личная история дэвида копперфильда

«История Дэвида Копперфилда»: обаятельная, но несмелая экранизация Чарльза Диккенса Статьи редакции

Рецензия на фильм по главному роману британского писателя, который снял комедиограф Армандо Ианнуччи («В петле», «Вице-президент»).

«Стану ли я героем собственной жизни или это место займёт кто-то другой, нам сейчас предстоит узнать» — с волнением произносит со сцены молодой британский джентльмен, после чего разворачивается и шагает прямиком в открывшийся перед ним экран.

То есть погружается в воспоминания — о том, как он в 1840-х появился на свет, как рос, окружённый заботой мамы и няньки, как жестокий отчим отправил его, ещё ребёнка, работать на фабрику и жить там в нищете. Но ему удалось вырваться, добраться до тёти, единственной его родственницы, выучиться, обрести и потерять друга, жениться, найти любовь всей жизни и собственное имя, которое так или иначе и сегодня знают многие — Дэвид Копперфилд.

Новая экранизация «Жизни Дэвида Копперфилда» была не то чтобы неожиданной затеей: британцы в целом любят снимать кино и сериалы по своей литературной классике, а в случае с романом Чарльза Диккенса появился и формальный повод для очередной адаптации — в 2019-2020 годах исполнилось 170 лет с выхода книги.

Но мало кто мог представить, что фильмом к юбилею займётся Армандо Ианнуччи, режиссёр, известный англичанам по сатире «В петле» и «В гуще событий», безжалостно описывающей британскую политическую систему, а российскому зрителю — по скандалу вокруг его комедии «Смерть Сталина». И потому было любопытно, как человек, который работает с циничным, злым юмором, перескажет, может быть, самый значительный роман воспитания, написанный на английском.

Сперва кажется, что всё получилось блистательно. Ианнуччи почти нет равных в работе с ритмом, умении писать остроумные и хлёсткие диалоги, создать впечатление стремительного наброска — иначе говоря, ровно в том, что требуется при экранизации классики, чтобы сейчас от неё не отдавало нафталином. 900-страничный текст ловко утрамбован в два часа, и в них столько всего.

Масса смешных эпизодов: юный Копперфилд учится просторечию, а выросший (Дев Патель, как всегда, отличный) — пьёт с друзьями и пытается уместиться в театральную ложу.

Хью Лори и Питер Капальди играют самых забавных персонажей книги, полубезумного мистера Дика и нищенствующего мистера Микобера, — и дурачатся с такой естественностью, какой обладают разве что выпускники актёрской школы Ли Страсберга.

Тильда Суинтон в роли странной, требовательной, но доброй тёти — кто не видел, как она прогоняет ослов со своего двора, тот не жил. А Морфидд Кларк, Морфидд Кларк, которая трогательно играет сразу две роли: мамы Копперфилда и его первой жены Доры. Дайте ещё.

Однако чем дольше идёт фильм, тем яснее становится, что ирония — единственная тональность, в которой может работать Ианнуччи. Меланхолия даётся ему хуже, страх не получается вовсе, хотя это важный эффект в историях Диккенса — прежде чем встретить абсолютное добро, герои его книг не раз сталкиваются с абсолютным злом. Но Армандо Ианнуччи в этих сценах продолжает отшучиваться, а где не может, делает монтажный переход или попросту рубит концы (Дора в фильме, например, не умирает, а буквально вычёркивается из повествования).

И это критически важно: лишившись надлома, серьёзных конфликтов, Дэвид Копперфилд в конечном счете выглядит не зрелым человеком, который выдержал и осмыслил все тяготы жизни, а слегка споткнувшимся славным малым.

Проигрывают от этого и собственные находки Ианнуччи — показанный им путь Копперфилда от многочисленных прозвищ к своему имени или записки, с помощью которых Дэвид сначала запоминает приглянувшиеся слова, а потом составляет из них истории. Занятно сделанные, ходы эти для драмы не имеют особой ценности — оказывается, Дэвид с детства увлекался устной и письменной речью, а не обратился к ней, чтобы выразить свой опыт.

Поскольку ничего ещё не было сказано о кастинге, в котором не обращали внимания на цвет кожи и который отчего-то волнует россиян, придётся на нём закончить. Всё так — Агнес, например, оказалась темнокожей, её папа — азиатом, сам Копперфилд — смуглым. И, наверное, Армандо Ианнуччи считал это решение принципиальным. На деле, конечно, для этого не требовалась режиссёрская отвага — как ещё 170 лет назад заметил писатель в самых первых строках своего романа, героем этой истории может быть любой.

Источник

Джентльмен из трущоб: рецензия на фильм «История Дэвида Копперфилда»

Блестящая экранизация Чарльза Диккенса от автора «Смерти Сталина».

личная история дэвида копперфильда. Смотреть фото личная история дэвида копперфильда. Смотреть картинку личная история дэвида копперфильда. Картинка про личная история дэвида копперфильда. Фото личная история дэвида копперфильда

Трейлер

личная история дэвида копперфильда. Смотреть фото личная история дэвида копперфильда. Смотреть картинку личная история дэвида копперфильда. Картинка про личная история дэвида копперфильда. Фото личная история дэвида копперфильда

личная история дэвида копперфильда. Смотреть фото личная история дэвида копперфильда. Смотреть картинку личная история дэвида копперфильда. Картинка про личная история дэвида копперфильда. Фото личная история дэвида копперфильда

Роман о Дэвиде Копперфилде считается самым популярным произведением Чарльза Диккенса, и, разумеется, как и у всякой популярной классики, у него вышло примерно миллион экранизаций. «Копперфилда» с одинаковым энтузиазмом снимали что в 1913-м, что в 2000-м, что в США времён Великой депрессии («Дэвид Копперфилд» Джорджа Кьюкора), что в Дании (!) 20-х годов прошлого века. Есть он и в формате полнометражного кино, и, конечно, в виде бесчисленных телевизионных сериалов, есть даже один австралийский мультфильм 83-го года. В одной из последних интерпретаций маленького Копперфилда даже сыграл Дэниел Рэдклифф — причём ещё до «поттерианы».

Новая экранизация от Армандо Ианнуччи вполне могла бы встать в ряд «одних из», стать просто ещё одним подтверждением бессмертия классики и прозорливости Диккенса, но при этом ничего собой толком не представлять как самостоятельное произведение. В конце концов о великих спотыкались даже лучшие из нас (Куарон с «Большими надеждами» того же Диккенса). Но, как вы уже, наверное, догадались по этому ни на что не намекающему сослагательному наклонению, всё вышло несколько иначе: новая «История Дэвида Копперфилда» — одна из, пожалуй, удачнейших экранизаций Диккенса вообще.

личная история дэвида копперфильда. Смотреть фото личная история дэвида копперфильда. Смотреть картинку личная история дэвида копперфильда. Картинка про личная история дэвида копперфильда. Фото личная история дэвида копперфильда

Ианнуччи здесь в очередной раз подтверждает своё комедийное дарование — безудержной энергией и тонким чувством темпоритма он с видимой лёгкостью даёт вторую жизнь шуткам, написанным совершенно в ином историческом контексте и совсем о других людях (что-то похожее пыталась делать недавняя «Эмма.», но — при всей условной «современности» формы — спотыкалась о неумение или нежелание радикально поработать с текстом Остин). Что важнее, он это дарование ещё и способен раскрывать в других — у Питера Капальди, Тильды Суинтон и Хью Лори, кажется, давно не было настолько удачных комедийных ролей (разве что у Лори в «Авеню 5», ну так это тоже Ианнуччи). Отдельное спасибо за Дева Пателя, который с этим фильмом и «Легендой о зелёном рыцаре» наконец окончательно выбрался из характерных национальных ролей, а то какое-то время складывалось ощущение, что он просто играет всех персонажей-индийцев в Голливуде.

За всеми постмодернистскими играми с повествованием, перетасовкой событий и этнически вольным подбором актёров здесь, впрочем, всё равно безошибочно угадывается почерк Диккенса. Даже на фоне куда более конформистских экранизаций — вроде шедевров Дэвида Лина 40-х — Ианнуччи очень точно цепляет социальные мотивы британского романиста и его критикующе-гуманистический пафос. Но — и это главное достоинство нового «Копперфилда» — несмотря на всё своё историческое чутьё, он строит экранизацию не вокруг «смыслов» романа, а на основе его чисто формальных достижений.

личная история дэвида копперфильда. Смотреть фото личная история дэвида копперфильда. Смотреть картинку личная история дэвида копперфильда. Картинка про личная история дэвида копперфильда. Фото личная история дэвида копперфильда

Видите ли, «Дэвид Копперфилд» — первый роман Диккенса, написанный от первого лица, что было важно для писателя настолько, что он даже в полное название книги поместил уточнение «рассказанная им самим», как бы передавая метафорическое перо в руки своему герою. Ианнуччи берёт эту особенность — отразившуюся, естественно, в специфике литературного языка произведения — и переводит её на язык кино, нарративно и, главное, визуально подчёркивая субъективность истории. Начиная с прямого вовлечения Автора в повествование (учитывая, что весь фильм — это как бы сценарический рассказ Копперфилда о своей жизни, получается, что он ломает четвёртую стену внутри другой, уже разрушенной четвёртой стены) и заканчивая великолепными кинематографическими находками — вместе с взрослением героя тут, например, начинают иначе выглядеть декорации, отражая гиперболизированное восприятие мира детьми.

Ианнуччи интереснее не «что», а «как», он не ищет у Диккенса универсальных смыслов, как это делают многие экранизаторы классики. Режиссёрам, кажется, вообще надо бы почаще задумываться, что великими произведения литературы становятся не просто так и уж точно не только из-за «глубокого» содержания — идеи в конце концов устаревают куда быстрее пластики. А единым кинематографическим шаблоном, которым так любят осмыслять классику и российское, и то же британское ТВ, не передать и сотых долей величия оригинального текста. Нужен особый подход, нужна хотя бы отдалённая конгениальность. У Ианнуччи всё это, к счастью, есть.

Источник

ЯзыканглийскийБюджет15,6 млн. Долл. СШАТеатральная касса14,2 млн. Долл. США

СОДЕРЖАНИЕ

участок

Дэвид помогает мистеру Дику очистить свой разум, передавая эти документы воздушному змею, на котором мистер Дик запускает. Дэвид также знакомится с мистером Уикфилдом, бухгалтером Бетси, и его дочерью Агнес. Чтобы продолжить учебу, Дэвида принимают в школу для мальчиков, где он знакомится с Джеймсом Стирфортом. У Дэвида боксерский поединок с местным головорезом, который издевается над ним и Стирфортом, и нокаутирует его двумя ударами, почти ничего не зная о боксе. Клерк Уикфилда Юрия Хип приглашает его на чай с матерью. Мистер Микобер ненадолго присоединяется к школе в качестве учителя, но Стирфорт разоблачает его и показывает ему дверь.

Дэвид идет в дом Урии пить чай, как он и обещал несколькими днями ранее. Урия пытается шантажировать его знаниями о прошлом Давида. Позже Дэвид узнает, что Юрай был нанят в качестве помощника мистера Уикфилда в его фирме, и пытается ухаживать за Агнес. В школе для мальчиков проходит прощальная вечеринка, где Дэвид знакомится с матерью Стирфорта и девушкой по имени Дора Спенлоу, в которую он влюбляется. Он нанят в качестве стажера юриста в юридическую фирму г-на Спенлоу в Лондоне. Там он живет жизнью «молодого джентльмена» и ухаживает за Дорой.

Его тетя Бетси неожиданно появляется в его лондонской квартире с мистером Диком: она говорит ему, что она разорена, и все они сбегают в жилище в трущобах. Дэвид посещает дом Пеготти со Стирфортом. Приемная дочь Пеготти Эмили убегает со Стирфортом, оставив своего жениха и детского «брата» Хэма. Г-н Микобер сейчас живет на улице со своей семьей и заложил свою концертину, которую он просит г-на Дика выкупить. Однако, когда мистеру Дику назначают цену в фунт за концертину, он обманывает продавца и крадет ее. Затем Микоберов приютили Бетси Тротвуд и мистер Дик.

Агнес говорит Дэвиду, Микоберу, Бетси и мистеру Дику, что она хочет, чтобы письмо, написанное мистером Уикфилдом, использовалось в качестве доказательства против Урии, который, как она знает, совершает что-то коррумпированное. Дэвид, Агнес и другие противостоят Урии, который присвоил средства фирмы, подделав подпись мистера Уикфилда на документах. Один из них украл у Бетси Тротвуд ее состояние. Затем Уикфилд увольняет Юрию из своей фирмы. Дора отменяет помолвку с Дэвидом, прося его выписать ее из своей книги. Эмили, сбежавшая с Джеймсом Стирфортом, замечена в Лондоне семьей Пеготти. Она говорит им и Дэвиду, что Стирфорт бросил ее во Франции, но вернется на следующий день в Ярмут.

Бросать

Производство

личная история дэвида копперфильда. Смотреть фото личная история дэвида копперфильда. Смотреть картинку личная история дэвида копперфильда. Картинка про личная история дэвида копперфильда. Фото личная история дэвида копперфильда

Выпускать

Прием

Театральная касса

«Личная история Дэвида Копперфильда » собрала 1,9 миллиона долларов в США и Канаде и 12,3 миллиона долларов на других территориях, на общую сумму 14,2 миллиона долларов по всему миру при производственном бюджете в 15,6 миллиона долларов.

В США он получил 520 000 долларов в 1360 кинотеатрах. В следующие выходные цена показа в 1550 кинотеатрах упала на 24% до 361 000 долларов.

Критический ответ

Источник

«История Дэвида Копперфильда» от режиссера «Смерти Сталина» — лучшая экранизация Диккенса за годы

личная история дэвида копперфильда. Смотреть фото личная история дэвида копперфильда. Смотреть картинку личная история дэвида копперфильда. Картинка про личная история дэвида копперфильда. Фото личная история дэвида копперфильда

Если вы не знаете, кто такой Армандо Иануччи, я вам немного завидую — вероятно, впереди у вас несколько приятных открытий. Его работы на ТВ (например, сай-фай «Авеню 5») могут вызывать вопросы, но в полном метре он всегда выступает ярко. Главным образом его конек — политическая сатира: это как минимум «В петле» про незадачливого британского министра и его пиарщиков (главного играет Питер Капальди, и делает это просто невероятно) а также «Смерть Сталина» — эксцентричный и остроумный взгляд на события полувековой давности, который не пустили в российский прокат.

Последний фильм Иануччи тоже не добрался до нашего проката по более банальным причинам — тут и пандемия, и просто невысокий интерес к теме: экранизации викторианской классики — не самый денежный жанр. Даже такие блестящие, как эта.

Пересказывать сюжет фильма или романа излишне, обойдемся без спойлеров полуторавековой давности. «Копперфильд» — роман воспитания, типичный блокбастер XIX века, которые строятся примерно по одной схеме что у Диккенса, что у Бальзака, что у Гончарова. Детство, отрочество, юность, проблемы с родителями или опекунами, насмешки и признание на учебе, попытки покорить Большой Город и найти Единственную, испытание деньгами, горькие уроки жизни, поиски себя — и все такое; неожиданным финалом тут может быть женитьба на какой-нибудь неприметной скромнице. Таков и наш Копперфильд (на фото справа).

личная история дэвида копперфильда. Смотреть фото личная история дэвида копперфильда. Смотреть картинку личная история дэвида копперфильда. Картинка про личная история дэвида копперфильда. Фото личная история дэвида копперфильда

«Копперфильд» — центральный роман Диккенса во всех смыслах. Самый известный (наравне с «Оливером Твистом»), весьма почитаемый (Л. Н. Толстой и Кафка ходили в фанатах), и наиболее автобиографичный, от первого лица. До него Диккенс уже написал с десяток больших вещей, а еще семь напишет после. Историю Копперфильда — детство с жестоким отчимом, школу и работу на мойке бутылок, юношеские проделки и злоключения его опекунов — невозможно экранизировать за два часа; не просто так все эти книги изначально выходили, как сериалы. Поэтому Иануччи делал адаптацию и как он сам говорил, пытался передать дух диккенсовской прозы, а «Копперфильд» по его мнению воплощает этот дух лучше всего. И у него получилось.

личная история дэвида копперфильда. Смотреть фото личная история дэвида копперфильда. Смотреть картинку личная история дэвида копперфильда. Картинка про личная история дэвида копперфильда. Фото личная история дэвида копперфильда

В слишком вольном обращении с материалом режиссера можно обвинить разве что при беглом взгляде на актерский состав, не смотря сам фильм. В подборе актеров Иануччи опирался на главную роль — Копперфильдом он не видел никого, кроме Дева Патела, выходца из индийской семьи. А вслед за ним подтянулся самый пестрый каст в истории викторианских экранизаций: сразу несколько важных ролей отдано темнокожим актерам, а любителя накатить мистера Уикфилда играет Джастин Вонг (всевозможные «Мстители»). И еще масса узнаваемых лиц более диккенсоновского типа: Тильда Суинтон, Питер Капальди, Хью Лори, Гвендолин Кристи. Редкий для такого кино контраст совершенно не смущает — и это даже не попытка навязать какие-то там либеральные ценности. Проблемы самоидентификации, синдром самозванца — ключевые темы романа Диккенса, и почему бы не навести на них такую оптику?

личная история дэвида копперфильда. Смотреть фото личная история дэвида копперфильда. Смотреть картинку личная история дэвида копперфильда. Картинка про личная история дэвида копперфильда. Фото личная история дэвида копперфильда

Нельзя сказать, что сюжетная канва «Копперфильда» а фильме остается нетронутой. Иануччи много сокращает и перетаскивает с места на место; сильно подсвечивает хорошие и светлые моменты книги, и дает меньше времени плохим и мрачным. Это максимально доброе и человечное кино, близкое к театральной постановке, где актеры чуть более экспрессивны, много жестикулируют и сверкают глазами. Разницу между ранним, желчным Иануччи и добрым можно понять по ролям Питера Капальди: «В петле» его герой, акула политтехнологий, фигурально выражясь, ел противников с говном, постоянно напоминал окружающим про суровую реальность. Здесь Капальди играет мистера Микобера, патологически неунывающего неудачника, с которого на ходу снимают штаны кредиторы, но даже бомжует он как-то с достоинством, будто прилег ненадолго. И все в таком духе — с легким сказочным налетом, где даже долговая тюрьма не кажется чем-то особенно плохим.

И точно такой же здесь Копперфильд, весь из себя позитивный: в итоге не бросит Микобера и подкинет ему деньжат, а целая команда положительных героев играючи растопчет финального босса в лице Ураи Гипа — а потом немного погорюет о потерях, которые просто так не забороть.

личная история дэвида копперфильда. Смотреть фото личная история дэвида копперфильда. Смотреть картинку личная история дэвида копперфильда. Картинка про личная история дэвида копперфильда. Фото личная история дэвида копперфильда

Из множества экранизаций «Копперфильда» и Диккенса вообще, эта — далеко не самая добросовестная, если не сказать что одна из самых вольных. И все же скелет оригинального сюжета на месте, а сам Диккенс четко ощущается и в лицах, в комичных диалогах и пластике, в уютной атмосфере — в книгах он такой не всегда, но режиссер взялся подчеркивать именно этот его комизм в самом невинном проявлении, с очень умеренным количеством желчи. За это Иануччи уже сравнивали с Чарли Чаплином, что не должно отпугивать старомодностью; напротив, все выглядит и звучит очень живо и современно, и повторюсь, ничто не кажется перегибом. На самом деле, более современная аналогия, не в последнюю очередь навязанная яркими цветовыми решениями — Уэс Андерсон. Оба режиссера знают толк в «воздушных» постановках, когда все словно летает с легким ускорением — и актеры, и сама история. Применить такой стиль к викторианской литературе, освежить ее проблематику и при этом подсветить достоинства первоисточника, подтвердив его вневременное величие — большое искусство.

Источник

Куда пропал самый успешный в истории иллюзионист Дэвид Копперфильд

личная история дэвида копперфильда. Смотреть фото личная история дэвида копперфильда. Смотреть картинку личная история дэвида копперфильда. Картинка про личная история дэвида копперфильда. Фото личная история дэвида копперфильда

Будущая звезда рос в обычной семье в Нью-Джерси. Его звали Дэвид Сет Коткин. Это позже он взял себе псевдоним Копперфильд, отсылающий к одному из персонажей писателя Чарльза Диккенса.

С юных лет Дэвид увлекался фокусами. Увлечение ему привил дедушка, научив нескольким карточным трюкам. В 1970-х Копперфильд впервые вышел на большую сцену, сыграв одну из центральных ролей в театральном мюзикле «Волшебник».

В итоге ради выступлений Дэвид даже оставил учебу в университете. Набравшись опыта, через несколько лет он стал ведущим телепрограмм «Волшебство ABC» и «Магия Дэвида Копперфильда».

личная история дэвида копперфильда. Смотреть фото личная история дэвида копперфильда. Смотреть картинку личная история дэвида копперфильда. Картинка про личная история дэвида копперфильда. Фото личная история дэвида копперфильда

К 1980-м годам трюки иллюзиониста стали поражать масштабом. Фокусник устраивал невиданное доселе. Помимо традиционных наподобие левитации или исчезновения людей, он летал над Большим каньоном, прошел сквозь Великую Китайскую стену, заставил исчезнуть вагон «Восточного экспресса» и даже Статую Свободы.

Для его выступлений работала целая команда из 300 человек. В 1990-х Дэвида Копперфильда внесли в Книгу рекордов Гиннесса как человека, который смог продать наибольшее число билетов на свои сольные выступления. Иллюзионист заработал за свои выступления около 4 миллиардов долларов, что делает его самым успешным фокусником в истории.

личная история дэвида копперфильда. Смотреть фото личная история дэвида копперфильда. Смотреть картинку личная история дэвида копперфильда. Картинка про личная история дэвида копперфильда. Фото личная история дэвида копперфильда

Также публика много говорила о личной жизни Копперфильда. В 1990-х фокусник стал появляться на людях в компании супермодели Клаудии Шиффер. 6 лет они блистали на светских мероприятиях, а потом журналисты нашли некий договор, по которому Шиффер соглашалась изображать невесту иллюзиониста в обмен на солидные суммы ежегодно.

Звездная пара опровергала слова прессы, называя договор фальшивкой. Однако в 1999 году Шиффер и Копперфильд официально разошлись.

личная история дэвида копперфильда. Смотреть фото личная история дэвида копперфильда. Смотреть картинку личная история дэвида копперфильда. Картинка про личная история дэвида копперфильда. Фото личная история дэвида копперфильда

Куда пропал Дэвид Копперфильд

С приходом нового тысячелетия популярность Копперфильда стала неумолимо падать. Его трюки стали разоблачать один за другим, и постепенно люди перестали удивляться мастерству фокусника.

А контрольным ударом для карьеры иллюзиониста стал судебный иск от одного из участников его шоу в 2016 году. Мужчина был одним из 13 добровольцев, «исчезнувших» в зрительном зале. Он обвинил Дэвида в том, что получил травму во время одного из фокусов. В ходе разбирательств Копперфильду пришлось раскрыть секрет очередного трюка.

личная история дэвида копперфильда. Смотреть фото личная история дэвида копперфильда. Смотреть картинку личная история дэвида копперфильда. Картинка про личная история дэвида копперфильда. Фото личная история дэвида копперфильда

Добровольцев выводили из зала ассистенты по специальным темным коридорам. А в конце трюка людей возвращали на места. Во время этого прохода мужчина сильно оступился, из-за чего и обратился в суд.

Хотя выплата компенсации мало отразилась на благосостоянии Копперфильда. К тому времени он сделал ряд выгодных вложений и зарабатывал, сдавая в аренду элитную недвижимость на экзотических островах. А также иллюзионист открыл свой тематический музей.

Сейчас величайший шоумен живет с моделью Хлоей Госселин. Копперфильд старше возлюбленной на 31 год. По слухам, в 2011 году у пары родилась дочь.

личная история дэвида копперфильда. Смотреть фото личная история дэвида копперфильда. Смотреть картинку личная история дэвида копперфильда. Картинка про личная история дэвида копперфильда. Фото личная история дэвида копперфильда

Однако сам фокусник никак не комментировал эту информацию. И в целом Дэвид Копперфильд не афиширует свою жизнь. У него есть четырехэтажный пентхаус в центре Нью-Йорка, но журналисты уверены, что в основном семья Копперфильда живет на Багамах на личном острове.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *