лифты отис история создания
Молодой американец, интересовавшийся новейшими технологиями и свежими инженерными решениями, начал и воплотил в жизнь проект тормозного механизма для оборвавшегося лифта. Так началась история бренда Otis, самого крупного во всей истории производителя лифтов, корпорации, которая сегодня контролирует 25% рынка подъемников и имеет штат численностью свыше 65 тыс. человек. С чего же началась жизнь фирмы, как она справилась с вызовами истории и что ее ждет дальше?
В 1811 году в штате Вермонт в США родился Элайша Отис. С юношества мальчик проявлял большой интерес к инженерии и механизмам. Эпоха громких и важных изобретений, которые изменили мир раз и навсегда, как раз была в разгаре. Именно в это время в Америке создается первый паровой лифт. Однако была у подъемника существенная проблема – он был небезопасным. Лифты использовались в промышленности и то и дело они обрывались, оказавшись перегруженными. Сообщения о гибели рабочих и авариях испортили репутацию подъемных машин, и это сильно тормозило развитие лифтовой индустрии, которая только зарождалась.
Элайша Отис, будучи уже во взрослом возрасте, более 20 лет безуспешно предпринимал попытки создания собственного бизнеса в данной отрасли. Будучи в 41-летнем возрасте, инженер переехал с семьей в пригород Нью-Йорка и начал работать на крупной фабрике. Именно здесь в 1852 году он получал задание обеспечить установку подъемников. В ходе разработок Элайша придумал простой, но очень интересный механизм. Тросы, поднимающие лифт, инженер предложил крепить не к самой кабине напрямую, а к отдельной рессоре, которая гибко гнулась при подъеме и спуске лифта. Смысл механизма заключался в том, что в случае обрыва лифта рессора выпрямлялась и цеплялась за специальные зубцы. Остановка кабины происходила со скрипом и сопровождалась шумным скрежетом, однако именно это решение послужило началом длинной истории крупнейшего в мире производителя лифтов.
Уже в следующем году изобретатель начал работать самостоятельно и продолжил совершенствовать систему торможения. Элайша Отис не изобрел лифт, а лишь дополнил уже работающие подъемники элементом, делающим их безопасными. И по иронии судьбы, именно эта важная деталь позволила в итоге войти в историю.
Инженер стал продавать свои лифты и назвал их первыми безопасными подъемниками в мире. За стартовый год работы собственной фирмы Отис заработал всего 300 долларов, продав три лифта. Но далее наступило затишье, компании уже привыкли работать с «небезопасными» лифтами и никто не спешил интересоваться новыми изобретениями и тратить деньги на переоснащение предприятий. Элайша Отис полгода провел без единого заказа и решил отправиться на крупную выставку в Нью-Йорке, где реализовал хитрый трюк для оживления спроса на свои лифты. Инженер поднимался на лифте на высоту 12 метров и приказывал помощникам обрезать тросы – кабина обрывалась и начинала падение, однако за доли секунды со скрежетом останавливалась.
Результат выступления на международной выставке не заставил себя ждать. До конца года доход фирмы Отис составил 3000 долларов и за два года увеличился до 14000 долларов. Правда, все лифты до этого момента компания продавала предприятиям и лишь в 1957 году установила первый пассажирский лифт.
Наследники изобретателя начали серьезную работу – заключили первые контракты о поставках лифтов в Европу, представили первый в мире эскалатор, созданный одним из инженеров компании, и стоимость фирмы уже начала исчисляться миллионами долларов.
Бизнес продолжался, и компания Отис успешно пережила эпоху Великой депрессии США, сконцентрировавшись на техническом обслуживании лифтов, и в 1976 году стабильная работа корпорации позволила достигнуть стоимости компании в 1 млрд. долларов.
Сегодня Отис – это уже почти синоним слова «лифт». Фирма продолжает совершенствовать свои механизмы, ее лифты становятся не только надежными, но и умными, самыми безопасными и быстрыми в мире и появляются во всех уголках земного шара. На сегодняшний день в России работает уже три завода-филиала Отис, которые сконцентрированы на выпуске подъемников для местного рынка с учетом его требований. Оборот компании составляет 12 млрд. долларов и фирма занимается разработками ультрасовременных лифтов для самых высоких небоскребов в мире, готовясь выпускать подъемники для километровых башен.
Лифт для всего человечества
Один из первых лифтов Отиса.
До Отиса трос крепился непосредственно к кабине, а Элиша зафиксировал его с помощью упругой пластины-рессоры из стали. По бокам подъёмника изобретатель установил зубчатые рельсы. Даже под весом пустой платформы сама пружина легко выгибалась и проходила между ними. Если же канат обрывался, то пружина распрямлялась и застревала своими концами в зубцах рельсов, не давая кабине упасть. Тот, кто изобрел лифт до Элишы, даже и мечтать не мог о подобной системе безопасности.
Вскоре Грейвс открыл свою компанию Otis Elevator. Продаваемые подъёмники он называл самыми безопасными лифтами в мире. В 1854 году, чтобы увеличить сбыт своей продукции, Отис придумал рекламный трюк. В Нью-Йорке, в одном из выставочных залов с высоким куполом (12 метров), изобретатель разместил между двумя опорами подъёмную платформу. На вершине конструкции стоял помощник Отиса с длинным мечом в руке. Сам Грейвс в цилиндре и смокинге находился на платформе среди ящиков и бочек. Когда лифт при помощи паровой машины поднимался на самый верх, ассистент по команде Элишы обрубал канат. Платформа падала вниз, но через пару метров со страшным скрежетом срабатывала автоматика и останавливала её. Зрители рукоплескали тому, кто изобрел лифт. Элиша Грейвс Отис снимал цилиндр и раскланивался во все стороны.
Создание безопасного лифта позволило развернуть строительство многоэтажных зданий. Первый лифт Otis, смонтированный в 1857 году в пятиэтажном здании универмага в Нью Йорке, приводился в движение паровым двигателем и перемещался со скоростью 0,2 м/с.
В 1893 году первый безопасный лифт Otis был поставлен в России. И был установлен ни где-нибудь, а в Зимнем дворце, поскольку заказ был «высочайший» — лично от императора Александра III. Первые российские представительства компании открылись в обеих столицах Российской империи в 1915 году — за два года до революции, после которой все имущество Otis в России было национализировано. (В Советский Союз компания осуществляла лишь разовые поставки — промышленные подъемники для Магнитки и Новокузнецка в начале 1930-х, военную технику по программе ленд-лиза — в годы войны. Вернулась в нашу страну компания за год до крушения СССР — в 1990-м, построив первое совместное предприятие в подмосковной Щербинке).
Сегодня в мире находятся в эксплуатации более 1,2 млн лифтов Otis. 60 с лишним из 100 самых высоких зданий в мире оборудованы лифтами Otis, созданных на основе современных технологий.
Первое упоминание о лифте (вернее, о его прообразе) относится к 2600 году до нашей эры. Оказывается, при строительстве знаменитых пирамид умные египтяне использовали устройства, которые могли поднимать каменные блоки весом около 90 кг на высоту 150 метров. «Живого» предка современного лифтового механизма археологи откапали в Геркулануме. Остатки сего агрегата, предназначающегося для подъема кулинарных блюд из кухни в столовую, представляют собой достижение умов античности. Это в очередной раз подтверждает тот факт, что древние люди были не глупее нас. Поэтому современность не так далеко ушла от древних цивилизаций, потомкам осталось лишь приспосабливать и совершенствовать то, что уже придумано.
В эпоху античности вопрос подъемной силы был решен очень просто и негуманно — даже блестящие мыслители, размышляющие о человеке, не чурались эксплуатации рабской физической силы. Дешево и сердито. Разработкой механизма занимался греческий математик Архимед, он сделал свой вклад в дело усовершенствования лифта. В средние века лифты использовались для перевозки людей и грузов на верхние этажи зданий, механизм приводился в исполнение благодаря мускульной силе животных. Так, например, в 1203 году во французском аббатстве был установлен лифт, приводимый в движение ослами.
В 1743 году во дворце французского короля Людовика XV в Версале был установлен лифт, чтобы тридцатитрехлетний король мог, не напрягаясь, подниматься в апартаменты своей любовницы, расположенные этажом выше. В 1795 году наш знаменитый Кулибин разработал винтовые «подъемные и спускные кресла» для Зимнего дворца. Все эти подъемники использовали физическую силу слуг, реже — тяглового скота.
В 1800 году некий американец, владелец шахты по добыче каменного угля, сделал шаг вперед в лифтостроении, и освободил человека и животных от тяжкой доли. Он придумал первый паровой лифт. В 1835 году этот паровой лифт вошел в обиход фабричного грузоподъемного дела в Англии, а потом получил распространение в США. 1845 г. — Вильям Томсон разработал первый гидравлический лифт.
Изобретатель родился в 1811 году в семье фермера в штате Вермонт. Склонности к сельскому хозяйству Элайша не проявлял, зато живо интересовался любыми техническими устройствами. Ему нравилось проводить время в кузнице, где он подолгу наблюдал за работой и помогал изготавливать простые изделия. В 1829 году Отис покинул отчий дом. В следующие 20 лет он не раз переезжал из одного города в другой, меняя места работы и предпринимая безуспешные попытки заняться бизнесом.
В 1852 году Отис с семьей поселился в городе Йонкерс неподалеку от Нью-Йорка. Фабрика, на которой он в это время работал, строила новое здание. Элайше поручили следить за строительством, а также сконструировать и установить в доме подъемное оборудование. Решая эту задачу, Отис и сделал свое главное изобретение. Придуманный им способ торможения падающего лифта был прост, как все гениальное. Тросы, на которых удерживался лифт, крепились не прямо к его корпусу, а к установленной сверху рессоре. Длина ее была больше, чем расстояние между двумя вертикальными зубчатыми направляющими, между которыми двигался лифт. Под тяжестью лифта рессора прогибалась, и тот беспрепятственно мог перемещаться вверх и вниз. При обрыве тросов рессора выпрямлялась и цеплялась за зубцы направляющих — лифт со скрежетом останавливался. Позднее механизм торможения падающих лифтов многократно совершенствовался, но общий принцип оставался прежним.
В 1859 году фирма «Отис» поставила в отеле «Пятая авеню» винтовой лифт. От подвала до чердака здание пронизывал огромный металлический винт, а кабина ходила по нему как гайка. Винт вращался через шкив ремнем от паровой машины, стоявшей в подвале. Когда винт вращался вправо, кабина шла вверх, влево — вниз. Чтобы кабина не вращалась вместе с винтом, вдоль одного ее угла в шахте лифта проходил рельс-ограничитель. Но эта система оказалась медленной, неудобной и дорогой. Было смонтировано только два таких лифта. В отеле он был заменен в 1875 году.
В апреле 1861 года в США началась Гражданская война, а спустя несколько дней Элайша Отис неожиданно скончался от дифтерии.
В 1873 году компания впервые в своей истории продала несколько образцов в Европу. Однако экономический кризис, который разразился в США в том же году, заставил на время отложить планы зарубежной экспансии.
В 1880-е компания вновь решила продвигать свою продукцию на зарубежные рынки. Первые представительства Otis за пределами США открылись в Лондоне и Париже в 1884-м. Через три года компания получила заказ на установку лифтов в строящейся Эйфелевой башне.
Первый безопасный лифт Otis был доставлен в Россию по заказу Александра III в 1893 году и установлен в Зимнем Дворце.
В 1890-м 52-летний Чарльз Отис решил покинуть пост главы компании «по состоянию здоровья». Умер он через 37 лет, пережив многих своих близких, в том числе брата Нортона, который формально был президентом Otis Brothers & Co в 1890-е годы.
Фактическим руководителем компании при Нортоне Отисе стал Уильям Болдуин. Самого Нортона больше привлекала политическая карьера, вершиной которой стало его избрание в конгресс США в 1903 году. Нортон без сожаления передал бразды правления компанией в руки надежного человека. Болдуин был талантливым менеджером, решительным и жестким, как того требовало время. Наступала эпоха монополизации, когда политика силы и давления на конкурентов считалась нормой. С 1896-го по 1904 год в США 257 крупных корпораций поглотили более 4000 фирм. Одним из активных «пожирателей» конкурентов стала Otis. К 1898 году в число ее жертв попали более десяти компаний.
Свой первый экспериментальный электрический лифт Otis представила еще в 1889 году, а в 1903-м была выпущена промышленная модель безредукторного электрического лифта. После этого крупные американские города, заметно «подросшие» со времен Элайши Отиса, еще стремительнее рванулись ввысь.
В 1900 году на Всемирной выставке в Париже компания Otis представила первый в мире эскалатор, создателем которого был Чарльз Зеебергер. С его легкой руки в наш лексикон вошел и новый термин — «эскалатор» (Зеебергер объединил английское слово elevator — «лифт» с латинским scala — «ступени»). Эскалаторы стали вторым основным видом продукции Otis.
Во время войны Otis получила крупные военные заказы военного ведомства. Свой первый контракт на поставку подъемников для ВМС США компания заключила еще в 1915 году. С появлением авианосцев Otis начала поставлять на корабли гидравлические платформы для поднятия самолетов. Благодаря этим заказам доходы Otis с 1941-го по 1945 год увеличились вдвое.
В 1990-м Otis решила расширить свое присутствие в России и создала первое совместное предприятие в подмосковной Щербинке, а затем открыла в стране три завода. Затратный период длился долго, но сегодня российское подразделение Otis является самым динамично развивающимся после китайского. За последние три года оборот компании в России вырос в три раза и составил в 2003 году 3,2 млрд руб.
Лифт для всего человечества
Каждые девять дней лифты Otis Elevator Company, установленные по всему миру, перевозят вверх-вниз все население планеты
Вопреки расхожему мнению, американец Элайша Отис лифт не изобретал. А всего лишь усовершенствовал это подъемное устройство, снабдив его механизмом, позволявшим кабине лифта удерживаться в шахте в случае обрыва каната или троса. Однако благодаря этой «мелочи» компания, носящая имя изобретателя, вот уже полтора века держится в лидерах на рынке лифтов и эскалаторов.
Неудачник с тормозами
Статистика утверждает, что каждые девять дней изделия Otis Elevator Company перевозят вверх-вниз все население планеты, то есть порядка семи миллиардов человек. Сам изобретатель безопасного лифта вряд ли мог мечтать о подобном успехе своего детища, учитывая собственный печальный опыт на ниве изобретательства.
Элайша Грейвз Отис — изобретатель безопасного лифта
Элайша Грейвз Отис родился 3 августа 1811 года на ферме неподалеку от Галифакса (штат Вермонт). Он был шестым ребенком в семье, но к фермерству был абсолютно равнодушен. Зато с младых ногтей Элайша интересовался техникой. В двадцатилетнем возрасте будущий изобретатель покинул отчий дом, перебравшись в штат Нью-Йорк. Там, в городе Троя, он устроился работать извозчиком, женился и в год женитьбы чуть было не оставил молодую супругу вдовой, перенеся тяжелейшую пневмонию. Но выжил и, переехав с женой и сыном за город, решил начать собственное дело.
Отис сам спроектировал и построил мукомольню, но денег на «развитие производства» катастрофически не хватало, и неудавшийся мельник переделал мукомольню в лесопилку. Однако и это перепрофилирование успеха не принесло, и тогда Отис занялся тем, в чем имел определенный опыт, — наладил выпуск повозок и фургонов. К тридцати четырем годам он овдовел, оставшись с двумя малолетними сыновьями на руках. Женившись во второй раз, он снова сменил место жительства, на сей раз обосновавшись в Олбани, где устроился на фабрику по производству кроватей. Там он сделал свое первое изобретение, наладив, по сути дела, конвейерное производство кроватей, позволявшее вчетверо увеличить производительность труда.
Демонстрация безопасного лифта, которую Элайша Отис провел в Нью-Йорке во время Всемирной ярмарки 1854 года, произвела фурор
Теперь в Олбани его больше ничего не удерживало, и изобретатель опять начал колесить по Восточному побережью, окончательно «бросив якорь» в Йонкерсе — тогда самостоятельной административной единице, а ныне фактически вошедшем в агломерацию Большого Нью-Йорка. В Йонкерсе Отис решил еще раз наступить на те же грабли — купил заброшенную лесопилку, на сей раз решив превратить ее в фабрику по производству кроватей.
И вот тут его ждала неожиданная удача! С верхних этажей строящейся фабрики предстояло спустить вниз кучи мусора. Отис вспомнил о виденных им не раз подъемных открытых платформах на канатах. Одна беда — они часто падали и ломались из-за разрыва тросов. Поэтому перед изобретателем встала практическая задача: придумать что-нибудь эдакое, что позволяло бы удерживать платформу от падения при разрыве тросов.
Смертельный номер
Так родилась идея парового механизма, который позже был назван «ловителем» — он буквально «ловил» нагруженную платформу и удерживал ее на вертикальных направляющих после обрыва троса. Для этого тросы крепились не к самому корпусу платформы, как это делали до Отиса, а к установленной сверху рессоре. Длина ее превышала расстояние между зубчатыми направляющими, по которым двигалась платформа, под ее тяжестью рессора прогибалась, обеспечивая движение платформы вверх и вниз. А при обрыве троса — наоборот, распрямлялась, цепляясь за зубцы направляющих и останавливая платформу.
Разглядев наконец в своем изобретении некие коммерческие перспективы, Отис основал компанию по производству «безопасных лифтов» — Union Elevator Works, позже сменившую название на Otis Brothers & Co. Но месяцы шли, а новые заказы в компанию так и не поступали. И глава ее уже готов был «закрыть лавочку» и снова поискать удачу в другом месте, но ему опять помог счастливый случай. Шел 1854 год, и в Нью-Йорке открылась Всемирная ярмарка — лучшего места и времени для впечатляющей презентации технической новинки трудно было представить.
Демонстрация прошла в нью-йоркском Хрустальном дворце (воздвигнутом специально к ярмарке) в лучших традициях американского шоу. На глазах изумленной публики Элайша Отис взобрался на заставленную ящиками и бочками открытую платформу, ее с помощью тросов подняли на вертикальных направляющих на высоту четвертого этажа, после чего Отис жестом велел ассистенту рубить канат. Присутствующие дружно ахнули, но платформа не грохнулась оземь вместе с изобретателем-самоубийцей, а лишь просела на несколько сантиметров. А сотворивший это чудо высокий бородач театрально снял цилиндр и поклонился восхищенным зрителям со словами: «Никаких поводов для волнений, господа. Это абсолютно безопасно».
«Лифт для жителя многоэтажки в пригороде — такой же важный вид транспорта, как пригородный поезд. Мы берем на себя его обслуживание» — гласит реклама Otis 1930-х
В свободное от этой деятельности время Отис вместе с сыновьями изобретал еще кое-что «по мелочи». Среди полученных им патентов — на ту самую автоматическую вращающуюся печь для выпечки хлеба, поездные тормоза, а также на паровой плуг и «паровой двигатель колеблющегося цилиндра». Но главным делом были, конечно, лифты. Сначала они выпускались исключительно грузовыми, но уже в 1857-м в одном из универмагов на Бродвее компания Otis установила первый в мире пассажирский лифт.
Бизнес на подъеме
К концу жизни изобретатель «безопасного лифта» насладился-таки заслуженной славой и богатством. К тому времени практически все крупнейшие американские компании пользовались какими-то из изобретений Элайши Отиса — главным образом лифтами.
В начале XX века лифты Otis стали непременным атрибутом престижных многоэтажных жилых домов
При этом сам Отис настоящим бизнесменом так и не стал, на всю жизнь оставшись энтузиастом-изобретателем и во многом прожектером. Бизнесом занимались в основном сыновья во главе со старшим — Чарльзом. Однако, отчаявшись направить отца, влезавшего в очередные долги для реализации очередной идеи, на путь истинный, и они постепенно отошли от дел. И только после смерти отца Чарльз Отис вместе с младшим братом Нортоном вернулись в семейный бизнес и вывели компанию, называвшуюся теперь Otis Brothers & Co., в лидеры рынка. После окончания Гражданской войны капитализация компании, ставшей к тому времени акционерной, оценивалась почти в четверть миллиона долларов — по тем временам деньги немалые.
В середине 1870-х Соединенные Штаты погрузились в пучину экономического кризиса. Бизнес Otis застопорился, но не упал — как и ее лифты. И уже в следующее десятилетие компания развернула экспансию на внешние рынки. В 1884-м открылись представительства Otis в Лондоне и Париже, где спустя три года компания получила заказ на создание лифтов для строившейся Эйфелевой башни.
А в начале следующего десятилетия первый безопасный лифт Otis был установлен в России. И не где-нибудь, а в Зимнем дворце, поскольку заказ был «высочайший» — лично от императора Александра III. Первые российские представительства компании открылись в обеих столицах Российской империи в 1915 году — за два года до революции, после которой все имущество Otis в России было национализировано. (В Советский Союз компания осуществляла лишь разовые поставки — промышленные подъемники для Магнитки и Новокузнецка в начале 1930-х, военную технику по программе ленд-лиза — в годы войны. Вернулась в нашу страну компания за год до крушения СССР — в 1990-м, построив первое совместное предприятие в подмосковной Щербинке).
Но до этого многое переменилось в самой компании. В 1890 году удалился от дел Чарльз Отис, передав бразды правления младшему брату. Нортон Отис формально исполнял обязанности президента компании все последнее десятилетие позапрошлого века, однако больше занимался политикой (в 1903 году он был избран в конгресс). Реально же всем управлял первый наемный топ-менеджер —
Болдуин же обеспечил детищу Элайши Отиса новый технологический рывок в начале ХХ века, наладив в 1903 году промышленный выпуск электрических лифтов.
Кроме того, компания начала массовое производство другой технической новинки — эскалаторов, впервые продемонстрированных на парижской Всемирной выставке 1900 года. Между прочим, вплоть до 1950 года название Escalator писалось с заглавной буквы, так как представляло собой зарегистрированную торговую марку Otis. И лишь потом с разрешения Патентной службы США перешло в разряд имен нарицательных, став общим термином для всех видов «движущихся ступеней».
Починка застрявшего лифта
К концу второго десятилетия прошлого века штат Otis составлял уже почти 20 тыс. человек, а обороты (в пересчете на нынешний курс) приблизились к полумиллиарду долларов. Но затем случился всем известный «обрыв» сначала национального, а затем и глобального масштаба — после краха на нью-йоркской фондовой бирже в октябре 1929-го разразилась Великая депрессия.
Компании Otis пришлось уволить почти половину сотрудников и в ситуации обвального падения заказов искать свою собственную спасительную «рессору», способную предотвратить падение. Решение было найдено: вместо выпуска новой продукции Otis решила заняться сервисом уже проданных лифтов. И не прогадала — в годы Великой депрессии именно техническое обслуживание уже установленных по всей Америке лифтов и эскалаторов удержало Otis на плаву. А еще больше ее дела поправились с началом Второй мировой войны, когда компания получила крупный заказ от ВМФ на оснащение авианосцев гидравлическими платформами для подъема самолетов. Благодаря одному этому госзаказу за четыре года войны доходы Otis увеличились вдвое.
Последние десятилетия прошлого века ознаменовались для Otis очередными техническими прорывами — были созданы компьютерные системы управления лифтами и системы с синтезатором речи и информационным табло. А начало нового столетия и тысячелетия компания встретила с новым ассортиментом — теперь наряду с лифтами и эскалаторами Otis выпускает горизонтальные движущиеся дорожки (травелаторы) и поезда-шаттлы, которыми оборудованы все крупнейшие мировые аэропорты и торговые центры. Производство этих «горизонтальных лифтов» осуществляется совместным предприятием Poma-Otis Transportation, созданным в 1996 году вместе с французской компанией Pomagalski.
Что касается фирменных лифтов, то их сегодня можно встретить в самых знаменитых высотных зданиях на всех континентах. Это и парижская Эйфелева башня, и нью-йоркский Empire State Building (стояли подобные лифты и в разрушенных башнях-близнецах Всемирного торгового центра), и соединенные «небесным мостом» другие башни-близнецы — Petronas Towers в Куала-Лумпуре, и небоскреб Burj Dubai, и самая высокая телебашня — CN Tower в Торонто.
Otis Elevator Company
• Основана в 1853 году, сейчас входит в состав холдинга UTC