лидийский царь богатство которого вошло в поговорку
Царь Крез: как легенда затмила историю
Лидийское царство: династия Мермнадов
Царь Лидии Крез был одним из соперников Кира в борьбе за власть над Азией. Имя этого царя стало нарицательным, а сохраненные Геродотом истории — основой для произведений искусства в Новое время. В итоге, легенда о Крезе заслонила реального царя.
История династии лидийских царей Мермнадов известна благодаря сочинению Геродота. Основателем династии был полководец Гигес, свергнувший и убивший царя Лидии Кандавла. Этот царь первым завязал контакты с греками и со святилищем в Дельфах. Его золотые и серебряные дары святилищу стояли там еще во времена Геродота.
Гигес и его преемники пытались завоевать греческими полисами на побережье. Им удавалось подчинять на короткое время греческие города, но сильнейший из них, Милет, отражал все нападения.
Дед и отец Креза, цари Садиатт и Алиатт, много лет воевали против Милета. Они опустошали землю вокруг города, разбивали милетян в бою, но взять город не смогли. Мир между Лидией и Милетом был заключен при посредничестве Дельф. В дальнейшем сын Алиатта Крез продолжал поддерживать связи со знаменитым святилищем.
Дельфийский оракул: Крез и его царствование
Царь Крез унаследовал власть около 560 года до н. э. и продолжил воевать с эллинами. Он смог подчинить своей власти все греческие полисы Малой Азии, а с островными полисами заключил союз. Под властью царя была вся Малая Азия к востоку от реки Галис кроме Ликии и Каппадокии.
Геродот сохранил подробности контактов между Крезом и Дельфами. Его рассказ полон анекдотических деталей вроде испытания оракулов, которое затеял лидийский царь. По мнению исследователей, источник сведений Геродота — рассказы дельфийских жрецов. Якобы, Крез послал спросить каждое из святилищ, чем он сейчас занят. Самым точным был переданный ему ответ пифии — царь варил в медном котле черепаху и ягненка.
Гаспар ван ден Хукке. «Крез и Солон»
Перед войной с Киром Крез сделал щедрые пожертвования Дельфам. Дары лидийского царя видел и описывал Геродот. Дельфы не только дали Крезу предсказание, но и стали посредниками в союзе между ним и Спартой.
Крез и Солон: история с моралью
Ко времени расцвета могущества Креза Геродот относит историю о встрече царя Лидии с афинянином Солоном. Крез показывал гостю из Греции свои богатства и спросил, кого он считает самым счастливым человеком в мире. Царь ожидал, что Солон назовет самым счастливым его, но вместо этого гость рассказал ему о афинянине Телле, который увидел как растут его сыновья и внуки и в старости погиб в бою за Афины. Вторыми по счастью оказались аргосские атлеты Клеобис и Битон, вместо быков впрягшиеся в колесницы, чтобы доставить в храм свою мать — жрицу Геры.
Солон сказал Крезу, что сможет ответить на вопрос, насколько царь Лидии счастливый человек, только когда его жизнь подойдет к концу. По Геродоту, Крез вспомнил об этом разговоре, когда шел на казнь.
Солон отправился в путешествие на восток после проведения реформ в 590-е годы до н. э. Хотя сам факт путешествия признают реальным, историю о встрече афинянина с царем считают выдумкой.
Многие авторы писали, что Солон был в Египте и Лидии. Но только Геродот, что его собеседниками были фараон Египта Амасис и Крез, правившие в 550-е годы до н. э. Противоречие заметили уже в древности, и на его основании считали рассказ о встрече Солона и Креза вымыслом. Диоген Лаэртский нашел решение, перенеся путешествие Солона на несколько десятилетий вперед. Плутарх считал рассказ важной характеристикой высокого нрава Солона и не считал возможным отвергнуть его из-за «каких-то хронологических канонов».
История о визите Солона к Крезу всегда идет в паре с историей об отмене казни Креза Киром после того, как поверженный царь Лидии рассказал победителю о словах афинянина. Эта история — вымысел, которая должна была проиллюстрировать слова о переменчивости человеческого счастья.
Богат как Крёз — так говорят об очень состоятельном человеке, у которого куча денег. Синонимичные выражения: сказочно богат, баснословно богат, купается в деньгах, денег куры не клюют.
Кем был Крёз и что с ним стало
Крёз в VI веке до н.э. был правителем Лидии, расположенной в Малой Азии. Он принадлежал к династии Мермнадов. Крёз расширил свои владения, покорив греческие города Эфес и Милет, захватил другие земли. Царь любил все греческое и стремился приобщить подданных к эллинской культуре.
Крёз реформировал финансовую систему, начав чеканить монеты, на 98% состоявшие из серебра и золота. Возможно, поэтому древние и считали его самым богатым человеком в мире.
Серебряная монета Крёза. Wikimedia / Jastrow
О Крёзе упоминали Геродот, Плутарх и другие историки древности. Но многое в их трудах
похоже на выдумку. Так, Плутарх рассказывает сомнительную легенду о том, как однажды Крёз беседовал с афинским законодателем Солоном и спросил с намеком на себя: кого можно считать счастливейшим из смертных? Солон ответил: счастливейшим человеком был афинянин Телл, погибший за родину.
Крёз удивился: а меня, богатейшего царя, ты разве не считаешь счастливым? Солон ответил: назвать человека счастливцем еще при жизни нельзя, как объявить спортсмена победителем еще до окончания состязаний.
Крёз показывает Солону свои сокровища. Картина Франса Франкена Младшего
И действительно, жизнь лидийского царя обернулась трагически. По легенде, оракул предсказал, что «Крёз, перейдя через реку Галис, разрушит великое царство», и правитель решил развязать войну с Персией. Но оказалось, что в реальности он сокрушил не Персию, а собственную державу.
Персидский царь Кир с войском отразил нападение Крёза и атаковал лидийскую столицу — город Сарды. После недолгой осады город пал, а Крёз попал в плен. Персы решили его казнить, спалив на костре.
Далее версии о судьбе царя разнятся. Кто-то говорит, что он действительно погиб в огне. Но есть и более интересная легенда. Якобы на костре Крёз запричитал: «Ах, Солон, Солон, Солон!», вспомнив слова афинского мудреца о переменчивости счастья. Правитель персов Кир заинтересовался, что это значит, и велел потушить костер.
Выслушав историю Крёза, Кир задумался: ведь так и от него однажды может отвернуться удача. Тогда он помиловал пленника и сделал своим советником.
Крёз сразу же осмелился дать новому повелителю первый совет: «Видишь, как твои воины грабят Сарды? Но ведь моего царства больше нет, это уже твой город. Зачем же ты позволяешь солдатам разорять собственные владения?». Кир велел остановить грабежи. Так Крёз, хотя и лишился трона, спас соплеменников и их имущество.
Изображение Крёза на костре было популярно в древнегреческом искусстве.
Крёз на костре. Изображение на амфоре, хранящейся в Лувре. Фото: Wikimedia / Myson
«Богат как Крез». Примеры употребления
Мы квартируем в самом замке; барон богат, как Крез, гостеприимен; переход сегодняшний невелик, успеем прийти задолго до вечера; у барона, верно, есть дочери и фортепиано.
Н. А. Дурова. «Кавалерист-девица»
Разбогатеешь ты как Крез, в противность тем подслеповатым людям, которые думают, будто выгоды помещика идут врознь с выгодами мужиков.
Н.В. Гоголь. «Выбранные места из переписки с друзьями»
Граф Нельи поносил Зубова и прямо писал о нем, что «он богат как Крез, а надменен как индейский петух. »
Н.С. Лесков. «Захудалый род»
Могущественный финансист, купивший и положивший в свой карман целый город вместе с администрацией и всей правоохранительной системой, богатый, как Крез.
Александра Маринина. «Мужские игры»
Прикинув в уме, что к концу лета я стану богата, как Крез, и смогу купить себе сапоги в комиссионке на Гарибальди, я дрогнула.
Татьяна Соломатина. «Акушер-ХА! Байки»
Царь Крез: как легенда затмила историю
Завоевания Кира II Великого уничтожили соседнее царство. Была повержена Лидия, а судьба ее последнего царя Креза стала легендой.
Лидийское царство: династия Мермнадов
Царь Лидии Крез был одним из соперников Кира в борьбе за власть над Азией. Имя этого царя стало нарицательным, а сохраненные Геродотом истории — основой для произведений искусства в Новое время. В итоге легенда о Крезе заслонила реального царя.
История династии лидийских царей Мермнадов известна благодаря сочинению Геродота. Основателем династии был полководец Гигес, свергнувший и убивший царя Лидии Кандавла. Этот царь первым завязал контакты с греками и со святилищем в Дельфах. Его золотые и серебряные дары святилищу стояли там еще во времена Геродота.
Гигес и его преемники пытались завоевать греческие полисы на побережье. Им удавалось подчинять на короткое время греческие города, но сильнейший из них, Милет, отражал все нападения.
Дед и отец Креза, цари Садиатт и Алиатт, много лет воевали против Милета. Они опустошали землю вокруг города, разбивали милетян в бою, но взять город не смогли. Мир между Лидией и Милетом был заключен при посредничестве Дельф. В дальнейшем сын Алиатта Крез продолжал поддерживать связи со знаменитым святилищем.
Крез и его царствование
Царь Крез унаследовал власть около 560 года до н. э. и продолжил воевать с эллинами. Он смог подчинить своей власти все греческие полисы Малой Азии, а с островными полисами заключил союз. Под властью царя была вся Малая Азия к востоку от реки Галис кроме Ликии и Каппадокии.
Геродот сохранил подробности контактов между Крезом и Дельфами. Его рассказ полон анекдотических деталей вроде испытания оракулов, которое затеял лидийский царь. По мнению исследователей, источник сведений Геродота — рассказы дельфийских жрецов. Якобы Крез послал спросить каждое из святилищ, чем он сейчас занят. Самым точным был переданный ему ответ пифии — царь варил в медном котле черепаху и ягненка.
Перед войной с Киром Крез сделал щедрые пожертвования Дельфам. Дары лидийского царя видел и описывал Геродот. Дельфы не только дали Крезу предсказание, но и стали посредниками в союзе между ним и Спартой.
Крез и Солон: история с моралью
Ко времени расцвета могущества Креза Геродот относит историю о встрече царя Лидии с афинянином Солоном. Крез показывал гостю из Греции свои богатства и спросил, кого он считает самым счастливым человеком в мире. Царь ожидал, что Солон назовет самым счастливым его, но вместо этого гость рассказал ему о афинянине Телле, который увидел, как растут его сыновья и внуки, и в старости погиб в бою за Афины. Вторыми по счастью оказались аргосские атлеты Клеобис и Битон, вместо быков впрягшиеся в колесницы, чтобы доставить в храм свою мать — жрицу Геры.
Солон сказал Крезу, что сможет ответить на вопрос, насколько царь Лидии счастливый человек, только когда его жизнь подойдет к концу. По Геродоту, Крез вспомнил об этом разговоре, когда шел на казнь.
Солон отправился в путешествие на восток после проведения реформ в 590-е годы до н. э. Хотя сам факт путешествия признают реальным, историю о встрече афинянина с царем считают выдумкой.
Многие авторы писали, что Солон был в Египте и Лидии. Но только Геродот, что его собеседниками были фараон Египта Амасис и Крез, правившие в 550-е годы до н. э. Противоречие заметили уже в древности, и на его основании считали рассказ о встрече Солона и Креза вымыслом. Диоген Лаэртский нашел решение, перенеся путешествие Солона на несколько десятилетий вперед. Плутарх считал рассказ важной характеристикой высокого нрава Солона и не считал возможным отвергнуть его из-за «каких-то хронологических канонов».
История о визите Солона к Крезу всегда идет в паре с историей об отмене казни Креза Киром после того, как поверженный царь Лидии рассказал победителю о словах афинянина. Эта история — вымысел. Она должна была проиллюстрировать слова о переменчивости человеческого счастья.
Завоевание Лидии
Как говорилось выше, между 550 и 546 годами до н. э. царь Лидии заключил союз со Спартой. Он понимал, что война с Киром неизбежна, и рассчитывал на наемников, которых ему могла дать Спарта.
Согласно Геродоту, войну начал Крез. Формально он мстил за своего свойственника Астиага, но по факту хотел расширить владения Лидии. Кир попытался решить конфликт миром. Он предлагал Крезу стать его вассалом — царь Лидии сохранил бы свои владения в качестве зависимого правителя. Естественно, гордый Крез отверг такое предложение.
Амфора, изображающая Креза на костре. Источник: wikipedia.com
Фараон Египта Амасис отправил Крезу небольшое войско в качестве подкрепления. Кроме того, в армии царя Лидии были греки-ионийцы из зависимых от него полисов побережья. Кир попытался убедить их оставить Креза, но безуспешно.
Исход битвы при Птерии в 547 или 546 году до н. э. в Каппадокии остался нерешенным. После нее Крез увел свои войска на зимние квартиры. Кир, в свою очередь, вновь собрал войско и вторгся в Лидию.
Исход войны решался не только на границе царств, но и на побережье. Милет объявил о переходе на сторону Кира. В других греческих полисах Ионии шла борьба между сторонниками Персии и Лидии. Гражданин Эфеса Еврибат должен был набрать наемников для Креза на Пелопоннесе, но вместо этого перешел на сторону Кира. Скорее всего, история Еврибата была не единственной. Известно, что царь Персии наградил грека Питарка, передав ему доходы от семи полисов Малой Азии.
Новая битва между армиями Персии и Лидии состоялась недалеко от лидийской столицы Сард. Крез был разбит и укрылся в своей столице. Через две недели Сарды пали. Новость об исходе битвы достигла Спарты, когда спартанская эскадра готовилась отплыть на помощь Крезу.
Сокровища, накопленные Мермнадами, отправились в столицу Кира. Сарды стали столицей новой сатрапии, во главе которой был поставлен персидский военачальник Табал. Вслед за Лидийским царством Кир подчинил своей власти и греческие полисы, которые прежде были подданными Креза.
Погребальный костер: гибель Креза и легенда о нем
Геродот, а вслед за ним и другие авторы, сохранил рассказ о том, что Кир в последний момент пощадил Креза, впечатленный его рассказом о встрече с Солоном. Бывший царь стал советником своего победителя, а затем и его сына Камбиса.
Перед войной с массагетами на военном совете Крез вопреки мнению других полководцев, выступавших за оборонительную стратегию, посоветовал Киру самому напасть на них. Кир последовал этому совету и погиб.
Такова история Креза, изложенная Геродотом. Но другие современные событиям источники говорят иное. И, основываясь на них, можно не сомневаться, что царь погиб вместе со своим царством.
Поэт Вакхилид, современник Геродота, в одной из своих од рассказывает об участи Креза. Согласно ей, царь Лидии не хотел стать рабом завоевателей. Он приказал сложить перед своим дворцом костер и поднялся на него с женой и дочерями. Оттуда Крез воззвал к Аполлону и напомнил ему о своих дарах святилищу в Дельфах.
Примеры самосожжения вместе с семьей, чтобы не попасть в плен к завоевателям, известны. Также поступили ликийцы и кавнии, когда после Лидии персы вторглись в их земли. Из истории VII века до н. э. известны схожие примеры в Ассирии.
Смерть Креза была популярным сюжетом в Греции того времени. Сохранилась аттическая краснофигурная ваза, изготовленная на рубеже VI и V веков до н. э. Художник изобразил царя взошедшим на погребальный костер. Крез одет в царское облачение и держит чашу для последнего возлияния богам, в то время как слуга готовится поджечь костер.
Интересно, что художника, сделавшего изображение, звали Мисон. Это может указывать на происхождение его или его предков из малоазийской области Мисии, находившейся под властью царей Лидии.
Судьба Креза в изложении Геродота стала иллюстрацией тезиса о переменчивости судьбы. Царь погиб, потерпев поражение, и вместе с ним погибла Лидия как независимое царство.
Царь Лидии Крёз
Последний лидийский царь Крёз, правивший в Лидии в VI веке до нашей эры, настолько поразил современников удивительной судьбой, что история его жизни обросла множеством легенд, основанных, впрочем, на реальных событиях. Царь был баснословно богат, но деньги не принесли ему ни счастья, ни признания.
Имя царя Фригии и Лидии Гордия — Ярдис происходит от корня слова из ведического санскрита — Яр — jṝ — зре, жрец; Яр, Жар– jar — зреть, созревать, жрец. Связь имени Ярдис с солнечным богом Ярило доказывает свастика, изображённая на обратной стороне архаичной лидийской монеты.
В начале I тысячелетия до н. э. Лидия входила в состав могущественного Фригийского царства, но после его ослабления и распада выделилась в самостоятельное государство Лидия со столицей в городе Сарды, где чеканились первые в истории золотые и серебряные монеты.
Основатель лидийской династии Мермнадов, правившей в 680-547 гг.
Царь Лидии Крёз (др.-греч. Κροίσος, Крез, Крес; 595—546 до н. э.) из рода Мермнадов, правивший в 560—546 гг. до н. э. , продолжил расширение территории Лидийского царства, подчинив греческие малоазийские города (Эфес, Милет и другие) и захватив почти всю западную часть Малой Азии до реки Галис.
Царь Крёз один из первых правителей античности начал чеканить монету, установив стандарт чистоты металла (98 % золота или серебра) и гербовую царскую печать на лицевой стороне, в виде головы льва и быка. В античном мире царь Крёз слыл баснословным богачом.
Богатство Крёза вошло в поговорку, о нём сложилось много легенд. Согласно одной из них, Крёз спросил греческого мудреца Солона, когда тот однажды посетил столицу Лидии Сарды: можно ли считать владельца столь великих богатств поистине счастливейшим из смертных? На что Солон ответил: «Никого нельзя назвать счастливым прежде его смерти».
Около 560 года до н. э. царь Крёз вступил на престол в городе Сарды (по-лидийски Сфарда, др.-перс. Спарда, др.-греч. αἱ Σάρδεις, на ионическом наречии Σάρδιες, кратко греч. Σάρδῑς), библейский Сардис (Отк. 1:11; 3:4), одном из великих городов древнего мира, известный как столица Лидии.
Разговор Солона и Крёза описан у Плутарха:
Согласно легенде, рассказанной Геродотом, у Крёза было два сына: глухонемой калека и великолепный юноша Атис ( греч. Ἄτυς), во всём превосходивший своих сверстников.
36. В то время на Мисийском Олимпе обитал огромный вепрь. Он спустился с этой горы и опустошал нивы мисийцев. Мисийцы то и дело устраивали охоту на зверя, но не могли причинить ему вреда, и им самим даже приходилось еще терпеть от него. Наконец, к Крёзу пришли вестники от мисийцев и сказали так: “Царь! В нашей земле появился огромный вепрь, который опустошает наши нивы. При всем старании мы не можем его поймать. Поэтому просим послать твоего сына к нам с отборным отрядом воинов и сворой собак и избавить нашу землю от этой напасти”. Так они просили, а Крёз, помня о вещем сне, ответил им: “О сыне моем вы и не помышляйте: я не могу отпустить его с вами, он ведь новобрачный и теперь у него медовый месяц. Но всё же я отправлю с вами отборный отряд лидийцев со сворой охотничьих собак и велю им постараться избавить вашу землю от этого зверя”.
38. “Сын мой! Я поступаю так не оттого, что заметил за тобой трусость или какой‑либо другой неблаговидный поступок. Явилось мне сновидение и предрекло, что ты будешь недолговечен и погибнешь от железного копья. Из‑за этого‑то сновидения я и поспешил с твоей свадьбой и теперь запрещаю тебе участвовать в подобных предприятиях, чтобы избавить тебя от таких опасностей, по крайней мере [хоть на время], пока я жив. Ведь ты у меня единственный сын (второго сына, глухонемого калеку, я не считаю)”.
39. Юноша же отвечал: “Я не хочу, отец, винить тебя, что ты из‑за этого видения оберегаешь меня. Но ты неверно понял сон, и я должен тебе объяснить его. Ты говоришь, что сновидение предсказало тебе мою кончину от железного копья. А разве у вепря есть руки или железное копье, которое тебя страшит? Ведь если бы было предсказано, что я погибну от клыков вепря или от чего‑либо подобного, тогда ты поступал бы правильно. Но сновидение говорит – от копья. И так как мы теперь идём не против людей, то отпусти меня!”.
40. Крёз отвечал: “Сын мой! Твои слова о сновидении меня как‑то убедили, и я отпускаю тебя на охоту”.
41. Затем царь велел призвать фригийца Адраста и сказал ему так: “Адраст! Я очистил тебя от тяжкой беды, в которую ты попал, за что я не упрекаю тебя, принял в свой дом, и обеспечил всем необходимым. Поэтому твой долг отплатить мне добром за добро, которое я тебе сделал. Я прошу тебя ныне быть стражем моего сына, который отправляется на охоту, чтобы разбойники внезапно по дороге не напали на погибель вам. Кроме того, тебе также следует отправиться в этот поход, чтобы добыть себе славу. Ведь у тебя жажда славы от предков, и к тому же ты полон юношеской силы”.
42. Адраст отвечал: “Царь! При других обстоятельствах я не стал бы участвовать в таком трудном предприятии. Ведь мне, испытавшему столь ужасное несчастье, не подобает искать общения со счастливыми сверстниками. У меня нет даже стремления к этому, и я по разным соображениям удерживал себя от такого общения. А теперь, раз уж ты настаиваешь и мне приходится тебе угождать (ведь мой долг отплатить тебе за добро), я готов сделать это. Сын твой, которого ты доверяешь мне охранять, возвратится к тебе здравым и невредимым, поскольку это зависит от меня как защитника”.
43. После этого они выступили на охоту с отборными воинами и сворами [охотничьих] псов. Прибыв к горе Олимпу, охотники принялись выслеживать зверя. Найдя затем вепря, они окружили его и стали метать свои дротики. Тут метнул копьё в вепря и чужеземец Адраст, который только что был очищен от пролития крови, но промахнулся и попал в Крёзова сына. Юноша был поражен копьём: так‑то исполнилось пророчество вещего сна. Тотчас же был послан вестник в Сарды сообщить Крёзу о случившемся, и по прибытии в Сарды он рассказал царю о борьбе с вепрем и об участи сына.
Крёз был эллинофилом, почитал греческих богов и стремился приобщить Лидию к греческой культуре и посылал щедрые дары в греческие храмы (Дельфы, Эфес). Самому древнему греческому святилищу в Дельфах, храму Аполлона, Крёз преподнёс статую льва из чистого золота.
Завоевание Лидии персами.
Царь Крёз воевал с персидским царём и основателем империи Ахеменидов Киром II,который, покорив Мидию, решил завоевать лежащие к западу от неё страны.
Стремительное возвышение Персии встревожило Крёза, и он стал думать над тем, как бы ему ослабить нового могущественного соседа. Крёз отправил своих послов ко всем известным оракулам в Греции — в Дельфы, Абы, Додона, Амфиарай, Трофоний и Бранхиды, и Египте — к оракулу Аммона в Ливии, чтобы проверить проницательность оракулов. Он велел своим посланникам спросить у оракулов и на сотый день после их отъезда из Лидии, что делает лидийский царь. Послы записали ответы каждого оракула и поехали обратно, в Сарды. Правдивыми оказались только ответы оракула из Дельф и Амфиарая, они правильно ответили, что царь Крёз разрубил черепаху и ягнёнка и варил их в медном котелке, накрытом медной крышкой.
Тогда Крёз посылал богатые дары в Дельфы, в храм Аполлона, надеясь умилостивить его, и отправил послов в Дельфы и Амфиарай с вопросом, стоит ли ему идти войной на персов. Оба оракула дали ответ: «Если царь пойдёт войной на персов, то сокрушит великое царство». Крёз обрадовался, решив, что если начнёт войну с Киром, то сокрушит его державу, и лидийский царь заключил союз с Египтом и Вавилоном. Оракулы посоветовали Крёзу заключить союз с самым могущественным греческим полисом.
Крёз стал узнавать, какой из греческих полисов самый могущественный, и ему ответили, чтоСпарта и Афины — самые могущественные греческие города-государства.Поразмыслив, лидийский царь решил заключить союз со Спартой. Когда он отправил послов в Спарту, спартанцы согласились и заключили союз с Лидией.
Первое сражение между персами и лидийцами произошло под стенами Птерии, города в Каппадокии. Оно продолжалось целый день и закончилось безрезультатно. Но поскольку лидийское войско численно уступало войску Кира, Крёз решил отступить к Сардам, чтобы подготовиться к новому наступлению. Он отправил послов к своим союзникам, — Египту, Вавилону и Спарте — просьбу о помощи, предлагая явиться к Сардам через 5 месяцев. Лидийский царь думал, что Кир не пойдёт сразу же в наступление после такой нерешительной битвы, и даже распустил наёмников. Однако Кир Великий энергично преследовал противника и неожиданно появился со всей своей армией под стенами лидийской столицы.
На большой равнине Тимбре перед городом Сарды произошло второе решающее сражение. После этой крупной битвы (силы лидийцев Ксенофонт оценивает в 420 тыс. человек, а персов — в 196 тыс. человек, явно завышая оба числа) лидийцы и их союзники египтяне были разбиты, и остатки их отрядов заперлись в Сардах. Город был сильно укреплён, но персам удалось найти тайную тропу, которая вела к городскому акрополю, и внезапным ударом захватить крепость всего через 14 дней после начала осады.
Судьба Крёза.
Сарды, столица Лидии пала, а сам Крёз был взят в плен (546 г. до н. э.). По версии Геродота и большинства древнегреческих историков, царь Крёз был приговорён к сожжению, но помилован Киром Великим. По версии древневосточных клинописных источников — в повреждённом фрагменте «Хроники Набонида» речь идёт о завоевании Лидии — Кир был казнён.
Согласно сведениям Геродота, пленённый Крёз перед казнью на костре воззвал к Солону, вспомнив его слова. Кир потребовал объяснить, что это значит. Услышав рассказ Крёза о разговоре с мудрецом Солоном, Кир был настолько поражён, что отдал приказ потушить костёр. В рассказе Геродот приписывает Крёзу слова, обращённые к Киру: «Ведь нет столь неразумного человека, который предпочитает войну миру. В мирное время сыновья погребают отцов, а на войне отцы — сыновей». Однако пламя костра разгорелось настолько, что приказ Кира уже нельзя было выполнить. В этот момент бог Аполлон, к которому не раз обращался Крёз за помощью, обрушил на землю ливень, который и затушил пламя. В более поздних легендах рассказывается о том, что спасший Крёза Аполлон и унёс его на свою родину Гиперборею — страну бессмертных богов.
Согласно другой легенде, пленённый Крёз сказал Киру после взятия Сард следующие слова: «Если ты победил, а твои солдаты грабят Сарды, то они грабят твоё имущество». Этим Крёз остановил разграбление своей оккупированной столицы.
Греческие источники утверждают, что Кир Великий не просто помиловал Крёза, но и усадил рядом с собой, великодушно назначив его своим советником. Крёз принимал участие в неудачном походе Кира против массагетов и подсказал персидскому войску несколько хитростей. Согласно этой версии, Крёз продолжал служить и преемнику Кира — Камбису II.
Некоторые современные историки, например Стефани Уэст, считают, что Крёз действительно погиб на костре, а историю о его спасении — не более чем легендой, аналогичной повествованиям об Ахиакаре. http://ru-sled.ru/car-lidii-kryoz/
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов