либерия история возникновения страны

История Либерии или необыкновенный расизм

После очередного бунта афроамериканцев, в честь гибели Джорджа Флойда, актуальной становиться история небольшой африканской страны, которую белые сторонники освобождения негров в США, специально организовали для своих рабов.

Среди бредовых идей революционеров-аболиционистов есть и такая: негров необходимо вернуть в Африку! В логике незабвенного: «где взял, там и положь»! Вот и положительный герой романа Бичер-Стоу, негр Джим, собирается со всей семьей уехать в Африку, в благословенную страну Либерию…

Само слово «Либерия» происходит от «либерте» — свобода. «Землей свободы», или колонией «свободных цветных людей», назвали ее члены Американского колонизационного общества (АКО). Эта организация возникла в 1816 году, когда объединили свои усилия несколько, без преувеличения, выдающихся личностей.

Генри Клей (1777–1852) назван в числе пяти «наиболее выдающих сенаторов США за всю их историю». Богатый плантатор и рабовладелец, Джон Рэндольф (1773–1833), с 1799 года постоянно заседавший в конгрессе и в сенате. Пол Каффи (1759–1817), у которого отец был негром ашанти, а мама — индеанкой племени вампоноага, был судовладельцем, капитаном и общественным деятелем из Бостона. В 1816 году он перевез в Африку первых 38 негров.

АКО поддерживали многие квакеры: верили, что зря в Африке захватывали рабов, надо вернуть. Поддерживали многие жители Юга: считали, что свободные негры никогда не смогут войти в европейское общество. Они умственно неполноценны, склонны к преступлениям и посягают на белых женщин. К тому же они будут конкурировать за рабочие места с белыми, и начнется смешение рас.

Как согласовать умственную неполноценность с конкуренцией и склонность к изнасилованиям со смешением рас, я не понимаю, но именно такие проблемы обсуждали белые джентльмены. После чего всерьез говорили о «репатриации» освободившихся негров в Африку.

В результате довольно приличные денежки давали частные лица, деятельность АКО поддерживали президенты, а конгресс в 1819 году выделил 100 тысяч долларов — сумму по тем временам совершенно фантастическую. Позже, если даже денег не давали федеральные власти, их давали власти штатов Нью-Джерси, Пенсильвания, Миссири, Мэриленд. Виргиния дала 150 тысяч долларов!

либерия история возникновения страны. Смотреть фото либерия история возникновения страны. Смотреть картинку либерия история возникновения страны. Картинка про либерия история возникновения страны. Фото либерия история возникновения страны

Побережье Атлантического океана, где расположилась Либерия – край равнин и невысоких гор. С давних времен его населяют негроидные племена, говорящие на различных нигеро-конголезских языках. Прежде всего, это этносы, относимые к языковым семьям манде и кру: манде, ваи, басса, гребо, кран, гере и т.д. Государственности они фактически не знали, однако и европейские колонизаторы не спешили полностью покорять территорию современной Либерии. В период с XV по XVII вв. здесь существовало несколько португальских факторий, служивших центрами торговли. Португальцы называли территорию современной Либерии Перечным берегом.

Американское колонизационное общество договорилось с руководством английской колонии Сьерра-Леоне — те разрешили. АКО купило у вождей местных племен примерно 13 тысяч км. Товары, на которые обменяли землю, стоили примерно 50 тогдашних долларов. 50 долларов 1819 года соответствуют примерно 25 тысячам сегодняшних. Стоимость купленных земель сегодня превышает 3 млрд долларов.

В январе 1820 года первый корабль «Элизабет» отплыл из Нью-Йорка в Западную Африку; он нес на борту трех белых представителей АКО и 88 чернокожих эмигрантов.

Всего до 1867 года перевезли больше 13 тысяч американских негров. АКО официально просуществовало до 1964 года, после чего официально ликвидировалось и передало все свои документы в библиотеку конгресса.

А созданная американцами частная колония зажила своей самостоятельной жизнью. В 1824 году ее официально назвали Либерией. Появилась конституция, взвился флаг: такой же как американский, но с одной-единственной звездой. К 1828 году переселенцы захватили все побережье современной Либерии протяженностью порядка 500 км. В глубь страны они не пошли, но это уже второй вопрос.

26 июня 1847 года американские поселенцы провозгласили независимость Республики Либерия. Поселенцы и их белые покровители могли сколько угодно говорить о том, что они вернулись «домой», на свою «землю обетованную». Но с местными африканцами они не торопились ни дружить, ни скрещиваться. Они создавали плантации и рудники, а на плантациях и рудниках работали местные рабы. Между собой американские негры называли местных негров непринужденно и конкретно: «звери». Так и говорили: «У меня работают пятеро зверей». И все понимали, о ком это.

Местные тоже вовсе не считали американских поселенцев «своими», вернувшимися домой. Не говоря ни о чем другом, все «местные» были людьми тех или иных племен. А негр из США не был членом племени, с рождения говорил и думал по-английски, а все бытовые привычки и представления у него были не африканские, а американские.

Африканский черный работал на плантации черного американца за похлебку, при появлении хозяина снимал шапочку и называл черного американца тем же словом «масса», с которым обращался к любому белому.

либерия история возникновения страны. Смотреть фото либерия история возникновения страны. Смотреть картинку либерия история возникновения страны. Картинка про либерия история возникновения страны. Фото либерия история возникновения страны

Даже флаг Либерия позаимствовала у США

В глазах всех европейцев негры из Америки тоже были вовсе не африканцами, а такими своеобразными американцами. В XIX веке европейцы заселили Австралию, Новую Зеландию и Южную Африку, но вовсе не перестали от этого быть европейцами: и в собственных глазах, и в глазах туземцев, и в глазах всего мира.

На самом юге Африки, где климат сухой и субтропический, похож на климат Средиземноморья, с XVII века сложился народ бежавших из Европы протестантов. Основа — голландская, много немцев и французских протестантов-гугенотов. Народ называл себя бурами, то есть крестьянами, или африканерами — африканцами. Свой язык, близкий голландскому, они называли африкаанс — африканским.

В XIX веке африканеры стали переселяться в глубь Африки, не желая подчиняться захватившим юг Африки англичанам. Они основали несколько государств, в которых только белые имели политические права. Негров они последовательно считали варварами и низшей расой. Они были не правы? Может быть, но чернокожие основатели и владыки Либерии думали точно так же. Разница только расовая — ведь европейцы не основывали своих государств в странах с тропическим климатом. Даже в Латинской Америке переселенцы с европейского юга мало осваивали тропики. Тропические страны Латинской Америки — самые «черные» по составу населения, самые отсталые и нищие. В Австралии европейцы жили и живут на субтропическом или теплоумеренном юге и почти не идут на тропический север. Тем более европейцы не заселили ни тропиков Южной Азии, ни Черной Африки.

Американские негры заселили тропическую Либерию. Они — точно такие же переселенцы-колонизаторы, как африканеры, австралийцы и новозеландцы.

Религия, обычаи, культура, бытовые стандарты америко-либерийцев основывались на традициях довоенного американского Юга. Они последовательно считали дикарями и людьми низшего сорта «местных» негров и мордовали их как хотели. И политические права имели только они. Мы, кажется, говорим о расистах? Вот Либерию и основали самые настоящие расисты, с американского Юга. Только черные.

Америка не получилась

Политическая система Либерии, как уже говорилось, была калькирована с американской, однако многочисленные социально-экономические проблемы давали о себе знать и Либерии, несмотря на отсутствие колониального прошлого, так и не удалось войти в число развитых и стабильных государств континента. Ситуация усугублялась постоянными конфликтами между колонистами – америко-либерийцами, и представителями племен, составляющих коренное население Либерии. По понятным причинам, долгое время именно америко-либерийцы составляли политическую и экономическую элиту страны и по этой причине Либерия пользовалась поддержкой Соединенных Штатов, предоставлявших ей многочисленные кредиты.

Америко-либерийцы, составляющие в настоящее время не более 2,5% населения страны (еще 2,5% составляют потомки переселенцев с островов Вест-Индии), концентрировали в своих руках все бразды правления страной, а также ее экономические богатства. Вчерашние рабы и дети рабов с плантаций южных штатов США сами превратились в плантаторов и относились к представителям коренного населения, превращенного в батраков и париев, едва ли не хуже, чем белые рабовладельцы Штатов – к своим черным рабам.

Между собой америко-либерийцы говорили исключительно на английском языке, совершенно не стремясь к изучению языков местных племен. Разумеется, что и по вероисповеданию выходцы из США и Британской империи оставались христианами различных протестантских церквей, тогда как местные племена продолжают в большинстве своем исповедовать традиционные культы. Даже если коренные жители формально значатся христианами, фактически они в большей степени остаются приверженцами афрохристианских культов, причудливо сочетающих христианские элементы с вудуизмом, традиционным для западноафриканского побережья.

У государства буров-африканеров и Либерии есть много общего. Общее даже то, что и Южная Африка, и Либерия пали под натиском местных африканцев. Правда, и падение прежних колонизаторских режимов прошло очень по-разному.

В Южно-Африканской Республике с 1989 года прошла череда реформ. Обошлось без гражданской войны.

либерия история возникновения страны. Смотреть фото либерия история возникновения страны. Смотреть картинку либерия история возникновения страны. Картинка про либерия история возникновения страны. Фото либерия история возникновения страны

Диктатура Доу, происходившего из коренной народности кран, отбросила Либерию в культурном отношении на столетия назад. В первую очередь, Доу, пришедший к власти под прогрессивными лозунгами преобразования социальной системы страны, привел во властные структуры представителей своего этноса кран, тем самым установив в стране трайбалистскую диктатуру. Во-вторых, Доу, несмотря на свое происхождение из коренного народа, демонстрировал проамериканские позиции и даже в 1986 году разорвал дипломатические отношения с Советским Союзом.

Правление Доу, начавшего с лозунгов борьбы с коррупцией и уравнения в правах всех либерийцев, вызывало все большее раздражение в самых разных слоях либерийского общества. Чувствовали себя обделенными и представители других двадцати этнических групп страны, которые опять оказались на второстепенных позициях – только уже не после америко-либерийцев, а после представителей народности кран, к которой относился сам диктатор. В стране активизировались многочисленные повстанческие формирования, по сути, представлявшие собой криминальные банды с политической фразеологией.

В конечном итоге, командир одного из таких формирований Принс Джонсон окружил Монровию, заманил президента Доу в Миссию ООН, откуда тот был похищен. 9 сентября 1990 года бывший президент-диктатор Либерии был зверски убит – его кастрировали, отрезали и скормили ему собственное ухо, а затем убили перед видеокамерой. Так в Либерии, всегда считавшейся оплотом американо-европейских политических традиций на Африканском континенте, проснулась настоящая Африка. С 1989 по 1996 годы в стране продолжалась кровопролитная гражданская война, стоившая жизни 200 тысячам либерийцев. В конечном итоге власть в стране перешла в руки партизанского командира Чарльза Тэйлора.

Тэйлор: от президента до заключенного Гаагской тюрьмы

Выходец из народа гола, Чарльз Тэйлор получил экономическое образование в Соединенных Штатах и первое время работал в администрации Сэмюэля Доу, однако в 1989 году создал повстанческую организацию Национальный патриотический фронт Либерии, ставшую одним из ключевых акторов Первой гражданской войны 1989-1996 гг. В 1997-2003 гг. он занимал пост президента Либерии, параллельно всячески поддерживая повстанцев в соседнем Сьерра Леоне, где также шла кровопролитная гражданская война.

Вмешательство во внутренние дела Сьерра Леоне объяснялось интересом либерийского руководителя к торговле алмазами, которыми богата земля «Львиных гор». Поддерживая Революционный объединенный фронт под руководством Фоде Санка, Тэйлор преследовал собственные корыстные интересы – обогащение за счет добычи алмазов, которую стремилась поставить под контроль эта повстанческая группировка, а также укрепление своих политических позиций в соседней стране. Тем временем, недовольство политикой Тэйлора нарастало и в самой Либерии, что привело ко Второй гражданской войне. В конечном итоге, Тэйлор был низвергнут и бежал в Нигерию.

либерия история возникновения страны. Смотреть фото либерия история возникновения страны. Смотреть картинку либерия история возникновения страны. Картинка про либерия история возникновения страны. Фото либерия история возникновения страны

Показательно, что первоначально Чарльз Тэйлор действовал при явной поддержке Соединенных Штатов. Мало того, что он получил образование в США – по линии отца он был на четверть американцем. Ряд источников утверждает, что еще с начала 1980-х годов с Тэйлором работали американские спецслужбы, которым он был нужен в качестве проводника американских интересов в Западной Африке. В частности, Тэйлор выступил в качестве одного из соорганизаторов военного переворота 15 октября 1987 года в Буркина-Фасо, в результате которого был убит Томас Санкара – глава государства и легендарный революционер, чьи социалистические эксперименты были явно не по душе Соединенным Штатам. Кстати, участие Тэйлора в организации переворота в Буркина-Фасо и убийства Санкары подтвердил его ближайший соратник Принс Джонсон – тот самый полевой командир, солдаты которого зверски убили перед видеокамерами прежнего президента Сэмюэля Доу.

Тэйлор был помещен в Гаагскую тюрьму в Нидерландах. В вину бывшему президенту Либерии вменялась организационная и финансовая поддержка Революционного объединенного фронта, проводившего в Сьерра Леоне операцию «Ни одной живой души», жертвами которой стали более семи тысяч человек. Среди прочего Тэйлора обвинили в многочисленных преступлениях сексуального характера и в каннибализме, утверждая, что Тэйлор и его соратники поедали противников режима из народности кран, к которой принадлежал свергнутый диктатор Сэмюэль Доу.

Расследование преступлений Тэйлора продолжалось шесть лет, пока 30 мая 2012 года Специальным судом по Сьерра Леоне бывший либерийский президент не был приговорен к 50 годам тюремного заключения. В 2006 году президентом страны, сохраняющим пост и в настоящее время, стала Элен Джонсон-Серлиф.

либерия история возникновения страны. Смотреть фото либерия история возникновения страны. Смотреть картинку либерия история возникновения страны. Картинка про либерия история возникновения страны. Фото либерия история возникновения страны

Семидесятишестилетняя Элен – первая женщина-президент Африканского континента – начала свою политическую карьеру еще в 1970-е годы, а в годы президентства Сэмюэля Доу первоначально занимала пост министра финансов, а затем ушла в оппозицию. Она не скрывает своих проамериканских позиций и, наверное, именно с этим связано присуждение ей Нобелевской премии мира.

В списке беднейших стран мира

Либерия по-прежнему остается одним из наиболее отсталых государств Африканского континента, с крайне неблагоприятными условиями жизни населения. Гражданские войны отбросили назад и без того слабую либерийскую экономику, подорвали социальные устои общества, поскольку образовалась достаточно большая прослойка людей, не умеющих и не желающих трудиться. С другой стороны, наличие большого количества людей с боевым опытом, оставшихся не у дел, неблагоприятно отразилось на криминогенной ситуации в Либерии, превратив ее в одну из наиболее опасных в этом отношении стран Африканского континента, и так не отличающегося спокойствием.

Более 80% населения страны живут за чертой бедности. Сохраняется высокая смертность, связанная с отсутствием должного медицинского обслуживания и низким уровнем жизни населения. Отсталость страны усугубляет и тот факт, что английским языком, являющимся государственным в стране, владеет не более трети либерийцев. Остальные разговаривают на местных бесписьменных языках и, соответственно, являются неграмотными. В стране высокий уровень преступности, особенно незащищенными являются женщины и дети, чаще всего становящиеся объектами преступных посягательств.

Известно, что здесь до сих пор похищают людей для рабского труда как в самой Либерии, так и в соседних странах. Немаловажную роль в неблагополучном существовании жителей этого западноафриканского государства играет и такая причина как определенное разложение местного населения, привыкшего к постоянным потокам гуманитарной помощи и упорно не желающего трудиться. Многие путешественники, побывавшие в Либерии, отмечают лень и склонность к воровству многих местных жителей. Конечно, это не черта национального характера либерийцев, но весьма распространенные пороки, которые сказываются и на имидже страны, и на уровне ее развития.

Страшной явью Либерии остаются человеческие жертвоприношения. Понятно, что законом они давно запрещены и совершающие их люди подлежат уголовному преследованию и суровому наказанию, однако традиции оказываются сильнее страха уголовной ответственности. Тем более, если учесть, что, в действительности, лишь меньшинство случаев жертвоприношений расследуется правоохранительными органами и виновные несут ответственность. Ведь традиционные верования до сих пор имеют очень большое распространение среди сельского населения Либерии, в особенности во внутренних областях, практически не подвергшихся христианизации.

либерия история возникновения страны. Смотреть фото либерия история возникновения страны. Смотреть картинку либерия история возникновения страны. Картинка про либерия история возникновения страны. Фото либерия история возникновения страны
Чаще всего в жертву для обеспечения коммерческой или жизненной удачи приносят детей. В Либерии очень высокая рождаемость – в 2010 году страна занимала третье место в мире после Демократической республики Конго и Гвинеи-Бисау по уровню рождаемости. В нищих деревнях, где в семьях наибольшее количество детей, их просто нечем кормить и маленькие либерийцы воспринимаются как товар не только покупателями, но и самими родителями. Конечно, большинство детей продается на плантации, в том числе и в соседние государства, либо на промышленные предприятия, симпатичные девочки пополняют ряды проституток, однако встречаются и случаи покупки детей с последующей целью жертвоприношения. Что говорить о борьбе с подобными преступлениями, если в 1989 году имел место факт осуждения самого министра внутренних дел страны за организацию человеческого жертвоприношения.

В настоящее время Либерия находится под особым контролем Организации Объединенных Наций. Несмотря на то, что в стране формально налаживается демократическая политическая система, в действительности существенную роль в поддержании подобия порядка играет размещение здесь миротворческих сил и иностранных военных и полицейских советников, помогающих укреплять треснувшую по швам оборонную и правоохранительную систему страны.

Рабство исчезло? Ничего подобного, оно цветет ярким цветом. Африканскую женщину можно купить почти легально, долларов за 100 или 200. Ребенок стоит долларов 100. Если покупать ребенка для жертвоприношения, обойдется дешевле — долларов в 50: на жертву продают больных и хилых детей. Обычно их живыми толкут в ступе.

Американские негры построили довольно жуткое общество, которое только имитировало общество европейцев. Но даже оно намного приличнее и лучше общества местных, африканских негров. Тех, чьи предки не прошли выучки в обществе белых плантаторов.

Бремя белых. Необыкновенный расизм Буровский Андрей Михайлович

Источник

Израиль для черных: как американские рабовладельцы пытались создать государство для освобожденных рабов и почему проект провалился

В XIX веке американцы создали на пустом месте страну в Африке, чтобы репатриировать туда освобожденных черных рабов, вернуть их на историческую родину предков, некогда вывезенных из этих краев. Новое государство должно было стать для них землей обетованной. Его назвали Либерия (от англ. liberty — «свобода»). Предполагалось, что страна, созданная американцами по примеру США, будет достойной копией передовой демократической державы, но что-то пошло не так.

В 1927 году в небольшой африканской стране Либерии состоялись президентские выборы. От правящей партии «истинных вигов» был выдвинут действующий глава государства мистер Чарльз Кинг, а от оппозиционной Народной партии — мистер Томас Фолкнер. Выборы прошли без эксцессов, и мистер Кинг уверенно победил с результатом 243 тыс. голосов. Удивительно, но мистер Фолкнер, набравший всего 9 тыс., отказался признавать поражение и обвинил действующее правительство в фальсификациях. Свою позицию он обосновывал так: каким образом за обоих кандидатов могло проголосовать 252 тыс. человек, если суммарное число зарегистрированных избирателей в республике — 15 тыс.?

либерия история возникновения страны. Смотреть фото либерия история возникновения страны. Смотреть картинку либерия история возникновения страны. Картинка про либерия история возникновения страны. Фото либерия история возникновения страныПришедшие к власти военные расстреливают членов последнего американо-либерийского правительства на пляже Монровии. 1980 год

Конечно же, подвинуть Чарльза Кинга с президентского поста не получилось, но курьезная история о либерийских выборах, на которых явка составила 1660 %, попала даже в европейские газеты. Для многих читателей вообще стало открытием, что в Либерии есть президент и его положено переизбирать раз в четыре года.

На самом деле конфуз с явкой объясняется достаточно просто: Кинг решил несколько демократизировать процесс фальсификаций. Традиционно в избирательные списки включались только американо-либерийцы, потомки основателей государства.

Президент же вспомнил, что формально в стране правом голоса обладают все, и приплюсовал к своим сторонникам коренное население — представителей племен кпелле, басса и кру. Однако переписей в Либерии не проводилось, а потому включить аборигенов в списки избирателей было невозможно технически — этим и объяснялась странная итоговая цифра.

Казалось бы, сейчас Либерия ничем не отличается от соседей в Западной Африке: Гвинеи-Бисау, Сьерра-Леоне, Кот-д’Ивуара и т. д. Истории стран похожи — все они возникли в границах британских, французских или португальских колониальных владений, а в 1950–70-х годах одна за другой получали суверенитет. Европейцы уходили, передавая власть местным правительствам.

Либерия же стала независимой за сто с лишним лет до этого, в 1847 году. Несмотря на то, что в создании страны ключевую роль сыграли США, американской колонией она никогда не была.

Основали государство не местные уроженцы, а бывшие рабы из южных штатов, вернувшиеся на «историческую родину» — на берег Гвинейского залива.

В конце XIX — начале XX века европейцы, те из них, кто вообще знали о существовании такой страны, сохраняли к ней несколько романтическое отношение, которое выразил Николай Гумилев в стихотворении «Либерия» (сам он во время своих африканских путешествий до этих мест так и не доехал):

Лишь за деревом черным, рабами

Из Америки плыли суда

Под распущенными парусами.

И сюда же на каменный скат

Пароходов толпа быстроходных

В девятнадцатом веке назад

Принесла не рабов, а свободных.

Интерес вызывала не только история об освобожденных рабах, спустя много лет вернувшихся на родину предков, но и сама идея «черной республики». В начале XX века в Африке, помимо Либерии, существовала всего одна независимая держава — Эфиопия. Но эта древняя традиционная монархия была более «понятной» европейскому наблюдателю. А Либерия производила впечатление государства, формально устроенного по западным (североамериканским) стандартам: в стране был президент, правительство, политические партии и т. д.

Вы с поклоном промолвите быстро,

Но взгляните: черней сапога

Господин президент и министры.

История о «земле обетованной» неоднозначна — хотя бы потому, что в образовании Либерии самое непосредственное участие приняли белые, и большинство из них считало создание черной республики гарантией сохранения рабовладельческой системы в США. Почему так вышло?

Спасти цветное население от деградации в Соединенных Штатах

В 1820 году в США проживало 1,771 млн чернокожих, из них свободными были лишь 233 тыс. Одни добились этого в ходе войны за независимость, сражаясь в революционной армии; другие смогли заплатить за себя выкуп; третьих отпустили на волю хозяева, придерживающиеся аболиционистских (антирабовладельческих) взглядов.

«Свободные негры» составляли меньшинство, особенно в южных штатах. Они были лишены избирательных прав, не могли занимать государственные должности и выступать в суде свидетелями против белых. Однако само существование такой категории людей крайне нервировало рабовладельцев Юга — тем более что свободные негры нередко принимали участие в движениях аболиционистов.

Решение проблемы многие видели в депортации смутьянов в Африку. Эту идею выдвигал еще Томас Джефферсон, а воплотить ее призвано было созданное в 1816 году в Вашингтоне Американское колонизационное общество (АКО).

Его основал пресвитерианский священник Роберт Финли, да и вообще туда входило много миссионеров, грезивших о распространении христианства в Африке через бывших рабов. В этих начинаниях АКО поддержали государственные деятели США, в том числе президент Джеймс Мэдисон. В качестве главной постулировалась следующая цель: «Спасти цветное население от деградации в Соединенных Штатах, дать рабовладельцам, не желающим держать человеческих существ в подчинении, убежище, куда они могли бы отправлять освобожденных рабов».

Однако американцы были не первыми, кто пошел по такому пути. Чернокожие, сражавшиеся в Войне за независимость США на стороне английского короля, в числе других лоялистов эмигрировали в Канаду. Там между ними и местными жителями возникли конфликты на расовой почве. В итоге несколько сотен чернокожих ветеранов британской армии и членов их семей решили основать поселение в Африке. В 1792 году всё на том же гвинейском берегу, на месте бывшей фактории работорговцев, возник Фритаун, будущая столица Сьерра-Леоне.

Одним из «отцов-основателей» поселения стал Гарри Вашингтон, бывший конюх первого президента США, сбежавший из рабства и воевавший на стороне роялистов.

В 1807 году британцы запретили работорговлю. Англичане стали препятствовать деятельности тех, кто занимался продажей «живого товара», и освобождать захваченных невольников. Чаще всего спасенных от кабалы с кораблей в Атлантике доставляли во Фритаун, где их принимали беженцы из Америки. К тому моменту, когда в США начала активно обсуждаться идея государства свободных черных, Фритаун представлял собой достаточно крупное поселение, но оставался британским владением. Естественно, отправлять вчерашних рабов из Штатов в прибежище черных роялистов было совершенно невозможно.

Основатели АКО столкнулись еще с одной серьезной проблемой: перспектива репатриации в Африку не вызывала никакого энтузиазма у абсолютного большинства свободных негров. Идею восприняли отрицательно как белые аболиционисты, так и чернокожие активисты. Так, бостонский журналист Дэвид Уокер, автор нашумевшего в 1820-е годы «Призыва к цветным гражданам мира, проживающим в Соединенных Штатах Америки», хотя и открыто агитировал негров на Юге поднять вооруженное восстание, все равно считал, что конечной целью должно быть достижение равноправия именно в США.

По поводу деятельности АКО журналист высказывался предельно резко: «Двадцать пар очков, четыре зонтика и ящик мыла».

В 1820 году во Фритаун прибыла группа из трех белых агентов общества и сорока чернокожих колонистов. Они выбрали для поселения остров Шерборо, находящийся к югу от Фритауна. Экспедиция была плохо подготовлена, и колония не просуществовала и года: от желтой лихорадки умерла половина эмигрантов и все агенты АКО.

В 1821 году американское правительство предприняло новую попытку. Корабли флота США под командованием Мэттью Перри (впоследствии «открывшего» Японию) обследовали побережье в поисках района с не таким убийственным климатом, как на Шерборо. В итоге выбор пал на мыс Месурадо. С местными вождями было подписано соглашение о продаже участка побережья длиной в 210 миль. За территорию они получили достаточно щедрое вознаграждение: 6 ружей, 2 бочки табака, бочонок пороха, 10 железных котелков, 3 козы, 3 пары ботинок, 20 очков, 4 зонтика, ящик мыла… — всего товаров было отпущено более чем на 50 долларов.

На купленную правительством США землю 7 января 1822 года прибыли поселенцы. Эта дата считается днем основания Либерии.

Но в первые месяцы население «страны» не превышало пары сотен человек. Их вполне могла бы постигнуть судьба колонистов на Шерборо, если бы не активная деятельность агента АКО Иегуды Ашмуна, которого по праву можно назвать отцом либерийской государственности.

Ашмун привез на мыс Месурадо новую партию переселенцев и, вообще-то, должен был немедленно отплыть обратно, но обнаружил колонию в удручающем состоянии: жителей косила желтая лихорадка, а местные вожди, наконец-то осознавшие, что́ американцы понимали под «продажей земли», вознамерились сбросить поселенцев в море. Ашмуну, тоже заболевшему лихорадкой, пришлось остаться и возглавить сопротивление.

Короткая война колонистов с племенами деи, мамба и ваи завершилась 11 ноября 1822 года битвой при Кроун-Хилле — эта дата отмечается в Либерии как День благодарения. Аборигены были разбиты организованным отрядом колонистов, и право новой державы на существование больше никто не оспаривал.

Ашмун наладил прием поселенцев: в первые месяцы эмигрантов из США обеспечивали продовольствием, тем, кто успешно переносил акклиматизацию и желтую лихорадку, выдавали участки земли и сельскохозяйственный инвентарь. Само поселение получило название Монровия в честь тогдашнего президента США. Затем на купленных землях появились и другие колонии, которые начали принимать эмигрантов.

Поток поселенцев был не слишком большим — до Гражданской войны из США в Либерию переехало 15 тыс. свободных негров, а всего за XIX век — немногим более 22 тыс. Часть колонистов (правда, меньшую) составляли бывшие рабы из Вест-Индии.

Несмотря на это, либерийские колонии получили широкую известность — в том числе благодаря непримиримой борьбе первых поселенцев с работорговлей.

Иегуда Ашмун происходил из пуританской семьи, проживавшей в Новой Англии, и крайне негативно относился к рабству по религиозным соображениям, а в 1820-е годы живой товар грузили на суда буквально в нескольких милях от Монровии. Поселенцы под руководством Ашмуна нападали на работорговцев, сжигали их корабли и освобождали захваченных. После того как в 1820 году конгресс запретил ввоз невольников в США, американский флот стал захватывать суда работорговцев и сопровождать их в Монровию (так же как англичане конвоировали их во Фритаун). Черные, освобожденные в море, пополнили население Либерии. Новая группа, ставшая известной под названием «конголезцы», стояла в общественной иерархии ниже эмигрантов из США.

Деятельность Ашмуна вызывала недовольство правления АКО за океаном, которое напоминало своему агенту, что он послан в Африку не вести военные действия, а создавать условия для эмиграции как можно большего числа свободных негров из США.

Вместе с тем оппозиция Ашмуну сформировалась и в самой Либерии. Уже в середине 1820-х чернокожие колонисты добились от АКО разрешения на самоуправление. Четыре поселения: Монровия, Басса-Ков, Гринвилл и Мэриленд — объединились в Содружество Либерия, которое в 1847 году окончательно освободилось от опеки АКО и стало республикой.

Естественно, за основу устройства нового государства была взята модель США. Возглавлял республику президент, обладавший достаточно широкими полномочиями. Первым на этом посту стал Джозеф Робертс, выходец из Виргинии.

Так же, как и в Америке, власть президента ограничивалась парламентом, состоявшим из сената и палаты представителей. Сходство с метрополией должен был символизировать и национальный флаг.

либерия история возникновения страны. Смотреть фото либерия история возникновения страны. Смотреть картинку либерия история возникновения страны. Картинка про либерия история возникновения страны. Фото либерия история возникновения страныОтдельных штатов в Либерии не было, поэтому вместо 50 звезд на флаге только одна. 11 полос символизировали число подписантов декларации независимости

Апартеид без расизма

Вопрос «Почему у Либерии не получилось?» чрезвычайно интересен. В первой половине XIX века в Западной Африке появилось самостоятельное государство. Серьезных конкурентов у него тогда не было: французы только начинали осваивать Берег Слоновой Кости, англичане не так давно создали поселения во Фритауне и Гамбии, но на земли либерийских колонистов никто не претендовал, а внутренние области Западной Африки в ту пору представляли собой terra incognita. Казалось бы, нет никаких препятствий для расширения и развития государства. Но за XIX–XX века независимая Либерия не смогла опередить другие территории региона, находившиеся в колониальной зависимости, а в последние десятилетия прошлого столетия и вовсе скатилась в хаос и гражданскую войну, ужасающую своей жестокостью даже на достаточно безрадостном фоне современной Африки.

С расширением проблем, действительно, не было: в первые годы после обретения независимости экспедиции колонистов продвигались вглубь континента, составляя географическое описание ничейных территорий и объявляя земли либерийскими владениями. Местное население просто поставили перед фактом: теперь оно подчинялось правительству в Монровии.

Казалось бы, пришельцы, которые сами только-только сбросили оковы рабства, должны были стремиться наладить отношения с туземцами. На деле же, как мы уже видели, столкновения с местными племенами, недовольными количеством полученных за землю ружей и бус, начались уже в первые месяцы существования колонии.

Основателям Либерии и в голову не приходила мысль сделать гражданами нового государства коренные народы. Страна строилась исключительно для тех, кто прибыл из Западного полушария. А к местным выработалось точно такое же отношение, как и в британских или французских колониях: «неразумные туземцы», которых нужно цивилизовать.

Но «окультуривание» шло не слишком быстро. Большая часть племен в глубине страны находилась на тех же ступенях общественного развития, что и раньше, — только теперь платила подати Монровии. Восстания подавлялись вооруженной силой, власти старались стравить «дикарей» между собой. Прибрежные племена и конголезцы были включены в экономическую систему, возглавляемую «американо-либерийцами». Любопытно, что в начале XX века сюда стали приезжать негритянские активисты из США, где набирала силу новая волна борьбы за равноправие. Некоторые политики хотели посмотреть, как там дела в «черной республике», и, возможно, взять с нее пример.

С немалым удивлением они обнаруживали, что положение в Либерии больше всего напоминает ситуацию на американском Глубоком Юге — вот только в роли плантаторов выступают черные эмигранты из США.

Формально либерийские власти признали, что местное население имеет право на гражданство, лишь в 1904 году. Фактически же до второй половины XX века аборигены не участвовали в выборах и не занимали сколько-нибудь значимых государственных должностей.

Сформировавшаяся американо-либерийская элита на первых порах существования «свободной республики» играла заметную роль в африканской экономической жизни. Прежде всего, они богатела на транзитной торговле и на судостроении, в Монровии работали верфи, многие черные предприниматели из США перенесли сюда бизнес.

В кругах богатых либерийцев постепенно формировалась антиправительственная оппозиция. Среди прочего недовольство вызывал следующий факт: главу «черной республики» лишь с большой натяжкой можно было назвать «чернокожим» — президент Робертс был сыном белого и мулатки. В результате этой борьбы появились первые в Африке политические блоки — республиканцы и «истинные виги» (по аналогии с тогдашней американской партией вигов).

17 ноября 1869 года на другом конце континента произошло событие, обернувшееся катастрофой для либерийской экономики: был открыт Суэцкий канал. Резко упал объем торговли по морскому пути вокруг Африки.

Кроме того, наступала эра пароходов, с которыми не могли конкурировать парусные суда, построенные на верфях Либерии. Все это вызвало тяжелейший экономический и политический кризис.

В 1871 году в Либерии произошел первый в истории Африки военный переворот: президент-виг Эдвард Рой был свергнут и, скорее всего, убит, а к власти вернули престарелого «отца нации» Робертса.

либерия история возникновения страны. Смотреть фото либерия история возникновения страны. Смотреть картинку либерия история возникновения страны. Картинка про либерия история возникновения страны. Фото либерия история возникновения страныДжозеф Робертс и Эдвард Рой

Но долгую политическую нестабильность либерийцы позволить себе не могли. К территории республики присматривались англичане и французы. Либерия вынуждена была подписать невыгодные соглашения о границах, отдав колониальным державам часть земель. В этой ситуации политическая борьба внутри страны стихла, а с 1870-х виги захватили всю власть, превратившись в доминирующую политическую силу.

Американо-либерийцы не могли составить конкуренции европейцам в судоходстве. Основную роль в экономике стало играть плантационное хозяйство — прежде всего, производство каучука. Естественно, сами колонизаторы и их потомки на земле не работали, для этого вербовались представители местных племен или жители других африканских стран. Уже в середине 1920-х годов условия труда в стране обсуждались на международном уровне, в том числе в Лиге Наций.

Отмечалось, что либерийская «система долгосрочного найма» на плантациях очень уж напоминает рабство.

Американо-либерийцы отгородились от остальной страны. Общество торговцев и землевладельцев проживало в привилегированных кварталах Монровии и нескольких других городов. Важнейшие общественные институты (партия истинных вигов и пресвитерианская церковь) тоже контролировались исключительно ими. Фактически созданная здесь система очень напоминала апартеид в ЮАР, но без учета расовых различий. Коренные жители только в XX веке стали получать низшие должности в бюрократическом аппарате и армии.

Сам Доу, присвоивший себе генеральское звание, погиб в сентябре 1990 года в ходе начинавшейся в Либерии гражданской войны.

Кадры убийства президента шокировали мир: Доу кастрировали, ему отрезали пальцы и заставили бывшего главу государства съесть собственное ухо.

На этом зверства не закончились, и жестокость стала нормой либерийской действительности. В последующие полтора десятка лет страна потеряла в гражданских войнах больше людей, чем любая другая африканская держава. Старая американо-либерийская политическая система была окончательно уничтожена.

Неизвестно, могла ли судьба первой черной республики сложиться более удачно. Скорее всего, неверна была сама идея построения государства для освобожденных рабов без учета нужд коренного населения. Многие местные политики XIX века, например Эдвард Блайден, долгое время возглавлявший МИД Либерии, понимали, что эта страна в большей степени нужна аборигенам, а не американским неграм, и пытались дать ход панафриканским идеям.

С другой стороны, Либерия приковывала взоры и афроамериканских деятелей прошлого века. Так, Маркус Гарви, основатель растафарианства, пытался в 1920-е годы переселить сюда часть своих последователей. В итоге он не достиг понимания с местным правительством, и страна не стала «растафарианским царством». Равно как и центром движения за деколонизацию. И убежищем для всех свободных черных из США.

Тем не менее самим фактом своего существования независимое африканское государство Либерия оказало огромное влияние на всю историю континента в XX веке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *