линейки учебников по истории 10 11 класс
История России в школах: 4 линейки учебников и выбор между ЕГЭ и экзаменами
Начался новый учебный 2020/2021 год. В российские школы поступили две новые линейки единого учебника по отечественной истории — одна под редакцией академика Валерия Тишкова (изд. «Вентана-Граф»), другая, — условно говоря, Игоря Андреева и Олега Волобуева (изд. «Дрофа»). Обе линейки учебников введены в школьное образование приказом Министерства просвещения от 22 ноября 2019 года. Они прошли соответствующие экспертизы. Приказом этого же министерства от 18 мая 2020 года исключена действовавшая до этого линейка учебников издательства «Дрофа», условно говоря за авторством все того же Игоря Андреева и Ивана Федорова. Учебник «Дрофы» оставили, но в иной авторской комбинации для Андреева.
Новая линейка единого учебника по отечественной истории Андреева — Волобуева
Для справки. Всего в федеральном перечне по всем предметам на новый учебный год представлено 417 учебников, из них — 61 учебник из новых линий.
В новом учебном году в российской школе отечественную историю изучают по четырем, а не трем линейкам учебников, как раньше. При этом более отчетливо стала просматриваться «ведомственная принадлежность» каждой из линеек учебников. После добавки в общий строй четвертой линейки от академика Валерия Тишкова похоже на то, что наши «академические генералы» от истории стремятся обзавестись собственной линейкой учебников. Это своего рода показатель номенклатурного высокого статуса. Одна линейка — это от Института истории РАН и его директора — академика Юрия Петрова. Другая линейка от действительного члена РАН Анатолия Торкунова — это МГИМО. Третья линейка от этнолога Тишкова — экс-министра и академика-секретаря Отделения историко-филологических наук РАН. Четвертая линейка — это МПГУ. В общем, интересная картина.
Анализ этих новых учебников в следующей нашей публикации-продолжении. А пока обратим внимание на общее состояние дел в школьном преподавании отечественной истории по «единому учебнику». Стержнем «единого учебника» остается разработанный к 2014 году в рамках Российского исторического общества (РИО) т. н. историко-культурный стандарт (ИКС) с «Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории». Кстати, принятый ИКС в 2014 году мы не нашли сейчас на сайте РИО.
Приоритетом РИО остается развитие школьного исторического образования. Поэтому в РИО намерены совершенствовать ИКС. На общем собрании РИО, состоявшемся в июне 2019 года, было принято решение о «модернизации» историко-культурного стандарта, под которой понималось прежде всего дополнение ИКС ключевыми историческими событиями последних 5 лет, начиная от присоединения Крыма к России.
23 июня 2020 года состоялось очередное — восьмое по счету с момента основания РИО — общее собрание этой организации. Накануне мероприятия, 17 июня, рабочая группа по вопросам развития системы общего образования, которую возглавляют заместитель председателя правительства Российской Федерации Татьяна Голикова и помощник президента РФ Андрей Фурсенко, одобрила усовершенствованный вариант Концепции преподавания учебного курса «История России». Было признано, что концепция в рамках ИКС остается «главным ядром для понимания и преподавания истории в средней школе».
Однако актуальной проблемой здесь стало отсутствие необходимого нормативного статуса ИКС с его концепцией. Ведь этот документ в нынешнем виде является продуктом одной общественной организации — РИО и не имеет как бы обязательного характера. 1 ноября 2019-го Рособрнадзор предложил закрепить школьный историко-культурный стандарт от РИО в качестве нормативного документа для российских школ. Сейчас «модернизированный» ИКС с его концепцией собираются утвердить на коллегии Министерства просвещения РФ. Это сделает ИКС обязательным документом в школьном образовании.
В связи с преподаванием отечественной истории по единому учебнику продолжаются и дискуссии о финальном образовательном аккорде — что лучше, экзамен или ЕГЭ с тестами, и должны ли они стать обязательными и всеобщими для всех выпускников средней школы и других учебных заведений, приравненных к ней.
В ноябре 2019 года директор Института российской истории РАН и редактор одной из линейки учебников — академик Юрий Петров предложил сделать ЕГЭ по истории обязательным для всех выпускников школ. Подобный «элемент принуждения» якобы повысит общий уровень знаний по истории среди школьников.
В качестве альтернативы из учительского сообщества предлагают вернуться к обычному выпускному экзамену по отечественной истории, сделав его обязательным для всех выпускников. Пока что в 2020 году Рособрнадзор подготовил только одну экзаменационную модель, ориентированную на новый учебно-методический комплекс ИКС. Как эксперимент и в отдельных точках экзамен по отечественной истории собираются опробовать на школьном выпуске 2021 года. Таково общее состояние с преподаванием отечественной истории по единому учебнику, подготовленному по шаблону ИКС с его концепцией.
В продолжение этой публикации разбор новых учебников по отечественной истории из двух новых линеек «единого учебника».
Линейки учебников по истории 10 11 класс
Учебники по истории из Федерального перечня учебников на 2018–2019 гг.
Порядковый номер учебника
Автор/авторский коллектив
Наименование учебника
Класс
Наименование издателя(ей) учебника
Примечание
Информация для образовательных организаций
История России
Баранов П.А., Ермолаева Л.К., Лебедева И.М., Шейко Н.Г., Гурьянова Ю.В., Захваткина И.З. / Под ред. Ганелина Р.Ш.
История России. 6 класс
Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ
исключен из ФПУ
(приказ № 576 от 08.06.2015)
Баранов П.А., Бовина В.Г., Лебедева И.М., Шейко Н.Г. / Под ред. Ганелина Р.Ш.
История России.7 класс
Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ
исключен из ФПУ
(приказ № 576 от 08.06.2015)
Лазукова Н.Н., Журавлева O. Н./ Под ред. Ганелина P. Ш.
История России.8 класс
Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ
исключен из ФПУ
(приказ № 576 от 08.06.2015)
Измозик В.С., Журавлева О.Н., Рудник С.Н. / Под ред. Ганелина Р.Ш.
История России. 9 класс
Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ
исключен из ФПУ
(приказ № 576 от 08.06.2015)
ранее закупленные могут быть использован в образовательной деятельности до 08.06.2020
История. Россия с древнейших времен до конца XVI века
АО «Издательство «Просвещение»
исключен из ФПУ
(приказ № 576 от 08.06.2015)
АО «Издательство «Просвещение»
исключен из ФПУ
(приказ № 576 от 08.06.2015)
История. Россия в XIX веке
АО «Издательство «Просвещение»
исключен из ФПУ
(приказ № 576 от 08.06.2015)
АО «Издательство «Просвещение»
исключен из ФПУ
(приказ № 576 от 08.06.2015)
ранее закупленные могут быть использован в образовательной деятельности до 08.06.2020
Данилов А.А., Косулина Л.Г.
АО «Издательство «Просвещение»
исключен из ФПУ
(приказ № 576 от 08.06.2015)
Данилов А.А., Косулина Л.Г.
АО «Издательство «Просвещение»
исключен из ФПУ
(приказ № 576 от 08.06.2015)
Данилов А.А., Косулина Л.Г.
АО «Издательство «Просвещение»
исключен из ФПУ
(приказ № 576 от 08.06.2015)
Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю.
АО «Издательство «Просвещение»
исключен из ФПУ
(приказ № 576 от 08.06.2015)
ранее закупленные могут быть использован в образовательной деятельности до 08.06.2020
Киселев А.Ф., Попов В.П.
исключен из ФПУ
(приказ № 576 от 08.06.2015)
Киселев А.Ф., Попов В.П.
исключен из ФПУ
(приказ № 576 от 08.06.2015)
Киселев А.Ф., Попов В.П.
исключен из ФПУ
(приказ № 576 от 08.06.2015)
Киселев А.Ф., Попов В.П.
исключен из ФПУ
(приказ № 576 от 08.06.2015)
ранее закупленные могут быть использован в образовательной деятельности до 08.06.2020
История России с древнейших времен до конца XVI века
исключен из ФПУ
(приказ № 576 от 08.06.2015)
исключен из ФПУ
(приказ № 576 от 08.06.2015)
Сахаров А.Н., Боханов А.Н.
История России. XIX век
исключен из ФПУ
(приказ № 576 от 08.06.2015)
Загладин Н.В., Петров Ю.А., Минаков С.Т., Козленко С.И.
исключен из ФПУ
(приказ № 576 от 08.06.2015)
ранее закупленные могут быть использован в образовательной деятельности до 08.06.2020
Андреев И.Л., Фёдоров И.Н.
История России с древнейших времен до XVI века
введен в ФПУ
(приказ № 576 от 08.06.2015)
Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В.
введен в ФПУ
(приказ № 576 от 08.06.2015)
Андреев И.Л., Ляшенко Л.М., Амосова И.В., Артасов И. А., Фёдоров И.Н.
История России конец XVII- XVIII век
введен в ФПУ
(приказ № 576 от 08.06.2015)
Ляшенко Л.М., Волобуев О.В., Симонова Е.В.
введен в ФПУ
(приказ № 576 от 08.06.2015)
Волобуев О.В., Карпачёв С.П., Романов П.Н.
История России начало XX- начало XXI века
введен в ФПУ
(приказ № 576 от 08.06.2015)
Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С., и др./ Под ред. Торкунова А.В.
История России. 6 класс. В 2-х частях
АО «Издательство «Просвещение»
введен в ФПУ
(приказ № 576 от 08.06.2015)
Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., и др./ Под ред. Торкунова А.В.
История России. 7 класс. В 2-х частях
АО «Издательство «Просвещение»
введен в ФПУ
(приказ № 576 от 08.06.2015)
Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., и др./ Под ред. Торкунова А.В.
История России. 8 класс. В 2-х частях
АО «Издательство «Просвещение»
введен в ФПУ
(приказ № 576 от 08.06.2015)
Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А., и др./ Под ред. Торкунова А.В.
История России. 9 класс. В 2-х частях
АО «Издательство «Просвещение»
введен в ФПУ
(приказ № 576 от 08.06.2015)
Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю., и др./ Под ред. Торкунова А.В.
История России. 10 класс. В 3-х частях
АО «Издательство «Просвещение»
введен в ФПУ
(приказ № 576 от 08.06.2015)
Пчелов Е.В., Лукин П.В./Под ред. Петрова Ю.А.
История России с древнейших времён до начала XVI века
введен в ФПУ
(приказ № 576 от 08.06.2015)
Пчелов Е.В., Лукин П.В./Под ред. Петрова Ю.А.
История России. XVI-XVII века
введен в ФПУ
(приказ № 576 от 08.06.2015)
Захаров В.Н., Пчелов Е.В./Под ред. Петрова Ю.А.
История России. XVIII век.
введен в ФПУ
(приказ № 576 от 08.06.2015)
Соловьёв К.А., Шевырёв А.П./Под ред. Петрова Ю.А.
История России. 1801-1914 гг.
введен в ФПУ
(приказ № 576 от 08.06.2015)
Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В.
АО «Издательство «Просвещение»
введен в ФПУ
(приказ № 535 от 08.06.2017)
Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В.
АО «Издательство «Просвещение»
введен в ФПУ
(приказ № 535 от 08.06.2017)
Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В.
АО «Издательство «Просвещение»
введен в ФПУ
(приказ № 535 от 08.06.2017)
Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В., Карелина И.В.
АО «Издательство «Просвещение»
введен в ФПУ
(приказ № 535 от 08.06.2017)
Всеобщая история
Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.
Всеобщая история. История Древнего мира
АО «Издательство «Просвещение»
Агибалова Е.В., Донской Г.М.
Всеобщая история. История Средних веков
АО «Издательство «Просвещение»
Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М.
АО «Издательство «Просвещение»
Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М.
АО «Издательство «Просвещение»
Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О.
Всеобщая история. Новейшая история
АО «Издательство «Просвещение»
Колпаков С.В., Селунская Н.А.
Всеобщая история. История Древнего мира
Пономарев М.В., Абрамов А.В., Тырин С.В.
Всеобщая история. История Средних веков
Ведюшкин В.А., Бурин С.Н.
Всеобщая история. История Нового времени
Бурин С.Н., Митрофанов А.А., Пономарев М.В.
Всеобщая история. История Нового времени
Всеобщая история. Новейшая история
Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ
Андреевская Т.П., Белкин М.В., Ванина Э.В. / Под ред. Мясникова В.С.
История Древнего мира. 5 класс
Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ
Искровская Л.В., Федоров С.Е., Гурьянова Ю.В. / Под ред. Мясникова В.С.
История Средних веков. 6 класс
Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ
Носков В.В., Андреевская Т.П.
Всеобщая история. 7 класс
Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ
Носков В.В., Андреевская Т.П.
Всеобщая история. 8 класс
Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ
Хейфец В.Л., Хейфец Л.С., Северинов К.М. / Под ред. Мясникова В.С.
Всеобщая история. 9 класс
Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ
Всеобщая история. История Древнего мира
Бойцов М.А., Шукуров Р.М.
Всеобщая история. История Средних веков
История. Древний мир
АО «Издательство «Просвещение»
Ведюшкин В.А., Уколова В.И.
История. Средние века
АО «Издательство «Просвещение»
Ведюшкин В.А., Бовыкин Д.Ю.
АО «Издательство «Просвещение»
Медяков А.С., Бовыкин Д.Ю.
АО «Издательство «Просвещение»
Белоусов Л.С., Смирнов В.П.
АО «Издательство «Просвещение»
История (базовый уровень)
История. История России (базовый уровень). Часть 1
АО «Издательство «Просвещение»
исключен из ФПУ
(приказ № 576 от 08.06.2015)
ранее закупленные могут быть использован в образовательной деятельности до 08.06.2020
История. История России (базовый уровень). Часть 2
АО «Издательство «Просвещение»
исключен из ФПУ
(приказ № 576 от 08.06.2015)
ранее закупленные могут быть использован в образовательной деятельности до 08.06.2020
Левандовский А.А., Щетинов Ю.А., Мироненко С.В.
История. История России (базовый уровень)
АО «Издательство «Просвещение»
исключен из ФПУ
(приказ № 576 от 08.06.2015)
ранее закупленные могут быть использован в образовательной деятельности до 08.06.2020
Волобуев О.В., Митрофанов А.А., Пономарев М.В.
История. Всеобщая история. Базовый и углубленный уровни
Волобуев О.В., Пономарев М.В., Рогожкин В.А.
История. Всеобщая история. Базовый и углубленный уровни
Журавлева О Н., Пашкова Т.И., Кузин Д.В. / Под ред. Ганелина Р.Ш.
История. История России. 10 класс: базовый уровень, углубленный уровень.
Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ
исключен из ФПУ
(приказ № 576 от 08.06.2015)
ранее закупленные могут быть использован в образовательной деятельности до 08.06.2020
Измозик В.С., Рудник С.Н. / Под ред. Ганелина Р.Ш.
История. История России. 11 класс: базовый уровень, углубленный уровень
Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ
исключен из ФПУ
(приказ № 576 от 08.06.2015)
ранее закупленные могут быть использован в образовательной деятельности до 08.06.2020
Климов О.Ю., Земляницин В.А., Носков В.В., Искровская Л.В. / Под ред. Мясникова В.С.
История. Всеобщая история. 10 класс: базовый уровень, углубленный уровень
Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ
Пленков О.Ю., Андреевская Т.П., Шевченко С.В. / Под ред. Мясникова В.С.
История. Всеобщая история. 11 класс: базовый уровень, углубленный уровень
Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ
Павленко Н.И., Андреев И.Л., Ляшенко Л.М. / Под ред. Киселева А.Ф., Павленко Н.И.
История. История России (базовый уровень)
исключен из ФПУ
(приказ № 576 от 08.06.2015)
ранее закупленные могут быть использован в образовательной деятельности до 08.06.2020
Киселев А.Ф., Попов В.П.
История. История России (базовый уровень)
исключен из ФПУ
(приказ № 576 от 08.06.2015)
ранее закупленные могут быть использован в образовательной деятельности до 08.06.2020
Сахаров А.Н., Загладин Н.В.
История (базовый уровень)
Загладин Н.В., Петров Ю.А.
История (базовый уровень)
Уколова В.И., Ревякин А.В. / Под ред. Чубарьяна А.О.
История. Всеобщая история (базовый уровень)
АО «Издательство «Просвещение»
Улунян А.А., Сергеев Е.Ю. / Под ред. Чубарьяна А.О.
История. Всеобщая история (базовый уровень)
АО «Издательство «Просвещение»
История (углублённый уровень)
Загладин Н.В., Симония Н.А.
История. Всеобщая история (углубленный уровень)
История. Всеобщая история (углубленный уровень)
Сахаров А.Н., Боханов А.Н.
История. История России. В 2 ч. (углубленный уровень)
исключен из ФПУ
(приказ № 576 от 08.06.2015)
ранее закупленные могут быть использован в образовательной деятельности до 08.06.2020
Загладин Н.В., Петров Ю.А., Минаков С.Т., Козленко С.И.
История. История России (углубленный уровень)
исключен из ФПУ
(приказ № 576 от 08.06.2015)
ранее закупленные могут быть использован в образовательной деятельности до 08.06.2020
Павленко Н.И., Андреев И.Д., Ляшенко Л.М. и др.
История. История России. Углубленный уровень. В двух частях
исключен из ФПУ
(приказ № 576 от 08.06.2015)
ранее закупленные могут быть использован в образовательной деятельности до 08.06.2020
История. История России. Углубленный уровень. В двух частях
исключен из ФПУ
(приказ № 576 от 08.06.2015)
ранее закупленные могут быть использован в образовательной деятельности до 08.06.2020
Сахаров А.Н., Буганов В.И. / под ред. Сахарова А.Н.
История. История России (углубленный уровень) 1 часть
АО «Издательство «Просвещение»
исключен из ФПУ
(приказ № 576 от 08.06.2015)
ранее закупленные могут быть использован в образовательной деятельности до 08.06.2020
Буганов В.И., Зырянов П.Н., Сахаров А.Н. / Под ред. Сахарова А.Н.
История. История России (углубленный уровень) 2 часть
АО «Издательство «Просвещение»
исключен из ФПУ
(приказ № 576 от 08.06.2015)
ранее закупленные могут быть использован в образовательной деятельности до 08.06.2020
Шестаков В.А. / Под ред. Сахарова А.Н.
История. История России (углубленный уровень)
АО «Издательство «Просвещение»
исключен из ФПУ
(приказ № 576 от 08.06.2015)
ранее закупленные могут быть использован в образовательной деятельности до 08.06.2020
Линейки учебников по истории 10 11 класс
ЛИНИЯ УЧЕБНИКОВ ПО ИСТОРИИ РОССИИ ДЛЯ 6—9 КЛАССОВ
Авторы: кандидат исторических наук, доцент Е.В. Пчелов, доктор исторических наук, профессор П.В. Лукин, доктор исторических наук, профессор В.Н. Захаров, доктор исторических наук, профессор К.А. Соловьёв, кандидат исторических наук, доцент А.П. Шевырёв. Под научной редакцией доктора исторических наук, профессора Ю.А. Петрова.
Включена в Федеральный перечень учебников (№ 1.1.2.3.1.2.1 — 1.1.2.3.1.2.4)
ЛИНИЯ УЧЕБНИКОВ ПО ИСТОРИИ РОССИИ ДЛЯ 10 КЛАССА. БАЗОВЫЙ И УГЛУБЛЁННЫЙ УРОВНИ
Авторы: доктор исторических наук, профессор, декан факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Никонов, доктор исторических наук, профессор С.В. Девятов. Под научной редакцией доктора исторических наук, профессора, академика РАН С.П. Карпова.
Включена в Федеральный перечень учебников (№ 1.1.3.3.1.4.1)
ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ КУРС «ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ РОССИИ ДО 1914 ГОДА».
БАЗОВЫЙ И УГЛУБЛЁННЫЙ УРОВНИ. 11 КЛАСС
Авторы: кандидат исторических наук, профессор В.В. Кириллов, кандидат исторических наук М.А. Бравина. Под научной редакцией доктора исторических наук, профессора Ю.А. Петрова.
Учебник включён в Федеральный перечень учебников (№ 2.1.3.1.2.1.1)
При подготовке учебников учтены все новейшие достижения современной исторической науки и актуальные проблемы истории России. Особенное внимание уделено раскрытию особенностей развития Российского государства, места и роли России в мировой истории и современном мире.
ЛИНИЯ УЧЕБНИКОВ ПО ИСТОРИИ ДЛЯ 10—11 КЛАССОВ. БАЗОВЫЙ И УГЛУБЛЁННЫЙ УРОВНИ
Авторы: доктор исторических наук, профессор А.Н. Сахаров, доктор исторических наук, профессор Н.В. Загладин, доктор исторических наук, профессор, один из руководителей группы разработчиков Историко-культурного стандарта Ю.А. Петров.
Учебник включён в Федеральный перечень учебников (№ 1.1.3.3.1.5.1)
Учебник даёт ориентиры для понимания проблем и противоречий современной России, мирового развития в целом и перспектив их решения. Особое внимание уделяется роли и месту России в мировой истории — её самобытный путь развития органично встроен в событийную канву мирового исторического процесса.
Чем новые учебники истории отличаются от старых. По пунктам
С 1 сентября российские школьники начнут изучать отечественную историю по учебникам, переформатированным под новый историко-культурный стандарт. Как рассказала на днях в эфире программы «Вести» новый министр образования РФ Ольга Васильева, подготовлены три линейки учебников. В российские школы, пообещала чиновница, книги поступят в сентябре. Znak.com нашел новый учебник и сравнил его с пособиями предыдущих лет. Выполнены ли установки главного вдохновителя реформы, президента РФ Владимира Путина? В 2013 году он, предлагая создать новый единый учебник по истории, настаивал на том, что новые учебники должны быть «написаны хорошим русским языком», лишены «внутренних противоречий и двойных толкований», а также «идеологического мусора».
Три линейки новых учебников по истории, о которых упоминала Васильева, подготовлены тремя разными издательствами: «Просвещение», «Русское слово» и «Дрофа». Найти их сейчас в свободной продаже непросто. В книжных магазинах Екатеринбурга, например, доступны лишь книги издательства «Дрофа». Это пять томов в твердой обложке светлых тонов. В верхнем правом углу красная отметка – «историко-культурный стандарт», сзади еще одна – «одобрено Российским историческим обществом». Текст отпечатан на хорошей бумаге, с обилием цветных иллюстраций. Деление по томам (как и прежде) соответствует изучаемым в классе периодам. Шестой класс, например, изучает историю с древнейших времен до XVI века, а десятый — с начала XX века по начало XXI.
Всей линейки новых школьных учебников по истории России целиком не оказалось ни в одном из магазинов города. Только единичные экземпляры от издательства «Дрофа» (а учебник за восьмой класс, рассказывающий об эпохе от Петра I до Екатерины II, нам не удалось найти вовсе). При этом сотрудники торговых точек утверждают, что учебников от двух других издательств, соответствующих новому историко-культурному стандарту, они не видели вообще. До начала учебного года осталась неделя. (Стоит, правда отметить, что в первую очередь отпечатанные книги идут в школьные библиотеки для выдачи учащимся. И в свердловских образовательных учреждениях говорят, что они действительно поступают к ним).
Конечно, нагляднее и корректнее всего было бы сравнить учебники одного авторского коллектива: том, написанный до принятия нового историко-культурного стандарта, с томом, написанным после. На практике это невозможно. У каждой из линеек учебников свой набор авторов, их состав меняется от тома к тому (в зависимости от специализации историков по периодам) и от издания к изданию. Так, учебник «История России: с древнейших времен до XVI века», опубликованный в этом году издательством «Дрофа», написан Игорем Андреевым и Иваном Федоровым. В 2012 году учебник по отечественной истории того же периода был подготовлен Игорем Андреевым в соавторстве с Игорем Данилевским и опубликован издательством «Мнемозина». Два издания отличаются оформлением, названиями глав и параграфов, контрольными заданиями для учащихся. Текстовая часть также имеет различия.
Тем не менее новеллы, продиктованные современными общественно-политическими веяниями, в новых учебниках вполне считываются и материал для сравнения есть. Естественно, самые любопытные перемены прослеживаются в кусках текста, повествующих о так называемых «дискуссионных моментах» российской истории.
«Иногда это объединение называют Киевской Русью»
В самом раннем средневековье такой спорный момент — это прежде всего вопрос происхождения славян и руси, трактовка призвания варягов. С XIX века это предмет полемики, порой ожесточенной, между историками-западниками и историками-славянофилами.
«Итак, князья, возглавившие ранние восточнославянские объединения, скорее всего, были иноплеменниками. Однако неверно считать, что славяне не могли самостоятельно создать государство. Просто во главе древнейших государств обычно ставились выходцы из других народов. Объединявшиеся племена предпочитали, чтобы ими управляли иноземцы. Почему? Скорее всего, потому что людям пришлым легче разрешать противоречия и споры местной родовой знати», — объясняется этот момент в учебнике Андреева, Федорова 2016 года. Тезис прописан как аксиома и без каких-либо примеров из истории других государств.
В 2012 году этот эпизод в учебнике Андреева и Данилевского подавался так: «Чем больше людей присутствовало на вече, тем труднее было принять решение, которое устроило бы всех. Поэтому вскоре между племенами, заключившими военный союз, начались распри. По летописной легенде, чтобы прекратить их и наладить порядок, народное собрание жителей северных земель решило пригласить правителя-князя со стороны, “из заморья”».
Еще один важный момент, бросающийся в глаза тем, кто учился по учебникам советского образца и книгам, изданным в 90-х, — старательная попытка избежать общепринятого термина «Киевская Русь». Раннее государство восточнославянских племен теперь старательно именуется «Древнерусским». Упоминается, что варяги Кий, Щек и Хорив были «первыми князьями» в «земле полян» и что именно они «по преданию» построили на берегу Днепра Киев. Только один раз дается скромное пояснение в одну строку о том, почему Древнерусское государство имеет другое, куда более распространенное название: «Поскольку столицей государства стал Киев, иногда это объединение называют Киевской Русью».
«Языческая реформа 983 года» и князья-торговцы
Еще один ключевой момент раннего средневековья – крещение Руси князем Владимиром в 988-989 годах. С инициативой установить именно этому князю монумент в Москве в 2015 году выступило Российское военно-историческое общество (идеологом создания РВИО выступал глава минкульта РФ Владимир Мединский, а попечительский совет возглавляет вице-премьер Дмитрий Рогозин).
«Новая религия проповедовала терпение, смирение и всепрощение. Ее основные заповеди способствовали сохранению внутреннего порядка в государстве, давая ему нравственное обоснование», — такой параграф появился в учебнике Андреева, Федорова, подготовленного по новому историко-культурному стандарту. Попытка унификации языческих культов и придание Киеву статуса духовного центра государства, предпринятая Владимиром около 983 года, теперь именуется «языческой реформой» — «первым самостоятельным шагом» молодого князя, который «захотел поставить языческую веру на службу государству». Подчеркивается, что шаг этот был «неудачным».
В учебнике 2012 года эти события описывались проще. Никакого упоминания о «языческой реформе» и государственническом подходе. Вместо этого были слова о попытке укрепления Владимиром личной власти. Впрочем, принятие христианства трактуется так же – как «одно из самых важных решений, которые когда-либо приходилось принимать древнерусским правителям». О том, что принятие византийского варианта христианства вскоре осложнило взаимоотношения с западным миром, не сказано ничего.
Любопытный момент. Из нынешней версии учебника выпал параграф о торговых контактах Древней Руси. В учебнике 2012 года было сказано: «Уже при Владимире I Святославовиче молодая христианская Русь начала налаживать связи с государствами Центральной и Западной Европы. Сохранялись связи и со странами Востока. Бурно развивалась торговля. В древнерусских городах можно было встретить купцов из Византии, Польши и Скандинавии, Хазарии и Волжской Болгарии, а также Персии и Хорезма. Армянские и еврейские торговцы связывали Русь с Англией, Испанией, странами Кавказа и Передней Азии». В 2016 году вопрос торговых контактов включили в параграф о роли городов в Древней Руси. «Большое значение для их развития имела международная торговля. Однако ею занимались лишь знатные и богатые люди. Даже князья участвовали в торговых операциях», — кратко отметили Андреев и Федоров.
«Спас народ, воспитанный в православной вере»
Еще одна реперная точка, маркирующая происходящее в стране, — трактовка Смуты. И старая, и новая версии учебника описывают этот период как драматические события XVII века. В учебнике 2016 года, составленном по новому историко-культурному стандарту, отмечается, что эти события связаны «с расколом общества и государства». Чуть ниже объясняется, что крестьяне были недовольны отменой Юрьева дня (права перехода к другому барину) и усилением «налогового гнета». «Тысячи крестьян жаждали возвращения к старине, связывая свои чаяния с мечтой о добром и справедливом государе» — резюмируют составители книги. Резкие строки о том, что «низы ополчились на верхи» и «сословия распались на враждующие лагеря», присутствовавшие в прежней версии учебника, исчезли из обновленного текста.
«Свободный выбор украинского народа»
Из череды исторических событий в России XVII века, которые традиционно включаются во все учебные планы, обращает на себя внимание появившийся в новой версии учебника параграф о мотивах выхода украинских земель из-под юрисдикции Речи Посполитой и перехода их под юрисдикцию Московского государства. «Несмотря на позицию части [казацкой] старшины, которая рассматривала Переяславльскую раду (в 1654 году на раде в Переяславле казачество во главе с Богданом Хмельницким приняло решение о вхождении Украины в состав Московского государства – прим. ред.) как эпизод в политической борьбе, то был свободный и осознанный выбор украинского народа, проявление культурной, исторической религиозной, этнической общности, соединяющей два народа», — прописали авторы нового учебного издания Андреев, Федоров, Амосова.
В издании 2012 года Андреева и Данилевского фрагмент о решении Переяславльской рады звучал проще: «В январе 1654 года на Переяславльской раде было принято решение о вхождении Украины в состав России. При этом Украина получала автономию: царь сохранял гетманское управление, права и вольности казачьего войска, самоуправление городов».
«Обман, воровство, взяточничество процветали на всех этажах власти»
В новых учебниках, как и раньше, можно прочитать о пороках самодержавия и неэффективности абсолютной монархии. То ли так укоренились клише, оставшиеся еще с советских времен, то ли все-таки идеологическое влияние в этих местах оказалось не слишком сильно. Например, вот какой пассаж можно найти про эпоху Николая I.
«Итоги его царствования были неутешительными. Попытки выстроить патриархальное государство-семью потерпели неудачу. Стремление монарха лично контролировать все сферы российского общества оборачивалось слабостью системы управления. Работа бюрократического в основе своей аппарата власти приходила в расстройство. Воспитанные беспрекословно исполнять волю начальства чиновники не были заинтересованы ни в успехе проводимых мероприятий, ни в повышении своего профессионализма. В итоге — обман, воровство, взяточничество процветали на всех этажах власти», — говорится в учебнике за авторством Ляшенко, Волобуева, Симоновой.
Звучит довольно современно. Учебник одобрен Министерством образования и науки РФ. Соответствующая помета в книге имеется.
«Индустриализация в условиях враждебного окружения»
Наверное, самое непростое для авторов учебников — описание эпохи Сталина. В новом историко-культурном стандарте из числа 20 трудных вопросов отечественной истории три касаются именно этого периода (среди исторических деятелей это «рекорд»). Спорные моменты в стандарте сформулированы так: «причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И. В. Сталина, причины репрессий», «оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны», «цена победы СССР в Великой Отечественной войне».
Для сравнения, в учебнике 2006 года для 10 классов под редакцией Никиты Загладина, Сергея Козленко, Сергея Минакова, Юрия Петрова, по которому раньше учились школьники, параграф, посвященный культу личности Сталина и репрессиям, составлял 12 страниц. В учебнике, выпущенном в этом году издательством «Дрофа» за подписью Олега Волобуева, Сергея Карпачева и Петра Романова по новому историко-культурному стандарту, тем же самым вопросам отведено лишь две страницы текста.
В старом учебнике Загладина, Козленко, Минакова, Петрова итоги сталинских репрессий описывались куда предметнее: «Точные масштабы репрессий до сих пор точно не установлены. По примерной оценке, с 1930 по 1953 год к смертной казни было приговорено 800 тыс. человек. Концентрационные лагеря прошли 18 млн человек».
В начало главы о 1930-х годах авторы нового учебника Волобуев, Карпачев, Романов вынесли достижение сталинской эпохи – индустриализацию. «Индустриализация проходила в условиях “враждебного” окружения. Следствием противостояния с “миром капитала” стало создание военно-промышленного комплекса, — пишут авторы. — Здесь не действовали принципы рыночного хозяйства, на которых выросла индустрия Запада». Еще один абзац о показателях: «По объему промышленной продукции СССР вышел на первое место в Европе и второе место в мире – вслед за США. Удельный вес нашей страны в мировом производстве в 1937 году составлял 13,7% против 2,6% в 1913 году. Советский Союз превратился в индустриальную державу».
Коллективизация трактуется аналогичным образом: «Ни отмена крепостного права, ни Столыпинская реформа не изменили столь сильно жизнь деревни, как введение колхозного строя. Безвозвратно ушли в прошлое патриархальная крестьянская Русь». Чуть ниже: «Был остановлен характерный для второй половины XIX – начала XX века процесс расслоения крестьянства». Про трагедию раскулачивания сказано только: «Одновременно с ликвидацией кулака ушел из жизни тип предприимчивого хозяина-труженика».
Для сравнения — несколько строк из предыдущего учебника Загладина, Козленко, Минакова, Петрова. «Модернизация СССР в 1930-е годы не сняла все проблемы развития страны». «Модернизация лишь частично изменила социально-демографическую структуру Советского Союза. Сельское население составляло большую часть населения страны (55%)».
«Единый антироссийский фронт»
Отсутствие в новом учебнике хоть какого-нибудь анализа причин больших потерь и отступления Красной армии в первый период Великой Отечественной войны уже не удивляет. Все это осталось в учебниках 90-х. Теперь текст начинается с фразы: «Война началась внезапно для расположенных вдоль границ советских воинских частей». Никаких упоминаний о директиве №1, разосланной в 23.30 войскам о приведении приграничных военных округов в боевую готовность. Зато в числе тех, кто выступал с обращениями к гражданам в первые дни войны, между Молотовым и Сталиным упомянут «глава Русской православной церкви митрополит Сергий», обратившийся «с патриотическим посланием к верующим».
Для описания событий новейшего периода истории России авторы учебника отвели 51 страницу. Из них 16 страниц посвящены эпохе Бориса Ельцина, 35 – периоду правления Владимира Путина, с перерывом на президентство Дмитрия Медведева.
Последняя часть кажется слишком комплиментарной. Отмечается, что Путину «досталось непростое наследство». Среди проблем перечисляются: «внешний долг, низкий уровень инвестиций, криминализация промышленной и торговой деятельности», «незначительный золотовалютный резерв, дефицит бюджета, низкая собираемость налогов», «своеволие региональных властей», «влияние олигархов и лоббистов на принятие решений разными органами власти», «низкий уровень жизни большой части населения, маленькие пенсии, безработица, демографический спад». «Все эти задачи постепенно (хотя и не в полной мере) решались и в первое президентство В. В. Путина, и в течение второго его президентства», — подчеркивают авторы учебника. Ниже — несколько страниц об улучшениях в экономике и социальной сфере.
В части политических преобразований отмечается, что к началу нулевых «электорат разочаровался в либеральных реформах». Решение об отмене одномандатных округов перед выборами в Госдуму 2007 года объясняется так: «Отказ от выборов по одномандатным округам был призван снизить использование административного ресурса для проведения “своих” кандидатов. Новый порядок выборов облегчил формирование законодательных инициатив и решений». О том, что в 2014 году одномандатные округа на выборах в Госдуму вернули, нет ни строчки. Ничего не говорится о подверстанном к событиям в Беслане 2004 года решении упразднить выборы глав регионов. Вместо этого есть другой абзац: «На фоне думских и президентских выборов [декабря 2011-го, марта 2012 года] активизировалась оппозиция как праволиберальная, так и крайняя левая. Довольно многолюдные митинги были проведены в Москве, например, на Болотной площади. Необходимость дальнейшей демократизации общественной жизни признала и государственная власть. Так, были приняты решения об избрании губернаторов и облегчении правил юридической регистрации политических партий». Ниже с красной строки: «Выборы 2011 года в Государственную думу подтвердили доминирующее положение в ней “Единой России”». О последовательном внедрении «двуглавой» системы местного самоуправления и повсеместного отказа от всенародных выборов мэров — опять ничего.
Заканчивается глава о власти и обществе в начале XXI века пространным объяснением нынешнего кризиса: «В 2014 году Россия столкнулась с серьезными политическими и экономическими трудностями, вызванными политикой санкций со стороны стран Запада в связи с событиями в Украине и воссоединением (после референдума) Крыма».
Внешней политике России отведена самая существенная часть последнего раздела. Среди прочего описываются «так называемые “цветные революции”», «произошедшие в Грузии и Украине», «революция тюльпанов» 2005 года в Киргизии.
Сильнее прочих недоумение вызывает последний блок, посвященный событиям конца 2013-2014 годов в Украине. «Янукович (под угрозой для его жизни) тайно покинул Киев и вскоре вынужден был укрыться в России. В Киеве незаконно было сформировано новое правительство», — безапелляционно констатируют авторы учебника. Присоединение Крыма к России описывается так: «11 марта 2014 года постановлениями Верховного совета автономной республики Крым и Севастопольского городского совета была принята Декларация о независимости. Так революция, начавшаяся в Киеве, стала явлением международной политики и на революционной волне выплеснулся “поплывший” в другом направлении Крым».
«В странах Запада сложился во главе с США единый антироссийский фронт, ставящий целью с помощью системы санкций “наказать” Россию за Крым и за неприятие большинством населения юго-восточных областей Украины национализма киевской власти. Налаживаемые в течение двух десятилетий партнерские отношения между Россией и странами Запада во многом были сведены на нет», — заканчивается глава о современной внешней политике России.
Вместо итога
Профессор факультета истории Высшей школы экономики, член рабочей группы по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории Игорь Данилевский в интервью «Медузе» заявил на этой неделе: «Никаких особенных отличий от прошлых учебников у новых не будет. Единственное, что вызвало споры, это год, на котором заканчивается рассмотрение. Рабочая группа приняла решение, что лучше закончить 2013-м, хотя я считаю, что лучше бы остановились на 2000-м. Сложные исторические вопросы были вынесены вовне».
Возражений эта позиция не вызывает. Так повелось еще с дореволюционной России, что история страны преподается детям списками дат, событий, имен. Все это напыляется трактовками, идеологически необходимыми для действующих руководителей государства. Почти не предпринималось попыток дать школьникам понимание многообразия других государств, а также экономических и культурных традиций, которые вошли в сплав современной России.