линн торндайк история магии и экспериментальной науки
История магии и экспериментальной науки. Римская империя
Книга посвящена истории магии и экспериментальной науки и их связи с христианской мыслью в течение первых 13 веков нашей эры, причем особое внимание уделяется 12 и 13 векам. Магия в этой книге понимается в самом широком смысле этого слова и включает в себя все оккультные искусства и науки, суеверия и фольклор. Развитие магии и экспериментальной науки было так тесно взаимосвязано, что колдуны и маги, вероятно, первыми обратились к эксперименту, поэтому история магии и экспериментальной науки станет более понятной, если изучать их вместе.
Эта книга посвящена истории магии и экспериментальной науки и их связи с христианской мыслью в течение первых 13 веков нашей эры, причем особое внимание уделяется 12 и 13 векам. Полного обзора истории магии и экспериментальной науки за этот период еще никто не сделал, поэтому мне пришлось обработать большое число манускриптов. Магия в этой книге понимается в самом широком смысле этого слова и включает в себя все оккультные искусства и науки, суеверия и фольклор. Я попытаюсь оправдать использование этого термина с помощью всех источников, которые были мною изучены. Моя идея заключается в том, что развитие магии и экспериментальной науки было тесно взаимосвязано, что колдуны и маги, вероятно, первыми обратились к эксперименту, поэтому история магии и экспериментальной науки станет более понятной, если изучать их вместе. Я также хочу сделать более понятной, чем это было для большинства ученых, латинскую науку средневекового периода (мы вообще очень плохо знаем ведущих ученых этого периода) и, вероятно, ни один вопрос не нуждается в освещении сильнее, чем тот, который мы затронули в этой книге. Законы, направленные против магии, народные приметы магии, преследование и казни ведьм остались за пределами моего исследования.
История магии и экспериментальной науки, Книга 1, Торндайк Л., 2018
История магии и экспериментальной науки, Книга 1, Торндайк Л., 2018.
Изучаемый период.
Сначала я собирался ограничить свое исследование 12 и 13 веками, то есть временем наибольшей средневековой продуктивности, но скоро понял, что этот период нельзя понять, не рассматривая творения греческих, латинских и ранних христианских авторов, которым он многим обязан. Если ученый, изучающий историю Византийской империи, должен знать историю Древнего Рима, исследователь средневековой церкви и романских языков обязан знать латынь, то человек, изучающий труды Константина Африканского, Винсента Бове, Гвидо Бонатти и Фомы Аквинского должен хорошо знать произведения Плиния, Галена, Птолемея, Оригена и Августина, Аль-Кинди и Альбумасара, из которых они многое позаимствовали. На самом деле, провести между ними четкую границу невозможно. Труды древних авторов сохранились, в основном, в их средневековом изложении; в ряде случаев есть все основания полагать, что они подверглись изменениям или дополнениям, а, порой, на их основе создавались совершенно новые работы. Во всяком случае, они дошли до нас благодаря тому, что средневековые ученые изучали их и ценили и, в значительной степени, сделали их своими.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
История магии и экспериментальной науки, Книга 2, Торндайк Л., 2018
История магии и экспериментальной науки, Книга 2, Торндайк Л., 2018.
Сейчас мы хотим возвратиться в то время, с которого началось наше исследование классической науки и магии, чтобы проследить развитие христианской мысли по этим вопросам. Далеко ли отошло христианство от древней науки и суеверий? Много ли оно у них позаимствовало?
Магия и религия.
Много раз отмечалось, что в ту пору, когда начинает господствовать новая религия, старые верования дискредитируются и объявляются магией. Вера и ритуалы большинства, которые исполняются публично, называют религией. Культ, от которого общество отказалось, отправляется теперь меньшинством — тайно, внутри семьи; его клеймят как магический и противоречащий общественному благу. Христианские авторы называют языческих оракулов и прорицателей колдунами, а древних богов — демонами того же рода, которых вызывают во время магических ритуалов.
И наоборот, когда новая религия только появляется, ее называют чужой верой, личным культом меньшинства, а основная часть народа считает ее иноземной магией. Это подтверждается обвинениями в колдовстве и магии, которое предъявляли Иисусу евреи, а языческий мир, привыкший к языческим ритуалам — самим евреям и первым христианам. Такими же взаимными обвинениями в магии обменивались пророк Мухаммед и жители Мекки.
Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Но, возможно, это была средневековая интерполяция, вроде тех, какими христиане пытались изобразить «твердь среди вод». Кроме того, она чем-то напоминает Вселенную греческого философа Левкиппа, который изобразил землю в виде полушария, над которым располагалось другое полушарие, представлявшее собой воздух. Все это окружала хрустальная сфера, державшая Луну. Над ней располагались планеты, а еще выше — Солнце. — Орр, 1913 год.
Самым древним из них был Иоанн из Антиохии, живший во времена правления Гераклия, около 620 года нашей эры. Вполне вероятно, что он использовал труды Панодора, египетского монаха, писавшего в годы правления Аркадия. Но даже этот автор родился через сто лет после сожжения книг.
Однако в книге «Лабиринт Соломона» Бертелот (1885 год) приводит, в качестве примера античной магии, фигуры, которые были, в значительной степени уничтожены христианами, и говорит, что алхимия распространилась среди евреев в очень древние времена, хотя и признавал, что не раньше, чем появился Лейденский папирус, созданный в 3-ем веке. Но, начав сотрудничать с Руэлле (1888 год), Бертелот вынужден был признать, что она не старше манускрипта 11 века, в котором было приведено ее описание. Он утверждал, что это было дополнение, сделанное в 14 веке, и является «кабалистической работой Средних веков, которая не имеет никакого отношения к древней традиции греческих алхимиков.
Эти примеры взяты из статьи «Асбест» в Британской энциклопедии. Здесь также пишется, что Карл Великий имел скатерть, которую очищал от грязи, бросив в огонь, и что в 1676 году купец из Китая демонстрировал в королевском обществе платок из «шерсти саламандры», или из «асбестового полотна». Этот камень описывал и Марко Поло.
«В 1702 г. Около Невьянских ворот в Риме была обнаружена погребальная урна, в которой находился череп, кости и другие останки, завёрнутые в покрывало из асбеста необыкновенной длины». Оно до сих пор хранится в Ватикане.
Наоборот, асбест находят в высоких Альпах, неподалёку от ледников, в Шотландии или даже в Сибири. (Восток и Райли). В статье об «Амианте» у Пола-Висова неправильно указывается, что Плиний в книге XIX имел ввиду асбест. Плиний кратко описывает камень «амиант» в другой главе, который Восток и Райли называют «самой тонкой разновидностью асбеста», поскольку «он ничего не теряет в огне» и не растворяется ни в каких зельях магов. В алфавитном указателе камней Плиний утверждает, что асбест имеет цвет железа и залегает в горах Аркадии.
Книга начинается с таких слов: «Вот я сплету тебе на милетский манер разные басни» и начиналась с греческой истории.
Аналогичные практики описал А У. Ховит в своей книге «Коренные племена Юго-Восточной Австралии»: «врачеватель из враждебного племени проник в лагерь ночью и с помощью сети особой конструкции захватил одного из жителей, оттащил его примерно на сотню ярдов от лагеря, вспорол ему живот, вытащил печень и большой сальник, а потом набил рану пригоршней травы с песком».
Никандр жил в Пергаме во втором веке до нашей эры при Аттале III. Из его работ до нас дошли поэма «Териака», содержащая 958 гекзаметров, и другая поэма «Алексифармака» — в 630 строк. В Национальной библиотеке Парижа хранится иллюстрированный манускрипт «Териаки», созданный в 11 веке, о котором О. М. Дэлтон в своей книге «Византийское искусство и археология» пишет, что это «очевидно, тщательно выполненная копия очень древнего оригинала, созданного, вероятно, в те времена, когда жил сам Никандр.
Впрочем, историк Приол считал, что все сведения об Индии Филострат, скорее всего, получил «на этом великом рынке индийских товаров, каким была Александрия», или взял их у более древних авторов.
См. Евсевий «Против Аполлония». Лактанций, вероятно, имел в виду Иерокла, когда писал о философе, который написал три книги против Христианства и заявлял, что чудеса, которые творил Аполлоний, ни в чем не уступают чудесам Христа.
Дж. Э. Харрисон в своей книге «Фемида» пишет: «сам Будда считал ненужной всю систему ведических ритуалов, которая включала в себя астрологию, прорицание, наведение чар, толкование примет и ведовство, однако, в самых древних из дошедших до нас ступ, весь символизм был заимствован из жертвенного фольклора Вед». Сам Будда родился под знаком Тельца.
Плиний приводит в «Естественной истории» несколько отличающееся от этого народное поверье о том, что львица, будто бы, разрывает себе когтями матку и поэтому рожает всего лишь один раз. Опровергая это мнение, Плиний ссылается на Аристотеля, который писал, что львица приносит детенышей пять раз, как мы уже указывали выше.
Скилакс был персидским адмиралом во времена царя Дария. Он побывал в Индии и написал о своем путешествии книгу. Однако ученые сомневаются, что дошедшая до нас книга под его именем была создана им самим, а некоторые датируют ее 4-м веком до нашей эры.
Быть может, это греческий огонь?
Историк Дио Кассий, современник Филострата, тоже утверждает, что Аполлоний в Эфесе объявил об убийстве Домициана и даже назвал имя его убийцы в тот самый момент, как все это случилось. Его рассказ очень сильно отличается от рассказа Филострата, поэтому мы можем быть уверены, что Кассий не списал его у философа. Он заканчивает свою историю такими словами: «Так это все и было, появись хоть десять тысяч сомневающихся.
Например, А. Б. Кук в своей книге «Зевс» утверждает, что иункс — это солнечное колесо, а вовсе не птица. Но изображения птицы иункса встречается на нескольких поздних греческих вазах; магические колеса тоже там присутствуют, но их никто не называл иунксами.
Поймандр» был переведён на английский язык Джоном Эверардом. Это был мистик и очень популярный проповедник, чьи выдающиеся проповеди часто становились причиной его ареста и заключения под стражу во времена Якова I и Карла I. Говорят, что Яков спросил его: «Кто такой этот вездесущий доктор? Его следовало бы назвать нигде-не-сущим!». В 1657 году доктор Эверард напечатал свой перевод, к которому был добавлен трактат «Аскпепий». В 1884 г. он снова появляется в репринте «Оккультной серии Бата» с предисловием Харгрейва Дженнингса; во втором томе этой серии была напечатана гермесова «Девственница Мира». Этот том вышел в Лондоне.
Линн торндайк история магии и экспериментальной науки
«Магия существовала у всех народов и во все времена»
Гегель;«Лекции по философии религии».
Цель этой книги
Эта книга посвящена истории магии и экспериментальной науки и их связи с христианской мыслью в течение первых 13 веков нашей эры, причем особое внимание уделяется 12 и 13 векам. Полного обзора истории магии и экспериментальной науки за этот период еще никто не сделал, поэтому мне пришлось обработать большое число манускриптов. Магия в этой книге понимается в самом широком смысле этого слова и включает в себя все оккультные искусства и науки, суеверия и фольклор. Я попытаюсь оправдать использование этого термина с помощью всех источников, которые были мною изучены. Моя идея заключается в том, что развитие магии и экспериментальной науки было тесно взаимосвязано, что колдуны и маги, вероятно, первыми обратились к эксперименту, поэтому история магии и экспериментальной науки станет более понятной, если изучать их вместе. Я также хочу сделать более понятной, чем это было для большинства ученых, латинскую науку средневекового периода (мы вообще очень плохо знаем ведущих ученых этого периода) и, вероятно, ни один вопрос не нуждается в освещении сильнее, чем тот, который мы затронули в этой книге. Законы, направленные против магии, народные приметы магии, преследование и казни ведьм остались за пределами моего исследования.
Изучаемый период
Сначала я собирался ограничить свое исследование 12 и 13 веками, то есть временем наибольшей средневековой продуктивности, но скоро понял, что этот период нельзя понять, не рассматривая творения греческих, латинских и ранних христианских авторов, которым он многим обязан. Если ученый, изучающий историю Византийской империи, должен знать историю Древнего Рима, исследователь средневековой церкви и романских языков обязан знать латынь, то человек, изучающий труды Константина Африканского, Винсента Бове, Гвидо Бонатти и Фомы Аквинского должен хорошо знать произведения Плиния, Галена, Птолемея, Оригена и Августина, Аль-Кинди и Альбумасара, из которых они многое позаимствовали. На самом деле, провести между ними четкую границу невозможно. Труды древних авторов сохранились, в основном, в их средневековом изложении; в ряде случаев есть все основания полагать, что они подверглись изменениям или дополнениям, а, порой, на их основе создавались совершенно новые работы. Во всяком случае, они дошли до нас благодаря тому, что средневековые ученые изучали их и ценили и, в значительной степени, сделали их своими.
Как изучать историю мысли
Вполне возможно, что я попытался охватить слишком многое и что-то упустил. По истории философии и искусства материалов и свидетельств сохранилось гораздо больше, чем по истории политики или экономики. И к тому же, они более надежные, поскольку поиски истины или красоты не требуют обмана или использования людских предрассудков, как это происходит при поисках богатств или власти. Более того, история философии более однородна и последовательна, более регулярна и устойчива, чем изгибы и колебания политической истории; по этой причине ее общие черты можно установить с большей достоверностью, даже если изучать ее на ограниченном числе примеров, если, конечно, они правильно отобраны и охватывают период времени достаточной продолжительности. Более того, мне кажется, что на современной стадии исследования и накопленного объема знаний, основательные выводы или даже новые гипотезы можно сделать на основе широкого сравнительного исследования, а не с помощью тщательного и утомительного изучения мелких подробностей одним человеком в течении многих лет. Опасность здесь заключается в слишком узком взгляде на вещи, чрезмерном преувеличении роли одного исторического деятеля или какой-либо теории, а также в невозможности изучить факты при полном историческом освещении. Ни одного средневекового автора, ученого или человека, занимавшегося магией, нельзя понять в отрыве от других, его труды следует рассматривать «в контексте его окружения и его предшественников».
Определение магии
Некоторым может показаться странным, что я так тесно связываю магию с историей человеческой мысли, но это слово произошло от слова «Маг», что в Персии или Вавилоне означало мудреца. Словом «магия» греки и римляне обозначали творения и практики мудрецов. Быть может, это слово появилось еще раньше и происходит от шумерского или туранского imga или ипда, что означало «глубокий» или «серьезный». Как мы увидим, точного значения слова «магия» даже в классические времена и в эпоху Средневековья никто не знал. Тем не менее, им тогда обозначали не только различные приемы, но и всю совокупность идей или доктрин. Магия представляла собой способ восприятия мира. Эта сторона магии иногда теряется в поспешных современных определениях, которые рассматривают ее просто как собрание ритуалов и праздников. Вполне возможно, что у первобытного человека и дикарей ритуалы не сопровождались почти никакими идеями. И до тех пор, пока эти действия древних людей не стали базироваться на творческом, служащем определенной цели, рациональном мышлении и не были связаны с ним, их действия нельзя называть религиозными, научными или магическими — границы между ними нет. Бобры строят плотины, птицы вьют гнезда, муравьи сооружают муравейники, но у них нет магии, точно так же, как нет религии и науки. Магия предполагает определенное состояние ума, поэтому ее нужно рассматривать с точки зрения истории мысли. С