личность творит историю или история творит личность
Кто и как творит историю
Толковый словарь русского языка понимает под словом «история» события прошлого человеческого общества. Любые события невозможны без участия людей. Таким образом, люди творят историю.
Но не всех людей помнит история. Запоминаются только великие, те, которые оставили глубокий след в событиях прошлого. Если отправиться в путешествие по страницам истории и заглянуть вглубь на несколько веков, то перед нами восстанет воинственная фигура Петра 1. Он основал российский флот, изменил политику страны, расширил границы на юге, строил новые города и заводы. Г.Р. Державин, М.В. Ломоносов внесли огромный вклад в развитие русской литературы 18 века. Не лишним будет вспомнить героев 18 века: Г.А. Потемкина-Таврического, А.В. Суворова, Н.В. Репнина, Ф.Ф. Ушакова.
19 век пришел к нам с такими известными именами, как: Н.И. Пирогов (хирург), Н.И. Лобачевский (математик), И.Ф. Крузенштейн и Ю.Ф. Лисянский, совершившие первое путешествие вокруг света. Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.С. Грибоедов, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский – в своих произведениях отразили 19 век. В историю 19 века вписан император Франции Наполеон Бонапарт. Именно он планировал за 1 месяц дать пограничное сражение и принудить Александра заключить мир. Именно в этом веке на сцену истории вышел М.И.Кутузов.
Следует отметить, какое огромное количество людей связано с той или иной эпохой. Это и выдающиеся литераторы, писатели, поэты, художники, скульпторы, театральные деятели, артисты, режиссеры, музыканты, физики, химики, математики, инженеры, военные – все они – это огромная страница истории. Без них мы бы не смогли бы заглянуть в прошлое, услышать гул серен, шум первого трамвая, увидеть свет от лампочки Ильича, почувствовать боль.
История прошлого создана «руками людей». Историю настоящего творим мы сами. История будущего еще впереди.
Полина Зайцева
Кто творец истории личность или народ?
Во все времена мыслители стремились постичь сущность человека как личности, определить ее роль в развитии истории и общества. С давних пор философов, ученых, писателей, художников занимал этот непростой вопрос. Большинство людей скажет, что истинным творцом истории, несомненно, является народ. И они будут правы. Именно народные массы играют основную роль как в производственной, так в политической, культурной и других сферах жизни. Повседневная трудовая деятельность простых людей, развивающих производство, не только обеспечивает общество всем необходимым, но и создает материальную основу последовательной смены общественно-экономических формаций и поступательного развития человечества. Таким образом, историю творят сами люди, они являются подлинным субъектом её.
Не умалить роль народных масс и в национально-освободительной борьбе, и в защите своей страны от иноземных захватчиков, в справедливых войнах. Именно им, народным массам, принадлежит решающая роль в освобождении России от татаро-монгольского ига, от многочисленной наполеоновской армии в 1812 г., а также от вооруженных до зубов фашистских захватчиков во время Великой Отечественной войны 1941-45 гг. Советский народ вынес на своих плечах основное бремя в самой страшной и самой кровопролитной войне в истории человечества ХХ века. Он освободил не только свою страну, но и всю Европу от фашистского ига и порабощения.
Однако эксплуататорские классы, элита, представители высших слоев общества всегда считали себя единственными защитниками национальных интересов. Так, например, буржуазно-дворянские историки объявили спасителем России в войне с Наполеоном Александра 1.
Л.Н.Толстой в своем романе «Война и мир» показал, что подлинным творцом истории и победителем в борьбе с Наполеоном является русский народ, а его руководителем и вдохновителем фельдмаршал Кутузов, полководческому гению которого обязана русская армия своими победами. Созданный Толстым образ главнокомандующего русской армии Кутузова – это образ талантливого военного руководителя и замечательного русского человека, обладающего типичными чертами народного характера, русским умом и особенностями речи. Л.Н.Толстой показывает Кутузова задушевно простым, правдивым, близким к солдатам и к народу предводителем и полководцем. Эта близость с народом показана в умении Кутузова поговорить с солдатами на их языке, высказать волнующие их мысли, чувства и настроения. Во время Совета в Филях он приласкал крестьянскую девочку Малашу и дал ей во время чая кусок сахара. Ни в чем Кутузов не отделяет себя от народа и глубоко верит в его силу и непобедимость. Простые люди, солдаты, в свою очередь, верили и понимали, что он «свой, родной человек». Именно это доверие «заставило народ выбрать его против воли царя в предводители народной войны».
Несмотря на то, что главной движущей силой истории Толстой считал народные массы, однако, будучи объективным писателем, он сумел показать огромную роль в победе и изгнании французов из России гениального русского полководца Михаила Илларионовича Кутузова.
Тут, кстати, вспоминается из известного кинофильма образ легендарного командира Гражданской войны Чапаева, который задает вопросы о роли командира Фурманову и сам отвечает на них.
Чапаев: «К примеру, идет отряд походным порядком. Где должен быть командир? Впереди на лихом коне».
Чапаев: «Теперь противник пошёл в атаку, где должен быть командир? Он должен перейти в тыл своего отряда и с какого-нибудь возвышенного места наблюдать картину боя, иначе отряд могут обойти с фланга».
Чапаев: «Наш отряд преследует отступающего в панике противника. Где должен быть командир? Опять впереди на лихом коне и первым ворваться в город на плечах неприятеля».
Фурманов: «Э-э-э, а ведь ты врешь, Василий Иванович! Если надо, то ты всегда сам впереди идешь!»
Чапаев (смеясь): «Да, но так-то, если надо!»
А, как известно, историю движет и сражения выигрывает не только народ, но и выдающиеся личности и полководцы.
Во все времена мыслители стремились постичь сущность человека как личности, определить ее роль в развитии истории и общества. С давних пор философов, ученых, писателей, художников занимал этот непростой вопрос. Большинство людей скажет, что истинным творцом истории, несомненно, является народ. И они будут правы. Именно народные массы играют основную роль как в производственной, так в политической, культурной и других сферах жизни. Повседневная трудовая деятельность простых людей, развивающих производство, не только обеспечивает общество всем необходимым, но и создает материальную основу последовательной смены общественно-экономических формаций и поступательного развития человечества. Таким образом, историю творят сами люди, они являются подлинным субъектом её.
Не умалить роль народных масс и в национально-освободительной борьбе, и в защите своей страны от иноземных захватчиков, в справедливых войнах. Именно им, народным массам, принадлежит решающая роль в освобождении России от татаро-монгольского ига, от многочисленной наполеоновской армии в 1812 г., а также от вооруженных до зубов фашистских захватчиков во время Великой Отечественной войны 1941-45 гг. Советский народ вынес на своих плечах основное бремя в самой страшной и самой кровопролитной войне в истории человечества ХХ века. Он освободил не только свою страну, но и всю Европу от фашистского ига и порабощения.
Однако эксплуататорские классы, элита, представители высших слоев общества всегда считали себя единственными защитниками национальных интересов. Так, например, буржуазно-дворянские историки объявили спасителем России в войне с Наполеоном Александра 1.
Л.Н.Толстой в своем романе «Война и мир» показал, что подлинным творцом истории и победителем в борьбе с Наполеоном является русский народ, а его руководителем и вдохновителем фельдмаршал Кутузов, полководческому гению которого обязана русская армия своими победами. Созданный Толстым образ главнокомандующего русской армии Кутузова – это образ талантливого военного руководителя и замечательного русского человека, обладающего типичными чертами народного характера, русским умом и особенностями речи. Л.Н.Толстой показывает Кутузова задушевно простым, правдивым, близким к солдатам и к народу предводителем и полководцем. Эта близость с народом показана в умении Кутузова поговорить с солдатами на их языке, высказать волнующие их мысли, чувства и настроения. Во время Совета в Филях он приласкал крестьянскую девочку Малашу и дал ей во время чая кусок сахара. Ни в чем Кутузов не отделяет себя от народа и глубоко верит в его силу и непобедимость. Простые люди, солдаты, в свою очередь, верили и понимали, что он «свой, родной человек». Именно это доверие «заставило народ выбрать его против воли царя в предводители народной войны».
Несмотря на то, что главной движущей силой истории Толстой считал народные массы, однако, будучи объективным писателем, он сумел показать огромную роль в победе и изгнании французов из России гениального русского полководца Михаила Илларионовича Кутузова.
Тут, кстати, вспоминается из известного кинофильма образ легендарного командира Гражданской войны Чапаева, который задает вопросы о роли командира Фурманову и сам отвечает на них.
Чапаев: «К примеру, идет отряд походным порядком. Где должен быть командир? Впереди на лихом коне».
Чапаев: «Теперь противник пошёл в атаку, где должен быть командир? Он должен перейти в тыл своего отряда и с какого-нибудь возвышенного места наблюдать картину боя, иначе отряд могут обойти с фланга».
Чапаев: «Наш отряд преследует отступающего в панике противника. Где должен быть командир? Опять впереди на лихом коне и первым ворваться в город на плечах неприятеля».
Фурманов: «Э-э-э, а ведь ты врешь, Василий Иванович! Если надо, то ты всегда сам впереди идешь!»
Чапаев (смеясь): «Да, но так-то, если надо!»
А, как известно, историю движет и сражения выигрывает не только народ, но и выдающиеся личности и полководцы.
Иллюстрация из Интернета.
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»
Конспект открытого урока обществознания в 10 классе по теме: «Кто творит истори? Народ? Личности?»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Кто творит историю? Народ? Личности?
Формирование у ребят ключевых понятий по историческому процессу;
Определение значимости роли народа и личности в историческом процессе;
Развитие самостоятельности мышления, способности логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания.
Развитие мыслительной, эмоциональной и поведенческой активности учащихся, уверенности в себе, готовности нести ответственность за свои действия, целеустремленности и других важных качеств личности.
Познакомить обучающихся с понятиями: исторический процесс, народ, толпа, выдающаяся личность, историческая личность;
Рассмотреть понятие «народ» в истории;
Охарактеризовать толпу, ее поведение, особенности и отличия от понятия «народ»;
Определить роль личности в историческом процессе;
Определить значение роли личности и народных масс в современном историческом процессе.
Оборудование: карточки с индивидуальными заданиями, презентации: “Роль народных масс и личности в истории”, “Оценка исторического процесса”, портреты выдающихся и исторических личностей; высказывания, крылатые выражения о выдающихся и исторических личностях (раздаточный материал).
Основные понятия: исторический процесс, народ, толпа, выдающаяся личность, историческая личность;
Исторический процесс – это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей. путь человечества с древнейших времен до настоящего времени. Это реальная общественная жизнь людей, их совместная деятельность, проявляющаяся в во взаимосвязанных конкретных событиях.
Народ – это совокупность гражданского населения, рассматриваемая под углом зрения определенного государственного устройства. ( Кратский энциклопедический словарь по политологии ).
Толпа – значительное число людей, находящиеся в непосредственном контакте друг с другом. (Словарь-справочник «Политология»)
Историческая личность – личность, деятельность которой оказывает (или оказывала) существенное воздействие на ход и исход крупных исторических событий.
Великая личность – та, которая своей деятельностью ускорила прогрессивное закономерное течение общественного процесса .
Деятелньость учителя. Беседа:
Что такое исторический процесс?
Исторический процесс – это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей. Это путь человечества с древнейших времен до настоящего времени.
Что является основой исторического процесса?
Основой исторического процесса являются события, т.е. те или иные прошедшие или проходящие явления, факты общественной жизни.
Исторический факт – это реальная общественная жизнь людей, их совместная деятельность, проявляющаяся в во взаимосвязанных конкретных событиях.
Что мы относим к субъектам и объектам исторической деятельности?
Объектом исторического процесса называют всю историческую действительность, общественную жизнь и деятельность. Субъектами исторического процесса называют участников исторического процесса: индивиды, их организации, личности, социальные общности, народ.
Что является результатом исторической деятельности?
Результатом исторической деятельности является собственно ИСТОРИЯ. В узком смысле история — это наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий
3. Учитель: Мы изучаем историю. Все события, которые остаются в памяти поколений, составляют содержание истории. Поскольку историки являются одновременно наблюдателями и участниками событий, их исторические труды написаны с точки зрения их времени и обычно не только являются политически пристрастными, но и разделяют все заблуждения своей эпохи и носят субъективный характер. Есть много спорных и проблемных вопросов истории, которые до сих пор не имеют четкого ответа. К одним из них относится вопрос о роли личности и масс в истории. Эта проблема является актуальной на протяжении многих веков. Различные философы пытались дать свой ответ на этот, казалось бы, легкий вопрос. Идеологи консерватизма Э. Бёрк, И. Тэн и д р., доказывают, что народные массы в революциях способны играть только разрушительную, деструктивную роль. Например, представителей народных низов, которые штурмовали Бастилию в 1789 году, участников революций в Европе 1830 и 1848 годов они называют не иначе как «канальи», «бандиты», «воры» и «разбойники».
Зато эти историки и другие социальные мыслители преувеличивали роль личности. Прежде всего, государственных деятелей, полагая, что чуть ли не все решается только выдающимися людьми. Короли, цари, политические вожди, полководцы могут управлять и управляют всем ходом истории, как своего рода кукольным театром.
Другие историки, как Карл Маркс, Фридрих Энгельс приоритет отдают в вопросах творения истории народу, народным массам.
Деятельность учителя. Беседа:
Кого мы называем народом?
– жители, население государства, страны, этническая общность;
– трудящиеся массы, принадлежащие к различным социальным группам (в противоположность правящей элите);
Часто в обиходе многие люди не делают различий в определениях народ и массы, толпа. Кого мы называем толпой?
Толпа являет собой случайное или почти случайное сборище людей, объединенных в данном пространстве временным и преходящим интересом; это простое множество разрозненных людей, лишенное органической связи и единства; это хаотическое целое, как правило, лишенное какой-либо четкой внутренней организации; иногда эта организация носит расплывчато-сумбурный характер.
Эти понятия идентичны или есть различия? Чем понятие «народ» отличается от понятия «толпа»?
С позиций психологии толпа отличается резкой ослабленностью разумного контроля в своем поведении. Вследствие этого в толпе главным образом проявляется эмоционально-волевое бушевание страстей, смутных и неустойчивых интересов людей. В обществе всегда находятся люди, которые бесстрашно смелы в толпе и ничтожно трусливы порознь.
В социально-политическом аспекте каковы отличия толпы?
Поведение толпы обычно определяется влиянием захватывающих, как сильный ветер, настроений и подвержено сильному воздействию лидера, в качестве которого выступает человек, быстрее и лучше других уловивший настроение толпы, толком не высказанные ее устремления, порывы и скрытые мотивы или способный возбудить в ней желаемый им настрой. Толпа без вожака не может ничего сделать.
Можете сослаться в качестве аргументов на мнения ученых, известных людей?
4. Дебаты: Кто творит историю? Народ или личности?
2) Ни одно крупное историческое событие не осуществлялось без участия трудящихся , действовавших по собственному побуждению, выступая либо в качестве главного лица, либо в качестве хора. Глас народа своим мощно произнесенным приговором в конечном счете определяет течение исторических событий.
Непрерывная борьба трудящихся за свои права и свое освобождение составляет основное содержание всей политической истории человечества. Народ всегда являлся главной движущей силой всех социальных революций.
Люди сами делают свою историю, но до сих пор они делали ее, не руководствуясь общей волей, по единому общему плану, и даже не в рамках определенным образом ограниченного, данного общества. Их стремления перекрещиваются, и во всех таких обществах господствует поэтому необходимость, дополнением и формой проявления которой является случайность. Необходимость, пробивающаяся здесь сквозь все случайности, – опять-таки в конечном счете экономическая. Здесь мы подходим к вопросу о так называемых великих людях. То обстоятельство, что такой и именно вот этот великий человек появляется в определенное время в данной стране, конечно, есть чистая случайность. Но если этого человека устранить, то появляется спрос на его замену, и такая замена находится. Что Наполеон, именно этот корсиканец, был тем военным диктатором, который стал необходим Французской республике, истощенной войной, – это было случайностью. Но если бы Наполеона не было, то роль его выполнил бы другой. Это доказывается тем, что всегда, когда такой человек был нужен, он находился: Цезарь, Август, Кромвель и т.д. Если материалистическое понимание истории открыл Маркс, то Тьерри, Минье, Гизо, все английские историки до 1850 г. служат доказательством того, что дело шло к этому, а открытие того же самого понимания Морганом показывает, что время для этого созрело и это открытие должно было быть сделало.
Точно так же обстоит дело со всеми другими случайностями и кажущимися случайностями в истории.
Энгельс Ф. Письмо В.Боргиусу, 25 января 1894 г. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 39, с. 175-176.
4) Исторические личности благодаря тем или иным качествам своего ума, воли, характера, благодаря своему опыту, знаниям, моральному облику могут изменять лишь индивидуальную форму событий и некоторые частные их последствия. Они не могут изменить их общее направление и тем более повернуть историю вспять: это выше сил отдельных личностей, как бы сильны они не были.
“Война и мир” из всех произведений Л. Н. Толстого наделена наибольшей цельностью мироощущения писателя, хотя и здесь автор остается горячим полемистом. Спор с историками и наполеонизмом, со снисходительно-покровительственным отношением к народу и правилами военной стратегии, коренные для 60-х годов XIX века вопросы общественного развития занимают Толстого. (Управляема ли история? Какова роль личности в развитии общества?)
Л. Н. Толстой убежден, что нельзя объяснить происхождение исторических событий отдельно взятыми поступками отдельно взятых людей. Воля одного исторического лица может быть парализована желаниями или нежеланиями массы людей. Чтобы совершилось историческое событие, должны совпасть “миллионы причин, т.е. интересы отдельно взятых людей, составляющих народную массу, как совпадает движение роя пчел, когда их движения отдельных величин рождается общее движение». (Значит, историю делают не отдельные личности, а народ).
5. Вопросы к утверждающей стороне.
1. А И. Герцен пессимистично относится к роли народа: «Народ — консерватор по инстинкту. “Он держится за удручающий его быт, за тесные рамы. Он даже новое понимает в старых одеждах. Опыт показывал, что народам легче выносить насильственное бремя рабства, чем дар излишней свободы”. Вы считаете, что такой народ может творить историю, двигать прогресс?
2. Н А. Бердяев говорил: « Народ может держаться совсем не демократического образа мыслей, может быть совсем не демократически настроен. Если воля народа подчинена злым стихиям, то она — порабощенная и порабощающая воля». Как вы думаете, не является ли народ инструментом в руках исторических личностей?
6. Предварительная беседа к следующему этапу .
Учитель: кого мы называем личностью?
Учащиеся: исторические личности.
Учитель: Учитель: Какой может быть оценка исторической личности?
Обучающиеся : Отрицательной, положительной и многозначной.
Учитель: От чего она зависит?
Учащиеся : Оценка исторической личности зависит от особенностей исторического периода, и от морального выбора личности, её нравственных поступков.
Учитель: В.О. Ключевский выделил черты выдающейся личности:
Каковы ч ерты выдающейся личности, по В. О. Ключ евскому:
Стремление служить общему благу государства и народа
Стремление и умение вникнуть в условия жизни, в основы общественных отношений.
Отрешенность от национальной замкнутости и исключительности
Совестливость во всех делах
Способность убеждать в своей правоте
Чем выдающаяся личность отличается от исторической?
7. Давайте послушаем другую сторону, отрицающую. На вопрос: «Кто творит историю?» они отвечают – личности.
Основные их положения:
2) Надо признать, что исторические личности благодаря тем или иным качествам своего ума, воли, характера, благодаря своему опыту, знаниям, моральному облику могут изменять форму событий и некоторые частные их последствия. Примеры:Улукбег, Александр Македонский, Чингис-хан…
3) Чтобы что-то создать, говорил И.В. Гете, надо чем-то быть. Чтобы быть великим, нужно совершить нечто великое нужно уметь совершать великое. Никто не знает, как люди становятся великими. Величие человека определяется и прирожденными задатками, и приобретенными качествами ума и обстоятельствами.
8. Вопросы стороне отрицания:
1. Что такое народные массы в понимании Льва Толстого? Это конкретные люди: А.Болконский, Н. Ростова, Н.Ростов, Тушин, Платон Каратаев, Тихон Щербатый…среди них и М.И.Кутузов. Можно ли выделить из этих людей кого-то отдельно, кто внес особый вклад в победу, взял на себя ответственность за исход сражений, за принятие важнейших решений?
2. Наполеон, Кутузов, Александр I … Это, по вашему мнению, выдающиеся исторические личности. Но разве они сами не являются представителями народа?
Слово экспертам. К каким выводам по итогам нашей дискуссии мы можем прийти?
Историческая роль народа возрастает по мере прогресса человечества. Это объясняется углублением социальных преобразований. Чем более сложные исторические задачи встают перед обществом, чем больше демократии, тем все более широкие массы народа включаются в общественные преобразования. Неуклонный рост влияния народа на жизнь общества в свою очередь обусловливает колоссальное ускорение темпов исторического развития.
Заключительное слово учителя: Понимание истории как процесса человеческого бытия, как социального бытия, развертывающегося во времени, предполагает рассмотрение и описание истории через деятельность людей, через связи этой деятельности с ее условиями, средствами и продуктами. В этом случае история предстает как живая, т. е. деятельная, насыщенная силами и способностями людей, связь прошлого, настоящего и будущего. История часто “читается наоборот”, в “обратной перспективе”: на первом плане — результаты, на втором — средства, на третьем — условия, на четвертом — сам процесс жизни и деятельности людей. Ход истолкования (или исследования) истории оказывается при этом противоположным ходу ее воспроизводства и обновления человеческими индивидами. Чтобы не оставаться в границах такого видения истории, необходимо выявлять ее “лицевую” сторону, обнаруживать за объективированными выражениями истории ее живое движение, ее личный состав. Тогда вопросы о том, кто и как делает историю, предшествуют истолкованиям вещей и текстов: “стрелки” исследования переводятся с эмпирического описания материала на уровень теоретических представлений о взаимосвязях людей. В этой перспективе результаты человеческой деятельности оказываются выведенными из состояния своей вещной одномерности, обнаруживают свое значение промежуточных продуктов, пересечений различных деятельных связей, кристаллизации человеческих возможностей.
Трушков В. Вожди и винтики. Деловая жизнь. 1991, №24
Андреев С.С. Политические авторитеты и политическое лидерство. // Социально-политический журнал.-1993.- 1/2
Трушков В. Вожди и винтики. Деловая жизнь. 1991, №24
Андреев С.С. Политические авторитеты и политическое лидерство. // Социально-политический журнал.-1993.- 1/2