лихой человек это в древней руси

«Не поминайте лихом». Происхождение и скрытый смысл данного выражения

Многие люди в разговорной речи чисто автоматически употребляют большое количество пословиц, поговорок и фразеологизмов, даже не задумываясь над их смыслом и происхождением. Характерный пример – выражение «не поминайте лихом».

лихой человек это в древней руси. Смотреть фото лихой человек это в древней руси. Смотреть картинку лихой человек это в древней руси. Картинка про лихой человек это в древней руси. Фото лихой человек это в древней руси

Кузнец Вакула друзьям: «Прощайте, не поминайте лихом!», кадр из фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Этот устойчивый оборот речи до сих пор нередко используют при прощании с кем-либо. Он настолько прочно входит в русский язык, что вроде бы и не нуждается в каком-либо объяснении. Однако далеко не все смогут ответить на вопрос: что же это за «лихо», которое не стоит «поминать»?

Значение и использование фразы

Фраза «не поминайте лихом» является ритуализированной формой прощания человека, который куда-либо уходит или уезжает, обычно на долгое время или навсегда. По сути она представляет собой просьбу к собеседнику не вспоминать об уезжающем с негативной стороны.

В русской литературе этот фразеологизм использовался и используется очень часто.

лихой человек это в древней руси. Смотреть фото лихой человек это в древней руси. Смотреть картинку лихой человек это в древней руси. Картинка про лихой человек это в древней руси. Фото лихой человек это в древней руси

Настя при расставании с отцом: «Не поминай меня лихом», кадр из фильма «Морозко»

«Лихо» входит в состав многих пословиц и поговорок: «Жил бы тихо, да от людей лихо»; «Лиха беда начало»; «Лихо не лежит тихо» и т. д. Это явно указывает на очень древнее происхождение слова.

Лихо в Древней Руси

В русском (как и в целом в восточнославянском) фольклоре Лихо – олицетворяющее зло и несчастье одноглазое или полностью слепое чудище-людоед огромного роста («ростом выше самого высокого дуба»).

лихой человек это в древней руси. Смотреть фото лихой человек это в древней руси. Смотреть картинку лихой человек это в древней руси. Картинка про лихой человек это в древней руси. Фото лихой человек это в древней руси

Лихо являлось своеобразным двойником Бабы-Яги. Часто оно представлялось в образе женщины-великанши, которая с жадностью пожирает людей. Во многих сказках Лихо обычно живет в лесу, с большим трудом размещаясь в своей избушке. Она режет путников, которые случайно или по своей воле заглянули к ней и жарит их в печи. Главный герой может спастись от страшной смерти, только проявив незаурядную хитрость.

В одном из украинских вариантов сказки Лихо живет в железном замке, окруженном частоколом из человечьих костей, увенчанных черепами. Это громадный тучный великан, который лежит на костях: «голова на покути, ноги на печке». Вокруг Лиха сидят Злыдни и Журба.

Корень «лихо» («лих») в русском языке

Мифологический сюжет о столкновении героя с одноглазым великаном широко распространен у многих индоевропейских народов. Славянское Лихо «появилось» в глубокой древности, поэтому от названия страшного людоеда произошло несколько однокоренных слов: лихновьць – сатана; лихоманка (лиходейка, лихота) – нездоровье, немощь; лиховать – быть нездоровым, чувствовать тошноту.

Некоторые образованные от «лихо» слова используются до сих пор в русском языке, изменив свое значение. Например, в Древней Руси «лихой» означало злой дух и болезнь у лошадей; «лихорадка» – любая тяжелая болезнь; «лишай» – гнойный струп на голове и дьявол.

Интереснее всего происхождение слова «лихорадка». Оно было образовано от глагола «лихорадеть», т. е. действовать кому-нибудь во вред, заботиться о ком-нибудь со злобной целью (с лихостью).

Вплоть до XIX века в народе сохранялись верования в лихорадок – девяти или двенадцати крылатых сестер, безобразных женщин, живущих в мрачном подземелье (в аду). Их представляли в образе чахлых, заморенных, всегда голодных дев, иногда слепых и безруких. Лихорадки закованы в цепи. Получив свободу, они разлетаются по земле в поисках жертв: «тело жечь и знобить, белы кости крушить».

лихой человек это в древней руси. Смотреть фото лихой человек это в древней руси. Смотреть картинку лихой человек это в древней руси. Картинка про лихой человек это в древней руси. Фото лихой человек это в древней руси

Лихорадки (трясовицы) у славян, лубок

В некоторых вариантах сестрами командует старшая лихорадка, которая прикована к железному стулу двенадцатью цепями и, подобно Смерти, держи в правой руке косу. Лихорадки нападают на человека разными способами: поцеловав в губы; разбудив спящего ночью, назвав его по имени; превратившись в соринку или насекомое и проникнув в жертву вместе с пищей.

Таким образом, пришедшая из древности фраза «не поминайте лихом» содержит в себе глубокий смысл. Она является своеобразной просьбой-заклинанием, оберегающей человека от опасностей, бед, болезней и даже смерти после расставания с близкими.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Лихие люди

Лихой человек или «ведомый лихой человек», а также просто «ведомый» — с конца XV века и примерно до начала XVIII века обозначение профессиональных преступников, в том числе неоднократно совершавших преступления.

Содержание

Лихие люди по Судебнику 1497 года

Облихование, то есть процедура отнесения того или иного человека к лихим, позволяло не выяснять конкретных обстоятельств совершения преступления этим человеком, а признание его лихим основывалось на показаниях «добрых людей». Виновность оговоренного подтверждалась не представлением доказательств, а крестным целованием (присягой) оговаривающих, которыми должны быть люди «добрые» или «дети боярские» (см. ст.ст. 12-13)

Губная реформа

В 1530-х годах рост числа «лихих людей» и их жестокость в совершении преступлений привели к тому, что местному населению давалось право самостоятельно бороться с преступниками. Для этого была введена выборная должность губного старосты, целью которого и стала борьба с лихими людьми и разбоями, ими совершенными. Губные грамоты предоставляли губным старостам право не только ловить и пытать лихих людей (в Судебнике 1497 года года о пытках лихих людей не говорилось) с целью получения информации о преступлениях ими совершенным, но и казнить их. Постепнно возрастает значение повального обыска в процедуре облихования, суть которого сводилась на тот момент к допросу и содействию в сыске преступника всех жителей той или иной местности. [3]

Лихие люди по Судебнику 1550 года

Закрепилась тенденция, связанная с тем, что по отношению к «лихим людям» важно было не конкретное выяснение обстоятельств совершенных ими преступлений, а выяснение фактической принадлежности лица к «ведомым лихим». Процесс облихования был более детализирован (ст.ст. 52, 56, 57, 59, 60, 61, 71) в Судебнике 1550 года.

В статье 52 Судебника указывается, что если обвиняемого назовут лихим человеком, следует его пытать. Если скажут, что он добрый, надо дело вершить по суду. Одного облихования, как было в ст. 13 Судебника 1497 года, недостаточно, и облихованный подлежал пытке.

Собственное признание, совпадающее с данными повального обыска, становилось безусловным доказательством виновности, и обвиняемый подлежал смертной казни. Если пытаемый не признавался, он подвергался пожизненному тюремному заключению с обязательным возмещением иска. Возможность тюремного заключения для тех, кто был «облихован», но не признался под пыткой — новелла Судебника 1550 года.

Увеличивалось также количество добрых людей, привлекаемых к облихованию. Вместо 5-6 (по Судебнику 1497 года) требовалось уже от 10 до 20 человек. Кроме того, проводилась резкая дифференциация между показаниями детей боярских и черных людей. Показания 10-15 детей боярских приравнивались к показаниям 15-20 добрых крестьян.

Лихие люди по Соборному Уложению 1649 года

Постепенно понятие «лихой человек» утверждалось в области чисто уголовных деяний, не связанных с конкретно политической оппозицией государству. Соборное Уложение уже в меньшей степени уделяло внимание этому понятию. Положение тех, кого относили к лихим людям, как и вся процедура «облихования» особых изменений не претерпели. Позднее словосочетание «лихой человек» утратило свой юридический смысл (в основном во время правления Петра I), оставшись в качестве обыденного обозначения разбойников, особо опасных преступников.

Источник

Молодец удалой, ты разбойник лихой,
Ты разбойник лихой, ты разгульный буян
А. С. Пушкин. Что не конский топ, не людская молвь. (1826)

1) Существующая этимология

а) Этимологический словарь Макса Фасмера

Лихой, лих, лиха, лихо, укр. лихий «злой, дурной, несчастный», др.-русск. лихъ «лишенный, печальный, злой, плохой, лихой, отважный», ст.-слав. лихъ греч. allotrios (Супр., Клоц.), болг. лих, ж. лиха, ср. р. лихо «злобный, лихой, своенравный», сербохорв. лих, лихо, словен. lih «нечетный, непарный», чеш. lichy «лишний, нечетный, лукавый, пустой», польск. lichy «нечетный, плохой, бедный», в.-луж. lichi «голый, свободный», н.-луж. lichy «холостой».

Примечание
Какая логическая связь термина «лихой» со смыслом: «потерявший волосы», «остаток» и т.д.

б) Словарь Владимира Даля

Лихой (слово двусмысленное как благой), молодецкий, хватский, бойкий, проворный, щегольской, удалой, ухорский, смелый и решительный; | злой, злобный, мстительный; лукавый.

2) Применение термина в русском языке

а) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1981г.; с. 246-251; http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_8.pdf
Обширная терминология XI-XVII вв.

* Лихо. 1. Избыток, прибыль, 1499 г. 2. Зло, злое дело. «Понеже не хочу я лиха. » (Поучения Владимира Мономаха), Лавр. лет.
* Лихо (нареч.). 1. Много, излишне, «лихо глумяштяся», Изб. Свят., 1076 г. 2. Отважно, подвергаясь опасности. «Лихо ездишь, рать с тобой мала», Ипатьев. лет. 3. Плохо, дурно, «лихо и добро» (Поучение Влад. Мономаха), Ипатьев. лет., 1578 г.
* Лихование. Лишение, 1406 г.
* Лиховальникъ. Вор, похититель, XI в.
* Лиховать. Лишать, отнимать, обижать, оговаривать (терминология XII-XVII вв.).
* Лихой. Чрезмерный, излишний. Изб. Свят., 1076 г.
* Лихость. Зло, злое дело, болезнь, 1357, и т.д.

б) См. также, Срезневский, Измаил Иванович (1812-1880). Материалы для словаря древне-русскаго языка по письменным памятникам, с. 32-33. https://dlib.rsl.ru/viewer/01004012017#?page=32

в) Национальный корпус русского языка

* Изборник (1076 г.): «или величяюштяся и презорива ; или грохочюштяся и лихо глоумяштяся».
* Соборное уложение 1649 г.: » А будет в обыску про него скажут, что его знают, а доброй ли он человек, или лихой, того про него не ведают, и того человека тому же посадити в тюрму до государева указу, а животы его продати в выть».
* О. М. Сомов. Гайдамак (1825): «И лихой удалец, ; примолвил отставной хорунжий Черемша, ; с дюжиною своей вольницы набежит на целый обоз, подвод во сто и более; не побоится ни ружей, ни рогатин, свистнет, гаркнет: «Ниц головами!» ; и все прилягут, пока он не очистит возы ото всего, что получше да подороже».

г) С.Б. Веселовский. Ономастикон…, 1974 г.; https://www.booksite.ru/fulltext/onomastikon/text.pdf

Лихаревы: Геронтий, старец Троицкого монастыря, 1430 г.; Иван Дмитриевич, посол в Валахию, 1490 г. Лихарь — лиходей, колдун.
Лихачевы: Матвей Алексеевич Кошка Лихачев, 1495 г., Новгород. Лихач — удалец.
Лихин Василий, крестьянин, 1606 г., Белев.
Лиховид, Лиховидовы: Первуша Федорович Лиховидов, 1596 г., Рославль.
Лихой Иванов, слуга Калязина монастыря, 1523 г.
Лихоманов Первый, подьячий, 1571 г., Новгород.
Лихоня, Лихонин: Лихоня, крестьянин, 1499 г., Владимир; Гридя Степанов Лихонин, земский дьячок, 1565 г., Переяславль.
Лихотниковы, вятчане, переселенные в конце XV в. в Московский уезд; Дмитрий Федорович, вотчинник, 1530 г., Московский уезд.
Лихохвостов Богдан Варганов, 1586 г., Тверь; Лихохвостовы, XVI—XVII вв., Тульский уезд. Лихошерст Иван Юрьевич Мошнин, вторая половина XV в., Дмитров Лихошерст — злой пес.
Лихутины Петр и Гаврило Описифоровичи, 1599 г.

3) Обобщение и вывод

4) Терминология иврита и библейский образ

Источник
См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878, с. 135
См. стронг иврита 2427 ХИЛ; https://bibliaparalela.com/hebrew/2427.htm

* Исход 15:14: «Услышали народы и трепещут: ужас (ХИЛ) объял жителей Филистимских».
* Михей 4:9: «Для чего же ты ныне так громко вопиешь? Разве нет у тебя царя? Или не стало у тебя советника, что тебя схватили муки (ХИЛ), как рождающую?
* Захария 9:5: «Увидит это Аскалон и ужаснется, и Газа, и вострепещет (ТАХИЛ от ХИЛ) сильно, и Екрон; ибо посрамится надежда его: не станет царя в Газе, и Аскалон будет необитаем».
* Иеремия 23:19: «Вот, идет буря Господня с яростью, буря грозная (МИТХОЛЕЛ от ХУЛ), и падет на главу нечестивых (ХУЛ, ХИЛ).

ХАЙИЛ (наоборот ЛИЙАХ, без огласовок Л.Й.Х.)= ХИЛ
В иврите гласные знаки (огласовки букв) не пишутся и сегодня, чтобы не было разночтений с XI века только в священных текстах начали проставлять гласные значки.
В письме на иврите ХИЛ = ХАЙИЛ (ХИЛ или ХЙЛ), откуда в церковнославянском языке оформилась двойственность смысла слова-понятия ЛИХ, ЛИХОЙ (и разбойник и добрый молодец, отважный), совпали согласные знаки Л.Й.Х.

русск. ЛИХ, ЛИХОЙ отважный воин, добрый молодец = ивр. в письме Х.И.Л., с огласовками ХАЙИЛ сила, способность, достоинство, благородство, мужество, храбрость, доблесть и т.д.

Лексикон по Стронгу и Дворецкому; http://www.obohu.cz/bible/index.php styl=WEC&hs=H2428

* Бытие 47:6: «земля Египетская пред тобою; на лучшем месте земли посели отца твоего и братьев твоих; пусть живут они в земле Гесем; и если знаешь, что между ними есть способные (ХАЙИЛ) люди, поставь их смотрителями над моим скотом».
* Иисус Навин 1:14: «жены ваши, дети ваши и скот ваш пусть останутся в земле, которую дал вам Моисей за Иорданом; а вы все, могущие сражаться (ХАЙИЛ), вооружившись идите пред братьями вашими и помогайте им».
* Иисус Навин 8:3: «Иисус и весь народ, способный к войне, встал, чтобы идти к Гаю, и выбрал Иисус тридцать тысяч человек храбрых (ХАЙИЛ) и послал их ночью».

Кишинев, 4.12.2019.
Уникальный рабочий материал для научных работ.

Источник

Лихой человек это в древней руси

Два совершенно одинаковых слова без этимологии и со странно разнящимися значениями.
«Лихие люди» – это понятно: люди, приносящие лихо.
А «лихой казак» к ним каким боком, если это всего лишь «лихач» – неистовый, яростный, безбашенный, безрассудный, сорвиголова?

У Фасмера это «лихой» выводится от значения «остающийся, превышающий меру». Якобы потому, что есть греческое λείφανον (остаток) и русское (польское, чешское) «лишний».
Но «остаток» – это не всегда превышение меры. При этом древнегреческом слове на 755 странице Греческо-русского словаря А.Д.Вейсмана стоит перевод «остаток, в мн. останки (умершего)». Какое уж тут превышение. Другое дело, что для слова «лихой» очень бы это «превышение меры» подошло – там всё сверх меры. Только негде такого значения взять: нет его в предлагаемых для сравнения словах. Как нет и никакого «остатка» в слове «лихой».

Потому что образовано оно от древнееврейского глагола неопределённой формы «лик’ос» (לכעוס – злиться, сердиться, раздражаться, яриться).
Буквальное значение слова «лихой» – неистовый, яростный, бешеный, лютый.

А что же «лихие люди»? Они образованы от слова «лихо». А слово «лихо» (горе, зло, беда, печаль, несчастье) – от «лик’ос». А эта древнееврейская неопределённая форма глагола в свою очередь образована от корня (כעס – гнев, ярость, злость, раздражение; зло, горе; гневался, злился, сердился, ярился). В котором, как видите, значение «зло, горе» есть.

Однокоренные слова (корень К-А*-С):

украинский – каз, казитися, сказ, скажений (бешеный)
польский – kazic (бешеный, лютый, злой)
азербайджанский – qәzәb (гнев), qәzәbli (бешеный)
баскский – haserre (сердиться), haserrea (злость)
киргизский – ачуусу (сердиться)
латышский – iekaisums (раздражение)
мальтийский – ħażen (злой)
монгольский – гашуу (печаль, горе)
суахили – hasira (сердитый), huzuni (горе)
суданский – kasulitau (беда, горе)
таджикский – ғазаб (гнев), цазаб (ярость, бешенство)
турецкий – kιzmak (сердиться), kιzgin (сердитый)
хинди – «gussa» (сердиться)
древнегреческий – αχος (горе, грусть, печаль)

Источник

Лихие люди

Лихие люди — условное обозначение в Судебниках 1497 и 1550 гг., Соборном Уложении категории преступников рецидивистов … Краткий словарь историко-правовых терминов

Доброго человека да лихие люди в клети поймали. — Доброго человека да лихие люди в клети поймали. См. ГОРЕ ОБИДА … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Феодор Иоаннович — (род. 31 мая 1557 г., † 7 января 1598 г.) сын царя Иоанна Васильевича Грозного и супруги его, Анастасии Романовны Захарьиной Юрьевой; царь Московский и всея Руси с 19 марта 1584 г. и последний представитель Московских великих князей… … Большая биографическая энциклопедия

ЛИХОЙ — (слово двусмысленное как благой), молодецкий, хватский, бойкий, проворный, щегольской, удалой, ухорский, смелый и решительный; | злой, злобный, мстительный; лукавый. Лихой малый, лихие кони, лихой наездник. | Лихой человек, лихое дело, лихая… … Толковый словарь Даля

Лжедмитрий I — У этого термина существуют и другие значения, см. Лжедмитрий. Лжедмитрий I (официально царь Дмитрий Иванович) … Википедия

КЛЕТЬ — жен. холодная половина избы, через сени; под нею подклеть; или омшеник, отдельная избушка для поклажи, без печи; чулан, амбар, кладовая; летом спят в клетях, там же устраивают новобрачных. Клеть клетью, а поветь поветью. На ниве потей, в клети… … Толковый словарь Даля

Василий Блаженный — Василий Блаженный. Барельеф … Википедия

мысль — (5) 1. Воображение, творческое воспроизведение, представление: Боянъ бо вѣщіи, аще кому хотяше пѣснь творити, то растѣкашется мыслію по древу, сѣрымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы. 2 3. Уже намъ своихъ милыхъ ладъ ни мыслію смыслити … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *