ликбез истории смотреть бесплатно
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Первая попытка распространения грамотности на Руси относится к концу X и началу XI века. При Владимире Святославовиче и Ярославе «отбирали детей» у «нарочитых людей» и учили их грамоте и догматам веры. Интересно, что сам Владимир был неграмотный, Ярослав же «сам книги читал». Около 1030 года Ярослав велел в Новгороде собрать у старост и священников 300 детей и учить их грамоте. Училище имело целью подготавливать достойных служителей церкви. По сути, это было первое просветительское учреждение. К 1080 году относится известие об училище для женщин, учреждённом царевной Анной. В XII веке смоленский князь Роман Ростиславович на создание училищ израсходовал все свои средства.
Таким образом, можно утверждать, что к XII веку грамотность была распространена не только среди служителей церкви, но и среди людей светских, в основном князей. Однако не стоит переоценивать границы распространения грамотности в то время, тот же Дмитрий Донской был неграмотен.
Положение образования было так плохо, что в конце XV в. приходилось ставить в священники безграмотных.
Неграмотные верхи и низы
На Стоглавом соборе (1551) решено было заводить у священников, диаконов и дьяков в домах училища для обучения «грамоте, книжному письму и церковному пению и чтению налойному»; но решение собора не было приведено в исполнение. Духовенство было для этого слишком бедно и невежественно. Школы существовали только в крупных центрах. Так, в 1553 г. упоминается об открытии училищ при новых епархиях в Казани и Каргополе.
При Борисе Годунове предполагалось завести в России светские школы, но последовавшая смута помешала этому. В конце XVI в. из 22 бояр, подписавших грамоту об избрании Годунова на царство, не знали грамоты четверо; из 22 стольников, 8 было неграмотных. Ещё меньше знали грамоту дворяне и дети боярские. В одном акте XVI в. из 115 князей и детей боярских могли подписать своё имя только 47 человек. Стоит ли говорить, что среди «простого люда» грамотность в допетровское время была нулевой.
Пётр I
Первым серьёзно обратил внимание на распространение грамотности Пётр I. В 1714 году он учредил цифирные, или арифметические школы, в которых преподавались грамота, счисление и основания геометрии. Ученики обучались бесплатно и платили только за выход из школы. В арифметические школы дворяне и чиновники должны были посылать детей своих 10-15-летнего возраста; впоследствии это распоряжение было распространено и на лиц других сословий. С 1714 по 1722 г. во всех цифирных школах перебывало 1389 учеников, из которых окончило курс только 93.
К концу царствования Петра I в России насчитывалось около 110 низших училищ. Основной целью Петра I была подготовка просвещённых кадров для государственной службы. По смерти императора деятельность открытых им образовательных учреждений практически не развивалась. При Екатерине I и Петре II было открыто лишь несколько школ для обучения детей священников. Анна Иоанновна учредила несколько гарнизонных школа, тогда как деятельность цифирных школ полностью прекратилась. Императрица Елизваета пробовала активно внедрять образовательные учреждения и даже грозила штрафами за неисполнение постановлений, однако многие её приказы оставались только на бумаге. Тем не менее, стремление к образованию росло в народе. Домашнее образование уже в то время было развито у поморов, на берегах Волги, в Новороссии.
Реформы Екатерины Великой
Значительный вклад в дело просвещения внесла Екатерина II. В годы её правления стали открываться школы, в программы которых входили такие предметы как чтение, письмо, арифметика, рисование и катехизис для «детей греко-российского исповедания». Большой проблемой, однако, был недостаток учителей, нехватка средств и хороших учебников. В 1782 году была учреждена комиссия, которой было поручено заниматься разработкой учебных программ, планов учреждения учебных учреждений, открытием школ и подготовкой способных учителей.
Согласно разработанному учебному плану, все народные училища разделялись на 3 разряда: малые (2 класса), средние (3 класса) и главные (4 класса и 5 лет обучения). В малых училищах предполагалось обучать Закону Божию, чтению, письму, основам грамматики, рисованию, арифметике и читать книгу «О должностях человека и гражданина». В третьем классе средних училищ преподавались катехизис, священная история, христианское нравоучение, объяснение Евангелия, арифметика, грамматика, всеобщая и русская история и краткая география. В главных училищах к перечисленным предметам присоединялись геометрия, архитектура, механика, физика, натуральная история и немецкий язык. Екатерина повелела также завести преподавание различных языков по местностям (например, греческого языка в Новороссийской, Киевской и Азовской губерниях, китайского — в Иркутской), но по факту эти языки в народных училищах никогда не преподавались.
Свободу крестьянам, грамоту — им же.
В XIX веке развитие просвещения вышло на кардинально новый уровень. Несмотря на значительные препоны, открывались училища и внедрялись новые программы образования. Большой проблемой для изучения статистики распространения грамотности по-прежнему оставался бюрократический характер подсчета, далёкий от истинного положения вещей. Многие школы существовали только на бумаге, контроль за исполнением указов министерства народного просвещения осуществлялся из рук вон плохо. Распространение грамотности начинает делать успехи только после освобождения крестьян, с развитием участия земства в деле народного образования. Император Александр II, освободивший крестьянство от крепостного рабства, дал народной школе необходимую почву для развития и создал в России совершенно новую организацию всего дела народного образования. Серьёзным оставался дефицит учебных материалов. Все учебники подвергались строгой цензуре, нехватка пособий стояла очень остро, что тормозило процесс внедрения грамотности среди населения.
Несмотря на крайне медленные темпы рост грамотности в царской России происходил по мере появления в стране новых школ. В значительной степени этому способствовали революционные события в стране. В своей статье «К вопросу о политике народного просвещения» В.И. Ленин писал: «Пятый год, год великого пробуждения народных масс в России, год великой борьбы за свободу под руководством пролетариата заставил даже наше казенное ведомство сдвинуться с мертвой полосы». Если в 1900 году в системе Министерства народного просвещения России имелось 36 820 школ, в которых обучалось 2592 тысячи школьников, то в 1914 году таких школ было уже 80 801 с 5942 тысячами учащимися. Кроме того, в 1905–1914 годах около 2 миллионов детей училось в церковно-приходских школах.
Большинство детей поступало в школу после достижения девяти лет. Лишь 2% школьников были моложе восьми лет и 11% приходилось на восьмилетних. Филипка из рассказа Л.Н. Толстого мать не пускала в школу, сказав, что он «еще мал». Большинство учеников были в возрасте от 9 до 12 лет, они составляли 75,8% всех учащихся в школах России. После же 12 лет дети обычно в школу уже не ходили. Продолжали учиться среди мальчиков лишь 10,9% в городах и 12,5% в селах. Среди девочек – 9,8% в городах и 8,7% в селах.
То обстоятельство, что до половины детей в возрасте от 9 до 12 лет занимались в школах, способствовало повышению грамотности подрастающего поколения православного населения страны. Кроме того, немало детей обучалось грамоте вне школы. Н.С. Хрущёв вспоминал, что его научил читать и писать сельский священник «за мешок картошки». К тому времени, когда Филипок пришел впервые в школу, он уже мог прочесть свое имя: «Хве-и-хви, ле-и, пе-ок – пок».
По этим причинам наблюдалось медленное, но постоянное сокращение числа неграмотных среди призывников, представлявших молодых мужчин России. В 1913 г. 68,8% принятых на военную службу считались грамотными. Впрочем, зачастую их уровень грамотности был не выше того, которым обладал Филипок, и они могли лишь с трудом подписаться в солдатской ведомости печатными буквами. Однако, ссылаясь лишь на сомнительные данные о грамотности призывников и нагло игнорируя многочисленные документы и исследования о подлинном состоянии образованности российского населения за различные годы и по разным областям страны, шарлатаны-антисоветчики уверяют, будто накануне революции около 80% населения России было грамотным. При этом жулики игнорируют сохранившуюся вопиющую неграмотность среди более старших возрастов, особенно среди женщин, а также среди нехристианских народов России, представителей которых в царскую армию не брали.
Следует учесть, что многие школьники не завершали свое обучение. Дореволюционный педагог П.Ф. Каптеров писал: «Более половины мальчиков и более двух третей девочек оставляют школы». Низкой была и посещаемость школьных уроков. Для этого существовали веские причины, связанные с особенностями тогдашней жизни. Перечисляя их, Каптеров назвал: «бедность, труднодоступность школ и необходимость использования детского труда в крестьянском хозяйстве… экономическая несостоятельность, болезни, холода, распутица, домашние обязанности, работы по хозяйству».
Между тем в тяжелом положении находились и многие преподаватели народных школ. В.И. Ленин писал: «Россия бедна, когда речь идет о жалованье народным учителям. Им платят жалкие гроши. Народные учителя голодают и мерзнут в нетопленных и почти нежилых избах. Народные учителя живут вместе со скотом, которые крестьяне зимой берут в избу… Россия бедна, чтобы платить честным работникам народного просвещения, но Россия весьма богата, чтобы кидать миллионы и десятки миллионов на дворян-тунеядцев, на военные авантюры, на подачки сахарозаводчикам и нефтяным королям и тому подобное». (Ленинские слова, написанные сто лет назад, звучат и ныне актуально.)
При всем старании народных учителей и священников они не могли дать подавляющему большинству учеников минимума культуры даже в ограниченных рамках начальной школы. Кое-как освоенная грамота, не подкрепленная приобщением к культуре, зачастую имела обратный эффект. В ту пору в городах и селах появилось немалое количество малограмотных людей, которые, едва научившись складывать буквы в слова, стали читать запоем бульварную литературу подобно Денису из бунинской повести «Деревня».
Появление самоуверенных, но малограмотных «читателей» стало знамением времени и стало предметом насмешек со стороны великих писателей России. В том же 1910 году, когда была написана повесть И.А. Бунина, Л.Н. Толстой вывел в своей пьесе «От ней все качества» Прохожего, который увлеченно рассказывал про своего первого «пердагога» кузнеца и туманно рассуждал об «аграмарном вопросе».
Ликбезу — быть!
К концу XIX века грамотность населения Российской империи была очень низкой для страны, уже давно вставшей на путь индустриального развития. К 1917 году заметная часть населения страны оставалась неграмотной (особенно в Средней Азии).
После Октябрьской революции в России борьба за всеобщую грамотность стала одной из решающих предпосылок коренных преобразований в сферах общественных отношений, народного хозяйства и культуры.
Началом этой борьбы стало создание в декабре 1917 года в Наркомпросе РСФСР внешкольного отдела под руководством Н.К.Крупской (с 1920 г. — Главполитпросвет), одной из главных задач которого была организация ликвидации неграмотности в стране.
Ликвидация безграмотности разворачивалась в условиях Гражданской войны и иностранной военной интервенции. По декрету Совета народных комиссаров «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» (дек. 1919, проект был подготовлен в Наркомпросе по инициативе участников 1-го съезда по внешкольному образованию) все население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось учиться грамоте на родном или русском языке (по желанию).
Ликвидация безграмотности рассматривалась как непременное условие обеспечения сознательного участия всего населения в политической и хозяйственной жизни страны. Наркомпросу предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности. Декрет предусматривал также организацию обучения детей школьного возраста, не охваченных школами. Эта задача решалась посредством создания школ для переростков, а также — в условиях борьбы с беспризорностью — путем школ при детских домах, колониях и прочих учреждениях, входивших в систему Главсоцвоса.
В ликвидацию безграмотности включались массовые общественные организации. 19 июля 1920 года СНК создал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации Ликбезбезграмотности (ВЧК л/б), которая была подчинена Наркомпросу. Комиссия взяла под свой контроль организацию курсов ликбеза, подготовку учителей, издание учебной литературы. Материальную поддержку, помощь комиссии в создании учебников оказывали М.Горький, Л.Н.Сейфуллина, В.Я.Брюсов, В.В.Маяковский, Демьян Бедный, а также видные ученые Н.Я.Марр, В.М.Бехтерев и др.
Каждый населенный пункт с числом неграмотных свыше 15-ти должен был иметь школу грамоты — ликпункт. В программу обучения включались чтение, письмо и счет. В начале 1920-х годов программа была уточнена: занятия на ликпункте имели своей целью научить читать ясный печатный и письменный шрифты; делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах; читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах; учащимся объяснялись основные вопросы строительства советского государства. Срок обучения составлял 3-4 месяца.
Учебная программа потребовала широкой организованной подготовки учителей и других педагогических работников. К осени 1920 году только органами ВЧК л/б в 26 губерниях были созданы курсы учителей — ликвидаторов неграмотности. Для содействия обучению неграмотных для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями.
В 1918 году также была осуществлена реформа русского правописания, существенно упростившая обучение грамоте. Велась работа по созданию письменности для народов, плакатпрежде ее не имевших. С 1922 года была проведена как временная мера латинизация алфавитов тюркских и монгольских языков народов СССР, облегчившая овладение чтением и письмом взрослыми учащимися. В конце 1930-х годов письменность некоторых народов была переведена на русскую графику. Эти меры преследовали задачу расширения масштабов ликвидации безграмотности. В тоже время оцениваются они однозначно, поскольку перемена графической основы письменности в определенной степени затрудняла для многих народов освоение их культурного наследия. Кроме того, перемена графики делала неэффективной грамотность, освоенную взрослыми в предшествующие годы.
В Наркомпросе были разработаны методики обучения грамоте с применением политически актуальных и понятных взрослым учащимся лозунгов и простых текстов. Методы обучения ориентировались на развитие навыков учебного труда и самостоятельного мышления. Развернулось издание специальных букварей. В 1920 — 1924 годах вышли два издания первого советского массового букваря для взрослых Д.Элькиной, Н.Бугославской, А.Курской (2-е издание — под названием «Долой неграмотность» — включало такие лозунги, как, например, «Мы — не рабы, рабы — не мы», а также стихотворения В.Я.Брюсова и Н.А.Некрасова). В те же годы появились «Рабоче-крестьянский букварь для взрослых» В.В.Смушкова, «Букварь для рабочих» Е.Я.Голанта. Часть пособий была напечатана за рубежом с оплатой из валютных фондов республики. Массовые газеты («Беднота» и др.) публиковали на своих страницах или в специальных приложениях материалы тематических уроков обучения грамоте. В работе по ликвидации неграмотности приняли участие поэты В.В.Маяковский (стихотворная «Советская азбука», 1919), Демьян Бедный и другие. Было налажено издание массовых букварей и других начальных пособий для взрослых на украинском, белорусском, киргизском, татарском, чувашском, узбекском и других языках.
С переходом страны к НЭПу и переводом учреждений внешкольного образования на местный бюджет сеть ликпунктов значительно сократилась. В этих условиях 1-й Всероссийский съезд по ликвидации неграмотности (1922) признал необходимым Крупская в окружении пионеровпервоочередное обучение грамоте рабочих промышленных предприятий и совхозов, членов профсоюзов и других трудящихся в возрасте 18 — 30 лет. Срок обучения на ликпункте устанавливался в 7 месяцев (6-8 часов еженедельно).
Дело ликвидации неграмотности шло не просто. К 1926 году СССР занимал 19-е место среди стран Европы по уровню грамотности, уступая таким странам, как Португалия и Турция. Тем не менее, при помощи тех же культпоходов, когда значительные массы населения обучались при помощи общественности, борьба с безграмотностью достигла значительных успехов.
Для подготовки педагогических кадров в губернских городах были открыты институты народного образования. Создавались также постоянно действующие педагогические курсы. К концу года в стране работало 55 педагогических вузов – в два с половиной раза больше, чем до революции. В них обучалось свыше 10 тысяч студентов. В 1920 году закончили высшие учебные заведения и приступили к преподавательской деятельности около 5 тысяч учителей.
Посетив Россию во второй половине 1920 года, Герберт Уэллс писал: «Я пришел к убеждению, что в условиях колоссальных трудностей в Советской России непрерывно идет работа по народному просвещению и что, несмотря на тяжесть положения в стране, количество школ в городах и качество преподавания неизмеримо выросли со времен царского времени».
Строительство школьных учреждений и создание педагогических кадров позволило приступить к введению в РСФСР всеобщего начального обучения в соответствии с декретом ВЦИК и Совнаркома от 31 августа 1925 года. Предельный срок для осуществления этого декрета был назначен – 1933/34 учебный год. Успехи в развитии образования привели к тому, что к 1926 году уровень грамотности в СССР поднялся до 56,6%.
К середине 1930 года число культармейцев достигло 1 млн, а число учащихся только в учтенных школах грамоты — 10 млн.
В этот период азбучная грамотность перестала удовлетворять потребности хозяйственного и культурного переустройства страны. В программы школ ликбеза стали вводиться занятия по техминимуму и агроминимуму.
Введение в 1930 году всеобщего начального обучения создавало известные гарантии распространения грамотности. В ходе ликвидации неграмотности имели место неизбежные издержки, связанные с материальными трудностями, нехваткой учителей, слабой методической подготовкой многих групп ликвидаторов неграмотности, а также с преобладанием в ряде мест командных методов и административно-ориентированных подходов к организации и оценке результатов работы. Однако в целом опора на общественность в ликвидации неграмотности себя оправдала.
В середине 1930-х годов было признано, что ОДН свою задачу выполнило. Ликвидация неграмотности возлагалась теперь на соответствующие секции при местных Советах. Одновременно пересматривались программы школ ликбеза, рассчитанные на 330 учебных занятий (10 месяцев в городе и 7 месяцев на селе). Актуальной задачей считалась теперь борьба с малограмотностью, ставшей ощутимым тормозом в нормальной организации индустриального производства.
К 1936 году было обучено около 40 млн. неграмотных. В 1933 — 1937 годах только в учтенных школах ликбеза занимались свыше 20 млн. неграмотных и около 20 млн. малограмотных. К концу 1930-х годов неграмотность утратила характер острой социальной проблемы. По данным переписи 1939 года, грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет приближалась к 90%. К началу 40-х годов задача ликвидации неграмотности была в основном решена. К началу 1950-х годов безграмотность в СССР практически была искоренена.
Ликбез истории смотреть бесплатно
Вобщем это УЭЦН (установка электро центробежного насоса).
Если можно так выразиться,это модульная конструкция,которая позволяет добывать от 16 до 1800 тон жидкости в сутки.(в зависимости от конфигурации,параметров скважины и пожеланий заказчиков).
Сравнительно ШГН (Штанговый Глубинный Насос,та самая «качалка» вдоль дороги,добывает не более 15 тон в сутки.)
Что такое УЗДП (УЗИс) и с чем его едят?
Я надеюсь моя аудитория соскучилась по очередному большому материалу про электротехнику, и я наконец разродился новым постом про устройства защиты от дугового пробоя 🙂 Они же «Устройства защиты от искрения» (УЗИс) они же arc-fault detection device (AFDD), они же arc-fault circuit interrupter (AFCI)… Имен много, а суть одна: это устройство призвано отключить линию, если обнаружится дуговой пробой где-то на линии. Материал получился большой, довольно дотошный, но я его писал специально максимально понятным не технарю) Поехали!
В этом посте будет теория. А вот тесты и сравнение моделей УЗДП я выпущу позднее.
===Маленькая горячая штучка.===
Дуговой пробой происходит, когда два проводника оказываются на очень маленьком расстоянии друг от друга, из-за чего проскакивает искра, зажигается электрическая дуга, и электрический ток течет уже по «по воздуху». Электрическая дуга очень горячая, и за мгновения может зажечь горючие материалы вокруг, обуглить изоляцию и наделать бед. Причем обугленная изоляция становится проводником, что сильно упрощает повторное зажигание дуги.
Если ваша проводка выполнена в строгом соответствии со всеми нормативами, то дуговой пробой не вызовет пожара, но породит потоки брани электрика, который будет ремонтировать розетку, где из подрозетника торчат два обугленных пенёчка проводов.
Ключевое слово здесь «если«. К сожалению, в суровой реальности может быть:
* Старая алюминиевая проводка, которая ремонтировалась не пойми как и не пойми где
* Проводка, уложенная внутри сгораемых стен
* Грызуны, сожравшие изоляцию проводов до голой меди
* Горе строители, повредившие изоляцию проводов ввернутым саморезом
* Огромное количество переносок, тройников и других электроизделий сомнительного качества, лежащих в труднодоступных местах в окружении горючих предметов
При несчастном стечении обстоятельств дуговой пробой может вызвать пожар, с жертвами.
Получается: при раздолбайском отношении к обслуживанию электрохозяйства мы можем получить явление, способное привести к пожару, и которое ни одно из используемых средств защиты обнаружить не может. Звучит неприемлемо.
===Ловим призрака за хвост.===
Инженеры до сих пор находятся в поисках надежного способа обнаружения дугового пробоя, если полистать публикации в научных журналах, то можно увидеть попытки исследователей использовать разные методики, включая модные нейронные сети. Чем лучше методика, тем выше вероятность обнаружения дугового пробоя и ниже количество ложных срабатываний.
Можно подумать, что достаточно просто следить за тем, есть ли ступенька в потреблении тока при переходе напряжения через ноль. Но увы, этот способ не работает, поскольку такая ступенька появляется у многих видов нагрузки. Например если если у устройства есть регулировка мощности тиристорным регулятором, который такую ступеньку создает, и меняя ее ширину регулирует мощность в нагрузке. Вот просто посмотрите, как выглядит график тока у пылесоса с регулятором мощности:
Кроме того, идеальный случай, когда в линии всего одна нагрузка, встречается редко. Чаще на линии несколько потребителей, и их токи суммируются. В итоге график начинает выглядеть совершенно ненаглядно. На графике ниже четыре потребителя (обогреватель 1кВт, электрочайник 2 кВт, пылесос с регулятором на половинной мощности (примерно 800 Вт) и мощный импульсный блок питания нагруженный на балласт (примерно 180 Вт)). Слева нет дугового пробоя, а справа последовательный дуговой пробой обогревателя на 1 кВт, тоесть ток дуги составляет только четверть от всего тока потребления:
===Ложные срабатывания и шапка невидимка===
Вот например посмотрите как выглядит ток, когда я просто включил шлифмашинку с умирающим двигателем:
А вот так выглядит ток сварочного аппарата (я взял обычный трансформатор и варил скрутку угольным электродом):
И тут важно отметить: Ни одно УЗДП не застраховано от ложных срабатываний! Более того, из всех устройств защиты, УЗДП наверное единственное, которое может дать ложное срабатывание в исправном состоянии. Это важно помнить при проектировании! (но об этом ближе к концу). Например найдется гад, вроде меня, который откопает старую советскую лампу УФО-Б (ртутная дуговая лампа высокого давления с резисторным балластом) и включит ее в сеть, При розжиге график потребления тока выглядит так:
У нее и происходит дуговой пробой на поджигающем электроде, и лампа вызывала ложное срабатывание при каждом включении! Такие проблемные устройства отыскать было трудно, но у меня получилось. В процессе тестов УЗДП я пробовал разные виды нагрузок и нашел свой криптонит на каждую модель УЗДП. Впрочем, подавляющее большинство бытовых устройств проблем не вызывает.
Отсюда следует, что вероятность ложных срабатываний резко возрастает, если в сеть включается устройство, у которого:
1. Нет таких фильтров, просто потому что оно старое. Например 1960х годов, когда требования были попроще
2. Фильтры есть, но не эффективны из-за кривой схемотехники или экономии. Этим часто грешат noname устройства, где для экономии выбрасывается всё, что отвечает за качество или безопасность. Хороший фильтр тяжел, так как требует много меди и железа.
Выходит, что качественные, соответствующие современным требованиям электроустройства для УЗДП проблем доставлять не должны. А если у вас есть одно такое проблемное устройство (например любимая электробритва дедушки), то его можно «скрыть» от УЗДП шапкой-невидимкой в виде дополнительного сетевого фильтра. Специализированные фильтры в виде радиодеталей можно посмотреть тут: ( https://www.promelec.ru/catalog/409/455/494/ ) хотя, я надеюсь, у производителей УЗДП появится такое изделие как опция.
===Из крайности в крайность.===
Противоположной проблемой является потеря чувствительности на длинных линиях. Любой кусок проводника обладает собственной индуктивностью и распределенной емкостью. Если у нас есть длинная линия, то вот как будет отличаться:
Длинная линия сама начинает работать как сетевой фильтр, и высокочастотная часть спектра затухает тем сильнее, чем длиннее линия. Поэтому есть некая предельная дальность, на которой УЗДП способно обнаружить дуговой пробой. Только у одного производителя УЗДП есть в комплекте имитатор, который позволяет не только проверить исправность УЗДП, но и определить, не потеряло ли оно чувствительность из-за длинной линии. Поэтому УЗДП может не сработать из-за искрения в будке охраны, от которой до щита с устройствами защиты пару сотен метров кабеля. Как правило, на линиях короче 100 м проблем не возникает.
===Почему только сейчас?===
Обратите внимание, у некоторых моделей УЗДП ввод сделан СНИЗУ, причем это не придурь разработчиков, и встречается и у именитых западных производителей. Я уверен, конструкторы до последнего старались сделать все как все привыкли, но что-то помешало.
Типовая схема включения УЗДП:
===Искрит у соседа, а отключается у меня.===
К сожалению, такое возможно с некачественными УЗДП. Хоть УЗДП анализирует ток нагрузки, и казалось бы оно должно быть слепо к всему, что происходит до него. Но линии электропередач неидеальный источник тока, и обладают внутренним сопротивлением. Поэтому на длинных линиях искрение мощной нагрузки вызовет заметные колебания напряжения питания, что в свою очередь вызовет колебания тока потребления (весьма солидные, если нагрузка нелинейная). Это называется перекрестными помехами. Разработчики принимают меры, и различными приемами снижают чувствительность к перекрестным помехам с переменным успехом.
Наверное самый интересный вопрос. Я уверен, при срабатывании защиты большинство просто пойдет и включит все обратно, не попытавшись разобраться в причинах. Но мы же не такие?)
===Еще функции, причем бесплатно.===
===Оно еще и самотестируется?!===
Да, если присмотреться к расшифровке показаний индикаторов на фасаде УЗДП, то можно увидеть вариант «УЗДП неисправно». Устройство содержит в своем составе дополнительные цепи, позволяющие самому себе на вход подать образцовый сигнал и удостовериться, что сигнал воспринимается как положено. При этом проверяется исправность аналоговой части прибора, но не проверяется например исправность механизма расцепления (это бы привело к самоотключению, что непростительно).
Впрочем, личное мнение какого-то автора в интернете не отменяет нормативных требований.
К сожалению устройства Астро-УЗО Ф-9311 и Ф-9312 так и не были запущены в серийное производство.
Но тест и обзор я вынесу и опубликую отдельно, иначе материал получится совсем уж большим. (Спойлер: не все УЗДП одинаково хороши)
3. Чем лучше продумано деление нагрузок на группы, тем проще будет искать неисправность, при срабатывании УЗДП. Впрочем то же относится к поиску причины срабатывания автоматического выключателя или УЗО.
4. УЗДП чувствителен к длине линии и количеству приборов. Поэтому установка одного УЗДП на целый дом не только путь к ложным срабатываниям, но и делает поиск неисправности крайне затруднительным. Целесообразнее устанавливать УЗДП на определенную ветку, например на помещение.
5. УЗДП часто обеспечивает защиту от превышения напряжения (обрыв нуля), что позволяет сэкономить. (Но по ГОСТу у устройства защиты предусмотрен механизм свободного расцепления, поэтому обратно после нормализации напряжения он не включится)
6. УЗДП самый спорный вид защиты, но это единственный вид защиты, способный обнаружить и отключить линию при последовательном дуговом пробое, что уже не нормальный режим работы.
7. УЗДП не панацея, и не заменит собой других устройств защиты (таких как линейный тепловой извещатель или например термохромные наклейки), но имеет право на жизнь как дополнительная мера защиты.
8. УЗДП будет наиболее полезен при использовании со старыми электросетями, нежели с новыми, где все новенькое и сделано по более жестким, современным требованиям.
Хочу сказать спасибо специалистам, участвовавшим в рецензировании материала: Денису, Степану, Юрию, @ChoBolit, Сергею.
Для вас работает инженер Павел Серков. Мой сайт, инстаграм, телеграм и с недавних пор ютуб.
Все скидки и промокоды в одном месте
Вы там как, готовы к осенним распродажам? Чтобы не пропустить самые интересные и выгодные предложения, подпишитесь на полезный телеграм-канал Пикабу со скидками. Да, Пикабу не только для отдыха и мемов, но и для экономных покупок!
В «Пикабу Скидки» вы найдете актуальные предложения:
• доставки еды (KFC, Delivery Club, «Папа Джонс»);
• книги («Читай-город», «Литрес», Storytel);
• услуги и сервисы («Делимобиль», Boxberry, «Достависта»);
• маркетплейсы и гипермаркеты (Ozon, «Ашан», «Яндекс.Маркет»);
• одежда и обувь (Adidas, ASOS, Tom Tailor)
• бытовая техника и электроника («М.Видео», «Связной», re:Store);
• товары для дома (IKEA, «Леруа Мерлен», Askona);
• косметика и парфюмерия («Л’Этуаль», «Иль де Ботэ», Krasotka Pro);
• товары для детей («Детский мир», MyToys, Mothercare);
• образование («Нетология», GeekBrains, SkillFactory);
• и еще куча-куча всего.
О чем бы вы хотели, чтобы вам в свое время рассказали про человека на уроках биологии?
У меня есть чудесная возможность рассказывать ребятам 16-18 лет о биологии человека, не цепляясь за школьную программу. Составляя план, я задумалась над жизнью))
Есть ли какие-то вещи, которые вы потом выясняли самостоятельно в более взрослом возрасте и думали, что было бы круто знать это заранее? Понятно, что не все это актуально в школе, но все-таки мне интересно)
Давайте разбираться: сбор вопросов для FAQ Монгольская империя и Золотая Орда
Всем доброго времени суток!
Назрела, как мне и не только мне ( @shayan ) кажется, необходимость срыва покровов с мифов по истории Монгольской империи и Золотой Орды (это не равнозначные понятия).
Для многих не секрет, что в этих ваших интернетах муссируются разнообразные слухи, сводящиеся в основном ко мнению, что «ученые скрывают» и «а было ли. «. Наряду с этим утверждением можно зачастую увидеть словосочетание «Великая Тартария», а также «южные бойницы в Великой Китайской стене» и прочее.
Причем муссируются подобные слухи настолько давно, что эта мода уже давненько начала спадать (по моим субъективным ощущениям).
Помимо этих маргинальных высказываний зачастую в комментах на Пикабу и других сайтах я замечаю, что знание матчасти страдает даже у людей, которые не оспаривают точку зрения официальной науки.
Тем не менее, когда речь идет о такой общей для многих евразийских народов, в том числе и российских, теме, националистические набросы цветут и пахнут.
Как админ Лиги историков, я с этим сталкиваюсь регулярно и в какой-то момент стал толстокожим и перестал подгорать с таких постов/видео/комментов. В этом мне помогает понимание, откуда у этого явления растут ноги.
При этом как востоковед по образованию, любитель истории степного региона Евразии и человек, знакомый как с первоисточниками, так и с работами ученых по этой теме и другим смежным, я считаю, что способен ответить на большинство вопросов, касающихся самой крупной континентальной империи в истории вообще и ее северо-западного удела в частности. Причем ответить без прикрас, что немаловажно.
Итак, если у вас есть какие-то вопросы, либо вы шарите в теме и знаете о том, какие вопросы часто возникают, пожалуйста, отпишитесь в комментах. Также прошу высказаться, если вы считаете, что на какой-то теме нужно заострить внимание для лучшего понимания проблемы.
Я ожидаю, что читатели разделятся на три категории: а) тех, кто доверяет мнению историков, б) тех, кто сомневается и/или полностью отрицает историческую научную картину мира и в) тех, кто интересуется темой, но не сформировал четкого мнения и не знает, кому верить. Прошу соблюдать вежливость и не устраивать срачи-междусобойчики, давайте, как говорится, уважать друг друга. Также прошу не минусить людей, чье мнение отличается от вашего. Позвольте людям спокойно задать вопрос и получить на него ответ без опасений, что их закидают красненькими треугольниками.
Все вопросы я обещаю рассмотреть, ответы на них выложу в посте через неделю (примерно). Если вопросов будет много, то сделаю серию постов, где постараюсь наглядно и подробно рассмотреть их. При хорошем отклике сделаю серию постов с подробным разбором истории Монгольской империи и ее уделов. Если же тема не зайдет, что ж, значит, я потрачу меньше времени
Борьба с неграмотностью 1920-1930х годов (фотоархив РГАКФД)
Сегодня отмечают международный день грамотности.
Ниже уникальные снимки:
Демонстрация школьников за ликвидацию неграмотности. Новороссийск. 1931 год. Фотограф не установлен. РГАКФД. Арх. № 2-42773
В 1897 году грамотность в Российской империи составляла 21,1%, в том числе 29,3% у мужчин и 13,1% у женщин. При этом в Средней Азии – 5%. На момент установления советской власти 70% населения оставалось неграмотным.
На фото ниже: Работники ликбеза (программы СССР по ликвидации безграмотности) на ходулях агитируют за грамоту и учебу. Москва. 1929 год. Фотограф не установлен. РГАКФД. Арх. № 2-43846
А уже к концу 1930-х годов неграмотность утратила характер острой социальной проблемы. По данным переписи 1939 года, грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет приближалась к 90%. А к началу 1950-х годов безграмотность в СССР практически была искоренена.
Что ждёт бизнес в июле: новые ковидные правила и онлайн-кассы для ИП без сотрудников
В июле обяжут ИП без сотрудников работать с онлайн-кассами, введут новые правила проверок и начнут выдавать электронные подписи бесплатно. А ещё появятся новые коронавирусные ограничения. Рассказываем, к чему готовиться.
Регионы запрещают бизнесу принимать работников и клиентов без вакцин
Во второй половине июня Россию накрыла третья волна коронавируса. Ежедневно в стране выявляют порядка 20 000 новых случаев заражения, при этом доля вакцинированных граждан составляла около 7% на конец мая. Это подтолкнуло государство к жёстким мерам: теперь в ряде регионов вводят обязательную вакцинацию, а некоторым отраслям бизнеса запрещают принимать невакцинированных посетителей.
Что это значит: Пока ограничения вводят только в некоторых регионах. Активнее всего — в Москве. Вот несколько новых ковидных правил из столицы:
• с 28 июня общепит не может принимать посетителей без специального QR-кода, который подтверждает вакцинацию или отрицательный тест на COVID-19;
• до 15 июля нужно обязательно вакцинировать работников в сфере обслуживания, например, в общепите, торговле, фитнес-клубах, такси и салонах красоты;
• гостиницы и хостелы будут принимать только туристов с QR-кодами.
Бизнес из сферы обслуживания обяжут проверять QR-коды клиентов. За допуск клиентов без проверки или кода грозит штраф до 300 тыс. рублей. Подробнее узнать о правилах работы с QR-кодами можно на сайте Мэра Москвы.
Ограничения для бизнеса появились и в других регионах. Так, в Саратовской и Калининградской областях запретили ночную работу общепита, в Кемеровской и Сахалинской областях ввели обязательную вакцинацию.
Следить за документами и новостями о ковидных ограничениях в регионах можно на сайте «КонсультантПлюс».
ИП без сотрудников начнут пользоваться онлайн-кассами
Предпринимателей уже 5 лет переводят на онлайн-кассы. Их используют почти все ИП, кроме тех, кто работает без сотрудников и продаёт собственные товары, работы и услуги. Они должны были перейти на онлайн-кассы 1 июля 2020 года, но из-за коронавируса дали отсрочку на год.
Что это значит: С 1 июля 2021 года ИП без сотрудников обязаны использовать онлайн-кассы при расчётах с клиентами. Важно использовать только ту технику, которая одобрена ФНС. Перечень размещён на сайте налоговой. Кстати, онлайн-кассы «банка» тоже подходят.
Если провести оплату мимо кассы, налоговая наложит штраф от 25 до 50% от суммы чека, но не меньше 10 тыс. рублей. А если сумма таких расчётов превысит 1 млн руб., деятельность ИП могут приостановить на срок до 90 суток.
Мы подробно рассказали о том, как работать с онлайн-кассой и кому можно её не использовать, в статье «Онлайн-кассы: что меняется с 1 июля 2021 года для ИП».
Бизнес перестанут мучить постоянными выездными проверками
Раньше контролирующие органы постоянно проводили проверки, которые мешали бизнесу полноценно работать. Причём инспекторы часто проверяли одни и те же документы, процессы и требования.
С 1 июля система госконтроля будет работать по новым правилам. Главное изменение — это уменьшение числа выездных проверок. Теперь их будут проводить только в случаях, когда инспекторы не могут оценить результаты работы компании или подтвердить достоверность своих сведений.
Также закон внёс ещё несколько важных изменений:
• срок проверок сократится в два раза — до 10 рабочих дней;
• появятся новые контрольные мероприятия, которые заменят ряд проверок (например, выборочный контроль или мониторинговая закупка);
• инспекторам разных ведомств запретят проверять соблюдение одних и тех же правил.
Что это значит: Контролирующие органы будут меньше мешать бизнесу: они сосредоточатся на проверке документов и сведений, которые уже получили от самих предпринимателей.
Узнать обо всех контрольно-надзорных мероприятиях можно в Едином реестре проверок. Если проверки нет в реестре, инспекторы не вправе её проводить. А если проведут, вы сможете смело обратиться в прокуратуру.
Время выездных проверок тоже ограничат. Для микропредприятий оно не сможет превышать 15 часов суммарно, для малых предприятий — 50 часов.
Блокировать расчётные счета за несдачу отчётности будут реже
Налоговая служба блокирует расчётные счета организаций и ИП, если они не успевают сдать отчётность. Раньше блокировки начинались, если предприниматели опаздывали на 10 рабочих дней.
С 1 июля срок увеличат до 20 рабочих дней, причём за 15 дней до блокировки инспекторы ФНС обязаны уведомить о грядущих санкциях.
Что это значит: Теперь можно меньше переживать, если опоздаете со сдачей отчётности. У вас будет целых 20 рабочих дней, чтобы заполнить декларацию и отправить её в налоговую.
Если счёт всё-таки заблокируют, нужно погасить все задолженности перед ФНС. Писать заявление не нужно: налоговая сама снимет блокировки в течение нескольких дней. Но если этого не произойдёт, нужно связаться с инспекцией ФНС, в которую вы сдавали отчётность.
Интернет-магазины с оборотом от 20 млн рублей обяжут принимать карты «Мир»
Сейчас магазины, интернет-площадки, маркетплейсы и другие розничные продавцы принимают карты «Мир», если их годовой оборот превышает 30 млн рублей. Но уже с 1 июля к ним присоединятся компании и ИП, которые зарабатывают больше 20 млн рублей в год. Важно, что учитывается совокупный доход, а не только покупки розничных клиентов по картам.
Что это значит: Если розничный продавец зарабатывает больше 20 млн рублей, его платёжные терминалы должны работать с картами «Мир». В противном случае грозит штраф:
• от 15 до 30 тыс. рублей — для руководителей или ИП;
• от 30 до 50 тыс. рублей — для юрлиц.
Если ваш банк не работает с картами «Мир», вы можете подключить эквайринг в другом банке. Открывать новый расчётный счёт не нужно: деньги будут поступать на счёт в вашем банке без комиссии.
Электронные подписи для бизнеса начнут выдавать бесплатно
С 1 января 2022 года выдавать электронные подписи будет ФНС, а подписи удостоверяющих центров действовать перестанут. Чтобы не произошёл коллапс, когда старые подписи уже не работают, а на новые огромная очередь, налоговая начнёт выдавать бесплатные электронные подписи уже с 1 июля 2021 года.
Что это значит: Каждый предприниматель или директор компании сможет получить электронную подпись в инспекции ФНС по месту регистрации. Это полностью бесплатно. Мы подробно рассказали о новых правилах в статье «Как ИП получить квалифицированную электронную подпись».
Ликбез 🙂
Числа три и девять в Скандинавской мифологии
В Нордических мифах числа три и девять присутствуют практически в каждом
сюжете, и если число три можно найти во многих легендах, мифах и сказках других народов, то девятка в них не встречается. Скандинавская же мифология, как правило, делает особый акцент именно на этом числе. Следует добавить, что в северном этносе триады органично вплетаются в повествование, причём они фигурируют в разных мифах, а не появляются только в одном сюжете. При этом триады предметов или событий не обезличены, а напротив, имеют подробное описание их свойств и обладают своей яркой индивидуальностью.
Число три с большой частотой встречается в мифах, связанных с созданием мира и описании существ его населяющих:
• В Прорицании Вёльвы описывается, что чудовищный пёс Гарм, охраняющий вход в царство Хель, три раза издаст вой перед наступлением Рагнарёка.
• Там же написано, что боги трижды жгут Гулльвейг, и три раза она возрождается заново.
• Начало Рагнарёка ознаменуют крик трёх петухов: первый живёт в стране Асов, второй в стране великанов и третий мире мёртвых.
• Радужный мост, связывающий миры, имеет три цвета. Также у него есть три названия (Биврёст, Асбру и Гьяллар).
• У Хеймдалля, как у стража Радужного моста, есть три способности, делающие его лучшим стражем: он нуждается в меньшем количестве сна, чем птица, видит даже ночью до ста лиг, а слух его настолько острый, что он слышит, как растёт трава.
• У Одина есть три предмета могущества: копье Гунгнир, золотое кольцо Драупнир и его восьминогий скакун Слейпнир.
• У Тора есть три предмета для битвы с Великанами: молот Мьёльнир, волшебный пояс, который удваивает его силу, и пара железных рукавиц, которые позволяют ему управляться с молотом.
• У Фрейра так же есть три волшебных предмета: Корабль Скидбладнир, кабан-скакун Гуллинбурсти и меч, который может действовать самостоятельно (последний он отдал своему слуге Скримниру взамен на его помощь в
женитьбе на Герд).
Теперь рассмотрим число девять. Оно, хотя и в меньшем количестве, но тоже часто встречается. При этом девятка очень важна.
•Символ Валькнут состоит из трёх связанных треугольников, образующих девять углов
•Девять существ переживут Рагнарёк и дадут начало новому миру: Видар, Вали, Магни, Моди, Уль, Бальдр, Хёд, Лив и Ливтрасир.
Разумеется, это очень беглый и краткий обзор ОГРОМНОГО количества материала, но как я уже сказал в самом начале, изложить всё в деталях просто невозможно. Но если статья понравится, я могу написать ещё что-нибудь на эту тему.