Росси́йский госуда́рственный педагоги́ческий университе́т и́мени А. И. Ге́рцена (РГПУ им. Герцена) — один из ведущих вузов Российской Федерации. Основанный в Санкт-Петербурге, университет существует уже два столетия, занимаясь, в первую очередь, подготовкой квалифицированных кадров для начального, среднего и высшего образования.
В составе университета более 20 факультетов и 100 кафедр, а также ряд институтов и научных центров.
Среди преподавателей университета — видных ученых — 300 докторов и более 700 кандидатов наук.
Содержание
Здания университета
Главное здание университета располагается во дворце К. Г. Разумовского — набережная Мойки, 48 (архитекторы А. Ф. Кокоринов, Валлен-Деламот). С 1797 года во дворце размещался Петербургский Воспитательный дом, с 1834 года — сиротское отделение (с 1837 года — Николаевский сиротский институт), с 1918 года — педагогический институт (ныне Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена). На воротах при входе во двор с Мойки помещено изображение пеликана, кормящего птенцов. Пеликан был символом воспитательного дома и остался символом университета. Изображения этой птицы можно увидеть и на фронтонах 1, 2 и 6-го учебных корпусов. Лепка исполнена по рисункам Джакомо Кваренги).
Во дворе 30 июня 1961 года был открыт памятник К. Д. Ушинскому работы скульптора В. В. Лишева.
Соседнее здание (набережная Мойки, 52) — тоже здание бывшего Петербургского Воспитательного дома. Построено в начале XIX века, приобретено для Воспитательного дома в 1834 году. Перестроено в 1839-1943 годах по проекту архитектора П. С. Плавова. Перед зданием в 1868 году был установлен бюст Ивана Ивановича Бецкого — увеличенная копия, выполненная скульптором Н. А. Лаврецким с оригинала Я. И. Земельгака (1803 год).
Малая Посадская улица, д.№ 26 — здание бывшего Женского педагогического института. Перестроено в 1904-1906 годах архитекторами А. И. Зазерским и В. В. Старостиным. Интерьеры домовой церкви были выполнены в 1906 году по проекту Н. В. Султанова. (Не сохранилась). До института на этом участке находились корпуса Кабельного завода (М. М. Чижов, 1895—1896, Ф. К. фон Пирвиц, 1898).
Факультеты РГПУ им. А. И. Герцена
Подразделения университета
Театр «Ювента» РГПУ им. А. И. Герцена
Театр был основан 25 апреля 2002 года на базе Клуба РГПУ имени А. И. Герцена, где с 1998 года существовала театральная студия и Центр творческого развития и досуга студентов (ныне Студенческий дворец культуры). Датой основания театра считается день премьеры спектакля «Вот тебе и Гамлет…». Сегодня в репертуаре театра три спектакля: «День подлинной свободы» по произведениям Ю. Даниэля «Говорит Москва» и А. Пушкина «Пир во время чумы»; «Симфония огня» по роману Рэя Брэдбери 451 градус по Фаренгейту; а также собственная работа молодых режиссёров, проходящих обучение в театре, — постановка «Как я ловил человечков, прыгая на 6 метров, в черном пальто», состоящая из трех моноспектаклей.
Помимо постановки собственных спектаклей, театр занимается организацией Дня знаний в университете, фестивалей «Первокурсник» и «Весна Студенческая», а также новогодних ёлок для детей сотрудников университета и школ города. На базе театра проходит Международный фестиваль студенческих театров «Новый взгляд». Театр занимается организацией и проведением Дня университета, который проходит в ДК Горького и Мюзик-Холле.
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «ЛГПИ им. Герцена» в других словарях:
ЛГПИ — Ленинградский ордена Трудового Красного Знамени государственный педагогический институт имени А. И. Герцена образование и наука, Санкт Петербург ЛГПИ Липецкий государственный педагогический институт с 1954 по 2000 после: ЛГПУ г. Липецк,… … Словарь сокращений и аббревиатур
ЛГПИ — Координаты … Википедия
ЛГПИ им. А. И. Герцена — Координаты … Википедия
Факультет географии РГПУ имени А. И. Герцена — Факультет географии Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена … Википедия
ПОЛЬЗЫ-ХЕР ЦЕНА ОТ ИНСТИТУТА ГЕРЦЕНА — Пед Ленинградский педагогический институт им. А. И. Герцена (ЛГПИ). Ныне Российский государственный педагогический университет (РШУ). См. также в 1 й части: ГПУ; ГЕРЦОВНИК; ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДЕРАСТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ; ЛЕНИНГРАДСКИЙ… … Словарь Петербуржца
ПОЛЬЗЫ НИ ХРЕНА ОТ ИНСТИТУТА ГЕРЦЕНА — Пед Ленинградский педагогический институт им. А. И. Герцена (ЛГПИ). Ныне Российский государственный педагогический университет (РШУ). См. также в 1 й части: ГПУ; ГЕРЦОВНИК; ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДЕРАСТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ; ЛЕНИНГРАДСКИЙ… … Словарь Петербуржца
Волкова, Лариса Степановна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Волкова. Волкова Лариса Степановна Дата рождения: 30 мая 1930(1930 05 30) Место рождения: Ленинград, СССР Дата смерти … Википедия
Российский педагогический университет — имени А. И. Герцена (РГПУ) (набережная р. Мойки, 48), ведёт историю с 3 го Петроградского педагогического института (основанного в 1918). В 1920 ему присвоено имя Герцена. В 192125 институт стал базой для объединения нескольких ученых… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
Этнофестиваль «Санкт-Петербург — Северный Кавказ — мосты дружбы»
Семинар-практикум «INTERактивные технологии обучения 2.0»
Приглашаем на концерт памяти к 60-летию со дня рождения Ирины СеменовныАврамковой
Экспертно-аналитический круглый стол «Экологический активизм VS экологический экстремизм»
Специальные сессии Шанхайской организации сотрудничества пройдут в ноябре 2021 года
Всероссийский конкурс Атмосфера
Всероссийский конкурс молодых технологических предпринимателей
Семинар «Российско-японские молодежные обмены»
XV Ассамблея фонда «Русский мир» — «ОСНОВЫ И ЦЕННОСТИ РУССКОГО МИРА: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ»
XIX международная научно-практическая конференция «Перспективные направления исследований проблем биологического и экологического образования в условиях современных вызовов»
Цикл аспирантских семинаров «Когнитивно- дискурсивная лингвистика в языковых взаимодействиях»
Герценовские литературные встречи: «Книга Песен» Франческо Петрарки в переводе Владимира Георгиевича Маранцмана
Приглашаем принять участие в работе XVI международной конференции «Физика в системе современного образования (ФССО-2021)»
«Шатиловские чтения. Перспективы развития парадигмы иноязычного образования»
Приглашаем к участию в Экодиктанте: Всероссийском экологическом диктанте
Соревнования по информационной безопасности «Student CTF 2021»
Конференция в формате круглого стола «Национальные системы образования в поликультурном обществе»
Всероссийский конкурс фото- и видеоматериалов «За это я люблю Россию — 2021»
Национальный молодежный патриотический конкурс «Моя гордость — Россия!»
Приглашаем студентов к участию в конкурсах, посвященных празднованию 800-летия со дня рождения Александра Невского
Всероссийский конкурс творческих работ «Открывая Россию заново. Всей семьёй!»
Приглашаем студентов принять участие в образовательной программе « Открытая школа дизайна»
РГПУ им. А.И. Герцена → Общий → Структура → Другие подразделения → Музей Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена → История Российского государственного педагогического университета им.А.И.ГерценаБезымянная страница
Российский государственный педагогический университет им. А И. Герцена ведет отсчет своей истории с 13(2) мая 1797 года. Именно в этот день Петербургский Воспитательный дом по Указу императора Павла I стал самостоятельным учреждением и взят под покровительство императрицы Марии Федоровны.
Император Павел I
Императрица Мария Федоровна
Многофункциональность Воспитательного дома способствовала широкому выбору и определению профессиональных, жизненных и научных интересов молодежи.
В Воспитательном доме впервые в России решались проблемы охраны детства: организована система бесплатной педиатрической помощи, семейных детских домов, сельских школ, детских садов и яслей.
Впервые в стране в структуре Мариинского ведомства созданы сохранная и ссудная казны, давшие начало развитию ломбардов и сберегательных касс (Сберегательный банк России).
С начала ХIХ века Воспитательный Дом становится родоначальником практической коррекционной педагогики: открыто опытное училище глухонемых детей – первое стабильное заведение подобного типа. При училище началась подготовка специальных русских учителей. С училищем в дальнейшем связано развитие сурдопедагогики в стране.
Петербургский Воспитательный Дом сыграл заметную роль в профилактике эпидемических болезней, в первую очередь, оспы. С 1868 г. открывается отделение, где ведутся медицинские исследования по изготовлению препаратов против эпидемических болезней. Лимфа, полученная в лаборатории, рассылается в разные губернии России. Кроме того, было открыто специальное отделение для научных исследований по изготовлению и использованию суррогатов (заменителей) грудного женского молока и внедрению искусственного вскармливания.
Здесь решались и проблемы охраны детства: при Доме действовал госпиталь «для бедных родильниц», в деревенских округах была организована первая в России система бесплатной педиатрической помощи. Большую известность получили врачи, доктора медицины Н.Ф. Виноградов и К. Раухфус. Тысячи детей под покровительством Дома отдавались на воспитание в крестьянские семьи: впервые в России создана система семейных детских домов (1799).
В Воспитательном доме реализовались и идеи женского педагогического образования в стране.
В 1808году здесь открылись «французские классы» для подготовки гувернанток и домашних учительниц.
В 1832 году разработаны и внедрены под руководством почетного опекуна Дома, известного музыкального деятеля, графа М.Ю. Вильегорского первые планы подготовки учительниц музыки.
Впервые в России в 1853 году началась подготовка учительниц гимнастики и танцев (каллистении). Специальные программы и пособия по физическому воспитанию (А.Г. Ободовский, Ф. Клевезель) в дальнейшем легли в основу создания многочисленных курсов, институтов подготовки учительниц физкультуры.
Именно выпускницы Сиротского института, направленные для работы в разные концы страны, стали носителями женского образования в России.
Для девочек из разночинного сословия был открыт Александринский сиротский дом (1843) — реальное женское училище, с 1876 г. — Николаевское женское училище. Оно готовило специалистов по дошкольному воспитанию, учителей гимнастики и танцев, педагогов-мастериц для сиротских учреждений всей страны. С 1905 года по 1916 год директором училища был В.И. Срезневский.
Воспитательный дом всемерно продолжал поддерживать процесс эмансипации женщин на основе развития женского педагогического образования. Полученный ранее опыт работы общих и педагогических классов был использован и для создания женских педагогических курсов, реорганизованных по инициативе великого князя Константина Константиновича в 1903 году в первый высший — Императорский женский педагогический институт. Директором института был назначен известный историк, профессор С.Ф. Платонов. Впервые в истории выпускницам института гарантировался статус учительницы средних учебных заведений. В 1912 году учебные программы в институте доведены до объема университетских, а профессора и преподаватели приравнены в правах и привелегиях к университетским.
Здание Сиротского института (1912)
Здание училища глухонемых (начало XX века)
Здание Женского педагогического института
Здание Опекунского совета. Казанская ул., д.7 (1913)
С 1918 года началась реорганизация и объединение различных учебных заведений. Несколько десятков институтов г. Петрограда и г. Москвы были объединены на базе Воспитательного дома в Единый педагогический институт. В январе 1920 года Институту присвоено имя писателя, философа, общественного деятеля А.И. Герцена.
Педагогический институт им.А.И. Герцена стал ежегодно выпускать тысячи учителей для вновь создаваемых школ.
В 1919 году в институте создается первый в стране педагогический рабфак, который подготавливал абитуриентов для разнообразных вузов. Поэтому в числе 3568 его выпускников учителя, инженеры, агрономы, военные специалисты, государственные служащие.
Впервые в истории российского высшего педагогического образования ЛГПИ им. А.И.Герцена предоставил своим студентам возможность учиться на родном языке. В структуре института имелись секции: польская, финская, латышская, эстонская, удмуртская (вотская), коми (зырянская).
В 1929 году открывается национальное отделение – Народов Крайнего Севера, куда приезжали учиться студенты со всех концов Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера. На этом отделении велась интенсивная работа по созданию письменности, написанию учебников, словарей и других пособий на всех языках отдаленных районов страны.
Уже в 1930-е годы институт им. А.И.Герцена был подключен к решению задач общегосударственного масштаба и официально включен в список «высших педагогических учебных заведений, обслуживающих всю Россию».
Не прекращалась научная и учебная работа ЛГПИ и в годы военных испытаний Великой Отечественной войны.
Неоценим вклад вуза, начиная с ХVIII века, и в развитие международного сотрудничества как прославления научных школ города за рубежом: участие в конгрессах, выставках, конференциях, совместных проектах, договорных отношениях, подготовке кадров. Сегодня университет признан в качестве авторитетного европейского научно-образовательного центра.
Отмечая значительный вклад вуза в жизнь города и страны, необходимо выделить имена замечательных учёных, внёсших свою лепту в развитие и историю отечественной науки и промышленности. Среди них создатель школы физиков – атомщиков академик И.В.Курчатов; основатель оптической промышленности профессор А.Л.Гершун; астроном С.П. Глазенап; химик академик генерал В.Н.Ипатьев, заложивший основы новой химии по производству материалов для авто- и авиаспорта, в т.ч. промышленных процессов производства авиационных бензинов; основоположник геохимии А.Е.Ферсман, разработавший геохимические методы поисков полезных ископаемых; профессор химии В.В. Перекалин, под руководством которого был создан медицинский препарат «фенибут», успешно применяемый в медицинской практике, в частности, в космической медицине и детской психиатрии. Среди плеяды известных деятелей ЛГПИ им.А.И. Герцена – педагоги П.Ф. Каптерев, В.Н. Сорока-Росинский, А.П. Пинкевич, химики В.Н. Верховский, А.Е.Фаворский, ботаник В.Л.Комаров, географы В.Я.Семёнов-Тяньшанский и Ю.М.Шокальский, физиологи Л.А.Орбели и К.М.Быков, математик Г.М.Фихтенгольц, историки Е.В.Тарле, В.В.Струве, А.Е.Пресняков, С.В.Ольденбург, Б.Д.Греков, психолог Л.С.Выготский, филологи и лингвисты С.И.Ожегов, Л.В.Щерба, В.Н.Жирмунский, Н.Я.Марр, писатели А.М.Горький и Е.И.Замятин и многие другие. Не только отдельные выдающиеся деятели науки, но и целые научные коллективы кафедр, научных лабораторий вуза внесли свой неоценимый вклад в науку.
21 января 1991 года ЛГПИ им.А.И.Герцена был аттестован в качестве университета и получил наименование «Российский государственный педагогический университет им.А.И.Герцена».
В 1992 г. на базе РГПУ им. А.И.Герцена было создано учебно-методическое объединение по общим проблемам педагогического образования.
В 1993 г. университет стал одним из первых вузов России, начавших эксперимент по введению многоуровневой системы высшего образования. Он готовит бакалавров и магистров по различным направлениям высшего педагогического образования и науки.
В 1998 году Указом Президента Российской федерации РГПУ им.А.И.Герцена включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.
В 2007 году университет стал победителем конкурса, организованного в рамках приоритетного национального проекта «Образование» среди образовательных учреждений высшего профессионального образования России, внедряющих инновационные программы.
С 2007 года является членом Глобальной сети инновационных университетов GUN I.
В 2008 году в Университете была открыта Высшая школа перевода и подписан меморандум с ООН о взаимодействии по подготовке переводчиков высшей квалификации для международных структур.
Университет получил статус уполномоченного вуза по повышению квалификации преподавателей высшей школы России, а также стал победителем конкурса разработки третьего поколения ФГОС по направлению «Педагогическое образование».
С 2011 года университет переименован в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена».
В числе 55 вузов России университет стал победителем в конкурсе поддержки программ стратегического развития государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.
В 2012 г. РГПУ им. А. И. Герцена был удостоен диплома конкурса Рособнадзора «Система качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования», а по итогам мониторинга вузов, проведенного Министерством образования и науки РФ, был признан работающим эффективно.
17 декабря 2013 года Российское агентство «Интерфакс» представило первый рейтинг вузов стран СНГ, Грузии и Балтии, составленный по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации. Всего в рейтинговании приняли участие 405 ведущих вузов. В данном рейтинге Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена стал лучшим педагогическим вузом стран СНГ, Грузии и Прибалтики, войдя в ТОП 100.
В 2015 году РГПУ им. А.И. Герцена вошел в ТОП-40 вузов страны в рейтинге вузов Российской Федерации ARES-2015.
Большинство выпускников университета также вносят свой посильный вклад в развитие родного города. А писатели, поэты, композиторы, артисты, спортсмены, политические деятели среди которых Н.Заболоцкий, А.Кушнер, В. Санги, А.Чепуров, Л.Резников, А.Морозов, Л.Егорова и др. прославляют не только Санкт-Петербург, но и всю страну.
2017 г. Открытие Центра тестирования.
Он. является одним из самых современных центров по проведению языкового тестирования в РФ. Центр тестирования предоставляет возможность всем желающим получить разрешение на работу или патент, разрешение на временное проживание или вид на жительство в России, пройти комплексный экзамен и получить необходимый сертификат.
В 2019 году по итогам рейтинга университетов Times HigHer Education University Impact RanKings занял 55-е место среди лучших высших учебных заведений мира по снижению уровня неравенства, став единственным педагогическим вузом, вошедшим в данный топ-лист.
Открыт Институт востоковедения. Он включает в свой состав кафедры китайской филологии, восточных языков и лингводидактики, языков и культур исламского мира.
В 2020 году в рейтинге университетов « Национальное признание» занял 1 место по предметной области «Народное образование.Педагогика», став лидером среди педагогических вузов России.
По итогам рейтинга-2021 российских вузов «Национальное признание» по предмету «Народное образование. Педагогика» Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена занял первое место с отрывом почти в 30 баллов от ближайшего конкурента в борьбе за первенство.
В общем рейтинге всех российских вузов Герценовский университет занял 33-е место, набрав 189,8 балла. Это позволило ему стать 4-м в Санкт-Петербурге, пропустив вперед лишь СПбГУ, Политех и ИТМО по тем параметрам, на которые опирается этот рейтинг.
В 2021 году создан Центр развития языков и культуры коренных народов Севера
Подписан протокол о сотрудничестве между педагогическими университетами.
Открыт филиал РГПУ в столице республики Узбекистан Ташкенте.
Вуз вошёл в число передовых университетов мира QSWorlUniversityRankings.
Ленинградский гос. педагогический институт им.Герцена
Петербургский Воспитательный дом (до 1918) 3-й Петроградский педагогический институт (до 1923) Ленинградский государственный педагогический институт им.А. И.Герцена (до 1991), Российский государственный педагогический университет РГПУ им. А.И.Герцена
г.Москва Сообщений: 1837 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1429
Российский государственный педагогический университет им. А И. Герцена ведет отсчет своей истории с 13(2) мая 1797 года. Именно в этот день Петербургский Воспитательный дом по распоряжению императора Павла I стал самостоятельным учреждением и взят под покровительство императрицы Марии Федоровны.
Многофункциональность Воспитательного дома способствовала широкому выбору и определению профессиональных, жизненных и научных интересов молодежи.
В Воспитательном доме впервые в России решались проблемы охраны детства: организована система бесплатной педиатрической помощи, семейных детских домов, сельских школ, детских садов и яслей.
Впервые в стране в структуре Мариинского ведомства созданы сохранная и ссудная казны, давшие начало развитию ломбардов и сберегательных касс (Сберегательный банк России).
С начала ХIХ века Воспитательный Дом становиться родоначальником практической коррекционной педагогики: открыто опытное училище глухонемых детей – первое стабильное заведение подобного типа. При училище началась подготовка специальных русских учителей. С училищем в дальнейшем связано развитие сурдопедагогики в стране.
Петербургский Воспитательный Дом сыграл заметную роль в профилактике эпидемических болезней, в первую очередь, оспы. С 1868 г. открывается отделение, где ведутся медицинские исследования по изготовлению препаратов против эпидемических болезней. Лимфа, полученная в лаборатории, рассылается в разные губернии России. Кроме того, было открыто специальное отделение для научных исследований по изготовлению и использованию суррогатов (заменителей) грудного женского молока и внедрению искусственного вскармливания.
Здесь решались и проблемы охраны детства: при Доме действовал госпиталь «для бедных родильниц», в деревенских округах была организована первая в России система бесплатной педиатрической помощи. Большую известность получили врачи, доктора медицины Н.Ф. Виноградов и К. Раухфус. Тысячи детей под покровительством Дома отдавались на воспитание в крестьянские семьи: впервые в России создана система семейных детских домов (1799).
Именно выпускницы Сиротского института, направленные для работы в разные концы страны, стали носителями женского образования в России.
Для девочек из разночинного сословия был открыт Александринский сиротский дом (1843) — реальное женское училище, с 1876 г. — Николаевское женское училище. Оно готовило специалистов по дошкольному воспитанию, учителей гимнастики и танцев, педагогов-мастериц для сиротских учреждений всей страны. С 1905 года по 1916 год директором училища был В.И. Срезневский.
Воспитательный дом всемерно продолжал поддерживать процесс эмансипации женщин на основе развития женского педагогического образования. Полученный ранее опыт работы общих и педагогических классов был использован и для создания женских педагогических курсов, реорганизованных по инициативе великого князя Константина Константиновича в 1903 году в первый высший — Императорский женский педагогический институт. Директором института был назначен известный историк, профессор С.Ф. Платонов. Впервые в истории выпускницам института гарантировался статус учительницы средних учебных заведений. В 1912 году учебные программы в институте доведены до объема университетских, а профессора и преподаватели приравнены в правах и привелегиях к университетским.
Москва Сообщений: 1096 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 616