лихачев д с великое наследие классические произведения литературы древней руси
Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. Заметки о русском: избранное / ред. Т. Шмакова. — СПб.: Logos, 1997. — 560 с.: ил., портр.
Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси
Первые семьсот лет русской литературы (полный текст)
«Слово о Законе и Благодати» Иллариона (полный текст)
«Повесть временных лет» (полный текст)
Сочинения князя Владимира Мономаха (полный текст)
«Слово о полку Игореве» (полный текст)
«Моление» Даниила Заточника (полный текст)
«Повесть о разорении Рязани Батыем» (полный текст)
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» (полный текст)
«Хождение за три моря» Афанасия Никитина (полный текст)
Сочинения царя Ивана Васильевич Грозного (полный текст)
«Повесть о Тверском Отроче монастыре» (полный текст)
Сочинения протопопа Аввакума (полный текст)
«Повесть о Горе Злосчастии» (полный текст)
Существовали ли произведения Курбского и Грозного? (полный текст)
«Слово о полку Игореве» и скептики (полный текст)
Природа, родник, родина, просто доброта (полный текст)
Просторы и простраство (полный текст)
Русская природа и русский характер (полный текст)
О русской пейзажной живописи (полный текст)
Природа других стран (полный текст)
Ансамбли памятников искусства (полный текст)
Природа России и Пушкин (полный текст)
Национальный идеал и национальная действительность (полный текст)
Патриотизм про тив национализма (полный текст)
Лихачев Д. С.: Великое наследие
Предисловие
ПРЕДИСЛОВИЕ
Эта книга — не история древней русской литературы и даже не обзор важнейших памятников древней русской литературы. Как видно из заглавия, она касается только памятников литературы Древней Руси, которые могут быть названы классическими.
Какие же памятники называть классическими? Когда-то образцовыми памятниками искусства и литературы признавались лишь памятники античности. Так было начиная с эпохи Ренессанса, когда античность ставилась в образец современности. Сейчас мы уже давно говорим о классической русской литературе, имея в виду лучшие произведения русской литературы XVIII и XIX вв. Авторов этих классических произведений мы называем классиками: писателями не только образцовыми, но и ставшими как бы символами русской культуры.
Знание классических произведений, умение ценить их достоинства, чувствовать их внутреннюю красоту и совершенство — обязательное условие образованности.
В многовековой литературе Древней Руси также есть своя классика, есть произведения, которые мы с полным правом можем называть классическими, которые прекрасно представляют литературу Древней Руси и известны во всем мире. Знать их должен каждый образованный русский человек.
Древняя Русь, в традиционном смысле этого слова, обнимающем страну и ее историю с Х по XVII в., обладала великой культурой. Эта культура, непосредственная предшественница новой русской культуры XVIII-XX вв., имела все же и некоторые собственные, характерные только для нее явления.
«немыми» искусствами, позволившими некоторым западным ученым называть культуру Древней Руси культурой великого молчания. В последнее время заново начинает происходить открытие древнерусской музыки и медленнее — гораздо более трудного для понимания искусства — искусства слова, литературы. Именно поэтому на многие иностранные языки переведены сейчас «Слово о Законе и Благодати» Илариона, «Слово о полку Игореве», «Хожение за три моря» Афанасия Никитина, Сочинения Ивана Грозного, «Житие протопопа Аввакума» и многие другие.
Русская литература существует не с XVIII в. Она родилась не в Петербурге и не в «петербургском периоде» русской истории.
Если считать, что христианство не могло быть введено на Руси без широко развитой письменности, без книг, необходимых для совершения богослужения, для монастырской жизни, без переводов на понятный для русских литературный язык, то мы с уверенностью можем отмечать тысячелетие русской литературы в восьмидесятых годах нынешнего столетия.
литературы на литературу собственно древнерусскую и западнорусскую (пока еще без четких границ между Украиной и Белоруссией) начинает давать себя чувствовать только где-то в конце XIII и в XIV в., но и впоследствии они тесно связаны между собой едиными литературными традициями, живым общением, общими писателями и многими общими произведениями.
Лихачев Д. Великое наследие
ОГЛАВЛЕНИЕ
КЛАССИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Какие же памятники называть классическими? Когда-то образцовыми
памятниками искусства и литературы признавались лишь памятники
античности. Так было начиная с эпохи Ренессанса, когда античность
ставилась в образец современности. Сейчас мы уже давно говорим о
классической русской литературе, имея в виду лучшие произведения
русской литературы XVIII и XIX вв. Авторов этих классических
произведений мы называем классиками: писателями не только образцовыми,
но и ставшими как бы символами русской культуры.
В многовековой литературе Древней Руси также есть своя классика, есть
произведения, которые мы с полным правом можем называть классическими,
которые прекрасно представляют литературу Древней Руси и известны во
всем мире. Знать их должен каждый образованный русский человек.
Древняя Русь, в традиционном смысле этого слова, обнимающем страну и
ее историю сХпо XVI IB., обладала великой культурой. Эта культура,
непосредственная предшественница новой русской культуры XVIII-XX вв.,
имела все же и некоторые собственные, характерные только для нее
явления.
Русская литература существует не с XVIII в. Она родилась не в
Петербурге и не в русской истории.
Если считать, что христианство не могло быть введено на Руси без
широко развитой письменности, без книг, необходимых для совершения
богослужения, для монастырской жизни, без переводов на понятный для
русских литературный язык, то мы с уверенностью можем отмечать
тысячелетие русской литературы в восьмидесятых годах нынешнего
столетия.
Из этой тысячи лет по крайней мере первые триста лет принадлежат
периоду, который был общим началом для литератур трех
восточнославянских народностей: русской, украинской и белорусской.
Разделение древнерусской литературы на литературу собственно
древнерусскую и западнорусскую (пока еще без четких границ между
Украиной и Белоруссией) начинает давать себя чувствовать только где-то
в конце XIII и в XIV в., но и впоследствии они тесно связаны между
собой едиными литературными традициями, живым общением, общими
писателями и многими общими произведениями.
Л65 Избранные работы: В 3 т. Т. 2. Великое наследие; Смех в Древней
Руси: Монографии; Заметки о русском.- Л.: Худож. лит., 1987.- 496 с.
ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ ЛИХАЧЕВ
ИЗБРАННЫЕ РАБОТЫ В ТРЕХ ТОМАХ ТОМ 2
Редактор Т. Мельникова Художественный редактор Р. Чумаков Технический
редактор Н. Литвина Корректор А. Борисенкова
«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА»
ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
1987
Оформление художников
Е. Н. и А. Г. САВИНОВЫХ
Лихачев д с великое наследие классические произведения литературы древней руси
Избранные статьи > ВЕЛИКОЕ НАСЛЕДИЕ. КЛАССИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ
Какие же памятники называть классическими? Когда-то образцовыми памятниками искусства и литературы признавались лишь памятники античности. Так было начиная с эпохи Ренессанса, когда античность ставилась в образец современности. Сейчас мы уже давно говорим о классической русской литературе, имея в виду лучшие произведения русской литературы XVIII и XIX вв. Авторов этих классических произведений мы называем классиками: писателями не только образцовыми, но и ставшими как бы символами русской культуры.
В многовековой литературе Древней Руси также есть своя классика, есть произведения, которые мы с полным правом можем называть классическими, которые прекрасно представляют литературу Древней Руси и известны во всем мире. Знать их должен каждый образованный русский человек.
Древняя Русь, в традиционном смысле этого слова, обнимающем страну и ее историю с Х по XVII в., обладала великой культурой. Эта культура, непосредственная предшественница новой русской культуры XVIII-XX вв., имела все же и некоторые собственные, характерные только для нее явления.
Русская литература существует не с XVIII в. Она родилась не в Петербурге и не в «петербургском периоде» русской истории.
Если считать, что христианство не могло быть введено на Руси без широко развитой письменности, без книг, необходимых для совершения богослужения, для монастырской жизни, без переводов на понятный для русских литературный язык, то мы с уверенностью можем отмечать тысячелетие русской литературы в восьмидесятых годах нынешнего столетия.
Из этой тысячи лет по крайней мере первые триста лет принадлежат периоду, который был общим началом для литератур трех восточнославянских народностей: русской, украинской и белорусской. Разделение древнерусской литературы на литературу собственно древнерусскую и западнорусскую (пока еще без четких границ между Украиной и Белоруссией) начинает давать себя чувствовать только где-то в конце XIII и в XIV в., но и впоследствии они тесно связаны между собой едиными литературными традициями, живым общением, общими писателями и многими общими произведениями.
Предисловие
Первые семьсот лет русской литературы
«Слово о Законе и Благодати» Илариона
«Повесть временных лет»
Сочинения князя Владимира Мономаха
«Слово о полку Игореве»
«Моление» Даниила Заточника
«Повесть о разорении Рязани Батыем»
«Задонщина»
«Повесть о Петре и Февронии Муромских»
«Хожение за три моря» Афанасия Никитина
Сочинения царя Ивана Васильевича Грозного
«Повесть о Тверском Отроче монастыре»
Сочинения протопопа Аввакума
«Повесть о Горе Злочастии»
Послесловие
Лихачев д с великое наследие классические произведения литературы древней руси
Эта книга — не история древней русской литературы и даже не обзор важнейших памятников древней русской литературы. Как видно из заглавия, она касается только памятников литературы Древней Руси, которые могут быть названы классическими. Какие же памятники называть классическими? Когда-то образцовыми памятниками искусства и литературы признавались лишь памятники античности. Так было начиная с эпохи Ренессанса, когда античность ставилась в образец современности. Сейчас мы уже давно говорим о классической русской литературе, имея в виду лучшие произведения русской литературы XVIII и XIX вв. Авторов этих классических произведений мы называем классиками: писателями не только образцовыми, но и ставшими как бы символами русской культуры. Знание классических произведений, умение ценить их достоинства, чувствовать их внутреннюю красоту и совершенство — обязательное условие образованности. В многовековой литературе Древней Руси также есть своя классика, есть произведения, которые мы с полным правом можем называть классическими, которые прекрасно представляют литературу Древней Руси и известны во всем мире. Знать их должен каждый образованный русский человек. Древняя Русь, в традиционном смысле этого слова, обнимающем страну и ее историю с Х по XVII в., обладала великой культурой. Эта культура, непосредственная предшественница новой русской культуры XVIII-XX вв., имела все же и некоторые собственные, характерные только для нее явления. Древняя Русь прославлена во всем мире своею живописью и архитектурой. Но она замечательна не только этими «немыми» искусствами, позволившими некоторым западным ученым называть культуру Древней Руси культурой великого молчания. В последнее время заново начинает происходить открытие древнерусской музыки и медленнее — гораздо более трудного для понимания искусства — искусства слова, литературы. Именно поэтому на многие иностранные языки переведены сейчас «Слово о Законе и Благодати» Илариона, «Слово о полку Игореве», «Хожение за три моря» Афанасия Никитина, Сочинения Ивана Грозного, «Житие протопопа Аввакума» и многие другие. Русская литература существует не с XVIII в. Она родилась не в Петербурге и не в «петербургском периоде» русской истории. Если считать, что христианство не могло быть введено на Руси без широко развитой письменности, без книг, необходимых для совершения богослужения, для монастырской жизни, без переводов на понятный для русских литературный язык, то мы с уверенностью можем отмечать тысячелетие русской литературы в восьмидесятых годах нынешнего столетия. Из этой тысячи лет по крайней мере первые триста лет принадлежат периоду, который был общим началом для литератур трех восточнославянских народностей: русской, украинской и белорусской. Разделение древнерусской литературы на литературу собственно древнерусскую и западнорусскую (пока еще без четких границ между Украиной и Белоруссией) начинает давать себя чувствовать только где-то в конце XIII и в XIV в., но и впоследствии они тесно связаны между собой едиными литературными традициями, живым общением, общими писателями и многими общими произведениями.