лиговский канал история на карте

Лиговский канал: история создания одного из старейших водоёмов Петербурга

Лиговский канал, который до начала ХХ в. пересекал Невский проспект, рядом с Московским каналом был одним из самых протяженных в городе. Его длина составляла около 23 км.

Название канала произошло от от реки Лиги, с которой он и начинался. Напомним, что Петром I Петербург задумывался как «Северная Венеция», с множеством судоходных каналов, которые должны были снабжать город питьевой водой. Один из них, открытый в 1721 году и проходивший через весь город по трассе старинной Новгородской дороги и был Лиговский канал.

лиговский канал история на карте. Смотреть фото лиговский канал история на карте. Смотреть картинку лиговский канал история на карте. Картинка про лиговский канал история на карте. Фото лиговский канал история на картеФото: «Patsvu» Лиговский канал у Знаменской церкви. Фото 1860 г.

Через Лиговский канал было переброшено 36 мостов, многие из которых даже не имели названий и были пешеходными. К концу XIX века стало ясно, что не использующийся по назначению канал является помехой движению транспорта, в связи с чем к 1893 году было демонтировано сразу 25 мостов на участке от Бассейной улицы (ныне улица Некрасова) до Обводного канала, а само русло было засыпано.

Канал является реализацией сложной для своего времени градостроительной задачи по созданию городского водовода. Примечательно, что строительство этой системы совпало по времени со строительством системы Петергофского водовода. Это строительство было соперничеством двух инженеров: Лиговский канал строился по проекту А. В. Скорнякова-Писарева в 1718—1721 годах, Петергофский водовод — под руководством В. Г. Туволкова.

Канал начинался на юго-западе у реки Лиги (ныне река Дудергофка), вытекающей из Дудергофского озера (вероятно, отсюда происходит и название), и заканчивался искусственным бассейном на углу современной улицы Некрасова (бывшая Бассейная улица) и Греческого проспекта.

Еще задолго до строительства Санкт-Петербурга в этом месте пролегала старинная Большая новгородская дорога, которая соединяла Новгород и Москву с малыми поселениями в устье Невы. При Петре I, в 1718-1725 годах, по ее траектории прорыли канал.

С 1739 года улица называлась Московской, затем Набережной Лиговского канала. Канал начинался на югозападе у реки Лиги (отсюда происходит и название, по одной из версий), вытекающей из Дудергофского озера, и заканчивался искусственным бассейном на углу современной улицы Некрасова (бывшая Бассейная улица) и Греческого проспекта.

лиговский канал история на карте. Смотреть фото лиговский канал история на карте. Смотреть картинку лиговский канал история на карте. Картинка про лиговский канал история на карте. Фото лиговский канал история на картеФото: «Patsvu» Засыпанный Лиговский канал.

От бассейна в 1725-1727 годах были проложены трубы к фонтанам Летнего сада, они пересекали реку Фонтанку по мосту-акведуку (ныне Пантелеймоновский мост) и дали ей современное название. Некоторые исследователи эту версию опровергают. После наводнения фонтаны были разрушены и канал за ненадобностью начал постепенно засыпаться. Воду для фонтанов начали качать из реки Безымянный Ерик, которую позднее переименовали в Фонтанку.

После наводнения в сентябре 1777 года фонтаны были разрушены и канал начал терять своё значение. К концу XIX века Лиговский канал пришёл в запустение. В 1891—1892 годах засыпан бассейн и участок от бассейна до Обводного канала, к 1926 году — до Московского проспекта, в 1965—1969 годах — до пересечения с Краснопутиловской улицей, а воды канала спущены в реку Красненькую. По направлению бывшего канала ныне проходит Лиговский проспект.

лиговский канал история на карте. Смотреть фото лиговский канал история на карте. Смотреть картинку лиговский канал история на карте. Картинка про лиговский канал история на карте. Фото лиговский канал история на картеФото: «Patsvu» Лиговский канал на фоне Николаевского (Московского) вокзала

лиговский канал история на карте. Смотреть фото лиговский канал история на карте. Смотреть картинку лиговский канал история на карте. Картинка про лиговский канал история на карте. Фото лиговский канал история на карте

лиговский канал история на карте. Смотреть фото лиговский канал история на карте. Смотреть картинку лиговский канал история на карте. Картинка про лиговский канал история на карте. Фото лиговский канал история на картеФото: «Patsvu» Перспектива Лиговского канала от Знаменской площади

Существует гипотеза, что еще одной и, возможно, основной функцией Лиговского канала была транспортная. Считается, что по каналу на конной или бурлацкой тяге двигались баржи и другие небольшие суда, перевозившие необходимый для строительства и отделки зданий Петербурга бутовый камень или пудостский туф.

Каменоломни XVIII—XIX века находились в Аропаккузи, недалеко от Красного Села и в километре от Дудергофского озера, откуда камень доставляли в город по Лиговскому каналу. Между современными платформами ж/д Дачное и Ленинский проспект сохранилась «транспортная развязка» канала — в этом месте он проходит параллельно двумя нитками. Одно из русел частично засыпано в ходе строительства гаражей. А начинался канал из речки Черной. река Лига к этому каналу никакого отношения не имела.

лиговский канал история на карте. Смотреть фото лиговский канал история на карте. Смотреть картинку лиговский канал история на карте. Картинка про лиговский канал история на карте. Фото лиговский канал история на картеФото: «Яндекс» Это течёт Обводный канал, а под мостом в трубах протекает Лиговский канал

Некоторое время Лиговский канал был резервуаром питьевой воды. Но в 1777 году, после наводнения, его берега размыло, в канал начали сливать нечистоты жители ближайших домов, и он превратился в источник зловония. Поэтому в конце XIX века большую его часть засыпали и проложили в 1892 году Лиговскую улицу.

Именно на ней появились первые в Санкт-Петербурге рельсы, по которым сначала ходила конка, а затем – паровой трамвай. В XVIII-XIX веках в районе проспекта находились
извозчичьи дворы, питейные дома, чайные и другие заведения, создававшие негативную репутацию этой части города.

лиговский канал история на карте. Смотреть фото лиговский канал история на карте. Смотреть картинку лиговский канал история на карте. Картинка про лиговский канал история на карте. Фото лиговский канал история на картеФото: «Яндекс» Лиговский канал вдоль ЗСД

В конце 90-х годов XX века часть канала проходила от речки Красненькой (подземно) до Балтийской и Варшавской железных дорог, выходя на поверхность и проходя под ж/д мостом. Далее проходил вдоль ж/д на юго-запад города, под Ленинским проспектом.

По состоянию на конец 2007 года часть канала под железнодорожным мостом была цела, однако около Ленинского проспекта был канал засыпан, у автомобильно-пешеходного моста, на спутниковых фотографиях хорошо видны следы канала.

До частичной засыпки длина канала составляла 23 км, ширина по дну 2—4 м, глубина 1—2 м. На данный момент. Сохранился участок Лиговского канала протяжённостью 11 км от Горелово до р. Красненькой и парка Авиаторов. Ныне выполняет дренажные функции и используется для водоснабжения.

лиговский канал история на карте. Смотреть фото лиговский канал история на карте. Смотреть картинку лиговский канал история на карте. Картинка про лиговский канал история на карте. Фото лиговский канал история на картеФото: «Яндекс»

Источник

Петербург. Лиговский канал

лиговский канал история на карте. Смотреть фото лиговский канал история на карте. Смотреть картинку лиговский канал история на карте. Картинка про лиговский канал история на карте. Фото лиговский канал история на карте

Сегодня я расскажу о Лиговском канале, сейчас на карте города найти то, что от него осталось сложновато, а ведь раньше он начинался прямо в центре города и шел по траектории нынешнего Лиговского проспекта.

Свое начало, Лиговский канал брал от родников, неподалеку от реки Лиги (сейчас называется Дудергофка) и заканчивался искусственным водоемом на пересечении улицы Некрасова (в то время Бассейной (Человек рассеянный с улицы Бассейной, это про нее)) и Греческого проспекта. От пруда был проложен деревянный водопровод до реки Фонтанки, через которую был построен акведук к Летнему саду.

Сейчас на месте пруда располагается сад Прудки (названный в честь находящегося здесь ранее пруда).

Мы пойдем по каналу против течения, от конца к началу. После пруда канал проходил по нынешней Октябрьской площади, мимо Греческой церкви (Закрыта в 1939 году, снесена в 1962 году. Сейчас на ее месте находится БКЗ «Октябрьский»).

Далее по траектории нынешнего Лиговского проспекта канал пересекал Знаменскую площадь (ныне площадь Восстания). Качество питьевой воды в канале проверялось военными, для чего около него были сооружены будки для солдат.

Далее канал шел по трассе Лиговского проспекта (тогда набережной Лиговского канала) через Обводный канал до площади «Московские ворота». На пересечении этих двух каналов был построен Ямской водопроводный акведук, так как Лиговский канал протекал выше Обводного. Впоследствии, в 1846-68 годах мост был реконструирован и назван Ново-Каменным. Канал был заключен в лоток, а на берегу были устроены гранитные резервуары для воды.

лиговский канал история на карте. Смотреть фото лиговский канал история на карте. Смотреть картинку лиговский канал история на карте. Картинка про лиговский канал история на карте. Фото лиговский канал история на карте

В 1970 году мост перестроен для увеличения пропускной способности.

После наводнения в сентябре 1777 года фонтаны Летнего сада были разрушены и канал потерял одно из своих назначений. К концу 19 века он пришел в запустение, вода была сильно загрязнена, а его берега использовались в качестве свалки для мусора. Участок канала от пруда на Греческом проспекте до Обводного канала был заключен в трубу и засыпан в 1891-92 годах.

Вскоре, к 1926 году, по тем же причинам засыпали участок от пересечения с Обводным каналом до Московского проспекта.

После площади Московские ворота, канал шел в сторону Краснопутиловской улицы. Этот участок был засыпан в 1964-65 годах, а оставшаяся часть канала была подключена к реке Красненькая с помощью коллектора. От Краснопутиловской улицы русло канала шло вдоль современной Кубинской улицы, а затем в сторону пересечения Дачного проспекта и проспекта Народного ополчения, а после к своему истоку у реки Дудергофка. Сейчас остатки канала можно увидеть вдоль ЗСД от Краснопутиловской улицы до Ленинского проспекта, под которым он проходит в трубе.

лиговский канал история на карте. Смотреть фото лиговский канал история на карте. Смотреть картинку лиговский канал история на карте. Картинка про лиговский канал история на карте. Фото лиговский канал история на карте

Затем его русло идет с запада от ЗСД до пересечения Дачного проспекта и проспекта Народного ополчения.

лиговский канал история на карте. Смотреть фото лиговский канал история на карте. Смотреть картинку лиговский канал история на карте. Картинка про лиговский канал история на карте. Фото лиговский канал история на карте

лиговский канал история на карте. Смотреть фото лиговский канал история на карте. Смотреть картинку лиговский канал история на карте. Картинка про лиговский канал история на карте. Фото лиговский канал история на карте

На этом участке канал раздваивается на два русла, идущих параллельно друг другу. Скорее всего это бывшая «транспортная развязка» с тех времен, когда канал был судоходен. Сейчас, в этом месте, он больше похож на две заросшие канавы.

лиговский канал история на карте. Смотреть фото лиговский канал история на карте. Смотреть картинку лиговский канал история на карте. Картинка про лиговский канал история на карте. Фото лиговский канал история на карте

Канал пересекало более 20 мостов, некоторые из них были пешеходными и безымянными.

Вот список мостов с названиями:

Госпитальный мост — располагался примерно в створе Виленского переулка (разобран в 1846 году)
Песчаный мост — располагался примерно на месте касс БКЗ «Октябрьский»
Бассейный мост — располагался в створе Озёрного переулка
Знаменский мост — располагался в створе Невского проспекта
Владимирский мост — располагался в створе Кузнечного переулка
Глазовский мост — располагался в створе Разъезжей улицы и Транспортного переулка
Воздвиженский мост — располагался в створе улицы Тюшина
Шмелёв мост — располагался в створе Курской улицы
Расстанный мост — располагался в створе Расстанной улицы

4 комментария

Замечательный очерк!
Спасибо!
ещё бы добавить инфы про водоём в парке Авиаторов. Этот водоём тоже был как то связан с Лиговским каналом.

Так, так, подниму информацию, спасибо!

Застал убогие остатки канала в районе Дачного, когда в детстве жил там. Был прозван Говнотечкой за мусор и цвет воды. Но мы любили там болтаться, все-таки пустыри, ж/д, торфяники, свалки, много интересного для мальчишек….

Сейчас наверное там совсем ничего не осталось…

Источник

Урок 4: Лиговский канал

Несколько дней назад попалась мне статейка, опубликованная в социальной сети ВКонтакте в блоге журнала «Культурная столица». В статейке некий автор рассказывал о Лиговском канале, который, по мнению автора статьи, «прорыли специально для того, чтобы питать фонтаны Летнего сада». Я тут же отругал нерадивых краеведов «Культурной столицы» за незнание истории родного города: любому ленинградскому школяру известно, что река Фонтанка получила свое название именно потому, что воду для фонтанов Летнего сада брали именно из нее.

Однако беглый поиск в Интернете показал: миф о Лиговском канале как источнике воды для фонтанного комплекса Летнего сада исправно тиражируется различными ресурсами, вплоть до Википедии.

Что ж, давайте разбираться.

Итак, читаем:
«Канал начинался на юго-западе у реки Лиги (ныне река Дудергофка, вероятно, отсюда происходит и название), вытекающей из Дудергофского озера, и заканчивался искусственным бассейном на углу современной улицы Некрасова (бывшая Бассейная улица) и Греческого проспекта.«

Река Дудергофка протекает на юго-западе Санкт-Петербурга, в районе железнодорожной станции Лигово. Неподалеку сохранилась и часть Лиговского канала. Вот только он, Лиговский канал, здесь не начинался, а заканчивался.

Перед вами фрагмент плана Санкт-Петербурга, сделанного в 1756-м году (картинки кликабельны).

лиговский канал история на карте. Смотреть фото лиговский канал история на карте. Смотреть картинку лиговский канал история на карте. Картинка про лиговский канал история на карте. Фото лиговский канал история на карте

лиговский канал история на карте. Смотреть фото лиговский канал история на карте. Смотреть картинку лиговский канал история на карте. Картинка про лиговский канал история на карте. Фото лиговский канал история на карте

Итак, совершенно очевидно, что Лиговский канал никак не мог начинаться от реки Лиги. И, тем более, не заканчивался бассейном. Что уже ставит под сомнение версию с фонтанами Летнего сада. Кстати, что там Википедия пишет?
«От бассейна в 1725—1727 годах были проложены трубы к фонтанам Летнего сада, они пересекали реку Фонтанку по мосту-акведуку (ныне Пантелеймоновский мост) и дали ей современное название.«

Чего-чего? Фонтанка получила свое название благодаря трубам, идущим от Литейного канала? Бред какой-то. Заглянем в другой источник:
«В 1725—1727 гг. от бассейна были проложены трубы к фонтанам Летнего сада, пересекавшие Фонтанку по акведуку на месте нынешнего Пантелеймоновского моста. Местность эта располагалась на 24 м выше территории Летнего сада, и считалось, что фонтаны будут бить достаточно высоко. Но по завершении строительства выяснилось, что канал не дает достаточной силы фонтанам, и воду для них стали брать из безымянного ерика (ныне Фонтанка).«

Получается, что красивая легенда лопнула как мыльный пузырь. Не служил Лиговский канал источником для фонтанов Летнего сада. И уж тем более, его не прорыли специально для этого, как утверждает недоумок из «Культурной столицы». Так зачем же тогда его выкопали? И, главное, почему потом зарыли?

Версия, что канал был источником питьевой воды, лично мне представляется сомнительной. Не было никакого смысла копать новый канал, да еще от Невы, когда рядом полноводная и чистая Волковка, а чуть дальше река Койровка. Есть еще масса вопросов, в том числе и такой: при детальном изучении топографической карты становится ясно, что русло Дудергофки располагается ниже русла Лиговского канала. А, как известно, вода вверх не течет.

Если сложить все вместе, то наиболее логичной выглядит такая версия: Лиговский канал проектировался как транспортная артерия, соединяющая окраины Петербурга с центром города. Известно, что по Лиговскому каналу ходили маломерные суда, баржи и лодки. Между современными платформами ж/д Дачное и Ленинский проспект сохранилась своеобразная «транспортная развязка»» канала — в этом месте он проходит параллельно двумя нитками. Зимой же канал превращался в отличную санную дорогу. Однако со временем Лиговский канал стал больше мешать, чем помогать решать транспортные проблемы. К тому же, наводнение 1777-го года не только уничтожило леблоновский Летний сад, но и изрядно повредило Лиговский канал. Берега канала осыпались, вода стала грязной. Канал пришел в запустение и в итоге был засыпан. Хотя иногда напоминает о себе: в частности, при строительстве станции метро «Лиговский проспект» и подземного перехода.

Желающим поспорить и просто интересующимся настоятельно рекомендую к прочтению статью Ю.Н. Петрова.

Источник

Лиговский канал

лиговский канал история на карте. Смотреть фото лиговский канал история на карте. Смотреть картинку лиговский канал история на карте. Картинка про лиговский канал история на карте. Фото лиговский канал история на карте

лиговский канал история на карте. Смотреть фото лиговский канал история на карте. Смотреть картинку лиговский канал история на карте. Картинка про лиговский канал история на карте. Фото лиговский канал история на карте

лиговский канал история на карте. Смотреть фото лиговский канал история на карте. Смотреть картинку лиговский канал история на карте. Картинка про лиговский канал история на карте. Фото лиговский канал история на карте

Ли́говский кана́л — один из самых протяжённых каналов Санкт-Петербурга.

Содержание

История

Канал начинался на юго-западе у реки Лиги (ныне река Дудергофка, вероятно, отсюда происходит и название), вытекающей из Дудергофского озера, и заканчивался искусственным бассейном на углу современной улицы Некрасова (бывшая Бассейная улица) и Греческого проспекта.

От бассейна в 1725—1727 годах были проложены трубы к фонтанам Летнего сада, они пересекали реку Фонтанку по мосту-акведуку (ныне Пантелеймоновский мост) и дали ей современное название.

После наводнения 10 (21) сентября 1777 года фонтаны были разрушены и канал начал терять своё значение. К концу XIX века Лиговский канал пришёл в запустение. В 1891—1892 годах засыпан бассейн и участок от бассейна до Обводного канала, к 1926 году — до Московского проспекта, в 1965—1969 годах — до пересечения с Краснопутиловской улицей, а воды канала спущены в реку Красненькую. По направлению бывшего канала ныне проходит Лиговский проспект.

До частичной засыпки длина составляла 23 км, ширина по дну 2-4 м, глубина 1-2 м.

Альтернативная версия назначения

Географические сведения

Сохранился участок Лиговского канала протяжённостью 11 км от Горелово до р. Красненькой и парка Авиаторов. Ныне выполняет дренажные функции и используется для водоснабжения

Мосты через канал

Исходя из карт XIX века, через Лиговский канал было перекинуто около 20 мостов. Большинство из них были пешеходными и не имели названий; те же мосты, которые несли транспортную функцию, имели собственные названия. По мере засыпания канала исчезали и мосты, перекинутые через него. Ниже перечислены транспортные мосты, о которых есть более или менее достоверные сведения:

Источник

Легенды Лиговского проспекта

Не только особняки и дворцы Санкт-Петербурга, но даже улицы имеют свою историю и собственную, подчас непростую судьбу. Они меняли названия, направления и даже предназначение, как это случилось с Лиговским проспектом, когда-то бывшим самым длинным в Северной столице каналом.

лиговский канал история на карте. Смотреть фото лиговский канал история на карте. Смотреть картинку лиговский канал история на карте. Картинка про лиговский канал история на карте. Фото лиговский канал история на карте

От торгового тракта до канала

Лиговский проспект – одна из главных улиц города, он протянулся от площади Некрасова до Московских ворот. Проспект старше самого Петербурга – Новгородский торговый тракт существовал здесь задолго до того, как начали строить Северную столицу.

А в первые десятилетия истории города Новгородская дорога – была единственной сухопутной магистралью, по которой можно было попасть в Санкт-Петербург. Дорога, надо признать, была отвратительная – грязная и ухабистая, чему, конечно, способствовала болотистая местность. Тракт время от времени чинили, насыпали землю, но хватало ремонтных работ ненадолго.

С течением времени в городе появились новые магистрали, и о разбитой Новгородке почти забыли, а в 1718 году было решено на ее месте прорыть канал для обеспечения водой фонтанов Летнего сада. Он стал самым длинным в Санкт-Петербурге, его протяженность составляла 23 километра. Канал начинался в районе речки Лига, вытекающей из Дудергофского озера и заканчивался большим прудом или бассейном, там, где сейчас проспект пересекается с улицей Некрасова. Собственно поэтому и улицу раньше называли Бассейной. А уж из этого пруда вода по трубам поступала к фонтанам Летнего сада.

Это официальная версия, и она вызывает массу вопросов.

лиговский канал история на карте. Смотреть фото лиговский канал история на карте. Смотреть картинку лиговский канал история на карте. Картинка про лиговский канал история на карте. Фото лиговский канал история на карте

Загадки Лиговского канала

Во-первых, так ли был нужен 23-километровый канал для доставки воды в Летний сад, находящийся на берегу Невы? Считается, что это связано с необходимостью уклона для создания необходимого напора воды в фонтанах. Это тоже странно, так как водных ресурсов в городе более чем достаточно. Например, для этой цели подходила река Волковка, текущая с Пулковских высот.

Достаточно быстро стало ясно, что Лиговский канал со своей задачей не справляется, напор воды слишком мал, и фонтаны работают плохо. И в конечном счете для нужд Летнего сада стали использовать воду, протекающего рядом Безымянного Ерика, по этому случаю переименованного в Фонтанку.

Во-вторых, считается, что Лиговский канал должен был выполнять еще одну функцию – снабжать жителей города чистой питьевой водой. Однако и это вызывает сомнение – воды и без этого канала в городе достаточно, тем более чистой она быть не могла, так как на берегах Лиги работала бумажная фабрика, сбрасывающая свои отходы в реку.

Есть еще одни необъяснимый факт. Недалеко от современной станции «Дачная» канал разделялся на два параллельных рукава, а через несколько метров вновь соединялся. Зачем?

Ответов на этот и многие другие вопросы в настоящее время нет. Но очевидно, что потребности в 23-километровом канале не существовало, или цель его прокладки была совершенно иной, нам неизвестной.

Так или иначе, в 1777 году после очередного наводнения, размывшего берега канала, и его забросили, а потом и вовсе зарыли. В конце XIX века был засыпан участок до Обводного канала, а в 20-е годы XX века — до Московского проспекта. На этом месте проложили Лиговскую улицу, переименованную позднее в проспект.

лиговский канал история на карте. Смотреть фото лиговский канал история на карте. Смотреть картинку лиговский канал история на карте. Картинка про лиговский канал история на карте. Фото лиговский канал история на карте

Гопники Лиговки

В отличие от аристократического Невского, Лиговка была районом, где еще в XVIII веке располагались мастеровые слободы: Ямская, Кузнечная, Свечная, давшие названия переулкам, ныне примыкающим к проспекту. И нравы здесь были далеки от добропорядочных. Этому способствовало большое количество дешевых доходных домов, питейных заведений и борделей.

В конце XIX века на Лиговской улице появилось Государственное Общество Призрения для беспризорных детей, которые частенько промышляли воровством и не отличались благовоспитанностью. А после революции в этих же зданиях (Лиговский проспект, 10–12) было размещено Государственное Общежитие Пролетариата с теми же функциями и с той же самой аббревиатурой – ГОП. Она-то и дала начало известному сегодня слову «гопники». Именно так называли поселенцев и Общества Призрения, и Общежития Пролетариата. Подрастая, мелкие воришки пополняли ряды криминальных элементов Лиговки, с которыми с переменным успехом боролись власти города.

Ситуация изменилась к 60-м годам прошлого века. Проспект перестал быть рабочей окраиной, и сейчас относится к центральной части города. Жильцов многочисленных коммуналок в доходных домах расселили, а в самих домах сделали ремонт.

лиговский канал история на карте. Смотреть фото лиговский канал история на карте. Смотреть картинку лиговский канал история на карте. Картинка про лиговский канал история на карте. Фото лиговский канал история на карте

Интересные факты о Лиговском проспекте

Было бы неправильно считать, что главными фактами в истории Лиговского проспекта, являются бандитские налеты и полицейские облавы.

Так, в 1873 году на углу Лиговской и Бассейной улиц открылась единственная в то время в городе больница для женщин. Главный корпус ее был построен по проекту архитектора Рудольфа Богдановича Бернарда.

Именно на Лиговском проложили первые в Санкт-Петербурге рельсы, по которым сначала ходила конка, а в 1882 году пустили паровой трамвай. А в 1908 году по проспекту прошел первый в городе электрический трамвай.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *