леушина а м биография

ЛЕУШИНА

Автор трудов в области психич. развития дошкольников (формирование дет. речи и начала матем. развития). Разработала систему их обучения счёту, формирования пространств, и временных представлений. Автор учебников и уч. пособий для дошк. ф-тов пед. вузов, практич. пособий для воспитателей дошк. учреждений.

Соч.: Развитие связной речи у дошкольника, УЗ ЛГПИ, 1941, т. 35; Занятия по счету в дет. саду, М., 1963; Нек-рые вопросы руководства умственным воспитанием детей дошк. возраста, УЗ ЛГПИ, 1966, т. 319; Формирование элементарных матем. представлений у детей дошк. возраста, М., 1974; Умственное и речевое развитие ребенка второго года жизни, в кн.: Умственное воспитание детей дошк. возраста. Сб. науч. трудов ЛГПИ им. А. И. Герцена, Л., 1976.

Смотреть что такое «ЛЕУШИНА» в других словарях:

Леушина, Анна Михайловна — (1898 1982) педагог, специалист в области дошкольного воспитания, д р педагогических наук (1956), профессор (1958). С 1929 преподавала в вузах Ленинграда; с 1936 в ЛГПИ им. А.И. Герцена (в 1944 73 зав. кафедрой дошкольной педагогики). Автор… … Педагогический терминологический словарь

ЛЕУШИНА Анна Михайловна — [25.6(7.7). 1898, дер. Любогощи, ныне в Тверской обл., 15.5.1982, Ленинград], педагог, специалист. в области дошк. воспитания, д р пед. наук (1956), проф. (1958). Окончила Петрогр. пед. ин т дошк. образования (1924). С 1929 вела преподавательскую … Российская педагогическая энциклопедия

Леушин, Олег Николаевич — Олег Леушин Имя при рождении: Олег Николаевич Леушин Дата рождения: 25 марта 1968(1968 03 25) (44 года) Место рождения: Свердловск, СССР … Википедия

Леушин — Леушин, Олег Николаевич Олег Леушин Имя при рождении: Олег Николаевич Леушин Дата рождения: 25 марта 1968 … Википедия

Письмо трёхсот — «Письмо трёхсот» письмо[1] большой группы советских учёных, направленное 11 октября 1955 года в Президиум ЦК КПСС. Письмо содержало оценку состояния биологии в СССР к середине 1950 х годов, критику научных взглядов и практической… … Википедия

Ягорба (приток Шексны) — Ягорба Характеристика Длина 53 км Площадь бассейна 458 км² Бассейн Каспийское море Бассейн рек Шексна → Волга Водоток … Википедия

Динамо (женский хоккейный клуб) — У этого термина существуют и другие значения, см. Динамо. Динамо Город … Википедия

Факел (хоккейный клуб) — Факел Город … Википедия

Гек (рэпер) — Гек (Микола Перестукинский) Полное имя Алексей Михайлович Леушин Дата рождения 11 апреля 1977(1977 04 11) (35 лет) Место рождения … Википедия

Новое Леушино — Село Новое Леушино Страна РоссияРоссия … Википедия

Источник

Педагог Анна Леушина была роднее родни для 80 эвакуированных ленинградских детей

Виктор Ембулаев,
кандидат исторических наук
info@zwezda.su

День матери, который в России отмечали на днях, – праздник еще молодой, не укоренившийся. Однако все предпосылки к тому, чтобы он стал еще одним «женским днем», не менее любимым и популярным, чем Восьмое марта, имеются.

Можно легко усмотреть зарождение этой традиции во времени, в котором такой даты не знали, – в советском периоде. Все основания еще раз чествовать самоотверженных женщин и их бескорыстную любовь к подрастающему поколению проявляются в жизни и работе тех, кому выпало растить, учить, воспитывать и – спасать в годы войны.

На Урал – в один конец

Анна Михайловна Леушина принадлежала к многочисленному первому поколению советской интеллигенции. Дочь рабочей семьи, она воспользовалась преимуществами, которые давала революция, чтобы поступить в вуз. Получив высшее образование, работала в детском саду в Рыбинске, заведовала им.

Поступила в аспирантуру Ленинградского института им. Герцена, в 1939 году защитила кандидатскую диссертацию. Была назначена и. о. доцента на кафедру дошкольной педагогики. Позднее работала деканом заочного отделения.

…22 июня 1941-го Ленинград ощетинился. В небо поднялись аэростаты, город Петра и Ленина стал городом-фронтом. Пединститут заканчивал учебный год так: преподаватели, остававшиеся студенты, аспиранты уезжали рыть окопы, строить блиндажи, сооружать противотанковые заграждения. Что касалось самых младших, партийное и городское руководство приняло решение об их эвакуации вглубь страны в первую очередь.

Анна Леушина была назначена начальником одного из эшелонов, чтобы целыми и невредимыми довезти детей до места назначения и, возвратившись назад, продолжать делать всё, что будет нужно в Ленинграде в дни войны. Однако поездка оказалась в один конец. Пока эшелоны следовали на Урал и в Сибирь, Ленинград был заключен в кольцо осады.

По распоряжению Ленинградского городского Совета депутатов Леушина назначена директором интерната, расположенного в деревне Монастырке Осинского района Молотовской области.

Не для белоручек!

Небольшому сельцу предстояло стать домом для ленинградских детей на неопределенно долгий срок. Анне Леушиной надлежало стать старшим наставником для восьмидесяти детей в возрасте от двух до пятнадцати лет – из некоторых семей тут оказалось по три-четыре ребенка – вдали не только от родного, но и вообще от большого города.

Директору интерната и его воспитателям предстояло сделать всё, чтобы детский коллектив жил не только воспоминаниями о папах и мамах, но и жизнью и интересами колхоза, принявшего приезжих как собственных детей. Довольно скоро интернат и его сотрудники влились в колхозный быт: состояли в группах общественной безопасности, несли ответственное дежурство при сельсовете, участвовали в агитационном коллективе села.

Уровень развития ленинградских ребят был более высок, констатировала Леушина. Но в общем юные питерцы и крестьянские дети вскоре начали дружить. Конечно, правильному выстраиванию отношений способствовали и осознание общей беды, и общая довлеющая идейная атмосфера – не будем отрицать ее роли.

Дело было выстроено в идеалах коммунистического воспитания – другого тогда не было, но оно развивало взаимовыручку. В том лихолетье в принципе выжить и выстоять можно было только сообща – что в стране, что в небольшом интернате. Однако на месте многое зависело от того, как поставит дело конкретный руководитель.

– Формы, в которых изо дня в день осуществляется воспитание, многообразны, – свидетельствовала Анна Михайловна. – Гигиенические привычки, культура поведения, порядок в своих вещах, в тетрадях, организация учебы, труда и отдыха – всё это важно. Мы учим ребят владеть собой, считаться с другими, подчиняться требованиям собственного разума, выполнять правила режима, спокойно и мужественно переносить боль, с уважением относиться к труду…

Школьники и дошкольники жили в соседних зданиях, но работали на усадебном участке вместе. Пионерские звенья в целом и составлены были из детей разного возраста, благодаря чему старшие оказались обязаны помогать младшим. По возвращении из школы старшие катали меньших на санках или готовили им игрушки.

Если кто-либо из ребят заболевал, на нем концентрировалось всё внимание интерната: ему лучшее питание, уход, самая мягкая кровать. Слабым здоровьем давалось усиленное питание – в смысле, еще одна котлета, добавочная порция супа.

– …Можно привести немало примеров, когда белоручки, ранее отлынивающие от всякой работы, теперь считают труд необходимостью. Ребята не боятся осудить товарища. Развертывается среди детей и самокритика, – повествовала Леушина впоследствии. – Мы ставили своей задачей организовать взаимопомощь и вне стен интерната – помочь неуспевающим деревенским школьникам.

В это время приходили письма из Ленинграда, в которых родители рассказывали ребятам о противостоянии, которое взрослые выдерживали в окруженном городе. Эти письма всё-таки поддерживали детвору…

…Согласно записке, направленной на имя секретаря ЦК ВКП(б) А. А. Андреева, от 15 октября 1942 года, на ту дату в Молотовской области было размещено 75 интернатов только с ленинградскими детьми с общим числом в 5636 эвакуированных детишек. А еще вывезенные из Москвы и области, с Украины, из Орловской, Сталинградской, Калининской, Рязанской областей, Карело-Финской ССР…

Вместо послесловия

Педагогический талант и организационные способности Леушиной, отсутствие серьезных происшествий были оценены по достоинству.
В 1943 году ее деятельность на посту руководителя интерната неожиданно прекратилась: педагог вызвана в Министерство просвещения РСФСР и назначена начальником организационно-педагогического отдела Управления Минпроса по дошкольному воспитанию.

«Землячество» ленинградцев в ведомстве, как и их московские коллеги из института им. В. И. Ленина, продолжает работу, начатую до войны, – над учебником по дошкольной педагогике. Плодом упорной работы ученых в дни войны стали два первых учебника по дошкольной педагогике.

В 1944 году Анна Михайловна возвратилась в Ленинград, к тому времени освобожденный. В 1956-м защитила докторскую диссертацию. В своей альма-матер – институте им. Герцена – она возглавляла кафедру дошкольной педагогики, которой руководила более сорока лет.

Источник

Леушина Анна Михайловна

леушина а м биография. Смотреть фото леушина а м биография. Смотреть картинку леушина а м биография. Картинка про леушина а м биография. Фото леушина а м биография

Автор трудов в области психического развития дошкольников (формирование детской речи, начало математического развития). Разработала систему обучения дошкольников счёту, формирования пространственных и временных представлений. Автор учебников и учебных пособий для дошкольных факультетов педагогических ВУЗов, практических пособий для воспитателей дошкольных учреждений.

Анна Михайловна Леушина принадлежала к многочисленному первому поколению советской интеллигенции. Дочь рабочей семьи, она воспользовалась преимуществами, которые давала революция, чтобы поступить в высшее учебное заведение. Получив высшее образование, работала в детском саду в Рыбинске, заведовала им.

Поступила в аспирантуру Ленинградского института им. Герцена, в 1939 году защитила кандидатскую диссертацию. Была назначена исполняющей обязанности доцента на кафедру дошкольной педагогики. Позднее работала деканом заочного отделения.

…22 июня 1941-го Ленинград ощетинился. В небо поднялись аэростаты, город Петра и Ленина стал городом-фронтом. Пединститут заканчивал учебный год так: преподаватели, остававшиеся студенты, аспиранты уезжали рыть окопы, строить блиндажи, сооружать противотанковые заграждения. Что касалось самых младших, партийное и городское руководство приняло решение об их эвакуации вглубь страны в первую очередь.

Анна Леушина была назначена начальником одного из эшелонов, чтобы целыми и невредимыми довезти детей до места назначения и, возвратившись назад, продолжать делать всё, что будет нужно в Ленинграде в дни войны. Однако поездка оказалась в один конец. Пока эшелоны следовали на Урал и в Сибирь, Ленинград был заключен в кольцо осады.

По распоряжению Ленинградского городского Совета депутатов Леушина назначена директором интерната, расположенного в деревне Монастырке Осинского района Молотовской области.

Небольшому сельцу предстояло стать домом для ленинградских детей на неопределенно долгий срок. Анне Леушиной надлежало стать старшим наставником для восьмидесяти детей в возрасте от двух до пятнадцати лет – из некоторых семей тут оказалось по три-четыре ребенка – вдали не только от родного, но и вообще от большого города.

Директору интерната и его воспитателям предстояло сделать всё, чтобы детский коллектив жил не только воспоминаниями о папах и мамах, но и жизнью и интересами колхоза, принявшего приезжих как собственных детей. Довольно скоро интернат и его сотрудники влились в колхозный быт: состояли в группах общественной безопасности, несли ответственное дежурство при сельсовете, участвовали в агитационном коллективе села.

Уровень развития ленинградских ребят был более высок, констатировала Леушина. Но, в общем, юные питерцы и крестьянские дети вскоре начали дружить. Конечно, правильному выстраиванию отношений способствовали и осознание общей беды, и общая довлеющая идейная атмосфера – не будем отрицать ее роли.

Дело было выстроено в идеалах коммунистического воспитания – другого тогда не было, но оно развивало взаимовыручку. В том лихолетье в принципе выжить и выстоять, можно было только сообща – что в стране, что в небольшом интернате. Однако на месте многое зависело от того, как поставит дело конкретный руководитель.

– Формы, в которых изо дня в день осуществляется воспитание, многообразны, – свидетельствовала Анна Михайловна. – Гигиенические привычки, культура поведения, порядок в своих вещах, в тетрадях, организация учебы, труда и отдыха – всё это важно. Мы учим ребят владеть собой, считаться с другими, подчиняться требованиям собственного разума, выполнять правила режима, спокойно и мужественно переносить боль, с уважением относиться к труду…

Школьники и дошкольники жили в соседних зданиях, но работали на усадебном участке вместе. Пионерские звенья в целом и составлены были из детей разного возраста, благодаря чему старшие оказались обязаны помогать младшим. По возвращении из школы, старшие катали меньших на санках или готовили им игрушки.

Если кто-либо из ребят заболевал, на нем концентрировалось всё внимание интерната: ему лучшее питание, уход, самая мягкая кровать. Слабым здоровьем давалось усиленное питание – в смысле, еще одна котлета, добавочная порция супа.

– …Можно привести немало примеров, когда белоручки, ранее отлынивающие от всякой работы, теперь считают труд необходимостью. Ребята не боятся осудить товарища. Развертывается среди детей и самокритика, – повествовала Леушина впоследствии. – Мы ставили своей задачей организовать взаимопомощь и вне стен интерната – помочь неуспевающим деревенским школьникам.

В это время приходили письма из Ленинграда, в которых родители рассказывали ребятам о противостоянии, которое взрослые выдерживали в окруженном городе. Эти письма всё-таки поддерживали детвору…

…Согласно записке, направленной на имя секретаря ЦК ВКП(б) А. А. Андреева, от 15 октября 1942 года, на ту дату в Молотовской области было размещено 75 интернатов только с ленинградскими детьми с общим числом в 5636 эвакуированных детишек. А еще вывезенные из Москвы и области, с Украины, из Орловской, Сталинградской, Калининской, Рязанской областей, Карело-Финской ССР…

Педагогический талант и организационные способности Леушиной, отсутствие серьезных происшествий были оценены по достоинству.
В 1943 году ее деятельность на посту руководителя интерната неожиданно прекратилась: педагог вызвана в Министерство просвещения РСФСР и назначена начальником организационно-педагогического отдела Управления Минпроса по дошкольному воспитанию.

«Землячество» ленинградцев в ведомстве, как и их московские коллеги из института им. В. И. Ленина, продолжает работу, начатую до войны, – над учебником по дошкольной педагогике. Плодом упорной работы ученых в дни войны стали два первых учебника по дошкольной педагогике.

В 1944 году Анна Михайловна возвратилась в Ленинград, к тому времени освобожденный. В 1956-м защитила докторскую диссертацию. В своей альма-матер – институте им. Герцена – она возглавляла кафедру дошкольной педагогики, которой руководила более сорока лет.

Ларин Г. А. Весьегония: словарь-справочник. – М.: Ключ-С,2010.

Источник

Вклад А.М. Леушиной в теорию и методику математического развития у детей дошкольного возраста

Вопросы развития количественных представлений у детей дошкольного возраста разрабатывались А. М. Леушиной начиная с 40-х годов. Благодаря ее работам методика получила теоретическое, научное и психолого-педагогическое обоснование, были раскрыты закономерности развития количественных представлений у детей в условиях целенаправленного обучения на занятиях в детском саду. А. М. Леушина заложила основы современной дидактической системы формирования математических представлений, разработав программу, содержание, методы и приемы работы с детьми 3-, 4-, 5- и 6-летнего возраста, методическая концепция автора сложилась в результате многолетней экспериментальной и научно-теоретической работы.

Методическая концепция Леушиной: от нерасчлененного восприятия множеств предметов детей необходимо переводить к выявлению отдельных составляющих это множество элементов путем попарного сопоставления их, что представляет дочисловой период обучения (усвоение отношений «столько же», «поровну», «больше», «меньше» и др.). Обучение счету следует за освоением детьми действий с множествами и базируется на сравнении двух предметных групп. Дети знакомятся с числом как характеристикой численности конкретной предметной группы в сопоставлении ее с другой. В ходе сравнения чисел (на наглядной основе) ребенком усваиваются последовательность и отношения между ними, что приводит к сознательному освоению счета и использованию его в вычислениях, выполнению действий при решении простых арифметических задач. Элементарное представление о числе формируется у детей в ходе накопления ими опыта сравнения нескольких предметных групп по признаку количества независимо от других признаков (качественные особенности, расположение в пространстве). На этой основе строилось освоение количественного и порядкового счета, определение состава чисел из единиц и двух меньших чисел.

В методике первоначального ознакомления детей с числами, счетом, арифметическими действиями, разработанной А. М. Леушиной, использованы положительные стороны метода изучения чисел (воспроизведение групп предметов, применение числовых фигур и счетных карточек, изучение состава чисел) и метода изучения действий (число как результат счета, образование чисел на основе сравнения двух совокупностей и практического установления между ними взаимно однозначного соответствия, увеличение или уменьшение одного из них на, освоение действий сложения и вычитания, сформированных представлений о числах натурального ряда и навыков счетной деятельности). По утверждению А. М. Леушиной, в работе по развитию количественных представлений у детей следует особое внимание уделять накоплению чувственного опыта, созданию сенсорной основы счетной деятельности, последовательному обобщению детских представлений. Этим требованиям отвечает предложенная ею система практических упражнений с демонстрационным и раздаточным материалом.

Результаты научных исследований А. М. Леушиной отражены в ее докторской диссертации «Подготовка детей к усвоению арифметического материала в школе» (1956), многочисленных публикациях, учебных пособиях, например: «Обучение счету в детском саду» (М., 1959, 1961), «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (М., 1974) и др.

Воспитатели детских садов широко использовали разработанные А. М. Леушиной конспекты занятий «Занятия по счету в детском саду» (М., 1963, 1965) и наглядные дидактические материалы (1965).

В дальнейшем под руководством А. М. Леушиной разработаны содержание и методы формирования у детей пространственных и временных представлений, обучения измерению объектов, массы тел, вопросы умственного и всестороннего развития детей в процессе освоения ими элементарных математических знаний, усвоения способов практических действий.

Разработанная А. М. Леушиной концепция формирования элементарных математических представлений у детей служит источником для многих современных исследований, а дидактическая система прошла испытания временем, успешно функционирует уже несколько десятков лет, показала свою эффективность в условиях общественного дошкольного воспитания, реализована в «Программе обучения и воспитания в детском саду».

9. Содержание математических представлений в различных образовательных программах у дошкольников

10. Формы, средства и методы обучения математике в дошкольном образовательном учреждении и семье

1. Перцептивный аспект (методы, обеспечивающие передачу учебной информации педагогом и восприятие ее детьми посредством слушания, наблюдения, практических действий):

а)Словесный (объяснение, беседа, инструкция, вопросы и др.)

Источник

Вклад А. М. Леушиной

леушина а м биография. Смотреть фото леушина а м биография. Смотреть картинку леушина а м биография. Картинка про леушина а м биография. Фото леушина а м биография леушина а м биография. Смотреть фото леушина а м биография. Смотреть картинку леушина а м биография. Картинка про леушина а м биография. Фото леушина а м биография леушина а м биография. Смотреть фото леушина а м биография. Смотреть картинку леушина а м биография. Картинка про леушина а м биография. Фото леушина а м биография леушина а м биография. Смотреть фото леушина а м биография. Смотреть картинку леушина а м биография. Картинка про леушина а м биография. Фото леушина а м биография

леушина а м биография. Смотреть фото леушина а м биография. Смотреть картинку леушина а м биография. Картинка про леушина а м биография. Фото леушина а м биография

вразработку проблем математического развития детей-дошкольников

Вопросы развития количественных представлений у детей до­школьного возраста разрабатывались А. М. Леушиной начиная с 40-х годов. Благодаря ее работам методика получила теорети­ческое, научное и психолого-педагогическое обоснование, были раскрыты закономерности развития количественных представлений у детей в условиях целенаправленного обучения на занятиях в дет­ском саду. Это стало возможным благодаря глубокому и тщатель­ному анализу различных точек зрения, подходов и концепций формирования математических представлений, учета достижений отечественной и зарубежной науки, практики общественного воспи­тания и обучения дошкольников в нашей стране.

А. М. Леушина заложила основы современной дидактической системы формирования математических представлений, разработав программу, содержание, методы и приемы работы с детьми 3-, 4-, 5- и 6-летнего возраста. Методическая концепция автора сложи­лась в результате многолетней экспериментальной и научно-теоре­тической работы.

Она заключается в следующем: от нерасчлененного восприя­тия множеств предметов детей необходимо переводить к выявлению отдельных составляющих это множество элементов путем попарного сопоставления их, что представляет дочисловой период обучения (усвоение отношений «столько же», «поровну», «больше», «меньше» и др.). Обучение счету следует за освоением детьми действий с множествами и базируется на сравнении двух предметных групп. Дети знакомятся с числом как характеристикой численности конкрет­ной предметной группы в сопоставлении ее с другой. В ходе срав­нения чисел (на наглядной основе) ребенком усваиваются последо­вательность и отношения между ними, что приводит к сознательному • освоению счета и использованию его в вычислениях, выполнению действий при решении простых арифметических задач. Элементарное представление о числе формируется у детей в ходе накопления ими опыта сравнения нескольких предметных групп по признаку количе­ства независимо от других признаков (качественные особенности, расположение в пространстве). На этой основе строилось освоение количественного и порядкового счета, определение состава чисел из единиц и двух меньших чисел.

В методике первоначального ознакомления детей с числами, счетом, арифметическими действиями, разработанной А. М. Леуши­ной, использованы положительные стороны метода изучения чисел (воспроизведение групп предметов, применение числовых фигур и счетных карточек, изучение состава чисел) и метода изучения дей­ствий (число как результат счета, образование чисел на основе сравнения двух совокупностей и практического установления между ними взаимно однозначного соответствия, увеличение или уменьше­ние одного из них на 1, освоение действий сложения и вычитания на основе сформированных представлений о числах натурального ряда и навыков счетной деятельности). По утверждению А. М. Леу­шиной, в работе по развитию количественных представлений у детей следует особое внимание уделять накоплению чувственного опыта, созданию сенсорной основы счетной деятельности, последователь­ному обобщению детских представлений. Этим требованиям отвечает предложенная ею система практических упражнений с демонстра­ционным и раздаточным материалом.

Разработанная А. М. Леушиной концепция формирования ко­личественных представлений в 60—70-е годы была существенно дополнена за счет научно-теоретической и методической разработки проблемы развития пространственно-временных представлений у дошкольников. Результаты научных исследований А. М. Леушиной отражены в ее докторской диссертации «Подготовка детей к усвое­нию арифметического материала в школе» (1956), многочисленных публикациях, учебных пособиях, например: «Обучение счету в дет­ском саду» (М., 1959, 1961), «Формирование элементарных мате­матических представлений у детей дошкольного возраста» (М., 1974) и др.

Воспитатели детских садов широко использовали разработан­ные А. М. Леушиной конспекты занятий «Занятия по счету в дет­ском саду» (М., 1963, 1965) и наглядные дидактические материалы (1965).

леушина а м биография. Смотреть фото леушина а м биография. Смотреть картинку леушина а м биография. Картинка про леушина а м биография. Фото леушина а м биография

В дальнейшем под руководством А. М. Леушиной разработаны содержание и методы формирования у детей пространственных и временных представлений, обучения измерению объектов, массы тел, вопросы умственного и всестороннего развития детей в процессе освоения ими элементарных математических знаний, усвоения спо­собов практических действий.

Разработанная А. М. Леушиной концепция формирования эле­ментарных математических представлений у детей служит источ­ником для многих современных исследований, а дидактическая система прошла испытания временем, успешно функционирует уже несколько десятков лет, показала свою эффективность в условиях общественного дошкольного воспитания, реализована в «Программе воспитания и обучения в детском саду».

§ 6. Современное состояние проблемы формирования у детей математических представлений и перспективы совершенствования методики

В связи с перестройкой преподавания математики в начальной школе и новыми психологическими исследованиями стали очевид­ными недостатки математической подготовки в детском саду: неэф­фективное использование возросших возможностей дошкольников, ограниченность и слабое развивающее влияние обучения. Сложив­шаяся система обучения в дошкольном возрасте, ее содержание и методы ориентировали в основном на развитие у детей предметных способов действий, узких навыков, связанных со счетом и простей­шими вычислениями, что недостаточно обеспечивало подготовку к усвоению математических понятий в дальнейшем обучении.

Необходимость пересмотра методов и содержания обучения была обоснована в работах психологов и математиков, которые положили начало новым научным направлениям в разработке проблем ма­тематического развития дошкольников. Специалисты выясняли воз­можности интенсификации и оптимизации обучения, способствующие общему и математическому развитию ребенка, отмечали необходи­мость повышения теоретического уровня осваиваемых детьми знаний. Это требовало реконструкции программы обучения, в том числе системы представлений, последовательности их введения и т. д., отвечающих современному состоянию математики как науки, при­ведения методов в строгое соответствие с предлагаемым новым содержанием знаний. Развернулись интенсивные поиски путей вве­дения научных понятий в систему работы с детьми дошкольного возраста. Решение этих сложных проблем осуществлялось по-разному.

Психологи в качестве основания для формирования начальных математических представлений и понятий предлагали различ­ные предметные действия. П. Я- Гальперин разработал линию форми­рования начальных математических понятий и действий, построен­ную на введении мерки и определении единицы через отношение к ней.

В исследовании В. В. Давыдова был раскрыт психологический механизм счета как умственной деятельности и намечены пути форми­рования понятия числа через освоение детьми действий уравни­вания и комплектования, измерения. Генезис понятия числа рассматривается на основе краткого отношения любой величины к ее части (Г. А. Корнеева).

В отличие от традиционной методики ознакомления с числом (число — результат счета) новым явился способ введения самого понятия: число как отношение измеряемой величины к единице из­мерения (условная мера).

Анализ содержания обучения дошкольников с точки зрения но­вых задач привел исследователей к выводу о необходимости научить детей обобщенным способам решения учебных задач, усвое­нию связей, зависимостей, отношений и логических операций (клас­сификации и сериации). Для этого предлагались и своеобразные средства: модели, схематические рисунки и изображения, отражаю­щие наиболее существенное в познаваемом содержании.

Математики-методисты настаивали на значительном пересмотре содержания знаний для детей 6-летнего возраста, насыщении его некоторыми новыми представлениями, относящимися к множествам, комбинаторике, графам, вероятности и т. д. (А. И. Маркушевич, Ж- Папи и др.).

Методику первоначального обучения А. И. Маркушевич реко­мендовал строить, основываясь на положениях теории множеств.

Он считал необходимым обучать дошкольников простейшим опера­циям с множествами (объединение, пересечение, дополнение), развивать у них количественные и пространственные представле­ния.

Ж- Папи (бельгийский математик) разработал интересную ме­тодику формирования у детей представлений об отношениях, функци­ях, отображении, порядке и др., используя с этой целью многоцвет­ные графы.

В последние годы (1960—1980) осуществлен педагогический эксперимент, направленный на выявление более эффективных мето­дов математического развития детей дошкольного возраста, опреде­ление содержания обучения. Педагогические исследования были вызваны непосредственно результатами экспериментов в области возрастной и педагогической психологии и методики математики.

В эти годы выяснялись возможности формирования у детей представлений о величине, установлении взаимосвязей между сче­том и измерением, апробировались приемы обучения (Р. Л. Бе­резина, Н. Г. Белоус, 3. Е. Лебедева, Р. Л. Непомнящая, Е. В. Проскура, Л. А. Левинова, Т. В. Тарунтаева, Е. И. Щербакова).

Возможности формирования количественных представлений у де­тей раннего возраста, пути совершенствования количественных представлений у детей дошкольного возраста изучены В. В. Данило­вой, Л. И. Ермолаевой, Е. А. Тархановой.

Содержание и приемы формирования пространственно-временных представлений определены на основе ряда исследований Т. А. Му-сейибовой, К. В. Назаренко, Т. Д. Рихтерман.

Методы и приемы педагогического руководства математическим развитием детей с помощью игры разработаны 3. А. Грачевой, Т. Н. Игнатовой, А. А. Смоленцевой, И. И. Щербининой.

В настоящее время исследуются возможности использования наглядного моделирования в процессе обучения решению арифмети­ческих задач (Н. И. Непомнящая), познания детьми количествен­ных и функциональных зависимостей (Л. Н. Бондаренко, Р. Л. Не­помнящая, А. И. Кириллова), способности дошкольников к нагляд­ному, моделированию при ознакомлении с пространственными отно­шениями (Р. И. Говорова, О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева, Л. М. Хализева).

Результаты научных поисков психологов, математиков и педа­гогов вызвали необходимость в совершенствовании программы раз­вития элементарных математических представлений у дошкольников (были введены разделы «Величина», «Геометрические фигуры», «Ориентировка в пространстве и времени»).

Конспекты занятий по формированию элементарных математи­ческих представлений и методические рекомендации их использо­вания строятся на современных научных данных о единстве обу­чения и воспитания, комплексном подходе в обучении, введении наиболее эффективных дидактических средств (моделирование), обогащении содержания и приемов обучения.

М. Фидлер (Польша), Э. Дум (ФРГ) особое значение придают формированию представлений о числах в процессе практических дей­ствий с множествами предметов. Предлагаемые ими содержание и приемы обучения (целенаправленные игры и упражнения) помогают детям овладеть умениями классифицировать и упорядочивать пред­меты по различным признакам, в том числе и по количеству. В работе М. Фидлер отражена взаимосвязь в формировании у детей количественных, пространственных и временных представлений.

Р. Грин, В. Лаксон (США) в качестве основы формирования понятия числа и арифметических действий рассматривают понима­ние детьми количественных отношений на конкретных множествах предметов. Авторы считают, что формирование представлений о числах происходит во время практических действий с множествами предметов, они показывают, как под влиянием сравнения двух или нескольких множеств у детей формируется представление о месте числа среди других чисел натурального ряда, умение осуществлять простейшие действия увеличения и уменьшения чисел. Сопостав­ление равночисленных множеств ведет при этом к пониманию общности совокупностей по количеству (столько же) и по числу (такое же число).

Авторы этих работ предлагают формировать математические представления с учетом разнообразных впечатлений, полученных детьми в повседневной жизни. Своеобразно рассматривается ими обучение: доказывая необходимость проведения с. детьми игр и упражнений, авторы не рекомендуют строго соблюдать требования к качеству усвоения учебного материала. В ходе обучения значитель­ное внимание уделяется выработке у детей умения применять полу­ченные знания на практике. Это достигается за счет использова­ния в качестве наглядного материала предметов окружающей обстановки, практической и игровой мотивации специальных упраж­нений.

Французские педагоги материнских школ считают, что способ­ность к математике зависит от качества обучения. Ими разработана система логических игр для детей разного возраста. В играх у де­тей развиваются способность к рассуждению, пониманию, самоконт­ролю, умение переносить усвоенное в новые ситуации. К детям 5—6 лет предъявляются более высокие требования. Они должны усвоить элементарные математические понятия, в том числе понятия теории множеств и их свойств; используя математический язык, точно и кратко выражать свои мысли, обнаруживать и исправлять ошибки, допущенные другим ребенком.

На основании изложенного в данной главе можно заключить, что становление методики формирования элементарных математи­ческих представлений первоначально осуществлялось под влиянием отдельных положений русской и зарубежной педагогики, психологии о значении и содержании подготовки детей к усвоению арифмети­ки в школе, возможности формирования умений с раннего возраста различать геометрические фигуры и размеры предметов.

Передовые русские и зарубежные педагоги XVII—XIX вв., исходя из опыта непосредственной работы с детьми, пришли к убеждению о необходимости их подготовки к усвоению математических дисциплин в школе. Ими высказаны отдельные предложения о содержа­нии и методах обучения детей до школы: программа по арифме­тике (счет, вычисления, счет групп; арифметические действия сложе­ния и вычитания); по основам геометрии (геометрические фигуры, измерения величин); простейшие представления о пространстве и времени.

Экспериментальное изучение специфики количественных пред­ставлений детей, разработка, систематизация и апробирование игр и дидактических упражнений, направленных на формирование математических представлений, осуществленное А. М. Леушиной и под ее руководством, представляет современное содержание мето дики.

Дальнейшее совершенствование методики формирования элемен­тарных математических представлений направлено на уточнение со держания, поиск наиболее эффективных методов педагогического руководства математическим развитием детей, разработку и внед­рение в практику работы дошкольных учреждений новых дидакти­ческих средств, что соответствует требованиям реформы общеобразо­вательной и профессиональной школы, совершенствованию среднего и высшего образования в нашей стране.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *