтролю, умение переносить усвоенное в новые ситуации. К детям 5—6 лет предъявляются более высокие требования. Они должны усвоить элементарные математические понятия, в том числе понятия теории множеств и их свойств; используя математический язык, точно и кратко выражать свои мысли, обнаруживать и исправлять ошибки, допущенные другим ребенком.
На основании изложенного в данной главе можно заключить, что становление методики формирования элементарных математических представлений первоначально осуществлялось под влиянием отдельных положений русской и зарубежной педагогики, психологии о значении и содержании подготовки детей к усвоению арифметики в школе, возможности формирования умений с раннего возраста различать геометрические фигуры и размеры предметов.
Передовые русские и зарубежные педагоги XVII—XIX вв., исходя из опыта непосредственной работы с детьми, пришли к убеждению о необходимости их подготовки к усвоению математических дисциплин в школе. Ими высказаны отдельные предложения о содержании и методах обучения детей до школы: программа по арифметике (счет, вычисления, счет групп; арифметические действия сложения и вычитания); по основам геометрии (геометрические фигуры, измерения величин); простейшие представления о пространстве и времени.
Экспериментальное изучение специфики количественных представлений детей, разработка, систематизация и апробирование игр и дидактических упражнений, направленных на формирование математических представлений, осуществленное А. М. Леушиной и под ее руководством, представляет современное содержание мето дики.
Дальнейшее совершенствование методики формирования элементарных математических представлений направлено на уточнение со держания, поиск наиболее эффективных методов педагогического руководства математическим развитием детей, разработку и внедрение в практику работы дошкольных учреждений новых дидактических средств, что соответствует требованиям реформы общеобразовательной и профессиональной школы, совершенствованию среднего и высшего образования в нашей стране.